Ребенок и его развитие в первые дни после рождения. Новорожденный ребенок

У только что родившегося малыша кожа, как правило, синюшного цвета. Это связано с , который ребенок испытывал, проходя через родовые пути. Синюшность кожи новорожденного пройдет уже через несколько минут, когда младенец начнет самостоятельно дышать и его кровь насытится кислородом. Кожа новорожденного становится при этом, как правило, ярко-красной. Это связано с состоянием подкожных сосудов, которые сначала сужаются после родов из-за резкой смены температур, а затем рефлекторно расширяются. Такое покраснение кожи сохраняется в течение 2–3 первых дней жизни.

Если ребенок недоношенный (рожденный до 37 недель беременности), кожа у него может быть темно-красной. Это связано с тем, что подкожные сосуды у таких детей расположены очень близко к поверхности кожи из-за того, что подкожножировой слой очень тонок. Именно поэтому кожа у недоношенных малышей легко собирается в складки и образует морщинки.

Ладошки и ступни крохи могут оставаться синюшными еще некоторое время. Это объясняется несовершенством системы кровообращения: более отдаленные от центра части тела хуже снабжаются кровью при отсутствии активных движений. Как только ребенок станет активнее, будет больше двигать руками и ногами, кожа ладошек и стоп станет розовой.

2. Первородная смазка на коже новорожденного обладает бактерицидным действием

Еще одной особенностью кожи новорожденного ребенка является творожистая смазка, состоящая из отпавших клеток эпителия кожи, жиров. До рождения она предохраняла кожу от размокания, так как малыш находился в жидкой среде (околоплодных водах). Во время родов эта смазка помогает прохождению ребенка через родовые пути мамы. Также она обладает бактерицидными свойствами, препятствуя проникновению инфекции. Больше смазки бывает на задней поверхности тела, на лице, ушах, в складках кожи (подмышечных, шейных, паховых и т. д.). При первом туалете новорожденного, который проводит акушерка уже в родзале, первородная смазка удаляется, поскольку становится бесполезной.

3. Голова новорожденного обычно имеет вытянутую вверх форму

Голова новорожденного малыша выглядит большой по сравнению с телом. Окружность головы новорожденного в среднем составляет 33–35 см, при этом обхват грудной клетки в среднем 30–33 см. Это нормальное явление. Выравниваются эти две величины лишь к 3 месяцам жизни крохи, а далее обхват груди постепенно становится больше окружности головы.

7. У новорожденного на головке есть роднички

Гладя малыша по головке, мама может нащупать два мягких углубления. Это большой и малый роднички новорожденного. Роднички образуются в местах соединения костей черепа. Большой родничок новорожденного имеет форму ромба, расположен на макушке головки в месте соединения лобной кости с двумя теменными костями и бывает разных размеров (чаще около 2х2 см). Приложив к нему руку, вы сможете почувствовать его пульсацию. Закрывается большой родничок к 12 месяцам. Малый имеет треугольную форму, располагается в области затылка и образован в месте соединения теменных костей с затылочной костью. Его больший размер составляет около 0,5 см. Но чаще всего к моменту рождения малый родничок бывает уже закрыт. Если же он все-таки есть, то через 2–3 месяца он полностью закроется.

8. Лицо новорожденного в первые часы жизни может быть отечным

Причем иногда из-за отека малыш даже не может открыть глазки. Это происходит из-за нарушения оттока венозной крови от лица при сдавливании во время прохождения через родовые пути. Беспокоиться из-за этого не стоит. Такие отеки быстро проходят в первые дни жизни.

На лице некоторых малышей также могут появиться красные полоски или пятна неправильной формы – сосудистые пятна новорожденных. Это не что иное, как просвечивающие через тонкую кожу пучки кровеносных сосудов. Чаще всего они располагаются в области верхних век, между бровями, на задней части шеи и в области ушей. Некоторые детки рождаются с этими пятнами, а у некоторых они появляются на 2–3-й день жизни. Исчезают они обычно к трем годам без постороннего вмешательства.

9. На теле могут быть пушковые волосы

У многих новорожденных на коже тела можно заметить первородный пушок – лануго. Этим пушком было покрыто все тело плода примерно с 7-го месяца беременности. Большая часть первородного пушка отпадает еще до рождения, но некоторое его количество можно увидеть и после родов, чаще под лопатками и на плечах. А у недоношенных детей пушком могут быть покрыты и щечки. Как правило, пушковые волосы исчезают к двухнедельному возрасту крохи.

10. Половые органы новорожденного кажутся очень большими

Много вопросов у мам может вызвать и внешний вид половых органов новорожденного. При рождении как у мальчиков, так и у девочек половые органы чаще всего отечны и кажутся очень большими. Связано это с присутствием в крови плацентарных эстрогенов. Это временное явление. Отек, как правило, спадает в течение одной-двух недель жизни малыша.

11. Кожа новорожденного может иметь желтоватый оттенок

Это физиологическая желтуха новорожденных. Она встречается у многих малышей, их кожа и слизистые становятся желтоватыми. Желтуха проявляется чаще всего на 3–4-й день после рождения. Она связана с распадом эритроцитов (красных клеток крови), содержащих фетальный гемоглобин (белок, находящийся в эритроцитах, который переносит кислород к клеткам организма), специфичный для плода. Одним из продуктов распада эритроцитов является билирубин. Ферментные системы печени еще несовершенны и не успевают быстро выводить билирубин, вследствие чего он накапливается в крови, вызывая желтую окраску слизистых и .

Желтуха проходит в течение одной-двух недель по мере созревания систем выведения билирубина и в связи с завершением распада эритроцитов с фетальным гемоглобином.

При сильно выраженной желтухе малышу могут назначать внутривенные вливания глюкозы, УФ-облучение, желчегонные препараты, помогающие вывести избыток билирубина из организма. Тем самым врачи помогают организму ребенка справиться с этим состоянием. Игнорирование сильной желтухи может нанести непоправимый вред организму ребенка за счет выраженного токсического действия повышенного уровня билирубина на организм крохи. Возникает общая интоксикация организма, особенно страдает нервная система, в частности головной мозг, а также печень и селезенка новорожденного.

12. У новорожденного часто можно увидеть «прыщики» (милии)

На 2–3-й день жизни у ребенка может появиться мелкая сыпь в виде желтоватых пузырьков, заполненных прозрачной жидкостью. Это так называемые милии, или «просяные пятнышки». Их появление связано с закупоркой сальных желез кожи. Обычно милии проходят в первые месяцы жизни и специального лечения не требуют.

13. Кожа новорожденных сильно шелушится

На 3–5-е сутки может начаться шелушение кожи, чаще встречающееся у переношенных детей (родившихся после 42 недель беременности). Таким образом происходит адаптация кожных покровов к новым условиям окружающей среды. Поскольку это состояние не является патологией и не требует каких-либо медицинских вмешательств, то не стоит смазывать кожу новорожденного увлажняющим кремом: это только помешает естественному процессу. Шелушение проходит через 5–7 дней самостоятельно.

14. Молочные железы новорожденного набухают

Бывает, что на 3–4-е сутки как у мальчиков, так и у девочек происходит набухание молочных желез. В течение недели они могут увеличиваться в объеме. Причем набухают они симметрично, покраснения вокруг не наблюдается, но может начаться выделение из сосков белой жидкости, похожей на молоко. По составу эта жидкость схожа с молозивом мамы. Такие изменения происходят из-за циркуляции в крови новорожденного маминых половых гормонов – эстрогенов (они передаются ребенку через плаценту). Вскоре эти гормоны выведутся из организма, и в течение месяца молочные железы вернутся к нормальному состоянию.

15. После родов у малыша будет пуповинный остаток

Пупок новорожденного далеко не сразу приобретает привычный нам вид. После того как во время родов пуповину перевязывают, а потом и отсекают, остается пуповинный остаток, который врачи удаляют в роддоме на 2–3-и сутки. На его месте остается пупочная ранка, которая заживает примерно к 20-му дню жизни малыша. А до этого времени она требует тщательного ухода и бережного отношения. В роддоме детская сестра покажет, . Для этого используется перекись водорода и антисептический раствор («марганцовка», «зеленка», раствор хлорофиллипта). Во время обработки нужно аккуратно удалять засохшие корочки. Обрабатывать ранку нужно два раза в день утром и после купания крохи до полного ее заживления. До момента заживления пупочной ранки купать ребенка рекомендуется в детской ванночке, добавляя в воду раствор марганцовки до слабо-розового окрашивания.

Нужно постоянно следить за состоянием ранки. Если вы заметили покраснение ее краев, неприятный запах или различные выделения (чаще белого или желтого цвета), следует немедленно обратиться к врачу, так как все это может быть признаками инфицирования.

16. Косоглазие новорожденного – это вариант нормы

Еще одной особенностью некоторых малышей является косоглазие. Глазки могут периодически разъезжаться в разные стороны или, наоборот, съезжаться к переносице. Это вполне нормальное явление, обусловленное слабостью глазных мышц. Ребенок не может долго фиксировать взгляд на предмете, мышцы глаз устают и престают нормально работать. У большинства детей это проходит к 3 месяцам, но у некоторых продолжается до полугода – это вариант нормы.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

Если вашему маленькому крохе меньше года или даже полутора лет, то вы, наверное, уже почувствовали, что означает выражение «висит на маме круглые сутки». Подавляющее большинство мам сталкиваются с тем, что маленький человечек не хочет ни в какую отпускать маму одну. Пока он бодрствует, он весел только с мамой, увидев, что она отходит на некоторое расстояние, тут же начинает жалобно хныкать. Спит только с грудью во рту, медленно посасывая молочко, и если вы попытаетесь отойти – тут же просыпается. Проблема ли это и что делать в таком случае?

Чтобы понять, почему малыши ведут себя так, давайте вспомним и порассуждаем о том, как природой задумана жизнь маленького малыша. Маленький ребенок еще не созрел, еще не имеет полнофункционирующего разума, поэтому не способен понять доводы нас, взрослых, о том, что нам надо что-то сделать по дому или поработать, или полежать в ванне. Малыш руководствуется пока только своими инстинктами и рефлексами. И среди них главный – это быть на руках. Возможно, вы видели фильмы или познавательные программы о современных племенах людей, живущих вне цивилизации по вековым и тысячелетним традициям.

Они везде носят своих младенцев с собой. Всюду, где бы они ни были, малыши с ними: на купании, в лесу, при приготовлении пищи, при разжигании костра, при совместных посиделках и таинственных обрядах. Иногда матери отдают своих младенцев другим членам племени, старшим детям, своим братьям и сестрам, бабушкам. Но главное, что остается – это то, что ребенок все время на руках. Он всегда вместе со взрослым: либо на его руках, либо на коленях, либо лежит на животе. И, что не менее важно, всегда спокойный .

Маленький человечек инстинктивно чувствует, что если он останется один – он может погибнуть. Одиночество для ребенка первого года жизни в природных условиях чаще всего означает смерть. Он не может сам о себе позаботиться. Поэтому инстинкт заставляет его быть рядом со взрослым – это залог выживания для ребенка в естественной природной среде. Мы забыли этот факт, что быть на руках – естественная потребность маленького человечка, так же как еда, сон.

Что же в этом случае делать, спросите вы? Неужели теперь не есть, не пить, не прибираться и вообще ничего не делать? Ни в коем случае. Ребенок – это не отдельное от жизни существо, он часть нашей жизни, он должен присутствовать в ней полноправно. Мы в цивилизованном мире слишком искаженно выросли сами. Мы практически не видим примера, как молодые мамы живут обычной жизнью с детками. В лучшем случае с малышами гуляют на детской площадке. Но не ходят по магазинам, на почту, не сидят в кафе, не ходят на работу, не встречаются с друзьями. Чаще всего молодая мама вымучивается первые годы жизни ребенка, а потом, сдав его в садик, начинает «снова жить».

Мы сами не видели примера и поэтому не можем жить вместе с ребенком полноценной жизнью. С появлением малыша многое меняется, многое уходит, но это не повод отказываться от всего. Это лишь некоторая перестройка с целью понять, как я могу заниматься своими делами вместе с ребенком ? Для многих это кажется абсурдным ходить в кафе с друзьями, по делам и магазинам с ребенком. Мы настолько отошли от этого понимания, что оно нам кажется невыполнимым. Наш мир настолько ушел от своего естественного поведения, что мы даже не представляем себе, что это возможно. И страдаем либо от того, что жизнь с малышом трудная и скучная, либо бросаем ребенка в кроватке, оставляем на нянек, сдаем в ясли, чем заставляем страдать малыша. Ведь главное, что ему нужно – тепло мамы или другого близкого человека.

Многие спросят, неужели так с ним и мучиться и носить на руках все 18 лет? Конечно же нет. Во-первых, если вы носите на руках не потому, что так надо, а искренне понимаете, что это необходимо для счастья вашего крохи, вы не воспринимаете это как трудность. Многие мамы даже говорят, что как только стали больше носить на руках, совсем пропало желание отпускать кроху. Больше носишь – больше хочется носить. Это естественная реакция, так задумано природой.

А ребенок, напитавшись сполна временем абсолютной защищенности, позже сам начинает отползать, уходить от мамы, чтобы изучать мир: сначала предметы вблизи мамы, потом всю комнату, потом всю квартиру вместе с кухней и туалетом. Происходит это от 6 месяцев до полутора лет, когда дети учатся ползать и ходить. Они понемногу начинают покидать маму, возвращаясь на ручки после полученных впечатлений: сначала на полметра, потом на метр, потом всю комнату исследуют, потом все дальше отползают и дольше не возвращаются. Потом однажды вы заметите, как хочется обнять кроху, а он от вас убегает, потому что у него вагон от поезда отцепился. Тогда вы вспомните, как было прекрасно время, когда этот малыш сидел на ваших руках и прижимался к вам своими пухлыми щечками.

Цените каждое время, оно прекрасно!

Всем привет! Сегодня поговорим что может новорожденный ребенок?

Как выглядит ребенок после рождения, первый контакт с матерью, почему плачет новорожденный, что может новорожденный?

Новорожденный ребенок — это маленькое, беззащитное чудо родившееся на свет.

Новорожденные дети часто рождаются не такими, какими ждут их родители, а именно ребенок не всегда красив, головка может быть не правильной формы, ручки фиолетового цвета, сам он сморщенный.

Со временем, примерно через пару недель, ребенок становится пухленьким симпатичным малышом. И вы уже рассматриваете его, ищете сходство на кого похож и т.д.

Новорожденный: Мать и дитя

Роды прошли и наступает период узнавания ребенка и матери. Мать и ребенок начинают изучать друг друга. Во время разговора с малышом, он вас не понимает, но ему понятна ваша интонация, улыбка, смех и это приносит ребенку много радости и хорошего настроения. Но не все матери сразу чувствуют в себе материнство, любовь к ребенку приходит со временем с ежедневной заботой к малышу. Первое время у матерей бывает чувство равнодушия, но это в связи с тем, что они потеряли много сил как физических так и эмоциональных, любовь и ласка к ребенку придет через некоторое время.

Первый контакт матери и ребенка — это не только общение, но и первое кормление малыша. После родов прошел час и ребенок уже имеет сосательный рефлекс. Кормить можно ребенка как лежа так и сидя, но лучше когда мать сидит, при этом сосок лучше входит в рот ребенка.

Дыхание. Как только ребенок родился его дыхание сразу же устанавливается. Теперь ребенок дышит как взрослый человек, но пока его дыхание будет не регулярным. В дальнейшем, когда ребенок будет находится дома его дыхание может пугать родителей, так как оно может быть то глубоким, то поверхностным, то быстрым, то медленным. Бывает даже не слышно как дышит новорожденный и приходится прислушиваться затаив «свое дыхание», уже после этого прослушивается вдох и выдох своего малыша. Частота биения сердца достигает 130 ударов в минуту, когда у взрослого человека в два раза меньше.

Вид новорожденного. У новорожденного ребенка большая голова, туловище длиннее конечностей, руки длиннее ног, а живот выпуклый. Некоторые дети рождаются лысыми, а некоторые с волосами. На руках и ногах уже четко выражены ногти, но их еще пока нельзя стричь, есть возможность занести инфекцию.

Что же может новорожденный?

Первые дни после рождения ребенок сохраняет позу, в которой он находился последнее время в утробе матери: руки и ноги прижаты к телу. Ребенок пока еще не может держать головку. Когда новорожденный лежит в кроватки не запеленутый, его движение рук и ног не осмысленны, так как нервная система еще полностью не завершена. В первый день новорожденный опорожняется калом темного цвета (это жидкость в которой находился ребенок во время беременности) , дальше его кал будет светло-желтого цвета.

Плач. Когда ребенок родился он должен заплакать, при этом у него раскрываются легкие и малыш начинает дышать. В случае если он не заплакал врач принимает меры. Плач будет единственным средством новорожденного выразить свои потребности, для этого вам необходимо, научится его понимать. В основном ребенок начинает плакать в одно и тоже время (вечером или ночью) при этом он подгибает ножки к животу, возможно у него возникли колики. Чтоб помочь ребенку, возьмите его на руки, прижмите его к себе, покачайте, дайте ему полежать на животике или приложите к животику теплую грелку.

На этом первая часть статьи подошла к концу, советую , чтобы не пропустить ценную информацию!