Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом. Признаки аутизма у подростков — как проявляются симптомы

Аутизм представляет собой серьезное врожденное заболевание, при котором ребенок не может найти общий язык с окружающими и которое полностью не лечится.

Больной не имеет возможности выражать эмоции, а также не понимает их выражение от других людей. Кроме того, заболевание сопровождается пониженной интеллектуальной активностью и неспособностью полноценно пользоваться разговорной речью.

Все симптомы объясняются неспособностью оптимального функционирования разных отделов мозга. Следует отметить, что проблемы больных, связанные с общением, будут преследовать их всю жизнь – универсального лекарства нет. Однако своевременное выявление заболевания и оперативное лечение позволяет людям со временем реализовать свой умственный потенциал.

При появлении у ребенка определенных симптомов, необходимо в срочном порядке обратиться к медицинским специалистам.

Пациент испытывает сложности, независимо от возраста, но самым сложным периодом считается именно переходный период. Пациенту сложно участвовать в общественной деятельности, быстро принимать решения в сложных ситуациях. Подростки постоянно повторяют определенные предсказуемые действия, не могут контролировать собственные эмоции, симптомы часто повторяющиеся.

Почему переходный возраст усугубляет проявления аутизма?

Максимальное общение приходится именно на период полового созревания. В это время подростки начинают взрослеть, а также формируются как социальная и индивидуальная личность, у них еще нет стабильной модели поведения. Для создания нормальных отношений с ровесниками необходимо активное общение. Поэтому как раз в переходном возрасте пациенты испытывают сильнейшие стресс за всю жизнь.

Чтобы справиться с возрастными изменениями в психике, подросткам нужна помощь. К этому возрасту у многих больных наблюдаются значительные улучшения состояние здоровья. Но из-за многочисленных стрессовых ситуаций могут наблюдаться ухудшения психологического состояния.

В этот сложный период аутисты начинают понимать, что отличаются от ровесников, у них нет возможности устроиться на перспективную работу, создать нормальную семью и иметь надежных друзей. В результате чего, одни начинают полностью замыкаться в себе, но другие могут самосовершенствоваться, больше общаться, вести активную общественную деятельность.

Не сегодняшний день известно несколько форм врожденного недуга. Многие люди считают, что все аутисты ведут себя, как герой фильма «Человек дождя». В некоторых случаях, не всегда можно определить, что у человека серьезное заболевание. Многие добиваются больших успехов, несмотря на проблемы с психическим состоянием.

Жизнь подростка-аутиста

Невозможно представить полную картину жизни больного, ведь все зависит от сложности заболевания. Если у подроста наблюдается высокая активность мозговой деятельности, то он обучается в обычной школе, и часто бывает отличником. Несмотря на наличие сложностей в общении, больной находит общий язык со своими одноклассниками, ровесниками и активно участвует в общественной деятельности школы.

Но если у ребенка явное выражение симптомов, то ему гораздо сложнее справиться со своими проблемами. В данном случае необходимы комплексные методы лечения, а также обучение в специализированных учебных заведениях. При сложной форме аутизма подросток не может самостоятельно справляться с простыми жизненными задачами, поэтому они не могут обойтись без дополнительной помощи других людей.

Большинство детей-аутистов испытывают проблемы с коммуникабельностью или даже не имеют представления, как нужно участвовать в общественной жизни, поэтому они нуждаются в постоянном обучении. Когда ребенок не способен справиться со стандартной жизненной ситуацией, его психическое состояние ухудшается, в результате он отказывается принимать участие в социальной жизни.

Это приводит к тому, что подросток не желает общаться со своими сверстниками, участвовать в играх, посещать общеобразовательную школу и устраиваться на работу. Важно понимать, что воспитание больного при сложной форме болезни является трудной, и иногда непосильной задачей.

Симптомы аутизма

В зависимости от формы заболевания, у ребенка могут быть различные признаки. Однако есть основные симптомы, по которым можно определить, что подросток болеет аутизмом и основываясь на полученных результата формировать тактику воспитания.

  1. Для больных свойственно проводить большую часть времени в одиночестве. Обычно, у таких детей нет друзей, и они не проявляют инициативы к новым знакомствам.
  2. Некоторые дети отмечают, что испытывают сильную эмоциональную нагрузку.
  3. Аутисты отличаются повышенной чувствительностью, поэтому их раздражает свет и громкие звуки.
  4. Явным симптомом врожденного аутизма считается отсталое общественное развитие. Они не знают, как общаться с людьми, могут неправильно воспринимать социальные сигналы.
  5. У больного не развиты отделы мозга, которые отвечают за проявление эмоций, поэтому мимические жесты подростка не позволяют понять его настроение и состояние. Поведение значительно отличается от состояния здоровых детей.
  6. В переходном возрасте аутисты начинают понимать и воспринимать простые навыки общения с другими людьми. Однако они не стремятся быть коммуникабельными и предпочитают проводить все свободное время в одиночестве.
  7. Период полового созревания для больного является большим стрессом. У подростков наблюдается агрессивность, панический страх, эпилептические припадки. Также они часто могут впадать в депрессивное состояние.

Модели поведения

Для пациентов подросткового возраста с рассматриваемым диагнозом свойственно несколько моделей поведения.

  1. Большинство подростков с таким заболеванием являются очень тихими. Они не могут понять, зачем необходимо общаться с людьми и налаживать связи со сверстниками, поэтому не стремятся к этому. У подростков заторможенная умственная активность, речь может быть не развита. Однако аутисты успешно используют жесты для общения.
  2. При другой форме заболевания, подростки ведут гиперактивный образ жизни. Они не знают, как нужно правильно проявлять свои эмоции в обществе, поэтому часто бывают раздражительными и агрессивными. Такие больные сложно переносят изменения привычного распорядка дня.
  3. Некоторые подростки страдают тяжелой формой болезни. Такие дети могут быть одержимы определенной идеей или повторяют определенные последовательные действия. Когда они испытывают волнение, то могут совершать, несвойственные здоровому ребенку движения: покачивание телом, махи руками, топтание на месте и другие.

Как относиться к подростку с аутизмом?

Важно понимать, что аутизм не является приговором, подросток может научиться себя вести в обществе. Большинство больных стараются научиться выражать свои эмоции и чувства в соответствии со сложившейся социальной ситуацией

Однако не всегда окружающие люди могут понять, что они хотели выразить таким образом.

Некоторые пациенты несколько лет обучаются правильному поведению в сложных ситуациях. Для увеличения шансов на успех в социальном развитии и общественном взаимодействии необходимо своевременно обнаружить симптомы заболевания и начать комплексное лечение.

Подростки ограничены в своих возможностях, поэтому они нуждаются в понимании. Во время обучения их следует хвалить и поощрять за успехи. С такими детьми сложно общаться, поэтому нужно быть доброжелательным и терпеливым.

Адаптация в социуме

В результате масштабного исследования стало известно, что дети, страдающие нарушением развития нервной системы, после коррекционного обучения меньше участвуют в социальной жизни, по сравнению с детьми, которые имеют проблемы с речью или интеллектуальными возможностями.

  • почти 40% больных аутизмом никогда не встречались со своими одноклассниками вне школы;
  • 50% никогда не участвовали в общественных мероприятиях;
  • более 54% детей, страдающих данным заболеванием, никогда не общались по телефону со своими знакомыми.

Многие больные дети сообщают, что отсутствие друзей является сильнейшим стрессом для них. Большинство людей считают, что они не стремятся заводить друзей, но специалисты с этим не согласны. Подростки хотят добиться понимания со стороны общественности, они нуждаются в компании.

Многие дети-аутисты полностью погружаются в определенное увлечение, поэтому они стараются избегать общения с окружающими людьми. Такие интересы можно использовать на пользу ребенку, ведь существует множество детей, которые имеют подобные увлечения, поэтому им будет интересно вместе общаться.

Лечение аутизма

При обнаружении определенных симптомов, характерных для аутизма, необходимо сразу обратиться к медицинскому специалисту. В результате чего собирается специальная комиссия (невролог, психиатр и другие врачи, воспитатели, учителя, родители). Проводится тест и диагностика, цель которой — определение степени и особенностей болезни.

На сегодняшний день не существует универсальных методов и препаратов лечения данного заболевания, поэтому никто не сможет обещать полное исцеление. Однако существуют комплексные лечебные мероприятия, которые позволяют самостоятельно существовать больному и взаимодействовать с окружающим миром. Важно отметить, что аутизм лечится успешно только в случае своевременного обнаружения признаков и начала лечебных процедур.

Пять советов родителям:

Научитесь быть адвокатом вашего ребенка. Повышайте свою информированность. Получайте максимум пользы от всех служб, которые существуют в вашем сообществе. Встречайтесь со всеми специалистами и врачами, которые могут дать полезные рекомендации.

Не пытайтесь подавлять свои чувства. Говорите о них. Вы можете чувствовать злость или противоречивые эмоции. Этого вполне можно ожидать. Это совершенно нормально, если ваши чувства противоречат друг другу. Постарайтесь направить свою злость на расстройство, а не на ваших близких. Если вы ссоритесь с супругом из-за вопроса, связанного с вашим ребенком, вспомните, что это болезненная для вас обоих тема, старайтесь не злиться друг на друга.

Постарайтесь сохранять образ жизни взрослого человека. Не позволяйте аутизму поглощать каждую секунду вашей жизни. Проводите время со своими типичными детьми, со своим супругом, воздерживайтесь от постоянных разговоров только про аутизм. Поддержка нужна всем членам вашей семьи, постарайтесь искать маленькие радости и быть счастливыми в любых обстоятельствах.

Цените каждую маленькую победу вашего ребенка. Любите вашего ребенка и гордитесь каждым его достижением, даже совсем маленьким. Сосредоточьтесь на том, что он может делать, не надо постоянно сравнивать его с типично развивающимися детьми. Любите его за то, кто он есть, а не за то, каким он должен быть.

Активно участвуйте в сообществе аутизма. Никогда не преуменьшайте силу «сообщества». Может быть, вы и капитан своей команды, но вы все равно не сможете справиться со всем сами. Постарайтесь найти друзей среди других родителей детей с аутизмом. Когда вы познакомитесь с другими родителями, вы приобретете поддержку со стороны людей, которые прекрасно понимают ваши повседневные проблемы. Участие в движении в защиту прав детей с аутизмом очень продуктивно и благотворно. Вы будете вести активный образ жизни, создавая лучшее будущее для вашего ребенка.

Пять советов для братьев и сестер

Помните, что вы не одиноки! У каждой семьи есть те или иные жизненные трудности… и да, аутизм связан с разными трудностями… но если вы присмотритесь повнимательнее, то поймете, что не бывает семьи без своих проблем.

Гордитесь своим братом или сестрой . Научитесь говорить об аутизме открыто и рассказывать другим людям, что это за расстройство, без смущения. Если вам будет комфортно говорить на эту тему, то и другие люди не будут испытывать дискомфорта. Если вы будете стыдиться брата или сестру, то ваши друзья почувствуют это и будут вести себя неловко. Как и все остальные братья и сестры в мире, иногда вы будете обожать брата или сестру, а иногда просто возненавидите. Нормально испытывать к ним разные чувства. Порою разобраться в своих чувствах проще с помощью психолога-консультанта, который поможет вам понять, что вы чувствуете. И это будет ваш личный психолог, который будет помогать только вам! Любите своего брата или сестру таким(ой), какой(ая) он(а) есть.

Нормально, если иногда вам будет очень грустно из-за того, как аутизм влияет на вашего брата или сестру. Однако если вы будете грустить или злиться долгое время, то это никому не поможет. Ваша злость не может изменить ситуацию, вы просто станете несчастным. Помните, что ваши мама и папа тоже могут испытывать подобные чувства.

Проводите время с мамой и папой наедине. Иногда нужно делать что-то вместе с ними без вашего брата или сестры, чтобы укрепить ваши семейные связи. И это нормально, если вам нужно побыть одному. Когда в семье у кого-то аутизм, это может потребовать много времени и привлекать много внимания. Вам тоже нужно чувствовать свою важность. Помните, что даже если бы у вашего брата или сестры не было аутизма, вам все равно было бы нужно время побыть наедине с мамой и папой.

Найдите какое-нибудь занятие, которым вы можете заниматься вместе с вашим братом или сестрой. Вы обязательно обнаружите, что общение с братом или сестрой очень обогащает вас внутренне, даже если вы просто соберете вместе головоломку-пазл. Неважно, какие нарушения могут быть у него или у нее, иногда простое нахождение рядом с другим человеком позволяет вам ощутить близость. Брат или сестра будет ждать этих совместных занятий с нетерпением и будет приветствовать вас особой улыбкой.

Пять советов для дедушек и бабушек, а также других родственников

Поддержка родных и близких незаменима. Каждому члену семьи есть, что предложить. Спросите родителей, чем вы можете помочь их семье. Они оценят ваши усилия помочь. Возможно, вы можете посидеть с ребенком, чтобы родители могли провести время вместе, или вы можете помочь с деньгами на частную школу или лечение. Организуйте сбор средств в пользу ребенка. Семье важно знать, что вы готовы поддерживать их и сохранять с ними близкие отношения.

Обратитесь за поддержкой сами . Если вам трудно принять тот факт, что у родного вам человека аутизм, то вам самим нужна поддержка. Ваша семья может быть не в состоянии обеспечить вас подобной поддержкой, так что придется поискать ее на стороне. Таким образом, вы сможете стать сильнее, чтобы поддержать близких и помочь им в решении многих проблем, которые им предстоит решить.

Будьте открыты и честны в отношении расстройства. Чем больше вы об этом говорите, тем лучше вы себя почувствуете. Ваши друзья и семья станут вашей системой поддержки, но только при условии, что вы будете делиться с ними своими мыслями. Поначалу вам может быть сложно говорить о том, что вас беспокоит, но со временем вам станет проще. В конечном итоге ваш опыт в отношении аутизма научит вас и вашу семью очень важным жизненным урокам.

Не осуждайте. Думайте о чувствах семьи и поддерживайте их. Уважайте их решения в отношении своего ребенка с аутизмом. Они пытаются разобраться в различных методах и подходах, скорее всего, они много думают над каждым решением. Постарайтесь не сравнивать детей (с типичными детьми этого тоже лучше избегать). Дети с аутизмом очень разные, но можно добиться того, чтобы каждый ребенок реализовал максимум своего потенциала.

Изучайте информацию об аутизме. Это расстройство встречается в семьях с любым социальным и экономическим статусом. Существуют очень многообещающие исследования, множество возможностей для будущего. Делитесь надеждой с семьей и одновременно занимайтесь самообразованием, чтобы как можно лучше справляться с этим расстройством.

Находите время для каждого ребенка. У вас может быть особенный опыт общения, как с типичными детьми, так и с ребенком с аутизмом. Да, они могут быть разными, но обоим детям важно, чтобы вы проводили с ними время. Дети с аутизмом просто расцветают, когда поддерживается строгий распорядок, так что подумайте о совместных занятиях, которые хорошо структурированы, даже если это просто пятнадцатиминутная прогулка в парке.

Если вы будете ходить в один и тот же парк каждую неделю, то со временем этот опыт будет проходить все лучше и лучше… потребуется лишь время и терпение. Если вы не можете придумать, чем заняться вместе с ребенком, обратитесь за идеями к родителям. Они по достоинству оценят усилия с вашей стороны. Бывают такие случаи, что ребенок полностью выходит из аутизма, хотя при этом остается слишком ранимым.

Детский аутизм - не приговор. Не отчаивайтесь! Ведь даже среди знаменитых людей тоже были аутисты. Это и Вуди Аллен, и Винсент Ван Гог, и Вирджиния Вульф, и даже Леонардо да Винчи. Кто знает, может и ваш ребенок пополнит этот список общепризнанных мировых гениев.

Количество детей, страдающих аутизмом или родственным ему синдромом Аспергера, в Соединенных Штатах резко возрастает. Несколько лет назад такой диагноз ставили только одному из двух тысяч, сегодня - одному из пятисот.

Что такое аутизм?

Аутизм - это неврологическое расстройство, при котором, как считается, останавливается развитие части мозга, которая отвечает за социальное общение. Согласно сведениям Американского общества аутизма, более миллиона человек в этой стране страдают каким-либо из аутических расстройств. Сейчас считается, что аутизм «распространяется» внутри семьи. В основном у больных аутизмом те же особые потребности, что и у детей с физическими недостатками или неспособностью к обучению, но у них также есть и свои специфические потребности, характерные только для их группы.

Больные аутизмом существуют словно бы в своем собственном мире, что затрудняет общение и связи с другими людьми. Примерно у 10% из них сравнительно высокая дееспособность, тогда как остальные умственно отсталые имеют серьезные речевые проблемы. Некоторые из них преуспевают в чем-то вплоть До мельчайших деталей, например в правописании или в игре на музыкальном инструменте, но совершенно теряются, пытаясь охватить мир во всем его разнообразии или общаясь с другими людьми. Симптомы обычно проявляются еще до трех лет. Те, кто не обладает высокой дееспособностью, обычно отвергают общество. Они сопротивляются проявлению к ним внимания и любви и безразличны к присутствию и отсутствию рядом родителей. Они не понимают сигналы общения, такие как подмигивание или улыбка, и избегают зрительного контакта. Иногда они бывают агрессивны, особенно когда попадают в непривычное окружение или перевозбуждены. Иногда они ломают вещи, нападают на окружающих или причиняют себе вред. Очевидно, что это очень серьезные особенности, которые требуют от родителей особых усилий. Родители детей, больных аутизмом, рассказали нам, что самым болезненным и сложным аспектом невротического расстройства их детей является неспособность общаться. Ребенок чувствует разочарование, тщетно пытаясь выразить свои потребности, а родители чувствуют разочарование, тщетно пытаясь понять потребности своего ребенка. Некоторые дети с аутизмом проявляют любовь, прижимаясь щекой к щеке другого человека или нежно прикасаясь к нему, но это выражение любви может быстро смениться агрессией или протестом. Конечно, для любящих родителей это очень больно.

Большинство случаев аутизма выявляются довольно рано - сразу видно, что ребенку трудно выдерживать зрительный контакт, смотреть в лицо или отвечать другим людям. Около 30% таких детей развиваются нормально, пока их поведение не меняется - зачастую внезапно. У других детей трудности проявляются вскоре после рождения. Вмешательство в раннем возрасте, пока мозг ребенка еще развивается, вносит существенные изменения в способности ребенка общаться с внешним миром. К несчастью, родителям иногда сложно понять, что именно нужно сделать, чтобы помочь ребенку, однако надлежащие тренировки и окружение значительно помогают ребенку с аутизмом жить нормальной жизнью. У вас больше шансов преуспеть, если лечение началось рано, поэтому очень важно проверить ребенка на аутизм, если у вас появляются подозрения, что ваш ребенок реагирует на раздражители ненормально. Итак, на какие симптомы родителям следует обратить внимание?

Симптомы аутизма

К шести месяцам проявляются следующие общие симптомы аутизма:

Ребенок не идет на зрительный контакт с родителями во время общения;

Не гудит и не лепечет;

Не отвечает улыбкой на улыбку родителей;

Не участвует в звуковой перекличке с родителями (ребенок издает звук, взрослый издает звук и т. д.);

Не играет в прятки.

В год и два месяца у такого ребенка проявляются следующие симптомы:

Нет попыток говорить;

Ребенок не указывает на предметы, не машет рукой на прощание и не хватает игрушки;

Не откликается на свое имя;

Безразличен к другим;

Повторяющиеся движения тела, такие как раскачивание или хлопанье рукой;

Фиксация на одном объекте;

Чрезмерная чувствительность к текстуре поверхности, запахам или звукам;

Сильное сопротивление изменениям в привычной обстановке;

Любые проблемы с речью.

Хотя эти симптомы периодически появляются и у здоровых детей, при аутизме они носят постоянный характер.

Как помочь детям, страдающим аутизмом?

Такие дети обучаемы, но важно разбить обучение желаемым навыкам или социальному поведению на маленькие этапы и поощрять их преодоление. Ранняя образовательная терапия поможет детям аутистам научиться запоминать слова, узнавать лица и устанавливать зрительный контакт, то есть овладеть навыками, которые здоровые дети получают, просто подражая взрослым. Поэтому важно давать им возможность потренироваться правильно вести себя в обществе. Родители могут воспользоваться помощью специалиста, чтобы научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом. Детей с аутизмом часто надо учить, как смотреть в лицо, как слушать голос и как интерпретировать различные выражения лица и интонации. Чтобы ребенок научился распознавать и называть предметы, цвета или цифры, полезно воспользоваться картинками. Большинство специалистов считают, что интенсивная терапия, которая включает в себя 20 и более часов в неделю на обучение поведению, речи, физическим движениям и занятиям, может научить ребенка функционировать в обществе.

Большинству таких детей не даются некоторые формы сенсорной интеграции. Многие не выносят громких звуков или звучания нескольких голосов одновременно, так что они обычно зажимают уши. Такие дети лучше всего взаимодействуют с посторонними, когда нет других отвлекающих звуков, а инструкции передаются шепотом. Некоторых детей отвлекает слишком большое количество визуальных раздражителей. По этой причине родители должны чутко относиться к чувствительности своих детей и делать все возможное, чтобы оградить ребенка от чрезмерного количества раздражителей. В последнее время на проведение исследований по аутизму выделяются большие денежные средства - возможно, потому, что этот диагноз ставится все чаше.

Синдром Аспергера

Этот синдром - порок развития, симптомы которого во многом схожи с симптомами аутизма. Обычно он характеризуется как аутизм с высоким уровнем дееспособности, потому что люди с этим пороком обычно проявляют более высокие умственные способности, чем люди с типичным аутизмом. Этот синдром иногда диагностируют у одаренных детей. Как и аутизм, синдром Аспергера неизлечим. Он характеризуется слабой моторной координацией, проявлением узконаправленного интереса, граничащего с одержимое упрямой привязанностью к привычному и «механической» речью. Дети, страдающие этим расстройством, обычно не обладают достаточными навыками общения и испытывают трудности при контакте с другими людьми.

Как и в случаях с другими недостатками, родители ребенка с синдромом Аспергера должны узнать как можно больше об этом расстройстве и искать поддержку у людей и организаций, предназначенных защищать детей с такой особенностью. Существует много полезных веб сайтов этих организаций, например autsm-socety.org, autsm-nfo.com или ASPEN (образовательная сеть, ориентированная на синдром Аспергера). Также много информации для поиска правильного лечения можно почерпнуть, общаясь с родителями таких же детей.

Как помочь детям, страдающим синдромом Аспергера?

Начните с получения оценки педиатра, специализирующегося на развитии детей и способного провести обследование на аутизм. Узнайте свои права! В каждом штате есть приказ о проведении бесплатного обследования и бесплатных терапевтических услугах на ранних стадиях аутизма. Полное излечение от этих болезней невозможно, но существуют способы лечения, которые способствуют положительным изменениям, - это развитие речи, терапия для определенных видов деятельности, поведенческая терапия, образовательная терапия и медикаментозная терапия. Иногда помогают специальные диеты или исключение определенных видов пищи. А еще вам придется защищать вашего ребенка от насмешек сверстников.

Используйте визуальные сигналы и развивайте особые интересы своего ребенка. Избегайте нарастания напряжения. Побуждайте вашего ребенка с аутизмом брать на себя столько ответственности, сколько он может. Ищите сильные стороны и положительные свойства своего ребенка. Учите его заботиться о себе и прививайте жизненные навыки. Самое главное - не пренебрегайте собой, ищите поддержку и заботу не только для своего ребенка, но и для себя. Многие штаты выделяют средства на отдых для таких родителей, чтобы дать им передышку от постоянной заботы. Обращайтесь за знаниями, помощью и эмоциональной поддержкой в этом тяжелом родительском труде и признайте, когда вашей заботы становится недостаточно, - если это необходимо, то существует много людей и организаций, которые помогут вам найти правильное место для вашего особенного ребенка. И помните, что вы очень особенные родители.

Несколько практических советов

1. Некоторых детей хорошо успокаивает физическое давление. Попробуйте одевать вашего ребенка в тяжелую куртку или пальто.

2. Помогайте своему ребенку развить личные качества, которые не требуют общения с окружающими. Поощряйте его рисовать, петь или играть на музыкальном инструменте.

3. Попробуйте искусственно создать обстановку, в которой малышу надо взаимодействовать и реагировать, не позволяйте ему закрыться в своем собственном мире.

Семьи детей с аутизмом вынуждены справляться с множеством разнородных и трудных задач: растить очень сложного в воспитании ребенка, искать необходимую информацию, специалистов, выбирать адекватные формы помощи. Погружаясь в эти проблемы, родители часто не имеют четких ориентиров, и почти всегда сомневаются, все ли сделано для благополучия ребенка. Организация процесса помощи ребенку на годы становятся постоянной заботой семьи, которой снова и снова на каждом возрастном этапе приходится искать, куда он пойдет, где его примут, какой подход и какой специалист ему поможет.

Известно, что ребенок с аутизмом для своего развития нуждается в помощи врача, психолога и педагога, но каждая семья ставит здесь свой акцент. Одни концентрируются исключительно на медицинских обследованиях, и проходят бесконечные и мучительные круги поиска причин случившегося и специалистов, способных радикально изменить ситуацию. Эти родители считают, что прежде, чем начать заниматься, ребенка необходимо вылечить. Другие, напротив, относятся к обследованиям и лекарствам крайне скептически, от лечения категорически отказываются, считая его слишком грубым и опасным вмешательством в развитие ребенка, и свои надежды связывают исключительно с психолого-педагогической помощью, упуская возможность необходимой медикаментозной поддержки.

Радикальные установки и в том, и в другом случае нехороши для ребенка. Известно, что проблемы аутизма в наибольшей степени связаны с биологическими особенностями детей, и они, в силу этого, нуждаются в постоянном внимании и поддержке врачей разных специальностей. Действительно, во многих случаях лекарственная терапия может смягчать трудности, успокаивать, «собирать» ребенка или активировать его, но возможности радикально изменить ситуацию, «вылечить аутизм» в настоящее время, к сожалению не существует. Хорошо подобранное лечение в некоторой степени улучшает условия психического и социального развития ребенка, но продвинуться оно может, только если родители, психологи, педагоги немедленно помогут ему реализовать приоткрывшиеся благодаря терапии возможности взаимодействия.

Разные акценты существуют и в ориентации семьи преимущественно на психологическую или педагогическую помощь. Традиционно на занятия с психологами больше настроены семьи, стремящиеся к развитию эмоционального контакта, общения и взаимопонимания с ребенком; педагогический подход предпочитают родители, видящие продвижение ребенка, прежде всего, в приобретении конкретных знаний и умений. Надо сказать, однако, что и здесь делать ставку на что-то одно тоже не стоит, поскольку это взаимодополняющие направления помощи ребенку. Без эмоционального контакта с ребенком, так же, как и без формирования у него необходимых навыков, невозможны социализация и развитие средств коммуникации. Без психологической помощи ребенку в осмыслении происходящего, в развитии более активных и гибких форм взаимодействия он не сможет пользоваться знаниями и умениями в реальной жизни, даже если они блестяще отработаны на занятиях.

Если говорить об оптимальной организации психолого-педагогической помощи, то ребенку с аутизмом необходимо:

  • на первом году жизни - выявление самой угрозы формирования нарушений аутистического спектра и оказание специальной психологической помощи семье в развитии эмоционального контакта, налаживании взаимодействия с ребенком, что позволяет если и не избежать диагноза РАС, то, по крайней мере, значительно улучшить прогноз развития;
  • в период раннего возраста , особенно в период постановки диагноза РАС, семье нужна психологическая поддержка, получение информации о специфике трудностей ребенка, обучение эффективным методам его воспитания и своевременное начало специальных занятий ребенка с психологом;
  • в дошкольном возрасте , т.е. в период наиболее выраженных проявлений детского аутизма (заострения трудностей эмоционального контакта и поведенческих проблем, выявления искажения психического развития) семье по-прежнему необходима психологическая поддержка, а самому ребенку - индивидуальные занятия с психологом и, в случаях выраженной задержки развития, с логопедом и дефектологом, специально подготовленным к работе с такими детьми;
  • в старшем дошкольном возрасте всем таким детям, помимо сохранения регулярных занятий с психологом, для подготовки к школе требуются индивидуальные занятия с педагогом, а также введение в детскую группу (в условиях специального сопровождения), расширяющую опыт социального взаимодействия;
  • на протяжении всего периода школьного обучения и ребенок, и его семья продолжают нуждаться в специальном психолого-педагогическом сопровождении. При использовании всех возможностей интеграции ребенка в группу сверстников, ему необходима не только поддержка в освоении школьной программы, но и специальная помощь в развитии представлений об окружающем, социальной компетенции, в освоении навыков коммуникации и бытовой адаптации;
  • подростку с РАС и его семье также необходима психологическая и педагогическая поддержка. Подростку требуется помощь в выработке навыков, обеспечивающих его самостоятельность в быту, ориентировку в ближнем и дальнем социальном окружении, навыков взаимодействия со сверстниками. Необходим также и поиск возможностей профессионального развития;
  • во многих случаях психолого-педагогическая поддержка требуется и взрослому человеку с проблемами аутистического спектра ; его близкие также часто нуждаются в психологической помощи.

Организовать такую помощь в полном объеме и на всех возрастных этапах семье аутичного ребенка в настоящее время практически невозможно. Во многих случаях родителям приходится полностью брать на себя функции специалистов, что нехорошо для ребенка. При аутизме малышу не меньше, чем профессионалы, нужны родные и близкие люди в своей собственной роли. Только они могут сделать для него уклад повседневной домашней жизни активизирующим, вовлекающим во взаимодействие, делающим происходящее предсказуемым и осмысленным.

Именно поэтому так важны постоянная профессиональная поддержка и сопровождение семьи. Родителям нужны сведения не только о существующих и появляющихся возможностях профессиональной помощи ребенку, но и информация, помогающая разбираться в происходящем, видеть трудности и пути их преодоления, адекватно оценивать успешность своих действий.

Задачи и приемы домашнего воспитания ребенка с аутизмом в наибольшей степени близки тому, что делают на занятиях психологи, работающие в русле разработанного нами подхода. Необходимо, чтобы родители так же, как и психологи, искали возможность вовлечь ребенка в совместные переживания и совместные действия. На специальных занятиях взаимодействие с ребенком насыщено и интенсивно, его цель – возможно более активизировать ребенка, включить в коммуникацию и дать ему положительный опыт осмысления происходящего. При этом вместе с ребенком психолог проживает и делает более ярким его удовольствие от впечатлений не только новых, но и уже привычных по домашней жизни.

Например, купание в ванне дома или в море летом, приготовление обеда, впечатления от встреченной на дороге лужи, похода в цирк или зоопарк, от новогодней елки и задувания свечей на дне рождения, от ветра и огоньков за окном, зеленых и красных огней светофора, прыжков белки на дереве, поездки на автобусе или в метро, игры в прятки и с мыльными пузырями, на качелях или на горке на прогулке, игровых эпизодов с героями знакомой детской телепередачи или мультфильма и т.д.

Взрослый помогает осознать такие впечатления и сделать их частью личного опыта. Порядок прорабатываемых впечатлений не случаен: будет ли это игра с привычными или новыми сенсорными впечатлениями, проигрыш уютных сюжетов из домашней жизни или ее более ярких событий зависит от уровня аффективного развития ребенка и его индивидуальных предпочтений. Включение ребенка в игру стимулирует его к использованию доступных средств коммуникации, к освоению новых возможностей, и развивает психические функции, обеспечивающие процесс взаимодействия со взрослым.

Задача близких, которую не могут взять на себя специалисты, состоит в совместном с ребенком осмыслении круговорота повседневной домашней жизни. Выделяя в нем эмоционально значимые впечатления и опираясь на них, близкие могут поддерживать каждодневную активность ребенка, выстраивать и день ото дня развивать осмысленное взаимодействие.

Одним из основных средств насыщения бытового уклада моментами, объединяющими ребенка и взрослого, является эмоционально-смысловой комментарий. В полном объеме его могут осуществить только близкие люди, с пониманием и участием проговаривая сначала для ребенка, а потом, в идеале, вместе с ним все то, что каждодневно с ними происходит. Такой комментарий - это обычное вербальное поведение взрослого, воспитывающего ребенка раннего возраста: в нашей речи при этом отражается все, на что обращает внимание малыш, что он пытается делать, что его удивляет, радует или беспокоит. Такое отражение не бывает бесстрастным: мы невольно подчеркиваем то, что хотим усилить – удовольствие, радость, интерес малыша, его успехи. И, таким же образом, своей интонацией смягчаем его тревогу, «заговариваем» боль и испуг, отодвигаем опасность. Перерабатывая вербально вместе с малышом его впечатления, эмоционально отзываясь на его действия, мы даем ему не только ощущение уверенности и безопасности, но и ориентиры для организации собственной подробной картины мира, стимулируем и задаем направления развития.

Никольская О.С. Домашнее воспитание ребенка с аутизмом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014..04.2019)

Родителям не всегда легко решить, как лучше справиться с нежелательным поведением ребенка. Ситуация еще больше усложняется, если у ребенка аутизм. Родителям детей с аутизмом важно понимать, что прививать дисциплину - это не просто наказывать ребенка за “плохие” поступки, но изменять поведение и направлять в конструктивное русло.

Шаги

Учитывайте особенности детской психики

    Не забывайте, что ребенок с аутизмом - прежде всего ребенок. У всех детей есть предпочтения, причуды, капризы и каждый из них реагирует на разные вещи по-своему. Каждому ребенку присущи свои симпатии и антипатии. Аутизм никак не отменяет эти аспекты. Любой используемый метод обучения дисциплине должен относиться к сложным поведенческим ситуациям с пониманием. Старайтесь оказывать ребенку поддержку, которая необходима для самоконтроля, чтобы превратить "плохое" поведение в конструктивные поступки.

    • Как и любой ребенок, дети с аутизмом могут вести себя плохо. Дети часто нарушают правила и не могут контролировать свои поступки, когда у них плохое настроение. Аутизм - вовсе не “индульгенция” и не повод нарушать правила, но, с другой стороны, ребенка с аутизмом нельзя наказывать только за то, как он выражает себя и свои чувства. Дисциплинировать - значит обучать самоконтролю и способности конструктивно удовлетворять свои потребности.
  1. Запаситесь терпением. Попытки понять своего ребенка могут вызвать чувство разочарования, но важно помнить, что главное - это терпение. Спустя некоторое время благодаря нижеизложенным стратегиям ваш ребенок с аутизмом научится вести себя лучше. Не ждите, что это произойдет в мгновение ока.

    • Помните, что дети с аутизмом сталкиваются с такими трудностями, как сенсорные проблемы и сложности в общении. Иногда они приводят к отчаянию и чувству безысходности.
    • Не забывайте, что язык тела ребенка с аутизмом в момент восприятия информации может очень сильно отличаться от привычного языка тела детей. Он может выполнять странные движения или смотреть по сторонам и выглядеть отвлеченным, но это не значит, что ребенок не слушает вас.
  2. Настройтесь на позитивный лад. Не забывайте, что большей частью “дисциплина” подразумевает попытки поощрить правильное поведение ребенка, а не наказать его за проступки. Приводите ему примеры недопустимых поступков и предлагайте альтернативы, которые будут рассмотрены ниже. Чем больше вы будете акцентировать внимание на хорошем поведении, чем чаще ребенок будет выбирать такой образ действий. Если проступки случаются все так же часто, попробуйте показать ребенка специалисту по коррекции поведения.

    Учитесь различать эмоциональные срывы. Многие случаи "плохого поведения" детей с аутизмом на самом деле являются эмоциональным срывом. Эти ситуации представляют особую сложность, когда ребенок еще маленький или не склонен к общению, поэтому он не может сказать о причинах плохого настроения. "Истерика" и "баловство" могут оказаться попыткой сообщить о потребностях, справиться с беспокойными сенсорными ощущениями или стрессом.

    • Лучше всего придумать план, который поможет вам научить ребенка избегать эмоциональных срывов самостоятельно. Классические воспитательные приемы вроде наказания (угол или “тихий стул”) могут лишь ухудшить ситуацию, расстроить ребенка еще сильнее и лишить его ощущения контроля над своими решениями. Учите ребенка “отвлекаться” и объясните, как можно успокоиться, чтобы он научился правильно управлять эмоциями и контролировать свои поступки.
    • Прочитайте и научитесь бороться с истериками детей с аутизмом.
  3. Не кричите на ребенка. Крики, попытки контролировать поступки ребенка или показывать власть над ним могут стать причиной тревожности и замешательства. В минуты тревоги дети становятся чрезмерно взволнованными и беспокойными. Они могут впадать в истерику, кричать или плакать. Старайтесь не повышать голос, даже если вы очень расстроены.

    • Попробуйте выиграть время. Скажите: "Сейчас я очень расстроена и мне нужно подумать, как лучше поступить".
    • Также возможны попытки членовредительства, когда ребенок начинает биться головой о какой-либо предмет. Обсудите варианты альтернативных действий с психотерапевтом, чтобы научить ребенка снимать напряжение другими способами.

Используйте заведенный порядок, чтобы помочь ребенку

Постоянство в повседневной жизни и дисциплинарных мерах - это важный аспект воспитания, так как ребенок будет знать, что следует ожидать.

  1. Используйте заведенный порядок. Определите конкретные места для разных действий. Общий распорядок жизни ребенка поможет ему исследовать мир и чувствовать себя в безопасности. Это поможет сузить список возможных причин плохого поведения.

    Используйте "распорядок в картинках", чтобы добиться порядка. Распорядок в картинках поможет объяснить, что необходимо сделать дальше. Это прекрасный способ показать ребенку с аутизмом его “программу на день”. Структурируйте жизнь ребенка, чтобы ему было проще держать в памяти все повседневные дела. Вот несколько идей: :

    • можно составить список дел и вместе с ребенком “вычеркивать” то, что уже сделано;
    • рядом с распорядком в картинках можно поставить часы или будильник, чтобы ребенок понимал, когда пора приступать к делу (если ребенок понимает время по часам);
    • помогите ребенку придумать и нарисовать такие картинки, чтобы он почувствовал свой вклад;
    • сложите картинки в папку, приклейте на доску или на стену, чтобы ребенок мог сверяться с ними.
  2. Следуйте распорядку. Так ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Если следует внести изменения, то предупредите ребенка и объясните причины, чтобы не выбить его из колеи. Данный распорядок необходимо обсудить с другими воспитателями (учителя и психотерапевты) и создать единую систему.

    Постепенно меняйте распорядок с учетом возраста ребенка. Распорядок должен быть достаточно постоянным, но следует помнить, что ребенок становится старше, у него меняется характер и круг интересов, а вместе с ними нужно менять и методы воспитания.

    • Например, после обеда в списке может значиться физкультура, но если после каждого занятия у ребенка болит живот, то перед началом упражнений у него будет пропадать настроение. Не нужно слепо следовать расписанию из-за боязни запутать ребенка. Меняйте распорядок в соответствии с потребностями. Так, попробуйте поставить физкультуру перед обедом. Скажите об этом ребенку и убедитесь, что он все понял.
  3. Ребенок должен оставаться под присмотром. Важно замечать моменты, когда ребенку требуется “развеяться” (например, после школы). Это необходимо, когда ребенок перегружен происходящим и его захлестывают чувства. Если ребенок устал или расстроен из-за чрезмерного раздражения, то ему нужно расслабиться. Отведите малыша в тихое безопасное место, где он сможет отдохнуть и расслабиться в непринужденной обстановке под ненавязчивым присмотром. Например, оставьте его рисовать в тихом помещении, пока вы будете находиться рядом и читать книгу.

    Убедитесь в отсутствии нарушений сна и заболеваний. Если ребенку не удается выспаться или он страдает от боли, то слезы и баловство будут вполне естественной реакцией, которую легко счесть “плохим поведением”.

Применяйте особые стратегии воспитания

    Создайте прямую связь между воспитательными мерами и проблемным поведением. Особенно важно принимать меры сразу же после плохого поступка. Конечно, на некоторые моменты лучше закрыть глаза. Если вы накажете ребенка спустя много времени после проступка, он может вовсе не понять, за что он наказан. Лучше отпустить ситуацию и не наказывать ребенка, когда он уже не видит связи между поступком и дисциплинарной мерой.

    • Если ребенок хорошо воспринимает визуальную информацию, сделайте картинки с примерами плохих поступков и последующего наказания, а также правильных поступков и поощрений. Такой подход поможет ему понять связь между плохим поведением и воспитательными мерами.
    • Также поясните связь между хорошим поведением и положительными последствиями: "Если ты сложишь игрушки в ящик, то всегда сможешь их найти, а в твоей комнате будет чисто и красиво". Ребенок увидит альтернативу плохим поступкам и поймет, какого поведения вы от него ждете.
  1. Используйте воспитательные меры разного уровня. Не нужно полагаться на один вид или пример наказания. Строгость мер должна соотноситься с масштабом проступка.

    • Используйте устные предупреждения, чтобы дать шанс исправиться: "Саша, не дерись".
    • Используйте естественные последствия - если ребенок разбросал игрушки, то он сам будет их собирать.
    • Отменяйте поощрения и привилегии вроде мультфильмов по телевизору. Убедитесь, что такая мера не задевает особых интересов ребенка и не станет причиной сильного беспокойства, иначе она окажется неэффективной.
  2. Будьте последовательны. В сознании детей должна сформироваться четкая логическая цепочка: плохое поведение приведет к плохим последствиям, которые наступят вне зависимости от прочих факторов.

    Выбирайте оптимальные воспитательные меры. Используйте такие меры наказания, которые оказались эффективными и подходящими для вашего ребенка. Например: :

    • Не поддавайтесь. Ребенок поймет, что такое поведение недопустимо. Четко объясните, что это контрпродуктивно (например: "Я не понимаю тебя, когда ты кричишь. Попробуй успокоиться и объяснить, что случилось").
    • Терпеливо напоминайте ребенку о способах взять себя в руки (например, глубоко дышать или считать про себя). Предложите сделать это вместе.
    • Лишайте вознаграждения в качестве последствия плохих поступков. Если ребенок плохо ведет себя, то в качестве наказания можно лишить его привычного вознаграждения.
  3. Не используйте в качестве наказания физические меры - шлепки, удары, сильные раздражители. Жестокость в ответ на жестокость лишь убедит ребенка, что жестокость при плохом настроении - это нормально. Если вы сильно разозлились на ребенка, задействуйте те же способы взять себя в руки. Покажите на собственном примере, как вести себя в моменты гнева.

    Критикуйте поступок, а не ребенка. Не называйте ребенка “плохим”. Указывайте на пример такого поступка, чтобы исправить поведение. Например, скажите:

    • “Я вижу, что ты расстроен, но кричать бесполезно. Давай вместе сделаем глубокие вдохи?"
    • “Почему ты падала на пол? Тебя что-то расстроило в магазине?”
    • “Нельзя бить людей. Если ты злишься, попробуй поговорить, обратись к взрослому или остынь и возьми себя в руки”.

Создайте систему вознаграждений

  1. Создайте систему вознаграждений, которая прямо связана с хорошим поведением. По аналогии с наказаниями ребенку нужно понимать причинно-следственную связь между хорошим поступком и вознаграждением (похвала или награда). Со временем поведение ребенка изменится, а он станет более дисциплинированным.

  2. Определите пристрастия и антипатии ребенка. Расположите занятия и вознаграждения, которые нравятся ребенку, в порядке возрастания интереса. Создайте список и сверяйтесь с рейтингом, чтобы использовать такие пункты в качестве вознаграждения за хорошие поступки или попытки прекратить вести себя плохо.

    • Может показаться, что это своеобразная “взятка”, но все дело в правильном применении такого подхода. Важно поощрять ребенка за хорошее поведение, а не за то, что он перестанет вести себя плохо.
    • Используйте такой подход вскользь и не слишком часто. Например: "Я горжусь тем, как ты вела себя в этом переполненном магазине. В обед у нас будет немного свободного времени. Хочешь, чтобы мы с тобой почитали книжки с картинками?"
  3. Будьте открыты новым идеям. Каждый ребенок уникален, а дети с аутизмом уникальны вдвойне. Наказание или “скучное” занятие для одного ребенка может оказаться высшей наградой для детей с аутизмом и наоборот. Старайтесь мыслить творчески и рассматривать новые идеи поощрений и воспитательных мер.

    • Оценка: всегда тщательно обдумывайте меру заранее. Вы бы смогли использовать такой подход для ребенка без аутизма? Если нет, подобная мера может принести больше вреда, чем пользы.
  4. Определите систему вознаграждений. Существует масса вариантов, но мы рассмотрим две лучших системы:

    • Создайте таблицу поведения и отмечайте в ней хорошие поступки особой наклейкой или меткой. Ребенок получит вознаграждение, когда заработает определенное количество наклеек. Разрешите ребенку самому клеить наклейки, чтобы он участвовал в процессе.
    • Часто используется система символических вознаграждений. Обычно ребенок получает вознаграждение за хорошее поведение (значок, жетон, монетка). Позднее виды вознаграждений можно поменять. Такая система часто является своеобразным договором с ребенком, поэтому ее не получится использоваться с очень маленькими детьми.
  5. Хвалите ребенка. Произносите похвалу отчетливо, но тихо, чтобы ребенок не перевозбудился и не расстроился. Хвалите за попытку, а не за результат. Хвалите за то, что он стремится достичь цели. Для ребенка с аутизмом очень важна ваша оценка его упорства и усилий, а не конечного результата.

    • Если ребенок не понимает устную речь, то вместе с похвалой давайте небольшую награду.
    • Ваша искренность и восхищение правильным поступком мотивирует ребенка чаще поступать правильно.
  6. Используйте сенсорные награды. Обычно их сложнее подать как награду, но для ребенка важно такое вознаграждение, которое правильно стимулирует сенсорную активность. Следите, чтобы он не перевозбудился, иначе ребенок может расстроиться. Примеры:

    • Зрение: иногда детям нравится смотреть на новые книги, фонтанчик, животных (особенно рыбок) или летающие самолетики.
    • Слух: песенка или тихая успокаивающая музыка на простых инструментах вроде пианино.
    • Вкус: суть не в том, чтобы просто поесть. Позвольте ребенку попробовать различные продукты, которые ему нравятся - сладкие фрукты, соленые блюда или другие приятные на вкус продукты.
    • Запах: учите ребенка различать разные запахи вроде эвкалипта, лаванды, апельсина и цветов.
    • Осязание: песок, бассейн с шариками, вода или даже упаковка продуктов (пакет чипсов, пленка с пузырьками), желе или пластилин.
    • Иногда причиной плохого поведения являются внешние факторы стресса, если дети не знают, как совладать с ними (например, ребенок может кричать или плакать, если ему мешает громкая музыка). В таких случаях лучше всего избавиться от причины стресса, поговорить с ребенком о том, как можно решить эту проблему, и воздержаться от наказания.
  7. Стремитесь понять мотивы ребенка. Если ребенок с аутизмом плохо ведет себя, то за подобным поведением почти всегда стоит определенный мотив. Старайтесь понимать такие мотивы, чтобы научиться предотвращать нежелательные поступки и заменить их уместными или допустимыми действиями.

    • Например, если ребенок хочет избежать некой ситуации, он может “баловаться” специально. Он может пытаться привлечь внимание или получить что-то другое. Иногда сложно определить мотив. Для этого потребуется долго и пристально следить за ребенком.
  • Следует понимать, что вышеприведенные советы подходят не для каждого ребенка.
  • Если у ребенка часто происходит сенсорная перегрузка в шумных и людных местах вроде магазинов или торговых центров, то причиной может оказаться нарушение сенсорной интеграции. В такой ситуации может помочь специальная терапия.
  • Не забывайте, что ваш ребенок - человек. Доверяйте интуиции и не относитесь к нему так, как не стали бы относиться к ребенку без аутизма.

Предупреждения

  • Некоторые формы прикладного анализа поведения и другие варианты терапии носят жестокий характер, а многие специалисты могут рекомендовать опасные варианты наказаний. Никогда не используйте воспитательные меры, если по отношению к детям без аутизма они могут считаться жестокостью, манипуляциями или попыткой чрезмерно контролировать ребенка.
  • Не злоупотребляйте системой вознаграждений и наказаний, чтобы не навредить способности ребенка думать за себя и формировать свои предпочтения. Убедитесь, что ребенок вполне может заниматься тем, что ему нравится, без необходимости сначала "заслужить" такое право, а ваши воспитательные меры не контролируют каждый его шаг.
  • Рекомендуется сначала получить направление к психотерапевту, который специализируется в поведении детей с аутизмом, чтобы эффективно использовать описанные в статье методы коррекции поведения.