Ребенок боится людей советы психолога. Чего делать нельзя. Причины боязни ребенка чужих людей

Как столкнулись с этой проблемой, я перерыла весь интернет в поисках ответа на вопросы- нормально ли это, нужно ли с этим что-то делать и когда это пройдет. Ответы нашла. Кратко напишу в чем суть да дело. Может кому тоже пригодится...

В возрасте 7-8 месяцев малыши начинают переживать очередной «кризис». Намеренно написала это слово в кавычках, так как некоторые психологи утверждают, что кризисом этот этап развития называть неправильно. Это совершенно новый этап в социальном и интеллектуальном развитии ребенка. Продолжается он до 3 лет у мальчиков и 2.5 - у девочек. Но, разумеется, меняется манера его проявления: если в 7-8 месяцев ребеночек при виде чужого плачет, то после года скорее будет просто стесняться. Почему так происходит? Именно в этом возрасте ребенок или учится любить, или нет. Любит он в первую очередь свою маму или человека, который за ним постоянно ухаживает. Появление же незнакомца, как правило, еще и не похожего на маму, подсознательно вызывает страх у ребенка, что его разлучат с мамой, причинят ему вред. Уговоры в этот момент не подействуют - страх именно подсознательный.

Есть и другое весомое объяснение. Именно в этом возрасте ребенок учится передвигаться (ползать, ходить). Но интеллектуально он еще не развит настолько, чтобы сделать свой маршрут безопасным, уйти от мамы далеко и суметь за себя постоять. Поэтому природа все продумала - ребенок боится на подсознательном уровне потерять маму, отсюда и страх остаться в комнате одному, и страх перед чужими людьми.

Оказывается, оценивая интеллектуальное и социальное развитие ребенка, учитывается и то, есть ли у ребенка страх перед чужими людьми. Если есть - то это большой жирный плюс. Но встречаются и такие детки, которые от природы быстро находят общий язык с незнакомцем: им достаточно непродолжительное время посмотреть на незнакомца, услышать его голос - и все, он свой. Это действительно талант, данный от природы, быть гибким в общении с другими людьми. Это не заслуга воспитания. Но не стоит путать это с отсутствием страха перед чужаками. проверить, талант ли это или немалый минус в развитии ребенка можно, если зайти в незнакомый (именно незнакомый - это важно!) кабинет, в котором должен сидеть незнакомый человек. Человек должен при виде ребенка быстро встать, подойти и взять ребенка у мамы к себе на руки. Все это быстро, не говоря ни слова. если ребенок испугается незнакомца - значит страх есть, разумеется...

Считается, что начинает проявляться этот этап в возрасте 7-8 месяцев. Но цифры здесь могут варьироваться, так как каждый ребенок индивидуален. Нередко такой страх начинает проявляться и в 9, и в 10 месяцев, например...

Как себя вести? Не стоит заставлять ребенка общаться с теми, кого он боится. Нужно дать ему ощущение защиты, дать возможность понаблюдать за новым человеком со стороны, далее дать ребенку самому потрогать незнакомца (если видите, что ребенок готов к этому). Возможно, стоит на некоторый период отказаться от походов в места скопления людей. Помните, все это пройдет! Самый пик такого страха, как правило, недолог! Приходящих в гости родственников и подруг стоит заранее предупреждать, чтобы не торопились обнимать малыша и брать его на руки.

Ну вот, собственно и все! Порой то, что сначала пугает или просто настораживает - это огромный скачок в развитии наших деток, главное знать об этом и понимать своего кроху! Здоровья вашим деткам! =)

Когда ребенок только рождается, ему незнакомо понятие страха. Но вот вы замечаете, что ваш малыш боится один зайти в темную комнату или один выйти вечером на улицу. Вы понимаете, что у ребенка развивается страх - своеобразное чувство беспокойства, переживания или тревоги, которое характеризуется изменениями эмоционального фона. У него может учащаться сердцебиение, нарушаться ритм дыхания, усиливаться мышечное напряжение. Страх - это ответная реакция ребенка на внешнюю угрозу - реальную и/или придуманную.

Диагностика детских страхов проводится специалистами в этой области: психологами, психиатрами или психотерапевтами посредством бесед, тестов и опросных листов. На основе результатов исследований подбираются адекватные методы лечения.

Что лежит в основе страха ребенка

Страх - это способ самосохранения. В отличие от взрослых страхов в основе детских не всегда лежит реальная угроза.

Они развиваются на базе полученной детьми информации, дорисовываются богатым и впечатлительным детским воображением и у большинства детей проходят самостоятельно. Но, как и в любом правиле, в вопросах детских страхов также имеется небольшой процент исключений, случаев, когда обычные страхи перерастают в фобии, требующие специального лечения. У девочек фобии развиваются чаще, чем у мальчиков. Факторами, способствующими развитию страха у детей, являются их одиночество в семье, ограничение в общении с ровесниками.

Более подвержены развитию тревожных состояний те дети, которые обладают яркой фантазией, впечатлительностью, высокой доверчивостью. Часто развитию страхов способствуют воспитание, нестабильные отношения ребенка с родителями.

Среди причин детских страхов выделяют следующие:

  1. Психоэмоциональные травмы, пережитые ребенком в раннем возрасте. Именно они чаще всего перерастают в фобии и с трудом поддаются лечению. Примером таких случаев является боязнь собак после укуса.
  2. Родительские запугивания с целью предотвратить асоциальное поведение ребенка. Например, «будешь плакать - придет злой дядька и заберет тебя».
  3. Патологическое беспокойство самих родителей по каждому поводу. Бесконечные запреты и установки на неудачи развивают в ребенке чувство постоянной тревоги, которая перерастает в страх.
  4. Агрессивное поведение родителей, направленное на унижение чувства детского достоинства, демонстрация доминирования родителя над ребенком формируют сложные страхи и боязнь своих родных.
  5. Фильмы ужасов или жестокие компьютерные игры со сценами насилия тоже развивают у ребенка страх повторения увиденных ситуаций.
  6. Наличие определенного психологического заболевания также может выражаться в развитии у детей страхов. Определить вид заболевания и назначить лечение возможно только после обследования ребенка профессиональными специалистами.

Механизм появления и развития страхов

Первые страхи возникают у детей в два-три года, когда они начинают фантазировать, придумывать и воображать что-то необычное после осмысления внешней информации. Пик фантазирования достигается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Чем более впечатлителен ребенок, тем более разнообразны и необычны его страхи. Поскольку в своем юном возрасте ребенок еще не способен анализировать причины страха и свою реакцию, это приводит к закреплению и поддержанию страха. С возрастом ситуации, которые способствуют развитию страха, меняются, как и сферы жизни самого ребенка: от страха остаться без мамы в младенчестве - до социальных страхов в школьном возрасте.

Виды страхов у детей

Страхи детей подразделяются на социальные и природные. Первые формируются в процессе межличностного общения ребенка с окружающими, вторые связаны с природным чувством самосохранения.

По природе возникновения детские страхи также делятся:

  • на особо ценные, которые являются порождением детской фантазии и приобретают для ребенка особую важность;
  • навязчивые, которые возникли в результате определенной жизненной ситуации (страх замкнутого пространства) и легко перерастают в панику;
  • бредовые, которые логически не поддаются объяснению.

Обратите внимание!

Симптомами появления страхов у новорожденных являются вздрагивания ручек и ножек, беспокойство и беспричинный плач. Спровоцировать страхи в таком маленьком возрасте способны резкие движения, громкие звуки, яркое освещение. К полугоду у ребенка возрастает чувство привязанности к маме - ее потеря из виду на продолжительное время также вызывает тревогу и беспокойство. Становясь старше, ребенок начинает бояться незнакомых людей, высоты, резких звуков, одиночества.
После двух лет свои страхи ребенок связывает с отдельными объектами: агрессивными животными, машинами, двигающимися с большой скоростью, огнем.

В период «кризиса трех лет» у ребенка появляется страх быть наказанным за совершенный проступок, возникает боязнь того, что он не любим своими родителями.

У дошкольников под действием сказок и фантастических комиксов возникает боязнь волшебных, несуществующих животных и существ, троллей и привидений. Школьники и подростки боятся выступать перед аудиторией, получить неудовлетворительную оценку, боятся подвергнуться критике, осуждению, быть осмеянными. Также дети подросткового возраста могут начать бояться разных катастроф и аварий, пожаров и наводнений.

На фоне страха ребенок теряет покой, становится раздражительным, у него пропадает аппетит и сон, ухудшается общее состояние здоровья.

Если ребенку вовремя не оказать психологическую поддержку, страхи перерастут в фобии, навязчивые идеи и психологические расстройства.

Как выявить наличие страха у ребенка.

Непроходящие детские страхи вынуждают родителей обращаться за профессиональной помощью к врачам. Диагностика начинается с доверительной беседы с ребенком с целью выявления причин, вызывающих тревогу и беспокойство.

Другими методами обследования ребенка являются специализированные возрастные опросники, тесты рисунков, сказки для диагностики ситуаций и другие психологические тесты.

Лечим детские страхи

Для того чтобы справиться со своими страхами, ребенку нужно почувствовать себя в безопасности, ощутить спокойствие и домашний уют. С этой целью психологи и психотерапевты работают не только с самим ребенком, но и с родителями, обучая их методам воспитания тревожного ребенка, способам эффективного взаимодействия, организации правильного отдыха и общения.

Индивидуально проводятся занятия по психоанализу и творческие мастерские для визуализации детского страха и уничтожения его в буквальном смысле.

При более глубоких психологических нарушениях используется медикаментозное лечение, пока не будет достигнут видимый эффект. Любое лечение проводится под наблюдением врача по строго прописанному рецепту. Коррекцией лечения, назначением дополнительных средств и определением продолжительности их приема также занимается лечащий врач.

Со временем у ребенка проходят страхи. Главное внимательно относиться к его психологическому и эмоциональному развитию, любить свое чадо, заботиться о нем, относиться к нему как к равному, правильно организовывать его досуг, делая выбор в пользу активного отдыха и творческого развития.

И ничего не бойтесь.

Советует детский педагог-психолог Татьяна Шишова.

Переходный возраст

В первые месяцы после рождения дети на удивление общительны: идут на руки к чужим, с любопытством рассматривают гостей, с радостным интересом находятся в людных местах. Но в 7–8 месяцев наступает резкий перелом: малыш неожиданно начинает бояться посторонних. Еще вчера ребенок оживлением и смехом отвечал на улыбки прохожих, а сегодня вдруг заплакал при виде бабушки, приехавшей навестить внучка, и наотрез отказался идти к ней на руки. Родители пугаются подобных демонстраций, не понимая, почему их общительный кроха вдруг стал робким трусишкой.

Подобные эмоциональные всплески нормальны для годовалых младенцев. Более того, страх посторонних – естественная фаза развития, означающая, что малыш стал разделять людей на «своих» и «чужих». Это своеобразное проявление врожденного инстинкта самосохранения.

Исследования ученых показали, что в компании посторонних или в отсутствие матери у малышей с 9 до 12 месяцев повышается количество кортизола (гормон стресса) в крови, поскольку в обществе новых людей ребенок ощущает смятение и панику. Защитный механизм включается, и когда младенец остается без мамы, даже на небольшой период времени. В такой ситуации задача родителей – создать у малыша чувство защищенности: взять его на руки, обнять, приласкать, утешить добрым словом. В людные места ребенка лучше носить в «кенгуру» или слинге – телесный контакт с мамой дарит спокойствие и уют. Если вы ждете гостей, обязательно сообщите им о возможных негативных реакциях крохи, объясните, что в период с 7–9 месяцев до 2–3 лет дети становятся боязливыми и робкими. Фраза «он теперь всех боится» – универсальна и сразу устранит возникшую неловкость.

Совет. Предупреждайте двух-трехгодо­валого ребенка о приходе гостей заранее, опишите их, создайте положительные образы. Когда позвонят в дверь, напомните малышу, что пришли гости, и подождите несколько секунд перед тем, как отворить. Если кроха сдержался и не заплакал при виде новых лиц, непременно похвалите «смельчака» за храбрость.

Дайте время освоиться

Постарайтесь не отдавать ребенка в сад, пока малыш психологически не готов отпустить вас. Ранний отрыв от матери грозит усугублением страхов и возникновением различных психологических трудностей. Конечно, встречаются ситуации, когда мама вынуждена отдать кроху в ясли в 1–1,5 года. В этом случае важно обеспечить мягкую, деликатную адаптацию к новым условиям. Договоритесь с администрацией садика, что первое время будете находиться вместе с ребенком. Затем, когда малыш освоится, начинайте оставлять кроху: на часок, потом на 2–3, потом – на полдня, чутко реагируя на малейшие проявления страха, неуверенности или тревоги. Так малыш потихоньку привыкнет к воспитателям и детям, перестанет воспринимать их как чужих и будет относиться к расставанию с вами более спокойно. Точно так же следует вести себя с няней: сначала присутствовать при ее визитах, затем оставлять кроху наедине с воспитательницей на 15 минут, на полчаса, на час и так далее по нарастающей. При каждом расставании можно использовать особый ритуал: няня машет игрушкой или протягивает младенцу определенный предмет – всегда один и тот же, чтобы задобрить и привлечь малыша. Через пару недель ребенок полностью привыкнет к новому человеку, и вы сможете выйти на работу.

Совет. Не стоит что-либо менять в укладе вашей жизни в те дни, когда вы приучаете малыша к детскому саду или няне. Даже коляску или кроватку менять нежелательно. Любые перемены могут осложнить период адаптации.

Проявите тактичность

Иногда страх перед посторонними возникает вследствие пережитого стресса. Например, в раннем детстве ребенок попал в больницу, где находился без мамы. Подобные испытания могут вылиться в патологические страхи перед взрослыми, в особенности – перед врачами и медсестрами. В обществе чужих людей малыш может становиться беспокойным, плаксивым или, наоборот, заторможенным, молчаливым. Уговаривать или позорить ребенка – жестоко и бессмысленно, кроха закроется, перестанет доверять родителям, но не станет смелее. Особенно грешат укорами в «трусости» отцы, мечтающие видеть своего малыша активным, смелым, не понимая, что психика ребенка крайне уязвима. От презрительных насмешек или сердитых высказываний у малыша к страху прибавляется еще и стыд за собственную «трусость». Теперь проблема станет двойной – малышу придется избавляться не только от страха, но и доказывать себе и окружающим свою состоятельность.

Помочь в преодолении глубинных страхов можно лишь поддержкой, заверениями, что вы понимаете опасения малыша, осознаете, как тяжело крохе, никогда не оставите его в трудной ситуации и всегда спасете положение. Малыш должен ощущать, что его переживания воспринимают всерьез, сочувствуют ему и сострадают. Тогда у ребенка появится уверенность, что вместе с родителями он все сумеет преодолеть.

Эффективны также рассказы взрослых о собственных детских страхах и о способах их преодоления. Малыш получит важную установку: папа (или мама) тоже боялись, когда были маленькими, но сумели справиться, научились контролировать страх.

Совет. Большим подспорьем могут стать ролевые игры, в которых с помощью кукол можно проигрывать бытовые ситуации, тревожные для трусишек-дошколят. Например, если пяти-шестилетний ребенок ни минуты не может находиться в одиночестве, можно показать мини-спектакль: Зайчонок опасался оставаться один, однако мама-Зайчиха его уговорила и ушла. Когда она отлучилась, зайке стали мерещиться (что? – проговорить вместе с ребенком), но все же Зайчонок придумал, чем себя занять, и избавился от тревоги. Покажите, как мама по возвращении хвалила малыша за смелость.

В том случае, если кроха боится посторонних, можно разыгрывать сценки про «Потеряшку»: Щенок пошел на прогулку вместе с хозяином и… потерялся. Важно зафиксировать внимание ребенка на моменте, когда щенок потерялся, проговорить, что он почувствовал. Малышей постарше можно попросить изобразить мимикой и жестами, как щенок испугался, впал в отчаяние. Обязательно обсудите причину, по которой щенок потерялся. Может, он убежал вперед или, наоборот, задумавшись, отстал от хозяина? Дальше покажите приключения Потеряшки, повествуя, как перепуганный Потеряшка встретил добрых персонажей, которые помогли ему найти дорогу к дому. События должны быть положительными, а окружающие люди или звери, воспринимаемые щенком в первое время как источник угрозы, – замечательными и отзывчивыми.

Кстати

Отсутствие страха перед незнакомцами в возрасте одного-двух лет может быть признаком аутизма. Маленькие аутисты без опасений идут на руки к чужим людям, но лишь потому, что не разделяют людей на «близких» и «посторонних». Такие малыши не замечают отсутствия родителей, живут, словно в вакууме, не впуская в свой «мирок» даже родных.

Аутизм – серьезное нарушение психического и эмоционального развития ребенка, желательно выявить его на ранних стадиях. Если малыш в 9–12 месяцев не реагирует на появление посторонних, не тянется к маме, не смотрит в глаза взрослым, не проявляет интереса к общению – обратитесь к психоневрологу.

Личное мнение

Алексей Лысенков:

– Как актер знаю: ничто так не раскрепостит ребенка, как игры, лучше всего – актерские. Отдавайте детей в актерские детские студии: результат не заставит себя ждать!

Здравствуйте, Ирина! С проблемой, описанной Вами, сталкивается большинство родителей детей до года.

Плач ребенка при виде чужих людей или даже родных, но таких, кого он видит редко - нормальный момент в развитии ребенка после 7 месяцев. Помните, как около 2 месяцев от роду Ваш малыш явно узнавал Вас и бурно радовался? С этого момента он готов был улыбаться почти каждому, кто приближался к нему. Начиная с 3-4 месяца его жизни Вы могли заметить, что малыш всегда оживленно-радостно реагировал на приближение хорошо знакомых людей, но несколько терялся при виде чужого взрослого. Однако и тогда его сердце можно было растопить улыбкой, разговором, и настороженность сменялась радостью.

Но в 7-8 месяцев беспокойство при появлении в непосредственной близости от ребенка незнакомого взрослого резко усиливается. Можно проследить самую разную реакцию: одни дети стараются отползти подальше, отвернуться, переключить мамино внимание с «незнакомца» на свои нужды. Многие дети начинают громко плакать. Что же делать?

Самое главное - признать право ребенка на такую реакцию. Это не «вредность», не «проблемы в общении», а нормальная реакция, связанная с этапом психического развития. Ребенок все четче разделяет «своих» и «чужих». «Свои» — это те, которые рядом, которым можно доверять. Со «своими» ребенок безоговорочно остается и спокойно играет, когда мамы нет рядом. «Чужие» воспринимаются как опасность, именно поэтому ребенок протестует против вхождения в его личное пространство незнакомого человека.

Когда малыш станет постарше, Вы будете его учить, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, нельзя с ними куда-то идти. «Не доверяй незнакомым!», — будете внушать Вы. Но ребенок просто не смог бы Вас понять, если бы не пережил этот период «боязни чужаков», еще будучи совсем маленьким!

Между 7 и 11 месяцами также появляется «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы. Малыш плачет даже тогда, когда мама просто вышла в другую комнату. Если Вам необходимо куда-то поехать, то оставляйте малыша только с хорошо знакомыми людьми. Избегайте оставлять его с редко приезжающей бабушкой или няней «на час», это может стать для ребенка настоящим стрессом.

Самая главная ошибка периода с 7 до 11 месяцев, которую могут допустить родители — начать перебарывать ребенка: подносить еще ближе к незнакомцам, заставлять быть у них на руках, уходить, оставляя с ними малыша. Это разрушает формирование базового для этого возраста «чувства доверия к миру». Совет «сделай то, чего ты боишься», — хорош только начиная со старшего дошкольного возраста, и то не всегда. Для младенцев надо пользоваться другой формулой: «Если ребенок чего-то боится, значит, это эму для чего-то нужно». Относитесь с уважением к потребностям даже такого маленького человека. Потерпите, скоро Ваш малыш подрастет и подарит Вам новые поводы для раздумий «почему он так себя ведет».

Что делать, если ребенок боится чужих людей? Узнайте из нашей статьи.

Родители умиляются, глядя на свое чадо: еще вчера маленький карапуз целыми сутками спал, а сегодня уже может играть часами. Малыш взрослеет, учится, развиваются его физические и психологические навыки и умения, однако не все изменения в его поведении радуют родителей. В возрасте 8-11 месяцев у малыша может начать проявляется один из первых детских страхов – боязнь незнакомцев, когда ребенок боится чужих людей.

Почему ребенок боится чужих людей?

Страх перед чужими людьми возникает у деток через некоторое время после начала беспокойства по поводу отсутствия мамочки. Эти два события тесно связаны. Малыши уже узнают маму и привязаны к ней, и вот наступает некий этап их взросления, когда отсутствие мамы в пределах видимости вызывает чувство страха. Он имеет не осознанную, а чисто физиологическую природу, поэтому объяснения и уговоры, рассказы, что мама в другой комнате и по первому крику крохи придет, действуют не сразу. Конечно мама может предпочесть походу в универмаг за сапожками интернет магазин обуви, чтобы не отлучаться от малыша, однако этим проблему она не решит.

Страх перед чужими людьми накладывается на боязнь остаться без мамы. Психологи утверждают, что ребенок подсознательно чувствует, что чужие люди могут причинить ему зло, боится, что его разлучат с мамой. Для малыша в возрасте 8-11 месяцев не имеет значения, кто перед ним: член семьи, сосед или папа, которого малыш не видел несколько недель. Как только рядом появляется чужой человек, почти сразу же может раздаться громкий рев, хлынуть соленые слезки и задрожать подбородок, а цепкие ручки будут с такой силой обнимать мамочку, что оторвать от нее карапуза не просто. Что же делать?

Что делать, если ребенок боится чужих людей?

Во-первых, не каждый испытывает страх перед чужими людьми. Некоторые счастливые детки спокойно развиваются в этот период и не знают ни о каких проблемах. Может случиться так, что боязнь незнакомцев появится в 9 или в 12 месяцев или в 2-3 года.

Во-вторых, ситуации, когда ребенок боится чужих людей, не всегда выражаются в реве и истериках на груди у мамы. Иногда малыши демонстрируют взрослым легкую застенчивость или настороженность на первых этапах общения с незнакомыми людьми.

В-третьих, даже если малыш плачет при виде любого человека, которого он редко видит, верное поведение взрослых может исправить положение. В результате через некоторое время ребенок сможет с удовольствием общаться с бывшим незнакомцем.

Как же избавить чадо от боязни чужих людей? Конечно, сделать их близкими и знакомыми! Не стоит подталкивать малыша в направлении «чужака», такое поведение родителей может еще больше его напугать. Следует дать карапузу время на то, чтобы он привык к незнакомцу, его поведению, голосу. будет присматриваться к человеку, сидя у мамы на руках, и когда поймет, что гость для него не страшен, то начнет вести себя как обычно. Контактные детки могут сразу же проявить любопытство: забраться на руки, потрогать одежду, лицо. Одним малышам достаточно получаса для «знакомства», другим потребуется несколько визитов, причем между ними не должно быть слишком длинных промежутков.

Игнорировать детский страх перед чужими людьми не стоит — это маленькое детское горе, которое мама может вылечить своей любовью, исцелить маленькую плаксу и защитить ее от окружающего мира.

Анастасия Ильченко