Рекомендации родителям, воспитывающих застенчивых детей. Почему ребенок стеснительный? Причины, особенности поведения, рекомендации родителям

Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные?
Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.

Кроме того, одно и то же качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях - как недостаток. Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость.

Важно отличить застенчивого ребенка от ребенка, который просто любит уединение и вполне самодостаточен, его не тяготит одиночество, он не будет скучать, если остался один дома, а займется чем-нибудь интересным, ничуть не страдая.

У детей определенный возрастной период связан с развитием застенчивости. Эта застенчивость недолговременна, она не является устойчивой чертой характера и со временем исчезает. Но мы поговорим о той застенчивости, которая уже не является свойством возраста, а которая сформировалась у ребенка под влиянием различных факторов.

Что же представляют собой застенчивые дети?

Они очень робкие, остро ощущают свои недостатки, особенно мнимые, кажущиеся, а свои положительные качества наоборот не замечают и не ценят, например, боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, некрасиво одеты и т.д. Они очень чувствительны к любой критике. Из-за навязчивых опасений у них теряется естественность поведения, появляется скованность, меняется интонация голоса, мимика.

Среди других ребят застенчивые дети часто избегают контакта, потому что считают себя хуже других. Они часто колеблются в принятии решения, не проявляют инициативы, не могут защитить себя. Из-за этого их часто не замечают вообще, поэтому застенчивость часто сопровождается нереализованными возможностями, проявлением неудовлетворенности вследствие "выключенности" из общественной жизни.

Кто виноват?

Некоторые дети изначально предрасположены к застенчивости, у других она может развиться «на ровном месте» под влиянием определенных обстоятельств.

Можно выделить следующие причины ее возникновения.
Биологическая предрасположенность. Некоторые дети от природы более чувствительны к критике и негативным ситуациям в общении. Обычно у таких детей один или оба родителя страдают от болезненной застенчивости или социофобии.

Стрессовые события в жизни. Часто застенчивость развивается вслед за травматичным событием, обычно связанным с публичным унижением ребенка. Также таким событием может быть переезд в другой город, переход в новую школу или же серьезные проблемы в семье, например, развод родителей.

Негативное общение в семье. Часто причина застенчивости ребенка в том, что родители критикуют его по поводу и без повода, стыдят (тем более при посторонних), стараются контролировать все аспекты его жизни. При этом постоянная критика не уравновешивается теплотой и похвалами. Также причиной может быть и отсутствие внимания родителей: когда ребенка в семье просто игнорируют, и все, что от него требуется - «вести себя тихо».

Травля в школе. Негативная, конкурентная атмосфера способствует застенчивости многих детей. Особенно если их выбирают для систематической травли другие дети.Часто ребенка травмируют учителя, когда публично унижают за неудачи, игнорируют или даже поощряют травлю со стороны одноклассников.

Что делать?

Есть много стратегий, которые могут помочь детям преодолеть застенчивость. Желательно пробовать не одну, а сразу несколько, так как невозможно предсказать, что конкретно поможет тому или иному ребенку.

2. Проявите сочувствие к проблемам ребенка. Для того чтобы он начал контролировать свой страх в социальных ситуациях, важно проявить сочувствие. Можно сказать, что вы понимаете, что ему страшно куда-то идти или с кем-то разговаривать, что вы сами иногда чувствуете то же самое. Это позволит ребенку почувствовать принятие, и при этом начать открыто говорить о своих проблемах.

3. Обсудите с ребенком плюсы общения. Ему будет проще справиться с робостью, если он будет понимать, для чего конкретно ему это нужно. Например, поговорите с ребенком о том, что если он «будет сегодня храбрым» и заговорит с детьми на площадке, это может помочь ему найти новых друзей. Расскажите истории из собственной жизни о том, как преодоление застенчивости помогло вам чего-то добиться.

4. Не навешивайте ярлыки. Говорите с детьми о застенчивости, но никогда и не при каких обстоятельствах не называйте их самих «застенчивыми» или «тихонями». Не позволяйте и другим людям называть ребенка «тихим» и «застенчивым». Не объясняйте окружающим, что «она у нас боится чужих» - этим вы фактически говорите ребенку, как ему себя вести.

5. Проиграйте «страшные» ситуации. Ролевые игры - один из лучших способов помочь ребенку преодолеть застенчивость. С маленькими детьми легко можно использовать игрушки, скажем, проиграть вместе историю плюшевого зайца, который боялся заговорить с другими зверятами: пусть ребенок сам придумает, как его персонаж справится с этой проблемой. С детьми постарше можно распределить роли и потренироваться, например, отрепетировать ответ на уроке или собеседование.

6. Ставьте реальные цели. Для улучшения навыков общения ставьте перед застенчивым ребенком конкретные, но реальные цели. Такие как: выступить перед классом с докладом, присоединиться к игре других детей, задать учителю вопрос. Родители могут вести специальный календарь и отмечать звездочкой или смайликом каждый день, когда ребенок выполнил намеченную цель.

7. Запишите ребенка в кружок. Существует теория, согласно которой ребенок после шести лет должен «проживать» одновременно три социальные роли — группы. Например, школа, двор, кружок или секция — в каждой группе он приобретет свой опыт, где-то будет ведущим, где-то ведомым. Поведенческий кругозор ребенка расширится. Следовательно, он приобретет и навыки общения.

8. Награждайте ребенка за общительность. Никогда не стыдите ребенка за застенчивое поведение - эффект будет обратный. Но каждый раз, когда он преодолевает робость, не скупитесь на похвалы и награды. Если вы с ребенком поставили конкретную цель по преодолению застенчивости - определите и награду, которую он получит в этом случае. Если ребенок сделал то, что раньше было для него очень сложным - отметьте это, купите его любимое лакомство или сходите куда-нибудь вместе.

Уделите побольше времени своему ребенку и помогите ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни!

Особенности развития

Застенчивый ребенок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень и ни в чем не перечит. Он управляет собой и не выплескивает эмоции наружу. Он не хулиган, не шалун и не проказник. К тому же в играх - он не нападающая сторона. Обычно вообще избегает игр, боясь, что что-то сделает не так.

      Быть очень деликатным с ребенком и не разочаровываться в нем.

      Все делать так, чтобы ребенок не чувствовал себя незащищенным и зависимым от Вас.

      Гасить тревогу по любому поводу.

      Повысить уровень самооценки.

      Учить, чтобы он уважал себя.

      Хвалить и делать ему комплименты.

      Формировать уверенность в себе.

      Помочь найти ему все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.

      Учить ребенка идти на риск, уметь переносить все поражения.

      Тренировать с ним навыки общения.

      Любыми способами поощрять все игры его со своими сверстниками.

      Помочь найти такого друга, который защищал бы его среди ровесников.

      Не сравнивать его обычный внешний облик с другими, более смазливыми детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалою красоты.

      Не критиковать вслух ум ребенка.

      Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.

      Ребенок должен ощущать, что он неповторим.

      Быть нежным с ним.

      Сочувствовать ему.

      На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает воспитание ребенка.

      Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

      Они часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими сору на других. Часто сами не могут оценить свою агрессивность. Не понимают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство.

      Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети на могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

      1. Нормализовать семейные отношения.

      2. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит все.

      3. Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

      4. Что-то требуя от ребенка, учитывать возможности его, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

      5. Попытаться погасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

      6. Дать понять ему, что он любим, даже если вдруг в семье появился новорожденный.

      7. Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад.

      8. При драчливости ребенка главное - не разъяснить, а предотвратить удар.

      9. Понимать, что и слово может ранить малыша.

      10. Понимать своего ребенка.

      Детская застенчивость является распространенным явлением, через которое проходит почти каждая семья. Наиболее часто родители сталкиваются с проявлением застенчивости у своего малыша в возрасте от 3 до 5 лет. Так, при виде незнакомых людей ребенок может искать защиты у мамы, прячась за ее спиной, краснеть, всячески избегать общения с чужими ему людьми. Однако иногда это распространяется и на бабушек, дедушек ребенка, которых он также пытается избегать.

      Степень проявления стеснительности при этом у каждого малыша разная. Как правило, с возрастом ребенок перерастает этот этап своего развития и перестает смущаться в присутствии других людей, но иногда это явление настолько затягивается, что постепенно входит в его характер. В этих случаях родители начинают переживать о его психологическом здоровье, ведь на фоне других детей их ребенок кажется им белой вороной.

      Специалисты при этом уверяют, что бить тревогу все же не следует. Случаи, когда спустя время застенчивый ребенок не только перестает бояться других детей, но и становится заводилой в их компании, довольно часты. Так, до наступления шестилетнего возраста в психологии считается нормальным, если малышу свойственен страх перед чем-либо. Напротив, странно, если у ребенка нет опасений ни в чем.

      Застенчивый ребенок всегда боится быть инициатором в делах, ему необходима помощь близких ему людей, ведь он опасается, что не справится с заданием самостоятельно. Он не стремится заводить новые знакомства, увлекаться новыми хобби.

      Видео о том, что делать, если в Вашей семье растет застенчивый ребенок:

      Причины детской застенчивости

      Причин, почему возникает детская застенчивость, иногда перерастающая в черту характера, довольно много. В первую очередь ученые утверждают, что это качество может быть унаследовано от родственников. Так, в случае если кто-то из родителей болезненно реагирует на какую-то проблему, то у ребенка может возникнуть биологическая предрасположенность к ней.

      Второй причиной, провоцирующей стеснительность у детей, является стресс. К примеру, в детском саду малышу встречается ребенок, а быть может, и воспитатель, который его невзлюбил. Этот человек унижает ребенка перед одногруппниками, высмеивает его. Эта ситуация откладывается у ребенка в памяти и в дальнейшем он начинает опасаться общения с чужими ему людьми.

      Самой же распространенной причиной застенчивости малышей является отношение к ним их родителей. Зачастую, сами не замечая того, родители постоянно критикуют ребенка, высказывают в его адрес массу упреков и претензий. Либо, напротив, отец и мать просто игнорируют своего малыша, не уделяют ему должного внимания, а на любые его вопросы просят его не мешать и сидеть тихо. Находясь под таким родительским гнетом, ребенок вырастает неуверенным и замкнутым в себе. Однако и чрезмерная родительская опека в дальнейшем грозит такими же последствиями.

      Как помочь застенчивому ребенку

      В случае если робкий характер ребенка мешает ему жить и застенчивость перерастает в проблему, родителям необходимо помочь своему малышу. В первую очередь следует присмотреться к поведению ребенка и осознать, что же явилось причиной подобного поведения. Помимо этого, родители должны осознать, что даже в 2–3 года их ребенок уже является самостоятельной личностью, которую нужно уважать. Малышу следует предоставить самостоятельность там, где это возможно. Если родственники уверены, что данная проблема вытекает не из семейных отношений, то необходимо заострить свое внимание на том учебном заведении, которое посещает ребенок и понять, все ли у него нормально там.

      Крайне важно, чтобы ребенок имел общение со сверстниками. Не стоит стараться оберегать ребенка от всех ситуаций, которые могут произойти с ним в жизни. Необходимо проговаривать с малышом то, как ему нужно будет вести себя в случае опасности. Так, ребенок будет подготовлен к трудностям заранее и паника не сможет сбить его с толку.

      Только родители могут предотвратить проблему застенчивости у своего малыша и только в их силах воспитать уверенного в себе и не боящегося сложных задач человека.

      Такая черта характера, как застенчивость у ребенка, может вызвать умиление у окружающих его взрослых. Но для родителей - это настоящая проблема, поскольку свидетельствует о том, что у их чада занижена самооценка. Причин здесь может быть множество - от генетической предрасположенности до неправильных методов воспитания, применяемых как в семье, так и в детском саду. Малышу необходимо помочь повысить уверенность в себе и своих силах, поступках, действиях. Для этого родителям застенчивого ребенка следует прислушаться к рекомендациям психологов.

      Признаки застенчивости

      Определенная скромность в поведении девочки придает ей очарования. Застенчивому мальчику не присущи такие качества, как наглость и настырность. Эти дети доброжелательны, отзывчивы, готовы помочь окружающим.

      Но чрезмерная стеснительность может стать препятствием в развитии талантов и способностей, мешает полноценному общению. Такие дети могут застесняться попросить помощи, что может привести даже к беде.

      Подобных малышей пугает незнакомая обстановка.

      Признаки детской застенчивости:

      • ребенка трудно разлучать с родителями, в гостях он не отходит от них, прячется, хватает края их одежды;
      • в компании с другими детьми не играет, сторонится их, грустно наблюдает за окружающими;
      • боится выступать на мероприятиях, например, рассказывать стихи, танцевать;
      • мимика напряженная, повышено потоотделение, наблюдается бледность кожных покровов или яркий румянец;
      • пульс - учащенный, голос - тихий, в движениях - осторожность;
      • излишняя требовательность к себе, малыш считает себя хуже остальных как во внешности, так и в поведении;
      • замкнутость, нарушение речи;
      • тяжело вовлекается в общее веселье, пугается публики и незнакомой ситуации;
      • малыш старается быть незаметным для окружающих.

      Чем старше становится ребенок, тем больше неприятностей возникает в связи с его застенчивостью. Черты характера, которые вызывали умиление, с возрастом уже не кажутся таким безобидными. Став взрослыми, таким людям сложно найти работу и «влиться» в коллектив, создавать семьи, воспитывать собственных детей.

      Скованность и робость препятствует карьерному росту. Обязанность взрослых, выявивших у ребенка признаки застенчивости, - помочь ему, научить взаимодействовать с людьми, общаться, задавать вопросы, не стесняться просить помощи.

      Анализ подхода к воспитанию

      Если вы выявили у своего чада вышеописанные признаки, до их исчезновения исключите все ситуации, связанные с выступлением чада на публике.

      Попытайтесь выяснить причину происхождения детской застенчивости, т. к. устранив первоисточник, вы победите и проблему. Подумайте, если ли в вашем роду, среди родственников люди с похожей особенностью, т. к. кроха мог от них унаследовать эту черту характера.

      Определите, кем является по темпераменту ваш наследник. Меланхолики и флегматики сами по себе склонны к застенчивости - они не настроены на общение с окружающими, предпочтение отдают изучению своего внутреннего мира.

      Проанализируйте процесс воспитания детей в вашей семье. Часто родители сами служат причиной застенчивости сына или дочери. Излишняя критика может привести к необратимым последствиям в психике. Когда в семье - неблагоприятный климат, малыш страдает.

      У тревожных родителей, особенно если у них первенец, может развиться гиперопека. Опасаясь за наследника, они, несмотря на рекомендации, не допускают его контакта с посторонними. Налаживайте эмоциональный контакт с ребенком, следите за тем, чтобы он не боялся рассказывать родителям о своих страхах и проблемах. Выслушайте, морально поддержите.

      Избегайте длительной изоляции ребенка от общества - такое случается, когда он длительно болеет либо не посещает детский сад по иным причинам. Не ограничивайте общение со сверстниками. Если не знаете, как правильно поступить, вам поможет консультация детского психолога, который есть в каждом садике.

      Самостоятельно без помощи взрослых малышу не под силу будет победить проблему. Что же делать родителям?

      1. Подбадривайте, обнимайте, хвалите своего малыша как можно чаще. Демонстрируйте любовь и поддержку, показывайте, что вам важен он и все его проблемы. Это придаст ему уверенности.
      2. Спрашивайте его мнение при выборе одежды, посещении развлекательных мероприятий и т. д. Не навязывайте свое мнение. Расскажите, что совершать ошибки - это не так страшно, все могут ошибаться.
      3. Научите ребенка проще относиться к собственным неудачам: не получилось - сделал выводы, и живем дальше. Объясните: то, что возможно исправить - надо исправлять. Социализируйте малыша в процессе сюжетно-ролевой игры - проиграйте с ним ситуации, которые могут возникнуть в детском саду, в гостях, на приеме у врача или в транспорте.
      4. Посещайте игровые комнаты, магазины, развлекательные концерты. Пусть малыш наблюдает, как другие общаются, знакомятся, играют, танцуют.
      5. Приглашайте родственников с детками в гости. Пока взрослые пьют чай, оставляйте малышей поиграть одних. Кроха увереннее себя чувствует в своем доме.
      6. Не акцентируйте внимание ни самого малыша, ни окружающих на том, что у него проблемы, не обсуждайте эти вопросы с посторонними. Ребенок может еще больше закрыться и утратить доверие к родителям и всему миру. Но и не игнорируйте, застенчивость сама по себе не пройдет, перерастет в комплекс, что нанесет существенный ущерб психическому здоровью подрастающего человека.
      7. Не ждите мгновенного эффекта и избавления от застенчивости в считанные дни. На это требуется время. Не критикуйте.

      Помните, на родителях лежит ответственность за маленького человека. Чем раньше вы поможете, тем легче и быстрее малыш оставит в прошлом «период стеснительности».

      Правила общения с застенчивым дошкольником

      Застенчивость у детей 5–7 лет проявляется тем, что они избегают людей, которые могут критиковать их внешность или поведение, ситуаций, привлекающих внимание к их личности. Эта черта характера в будущем может стать препятствием в успешной учебе, проблемам с одноклассниками и учителями.

      Способствует такому состоянию низкая самооценка, самокритичность, повышенные требования к себе, условная любовь родителей (люблю, только если ты хороший), наследственная склонность.

      В идеале у ребят дошкольного возраста должны быть развиты индивидуальность, уверенность в себе и своей внешности. Родители и воспитатели, на собственном примере не научившие детей общительности, являются причиной проявления у них застенчивости. Чтобы этого не произошло, положительная деятельность ребенка должна поощряться и стимулироваться, а неудачи - строго не наказываться.

      У многих дошкольников застенчивость часто вызывают одни и те же факторы.

      1. Взаимодействие с людьми: ранее незнакомыми, противоположного пола, некоторыми родственниками, людьми старшего поколения - теми, кто отличается от них, имеет определенную власть и статус в обществе.
      2. Нахождение в центре внимания группы людей.
      3. Новые и незнакомые ранее обстановки.
      4. Незнание ответов на задаваемые вопросы.

      Застенчивых детей выдает сильное волнение, которое возникает вследствие их принуждения к выполнению каких-либо действий в новой обстановке, критика.

      1. Прививайте чувство уверенности в себе, покажите заинтересованность и участие в его жизни и переживаниях. Уделяйте достаточное время для беседы и игры. Помните, что мама и папа должны прийти к единому мнению в вопросах воспитания ребенка и внутрисемейных отношениях.
      2. Развивайте ребенка как личность, совместно с педагогами выявляйте его способности и таланты.
      3. Проанализируйте атмосферу в доме - не способствует ли она возникновению застенчивости у ребенка. При необходимости измените себя и свое отношения к миру.
      4. Балуйте своих детей в плане тактильного контакта - целуйте, обнимайте, демонстрируйте безусловную любовь в виде нежных прикосновений и поглаживаний.
      5. Начните разговаривать с дошкольником по душам, так вы научите его доверять вам, выражать свои чувства.
      6. В случае недовольства поведением ребенка поясните ему обязательно, что вас расстроил не он сам как личность, а его поступок. Ребенку необходимо знать, что любовь родителей постоянна.
      7. Исключите чрезмерную опеку, дайте возможность самостоятельно принимать решения в разных ситуациях.
      8. Уважайте ребенка и его интересы, не допускайте замечаний или недовольных высказываний в его адрес в присутствии посторонних людей.
      9. Научите доверять людям, но не забывайте про требования личной безопасности.
      10. Эмоциональный мир играет важную роль в формировании личности подрастающего поколения. Застенчивость мешает правильному развитию ребенка, раскрытию талантов, налаживанию социальных связей и взаимодействию со сверстниками. Это ощущение неловкости, стыда, растерянности, препятствующее нормальному общению, часто проявляющееся в незнакомой ситуации.

      Застенчивые дети всегда «тихони», послушны и исполнительны, любят уединяться и со стороны наблюдать за происходящим. Переживания и негативные эмоции у таких детей не находят выхода, что может способствовать возникновению заболеваний.

      Важную роль за формирование и устранение застенчивости имеет семья и отношения внутри нее. Не лишайте ребенка общения со сверстниками. Установите с малышом тактильный контакт, умейте выслушивать его. Посещайте с сыном/дочкой разные культурно-массовые мероприятия. Не сравнивайте малыша ни с кем, создайте все условия для развития их самостоятельности и уверенности.

      Деятельность педагогов и психологов с застенчивыми детьми призвана помочь им почувствовать себя полноправными членами общества, раскрыть их потенциал и преодолеть страх перед незнакомыми людьми. В тандеме с родителями эти специалисты помогут привить ребенку чувство комфорта и спокойствия, гармонии в жизни.

      Застенчивый ребенок

      Преодоление застенчивости у детей .

      Застенчивые дети выглядят удивительно похоже. Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и почти никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы… Они готовы спрятаться куда угодно, хоть сквозь землю провалиться, только бы их не трогали. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что для многих детей застенчивость – лишь маска , за которой скрываются совершенно иные психологические трудности.

      Застенчивый или нет ?

      Поведение некоторых детей внешне напоминает поведение застенчивых , но сами они таковыми не являются.

      Есть дети малообщительные, но не испытывающие при этом дискомфорта. Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих .

      Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей. А подходящих качеств для этого пока не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться от контактов ("Мне это не нужно, неинтересно") .

      У некоторых детей отказ от общения - это средство самоутверждения, стремления показать свою власть над другими. "Хочу - разговариваю, не захочу - не буду!" Понятно, что в таком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт , а избавлять его от высокомерия и капризности.

      Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи , мышления; ему трудно познакомиться, поддерживать разговор и т. п. Помогут специальные занятия , направленные и на развитие речи, и на обучение навыкам общения.

      Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от психосоматических заболеваний.

      Застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.

      Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

      Порой, у таких людей, внешне кажущихся податливыми, не складывается гармоничное супружество, они не удовлетворены своим кругом общения; проявляется это в том, что юноша или девушка не может познакомиться с тем, с кем хочет. Им трудно найти хороших друзей, они тяжело сходятся с людьми.

      Застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью .

      Чем чревата застенчивость ?

      Ограничение контактов с людьми.

      Конформизм - человек «наступает на горло собственной песне» , не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.

      Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".

      Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.

      Энергия растрачивается попусту : вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.

      Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.

      Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Застенчивый человек не в состоянии донести свою значимость. В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость , будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.

      Худший исход - невроз, депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.

      Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему : смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе.

      Существует тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. Типичные проявления неправильного воспитания :

      Неприятие. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут , одет и накормлен, а душой его родители не интересуются . Причины этого явления могут быть разными - ребенок родился не того пола , который был желанен родителям , ребенок - помеха карьере родителей , и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка , либо забитого, робкого и обидчивого.

      Гиперопека. Родители чересчур "правильно" воспитывают ребенка , программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания. И снова получаем два варианта - ребенок , протестующий против такого положения, что выливается в агрессивность, и ребенок покоряющийся - такой становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым .

      Тревожно-мнительный тип воспитания. Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат , опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

      "Кумир" семьи. Ребенку внушают , что он - смысл жизни семьи. В такой семье скорее вырастет нахал, а не застенчивый . В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов - агрессивные или застенчивые .

      Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители .

      Как помочь застенчивому ребенку ?

      Начните с себя. Считаете ли вы себя застенчивым ? Называли вас застенчивым в детстве ? Есть ли какие-либо ситуации, в которых вы чувствуете себя неловко? Что помогает вам чувствовать себя увереннее в групповых мероприятиях?

      Проанализируйте свои родительские ожидания . Соответствуют ли способности и сильные стороны ребенка вашим ожиданиям ? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении? Проверьте :

      Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично?

      Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?

      Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка ?

      Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?

      Отговариваете ребенка испытать что-то новое?

      Заставляете ребенка делать вещи , которые могут быть важными для вас, но не для него?

      Сравниваете поступки и личность ребенка с другими детьми ?

      Не позволяйте никогда и никому называть ребенка застенчивым - ни учителю , ни друзьям, ни родственникам, ни братьям и сестрам, ни незнакомым людям. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны. Например, деликатность, сдержанность, осторожность и т. д. Одна из основных причин застенчивости детей в том , что их называют застенчивыми

      Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком , повторяйте : "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать , посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

      Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз , которыми легко начинать разговор с разными людьми. Например, что он мог бы сказать знакомому взрослому; ребенку , с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

      В ситуации явного отказа от общего разговора или игры не стыдите и не принуждайте. Попробуйте просто описать его чувства в данный момент : "Похоже, что тебе сейчас не хочется играть".

      Будьте рядом, когда вокруг много незнакомых людей. Не заставляйте сына или дочь попадать в неприятные для них ситуации. Но не следует и излишне опекать ребенка .

      Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться , как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

      Поделитесь с ребенком собственным опытом . Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не менее, находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными делами.

      Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. И прежде всего, сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке . Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой.

      Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка . Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие. Тогда ребенок почувствует , что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается , что его высмеют и предадут.

      Оценка родителей чрезвычайно важна для малыша. Она имеет как положительную, так и отрицательную направленность. Отрицательные оценки взрослых формируют у ребенка самонеуважение , эмоциональную неудовлетворенность, недовольство собой, что свойственно детям с комплексом неполноценности, то есть застенчивым .

      Повышение самооценки начинается с похвалы. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи , которые он может решить.

      Изменяйте не ребенка , а его поведение. Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков или высокого уровня тревожности. Обучайте ребенка навыкам общения .

      Внушите ребенку , что он не может обладать только негативными качествами. Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей – 1 ) найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить; 2) научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет : "Да, я слаб в математике, но зато я лучший художник".

      Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.

      Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован .

      Помните : опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.

      Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.