Развлечение "к ежику в гости". Игра-упражнение «Большие - маленькие ноги»

Цель : обогатить представления детей о дарах осени через познавательно-игровую деятельность.

Задачи:

    Развивать умение описывать предметы, замечая признаки сходства и различия.

    Развивать мышление, память, воображение, речь, моторную умелость.

    Воспитывать эмоциональность при зрительном и слуховом восприятии материала, учить переживать радость от общения друг с другом и героем.

Материалы и оборудование : осенние листочки, макет деревьев, игрушка «ежик», муляжи фруктов и овощей, корзинка, мешочки, карточки с изображением грибов, яблоки, ТСО.

Ход развлечения

    Вводная часть.

Слайд1

Воспитатель вместе с детьми под музыку проходит в группу оформленную по осенней тематике.

Ведущий : Посмотрите, как красиво у нас. Ой, посмотрите, я что-то нашла по осенним листочком (конверт).

Ведущий : это конверт. А в нем письмо от Ежика. Ежик слышал от своих лесных друзей, что в нашей группе дети хорошо умеют вести себя в лесу. Ему понравилось, что ребята не шумят, не пугают птиц на улице, не ломают ветки на деревьях, а только любуются природой все вместе. Ежик решил пригласить нас к себе в гости. Ребята, хотите в гости к Ежику?

Дети: Да, хотим.

    Основная часть .

Слайд 2

Ведущий .: На каком транспорте мы поедем в гости, чтобы не навредить лесу, никого не напугать?

Дети: на велосипедах.

Слайд 3

Игра с движением «Мы едем на велосипеде» (дети ложатся на ковер и имитируют движения езды на велосипеде).

Слайды 3,4

Звучит музыка леса. Дети садятся и слушаю голоса птиц, шум леса.

Ведущий : Посмотрите, вот и волшебный лес, полон сказок и чудес. Смотрите, корзинка, а что в ней такое?

Слайд 5

Дети: овощи и фрукты.

Ведущий : Их, наверное, нужно принести в подарок Ежику. Из них он сделает запасы на зиму. Но сначала, давайте, разложим их по - отдельности: овощи в один мешочек, а фрукты - в другой.

Игра «Фрукты - овощи».

Слайды 6,7

«Собери картинку», «Найди по картинке».

Слайд 8

Ведущий : Продолжаем наше путешествие.

Слайд 9

Игра-упражнение «Большие - маленькие ноги».

Слайд10

Ведущий : Ребята, посмотрите, кто нас встречает под елочкой?

Дети : Ежик.

Ведущий : Давайте, поздороваемся с Ежиком.

Ведущий : Что, ты такой грустный?

Слайд11

Ведущий (за Ежика): Я не умею отгадывать загадки и забыл названия грибов. Если я не принесу из леса грибы, мои детки - ежата не проживут холодную зиму.

Ведущий :Не переживай, ребята тебе помогут их отгадать загадки.

Слайд 12

    Рыжие ушки с лисьей опушки,

В травке лежат - для малых ежат.

(лисички)

Слайд 13

    Вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красной шляпкой

На шляпке горошки.

(мухомор).

Слайд 14

    Нет грибов дружней, чем эти

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу

Как веснушки на носу.

По ходу отгадывания выставляются картинки на слайд.

Слайд15

Ведущий: (словами Ежика): Спасибо, теперь я вспомнил все грибы. Ребята вы хотите помочь ёжику собирать грибы?

Дети: да!

В Тогда пойдёмте на полянку, может под опавшими листочками найдём грибы, соберём и подарим их ёжику.

Слайд 16

Игра « Собери грибочки».

Ведущий : Ежик, мы принесли тебе еще один подарок - фрукты и овощи для тебя и твоих ежат на зиму и конечно грибочки дарим тебе.

    Заключительная часть.

Слайд 17

Ведущий (словами Ежика): Спасибо, ребята! Вот и вам мои гостинцы - сладкие яблочки. (Дарит яблоки .) Приходите ко мне в гости еще. Я буду вас ждать. Будем вместе веселиться и играть.

Ведущий вместе с детьми: До свидания.

МКДОУ - детский сад «Колобок».

Воспитатель: Шульц Л.В.

Интегрированное занятие «В гости к ежику»

2-ая младшая группа

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

1. Развивать физические качества у детей.

2. Воспитывать у детей доброту, внимание, эмпатию к окружающим.

3. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

4. Формировать целостную картину мира, расширяя кругозор детей.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, на пианино сидит ворона, в клюве пригласительный билет, с изображением ежа.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, кто залетел к нам в музыкальный зал?

Дети: ворона.

Воспитатель:

А что у нее в клюве?

Дети: письмо

Воспитатель:

Ребята посмотрите, кто это?

Дети: ежик

Воспитатель:

А какой он?

Дети: колючий.

Воспитатель:

А для чего ему колючки?

Дети: для защиты.

Воспитатель:

А что любит ежик из еды?

Дети: яблочки, грибочки.

Воспитатель:

А для чего еж носит на своих колючках листья?

Дети: для мягкой постели.

Воспитатель:

А где живет ежик?

Дети: в лесу

Воспитатель достаёт письмо и читает его.

Дорогие ребята!

У меня сегодня День рождения, и я приглашаю всю вашу группу в гости.

Но будьте внимательны и осторожны, путь ждет вас не легкий.

На другой стороне письма имеется карта верного пути.

Воспитатель:

В лес чудесный, к ежику

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти

Друг за другом становитесь

И терпения наберитесь

По дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаем,

В лес мы дружно все пойдем

Воспитатель: А теперь по коврику пойдем!

Этот коврик не обычный

Пробковый, пуговичный, симпатичный.

Этот коврик очень важный.

Так как лечебный и массажный.

Выполняется ходьба по массажному ковру.

После выполнения задания дети встречают на своем пути мягкую игрушку – кошку

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, кого мы встретили?

Дети: кошечку

Воспитатель:

Что- то кошечка грустная, а давайте мы с ней поиграем.

Проводится пальчиковая игра «Подставляй ладошку»

Подставляй ладошку,

Расскажу про кошку

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот кулак, а вот ладошка.

На ладошку села кошка,

Потихонечку крадется в норку- хоп

Видно мышка там живет.

Воспитатель: Впереди овраг с преградой

Перейти его нам надо.

Ходьба по гимнастической скамейке

После выполнения задания дети встречают на своем пути мягкую игрушку – зайчика.

Воспитатель:

А давайте поиграем с зайчиком в игру «У оленя дом большой»

игра «У оленя дом большой»

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко

Полем заинька бежит,

В дверь к нему стучит.

Тук, тук, дверь открой

Там охотник очень злой

Зайка, зайка забегай,

Лапку мне давай.

Движения выполняются в соответствии со стихотворным текстом.

Воспитатель: Ветер дует задувает

А мы весело шагаем

Про осанку не забываем.

(Звучит запись – «Шум ветра»)

Выполняется ходьба с перешагивание через кубики и подлезание под дугой

Воспитатель: По тропинке мы шагаем,

Вдруг ручей на пути встречаем.

Чтоб нам ножки не замочить

Нужно по мостику пройтись.

(Звучит запись – «Звуки ручья»)

Выполняется упражнение на равновесие – ходьба по деревянному мостику.

Вдруг болото мы встречаем

А сейчас ходьба по кочкам

Очень тихо на носочках.

Если с кочки упадете,

То утоните в болоте.

Выполняется ходьба по набивным мешочкам.

Воспитатель: Вот и пришли мы в лес

Ах, какой чистый воздух!

А как весело птички поют.

Ребята, а давайте отдохнём вот на этой лесной полянке.

Включается запись «Звуки леса». Дети отгадывают знакомые голоса птиц.

Выполняется закаливающее мероприятие: дыхательная гимнастика «Поиграем с носиком»

Подходи ко мне дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

И Татьяне Владимировне покажи.

(Дети удобно рассаживаются на ковре и показывают свои носики.)

Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

(игр. упр. «Помоги носику собраться на прогулку».

каждый ребенок берет носовой платок и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.)

Ротик свой ты закрывай,

Только с носиком гуляй.

(игр. упр. «Носик гуляет»

взрослый предлагает детям закрыть рот, а дышать только через нос.)

Вот так носик – баловник!

Он шалить у нас привык.

(игр. упр. «Носик баловник».

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.)

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

(упр. «Носик нюхает приятные запахи».

Ребенок выполняет пять вдохов – выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем)

Хорошо гулять в лесу,

И поет нос: «Ба-бо-бу».

(игр. упр. «Носик поет песенку»

На выдохе ребенок постукивает указательным пальцем по крылья носа и поет: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

(игр. упр. «Поиграем с носиком»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.)

Нагулялся носик мой.

А теперь продолжаем путь свой.

(игр. упр. «Носик погулял» Дети убирают платочки)

Воспитатель: В лес мы пришли,

Почти до ежика дошли

А подарки то забыли

Появляется Лесовичок и предлагает пройти в лесную мастерскую.

Дети усаживаются за столы.

Лесовик: Здравствуйте ребятки!

Краем уха услыхал я, что вы к ежику на день рождения спешите. Я то же путь туда держу. Но на именины принято дарить подарки

Есть у меня подарки для ежа,

Но закончить не успел я

Думаю, каждый из вас мне поможет.

Чтоб подарки получились великолепные. Нужно пальчики размять.

Проводится игра с мячом Су Джок

Я мячом круги катаю

Взад - перед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальчиком прижму,

И другой рукой начну.

Показываются поочередно незаконченные работы: «солнышко», «ежик», «мухомор», «бабочка», «тучка»

Воспитатель:

Ребята как вы думаете кто на картинке изображен?

Дети: бабочка.

Воспитатель: Лесовик забыл украсить крылья бабочки. Вам нужно украсить крылья бабочки из сплющенных комочков пластилина.

В руках кусочек пластилина кружился – кружился,

Кружился –кружился, и в шарик быстро превратился.

Кусочек пластилина на ладошку положили, а другою прикрыли

Для тучки нужно сделать капельки дождя. От большого куска пластилина отрываем маленькие кусочки и формируем из них капельку. Затем приклеиваем под тучку.

Вот ежик без колючек. Колючки мы ему сделаем из прищепок.

А чтобы всем нам было весело и тепло, мы сделаем солнышко методом «Ниткография» (рисование нитками на бархатной бумаге) .

Дети по желанию выбирают для себя работу:

Лера, Валя, Настя. Х, Даша. К – украшают крылья бабочкам.

Ваня. Б, Андрей, Настя. Д, Эльдар – капельки под тучками.

Даша. И, Настя. Щ, Вова, Коля – колючки ежику из прищепок.

Маша, Женя, Полина, Дима – солнышко методом «Ниткография»

Дети самостоятельно выполняю работу под руководством воспитателя и лесовика.

На моей полянке распустились красивые цветы. Какого цвета.Лера вот Этот цветочек? (красного) .

Я предлагаю вам поиграть в игру «Бабочки и цветы»

Возьмите каждый бабочку. (бабочки разного цвета)

Даша, какого цвета ты выбрала бабочку? (желтую) и т. д

Цветочки на полянке у нас тоже разноцветные: красные, желтые, синие и т. д - Бабочки порхают над цветочками, как только увидели опасность – птичку, прячутся на цветке того же цвета, что и сама бабочка. Побеждает самый внимательный.

Появляется ежик. Дети поздравляют его и дарят подарки. Затем поют каравай. Именинник угощает всех сладкими грибочками.

Всех приглашает танцевать.

В группе воспитатель подводит итог занятия:

Где мы сегодня были?

Что делали?

А скажите ребята, что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? и т. д.


Чирмышева Татьяна Владимировна

«В гости к ежику»
НОД для детей младшего возраста

с использованием здоровье сберегающих технологий

Оганян Алеся Геннадиевна , воспитатель,

МБДОУ ДС ОВ №3 пгт. Афипского МО Северский район.

цель:
-Расширять словарный запас
-Расширять знание об окружающем мире
-Продолжать учить геометрические фигуры
-Воспитывать мелкую моторику
-Воспитывать отзывчивость, желание помочь.
Развитие речи:
учить детей отгадывать загадки, активизировать в речи детей слова -название
фруктов,
овощей; формировать понятие обобщающего слова фрукты, овощи; учить подбирать слова по смыслу.
Познавательное:
узнавать и различать геометрические фигуры, закреплять название цветов.
Физическая культура:

Задачи:
Развитие речи:
развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания
картин, иллюстраций, слайдов. Обучать умению вести диалог с педагогом. Слушать и понимать заданный
вопрос. Понятно отвечать на него.
Познавательные:
учить детей обследовать форму фигур,используя зрение и осязание.
Физические:
сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической
работоспособности,предупреждения утомления.
Воспитательные:
воспитывать активность, инициативность, способствовать развитию положительных эмоций.
Технологии:
- здоровьезберегающие:
1 Сохранение уровня здоровья детей.
2 Обеспечение смены динамических пауз в НОД.
- икт технологии
Оборудование:
мультимидийное оборудование, картина с изображением ёжика, аудиозапись голоса птиц,.
Раздаточный материал: конверт с геометрическими фигурами, корзины, муляжи: фрукты и овощи.

Ход занятия.
Воспитатель заходит в группу и здоровается с детьми.
Сюрпризный момент:
В. - Ребята посмотрите нам прислали письмо. Открывает конверт, показывает картинку с изображением ёжика.
В.--Кто изображен на картинке? (ответы детей). Ребята ёжик приглашает нас к себе в гости.
В.- Вы хотите отправиться в гости к ёжику? (ответы детей)
В.- Но как же нам добраться до леса где живет ёжик, ведь он находится далеко (ответы детей:на машине, поезде, самолете и т. д.)
В.- Ребята, а в конверте у нас что-то лежит? Вынимает геометрические фигурки, (вырезанные из картона, разных цветов.)
В.- Да это же билеты на поезд! Видимо ёжик хочет что-бы мы ехали на поезде.
(раздаются билеты в виде геометрических фигур).
В.- Ребята на что похожи эти билетики? (ответы детей).Воспитатель предлагает детям пройти к импровизированному поезду. Представить что, стульчик - это вагончик. На каждом вагончике наклеена геометрическая фигурка.
В.- Ребята внимательно посмотрите на свои билетики и найдите свои места. Дети ищут свои места по форме геометрических фигур.
В.- Теперь мы можем отправиться в путешествие в «осенний лес.»
В.- А пока мы едем скажите -какое сейчас время года?
(ответы детей) ,
В.-Что происходит в природе осенью?(ответы детей). Вот и доехали до места!
Звучат голоса птиц, дети выходят из поезда. (встают со стульчиков).
В.-А теперь с дороги давайте с вами чуть- чуть отдохнем.
(проводится физминутка)
-Жил в лесу колючий ёжик,
Был клубочком и без ножек.(дети обнимают себя за плечи).
Не умел он хлопать -хлоп-хлоп-хлоп,
(хлопают в ладоши)
Не умел он топать топ-топ-топ(топают ножками).
А умел он носом шмыгать шмыг-шмыг-шмыг (фыркают носом).
А ребятки в лес пришли ежика в лесу нашли.
Научили хлопать хлоп-хлоп-хлоп.
Научили топать топ- топ- топ.
В.- Ребята посмотрите, нас кто то встречает?
Да это же ёжик (на экране появляется картинка с изображением ёжика.) 1-ый слайд.
Он что -то нам говорит? ёжик просит поиграть с ними в игру «загадки-отгадки».
По картинкам мы должны найти правильный ответ.
2-ой, 3-ий,4-ый, 5-ый слайды (картинки с изображением овощей и фруктов. Воспитатель загадывает загадки дети выбирают правильный ответ.)
6-ой слайд - грустный ёжик.
В.- Посмотрите мы все угадали правильно, но наш ежик что- то загрустил.
Ребята дело в том, что ёжику нужно помочь сделать запасы на зиму, собрать фрукты и овощи.
- Подвижная игра «наполни корзинки».
Дети под музыку наполняют корзинки овощами и фруктами.
Игра заканчивается на экране появляется 7-ой слайд весёлый ёжик.
В.- Ребята посмотрите сколько мы собрали урожая, сколько фруктов и овощей.
Ёжику этих запасов хватит на всю зиму. Ребята смотрите и наш ежик сразу повеселел,
давайте отдадим ему корзинки и будим с ним прощаться.
В.- Вам понравилась наша прогулка в осенний лес и в гости к ёжику?(ответы детей).
Ребята, а что вам запомнилось больше всего?(ответы детей).
В.- Вы все молодцы, но нам пора возвращаться в детский сад.
Что бы нам вернуться быстрей я предлагаю вам полететь на самолете.
И так расправляем ваши крылья (дети разводят руки в разные стороны),
заводим моторчики:Р-Р-полетели!
В.-Вот ребята мы и вернулись к себе в детский сад.

Наталия Моисеева
Занятие по развитию речи «В гости к Ежику»

Занятие «В гости к Ежику » .

Задачи :

1. Продолжать знакомить детей с обитателем леса - ежиком : где живет ежик , чем питается, зачем ему колючая шубка, что делает ежик зимой .

2. Упражнять детей в раскладывании сюжетных картинок в определенной последовательности. Дидактическая игра «Разложи картинки» .

3. Упражнение на развитие мелкой моторики «Ягоды сейчас снимаю…» . 4. Игра «Дикие животные леса» .

5. Учить детей выходить из сложных ситуаций : распутывать небылицы.

6. Сравнить игрушку с лесным жителем.

7. Показ сказки «Пых» , используя кукольные персонажи.

Оборудование : картина с изображением ежа в лесу из серии «Животные леса» ; серия сюжетных картин с режимными моментами, мягкая игрушка – ежик , кукольный театр (дед, бабка, внучка Аленка, ежик ) .

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы отправимся в гости к лесному животному , но к какому вы узнаете, отгадав загадку :

На спине иголки,

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок,

Нет ни головы ни ног.

Дети : Ежик .

1. Воспитатель : - Я предлагаю вам отправиться в гости к ежику , давайте рассмотрим картину, опишем ежа.

Вопросы :

Какой ежик ?

Дети : Маленький.

Какая у ежика шубка , на что похожа?

Дети : Колючая, похожа на комок колючек.

Зачем ему нужна такая шубка?

Дети : Защищаться от врагов.

А если ежика раздеть , что произойдет?

Дети : Будет беззащитным.

Кто враги ежика , а кто его друзья?

Дети : Враги-лисы, волки, а друзья-зайцы.

2. Дидактическая игра «Разложи картинки» .

Воспитатель : Я показываю детям серию сюжетных картинок с режимными моментами.

Дети должны разместить эти картинки на магнитной доске в последовательности их действий : что за чем следует.

3. Упражнение на развитие мелкой моторики . Воспитатель : - Давайте согнем левую руку в локте и поднимем на уровень лица. Кисть опущена (пальцы собрать в щепотку) «снимает ягоды» .

Ягоды сейчас снимаю

Их в лукошко собираю.

Ягод полное лукошко!

Я попробую немножко.

Их поем чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

И поем еще малинки,

Сколько ж ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Буду снова собирать.

4. Воспитатель : - А давайте сравним ежика с другими обитателями леса.

Кто еще живет в лесу?

Дети : Лиса, волк, медведь…

Игра «Дикие животные леса» .

Воспитатель : - Предлагаю вам изобразить повадки животных.

Вопросы :

Что делает заяц?

Дети : (Скачет, прыгает, убегает) .

Что делает белка?

Дети : (Прыгает, скачет, грызет) .

А что делает ежик ?

Дети : (Притаился и ждет чего-то) .

Воспитатель : - Предлагаю изобразить движения зайца, как он прыгает;

движения белки, как она скачет; и движения ежика , как он тихо притаился.

Дети имитируют движения животных.

Воспитатель : - А сейчас я вам прочитаю стихотворение про ежика .

Ежик тихо так сидит , схорониться хочет,

То тихонечко бежит, то всего боится.

Бедный ежик , где ему укрыться?

Лесом катится в клубок, у него колючий бок,

Он охотится ночами за жуками и мышами.

Вопросы :

Почему ежик сидит тихо ?

Дети : Спрятался.

Где он может прятаться?

Дети : В траве, в кустах.

Почему он сворачивается в клубок?

Дети : Боится.

Что кушает ежик ?

Дети : Мышей, червей.

5. Дидактическая игра «Что напутал ежик

Воспитатель : - Я расскажу вам небылицы; а вы должны меня поправить и распутать небылицы.

Сегодня ежик ел кашу из прищепок с молоком. Прищепки были вкусные и хрустящие.

Дети : Прищепки не кушают, они не съедобные.

У ежика есть друг поросенок . У него синий хвост, длинный язык, длинные лапы.

Дети : У ежика не может быть друга поросенка, а у поросенка не может быть синий хвост,

длинные лапы и длинный язык.

Однажды зимой ежик ел в лесу картошку . Она была твердая и сочная.

Дети : В лесу картошка не растет.

6. Воспитатель : - Я принесла вам мягкую игрушку-ежика , давайте сравним ее с лесным животным.

Вопросы :

Ребята, а этот ежик похож на настоящего ?

Дети : Да, этот ежик , как настоящий.

А что у него общего?

Дети : Тоже есть колючки, похожий нос.

7. Воспитатель : - Ребята, сейчас посмотрите сказку «Пых» .

Кукольные персонажи : (дед, бабка, внучка Аленка, главный герой- ежик ) .

Дети внимательно смотрят сказку.

Вопросы :

Каких героев вы видели в сказке?

Дети : Дедку, бабку, внучку, ежика .

Кто из героев вам больше понравился?

Дети : Ежик .

Чем вам понравились эти герои?

Дети : Ежик пыхтел… .

Как вы думаете кто главный герой в сказке?

Дети : Ежик .

Какой показан ежик в сказке ?

Дети : Страшный….

Воспитатель :- Предлагаю детям поближе познакомиться с кукольными героями; дети участвуют в фотосессии, примеряют кукольных героев на руки, играют с ними.


«В гости к ёжику»
Занятие по развитию речи в старшей группе.
Цель. Закреплять представления о временах года. Продолжать учить составлять распространённые предложения по сюжетным картинкам. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными. Обогащать лексику родственными словами. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать наблюдательность, внимание, память.
Материал. Фланелеграф. Декорации летнего леса. Картинки с летними и зимними сюжетами, с изображениями предметов (для игры «Прошагай слова»). Картинка «Ежи» из пособия «Дикие животные». Флажки с изображениями «весёлого» и «сонного» солнца – на каждого ребёнка. Пособие «Многозначные слова». Куклы бибабо (ёж, лиса).
Ход занятия.
Логопед. Сегодня мы побываем в сказке. Чтобы в неё попасть, нужно отгадать загадки: Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня, я … (Лето.)
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома –
Зовут меня … (Зима.)
(Подводит детей к фланелеграфу, на котором выставлены картинки с летними и зимними сюжетами.)
Что такое?! Все картинки перепутались! Разложите их по временам года. (Дети выполняют задание, объясняя свой выбор.)
Логопед. Какое время года изображено на этих картинках? (Лето.) Давайте отправимся в летнюю сказку.
Ой, кто это шевелится под кустом? (Достаёт ежа – куклу бибабо.) Да ведь это ёжик! Здравствуй, ёжик!
Ёж (за него говорит ведущий). Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Мне так скучно одному, давайте поиграем.
Проводится разминка «Ёж».
Вот свернулся ёж в клубок,
Может, ёжик, ты продрог?
(Дети садятся на корточки, обхватывают колени руками.)
Солнца луч ежа коснулся –
Ёжик сладко потянулся!
(Поднимают руки вверх, потягиваются.)
Хитрый ёжик, хитрый ёж,
На клубочек он похож.
(Вытягивают руки перед собой, сжимают кулаки, делают ими вращательные движения.)
На спине иголки
Очень – очень колки.
(Несколько раз сжимают и разжимают кулаки.)
Ёж по тропке побежал,
нам колючки показал.
(Руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть.)
А колючки тоже
На ежа похожи.
(Поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями.)
На ежа мы поглядим
Молочка ему дадим,
(Ладони складывают черпачком.)
Но не тронем колкие
На спине иголки мы.
Ёж (смотрит на сюжетные картинки). Что это такое?
Логопед. Дети разложили картинки, на которых нарисованы лето и зима.
Ёж. Зима?! Что это такое? После лета приходит осень – время, когда надо ложиться в теплую норку спать. Просыпаюсь я весной. А что происходит, пока я сплю, я не знаю.
Логопед. Мы расскажем тебе о зиме. Ты ёжик будешь составлять предложения о лете, а дети – о зиме. Договорились?
Ёж. Летом земля покрыта зелёной травой. А зимой? (Зимой земля покрыта белым снегом.)
Летом на деревьях растут листья. А зимой? (Зимой деревья стоят без листьев, на их ветках лежит снег.)
Летом вода в реках и озёрах тёплая, в них можно купаться. А зимой? (Зимой реки и озёра замерзают, покрываются льдом.)
Логопед. Ёжик, теперь ты знаешь, что происходит зимой?
Ёж. Какие вы молодцы, умеете составлять такие длинные предложения. Я многое узнал от вас о зиме. Интересно, что вы делаете в это холодное время года на прогулке?
Проводится разминка «Зимой».
Дети идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения.
Логопед. Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду скользим.
Ёж. А зимой солнце светит? Какое оно, зимнее солнце? (Бледное, холодное.)
Проводится игра «Зима – лето». Ведущий зачитывает предложения. Если в них говорится о лете, дети поднимают флажки с «весёлым» солнцем и улыбаются, если о зиме – поднимают флажки с «сонным» солнцем и хмурятся.
Логопед. Дима пошёл на речку купаться. Весело стрекочут кузнечики. Дети на поляне лепят снеговика. Маша и Марат взяли санки и побежали кататься с большой горы. Прошёл дождь, и над рекой появилась радуга. Морозно на улице, дует холодный ветер.
Ёж. Вы так много знаете о временах года! А вот обо мне, еже, что вам известно?
Логопед. Дети знают много загадок о ежах.
Дети. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки – ни одной.
В клубок свернётся,
А взять не даётся.
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
По тропинке идёт.
Лес на спинке несёт.
Проводится ритмическое упражнение «Ёжик и барабан».
Дети хором произносят текст и выполняют движения по показу ведущего.
С барабаном ходит ёжик:
Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами:
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно:
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он:
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули:
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули:
Бум-бум-бум! (Г.Виеру.)
Логопед. А ещё дети знают много стихов про ежей.
Дети. На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трёт.
Только спину, только спину
не потрёшь родному сыну.
Ходит по траве лесной
Он с немытою спиной.
Вот как, посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хорошо, ребята, всё ж,
Что никто из нас не ёж! (Г.Виеру.)
В траве живой колючий мяч
Щетинится и ёжится.
- Ну, покажись, дружок, не прячь
Свою смешную рожицу!
Но ёжик фыркает, бормочет –
Со мной знакомиться не хочет. (Г.Сапгир.)
Ёж оценивает чёткость и выразительность чтения.
Логопед. (показывает лису – куклу бибабо). Ёжик, к нам пришла лиса, она хочет побеседовать с тобой.
Двое детей надевают игрушки на руки и инсценируют диалог Л.Воронковой «Лисица и ёж».
Лиса. Всем ты, ёж, и хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
Ёж. А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
Лиса. Да не то чтобы некрасивый.
Ёж. А может, я с колючками неуклюжий?
Лиса. Да не то чтобы неуклюжий.
Ёж. Ну так какой же я с колючками?
Лиса. Да какой-то ты с ними… несъедобный.
Логопед. Да, острые иголки ежа не всем нравятся. Подумайте, дети, какие предметы, кроме игл на шкурке ежа, мы называем эти словом? Какие ещё бывают иголки?
Показывает картинку из пособия «Многозначные слова». Дети называют изображённые на ней предметы.
Логопед. Верно, есть иголки у ёлки и кактуса, швейные иглы, медицинские.
Все они называются одним словом – «иголки», но обозначают разные предметы. А чем все иголки похожи? (Они тонкие и острые.) Что-то ты, ёжик, опять загрустил?

Ёж. Вам, дети, хорошо, с вами рядом мамы, папы, бабушки, воспитатели, а я совсем один.
Логопед. Не грусти, лучше посмотри на эту картинку. (Выставляет на мольберт сюжетную картину «Ежи».)
Ёж (рассматривает картинку, радуется). Это папа, мама, это мои братья и сёстры!
Логопед. Какая дружная у тебя семья! Как мы назовём папу этого семейства? (Ёж.) А ласково? (Ёжик.) Как назовём маму? (Ежиха.) А маму с папой? (Ежи.) А деток? (Ежата.) Сколько слов мы назвали! Во всех этих словах есть общая часть – «ёж». Такие слова называют родственными.
Ёж. Спасибо, дети! Вы помогли мне найти свою семью. Давайте ещё поиграем.
Под ёлкой в траве вы листок поднимите, картинку найдите, её рассмотрите. Самое длинное и самое короткое слово назовите.
Проводится игра «Прошагай слова» (деление слов на слоги).
Каждый ребёнок получает по картинке, произносит слово по слогам и делает соответствующее количество шагов.
Амина, назови своё слово. (Дом.) Сколько шагов ты прошла? (Один шаг.) Почему ты сделала один шаг? (В слове «дом» один слог.)
У кого самые длинные слова? А самые короткие?
Логопед. Ну что, ёжик, справились дети с твоим заданием?
Ёж. Молодцы! Отлично справились! А мне пора уходить. До свидания!
Дети. До свидания, ёжик, приходи к нам ещё.
По впечатлениям от занятия детям можно предложить выполнить рисунок или аппликацию на тему «Колючие ежи».