Ребенок постоянно разговаривает сам с собой. Почему ваш ребенок говорит сам с собой

Поведение детей очень часто вызывает вопросы, ведь они в некотором смысле отдельные существа со своей психологией. На самом же деле ребенок разговаривает сам с собой по тем же причинам, что и взрослый. Каждый человек ведет внутренний диалог, просто малыш это делает вслух. Чем младше возраст, тем чаще можно «подслушать» мысли и тем они примитивнее и проще. Примерно с 7 лет личная речь сходит на нет. Если этого не происходит или в поведении есть и другие расстройства, вполне вероятно, что ребенку нужна психологическая помощь или даже лечение.

С кем говорит ребенок и почему?

Мысли вслух являются неотъемлемой частью развития детской психики. Так ребенок учится обрабатывать полученную информацию, размышлять. По сути каждый человек разговаривает сам с собой. Например, когда обдумывает, какое принять решение или как лучше выполнить поставленную задачу. В напряженном состоянии мыслительные процессы вырываются наружу, и окружающие могут услышать обрывки фраз. В народе такой конфуз часто комментируют: «всегда приятно поговорить с умным человеком».

Разговор с самим собой психологи называют личной речью. Прежде чем развиться в полноценный внутренний диалог, она проходит несколько стадий:

  1. Комментарий к завершенному действию. Наблюдается у детей 2-4 лет и звучит как «я поел кашу», «я нарисовал открытку», «я построил дом».
  2. Обдумывание будущего действия. Характерно для малышей 4-6 лет. К примеру, это фразы: «я нарисовал открытку, а теперь пойду кушать», «я помылся, а теперь пора спать».
  3. Планирование. В 6-7 лет ребенок начинает планировать дальнейшие действия. В его речи появляются подробности: «я нарвал цветов, а теперь сделаю букет, чтоб подарить маме».

Иногда личная речь тихая, шепотная – это является вариантом нормы. Также не стоит беспокоиться, если малыш разговаривает с игрушками, озвучивает их. Это говорит о богатом воображении и творческом потенциале ребенка. Через сюжетно-ролевые игры происходит знакомство с социумом, правилами поведения в обществе.

Как реагировать на личную речь?

Некоторые родители не знают, как относиться к разговорам ребенка с самим собой. Они начинают одергивать его или, что еще хуже, запрещают выражать свои мысли подобным образом. Так ни в коем случае нельзя делать. Наоборот, личную речь стоит воспринимать как нормальный этап развития психики. Она дает возможность отследить эмоциональное состояние малыша, понять его переживания и внутренний мир. В ряде случаев, если ребенок говорит сам с собой, стоит проконсультироваться с психологом.

Если ребенок говорит сам с собой часто и подолгу

Личная речь в большей мере свойственна двум категориям детей – тем, которые испытывают нехватку близкого общения, и творческим, с богатым воображением. В первом случае разговор с самим собой дает возможность высказаться – например, если в семье или среди сверстников не придают особого значения словам малыша, игнорируют его или перебивают. Во втором случае фантазии ребенка находят выход в речевой деятельности. Творческие натуры видят мир немного под другим углом, для них характерно наделять предметы особыми свойствами, сочинять и придумывать.

В целом можно выделить 5 причин, почему ребенок говорит сам с собой часто и подолгу:

  1. нехватка общения, близкого контакта с родителями;
  2. отсутствие друзей;
  3. конфликты в семье или детском коллективе, другого рода стресс;
  4. богатое воображение;
  5. психические расстройства.

Когда есть повод обратиться к врачу?

Консультация специалиста нужна тогда, когда разговор с самим с собой выходит за рамки обычного внутреннего диалога или полета фантазии. Так, к врачу стоит обратиться в следующих случаях:

  • ребенок слышит голоса или видит галлюцинации, разговаривает с ними;
  • он мало заинтересован в живом общении, закрыт в себе, предпочитает уединение;
  • речь ребенка агрессивна, жестока;
  • наблюдаются расстройства сна, беспокойство, истерики;
  • ребенок не осознает, где правда, а где вымысел, глубоко переживает ссоры с вымышленными персонажами, оживленно спорит с самим собой, обижается, плачет.

У подростков разговоры с самим собой могут быть признаком наркотического опьянения. В таком случае у ребенка расширены зрачки, он раздражен, а на следующий день он обессилен и вял. При наличии любого из симптомов стоит проконсультироваться с детским психиатром или неврологом. После исследования врач назначит лечение или психологическую коррекцию.

Сами по себе мысли вслух у ребенка или у взрослого не являются признаком отклонения. Скорее всего, причиной разговоров с самим собой является одиночество, нехватка общения с родителями или сверстниками. Стоит уделить чаду больше внимания, и вопрос перестанет стоять столь остро. Психологи отмечают, что в многодетных семьях у детей практически отсутствует личная речь, потому как там всегда можно найти собеседника и высказать свои мысли в живом общении.

Ваш малыш разговаривает сам с собой ? Может быть, с ребенком что-то неладное? Бить ли родителям тревогу?

Нет, с малышом все в порядке! Практически все детки в возрасте от 4 до 8 лет ведут беседу сами с собой около 20 процентов всего времени, конечно, если мы им не мешаем. Такие разговоры появляются у детей непроизвольно.

Иногда они произносят слова нараспев или проговаривают то, что они видят или делают в данный момент, а то и вообще разыгрывают целые спектакли в лицах. Почему это происходит?

Все дело в том, что думать и фантазировать ребенок учится вслух, точно так же, как и читать, ведь так удобнее.

В возрасте 5-7 лет мозг малыша развивается с невероятной скоростью! Этот процесс предполагает участие всех органов чувств. Поэтому и приходится маленькому умнику озвучивать мысли, проговаривать все, что он видит, делает, наконец – слышать собственные сообщения. И все это происходит одновременно! Психологи установили, что разговоры с самим собой эффективно помогают ребенку развивать свой внутренний план , контролировать свое поведение. Малыш дает сам себе команды, озвучивая план, в какой последовательности он будет производить действия. Например: «Сначала я нарисую кружок, теперь закрашу его желтым цветом и т. д. Ближе к 7 – 8 годам внешняя передает «бразды правления» внутренней, то есть внутреннему самоконтролю и самоанализу. Ну а пока — время гласных команд самому себе!

Если малыш играет с плюшевым зоопарком, куклами, воображаемыми друзьями, а иногда, и с неодушевленными предметами, как с живыми существами, то это совершенно не повод бить тревогу, полагая, что ребенку катастрофически не хватает общения!

Совсем наоборот, это сигнал, что эмоциональная сфера драгоценного чада развивается хорошо. Ведь разговор ребенка с собой – это своего рода игра, то есть возможность расслабиться, выразить свои чувства, впитать идеи и эмоции!

Если отношения с мамой, папой, друзьями, воспитательницей оговариваются в самостоятельной беседе, значит, происходит необходимое переваривание произошедшего, «примеривание» на себя разных личностных позиций. Побывав в роли папы или мамы, малышу чуть-чуть становится понятнее, почему же взрослые запрещают что-то, ругают, в общем – воспитывают.

А еще, озвучивание своих мыслей положительно влияет на формирование ораторских способностей ребенка. Он говорит и слышит, как это звучит. Может оценить громкость, тон, эмоциональность своих слов, а это очень пригодится ему в будущей более взрослой жизни!

Краткое содержание: Ребенок учится говорить. Эгоцентрическая речь. Почему дети разговаривают сами с собой? Упражнения и игры для развития речи у детей.

Нашему внуку Артему скоро четыре года. Когда он играет или рисует, все время разговаривает, обращаясь к себе. Может, ребенку грустно одному и нужно отвести его в детский сад, чтобы мог разговаривать с другими детьми?"

Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут диалог - с другим малышом, со взрослым и даже сами с собой. Разговор с другим человеком необходим для налаживания общения. Малыш, только начавший постигать искусство беседы, может дергать другого человека за одежду или спрашивать: "Ты знаешь?", "Ты слышишь?"

Со временем дети замечают, что, беседуя, люди произносят реплики по очереди, говорят на одну и ту же тему, смотрят, как слушает собеседник, а если понимают, о чем идет речь, то поддакивают или кивают головой.

Возникает вопрос: почему дети разговаривают сами с собой, ведь при этом собеседника нет рядом, так к кому обращена речь?

Собирая головоломку, четырехлетний малыш говорит, обращаясь к себе. "А здесь как? Нужно красный и круглый. Нет, не такой, этот не подходит... Желтый тоже не подходит. Ага, это большой, а надо маленький, где же он?.."

Если детям не мешать и не запрещать, то в 4-8 лет они разговаривают 20% того времени, которое они проводят в детском саду или в школе (там, где всегда рядом есть другой ребенок-собеседник). Но почему дети разговаривают сами с собой?

Разговор вслух, обращенный к себе, психологи назвали личной речью . Оказалось, что все люди, и старые, и молодые, разговаривают сами с собой, у всех есть речь для себя. Но в отличие от взрослых маленькие дети используют такую речь вслух, в присутствии других людей - на игровой площадке, в группе детского сада.

Малыши разговаривают сами с собой намного чаще. Кроме того, они произносят слова нараспев, проговаривая действия, которые они выполняют в данный момент. Такие песенки-задания дети сочиняют сами и никогда не повторяют за кем-то: "Надену носочки, надену ботинки, побегу по дорожке и прямо в песочник..."

Знаменитый психолог Ж. Пиаже предположил, что речь, обращенная к самому себе, является признаком незрелости, и назвал разговор с собой эгоцентрической речью .

Личная речь

Речь для себя - это зеркальное отражение речи взрослых. Такая речь способствует развитию мышления и помогает управлять своим поведением. Наблюдая за детьми, которые играли или рисовали в одиночку, разговаривая сами с собой, ученые выделили три стадии личной речи.

1-я стадия. "Я сделал хороший гараж на две машины", - произносит ребенок после завершения игры.

На 2-й стадии речь сопровождает действие: "Хороший дождик нарисовала, а теперь цветочки и травку на земле дорисую".

На 3-й стадии личная речь предшествует действию: "Сейчас нарисую смешную картинку - как в сказке про теремок".

Исследователи считают, что эти стадии соответствуют этапам развития детского мышления . На последней стадии, когда личная речь предваряет поведение, ребенок учится планировать свои действия. Поэтому речь малыша, обращенная к самому себе, вовсе не указывает на незрелость и эгоцентризм, а означает, что он может действовать последовательно. С помощью слова малыш планирует, что и зачем ему нужно сделать. Не беда, что пока он проговаривает все свои мысли.

Пик развития личной речи приходится на возраст 4-5 лет и постепенно замедляется к 8 годам. Значит ли это, что после 8 лет ребенок больше не разговаривает сам с собой? По мере того как малыш становится старше, личная речь переходит во внутреннюю . Он начинает меньше говорить вслух и больше внимания уделяет решению задачи. Теперь управление поведением переходит к мышлению.

Речь ребенка для себя - это способ выражения чувств, возможность лучше понять окружающий мир, развить речевые навыки, мышление и самоконтроль. Чем сообразительней ребенок, тем чаще он пользуется речью для себя, тем содержательнее его личная речь.

Разговор с самим собой наглядно проявляется у особенно одаренных учеников во время обучения в начальной школе. Импульсивным, одаренным детям трудно себя контролировать и проявлять терпение. У таких учеников личная речь сохраняется еще некоторое время в первом, втором, а иногда и в третьем классе.

Не запрещайте малышу, выполняющему какое-то интересное задание, проговаривать то, что он делает или хочет сделать!

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Редко какой малыш в возрасте 4-8 лет молча играет. Часто бывает наоборот - сопровождает словами. Не нужно думать на издержки психики. Этот феномен вполне объясним.

Почему дети разговаривают сами с собой

Ребенок разговаривает сам с собой - причины:

  • ребёнку нравится слышать свою речь, как мамину или других взрослых;
  • дитя предоставлено себе, но находится в возрасте, когда слова и предложения «льются рекой», а высказаться некому;
  • в семье растёт один сын, дочь, или большой разрыв в летах между ними;
  • выражение мыслей вслух у ребёнка происходит во время игры, где «собеседник» - игрушка или вымышленный герой;
  • чадо воспитывается дома, вне дошкольного учреждения, или со сверстниками не находит общий язык;
  • не сформирована внутренняя речь - приходит ближе к 9 годам.

Родителям следует наблюдать за чадами, чтобы понять, что и когда подталкивает к беседе наедине с собой.

Что делать, если ребенок разговаривает сам с собой?

Когда у ребёнка активизируется речь, стремится к общению. Идёт с вопросами к родителям, старшим членам семьи, но те заняты другими делами. В беспомощности, малыш не знает, как быть. Мамам и папам нужно на время отойти от компьютера, стирки, и уделить чаду внимание. Дитя выговорится, выскажется, займется настольной или подвижной игрой, где можно молча совершать действия.

Совместное хобби. Семьям, у которых между детьми большой возрастной разрыв, можно посоветовать организовать старших на совместное дело с младшим ребёнком. И самим не уклонятся от общения. Родительская любовь и внимание в детстве - пример семейных отношений.

Игра. Беседа с собой в игре - нормальное явление, свойственно в младшем возрасте. Дети озвучивают рычание зверей - мягких игрушек, ответы воображаемых оппонентов. Они увлекаются сюжетом, эмоции переполняют, поэтому проговаривают мысли вслух, поют.

Внимание ребенку. Родителям следует побольше времени проводить с детьми, выслушивать весёлую болтовню, ходить вместе в гости, парк. Со взрослением придёт умение думать молча: размышлять, делать выводы. И высказывать важное конкретному человеку: близким людям, друзьям.

Помогать сыновьям и дочерям находить точки соприкосновения с друзьями, конфликтных обходить стороной. Общение с однолетками - путь к социализации. Впереди школа. Не умея общаться, дитя столкнётся с проблемами в отношении ровесников и учителей.

Ребенок 7 - 10 лет разговаривает сам с собой

Когда дети 7 лет разговаривают сами с собой, вслух выражая планирование деятельности, усиливается мозговая деятельность.

Исследования психологов показали, малыши поэтапно озвучивают действия, которые намерены совершать. Таким образом себя контролируют, видят поступки со стороны.

Но, если малыш 8 лет разговаривает сам с собой по - прежнему, и даже более активно, необходимо обратиться к психологу за консультацией. На этом возрастном этапе ребята постепенно уходят во внутреннюю речь, изредка проговаривают отдельные фразы - в разгар игры или эмоций.

Если ребёнок 9 - 10 лет разговаривает сам с собой, как шестилетки, - сигнал посещения кабинета психоневролога или психолога. Необязательно ждать диагноз заболевания, но врач подскажет, как родителям вести себя по отношению сына или дочери. А психолог подберёт тесты для обследования и выяснения причин состояния школьника.

Вести беседу наедине с собой свойственно не только ребятам до 8-8.5 лет, но и творческим, которые в порыве изысканий, находок не могут себя проконтролировать. Они мысли выражают вслух на эмоциональном подъёме. Это не считается отклонением. Но бдительность необходима. Здоровье детей в руках родителей.

Дети иногда разговаривают сами с собой в постели или в другое время. Для того чтобы понять, как ваш малыш познает мир, подслушивайте его маленькие игры и разговоры с самим собой перед сном. В этом возрасте для детей типично воспроизводить события разговоров, которые они подслушали, используя игрушки для антуража, или просто проговаривая свои мысли перед сном.

Эти монологи помогают ребенку разобраться в том, что происходило в течение дня. Это одна из теорий Кэтрин Нельсон, психолога Городского университета Нью-Йорка, и ее коллег. Они нашли доказательства того, что маленькие дети, которые это делают, на самом деле воспроизводят свой мир, пересказывая и интерпретируя основной опыт, например, пребывание в детском саду или с няней. Из этих монологов возникает определенный смысл для опыта ребенка и проявляется чувство самовосприятия.

Обратите внимание на то, что речь стала важным инструментом, помогающим ребенку справляться с жизненными трудностямми. Дети с задержкой речи, как правило, имеют больше проблем с поведением, так как они сталкиваются с большими преградами и фрустрациями. Если ваш ребенок не общается предложениями, срочно проконсультируйтесь у специалиста.

Родителям не следует проявлять беспокойство, если ребенок говорит сам с собой. Это как раз свидетельствует о нормальном развитии ребенка и в будущем поможет избежать ему многих психологических проблем.

Разговор вслух, обращенный к себе, психологи назвали личной речью . Оказалось, что все люди, и старые, и молодые, разговаривают сами с собой, у всех есть речь для себя. Но в отличие от взрослых маленькие дети используют такую речь вслух, в присутствии других людей - на игровой площадке, в группе детского сада.

Малыши разговаривают сами с собой намного чаще. Кроме того, они произносят слова нараспев, проговаривая действия, которые они выполняют в данный момент. Такие песенки-задания дети сочиняют сами и никогда не повторяют за кем-то: "Надену носочки, надену ботинки, побегу по дорожке и прямо в песочник..."

Ваш малыш разговаривает сам с собой ? Может быть, с ребенком что-то неладное? Бить ли родителям тревогу?

Нет, с малышом все в порядке! Практически все детки в возрасте от 4 до 8 лет ведут беседу сами с собой около 20 процентов всего времени, конечно, если мы им не мешаем. Такие разговоры появляются у детей непроизвольно.

Иногда они произносят слова нараспев или проговаривают то, что они видят или делают в данный момент, а то и вообще разыгрывают целые спектакли в лицах. Почему это происходит?

Все дело в том, что думать и фантазировать ребенок учится вслух, точно так же, как и читать, ведь так удобнее.

В возрасте 5-7 лет мозг малыша развивается с невероятной скоростью! Этот процесс предполагает участие всех органов чувств. Поэтому и приходится маленькому умнику озвучивать мысли, проговаривать все, что он видит, делает, наконец – слышать собственные сообщения. И все это происходит одновременно! Психологи установили, что разговоры с самим собой эффективно помогают ребенку развивать свой внутренний план мышления, контролировать свое поведение. Малыш дает сам себе команды, озвучивая план, в какой последовательности он будет производить действия. Например: «Сначала я нарисую кружок, теперь закрашу его желтым цветом и т. д. Ближе к 7 – 8 годам внешняя речь передает «бразды правления» внутренней, то есть внутреннему самоконтролю и самоанализу. Ну а пока - время гласных команд самому себе!

Если малыш играет с плюшевым зоопарком, куклами, воображаемыми друзьями, а иногда, и с неодушевленными предметами, как с живыми существами, то это совершенно не повод бить тревогу, полагая, что ребенку катастрофически не хватает общения!

Совсем наоборот, это сигнал, что эмоциональная сфера драгоценного чада развивается хорошо. Ведь разговор ребенка с собой – это своего рода игра, то есть возможность расслабиться, выразить свои чувства, впитать идеи и эмоции!

Если отношения с мамой, папой, друзьями, воспитательницей оговариваются в самостоятельной беседе, значит, происходит необходимое переваривание произошедшего, «примеривание» на себя разных личностных позиций. Побывав в роли папы или мамы, малышу чуть-чуть становится понятнее, почему же взрослые запрещают что-то, ругают, в общем – воспитывают.

А еще, озвучивание своих мыслей положительно влияет на формирование ораторских способностей ребенка. Он говорит и слышит, как это звучит. Может оценить громкость, тон, эмоциональность своих слов, а это очень пригодится ему в будущей более взрослой жизни!

Личная речь

Речь для себя - это зеркальное отражение речи взрослых. Такая речь способствует развитию мышления и помогает управлять своим поведением. Наблюдая за детьми, которые играли или рисовали в одиночку, разговаривая сами с собой, ученые выделили три стадии личной речи.

1-я стадия. "Я сделал хороший гараж на две машины", - произносит ребенок после завершения игры.

На 2-й стадии речь сопровождает действие: "Хороший дождик нарисовала, а теперь цветочки и травку на земле дорисую".

На 3-й стадии личная речь предшествует действию: "Сейчас нарисую смешную картинку - как в сказке про теремок".

Исследователи считают, что эти стадии соответствуют этапам развития детского мышления. На последней стадии, когда личная речь предваряет поведение, ребенок учится планировать свои действия. Поэтому речь малыша, обращенная к самому себе, вовсе не указывает на незрелость и эгоцентризм, а означает, что он может действовать последовательно. С помощью слова малыш планирует, что и зачем ему нужно сделать. Не беда, что пока он проговаривает все свои мысли.

Пик развития личной речи приходится на возраст 4-5 лет и постепенно замедляется к 8 годам. Значит ли это, что после 8 лет ребенок больше не разговаривает сам с собой? По мере того как малыш становится старше, личная речь переходит во внутреннюю. Он начинает меньше говорить вслух и больше внимания уделяет решению задачи. Теперь управление поведением переходит к мышлению.

Речь ребенка для себя - это способ выражения чувств, возможность лучше понять окружающий мир, развить речевые навыки, мышление и самоконтроль. Чем сообразительней ребенок, тем чаще он пользуется речью для себя, тем содержательнее его личная речь.

Разговор с самим собой наглядно проявляется у особенно одаренных учеников во время обучения в начальной школе. Импульсивным, одаренным детям трудно себя контролировать и проявлять терпение. У таких учеников личная речь сохраняется еще некоторое время в первом, втором, а иногда и в третьем классе.

Не запрещай малышу, выполняющему какое-то интересное задание, проговаривать то, что он делает или хочет сделать!