Развитие восприятия. Развитие восприятие в раннем возрасте

Читайте также:
  1. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  2. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  3. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  4. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  5. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  6. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  7. Автотрансформаторы, особенности конструкции, принцип действия, характеристики
  8. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  9. Агрегатные состояния вещества. Характер теплового движения в этих состояниях. Особенности теплового движения в различных агрегатных состояниях вещества.

20. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление.

В раннем возрасте восприятие – непроизвольное. Ребенок выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки, часто несущественные. Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета.

Зрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросаю­щиеся в глаза» или случайные признаки. Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу – сначала по фор­ме, величине, потом по цвету. Накапливается запас представле­ний о свойствах предметов (образы восприятия).

Развитие восприятия определяется тремя параметрами – пер­цептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения .

Перцептивные действия позволяют изучать основные свойства качества воспринимаемого предмета, выделяя в них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнавать этот предмет, отнеся его к определенному классу.

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов – вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Таким образом, сначала представления о фор­ме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (напри­мер, круглый мяч, зеленая трава и т. д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона фор­мируются у детей к концу раннего возраста. Дети могут различать 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Но не всегда правильно их называют.

Соотнесение предмета с эталоном помогает систематизировать те знания, которые получают дети при восприятии новых пред­метов. Именно эти знания делают образ мира целостным и по­стоянным.



Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия (подбор предметов по форме, величине, цвету) при практическом и зрительном соотнесении, сравнении предметов. При этом взрослый должен давать правильные названия признаков предметов и способов действий с ними. В этот период большую роль приобретают автодидактические, т.е. самообучающие игрушки (матрешки, пирамидки и т.д.).

Развивается слу­ховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

Фонематический слух – это способность различать речевые звуки, части речи, из которых состоят слова.

На этапе дошкольного детства особое значение имеет разви­тие образных форм познания окружающего мира – восприятия, об­разного мышления, воображения.

Дошкольный возраст период сенсорного развития ребенка: развития органов чувств, овладения сенсорными эталонами и способами обследования предметов.

В процессе сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями по обследованию предметов, их свойств, отношений, что происходит наиболее эффективно в продуктивных видах деятельности. Развиваются острота зрения, точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух, рука становится органом активного осязания.



Для полноценного развития ощущения, восприятия необходимо:

– созревание анализаторов (слух, зрение и др) как органических предпосылок сенсорного развития;

– осуществление сенсорного развития на основе чувственного опыта;

– обеспечение связи с процессами мышления, речи.

Сенсорное развитие является основой чувственного познания мира и развития психических функций и свойств личности.

В течение дошкольного возраста психический процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования без попытки его обследования в 3 года, через рассматривание предмета, выделение отдельных его частей и признаков в 4 года, к систематическому, планомерному рассматриванию объекта к 7 годам.

В развитии органов чувств особую роль играют сенсорные эталоны . Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления, общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов .

Для сенсорного развития ребенка необходимо руководство взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие восприятия:

1) выделяет эталоны словом.

Слово обобщает, т.е. вносит то, что дает чувственный опыт и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении;

2) учит обследовать объект по разному, в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств;

Но всегда обращает внимание:

– на целостный облик предмета;

– на выделение основных частей предмета и определенные их свойства (величина, форма и т.д.);

– на определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т.д.);

– на выделение более мелких частей предмета;

– на целостный облик предмета (повторно с учетом новых знаний).

3) учит сравнивать предмет с эталоном.

Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности: манипуляции с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной и т.д.

Тренировка сенсорных процессов не должна быть изолирована от жизненного опыта, впечатлений детей.

В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме (контуру).

Особое внимание в дошкольный период необходимо обратить на развитие восприятия пространства .

Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, рисовании, аппликации, бытовых действиях, играх, упражнениях в бросаниях и т.д.

Трудности для дошкольника представляет восприятие времени, так как оно не имеет наглядной формы.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет восприятие художественных произведений . Это сложный психический процесс. Предполагает способность узнать, понять изображенное. Здесь имеет место и эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему.

Восприятие художественных произведений будет более глубоким, если они научаться видеть элементарные средства выразительности (цвет, цветовое сочетание, форма, композиция и др.).

Характер восприятия картины изменяется с возрастом. в 3 года дети перечисляют отдельные предметы, изображенные на картине. В 5 лет описывают предметы и устанавливают первые связи. В 7 лет могут объяснить содержание картины.

Итак, восприятие дошкольника становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок учится выделять для себя свойства предметов, их состояние, связи, действия с ними и т.д.

На развитие восприятия оказывает большое влияние речь – то, что ребенок начинает использовать названия качеств, признаков, состояний различных предметов (явлений) и отношений между ними.

Развитие восприятие в раннем возрасте. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов.

Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л.С. Выготского, «… все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия… ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». Несмотря на то, что к концу младенческого возраста у ребенка складываются перцептивные образы и он легко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным.

Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он и познает различные предметы. Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зрительные образы.

Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, но это вовсе не значит, что ребенок не различает цвета, т.к. цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавания.

Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твердость, местоположение и пр. Уже в конце младенчества дети начинают совершать действия с двумя предметами – нанизывают, ставят одно на другое, складывают и пр. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов – не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается их расположить в определенном порядке.

Соотносящие действия, которые начинают усваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия.

Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве (например, чтобы сложить пирамидку нужно учитывать соотношение колец по величине и т.д.). Эти действия должны регулироваться и направляться тем результатом, который нужно получить – готовую пирамидку. Но ребенок еще не может представить готовый результат и подчинять ему свои действия.

Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия могут выполняться разными способами, в зависимости от того, как учит взрослый. Если ребенок подражает взрослому, он может получить результат только в присутствии и при непосредственном показе взрослого. Поэтому важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в необходимом порядке.

Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой – втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробованию разных частей, пока не найдет нужную деталь (автодидактические или самообучающие игрушки). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получает нужный результат. От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов.

Формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойства одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. Эта способность проявляется в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке – он подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. В 2-2,5 года для ребенка становится доступным зрительный подбор по образцу, когда из двух предметов разной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой образец.

Зрительный выбор по образцу – гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или примеривание. Дети сначала выбирают предметы одинаковые по форме, потом по величине и лишь потом – по цвету.

Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные свойства. Дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать по образцу, если им предлагают не два, а несколько предметов или если предметы имеют сложную форму и состоят из многих частей. Восприятие в раннем возрасте тесно связано с предметными действиями.

Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и не точным. Ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Например, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любыми карандашами, хотя уже умеет различать основные цвета.

На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения – это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них (треугольные предметы – «как домик», круглые предметы - «как мячик»). Все это говорит о том, что у ребенка уже существуют представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами.

Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

Развитие мышления в раннем возрасте Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями - например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревочке). В раннем возрасте он уже связывает между собой предметы, которые объективно и зрительно разъединены он связывает и соединяет их в своих практических действиях. Это уже знакомые нам соотносящие и орудийные действия.

Само по себе их усвоение не требует особой самостоятельной работы мышления – взрослые дают образцы нужных действий и показывают способы использования орудий. Но в процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует установлению таких связей в новых условиях при самостоятельном решении практических задач.

Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в раз витии мышления. Сначала установление таких связей происходит путем практических проб. Он пробует разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб случайно получает эффект. Например, невзначай нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю и.др. Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным.

Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Внешние, практические, ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления.

Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных внутренних форм мышления. Конечно, это опыт неотрефлексирован, не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конкретного действия, но важно, что предметы выступают здесь не со стороны своих практически-потребительских функций, а со стороны своих абстрактных, общих свойств, вычленения существенных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок.

Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.

Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ребенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб. Например, употребив палку для доставания какого-либо предмета, лежащего на высокой полке, ребенок догадывается применить ее для того, чтобы достать мячик, закатившийся под диван.

В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме, или элементарная форма внутреннего действия, где ребенок манипулирует не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образцами, называют наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг решения задач.

Задачи более сложные малыш решить не может, или решает их в наглядно-действенном плане. Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает развитие обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Развитие познавательной сферы детей 5-7 лет

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации.. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание де­тей этого возраста целиком определяются восприятием. Так, па­мять в раннем возрасте существует в форме узнавания, т. е. вос­приятия знакомых предметов. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер - ребенок уста­навливает связи между воспринимаемыми предметами. Он мо­жет быть внимателен только к тому, что находится в поле ᴇᴦο вос­приятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л. С. Выготс­кого, ʼʼ...все функции этого возраста идут вокруг восприятия, че­рез восприятие и с помощью восприятия... ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как фун­кция восприятияʼʼ. Это ставит восприятие в чрезвычайно благо­приятные условия развития. Рассмотрим основные особенности развития восприятия в раннем возрасте.

Несмотря на то, что к концу младенческого возраста у ре­бенка складываются перцептивные образы и он легко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайне - несовершенным. Годовалый ребенок не способен пос­ледовательно и систематически рассматривать предмет. Как пра­вило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он и опознает различные предметы.

Зрительные ориентировочные действия, при помощи кото­рых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хва­тания и манипулирования, что во многом определяет суще­ствующие у ребенка зрительные образы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величи­на , именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узна­вания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окра­шенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета. Он ориентируется толь­ко на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не зна­чит, что ребенок не различает цвета. Напомним, что различение и предпочтение определенных цветов есть уже в первые месяцы жизни. Однако цвет ещё не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет ᴇᴦο узнавание.

Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми дей­ствиями. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими . Это действия с двумя и более предметами, в кото­рых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объек­тов - их форму, величину, твердость, местоположение и пр.
Размещено на реф.рф
Уже в конце младенчества дети начинают совершать действия с двумя предметами - нанизывают, ставят одно на другое, складывают и пр.
Размещено на реф.рф
Но в этих действиях младенец ещё не учитывает свойств предметов - не выбирает и не подбирает нужные предметы в со­ответствии с их формой и величинои̌, не пытается расположить их в определенном порядке. Соотносящие действия, которые начинают усваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкла­дыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подби­рает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное поло­жение в пространстве. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине. При сборке мат­решки нужно подбирать половинки одинаковой величины и со­вершать действия в определенном порядке - сначала собрать самую маленькую, а потом вложить её в большую.

1

В статье рассматривается развитие процесса восприятия в раннем возрасте, как ведущей психической функции, на основе которой развиваются такие психические функции, как память, внимание, мышление и воображение. Уделяется внимание использованию разных видов наглядного материала при решении данной проблемы. Актуальность исследования обусловлена наиболее благоприятным периодом развития восприятия в раннем возрасте. Проведен анализ результатов диагностики по определению уровня развития восприятия детей раннего возраста. Для диагностики использовались методики Е.Б. Волосовой. Анализ цветового восприятия показывает, что с выполнением задания полностью справилось 20 % дошкольников, у 50% дошкольников средний уровень развития восприятия, а у оставшихся 30% низкий уровень развития восприятия. Анализ восприятия формы показывает, что высокий уровень развития восприятия так же только у 20% дошкольников, у 40% дошкольников средний уровень развития восприятия формы, а у оставшихся 40% низкий уровень развития восприятия формы. Анализ восприятия величины показывает, что показатели развития такое же как и у анализа развития восприятия формы. У 20% высокий уровень, у 40% средний уровень и у оставшихся 40% низкий уровень развития восприятия величины предметов. Выявлено, что восприятие формы у детей на низком уровне. Восприятия величины выявлено как на низком, так и на среднем уровне. Автор предлагает комплекс игр и упражнений, направленный на развитие разных видов восприятия у детей раннего возраста: вoсприятие фoрмы, вoсприятие величины, цвeтoвoе вoсприятие. Уточняется наглядный материал для проведения каждой игры и упражнения.

диагностика

развитие ребенка

ранний возраст

восприятие

1. Вoлoсoва E. Развитиe рeбёнка раннeгo вoзраста. – М., 1999. – 68с.

2. Левшина Н.И. Интеграция науки и практики//Детский сад: теория и практика. 2012. № 2. С. 64-73.

3. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников//Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1988-1992.

4. Руслякова Е.Е. Психические состояния и интеллект у детей младшего школьного возраста, обучающих по различным образовательным программам // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 55.

5. Санникова Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации/Л.Н. Санникова //Концепт. -2016. -№9.

6. Степанова О.П., Хабибулин Д.А. Введение в клиническую психологию. Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова.- Магнитогорск. 2015.

7. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V. A. Parental Evaluation of Pre school Education Quality: is it a Problem or an Opportunity? Man in India. 2017.Т.97 № 5.С.171-185.

8. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).-М.:Гардарики, 2005.-349с.

Восприятие в раннем детстве — это ведущая психическая функция, на основе которой развиваются такие психические функции, как память, внимание, мышление и воображение.
Среди всех умственных процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми объектами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в области его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых объектах и явлениях. Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия для развития. Восприятие ребёнка формируется в процессе развития конкретной деятельности ребёнка .

Психологи делят развитие восприятия у детей на три периода (ранний возраст, дошкольный и младший дошкольный возраст). Все эти этапы важны для формирования личности. В дальнейшем, с развитием восприятия люди не только учатся использовать свои чувства, но и создают логические цепочки на их основе.

Проблемы развития восприятия отражены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, таких как Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Локк,Ж.Ж. Руссо, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддяков и другие.

Как показывает исследование Л. А. Венгера, в раннем возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины, благодаря этому процесс восприятия реальности начинает приобретать опосредованный характер.

На протяжении всего детства ребенок начинает более точно оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и т. д. Восприятие, как и ощущение, в первую очередь связано с аппаратом анализатора, через который мир воздействует на человека и его нервную систему. Восприятие - это совокупность ощущений. В связи с тем, что восприятие играет огромную роль в жизни человека, важно изучить его с раннего возраста, когда этот когнитивный психический процесс только начинает формироваться.

Шаповаленко И. В. считает, что для наилучшего развития способности восприятия в раннем возрасте необходимо выполнение предметных действий, требующих учёта свойств предметов. К ним относятся соотносящие и орудийные действия, направленные на подбор предметов по форме, величине, цвету и расположению в пространстве, а также собственно зрительные действия, которые направлены, в первую очередь, на форму и величину предметов .

Поскольку восприятие играет такую огромную роль в жизни ребенка, нами проведено исследование восприятия у детей раннего возраста. Это исследование было проведено в МДОУ Д/с №130 комбинированного вида города Магнитогорска.

В исследовании участвовали 10 воспитанников, состоящих из 5 мальчиков и 5 девочек в возрасте 2,5-3 года. Цель этого исследования - выявить уровень развития восприятия у детей раннего возраста.

Исследование проводилось с использованием методик E.Б. Волосовой .

  1. Тест «Найти такой же».

Цель: определение степени ориентации ребенка в семи цветах спектра, нахождение образца, по просьбе взрослого.

  1. Тест «Занимательная коробка».

Цель: определение ориентации ребенка в конфигурации объемных геометрических фигур.

  1. Тест «Сложите пирамиду».

Цель: Определить способность ребенка собирать пирамиду из 4-5 колец по рисунку (по порядку убывания размера).

Результаты оценивались в бальной системе.

Высокий уровень - 3 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, понимает задание и находит способ выполнить его.

Средний уровень - 2 балла - ребенок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но не выполняет задачу самостоятельно, действует адекватно в ходе диагностического обучения, а затем переходит к независимому выполнению задачи.

Низкий - 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к задаче, не понимает его цели.

Цвет является важным свойством объектов окружающего мира. Цвет не может быть выделен практическим способом, в ходе действий с предметами, такими как форма или размер. Кроме того, цвет не всегда влияет на сущность объектов, их функцию. Однако это свойство, которое в первую очередь привлекает внимание, позволяет вам выбрать объект среди других и запомнить его. Знакомство младенцев с цветом начинается с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети учатся легко распознавать и различать эти цвета, а также называть их, представляют им белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвет.

В результате диагностики № 1 мы видим, что дети справляются с задачей не все одинаково. Некоторые из них очень быстро поняли эту задачу и справились с ней, по-видимому, они неоднократно исполняли ее раньше со своими родителями или с воспитателем в детском саду. Другим детям было сложно выполнить задачу, но после некоторой помощи им удалось выполнить верно задание. Остальные дети, даже после помощи, затруднялись выполнить задание или вообще отказывались от него. Некоторые дети путались в цветах, назвав красный цвет - синим, а синий - зеленым, а некоторые вообще не называли цвета. По результатам этого исследования мы видим, что 20% испытуемых имеют высокий уровень, 50% имеют средний уровень, а остальные 30% имеют низкий уровень развития восприятия цвета.

Форма представляет собой внешний контур, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть простой или сложной, т. е. состоит из нескольких простых форм. И форма может быть такой же узнаваемой, близкой к стандартной и оригинальной.

Во-первых, детей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а квадрат имеет стороны и углы): показывается, как обводить контуры фигур пальцем. Когда дети усвоят эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником и овалом.

При проведении диагностики № 2 мы видим, что, как и в предыдущей диагностике, не все дети справляются с задачей одинаково. В начале проведения дети ведут себя оживленно, им нравится задача. Однако не всем удается с первой попытки попасть в нужное отверстие. Некоторые из них тратят меньше времени на выполнение задания, другие - больше, в итоге не все справляются с задачей. Исходя из результатов вышеуказанной методики, мы видим, что только 20% испытуемых имеют высокий уровень, 40% имеют средний уровень развития, а остальные 40% имеют низкий уровень развития восприятия формы.

Величина является важным свойством предметов (размер, объем, протяженность), измеряемое глазом путем сравнения с другими объектами или с использованием специальных инструментов в метрической системе мер, единиц объема и т. д. Признак величины относителен при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается другой предмет. Один и тот же предмет, по сравнению с другим предметом может показаться большим и небольшим. Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит во время занятий, направленных на сравнение предметов.

При проведении диагностики № 3 мы видим, что задача была по душе детям. Они с увлечением разбирали и собирали пирамиду. Кольца собирались в разных порядках, не принимая во внимание порядок убывания. С задачей все справлялось по-разному, даже после неоднократного показа. В результате этого исследования мы видим, что высокий уровень у 20% испытуемых, 40% на среднем уровне, а у оставшихся 40% низкий уровень восприятия величины.

В результате полученных данных можно сделать вывод, что развитие восприятия цвета у тестируемых детей больше на среднем уровне.

Развитие восприятия формы у детей на низком уровне, так как половина испытуемых имеет низкий уровень.

Развитие восприятия величины наблюдается у детей на низком и среднем уровне.

При сравнении результатов всех трех методик, мы видим, что практически у всех тестируемых детей низкий и средний уровень развития восприятия, и только 20% испытуемых имеют высокий уровень развития. Из эксперимента видно, что у детей в раннем возрасте наиболее преобладает средний и низкий уровень развития восприятия.

С учетом результатов диагностики нами были подобраны дидактические игры для развития разных видов восприятия. Для проведения игр и упражнений важно использовать действия с предметами, которые развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребенка. Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и т. д.), которые требуют соотнесения свойств нескольких частей. В некоторых случаях, понадобится два одинаковых предмета, один для показа и образца, другой - для воспроизведения правильного действия с ним. Когда игра завершается, нужно сложить и убрать игрушки или пособия, для исключения привыкания к вещам и предметам, которые постоянно находятся перед глазами.

Проводить дидактические игры и упражнения необходимо систематически, с учетом разных видов восприятия.

  1. Для развития цвeтoвoгo вoсприятия, обучению сличению цвета по принципу «такой — не такой»; использованию умения сличать цвета в практической деятельности; знакомству с названиями цветов можно проводить следующие игры:

- «Построить башню!». Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов - по 3-4 кубика каждого цвета;

- «Найди кольцо!». Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка каждого цвета) ;

- «Многоцветная пирамидка». Используется игрушка, в которой на стержни, расположенные в ряд, надеваются разноцветные шарики или колечки.

  1. Игры, направлeнные на развитиe вoсприятия фoрмы:

-«Почта». Используется пластмассовая или деревянная коробка с прорезями разной формы, а также объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки;

-«Сортировка». Воспитатель готовит основу со стержнями разной формы, на которые надеваются фигурки с прорезями соответствующей формы;

-«Крышка для коробки». Подбирается набор коробок с крышками разных форм: квадратной, круглой, прямоугольной, овальной, многоугольной (это могут быть картонные коробки из под конфет);

- «Сортировка фигурок». Детям предлагается рассортировать картонные геометрические фигурки по форме. Сначала предлагают для сортировки фигурки, которые отличаются только формой, а затем по величине и по цвету одинаковые.

  1. Игры для развития вoсприятия величины:

- «Спрячь шарик в ладошку!». Для игры предлагаются два шарика - один маленький, который помещается в ладошку, а другой побольше;

- «Построй башенку». Необходимы разноцветные емкости разной величины, которые с одной стороны, можно вкладывать друг в друга, а с другой - перевернуть их и построить из них башенку;

- «Матрешка». Это деревянная разборная куколка, которая может состоять из разного количества частей-«сестричек», которые разбираются и собираются, вкладываются одна в другую. Используйте на занятиях с малышами 3-5-составные матрешки;

- «Становись в ряд!». В этой игре можно использовать специальную игрушку - доску с рядом углублений и фигур уменьшающейся величины, а также другие игрушки (например, матрешку) и подходящие предметы (например, банки для продуктов) или фигуры (например, картонные круги разной величины;

- «Составь ряд фигурок!». Для игры необходимы фигурки разной величины, которые необходимо ребёнку разложить в ряд - от самой большой до самой маленькой или наоборот»;

- «Разложи по величине». Для игры используются карточки с изображениями больших и маленьких предметов и две коробки - большая и маленькая.

Предложенный комплекс игр поможет педагогу развивать у детей разные виды восприятия с учётом возрастных особенностей.

Каждый период имеет свои собственные методы развития восприятия. Ведь каждый период совпадает с началом нового этапа личностного роста ребенка. Способность воспринимать информацию, в отличие от способности делать это, не является врожденной. Появившись на свет, ребенок учится делать это. Он видит предметы, слышит определенные звуки, ощущает прикосновения и запахи. Это указывает на сформированность механизма восприятия. Проблема в том, что ребенок не может его использовать - он не знает, как это сделать. Значение процесса восприятия нельзя переоценить. Это основа человеческого познания, основа для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованными в этом развитии.

Библиографическая ссылка

Пылаева Р.Н. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17983 (дата обращения: 28.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Как это проявляется?

Рассмотрим два примера из красивых экспериментов Курта Левина. Первый эксперимент был проведен со взрослыми. Они находились 10-15 минут в пустой комнате, ожидая, что за ними вот-вот зайдут, и не подозревали о проводившемся наблюдении. Каждый взрослый человек, оказавшись в такой ситуации, начинал рассматривать окружающие его вещи; его действия определялись тем, что он видит. Когда он видел часы, лежащие на столе, он смотрел, сколько времени, письмо вызывало у него желание узнать, кому оно адресовано, висящие на окнах разноцветные бумажные ленточки - подергать за них и т. д. Вещи как бы притягивали к себе, обусловливая поведение, которое К.Левин назвал полевым. По воспоминаниям ученицы К. Левина Б.В.Зейгарник, только один пожилой профессор не проявил полевого поведения: поглощенный своими мыслями, он сел в кресло, достал из портфеля рукопись и погрузился в чтение. Это было исключением; как правило, в некоторых ситуациях мы все ведем себя по типу полевого поведения, испытывая притягательную силу вещей.

Что же касается детей раннего возраста, то они максимально связаны наличной ситуацией - тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне этой наглядной ситуации, их не привлекает. В эксперименте К.Левина с детьми показано, что до 2-х лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Поставленная перед ребенком задача - сесть на большой камень, лежащий на лужайке, - оказалась трудновыполнимой, поскольку ребенок сначала должен отвернуться от камня и, следовательно, перестать его видеть. Дети помногу раз обходили этот валун, гладили его, отворачиваясь, подкладывали руку, чтобы, по крайней мере, ощущать его тактильно. Одному мальчику удалось сохранить опору на зрительное восприятие: он сильно наклонился, перегнувшись в поясе, и, глядя на камень между широко расставленными ногами, продвинулся к нему и, наконец, сел.

Из того, что у ребенка доминирует восприятие и он ограничен наглядной ситуацией, следует еще одна любопытная особенность. В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие, как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.