Беременность позади, и вот ваш кроха уже у вас на руках - такой милый и беззащитный. Вы, конечно, безмерно рады этому, но, кроме счастья, которое разгорается у вас внутри, вы ощущаете смутную тревогу и беспокойство, а все ли в порядке с ребенком? Да, он выглядит прекрасно, активно сосет грудь, да и родился здоровеньким, но вдруг что-то пойдет не так, а вы этого не заметите? Вдруг вы что-то упустите, и здоровье малыша подорвется?
Действительно, обнаружить какую-то возникшую проблему, о которой мама и папа не всегда догадываются, сможет только врач-педиатр, поэтому родителей обязуют ходить к нему на прием каждый месяц - взвешиваться, измеряться, проверять рефлексы и т. д.
Однако это не означает, что после похода в поликлинику родителям не нужно следить за развитием новорожденного и пустить все на самотек. Теперь их задача - отслеживать развитие ребенка до года по мере сил и возможностей, фиксировать положительные изменения и отклонения от усредненных показаний (отклонения должны быть внушительные!). В случае, если вы заметили что-то странное в поведении или внешнем виде малютки, незамедлительно обращайтесь к педиатру. Так вы сможете профилактировать и предотвращать различные проблемы.
А пока в помощь мамочкам и папочкам календарь развития ребенка по месяцам.
Календарь поможет вам следить за особенностями развития ребенка, он даст вам ориентир, на каких этапах вы находитесь, чего ждать от них, как реагировать.
1 месяц
Средние показатели физиологического развития ребенка
Физическое развитие можно оценить по 4 параметрам:
- окружность груди.
За всеми этими характеристиками будет тщательно следить педиатр. . Но и родителям не мешает знать примерные показатели. Чтобы каждый раз не возвращаться к этому пункту, мы решили представить вашему вниманию две таблицы, где отражены важные параметры малышей с рождения до года.
Таблица объема головы и грудной клетки. С ее помощью также можно отслеживать прибавку в росте и весе
Таблица роста и веса с рождения до года
Помните: эти показатели усредненные! Все малыши очень разные, и развитие ребенка до года происходит в индивидуальном режиме. Главное, чтобы эти показатели менялись плавно, без резких скачков.
Мышцы и тонус
Мышечный тонус ребенка повышен. Ручки у новорожденного согнуты в локтях, ножки - в коленках, кулачки сжаты. В медицине это называется «гипертония сгибателей» или . Это нормальное состояние для ребенка от 0 до 3 месяцев. Если вы попытаетесь разогнуть его ручки и ножки, то они будут сопротивляться. Педиатры и детские массажисты не рекомендуют насильно разгибать конечности новорожденного, так как это может вызвать еще большее повышение мышечного тонуса.
Николай Никонов (врач-миолог, остеопат, профессиональный массажист, главный врач клиники «Эмендо») рассказывает:
«Работа мышц ребенка контролируется головным мозгом, и именно головной мозг дает команду мышцам детеныша находиться в напряженном состоянии. Но как только мозг малыша разовьется, то именно он даст команду мышцам расслабиться. Гипертонус пройдет, и это произойдет к 3 месяцам жизни крохи».
Никонов учит, что когда мы трогаем ручки малыша или любую другую часть тела, то мы в первую очередь воздействуем на головной мозг, посылая ему импульсы. То есть идет развитие не ножек или ручек, а головного мозга. Именно он, в свою очередь, управляет конечностями маленького человечка. И чем больше мы развили мозг, тем лучше будет двигаться ребенок.
Рефлексы
У месячного ребенка обычно проверяют , которые указывают на то, что развитие новорожденного правильное. Рефлексы должны быть симметричны, малыш должен выражать их одинаково, в обе стороны: например, при проверке рефлекса ползания его ножки, отталкиваясь от ладони взрослого, должны двигаться активно, правая и левая действовать одинаково. Рефлекс автоматической ходьбы тоже предполагает одинаковое, симметричное перебирание ножками.
Что умеет
- Отличие месячного малыша от только что родившегося в том, что он уже умеет фиксировать взгляд на лице взрослого и ярких предметах ().
- Он умеет сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете.
- У него появляется первая улыбка на обращенную к нему речь взрослого.
- Если малыша перевернуть на животик, он будет пытаться вставать и .
Развиваем ребенка
Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему, что вы делаете («Сейчас я пойду тебя кормить»), гладьте его, выкладывайте почаще на животик. В его маленькие ручки можно вкладывать различные по фактуре .
Возможные проблемы
- Пупочная ранка: необходимо перекисью или зеленкой.
- : чтобы минимизировать отрыжку, после кормления держите малыша столбиком некоторое время, пока не отойдет воздух.
- - частое явление у новорожденных.
- - боли в кишечнике, от которых новорожденный нервничает и плачет.
Общение
Новорожденному очень важно постоянно находиться со своей мамой, чувствовать ее запах и прикосновения, слышать ее голос. Так малютка чувствует себя в безопасности.
Не бойтесь брать малыша на ручки. . Большинство педиатров не согласны с мнением, что это может разбаловать детёныша. Он еще слишком мал для этого. Наоборот, это рождает в его маленькой головке уверенность, что он нужен и любим. Ему, как никогда, нужен тактильный контакт, поэтому в этом возрасте актуален и .
2 месяц
Период новорожденности закончился, и начинается период грудного возраста, который продлится до 1 года. В этот период вам уже легче, вы лучше понимаете своего малыша, вас теперь не пугает каждый звук, который он издает, вы более спокойно осуществляете уход за ним.
Сон
Малыш по-прежнему долго спит - до 18 часов в сутки. Его сон может быть беспокойным, кроха возится и просыпается без причин. Малютка легко засыпает у мамы на руках, но когда она делает попытку переложить его в кроватку, он сразу просыпается. Поэтому рекомендуется укачивать его сразу в кроватке или перекладывать его тогда, когда он только задремал.
Во сне малыш уже не так сильно и часто вздрагивает, как месяц назад. Его можно не или слегка припеленовывать.
Что умеет
- Малыш научился держать головку несколько секунд.
- Он делает попытки протягивать ручки к игрушкам.
- Если игрушку вложить ему в ручку, он способен ее удерживать некоторое время, трясти.
- Он фокусирует взгляд на близком предмете, расположенном не дальше метра, и, если этот предмет уводить в сторону, он должен уметь проследить за ним глазками.
- Малыш начинает гулить - произносить свои первые звуки.
- У 2 месячного ребенка появляется мимика и эмоции.
- У ребенка улучшает (новорожденные детки почти глухие из-за скопления в среднем ухе амниотической жидкости). Если взять звуковой предмет и погреметь им у головы грудничка, так, чтобы он не видел, то он будет поворачивать головку в сторону звука.
- У малыша начинают работать слюнные железы, что облегчает ему процесс сосания.
- Гипертонус начинает ослабевать.
Развиваем ребенка
Первоочередная задача в этот период - развивать его зрение, слух, двигательную активность.
- Для зрения подойдет игрушка с яркими цветами, но не слишком пестрая и многоцветная. Пусть она будет одного цвета, а на ней нарисован объект другого цвета (лучше улыбающаяся рожица). Водите игрушку по горизонтали и вертикали перед глазами малыша - пусть он следит за ней. Над кроваткой можно подвесить мобиль. .
- Для слуха нам понадобится или колокольчик, которым нужно звенеть вне поля зрения грудничка. Также полезно включать крохе разные мелодии.
- Для двигательной активности можно порекомендовать фитбол. В 2 месяца ребенка можно выкладывать животиком на него и катать взад-вперед. Это развивает мышцы живота, помогает профилактировать колики и т. д.
Возможные проблемы
- Колики.
- Гнойные выделения на глазах малыша - .
- . В последних двух случаях следует срочно обратиться к педиатру.
Общение
Нельзя оставлять ребенка одного, он всегда должен быть под присмотром. Хорошие родители знают, когда малыш готов играть, а когда он устал. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями - его психическое здоровье еще хрупкое, перевозбуждение нервной системы приведет к слезам и истерике.
3 месяц
Сон
Что умеет
- Ребенок становится более эмоциональным: он не просто лежит, он теперь узнает маму и папу, смеется, гулит, общается с ними своим языком. Он начинает капризничать, проявлять характер. Если ему что-то не нравится, он это показывает: корчит рожицы, кричит, рычит, хныкает и т. д.
- Более внимательно изучает игрушки, прежде чем их потрогать или взять в ручку. После изучения малыш берет игрушку и тянет ее в рот. Это тот самый период, когда крохе необходимо все попробовать на вкус.
- Малыш умеет переворачиваться со спинки на бочок. Если он лежит на животе, то может привстать на ручки.
- Он способен удерживать головку и вертеть ею в разные стороны.
- Обнаруживает свои ручки и играет с ними.
- Способен определять источник света и звука.
Развиваем ребенка
- Продолжаем развивать зрение малыша, слух.
- Так как малыш начинает в это время активно гулить, то рекомендуется за ним эти звуки повторять. При этом показывайте ему, как вы произносите тот или иной звук активной мимикой.
- Полезно вкладывать в ручки малыша разные предметы: гладкие, шершавые, вязаные, холодные, теплые.
- Актуальной становится игра «Ку-Ку». Мама прячется под платочек или одеяло и, выглядывая оттуда, говорит «ку-ку». Можно поспрашивать малыша «Где мама?».
Возможные проблемы
- Недостаточная : если малыш за 2 недели прибавил меньше нормы, и снизилось количество «пописов», то есть смысл задуматься о докорме. Об этом следует сообщить вашему педиатру.
- Беспокойный дневной сон.
Общение
В этот период можно начать делать массаж. Лучше нанять профессионального массажиста. Сами вы можете разминать пальчики на ручках и ножках малыша (например, в игровой форме «сорока-сорока»), разгибать пальчики и сгибать. На подошвах ног «рисуйте» семерки и восьмерки.
В 3 месяца можно начинать учить малыша переворачиваться на животик и ползать.
Включайте музыку с разным ритмом и пританцовывайте с малышом на ручках - ему это понравится. Не забывайте общаться с малюткой, рассказывайте обо всем, что происходит вокруг него.
4 месяц
Сон
Теперь малыш спит 16 часов/сутки. 10 из них приходятся на ночной сон, 6 - на дневной (3 раза по 2 часа).
Особых различий между сном 3-месячного и 4 месячного младенца нет, кроме каких-то индивидуальных. По-прежнему актуальны теплая (если кроха не перевозбуждается), легкий массажик и укачивания с музыкой. Мама может петь ребенку сама. .
Что умеет
- Малыш должен уметь переворачиваться со спинки на бочок и обратно.
- Он должен уверенно держать головку и уметь, лежа на животе, опираясь на ладошки, привставать.
- Если грудничка взять за подмышки и поднести к какой-нибудь твердой поверхности, то его ножки будут отталкиваться от нее.
- Ладошки крохи теперь отрыты (до этого он сжимал их в кулачок), он ими может непроизвольно стучать по чему-нибудь.
- Младенец умеет удерживать предметы в руке, трясти погремушкой так, чтобы она звенела.
- Он целенаправленно засовывает ручку в рот или пальчик, чтобы его пососать.
- Начинает узнавать свое имя и реагирует, когда кто-то его зовет по имени.
- Появляются новые эмоции - обида, страх, любопытство и т. д.
- Некоторые грудные детки могут неосознанно произносить слоги «ба», «ма».
- Интерес к своему телу у малютки повышается, теперь он может долго играть с ручками и ножками, трогать свои волосы, ушки и. д.
- Он узнает своих близких, радуется их приходу, расстраивается, когда они уходят, может различать их по голосу. С настороженностью относится к новым людям.
- У него появляется постоянная любимая игрушка или вещь.
Развиваем ребенка
Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, показывайте и называйте ему разные предметы, подносите к окну и показывайте, что там снаружи.
Более активно развиваем мелкую моторику: давайте ему различные мешочки с крупами, тряпочки разной фактуры. В его арсенале должна быть игрушка, которая сшита или изготовлена из материалов, разных на ощупь.
Продолжайте повторять за ним звуки, но теперь сами вводите новые. Делать это можно в виде песенки. Выбирайте любую мелодию (или выдумайте свою) и пойте «ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма («Я на солнышке лежу»), «та-та-та-та-та-та-та» («И на солнышко гляжу») и т. д.
Возможные проблемы
Общение
Игры с мамой и папой очень нравятся ребенку, он с удовольствием играет в прятки (лицо прикрывается ладошками или платком), следит за летящим самолетиком (который, естественно, «ведете» вы), слушает стихи, читаемые мамой (пусть и недолго). Главное не то, ВО ЧТО вы играете, а совместное времяпрепровождение, общение.
5 месяц
Сон
На пятом месяце жизни ребенок должен спать около 15 часов/сутки, 10 из которых приходится на ночное время и 5 - на дневное.
Что умеет
- Ребенок уже может , но с поддержкой (не самостоятельно!).
- Если взять малыша за ручки, то с позиции лежа он будет стараться подтянуться к маме, при этом не запрокидывая головку, как раньше.
- Кроха в состоянии схватить движущийся предмет.
- Лепет малыша становится намного разборчивей.
- Он начинает отличать интонацию взрослых, например, строгую от доброй.
- Малыш учится искать спрятанные игрушки. Он пока не может найти полностью спрятанную под платком вещь, но, если какая-то часть игрушки будет выглядывать, он ее увидит.
Развиваем ребенка
Так как малыш уже пытается сидеть и даже ползать, то важно обращать внимание на его физическое развитие, а именно - на мышцы спины. Но и другие мышцы важны, поэтому стимулируем его двигательную активность. Покупаем фитбол и занимаемся на нем с малышом.
В этот период по-прежнему актуален массаж от профессионала и гимнастика.
Самое время учить кроху манипулировать различными предметами. К примеру, игра с мячом: показываем, что его можно бросать, катить, и т. д.
Учим малыша ползать, положив перед ним его любимую игрушку. Пусть малютка опирается ступнями о ваши ладони.
Полезно имитировать звуки разных животных, при этом обязательно рассказывая крохе, кто именно так «говорит»: «Как киса мяукает? Мяу, мяу, мяу», «Как собачка лает? Гав, гав, гав».
Возможные проблемы
- Из-за возросшей активности есть риск падения ребенка с возвышенных мест, поэтому не оставляйте его никогда без присмотра!
- У некоторых грудничков уже в этот период начинают прорезываться зубки, из-за чего они меняют свое поведение.
Общение
Малыш все больше интересуется окружающей средой, ему интересно все, и это «все» его прекрасно развивает. Если маме нужно что-то сделать по дому, она может пассивно привлечь к этому малыша. Пусть он наблюдает за ней. Можно посадить его в рюкзачок-кенгуру и делать какие-то дела, которые не представляют опасности для ребенка. Например, мыть посуду или вытирать пыль.
Сажайте кроху себе на коленки и приговаривайте потешки «По кочкам, по кочкам, в ямку бух!». Это развлечение нравится всем детишкам.
6 месяц
Сон
Подносите малыша к зеркалу. Он будет с удивлением смотреть на свое и ваше отражение.
Пора покупать и показывать крохе книжки. Для малышей можно найти книги из ткани, твердых материалов, пластика и т. д.
Возможные проблемы
- У большинства детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки. У некоторых меняется поведение, повышается температура, нарушается аппетит и сон.
- Вследствие введения (который в большинстве случаев начинается в это время) может появиться проблема со .
Общение
Ребенок нуждается в постоянном общении с родителями. Он еще не вполне понимает, что вы ему говорите, но ему нравится ваша интонация, которой он охотно подражает, поэтому пойте ему песенки, читайте стишки и потешки, рассказывайте обо всем вокруг. Ведите с ним диалог: каждый раз, когда малютка что-то произносит, отвечайте ему этим же звуком или другим.
Самое время учить его словам. Произносите часто «мама», «папа» каждый раз, когда кто-то из вас появляется. Так ребенок вскоре соотнесет звучание слова с конкретным «объектом». «Мама сейчас будет тебя кормить», «Папа тебя покачает» и т. д.
7 месяц
Сон
Спит малыш в этом возрасте до 15 часов/сутки по выстроенному режиму. Сон может стать беспокойным из-за возникающих постоянно новых навыков - он слишком перевозбуждается, познавая мир.
Что умеет
- Лежа на спине, поднимать ножки и дотягиваться до своих ступней.
- Лежа на животе, опираясь на предплечье одной руки, другой тянуться за игрушкой.
- Тянуться за небольшим предметом и загребать его всеми пальчиками.
- С предметом в руке вращать кистью.
- У малышей этого возраста мир разделился на «своих» и «чужих». У них нарастает привязанность к «своим» и появляется недоверие и даже страх к «чужим».
- Ребенок начинает подражать действиям и движениям взрослых.
- К 7 месяцам повышается эффективность мышления - малыш начинает понимать слова. С каждым месяцем он будет делать это лучше и лучше.
Развиваем ребенка
Посадите малыша на пол перед кучей игрушек, а с какой-либо стороны поставьте коробку. В этом возрасте детям интересно вытаскивать вещи из коробки и бросать их.
Из игрушек можно приобрести: пирамидку, тряпичную куколку, металлофон, фигурки животных, баночки с крышками, а также ходунки и прыгунки, если нет противопоказаний.
Для развития слуха: под одеяло положите музыкальную игрушку. Малыш должен определить, откуда идет звук. Также этот «прием» развивает поисковые навыки малютки.
Что умеет
- Малыши вовсю сидят без опоры, спокойно поворачиваются назад, чтобы взять предмет или посмотреть, кто издает звук.
- Самое время играть с малышом в «Ладушки», так как именно в 9 месяцев она научились хлопать в ладоши.
- Может следить за двигающимся предметом, например, мячом. Поэтому с этого момента покупайте крохе мячик и играйте с ним в него.
- Активно воспроизводит все новые звуки взрослой речи.
Развиваем ребенка
Большинству детишек в этом возрасте становятся интересны любые предметы, кроме собственных игрушек. Половник привлекает гораздо сильнее, чем машинка, а картонная коробочка - просто хит! Малыш долго будет забавляться с наушниками от плеера, а вот пирамидку сразу же отбросит. Не отбивайте его желание познавать вещи и мир. Если вам кажется, что какой-то предмет представляет опасность для ребенка (половником можно ударить себя, в наушниках запутаться), будьте рядом и подстраховывайте его.
Возьмите большую коробку и сложите в нее всякую всячину - домашнюю утварь и игрушки вперемешку. Поставьте перед малышом - пусть разбирается!
9-ти месячный малютка очень интересуется кнопочными «игрушками»: разнообразными пультами и телефонами. Если вам жалко свои «взрослые», то купите ему детский экземпляр.
Возможные проблемы
Сон малыша все еще не стабилен из-за бурной активности и прорезывающихся зубов. Он может плакать и стонать во сне.
Общение
Диалоги с карапузом становятся все более продуктивные и интересные: если кто-то спросит, где у кисы глазки, положив перед ребенком картинку с котом, то малыш уже сможет указать на них пальчиком. Он также покажет, где носик у мамы и губки у папы.
Мама и папа - неисчерпаемый источник информации для малютки, а вернее - проводники. В этот период малыш постоянно «просит» их поводить его по квартире за ручки - он уже умеет так «ходить» с помощью взрослых. Ходунки облегчат эту задачу, но увлекаться не стоит, так как они могут оттянуть момент первых шагов ребенка.
10 месяц
Сон
Сон сокращается до 13-14 часов/сутки. 10 часов - это ночной сон, и 3-4 часа - дневной (2 раза по 1,5-2 ч.).
Детишки этого возраста часто и без видимой причины плачут ночью. Маме приходится по нескольку раз вставать к кроватке малыша и укачивать его. Эта так называемая стадия «страха разлуки» с мамой - явление нормальное. Даже те малыши, которые от роду спят в кроватках самостоятельно, проходят эти этапы детских ночных страхов. Оставляйте на ночь светильник и всегда будьте рядом, если малыш вдруг заплачет.
Перед дневным отдыхом малыш может долго крутиться и вертеться - это может усугубиться в тот момент, когда у него получится встать самому на ножки в кроватке. Теперь он будет проделывать этот «фокус» много раз перед вами, прежде чем уснуть.
Что умеет
- Встает на четвереньки с живота, стоит и раскачивается в этом положении.
- Стоя на четвереньках, может поднять одну руку и попытаться достать какую-то вещь.
- Устойчиво сидит и не заваливается на бок, если тянет ручку в сторону.
- У него появляется так называемый «пинцетный захват»: он берет мелкий предмет двумя пальчиками - большим и указательным.
- Очень удивляется, если, ожидая услышать какой-то знакомый звук, издаваемый кем-то или чем-то, он слышит другой. Этот момент можно использовать в игре.
- Смеется, если смеется мама или папа.
Развиваем ребенка
Предоставьте крохе простор для ползания. Для этого расчистите пространство и уберите из него все опасное для него.
Покажите ребенку, как слезать с дивана: положите его на животик, разверните попой и спустите ножки. Вскоре он начнет это делать сам.
Для развития мелкой моторики предлагается поиграть с крупой, зерном, макаронами: рассыпьте все это в глубокий поднос и дайте малышу покопаться в нем. Он будет перебирать крупу ручками и пересыпать ее.
Во время купания теперь можно тоже играть: возьмите стаканчик с дырочками на дне и налейте в него воду - она польется из дна струйками. Малыш будет пытаться поймать эти струйки и удивляться, почему они не ловятся. Обычная ворона тоже подойдет для этой цели.
Дайте крохе бумагу, пусть он ее разрывает на кусочки. Считается, что этот навык - разрывать бумагу - очень важный показатель правильного развития малыша.
Возможные проблемы
- Аллергия на прикорм.
- Прорезывающиеся зубы.
Общение
Покажите малютке фотографии, на которых запечатлены его близкие - мама, папа, бабушка, дедушка и т. д. Малыш обязательно узнает их.
10-ти месячные дети начинают «чувствовать» музыку: если раньше они пассивно слушали песенки и мелодии, то теперь они начинают пританцовывать и двигаться под ритм. Поэтому продолжайте танцевать с ним и петь ему ─ это способствует развитию его музыкальных способностей.
У малыша новая «фишка»: он научился указывать пальчиком на то, что его интересует. Отныне мама и папа будут вести кроху туда, куда он попросит, указав пальчиком, и рассказывать о том предмете, на который он показал. Если реакции на его «пальчик» не будет, карапуз начнет нервничать.
11 месяц
Сон
Ночной сон длится 9-10 часов, а днем малыш спит 2 раза по 1,5-2 часа. Так как жизнь крохи становится более динамичной, чем раньше, у него с каждым днем появляется все больше умений и навыков, то особое значение приобретают ритуалы перед сном, которые помогут расслабиться и настроиться на сон. Как правило, к этому моменту вы давно используете какие-то приемы для укладывания - продолжайте это делать.
Что умеет
- Самостоятельно встает на ножки, держась за опору. Переступает с ножки на ножку, может так ходить внутри кроватки.
- Стоит, держась одной рукой, а другой тянется за предметом.
- Может наклоняться или присаживаться, держась за опору.
- Бросает игрушки в игре.
- Многие малыши на этой стадии уже реагируют на свое имя, могут делиться предметами и по просьбе «Дай маме зайчика» протянуть его.
- Показывать жестами «До свидания» и «Иди ко мне», грозить пальчиком, указывать на предмет пальчиком.
Развиваем ребенка
Ребенку все интереснее становятся книжки. Покупайте ему с картинками, рассматривайте их и рассказывайте, что где изображено. Если это котик и утка, то имитируйте мяуканье или кряканье, если машинка, то звук двигателя.
Игра в телефон полезна с точки зрения обучения диалога: «звоните» малышу с игрушечного телефона, давайте ему трубку, пусть он «отвечает». Звонить можно куклам и мягким игрушкам.
Учим ребенка различать понятия «теплый» и «холодный»: дайте ему что-то холодное (например, овощ из холодильника), а потом теплое.
Очень важны игры, где подстегивается мелкая моторика. Можно использовать те, в которые вы играли до этого (крупы, зерна). Предоставляйте крохе больше дидактического материала для ознакомления с новыми поверхностями и текстурами (камешки, ракушки, древесина, песок и т. д.).
Большинство карапузов открывают для себя лестницу и ступеньки. Несмотря на то, что эта «игрушка» может быть очень утомительной для родителей, не ленитесь водить малыша по ней.
Теперь малышу интересны сюжетные игры: он с удовольствием кормит слоника с ложечки и укладывает спать. Можно устраивать диалоги между зверями, так - через ролевую игру ─ малыш учится здороваться, говорить «спасибо» и т. д.
Возможные проблемы
- Отказ от менее однородной пищи, которая не так хорошо измельчена. Малыш может давиться пищей кусочками, так как он к ней не привык. Продолжайте пюрировать пищу, но параллельно давайте ему корочки хлеба, детское печенье, очищенную морковку, сушку. Постепенно он научится жевать.
- Малыш может отказаться есть что-то новое, так как к этому времени у него уже появились любимые блюда.
Общение
11 месяцев - возраст большой активности, которую нельзя ограничивать. Не требуйте от малыша усидчивости, он не будет сидеть час и играть в пирамидку или рассматривать книжки: ему это будет интересно не более 5 минут.
Манеж тоже перестал быть «спасением» для мамы, отныне малыш требует движения и только движения. Он загоняет вас по квартире, так как ему обязательно нужно будет заглядывать именно туда, куда нельзя, вам придется бесконечное количество раз поднимать его к верхней полке, чтобы он мог поближе рассмотреть часы или картину. Он уверенно берет ваши руки и показывает, что хочет, чтобы вы его поводили по жилищу. Спина будет болеть, ноги отваливаться, но нужно набраться терпения, ведь это очень важно для развития вашего ребенка.
12 месяцев (1 год)
Появление в семье малыша – момент важный и крайне ответственный. И не имеет значения, первенец это или второй, третий ребенок. Каждый подготовленный родитель знает, насколько насыщенным является первый год жизни малыша, и как важно отслеживать развитие ребенка по месяцам, чтобы не упустить важные моменты или отклонения. В помощь новоиспеченным родителям предлагаем емкую, но легкую для восприятия статью, чтобы всегда оставаться в курсе событий и эффективно помогать малышу расти и развивать.
В сантиметрах и килограммах: таблица норм физического роста ребенка первого года жизни
Измерять, слушать, смотреть малыша после рождения – это обыденные действия, которые очень быстро входят в привычку молодых родителей.
Сколько грамм набрали, на сколько сантиметров подросли, как соотносятся окружности головы и груди – все это старательно сверяют с показателями таблицы развития ребенка по месяцам до года (так называемая «таблица норм физического развития»).
Но эти данные можно использовать лишь для приблизительной ориентации в «нормальности» физического роста малыша, учитывая при этом:
- показатели роста и веса ребенка при рождении;
- особенности индивидуального развития и наследственность малыша;
- пол ребенка;
- состояние и самочувствие малыша;
- в таблицах представлены усредненные или крайние показатели норм;
- статистика ВОЗ и педиатрических наблюдений может иметь расхождения.
Тем не менее, расти до года малыш должен, приблизительно, так:
Рост, см | Вес, кг | ВОЗРАСТ (мес) | Окружность головы, см | Окружность груди, см |
47-52 | 2,5-4 | рождение | 32-36 | 31-38 |
49-53 | 3-4,5 | 1 | 33-37 | 32-39 |
51-57 | 3-5 | 2 | 35-38 | 33-40 |
55-60 | 4,5-6,5 | 3 | 37-40 | 34-42 |
57-63 | 5-7 | 4 | 38-41 | 36-44 |
59-66 | 6-8 | 5 | 39-42 | 38-46 |
61-68 | 6-8 | 6 | 40-43 | 39-47 |
63-69 | 6,5-9 | 7 | 41-44 | 40-49 |
65-71 | 7-9,5 | 8 | 42-45 | 41-50 |
66-72 | 7-10 | 9 | 42-46 | 42-51 |
67-74 | 7-10 | 10 | 43-47 | 43-52 |
69-75 | 7,5-10,5 | 11 | 43-47 | 43-53 |
70-76 | 8-11 | 12 | 44-50 | 44-54 |
В таблице приведены крайние усредненные, низкие и высокие показатели по росту и развитию мальчиков и девочек, поэтому не стоит волноваться, если где-то на 1-2 сантиметра или полкилограмма показатели малыша «выпадают».
Организм найдет свой темп и скорость развития, комфортные для ребенка.
О явных проблемах и возможных отклонениях в развитие и питании (при их наличии) сообщит и проконсультирует квалифицированный детский врач на плановом приеме
Умею, могу и учусь: всестороннее развитие по месяцам до года
Когда ребенок хорошо кушает и растет, сантиметры и весы откладываются в сторонку, и родители начинают интересоваться возможностями, навыками и новыми умениями малыша. Что он уже умеет и что должен уметь; как воспринимает окружающий мир и как должен на него реагировать; что у него получается хорошо, а где требуется помощь и поддержка родителей или специалистов.
Календарь развития по месяцам до года
Новорожденный:
- малыш дышит, видит, слышит, издает звуки;
- движения рук и ног хаотичны;
- пальцы рук сжаты в кулачки;
- руки и ноги полностью не выпрямляются;
- присутствуют врожденные рефлексы: мигательный, поисковый, сосательный, глотательный, хоботковый, ладонно-ротовой, подошвенный, защитный, хватательный, обхватывания, шаговый, ползанья, нырятельный;
- большую часть времени малыш спит.
В 1 месяц:
- ребенок в положении лежа начинает поднимать голову и шею;
- реагирует на звуки и свет;
- присматривается к очертаниям предметов и лицам;
- может следить за движением яркого предмета;
- начинает улыбаться;
- реагирует на разные интонации в голосе родителей.
В 2 месяца:
- ребенок пытается удерживать голову вертикально около минуты;
- приподнимает голову и грудь, лежа на животике;
- активно реагирует на звуки, свет, привлечение внимания;
- движения рук и ног становятся менее хаотичными;
- ярко проявляется «комплекс оживления»;
- малыш может удерживать и рассматривать игрушку в руке;
- развивается трехмерное восприятие предметов;
- ребенок пытается сам поворачиваться на бок.
В 3 месяца:
- хорошо держит голову до 2 минут;
- лежа на животе, пытается приподняться на локтях;
- становится более подвижным и вертлявым, пробует переворачиваться;
- проявляет активный интерес к игрушкам, пытается их схватить;
- тянет ручки и одеяло в рот;
- хватательный рефлекс переходит в осознанное хватание;
- малыш начинает гулить и смеяться;
- привлекает внимание доступными способами (крик, плач, смех, перебирание ножек).
В 4 месяца:
- малыш пытается поднимать голову лежа на спине;
- делает попытки подтянуться и сесть;
- упирается ножками, когда его держат вертикально под мышки;
- переворачивается на бок;
- делает попытки повернуться со спины на живот;
- поднимается и упирается на ладошки, лежа на животе;
- удерживает внимание на интересующем предмете несколько минут;
- играет погремушками, ударяет по ним, пытается словить;
- узнает лица близких;
- различает и узнает голоса;
- реагирует на свое имя;
- часто и долго может гулить.
В 5 месяцев:
- пытается переворачиваться с живота на спину;
- начинает сидеть с поддержкой, полулежа;
- предпринимает попытки ползти по-пластунски;
- увлеченно рассматривает и ощупывает различные предметы;
- играется со своими пальчиками и ножками;
- появляется «пищевой интерес» к взрослой еде;
- может пить с ложечки;
- узнает своих близких и остерегается чужих;
- могут начать лезть зубки;
- появляется «цветное» зрение;
- у малыша может получиться произнести первые простые слоги.
В 6 месяцев:
- ребенок тянется ручками к маме, просится на руки;
- крутится, переворачивается;
- лежа на животе пытается ползти/ подтягиваться вперед или отталкиваться назад;
- сидит и достаточно твердо стоит с поддержкой;
- делает попытки встать на четвереньки;
- «играет» своим голосом, лепечет то тихо, то громко;
- перекладывает игрушки из руки в руку;
- знает и использует основные особенности игрушек (стучит, пищит и т.д.);
- можно начинать вводить первый прикорм, давать пробовать новую еду.
В 7 месяцев:
- ребенок уверенно сидит сам;
- наклоняется и тянется за игрушками в положении сидя;
- ползает;
- делает попытки встать у опоры;
- узнает знакомые вещи по названию (смотрит на них, когда его просят найти);
- интересуется своим отображением и телом;
- бросает и подбирает игрушки;
- «знакомится» с причинно-следственными связами (бросить-упало);
- сам может держать поильник, когда пьет из него;
- хорошо кушает с ложки.
В 8 месяцев:
- малыш может сам сесть и подняться на ноги у опоры;
- пытается делать первые шаги с поддержкой;
- хлопает в ладоши;
- машет «пока»;
- расширяется мимический репертуар реакций;
- может длительное время играть с любимой игрушкой;
- знает, как достать или попросить желаемую вещь;
- может сам держать и есть сухарик/ бублик и т.д.;
- формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню и т.д.);
- лепечет на своем языке.
В 9 месяцев:
- ребенок уже ходит у опоры или за руки;
- делает попытки ходить самостоятельно;
- интересуется маленькими предметами, развивает мелкую моторику;
- играет преимущественно сидя;
- может выполнять простые просьбы (принести, дать);
- появляются устойчивые сочетания слогов, первые слова со смыслом;
- понимает запреты;
- использует знания из долговременной памяти;
- стремится к активному общению;
- подражает действиям взрослых (например, подносит телефон к уху).
В 10 месяцев:
- приседает, поднимается на ноги, наклоняется;
- пытается ходить за одну руку;
- учится переступать преграды;
- любит открывать/закрывать шкафчики, складывать/ разбрасывать игрушки;
- произносит простые односложные слова;
- разбирает игрушки, складывает пирамидку;
- формируется привязанность к часто встречающимся людям;
- стремиться к другим детям;
- хочет пробовать есть сам, играется с едой;
- указывает на предмет, который называют.
В 11 месяцев:
- совершенствуются двигательные навыки;
- ребенок выполняет двусложные просьбы (иди, принеси);
- эмоционально выражает свое отношение, принятие/непринятие;
- может найти или показать называемый предмет;
- нравится что-либо рвать, растягивать, доставать;
- хорошо ориентируется и передвигается в пространстве;
- стремится к совместной игре;
- учится делиться, просить;
- может сам руководить процессом кормления (берет сам чашку, показывает на ложку);
- пытается стягивать с себя вещи;
- танцует.
В год:
- ребенок ходит сам;
- приходит, когда его зовут по имени;
- в словарном запасе есть около десятка простых слов;
- умело преодолевает преграды на пути;
- выполняет сложные поручения;
- начинается момент «отделения» от взрослого;
- с интересом наблюдает и «комментирует» происходящее вокруг;
- появляются элементы сюжетных игр (возит машинку, укладывает куклу);
- активно подражает действиям взрослых и сверстников.
Как развиваются мальчики и девочки?
Развитие по месяцам до года мальчика и девочки могут незначительно отличаться, как в силу индивидуальных, так и физиологических особенностей. Например, девочек не советуют торопиться высаживать самостоятельно раньше полугода, чтобы не было в будущем проблем с внутренними женскими органами. А мальчики нередко бывают молчаливы, не хотят долго говорить первые слова. Здесь каждому родителю следует четко понять и грамотно разобраться в сути и значении всевозможных нормативных таблиц и графиков развития детей до года, чтобы не торопить, но и не затягивать естественные события.
Наш уже умеет, а ваш?
Кроме вполне естественных переживаний родителей в отношении соответствия развития своего малыша «общепринятым» нормам, немало беспокойства вызывают опыт и результаты малышей других родителей. Особенно впечатлительными бывают мамы. Развитие по месяцам до года девочки или мальчика становится для них обязательным планом к выполнению. Ведь результатами можно похвастаться мамочкам на площадке: малыш начал сидеть раньше положенного, или уже кушает новые продукты с 4 месяцев.
Но не бывает абсолютно одинаково развивающихся малышей, даже у одних родителей, даже если это близнецы.
Каждый ребенок уникален, у каждого свои особенности организма, темпы и скорость развития и приобретения навыков и умений. Развитие ребенка – это не дрессировка животного. Тут нельзя просто взять и научить. Детский организм должен быть подготовлен к каждому новому достижению.
Заключение
Родители могут лишь немного помогать малышу:
- любить его;
- обеспечивать для него необходимые условия питания и ухода;
- общаться, играться и упражняться с малышом;
- посещать детского врача и прислушиваться к его рекомендациям;
- гулять и заниматься;
- быть спокойными и счастливыми родителями здорового малыша.
Не гонитесь за успехами других детей. Всему свое время.
Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. О последних хотелось бы сказать отдельно. С одной стороны, на форумах и в социальных сетях очень популярным является выражение, что «ребенок никому ничего не должен», «когда будет готов, тогда и пойдет/сядет/заговорит и т.д.». В то же время, в окружении молодой мамы всегда найдутся «доброжелатели» в виде соседок, родственников и других мам, которые будут рассказывать — «а мой в вашем возрасте уже хорошо ходил/говорил/ ».
Любая любящая мама может растеряться и запаниковать, ведь важно не пропустить «тревожный звоночек» и вовремя обратиться к врачу, если малыш в какой-то из сфер отстает в развитии. Оба варианта: и полная беспечность, и повышенная тревожность нам не подходят. Лучше всего, если мама будет владеть полной информацией по нормам развития ребенка до года по месяцам и оценивать его способности самостоятельно, а в случае неоднозначности ситуации, советоваться с педиатром и узкими специалистами.
Самое главное, что хочется отметить, – нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык. Есть промежуток в возрасте «от» и «до», в котором какой-то навык появляется у 95% здоровых детей. Эти промежутки были определены путем наблюдения за большим количеством детей и теперь приняты как нормативный критерий.
Так, например, в отношении основных двигательных навыков Всемирная Организация Здравоохранения выделила «окна» – промежутки, когда ребенок должен освоить конкретный навык.
Если малыш укладывается в возрастные нормы, но при этом вас все же что-то смущает – проконсультируйтесь у специалиста. Врач будет ориентироваться не столько на нормативы, сколько на наличие/отсутствие рефлексов новорожденности, состояния черепных и других нервов, массу тела, тонус мышц, подвижность суставов и т.п. Другими словами, оценит, имеет ли организм малыша все ресурсы для овладения тем или иным навыком.
Ниже представлены навыки и порядок их возникновения у большинства детей соответствующего возраста. подробно рассмотрены в отдельной статье, поэтому здесь мы о них упоминаем вскользь.
1 месяц
В возрасте 30 дней после рождения кроха уже многое умеет:
- Лежа на животе на пеленальном столике или другой твердой поверхности, приподнимает голову и пытается ее удержать непродолжительное время.
- Фокусирует взгляд на лице, которое приближается на близкое расстояние.
- Прекращает плакать и прислушивается, когда мама берет на ручки и начинает с ним разговаривать. Таким образом малыш отвечает на общение и концентрирует свое внимание на взрослом. Плач может возобновиться, если причина дискомфорта не будет устранена.
- Малыш, кроме плача, уже может издавать и другие звуки. Обычно это короткие гортанные звуки в ответ на речь взрослого.
- Движения ручками и ножками становятся симметричными. Выражен тонус мышц – сгибателей. Другими словами, при разгибании ножек и ручек малыша вы чувствуете небольшое сопротивление.
- Начинает улыбаться при общении со взрослым и корчить гримасы при ярком свете, резком звуке, ветре, резком запахе или вкусе.
- Держит кулачки сжатыми и подносит их ко рту.
- Кроха способен сосредоточить свой взгляд на неподвижном ярком предмете и следить за ним, если предмет плавно и медленно перемещают.
Интересные игры и идеи по развитию крохи в 1 месяц смотрите .
2 месяца
- Лежа на животе, поднимает головку все выше и, в конце концов, может длительно удерживать её под углом 45 градусов. Кроме того, малыш хорошо держит головку в вертикальном положении на ручках у мамы (до 1 минуты), а в положении сидя головка все еще «падает» набок.
- Кроха поворачивает голову в сторону и старается найти глазами источник звука.
- Начинает подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет, лицо, игрушку.
- Крик становится выразительным, и его интонация сменяется в зависимости от причины.
- Учится поворачиваться с бочка на спинку.
Как развивать ребенка в 2 месяца читайте в .
3 месяца
- Мышцы малыша уже немного окрепли, и он способен приподнять голову и весь плечевой пояс, опираясь на локти и предплечья. Удерживать себя в такой позе кроха может до 2-3 минут.
- В 3 месяца появляется «комплекс оживления», о котором мы подробно говорили .
- Ребенок плавно следит за перемещающимся предметом и может долго и сосредоточенно рассматривать неподвижный предмет, который его заинтересовал. При разговоре, сосредотачивает все внимание на взрослом и ищет глазами говорящего в пределах комнаты.
- Успокаивается под мелодичное пение мамы.
- Малыш рад и способен удерживать легкую, подходящую по размеру погремушку в руке.
- Кроме погремушек, кроха «обнаруживает» свои ручки. Он соединяет их вместе, рассматривает, облизывает и сосет.
- К концу месяца кроха уже способен не только улыбаться, но и смеяться.
- К этому же возрасту малыш начинает самостоятельно поворачиваться на бочок, а некоторые малыши самостоятельно переворачиваются со спины на живот.
Игры для развития малыша в 3 месяца .
Недавно стали мамой малыша?
4 месяца
- Смех, который появился на 3 месяце, сейчас может превратиться в задорный громкий хохот при общении со взрослыми. Кроха радуется при появлении мамы, но также приветлив к чужим.
- Любит рассматривать свое отражение в зеркале.
- К концу месяца хорошо поворачивается со спины на живот и учится поворачиваться в обратном направлении — с живота на спину.
- Хорошо удерживает голову в любом положении, в том числе и в положении сидя. Старается схватить разные предметы, но часто промахивается. Придерживает ручками грудь или бутылочку.
- Если ребенка потянуть за ручки, он сгибает руки в локтях и подтягивается.
- Лежа на животе, ребенок может поднимать голову на 90 градусов.
- Лежа на спине, немного приподнимает голову и плечи.
- Все игрушки и предметы, которые малыш обнаруживает вокруг себя, он рассматривает, ощупывает и облизывает. Узнает «знакомые» игрушки и радуется им.
- Может четко локализовать источник звука, даже если он не очевиден.
Как развивать кроху в 4 месяца читайте в .
5 месяцев
- Малыш начинает различать родных и чужих людей. Проявляет настороженность при виде незнакомых и радуется появлению знакомых лиц.
- Различает ласковый и грубый тон собеседника и способен выражать собственные эмоции , хныканьем, криком. Демонстрирует реакцию оживления или страха адекватно ситуации.
- Хорошо переворачивается в одну сторону со спины на живот. В положении на животе — приподнимает верхнюю часть туловища, упираясь ладонями выпрямленных рук.
- Подтягивается руками за перекладину, пытаясь сесть.
- Большинство малышей в этом возрасте способны сидеть с поддержкой, сохраняя ровную спину и хорошо удерживая голову. Если посадят, может сидеть несколько минут, не заваливаясь в бок и балансируя из стороны в сторону.
- Играет пальцами ног, тянет их в рот, сосет и грызет.
- Раскачивается вперед — назад, лежа на коленях у мамы или другой мягкой поверхности.
- Обращает внимание на маленький предмет, подгребает его к себе и зажимает в кулачке. Начинает координировать движения рук и глаз, тянется за предметами и успешно их хватает.
- Если малыш находится на искусственном вскармливании, то уже умеет удерживать бутылочку одной или обеими руками.
Развивающие игры для пятимесячного малыша смотрите .
6 месяцев
- Малыш пытается передвигаться и ползти по-пластунски.
- Умеет хорошо переворачиваться с живота на спину. Может передвигаться, перекатываясь со спины на живот и обратно в нужном направлении.
- Кроха знает свое имя и отзывается на него. Различает свое и чужое имя.
- Если мышцы спины достаточно окрепли, то ребенок учится садиться из положения на животе, помогая себе рукой. Может сидеть с поддержкой. Если посадить – будет сидеть с ровной спиной. Если во время гимнастики потянуть за ручки – сядет и будет уверенно сидеть.
- С интересом рассматривает лицо мамы, трогает его, изучает. Эмоционально реагирует на отражение в зеркале – улыбается ему, агукает.
- Появляются цепочки лепета, которые складываются в слоги.
- Ребенок следит за движущимся предметом, поворачивает голову вслед за ним.
- Игрушку перекладывает из одной руки в другую, держит предмет ладонью и всеми пальцами.
- На вопрос: Где…? ищет глазами знакомый предмет.
Игры для развития ребенка в 6 месяцев читайте .
7 месяцев
- Ребенок уже может сидеть без опоры.
- Учится становиться на четвереньки и ползать, если для этого предоставляется достаточно свободного пространства.
- По тону голоса понимает запретные фразы. Перед тем как вступить в контакт, внимательно рассматривает собеседника.
- На вопрос «Где?» активно ищет предмет и показывает на него пальчиком.
- Учится играть в «Ку-ку». Начинает понимать, что предмет не пропадает, исчезая из поля зрения.
- Способен удерживать в каждой руке по предмету и старается ударять ими друг по другу. Размахивает игрушками, перекладывает их из руки в руку и бросает их, разжимая ладошки.
- Учится пить из чашки и кушает пищу с ложки.
Как развивать малыша в 7 месяцев читайте .
8 месяцев
- Узнает и показывает пальчиком на фото родных людей. Может найти и показать несколько одинаковых предметов в комнате, если они постоянно находятся в одном и том же месте (например, часы, картины).
- Встает на ноги, держась руками за опору. Хорошо сидит, ползает в разных направлениях, самостоятельно становится на колени, поднимая туловище вертикально, при этом придерживается за опору.
- Становится очень любознательным, поэтому в зоне доступа должны находиться только безопасные предметы.
- Понимает запрещающие слова, но слушается не всегда. При регулярных повторениях кроха машет рукой «пока» или хлопает в ладоши.
- Способен некоторое время самостоятельно играть с игрушками/предметами. Подражает взрослым в играх с игрушками: катает машинку, стучит, вынимает игрушки и складывает их.
- Лепет становится выразительным. Малыш четко, громко и с соответствующей интонацией повторяет разные слоги.
Развивающие игры для восьмимесячного малыша .
9 месяцев
- Кроха перелистывает плотные картонные странички книжки.
- Учится играть в мячик, катит его обратно.
- Самостоятельно пьет из чашки, иногда проливая содержимое на себя.
- Хорошо ориентируется в комнате, где постоянно находится. Находит и приносит предмет по просьбе «Дай мне…»
- Знает свое имя и поворачивается, если его зовут. Общается с окружающими жестами, голосом может позвать взрослого, используя крик или лепетные слова.
- Понимает простые фразы и слова, понимает запрет «нет».
- Учится ходить, держась за опору.
- Садится из положения лежа и обратно. Из положения стоя сесть еще не может.
- Учится брать мелкие предметы 2 пальцами. Начинает играть с пирамидкой, ставит 2 кубика друг на друга. Манипулирует игрушками в зависимости от их свойств: открывает, катит, достает и т.п.
- Играет в прятки с игрушкой, которую прячут у него на глазах.
- В играх и обычной деятельности старается подражать взрослым или другим детям.
Как развивать ребенка в 9 месяцев читайте в .
10 месяцев
- Учится ходить, держась двумя руками за руки взрослого.
- Удерживает игрушку, которую пытаются у него отобрать.
- Малыш подражает жестам и мимике взрослых.
- Различает звуки 2-3 животных. Повторяет за собеседником слоги, появляются первые лепетные слова из парных слогов: па-па, ба-ба, ма-ма. Малышу нравится повторять одни и те же слоги, тренируется в произнесении новых слов.
- Общается преимущественно жестами и интонационными возгласами, стремясь получить желаемую вещь.
- При регулярных играх ребенок знает и с радостью показывает на другом части тела, выполняет простые просьбы: покажи, помаши, дай, принеси, собери, открой. Демонстрирует игры типа «Ладушки», «Сорока-ворона».
- Собирает в коробку игрушки, открывает разные крышки.
Идеи игр для малышей в 10 месяцев смотрите .
11 месяцев
- Ребенок начинает осваивать первые ролевые игры: укладывает куклу спать, катает ее на коляске и т.п. без общего сюжета.
- Играет в «Ладушки», «Ку-ку», прятки с игрушкой. Может сам прятать предмет.
- Ребенок имеет в пассивном словаре достаточно много слов. При вопросе: «Где часы/папа/пирамидка?» ребенок показывает на него пальцем.
- С удовольствием демонстрирует свои знания: части тела, жестовые движения.
- Произносит первые упрощенные слова: на, дай, да, не, ав.
- Повышается активность ребенка, он становится более самостоятельным и любознательным.
- Вкладывает стаканчики друг в друга, собирает одну матрешку из двух частей, нанизывает кольца пирамидки на стержень, играет в мяч.
- Любит трогать животных. По-разному относится к разным детям и взрослым.
- Ходит, держась за руки взрослого. Самостоятельно стоит, поворачиваясь в разные стороны. Поднимает предмет с пола, присаживаясь к нему. Залезает и слезает с небольшой лестницы. Умеет садиться из положения стоя.
- Учится самостоятельно кушать. Хорошо координирует движения рук, но не вся пища попадает в рот. Пьет через трубочку или из чашки.
Развивающие игры в 11 месяцев читайте .
12 месяцев
- Малыш способен к первым обобщениям: выбрать из груды мячиков кубики.
- Достаточно хорошо понимает речь и может выполнять простые просьбы: принеси, положи на место, отнеси.
- Знает не только собственное имя, но и имена мамы, папы, братьев, сестер, домашних питомцев, животных, сказочных героев. Показывает их в книжках и фотоальбомах.
- Ходит самостоятельно или придерживаясь за руки взрослых. Может совмещать ходьбу с другими действиями (нести игрушку, махать рукой).
- Подражает взрослым, копируя их движения. Уверенно манипулирует матрешкой, вкладышами, пирамидкой, строит простые постройки из кубиков. Играет в простейшие ролевые и пальчиковые игры.
- Любит : подползать под них, залезать на диван.
- Самостоятельно, но неаккуратно ест с ложки. Откусывает и жует твердую пищу, пьет из чашки. Причесывается расческой, купается (совершает характерные движения).
- При одевании – вытягивает руку, подставляет ножку.
- Произносит до 10 простых лепетных слов и активно использует их в общении.
- Понимает значение слов: горячо, холодно, больно, нельзя, подожди.
- Рисует карандашами или фломастерами каракули на бумаге, «чертит» ими.
Как развивать ребенка в 12 месяцев читайте .
Уверена, что приведенные выше навыки помогут вам сориентироваться и определить зону ближайшего развития ребенка. А поможет вам подобрать подходящие по возрасту игры, чтобы кроха развивался своевременно и гармонично.
Как развивается малыш с рождения до годовалого возраста. На какие нормы опираться чтобы следить за развитием и контролировать процесс.
Календарь развития ребенка до 1 года по месяцам позволяет новоиспечённым мамам следить за тем, как их кроха формируется и овладевает различными навыками. Это основные этапы, которые проходит девочка либо мальчик. Ранее развитие ребенка происходит по следующим направлениям:
- Физическое развитие — включает в себя овладение различными движениями, в том числе ходьбой.
- Эмоциональная сфера ребенка включает в себя формирование различных эмоций и умения выражать свои желания.
Важным этапом для формирования личности является развитие речи ребенка до года, поскольку именно в этот период закладываются основы будущего общения.
Иллюстрация развития ребенка по месяцам
В первый год жизни происходит интенсивный рост крохи, в этот период он активно набирает вес. Среднестатистические нормы развития ребенка — вес и рост, можно посмотреть в таблице, которая показывает колебания основных антропометрических параметров, поэтому незначительные отклонения не должны вызывать беспокойства у родителей.
Антропометрическая таблица развития ребенка – показывает средние данные прибавки веса, роста и окружности головы малыша.
Простой и трудный одновременно период в жизни малыша – первые три месяца. В этот период идёт перестройка пищеварительной системы. Повышенное газообразование и вздутие животика беспокоит малыша – он кричит и плачет. Есть много способов помочь ему преодолеть недуг, один из них
1 месяц: спим и кушаем
В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Я не сплю, я не сплю – сплю – плю….
К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.
2 месяца: улыбнись мне, мама!
Ещё не очень уверенно, но маленький человек, . Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.
Пожалуй на животе шире обзор
В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.
От рождения до 3 месяцев
Кроха учится самостоятельно переворачиваться с боку на бок. Можно ускорить процесс обучения и помочь малышу в освоении переворотов. Устав играть на животе, ребёнок начинает кивать головой, а то и вовсе класть её на диван. В этот момент достаточно протянуть ему палец. Малыш схватится за него, теперь — немного потянуть в сторону, и кроха перевернётся на спину.
Нужно отдохнуть и подумать
Через несколько минут таким же способом необходимо пробовать перевернуть его в исходное положение.
К 3 месяцам организм малыша уже полностью адаптируется к существованию вне. Наблюдаются положительные изменения в работе пищеварительной системы, и кроха обычно перестает мучиться от кишечных колик, проблемы с животом почти исчезают. С прикормом пока стоит повременить — идеальным питанием продолжает оставаться грудное молоко, а для профилактики рахита специалисты назначают прием витамина D.
4 месяца: играем с погремушками
Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне . Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки, и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15.
Моя погремушка
Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.
Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.
Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.
5 месяцев: попытки подняться и сесть
К этому возрасту почти исчезает гипертонус мышц, движения приобретают согласованных характер. Малыш узнает маму, папу и окружающих людей, а также умеет различать детали их внешности.
Слегка потерял равновесие
Ребенок все чаще делает попытки самостоятельно подняться, цепляясь за прутья кроватки, и сесть. Во время игр необходимо вынимать его из кровати, перенося в манеж, кресло или выпуская на ковёр. Так кроха привыкнет, что место для игры, принятия пищи и сна — разное.
6 месяцев: первые зубки
Ребенок активно пользуется своими новыми навыками, переворачивается с живота на спину и обратно, самостоятельно сидит, пытается встать на ножки, держась за прутья кроватки.
Могу укусить
Заметив новый и интересный предмет, малыш обязательно постарается до него добраться. Чтобы , необходим пример. Во время игр на ковре родителям придется перемещаться тем же способом, что и кроха. Личный пример – лучший способ чему-то научить.
У малыша появляются первые зубы, поэтому родители могут снова лишиться сна.
7 месяцев: маленький исследователь
Ребенок еще не умеет ходить, но активно познает мир с помощью ползания. Он довольно устойчиво чувствует себя у опоры, неплохо сидит. Теперь можно попробовать перемешаться по комнате, держа малыша за ручки.
Ага – это уже интересно
Накапливается пассивный словарный запас, появляются первые попытки говорить. Некоторые дети уже могут произносить лепетные слова, но чаще речь состоит из согласных звуков и отдельных слогов.
8 месяцев: сам ползаю
Ребенок может свободно пить из чашки, которую держит взрослый. Он с удовольствием ползает по комнате и, добравшись до опоры, спокойно встает на ножки. В этом возрасте малыш обычно еще не говорит слова, но неплохо понимает обращенную к нему речь.
Могу пить сам – но не буду
9 месяцев
В 9 месяцев малыш способен самостоятельно сделать несколько шагов, держась за опору. Он может бодрствовать в течение 3-4 часов и не уставать от своей деятельности.
Забавная телега – пожалуй использую её в качестве опоры
На первый план выходит социальное развитие и становление личности. Ребенок пытается выражать недовольство против тех действий, которые ему не нравятся.
10 месяцев: неугомонный помощник по дому
Малыш отличается особенной подвижностью и способен выполнять различные движения. Он хорошо ползает на четвереньках, преодолевает препятствия и самостоятельно встает у опоры.
Так — что-то новенькое
Ребенок проявляет повышенный интерес к окружающим их предметам и способен дотянуться до тех, которые расположены на столиках и полках. У него уже есть любимые занятия, а в активном словаре появляются первые слова.
11 месяцев: подражаем папе и маме
Малыш может самостоятельно делать несколько шагов по комнате, а при падении — встать без поддержки. Он осваивает игры в песочнице, учится взаимодействию со сверстниками. Хорошим другом для ребенка может стать собака.
Что это за предмет у мамы в руках
К концу 11 месяца жизни дети уже осознанно могут произносить несколько слов, что является началом настоящей речи. Продолжает активно развиваться пассивный словарь.
С появлением малыша у новоиспечённых родителей возникает много вопросов относительно того, как происходит развитие ребенка по месяцам до года, мальчика и девочки. Какие навыки приобретает маленький человечек с течением времени? Что должен уметь кроха в том или ином возрасте?
Примерные нормы развития ребенка до года по месяцам
Развитие ребенка по месяцам до года девочки и мальчика не отличаются. При этом будет несколько различаться лишь набираемый вес и рост.
1 месяц
С самого рождения малыш различает звуки, причём уже сейчас новорожденный может отреагировать на них собственным плачем. В это время дети почти всегда спят. Во время бодрствования карапузы обычно сосут грудь. У младенцев очень сильно выражены рефлексы, например, если легонько прикоснуться к их губам, новорожденные начнут искать грудь и совершать сосательные движения. Если вложить палец в ручонку крохи, он сильно сожмёт его – это проявление хватательного рефлекса. Подошвенный рефлекс проявится, если провести пальцем по стопам, в ответ тут же сожмутся пальчики ног.
В течение первых 30 дней жизни карапузы учатся фокусировать взгляд на предметах. Особенно нравится им мамино лицо. К концу месяца ребёночек может одарить вас первой улыбкой и даже попытается удерживать голову на 1-2 секунды, если положить его на животик. К концу первого месяца дети набирают в среднем от 500 г до 1 кг веса и вырастают в длину примерно на 2-3 см.
2 месяц
Второй месяц жизни крохи характеризуется некоторыми изменениями в поведении. Малыш уже более осмысленно рассматривает предметы, его взгляд фокусируется на них, и ребёнок может следить глазами за вашими движениями. Кроме того, малыш поворачивает голову, когда слышит какой-то звук, он пытается найти его источник. Карапуз всё чаще улыбается, особенно оживляясь, когда с ним ласково разговаривают. В ответ на внимание может проявлять свои чувства, активно двигая ножками или ручками.
Находясь в положении на животе, ребёночек приподнимает головку и держит её несколько секунд. Хотя мышцы шеи уже немного окрепли, всё же следует придерживать голову сына или дочки, когда вы берёте их на руки. Большинство детишек уже с лёгкостью совершают переворот с бока на спинку, заинтересованно рассматривают свои пальчики и изучают их с помощью губ и языка. К концу второго месяца чадо может улюлюкать в ответ на ваши нежные слова. Сон ребёнка становится более упорядоченным – он спит три раза в день и ночью.
3 месяц
Трёхмесячный младенец уже узнаёт лица родных, оживляется, когда они попадают в его поле зрения. Если же к нему никто не подходит, проявляет недовольство своим криком и хныканьем. Повесив над кроваткой игрушки, родители могут наблюдать, как сын или дочка стараются ухватить их ручками. Если же дать в ручки погремушку, он внимательно изучит её визуально и попробует на вкус. Важный этап развития на этом возрастном периоде – дети уже уверенно держат голову, вертят ею, рассматривая всё вокруг. Некоторые девочки и мальчики приподнимаются на локотках. Становятся сильнее и мышцы ног – если придержать кроху подмышки, маленькие ножки рефлекторно упрутся в твёрдую поверхность. У некоторых деток в этом возрасте полностью раскрываются кулачки.
4 месяц
Четырёхмесячный карапуз уже не довольствуется простым лежанием в кроватке, ему нравится двигаться. Уже сейчас многие детишки учатся переворачиваться с животика на спинку и обратно. Теперь кроху нельзя оставлять без присмотра, он легко может скатиться с кровати. Четырёхмесячные младенцы открывают для себя новый объект для исследований – собственные ножки. Они пинают висящие над кроваткой игрушки, берут руками пальцы ног и даже кладут их в рот!
Теперь кроха способен различать голоса родных людей. Его реакция на привычные и незнакомые вещи различна. Малыш уже отдаёт предпочтение каким-то игрушкам, тогда как другие не вызывают у него интерес. Уже сейчас младенец понимает, когда его называют по имени, и иногда реагирует на него, поворачивая головку. В этот период детишки уже произносят некоторые звуки, напоминающие слоги.
5 месяц
Чадо становится всё более подвижным, ему уже не интересно лежать без дела. Он постоянно пытается приподниматься, встаёт на предплечья и даже на ладони, лёжа на животике. Пятимесячные дети могут вставать на колени и раскачиваться взад-вперёд, что вызывает умиление близких. В этот период некоторые малыши уже пытаются сидеть, опираясь на подушку. Они берут то одну игрушку, то другую, пробуя все на вкус, а затем с силой бросают их. Малышам нравится, что падающие предметы издают грохот, их это забавляет.
В этом возрасте кроху интересует всё вокруг, он пытается достать ручками все неизученные ранее предметы, с любопытством рассматривает яркие изображения. Малыш легко распознаёт голоса и отличает незнакомцев от родных по лицам. Кроме того, некоторые мальчики и девочки проявляют настороженность по отношению к людям, которых видят впервые. Дети активно играют с маминой грудью или бутылочкой. В этом возрасте может прорезаться первый зубик. Сейчас меняется режим сна – мальчики и девочки перестраиваются на двухразовый дневной сон.
6 месяц
Когда карапузу исполняется полгода, можно заметить, что он стал более эмоциональным – весёлый звонкий смех часто сменяется плачем, настроение нестабильное. Просто мальчиков и девочек переполняют эмоции, а что с ними делать, детишки не знают. Теперь малыши умеют складывать предметы в коробку и снова вынимать их.
Им нравится наблюдать за цепочкой «причина-следствие». Развитие мальчика и девочки доходит до того, что они бросают предмет на пол и провожают взглядом, чтобы посмотреть, куда полетит или закатится игрушка. Детишки в это время настолько активны и подвижны, что запросто перемещаются по кровати, причём некоторые делают это ползком на животе, другие с помощью переворотов. Шестимесячные мальчики и девочки сидят более уверенно. Самые активные малыши приподнимаются на ножки, держась за бортик кроватки. Они любят повторять звуки, в речи проскальзывают многие слоги – па, ба, ма, гу, та, да.
Кроха понимает, о каком предмете вы говорите, реагирует на своё имя, может показать то, что вы просите, например, нос, глазки, какую-то игрушку. В полгода обычно вводят прикорм, а у чада вырабатываются собственные вкусовые пристрастия, - если ему не понравилась пища, он откажется кушать.
7 месяц
Семимесячные мальчики и девочки учатся ползать, причём, если не получается двигаться вперёд, они ползут назад. Карапузы уверенно стоят и даже переступают ногами, когда держатся за опору. Семимесячные малыши осваивают и более сложный переворот – с живота на спину, если им это не удалось сделать раньше, а сидеть получается всё дольше. Если в руки крохи попадает маленький предмет, мальчик или девочка с интересом перебирает его пальчиками. Большие игрушки семимесячные дети удерживают обеими руками. Сейчас крохе интересны жестовые игры, особенно увлекает игра в ладушки.
Развитие девочки и мальчика таково, что они уже могут неуверенно пить из чашки и есть из ложечки. Крохе нравится вкладывать небольшие предметы в крупные, листать плотные страницы книги с яркими изображениями. В этом возрасте дети начинают испытывать болезненную привязанность к маме, боятся с ней расставаться. Чадо умеет произносить имитирующие звуки «би-би», «ав-ав», «бе-бе». Кроха понимает запрещающий тон мамы, равно как и распознаёт похвалу и одобрение с её стороны.
Месяц 8
Начинается тот самый период, кода родители могут впервые услышать от сына или дочки слова мама и папа. Способность передвигаться ползком открывает перед малышом новые возможности – теперь совсем несложно оказаться где угодно и взять любой интересующий предмет. Кроха уверенно встаёт, придерживаясь за опору, пританцовывает, если слышит музыку, умиляется своему отражению в зеркале, стучит по нему ладошками и целуется.
Страх при расставании с мамой ещё больше обостряется, а чужих карапуз сторонится. Мальчики и девочки в данном возрастном периоде с удовольствием грызут печенье или сушки, пробуют жевать пищу, содержащую небольшие фрагменты (обычно в этом возрасте уже прорезались 3-5 зубов). Однако многие дети упорно продолжают есть только пищу с жидкой консистенцией. Карапузы понимают, о чём их просят. Можно начинать высаживание на горшок.
9 месяц
Теперь чадо не только ходит у опоры, но и подпрыгивает и приседает. Его любопытству нет предела – исследователь засовывает маленькие пальчики во всевозможные отверстия, поэтому стоит быть более внимательными к тому, чем занимается карапуз. Ловкость и силу рук можно натренировать, давая малыш разминать глину. Море удовольствия приносит игра с бумагой. Что касается речи, то младенец чаще имитирует тон голоса, звуки и мимику взрослых. Девятимесячные мальчики и девочки легко показывают почти все части тела на себе или кукле.
В этом возрасте у ребёнка может обостриться чувство собственности, ему не понравится, если кто-то заберёт игрушку или спрячет её. Подросшие малыши готовы повторять снова и снова действие, за которое получили похвалу и одобрение. Некоторые детки уже способны подняться из положения сидя без опоры.
10 месяц
Маленькие карапузы теперь передвигаются по дому очень быстро, используя все возможные способы – на четвереньках, на ногах, придерживаясь за диваны и тумбы. Малыш залезает на кровать или диван, учится сам спускаться. Одно из любимых занятий – заглядывать в шкафы, доставать оттуда предметы обихода и перебирать вещи. Карапузы подражают взрослым в различных действиях – пытаются мести веником, пользоваться пылесосом, играют с кастрюлями и другими предметами быта. Особенный интерес вызывают мелкие игрушки. Теперь карапуз может легче расстаться с мамой, начинает интересоваться другими детьми.
Теперь имеет смысл ежедневно бывать на детской площадке хотя бы четверть часа, чтобы ребёнок наблюдал за играми других деток, попробовал покачаться на качеле, походил с мамой вокруг песочницы. Уже сейчас крошкам интересны песочные принадлежности, и он охотно ими воспользуется, повторяя за малышами. Десятимесячные мальчики и девочки пытаются самостоятельно держать ложку и набирать еду, хотя пока это получается не слишком хорошо. Некоторые детишки в этом возрасте уже готовы перейти на единоразовый дневной сон, который длится примерно с 12 часов дня до 15 часов.
11 месяц
Теперь кроха самостоятельный, разве что первые шаги ему даются с трудом, но переставлять ножки, держась за руки мамы и папы, ему доставляет море удовольствия. В этом возрасте дети начинают говорить и другие слова, кроме «мама», «баба» или «дай». В лексиконе появляются простые слова типа «дядя», «тётя» и даже «что это». Порой не сразу удаётся их разобрать, но всё же малыш потихоньку учится говорить.
Карапузы зачастую имитируют взрослые беседы, лепеча что-то на своём языке. Мальчики и девочки умеют посылать воздушные поцелуи и обниматься. Любимые игры – мяч, кубики, по-прежнему мелкие игрушки. Дети в этот период интересуются, как всё устроено, например, заглядывают в телефон, чтобы понять, де же там уместилась бабушка. Оттачивается мастерство самостоятельно есть ложкой и пить из чашечки, ребёнок лучше жуёт пищу с мелкими фрагментами. Кроха уже может висеть на перекладине, удерживая свой вес почти в течение минуты, а также залезать на 2-3 перекладины по шведской стенке!
12 месяц
В годик чадо уже произносит около 15 слов, самостоятельно ходит, сам складывает игрушки, ест ложкой и пьёт из чашки, хорошо жуёт, понимает, о чём говорят взрослые. В ответ кивает утвердительно или отрицает, просит то, что ему нужно, может самостоятельно поиграть несколько минут. Кроха умеет проявлять любовь и нежность. В этом возрасте дети интересуются техникой – пультами, мобильными телефонами, планшетами. Любят, когда им читают сказки. Карапуз способен сам построить невысокую пирамиду из кубиков, скатывать колбаски из пластилина. Особый интерес вызывают игрушки-каталки.
Мамам и папам важно понимать, что все дети индивидуальны и вышеприведённые нормы развития не являются догмой. Не стоит бить тревогу, если первый зуб появится не в 5 месяцев, а в 10. То же самое касается развития речи и других показателей. Развитие до года, приведенное тут среднестатистическое.