Развитие ребенка во втором полугодии после рождения. Понимание речи ребенком. Показатели и колебания веса

Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у их чада. По мнению психологов, возраст от 9 и до 12 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности. Все эти нюансы ответственные родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда мама и папа оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону - зависит от отца и матери. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания.

Дети в 9-10 лет переходят на новый этап развития

9 - 10 лет - начало препубертатного периода

Препубертат, в основном, проходит для обоих родителей спокойно в равных долях. Чадо все так же сговорчиво, уступчиво. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, спортсмены и так далее).

Влияние родителей по маленьким каплям утекает. В возрасте 9 - 10 лет мальчик или девочка проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков - сложных, нервных, беспокойных детей.


Общение со сверстниками выходит на первый план

Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст - основа того, каким в дальнейшей жизни будет дитя. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период - решающее.

Развитие детей 9 - 10 лет

Как правило, дети такого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (ребёнок хорошо пишет и рисует), ответственны в домашних делах (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка). В таком возрасте, дети являются действительно образцовыми. Что мальчик, что девочка одинаково прилежны.


Школьные успехи становятся очень важными

Особенности воспитательного процесса

Ранее было оговорено, что в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников.

В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность. Данная позиция не имеет ничего общего с безосновательным поощрением любых действий дитя. Мать и отец должны хвалить ребенка за его полезные, хорошие действия. Родителям нужно найти сильные стороны чада, отмечать их в нем. И отец должен, и мать так же в равной степени должна активно заниматься воспитанием дитя.


Поддержка мамы более важна для дочки

Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:

  • ребенок комфортнее себя чувствует в обществе;
  • ему легче выстоять в схватках с внешним давлением;
  • ребёнок полон задора и уверенности в себе, а значит - его успехи приумножаются;
  • связь с семьей не теряется: мальчик или девочка понимают, что родители - это его/ее друзья, его/ее надежный тыл;
  • возрастает уровень доверия между членами семьи, родители всегда будут в курсе событий ребенка, тем самым, могут скорректировать ход событий и предупредить негативные последствия различных ситуаций.

Дети такого возраста стараются всячески слиться со своими сверстниками: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения. Если папа и/или мама пытаются ограничить свободу выбора 9 - 10 летнего чада, то ребёнок такие попытки будет воспринимать в штыки. Поэтому так важно дать ту свободу, тот глоток независимости и самостоятельности, который позволит ребенку почувствовать себя почти взрослым, он должен дать крылья ему. Элементарно, возложив на ребенка некоторые обязанности по дому (самостоятельная уборка своей комнаты, мытье посуды или своевременный полив цветов), родители получат отдачу. Ребёнок будет искренне благодарно за такое доверие и всячески постарается оправдать ожидания, так как ему предоставили возможность быть равным в семейном кругу.


Поддержка отца - главное для мальчика 9-10 лет

Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать дитя в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.

Такие замечания могут напрочь отбить желание и понизить самооценку.

В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своей успеваемости в школе. Они переживают за свою учебу, возрастает конкуренция между учащимися. Младшие классы уже позади, нагрузка увеличивается. Родителям следует уделить особое внимание такому моменту.

Необходимо чаще общаться с учителями, помогать ребенку с уроками.


Детские шалости в этом возрасте не приносят вреда

И, пожалуй, последний аспект - это особенности воспитательного процесса при неблагоприятных ситуациях, когда чадо шалит. В предпубертатном возрасте характерны мелкие шалости, которые не приносят существенный вред окружающим. Чаще всего юнцы любят взбираться на заборы, деревья, бегать в парке без передышки. Даже если пакость произошла (например, хулиганские звонки в двери или что-то иное совершил ребенок), то не стоит ругать ребенка. Пусть даже его воспитание порицают чужие люди. Необходимо поддерживать с ним доверительные отношения. Лучший выход из ситуации - это дать активный всплеск юнцу через игры, в которых будет задействовано как можно большее количество человек (поиск сокровища в саду, к примеру). Мальчиков лучше всего приобщить к какому-то виду спорта.

Сексуальное воспитание

И пусть родители не думают, что 9 - 10 лет - это еще рано для объяснения чаду нюансов половой жизни. В современное, прогрессивное время технологий и сети Интернет дети получают большинство информации именно оттуда. Родители не могут отследить качество такой информации. В просторах всемирной паутины много «шлака», искажающего реальность и способного вырастить из здорового ребенка деградирующую особь, у которой практически вовсе воспитание отсутствует. Поэтому лучше нормальным языком поведать своему сыну и/или дочери о том, что такое секс. В таком возрасте ребёнок адекватно воспримет всю информацию (если ее грамотно подать).


Сексуальное воспитание - задача родителей

Для родителей важно вести разговор в серьезном тоне, не преподнося эту тему в смешном свете.

Мальчик и/или дочь должны четко понимать, что это такое и какие последствия могут наступить при преждевременном начале половой жизни. Сексуальное воспитание на сегодняшний день – это неотъемлемая часть самой программы воспитания в целом. Девочкам необходимо разъяснить, что такое менструации, как себя вести при первом дне. Для мальчиков нужна информация о поллюциях.


Нельзя пускать сексуальное воспитание на самотек - интернет научит лишнему

Культура поведения

9 - 10 лет - это возраст, когда ребёнок еще является податливым и может беспрекословно принять родительские наставления. Не нужно упускать шанс выработать в маленькой личности хорошие манеры, уметь вести себя в обществе. Воспитание, поведение в обществе - это визитная карта персоны. Неплохо было бы обучить ребенка правилам этикета (за столом, в общественных местах). Мальчиков этому обучить ничуть не сложнее, чем девочек. К этому относится и разъяснения о вреде никотина, алкоголя и наркотических веществ. Пропагандируя с детства ребенку здоровый образ жизни (а еще лучше - показывать и доказывать это на собственном примере), велика вероятность того, что он и будет его придерживаться. В 9 - 10 лет дети очень настойчивые и целеустремленные, поэтому, если они внушили себе, что пить и курить плохо - значит, вряд ли они пойдут против своих убеждений в дальнейшем. Ребенок усвоит для себя полезные советы, психология детей этого возраста именно такая.


Хорошие манеры родители должны прививать с детства

Подготовка к быту

В указанном возрасте (9 – 10 лет) дети уже владеют основными навыками обращения с бытовыми приборами, введены в курс дел домашних. Необходимо эту сферу расширять. Особое внимание заслуживают опасные бытовые приборы (газовые плиты, колонки, техника с высоким показателем Ватт). Правила безопасности в обязательном порядке должны быть изложены ребенку. Так же, нужно разъяснить правила поведения при экстренных ситуациях (куда звонить, какие дальнейшие действия предпринимать). Так, в отпрыске закладывается база ответственности и чувства долга, тем самым, ребенок становится ответственным и серьезным.

Полезный совет для родителей: психология чада такова, что восприятие требует серьезных разговоров на данную тему в этом возрасте.


В этом возрасте детей надо привлекать к домашним делам

Не нужно уподобляться изложению в виде игры, которое предлагается в книгах. Ребёнок должен понимать всю серьезность и опасность некоторых бытовых предметов.

Проблемные моменты

В препубертатном возрасте у мальчиков и девочек могут возникать определенные критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:

  • низкую самооценку;
  • застенчивость;
  • чрезмерное подражание кумирам.

Такие проблемы могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, не любит себя. Он отказывается от публичных выступлений, с нежеланием идет в школу, не хочет контактировать с окружающими, пребывает в нервозном состоянии. Робость проявляется при встрече с ровесниками, взрослыми.


Досуг в 9-10 лет должен контролироваться родителями

Ребенок отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что беспокоит. В таких ситуациях необходимо внушить малышу доверие и дать ту моральную поддержку, которая так необходима ему. Мальчик может сомневаться в своих физических способностях и силе, а девчонки могут комплексовать из-за внешности. Можно поработать над его имиджем, стилем, позаботиться о мелочах внешнего вида, устранить возможные барьеры при общении с окружающими (неприятный запах изо рта, неопрятную одежду). Любой из родителей должен уметь найти правильный подход и ребёнок снова войдет в нормальное русло жизни.

Совет для родителей: ребенок нуждается в одобрении своих действий, оценке своего внешнего вида, в признании в социуме.

Ему нужна похвала и, в то же время, объективный взгляд на себя.
Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни мальчиков и девочек главной задачей родителей является верное направление отпрыска во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.

Похожие материалы

Первый год жизни малютки очень важен. В этот период интенсивно формируется характер, растет организм. Определенные особенности имеет и питание - темы, о которых проинформирует этот материал.

Время открытий

Малыш - это ежедневные улыбки, приколы и масса положительных эмоций. Почти годик - время обучений и новых открытий. Главная задача родителей в этот период - помогать малышу знакомиться со средой.

На таком этапе меняется мировосприятие крохи. Он с восторгом наблюдает за своим отражением в зеркале, воспринимает ваши слова и осознает себя как отдельную личность. Ребенку все сильнее нравится гулять и рассматривать предметы, больше и больше его интересуют игрушки. Следует отметить, что теперь он может самостоятельно и долго разбираться с новыми деталями.

Уроки хорошего поведения начинает воспринимать позже ребенок 8-9 месяцев. Развитие и питание в это время формируют его личность, предпочтения и вкусы, поэтому стоит контролировать свои слова, действия и эмоции при младенце. Конечно, повторить все, что вы сделали, малютка не сможет, но наиболее яркие картинки остаются в его памяти.

Маленький человек

Появляются выразительные эмоции. Ребенок может плакать не только от дискомфорта и боли, а и от обиды. Не чуждо ему и чувство ярости, если родители что-то категорически запрещают. Следует отметить, что и слово «нет» ваша радость понимает очень хорошо. Он сам пользуется им, усиливая свое нежелание, качая головой. Если крохе приятно, он улыбается.

Начинает показывать свой в 9 месяцев. Развитие, питание, уход - все это влияет на его вкусы. Какие-то блюда, игрушки и мелодии ему нравятся, к другим он равнодушен. Могут быть вещи, которые даже раздражают его.

Лексический запас увеличивается, и кроме обычных "мама" и "папа" малыш радует новыми словами. Часто даже не говоря, он все понимает и может выполнять такие простые команды, как принести машинку или показать кубики. Также ребенок умело имитирует голоса животных и звуки предметов, которые ему нравятся больше всего. Со временем лепет становится все более четким и приближается к нормальной осмысленной речи.

Уже полноценный, умный маленький человек - ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, важны, но не меньше внимания нужно уделять нравственному аспекту.

Творческий подход - залог счастья

С такого возраста движения малыша становятся плавными. Ему проще держать игрушки и изучать их. На ручках могут лежать сразу два предмета. Если игрушка в одной ладони, то другой кроха может щупать вещь. Младенец будет не только рассматривать штуковину, а и делать с ней что-либо: складывать, стучать или разбирать.

Здесь важно показать чаду, как правильно пользоваться предметом, ведь в таком возрасте малыш не просто переставляет все с места на место, а работает умственно. В его маленькой голове уже есть свои схемы и планы.

Самое время учить складывать кубики и пирамидки. Такие забавы особенно любит ребенок (9 месяцев). Развитие и питание неразрывно связаны, поэтому родители могут попробовать даже к таким делам подойти творчески.

Малыш пытается поесть самостоятельно? Пусть попробует. Дайте ему ложечку. Если ему нравится использовать руки, а не столовые приборы, не настаивайте. Упражнение от руки в рот учит координировать движения. Единственный минус таких практик - грязная одежда.

От забав к учебе - один шаг

Как новые игры, так и самостоятельность за столом развивают моторику. Итак, самое время покупать сынишке или дочурке новые игрушки: конструкторы, кубики и мозаику. Это предметы, которые полюбит ребенок (9 месяцев). Развитие, питание, что умеет малыш - все это знают продавцы в магазинах. Но при выборе товара сами обращайте внимание на рекомендуемый возраст. И даже если на упаковке указано, что данные предметы не представляют угрозы для здоровья крохи, лучше подобрать только крупные детали, которые ваша радость не сможет полностью засунуть в рот и проглотить.

Такой возраст - период сценок. Малыш лучше запомнит информацию, если ее подавать как игру. Организуйте домашний театр. Его актерами станут котики, собачки и машинки. Очень важно подобрать яркие цвета. Все герои должны разговаривать и проявлять эмоции: радость, сострадание, дружелюбие. Такое представление оценит ребенок (9-10 месяцев). Развитие, питание, интерактивные игры - все это поможет сделать из вашего дитя здорового маленького гения, поэтому к каждой сфере следует отнестись серьезно.

Для того чтобы понять, что ваше чадо растет нормально, необязательно быть педиатром. Стандартно дети поправляются на 500 граммов. Объем грудной клетки и головы должны увеличиться на 0,5 см. Появляются новые жесты и слова. Достаточно просто сравнить прошлую неделю с нынешней.

Но есть определенный список физических навыков, которые должен выполнять ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, напрямую отвечают за организм, но бывают проблемы, корень которых спрятан глубже.

Каждая малютка, достигшая этого возраста, должна уметь самостоятельно садиться. Если чадо до сих пор делает это с вашей помощью, следует обратиться к врачу, который установит причину. Возможно, это неврологическое заболевание, что ранее не проявлялось. Педиатры установят причину проблемы и дадут существенные советы по дальнейшему развитию.

Учимся ходить

Куколке, которая не умеет садиться, будет трудно встать на ноги. Для такого действия нужна не только физическая подготовка, но и моральный настрой. Ребенок должен осознать сам процесс, задействовать основные группы мышц. Если ваше чадо пока только ползает и боится вертикального положения, волноваться не стоит. Крошка в таком возрасте должна активно лазать или передвигаться в позе сидя.

Очень хорошо, когда малыш, держа вас за руку, может самостоятельно пройти несколько шагов. Если ни одна из этих задач карапузу не под силу - время идти в больницу, где вам назначат лечение. Чаще всего это массажи, которые мама может проводить самостоятельно дома. Нуждается в таких процедурах почти каждый ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание - еще два вопроса, ответ на которые может дать врач.

Обычно научить чадо садиться или стоять легко. Видите, что кроха тянет к вам руки - помогите ему. Ведь даже взрослый человек без тренировок не способен достичь результатов.

Расширяем меню

Основные правила очень просты. Сначала следует давать один продукт. Обычно стартуют с кабачка, цветной капусты или картофеля. Прежде чем перейти к чему-то новому, подождите неделю-две. Убедитесь, что кроха хорошо воспринимает еду. Начинают с чайной ложки и постепенно увеличивают до 150 грамм.

Овощные каши, нежирная свинина, телятина, гречка, рис, кукурузная крупа, творог - все это может смело есть ребенок (9 месяцев). Развитие и питание - процессы сугубо индивидуальные. Лучше давать новые блюда утром. Тогда мама может проследить, не вредит ли пища желудочку и не возникают ли аллергические реакции. Не забывайте и о фруктовых соках (начинают с яблок).

После каждого кормления следует давать грудное молоко.

Режим дня

Ест малыш 5 раз в день, через каждые 4 часа. Твердые блюда рекомендуют давать днем, а на ночь кормить грудным молоком. Ранее всю еду нужно было мелко перетирать. В этот период лучше положить на тарелку целые продукты. Фрукты и овощи стоит класть прямо в руки. Так будет развиваться жевательный рефлекс. Свои любимые блюда появляются, когда уже исполнилось девять месяцев ребенку. Развитие и питание ребенка - это его книга обучения. С каждой новинкой он познает мир.

Идеальное время для крохи, чтобы просыпаться с 6 до 7 часов утра. Если карапуз встает позже, то и уложить его вечером будет сложнее. Такие привычки младенец вырабатывает ранее, так что если ваш сбился, то изменить его будет непросто.

В общем сон должен занимать 14 часов в сутки. Из них 4 - в дневное время. Ночь для вашей куколки обязана продолжаться с 22 вечера до 6 утра. Дважды ребенок дремлет за день. Если сон в светлое время продолжается не более 30 минут, постарайтесь найти и устранить причины. Среди них могут быть громкие звуки или жара.

Покоряем новые трудности

Специалисты считают, оптимальный возраст, когда должен садиться на горшок ребенок - 9 месяцев. Развитие, питание, режим - все эти факторы влияют на данный процесс. Педиатры рекомендуют сажать дитя на туалет, как только проснется или через 20 минут после обеда. В этом возрасте формируется чувство гигиены. Мокрый и полный подгузник все больше раздражает младенца, зато нравятся сухость и комфорт. Как только ваша куколка поймет разницу и принцип действия, сразу же попросится на горшок. Но обычно такая наука затягивается до двух лет.

Задача мамы и папы сегодня - показать, что туалет ничем не страшен. Стоит посадить кроху на горшок, дать возможность познакомиться с новым объектом. Всего специалисты отмечают, что чем раньше и чаще приучать к гигиене, тем быстрее и качественнее будет результат.

Сейчас карапуз полностью зависит от вашей любви. Поэтому не ленитесь узнавать новую информацию и воплощать в жизнь практические советы специалистов.

субота, 31 березня, 2018

Развитие детей в возрасте 9-10 месяцев обычно имеет несколько общих черт. Что умеет делать ваш малыш, как вы можете помочь его развитию, и когда стоит обратить свое внимание на здоровье ребенка?

В возрасте около 10 месяцев малыш много лепечет, в развитии он уже существенно приблизился к произношению своих первых осознанных слов. Ребенок уже может сказать «мама» или «папа», понимая, что означают эти слова. Если ваш малыш еще не разговаривает, не волнуйтесь – он по-прежнему будет использовать язык своего тела, чтобы общаться с вами, шуметь, чтобы привлечь ваше внимание, и сообщать, чего хочет.

Вашему малышу все еще нравится играть в «ку-ку», бросать игрушки и различные предметы на пол, рассматривать картинки в книжках. Ребенок также понимает, что означает ваше «нет», он поворачивает голову, когда слышит свое имя или другой звук, например, дверной звонок. За последние несколько месяцев ваш ребенок научился проявлять такие эмоции, как осторожность и страх. Вы можете увидеть проявление этих эмоции, если ребенок беспокоится из-за присутствия рядом незнакомых ему людей.

В этом возрасте малыш уже умеет хорошо ползать и вставать на ножки с поддержкой, например, держа вас за руку или придерживаясь за мебель. Он даже может делать свои первые шаги, держась за ваши руки или какую-то мебель.

Области головного мозга ребенка, отвечающие за моторику, созревают, начиная с головы и заканчивая ногами. «В первую очередь развиваются области головного мозга, которые управляют мускулами головы и шеи. Затем они берут на себя управление контролем туловища, координацией рук и мышц рук. Области мозга, контролирующие ноги, развиваются последними, - объясняет детский психолог Анастасия Бирюкова, - это происходит потому, что ребенок должен узнать, как сосать и кормить себя, прежде чем начнет ходить».

В период между 10 и 12 месяцами происходит еще одно захватывающее событие – развитие двигательных навыков с использованием рук! Например, вы гуляете со своим малышом в коляске, как вдруг он указывает на собаку и громко визжит. Или ваш ребенок сидит в своем высоком стуле, намеренно поднимает свою чашку и бросает ее на пол. Эти этапы не получают столько внимания, как ходьба, но также являются важными для развития малыша, так как ваша кроха теперь пытается по-новому осмыслить мир: своими крошечными пальцами.

В этом возрасте ваш ребенок также может:

  • следовать очень простой инструкции, когда вы покажете ему, что хотите, например: «Помаши до свидания»;
  • ткнуть предметы, используя указательный палец;
  • поднимать предметы, используя вместе большой палец и указательный пальцы;
  • самостоятельно держать бутылку или пить из чашки, которую вы держите для ребенка;
  • пробовать самостоятельно держать ложку во время еды.

Когда нужно беспокоиться о развитии ребенка

Если у вас есть какие-либо проблемы или вы заметили, что у вашего 10-месячного малыша есть одна из следующих проблем, обратитесь к медсестре или детскому врачу за консультацией:

Ребенок:

  • не удерживает зрительный контакт с вами, не следит глазами за движущимися объектами;
  • не лепечет;
  • не поворачивает голову на звук или голос;
  • не отвечает на ваш голос, улыбку и другие выражения лица;
  • не улыбается и не показывает, счастлив он или расстроен;
  • не может сидеть самостоятельно;
  • использует одну руку намного больше, чем другую.

Если вы заметили, что ваш ребенок потерял навыки, которые у него были ранее, обязательно обратитесь к специалисту! Вы также должны посетить своего лечащего врача, если вы или ваш партнер испытываете признаки постнатальной депрессии, которая может возникнуть у женщин и мужчин. Симптомы постнатальной (послеродовой) депрессии включают в себя чувство грусти и слезы без очевидной причины, ощущение раздражительности, злости, недовольства жизнью и т.д.

Помните, что вы не будете создавать вредные привычки у ребенка, отвечая на его потребности. Маленькие дети не могут сознательно соединить причину и следствие, поэтому они не думают: «Я буду плакать, пока не получу то, что хочу!» Вы не можете «испортить» ребенка, взяв его на руки, обнимая или разговаривая с ним успокаивающим голосом. Если вы тепло реагируете на призывы малыша к вниманию, делая то, что нужно ребенку в этот момент, или просто находитесь рядом, ваш малыш быстро учится верить, что вы будете удовлетворять его потребности – а это помогает ребенку удостовериться в собственной безопасности.

К 9 - 10 месяцам ребенок уже умеет хорошо ползать, самостоятельно садиться и сидеть, вставать, держась за опору и устойчиво стоять, переступать вдоль барьера, некоторые малыши начинают ходить. В этом возрасте малыш спит примерно 14,5 - 15 часов в сутки: два дневных сна по 2 - 2,5 часа и ночной сон – 10 - 11 часов. Кормление проводят 4 - 5 раз в день, перерывы между кормлениями 4,5 – 3 часа, в зависимости от индивидуальной потребности ребенка.

С обретением ребенком свободы передвижения у родителей прибавилось забот: любознательный малыш все хочет потрогать, обследовать, попробовать на вкус. Уберите все опасные предметы, поставьте заглушки в электрические розетки, следите, чтобы лекарства, моющие средства, уксус находились в недоступном для ребенка месте. Однако часто взрослые, беспокоясь о безопасности малыша, запрещают ему все подряд, запирают шкафы, тумбочки, заклеивают скотчем ящики. Многочисленные запреты сковывают инициативу ребенка, мешает развитию его интереса к окружающему миру. Лучше заполнить доступные для ребенка места в комнате игрушками и такими предметами, которые он может беспрепятственно исследовать.

В этом возрасте (как и ранее, начиная с 6 месяцев) важнейшее значение для психического развития ребенка играет совместная со взрослыми деятельность с предметами. Для общения с окружающими людьми дети уже используют не только мимику, но различные движения, звуки, действия, позы, жесты. Ребенок показывает пальчиком на предмет, который хочет взять в руки, но не может достать; вкладывает в руку взрослого игрушку, с которой хочет играть; изображает, что заводит волчок, побуждая сделать это маму; дергает занятого своими делами взрослого за рукав, чтобы привлечь внимание к себе; отворачивается и отползает, если не хочет одеваться и т.п. Часто малыши, сидя в стуле, бросают игрушки на пол и жестами, требовательными звуками просят взрослого поднять их. Поднятые игрушки малыш бросает снова, и так может продолжаться очень долго. Не следует за это сердиться на ребенка, ведь таким образом он старается вовлечь Вас в совместную игру.

Обязательно выделяйте время для совместных с ребенком игр с предметами: показывайте разнообразные действия с ними, побуждайте малыша действовать вместе с Вами. В 9 - 10 мес. малыш, как и раньше, активно обследует окружающие предметы и игрушки: рассматривает, лижет, кусает, вертит в руках, трогает детали, возит и стучит по поверхности стола. Но теперь он может овладеть и более сложными действиями: открывать и закрывать крышечку коробки, вкладывать маленькую формочки друг в друга, перекладывать предметы из одной емкости в другую.

В процессе овладения разнообразными действиями с предметами происходит интеллектуальное развитие ребенка. Родители должны позаботиться о том, чтобы в окружении малыша находились предметы и игрушки, различные по размеру, цвету и форме, выполненные из разных материалов. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию мышления. Малыш уже пытается подбирать и проталкивать в подходящее отверстие куба предметы разной формы и размера, соединять и разъединять звенья цепи, составленной из пластмассовых деталей с отверстиями, разбирать и собирать матрешку. Такие действия способствуют формированию представлений о целом и части, о форме и размере, стимулируют развитие восприятия, внимания, памяти.

Среди игрушек должны быть деревянные и пластмассовые кубики; резиновые и поролоновые зверюшки и мячики; формочки, которые можно вкладывать друг в друга или заполнять шариками; резиновые и деревянные молоточки; пирамидки, матрешки, детали конструкторов, заводные игрушки; игрушки – музыкальные инструменты: бубен, шарманка, колокольчики, металлофон. Развивающие игрушки можно не только купить в магазине, но и сделать самим из подручных материалов. Например, заполните горохом пластмассовую бутылочку и завинтите крышку – получится интересная погремушка. Сшейте из разных тканей мешочки и куколки, набейте их разными материалами - ватой, фасолью, мелкой крупой. Изготовьте коробочки с отверстиями, в которые можно просовывать разные предметы. Также подойдут мамины сумки с разными застежками, старый телефонный аппарат или радиоприемник, крупные пуговицы, катушки, ленты, веревочки, шнурки, которые можно складывать в коробки для рукоделия с разными отделениями. Следите за тем, чтобы у малыша всегда был выбор игрушек и чтобы ему было интересно. Как только интерес к игрушке угасает, предлагайте ребенку что-то новенькое.

С Вашей помощью малыш может овладеть достаточно сложными действиями, научиться гораздо разнообразнее использовать предметы, чем это удается ему в самостоятельной деятельности. В 9 месяцев ребенок уже хорошо приурочивает свои действия к действиям взрослого: строя вместе с мамой башню, подает кубик, катает поочередно с папой друг другу мячик или машинку. Во время одевания малыш тоже пытается действовать совместно со взрослым: протягивает ручку, ножку, подает колготки, показывает, куда надеть ботиночек.

Ни в коем случае не следует превращать развивающие игры в такую ситуацию, когда, дав образец, взрослый требует от ребенка его воспроизведения, да еще ругает за неправильные действия. Не надо требовать от ребенка точного подражания Вашим действиям, это ему еще не по силам. Игра должна оставаться игрой: интересной, желанной, радостной. Постепенно малыш научается выполнять новые действия самостоятельно. Он станет сосредоточеннее, будет подолгу играть, получая от игры удовольствие.

Обязательно предоставляйте ребенку возможность проявлять инициативу, откликайтесь на инициативные проявления ребенка: подавайте игрушку, выполняйте действия с предметами по его просьбе, подносите к интересующему малыша предмету, назовите его, расскажите о нем.

Примерно к 9 месяцам наступает такой момент, когда малыш начинает ориентироваться на Вашу оценку его действий. Это выражается в том, что он повторяет одобряемое и прекращает порицаемое действие, перестраивает его; радуется поощрениям и огорчается, сердится или обижается при порицании; может сделать что-то "назло", вопреки запрету взрослого. Малыш уже ориентируется на оценку взрослого: нанижет колечко пирамидки на стержень – и смотрит на маму, ждет похвалы. Ваща оценка ребенка и его действий становится особенно важна, поэтому надо очень ответственно поощрениями и порицаниями. В общении со взрослыми малыш переживает успех (или неуспех) своей деятельности, исходя не только из собственного опыта, но и основываясь на оценке старшего. Вот почему так важно вовлекать малыша в совместную игру со взрослым, а не оставлять его подолгу наедине с игрушками. Малыш теряет интерес к предмету по мере исчерпания собственных возможностей, образец же и оценка взрослого зададут ему новые горизонты деятельности, а поощрения усилят чувство уверенности. Ребенок радуется успешно выполненному действию, стремится разделить радость со взрослым. Радуйтесь успехам ребенка вместе с ним, хвалите его.

Оценки взрослых - важнейший инструмент регуляции поведения малыша, однако родители должны правильно им пользоваться, иначе эффект может оказаться прямо противоположным. Очень послушный и "несвоевольный" ребенок часто оказывается скованным и пассивным.

Следует помнить, что младенец - существо очень любознательное. Ведь проделываемое - для него не баловство (как часто кажется взрослым), а серьезное занятие - постижение окружающего мира. Пытаясь удовлетворить свой интерес, он может сломать игрушку, неловким движением пролить суп, уронить чашку.

Применять запрещения и порицания иногда необходимо, но делать это надо осторожно. В этом возрасте дети не способны регулировать свое поведение, руководствуясь словесными требованиями и запретами. Лучше отвлечь малыша и переключить ребенка на более безопасный или интересный предмет. Нужно также иметь в виду, что похвала гораздо информативнее порицания: ругая ребенка, мы говорим ему о том, что делать нельзя, но ничего не сообщаем о том, что и как можно.

Если же Вы все-таки ругаете ребенка, за что-либо, делайте это спокойным доброжелательным тоном, адресуя порицание к действиям ребенка, но не к его личности. Скажите: "Ты плохо сделал", но не говорите "Ты плохой". Попробуйте объяснить малышу смысл запрета или его проступка. Обязательно завершите разговор словами "Ты такой хороший, я так тебя люблю, а ты плохо сделал и огорчил меня". Следите за тем, чтобы в общении с ребенком похвалы и поощрений было больше, чем запретов и порицаний.

В 9 - 10 месяцев малыш уже достаточно хорошо понимает речь, выполняет простые действия по просьбе взрослого, например, "возьми киску, дай ложечку, покажи, где мама, папа, бабушка" и т.п. Малыш и сам использует для общения лепет. Дети, с которыми родители много общаются, показывают и называют предметы, играют в совместные игры, в 9 - 10 мес. начинают произносить первые слова, например, "мя" - мячик, "кх" - кошка и т.п.

Обязательно организовывайте речевые игры с ребенком. Рассматривая изображения животных полезно, называя их, произносить звуки, имитирующие "речь" того или иного зверька. Например: "Это лягушка, она говорит ква-ква. А это мышка, она тоненько пищит пи-пи-пи". Эти звукоподражания способствуют развитию речевого слуха. Со временем ребенок сам начнет подражать и даже отвечать на вопрос "Как пищит мышка?" Эти игры очень полезны для овладения интонационной структурой речи - медведь рычит басом, комарик жужжит, коровка мычит и т.п. Речевые игры важны также и для развития действий по образцу взрослого.

Для познавательного развития очень полезно рассматривание картинок, иллюстраций в книжках. Он уже сам может показать, где на картинке рыбка, зайчик или птичка. Если ребенок ошибся, не поправляйте его сразу, не говорите: "Нет, это не зайчик, это птичка", а скажите "Молодец, ты показал птичку, а я покажу тебе зайчика".

К 10 месяцам ребенок уже имеет представление о своем внешнем облике и узнает себя в зеркале, не путая себя со своим отражением. Дети подолгу играют со своим отражением, совершая разнообразные действия: приближают и отдаляют от зеркала лицо, высовывают язык, делают гримасы, смеются и пр. Следует предоставить ребенку возможность пользоваться зеркалом, повесить его так, чтобы малыш мог видеть себя во весь рост. Учите малыша находить и показывать у себя, у мамы, куклы, мишки различные части лица: лоб, нос, глаза, губы, щеки, уши и пр.

Продолжайте играть с ребенком в игры-потешки:. "Ладушки", прятки, "Сороку-ворону", "Баба сеяла горох" и др. Все эти игры радуют ребенка, углубляют привязанность ко взрослому, способствуют развитию внимания, подражания, речи.


© Все права защищены

1. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 9 МЕСЯЦЕВ

Девятимесячный малыш всё чаще принимает самостоятельные, осознанные решения. Он активно демонстрирует своё отношение к окружающим его людям и происходящим вокруг событиям.

Корпус, ручки и ножки маленького ребенка окрепли,малыш стал гораздо более выносливым в 9 месяцев. Ребенок уже может встать на ножки , если рядом находится возвышение,за которое можно ухватиться ручками - кроватка, манеж или другая высокая мебель. В этом возрасте ребёнок должен уметь не только хорошо сидеть , но и самостоятельно садиться из положения лежа (с животика,со спинки или сбоку). На девятом месяце малыш активно ползает не только в пределах своей детской комнаты,но и "покоряет" пространство остальных комнат и других объектов жилища. Поэтому надо внимательно следить за любым перемещением маленького ребёнка и особенно - за его "исследованиями" на кухне.


Итак, что должен уметь ребенок делать самостоятельно в 9 месяцев:

Ребенок в этом возрасте прекрасно запоминает названия предметов и значения действий. Малыш пока еще не способен озвучить названия на словах, но вполне может показать ручкой
объекты или их отдельные фрагменты на картинках, когда их названия произносят вслух;

Девятимесячный малыш должен уметь легко садиться из разных положений и сидеть без опоры хотя бы 5-10 минут. Он может спокойно привстать,если есть возможность зацепиться ручкой за находящееся рядом возвышение. Если придерживать малыша за локти,то он может самостоятельно сделать пару-тройку шажков;

В 9 месяцев детский лепет ребёнка всё отчетливее трансформируется в осмысленные слова,короткие реплики . Звуки,которые он издает,становятся более разнообразными и передаются с разной интонацией;

У 9-ти месячного ребенка уже неплохо развита рассудочная деятельность,его действия становятся более осмысленными и малыш с интересом изучает свойства окружающих объектов.
Сенсорные способности и моторика рук также хорошо развиты в этом возрасте - кроха с удовольствием мнет пластилин, комкает и разрывает бумагу на мелкие клочки, легко открывает крышки на некоторых емкостях;

В девять месяцев ребенок должен уметь искать и подбирать игрушку,название которой вы произнесли. Малыш должен знать названия предметов,находящихся в его комнате и показать по вашей просьбе погремушку, мяч, кубик, машинку или любой другой предмет.

Кроме вышеперечисленных способностей, которыми малыш должен владеть на девятом месяце развития, он еще может:

свободно стоять,не держась ручкой за опору и сделать несколько шагов самостоятельно;

не совсем отчетливо и внятно произносить короткие слова: мама,папа,дай, мне;

поднять небольшой объект с помощью большого и указательного пальцев;

самостоятельно пить из детской кружки,не проливая на себя содержимое.

2. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 10 МЕСЯЦЕВ

Самые важные долгожданные события,которые с таким нетерпением ожидают любящие родители - это первые самостоятельные шаги и первые простые слова десятимесячного карапуза.

В 10 месяцев малыш всё чаще старается произносить слоги и звуки. Мышцы лица работают всё активнее,мимика ребенка становится более разнообразной,выражая эмоции и желания крохи.
Ребенок постоянно старается подражать своим родителям и родственникам. Когда кто-либо уходит из дома, малыш машет ручкой на прощание,говорит "а-та,а-та". Он играет губками,слюной и языком,извлекая разные звуки. 10-ти месячный малыш с удовольствием имитирует окружающие его звуки и голоса взрослых, регулируя при этом темп и громкость произношения .

Давайте подробно узнаем, что должен уметь делать самостоятельно ребенок в 10 месяцев:

Воспроизводить разные звуки и имитировать окружающие его звуки,а а также уметь напевать детские песенки ;

Извлекать звуки из своих детских музыкальных инструментов (гармошка, барабан, дудочка, синтезатор, гусли);

Осознанно бросать попавшиеся ему под руку предметы;

Ребенок в 9 месяцев должен уметь использовать все свои игрушки по назначению (катать игрушки на колесах по полу, строить из кубиков простые конструкции, подкатить ножкой или ручкой мяч);

Если во время игры вы пытаетесь отобрать у малыша игрушку,то он должен активно возражать и сопротивляться;

Самостоятельно принимать сидячее положение (с разных положений - и с животика и со спинки), сидеть без опоры и играть с игрушками продолжительное время;

Вставать из сидячего положения и делать хотя бы несколько шагов без подстраховки;

Брать предметы обеими руками и каждой их них в отдельности,а также перебирать пальчиками мелкие детали, прикрепленные к игрушкам;

Десятимесячный малыш должен уметь взять большим и указательным пальчиками предмет и бросить его;

Произносить некоторые короткие слова, воспринимать детские шутки, обращенные к нему и смеяться.

Возможно у 10-ти месячного ребёнка появились определенные проблемы в психофизическом развитии,если он:

не умеет помахать ручкой уходящему из дома;

не может кивать головкой в знак согласия или мотать головкой в разные стороны в знак несогласия (отрицания);

не пытается сбрасывать со стола или с дивана находящиеся там предметы;

не реагирует на шутки окружающих,не пытается имитировать действия взрослых;

не умеет сидеть без опоры и не пытается подниматься на ножки;

не пытается повторить услышанные звуки и произнесенные вслух короткие простые слова.

3. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 11 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте малыш может легко сесть из разных положений лежа и сидя играть с игрушками продолжительное время. 11-ти месячный ребенок довольно сноровисто топает ножками,но перемещается по комнате пока еще с поддержкой. Некоторые детки уже могут
ходить без подстраховки (например,от кресла до дивана).

Что еще должен уметь делать самостоятельно ребенок в 11 месяцев?

В этом возрасте малыш с усердием учится есть ложкой самостоятельно,правда пока еще ему тяжело контролировать манипуляции ручкой. К тому же кроха старается пить из кружечки без посторонней помощи,частенько вырывая посуду из маминых рук.. и выплескивая половину содержимого кружки на себя. Но пройдет совсем немного времени и малыш сможет спокойно трапезничать без подобных "аварий" - координация движений будет хорошо контролироваться и пальчики станут более чувствительными;

В одиннадцать месяцев ребенок с бо́льшим усердием может повторять одно и то же действие,когда играет с игрушками и тем самым совершенствует координацию движений,развивает моторику ручек;

Недвусмысленно может показывать всем своим видом,что ждет одобрения своих поступков,похвалы;

Может кивком выразить свою благодарность, согласие или одобрение;

Лучше контролирует происходящие вокруг него события и хорошо понимает,когда взрослые говорят о нём между собой и откликается,когда обращение направлено к нему;

Может организовать простую сюжетную игру : машина подъезжает к объекту,загружается, и доставляет груз на другое место; девочка берет куклу на руки, убаюкивает, кладет в кроватку,накрывает одеялком и напевает песенку;

Одиннадцатимесячный ребенок может легко выполнять простые словесные просьбы: принеси мячик, сними шапочку, положи ложку на место, позови папу, пора ложиться спать и т.д.;

В 11 месяцев ребенок без труда берет и показывает предметы,названия которых произносят;

Малыш легко отличает простые геометрические формы объектов - мячик круглый, кубики квадратные. Он с удовольствием рассматривает яркие картинки в книге и самостоятельно перелистывает страницы;

Развивается избирательность в отношениях со сверстниками. С одними детками ребенок играет дольше, с другим - меньше и,вероятно,в другие игры с другими игрушками ;

Гораздо лучше поднимается по ступенькам вверх и спускается вниз (как ножками, так и на четырех конечностях);

К концу 11 месяца малыш легко и непринужденно разбирает модульные конструкции и кольца с детской пирамидки (из пластмассы или деревянные). Также ребенок умеет складывать конструкции из разных частей,но не достаточно аккуратно.

Можно ли ребенку смотреть мультики для детей в 11 месяцев?

Большинство детских психологов склоняются к мнению,что не желательно показывать маленьким деткам до 1 года мультфильмы. Но наши детки созревают быстрее,чем раньше и многие родители задумываются над тем,какие мультики наиболее предпочтительны и безопасны для здоровья одиннадцатилетнего крохи.

выбирайте мультики, в которых большинство персонажей - положительные герои,которые слушаются старших,помогают другим персонажам в беде,совершают хорошие поступки и добрые дела. Ни в коем случае отрицательные герои не должны одерживать окончательную победу в сюжете! 11-ти месячные малыши стараются подражать действиям и поведению мультяшных представителей,поэтому надо очень ответственно подходить к выбору мультфильмов с подходящими сюжетами!

музыка и звуковые эффекты должны быть ровными,спокойными и без резких переходов;

не выбирайте мультики для малыша с яркими,контрастными цветами! Мелькающие в сюжете яркие объекты могут спровоцировать агрессивное поведение ребёнка и нервное перевозбуждение.
Желательно,чтобы анимационная картина содержала не более 4 основных цветов, а остальные цвета были дополнительными и не сильно выделялись из общего фона;

малышам до года не желательно

Добрый и спокойный музыкальный мультик для 11-ти месячных деток - Антошка:

Какие еще мультфильмы подходят для маленьких деток: Мама для мамонтёнка, Крошка енот, Паровозик из Ромашкова, Как стать большим, Катерок, Про дудочку и птичку, Зай и Чик, Грибной дождик, Самый,самый,самый, Как козлик землю держал, Как ослик грустью заболел, Беги ручеек, Коротышка - зеленые штанишки.