Родитель меланхолик - ребёнок меланхолик. Особенности воспитания. Ребенок меланхолик – особенности развития и воспитания

«Как черные очки, так и меланхолия
гасят краски окружающего мира…»
Жан Кокто

Дети-меланхолики - самые нежные и ранимые из всех четырех типов темперамента. Тихие, спокойные, замкнутые. Часто их путают с флегматиками. В чем же разница? Что таится за их внешним спокойствием? Какие сильные и слабые стороны преобладают в их характере? Как правильно воспитывать таких детей, не нарушив их природу? Об этом в нашей статье.

Как узнать меланхоличного ребенка

В детском коллективе ребенка-меланхолика увидеть нетрудно. Обычно такой малыш очень плаксив, причем причины его слез многим непонятны. Он сторонится больших компаний детей, если и играет, то с одним-двумя ребятами. Движения его медленны, речь неторопливая, голос тихий. Он очень робок, стеснителен. Ему трудно оставить маму и самостоятельно взаимодействовать со сверстниками.

Ребенок-меланхолик послушен и взрослым создает только одну проблему: он несамостоятелен и боязлив. Меланхоличного малыша вы вряд ли оставите под присмотром соседки, если нужно на минутку отлучиться в магазин.

В детском саду такие детки испытывают настоящий стресс и часто так и не привыкают к нему. Оторванные от мамы и дома, они чувствуют себя как на острове среди чужеземцев. Они не решаются сказать, что не будут есть суп, что не могут выполнить задание, что им нужно в туалет и т.д.

Если ребенок-холерик выразит свое недовольство громкой истерикой, то меланхолик будет страдать и изо всех сил сдерживать свои эмоции, а потом не выдержит и разразится горькими слезами. Воспитатели разводят руками, им непонятно, почему при всей их внимательности к ребенку, он замкнут и так раним.

Хотя тот же плачущий в детском саду малыш будет спокоен и счастлив среди детей на детской площадке или в развивающем центре, потому что там сумеет с кем-то подружиться, ведь от близости с мамой будет чувствовать себя уверенным и защищенным

С флегматиком такой малыш похож своей медлительностью и спокойствием. Но если ребенок-флегматик уравновешен и внешне и внутренне, то у меланхолика чаще только маска спокойствия, за которой столько страхов, обид и страданий.

Конечно, есть у меланхоликов и свои сильные стороны. Такие дети склонны все начатое доводить до конца, аккуратны и дисциплинированы. Очень трудолюбивы. Во взрослой жизни они часто становятся профессионалами своего дела, потому что очень скрупулезны, дотошны.

Дети-меланхолики очень верны дружбе, но требуют такого же отношения и к себе. Они ревностно переживают, если их друг начинает общаться с кем-то еще. Они склонны сопереживать друзьям и даже жертвовать собой ради их интересов.

Еще одна отличительная особенность меланхоличных детей. Несмотря на свою неуверенность в себе, они очень самолюбивы и ждут постоянного внимания к своей особе. К примеру, позовут ребята малыша-меланхолика играть на детской площадке, а он через несколько минут возвращается к маме и жалуется: «Мальчики позвали меня, а сами со мной не играют!» Другими словами, такой ребенок безынициативен, его нужно учить взаимодействовать с товарищами.

В учебную деятельность меланхолики включаются медленнее, чем сангвиники и холерики. Им нелегко переключаться с одного вида деятельности на другой. Зато они любят четко следовать инструкциям или алгоритму действий.

Как правило, у таких деток аналитический склад ума. Они - маленькие эстеты, с удовольствием занимаются музыкой и рисованием. Творческие натуры.

Секреты воспитания

Так как дети-меланхолики очень ранимы и не отличаются коммуникабельностью, поддержка родителей им просто необходима. Именно от родителей зависит, смогут ли их детки адаптироваться к сложностям окружающего мира, реализовать себя как личность.

Воспринимаем меланхоличного ребенка как нежный, хрупкий цветок. Ни в коем случае не используем авторитарный стиль воспитания. Чтобы сохранить доверие ребенка, становимся для него старшими друзьями.

Итак, чем же могут помочь родители?

Бороться со страхами

Маленькие меланхолики впечатлительны, они сами придумывают себе страхи. Врожденный пессимизм только усугубляет их тревожность.

Чтобы избавиться от страха перед чем-либо, используем сильную сторону меланхоликов - склонность рассуждать, анализировать. Строим вместе с ним логическую цепочку и выясняем причину страха.

Приведу пример. У моей знакомой пятилетняя дочь боялась ходить на танцевальный кружок. С занятий она возвращалась довольной, танцевать нравилось, но как только наступало время идти на факультатив снова, дочь тревожилась, уговаривала маму остаться дома. После вопросов мамы девочка призналась, что не умеет самостоятельно расстелить или убрать покрывало для упражнений. Состоялся примерно такой диалог: «А что ты чувствуешь, когда нужно расстелить коврик? Ты боишься? Стесняешься? Переживаешь, что все умеют, а ты нет?» Дочь ответила: «Я боюсь, что не успею, а все уже начнут заниматься». Мама: «Почему ты думаешь, что учитель тебя не подождет? Так уже было?» Девочка: «Нет, потому что мне всегда помогала с ковриком Марина, и я успевала». Мама: «Но Марина поможет тебе и на этот раз» Дочь: «А вдруг ее не будет?» Мама: «Можно не ждать Марину, а научиться это делать самой. Давай сейчас и начнем. А учитель тебя все равно подождет, это я точно знаю. Если хочешь, я ее об этом попрошу».

Учить общаться

Так как дети-меланхолики очень застенчивы, с ними нужно репетировать сцены знакомства, беседы со сверстниками на примере мягких игрушек. Научите сына (дочь) нескольким интересным играм, которые он потом сможет предложить сверстникам. Затем, выйдя на детскую площадку, помогите малышу завязать знакомство. Меланхолику недостаточно сказать: «Иди, познакомься с тем мальчиком». Нужно вместе подойти к малышам, выделить среди них самого улыбчивого и контактного и организовать беседу, выявить общие интересы, возможно, пригласить гости.

Развитию коммуникативных навыков способствуют спортивные секции, айкидо, к примеру. Этот вид спорта учит ребят защищаться, а не нападать. Ребята работают группой и парами, их уверенность и общительность растет с каждым занятием.

Чтобы другие дети интересовались вашим тихим и часто грустным малышом, нужно помочь сделать его популярным среди остальных. Это, кстати, не так трудно, потому что во взаимоотношениях дошкольников нет еще той крепкой дружбы, о которой мы думаем. Чаще детскими отношениями двигает интерес, любопытство и даже маленькая корысть.

Если провести опрос «Почему я дружу с…», ответы будут примерно такие:

  • у него много игрушек, которых нет у меня;
  • с ним интересно, потому что он знает много игр;
  • он добрый, помогает мне в…;
  • он меня не обидит;
  • он приглашает меня в гости и на день рождения.

Думаю, ребенку-меланхолику легко соответствовать всем этим пунктам. Правда, большой компании друзей у него не будет, лишь потому, что ему они не нужны. Один общительный друг спасет вашего малыша от робости.

Проявлять самостоятельность

Меланхоличный ребенок не может легко, не задумываясь, как сангвиник, попросить о помощи другого человека. Он испытывает такую нерешительность, какую нам трудно понять. Поэтому, если малыш не умеет что-то делать сам, а вас не окажется рядом в нужный момент, он испытает настоящий стресс. Воспитывайте его самостоятельность как можно раньше: учите его обслуживать себя (одеваться, обуваться, заправлять кровать, складывать вещи и др.), развивайте учебные навыки согласно его возрасту (вырезание, лепка, рисование, письмо и т.д.). Такие малыши очень медлительны, поэтому часто родители уступают соблазну все сделать за сына (дочь) и лишают его независимости.

Хорошо, если ребенок будет чувствовать себя необходимым вам. Просите его о помощи, давайте посильные задания и хвалите в благодарность.

Быть легкомысленными

Меланхолики по природе своей очень консервативные, сжатые в рамках своих правил и принципов. Небольшая порция беспечности и легкомыслия поможет им быть более устойчивыми перед стрессами. Смейтесь вместе над пролитым стаканом сока, гуляйте под дождем без зонта, прыгайте по лужам и совершайте другие чудачества в пределах разумного.

Научить постоять за себя

Дети-меланхолики могут быть объектами нападок со стороны сверстников. Если вы замечаете такие ситуации часто по отношению к вашему ребенку, то нужно их строго пресекать. К сожалению, психика меланхоликов настолько тонкая, что они склонны к суицидам.

А что делать самому ребенку в случае, если его обидели? Психологи рекомендуют обсудить это с самим ребенком, учить его принимать решения самостоятельно, не ждать помощи родителей. Спросите малыша: «Что ты сейчас чувствуешь? Злость? Обиду? Страх?» Ребенок попросит совета, а вы предложите ему несколько вариантов: закричать, убежать, ударить, спокойно сказать свое пожелание, пойти и рассказать воспитателю. Прогнозируйте вместе, что будет, если выбрать тот или иной вариант. Уверенность ребенку придаст понимание того, что он любим вами и не одинок в своей беде.

В дошкольном возрасте можно предлагать ребенку игры, которые учат переживать и бороться с агрессией. К примеру, известные нам бои подушками. Можно в ролевых играх дать малышу сыграть одновременно две роли: злой и доброй игрушки и поинтересоваться, кем ему понравилось быть больше.

Мне кажется, детям с меланхолическим типом темперамента чуть сложнее, чем другим. Но не стоит забывать, что темперамент - это лишь материал, из которого под воздействием семьи, школы, окружающей среды вырастает характер ребенка. При нашей поддержке, своем терпении и упорстве ребенок-меланхолик научится преодолевать слабые черты своего темперамента и станет уверенной самодостаточной личностью.

Кто-то из детей постоянно бегает, кто-то затевает драки, кто-то спокойно складывает пазл, кто-то сидит на руках у родителей… Дети такие разные и такие одинаковые, если их объединить по темпераментам. Расскажем о малышах, девиз которых: «Где найти тихое место?».

Общее впчатление от детей-меланхоликов

Меланхолик – мало общительный ребенок ввиду своей чрезмерной стеснительности. Робость и застенчивость просматриваются с самого рождения. Такой ребенок сидит отдельно от других в песочнице, обязательно заплачет, если у него заберут игрушку. Очень нерешительный. Помните Пьеро из сказки «Буратино»? Это типичный меланхолик!

Действия в необычной обстановке

Малыш с таким темпераментом робеет не только в нестандартной обстановке, он часто не отходит от родителей и в обычных обстоятельствах. Меланхолик вряд ли уйдет далеко, если вокруг много нового.

Предпочтения в играх детей-меланхоликов

Нельзя сказать, что ребенок предпочитает исключительно тихие игры. В кругу родных он может много смеяться и шалить. Но стоит появиться незнакомому человеку – и кроха становится тише воды. Ребенок с таким темпераментом предпочитает игры в уединении.

Способность усваивать новую информацию

Усвоение материала зависит от того, как именно он был преподнесен. Если это сделано в игровой форме, интересно, то ребенок впитает знания как губка. Если информация была преподнесена в шумной обстановке, то, скорее всего, дитя мало что запомнит.

Речь у детей-меланхоликов

Несмотря на внешнюю апатию, ребенок говорит выразительно. В речи нет эмоций и чрезмерной жестикуляции. Все в меру. Единственное, что может несколько смущать взрослых – неуверенность.

Особенности засыпания и пробуждения

Спать такой ребенок будет отлично, но несколько может затянуться процесс укладывания. Однако если малыш решил заснуть, то это происходит быстро. Утро у меланхолика (как ни странно) веселое и доброе, поскольку дитя радуется каждому новому дню.

Отношения «сад/школа – дом» у детей-меланхоликов

Детей с таким характером называют «ангелочками» в детском коллективе. Они неприметны, мало требуют к себе внимания, послушны. Вся скромность и нерешительность улетучивается вмиг, когда меланхолик попадает из детского коллектива домой. Он начинает злиться, требовать, капризничать, нервничать. Причины поведения не связаны с распущенностью либо вседозволенностью. Таким способом малыш показывает свою чувствительность и привязанность. Когда родители оставляют его одного один на один с чужими, кроха может испытывать боль из-за расставания гораздо большую, чем это можно предположить. У него зарождаются негативные эмоции, которые выплеснуть в коллективе он не может, так как там все чужие. А дома – пожалуйста: наступает разрядка.

Лучшая помощь родителей своему чаду – беседы. По пути домой из садика или из школы надо поговорить с ребенком о том, как прошел день, что он чувствовал, насколько комфортно ему было и что встревожило. Если малыш не дает эмоциональную оценку конкретному действию, то это должны сделать родители: ты обиделся, обрадовался, разозлился и прочее. Так меланхолик научится понимать и принимать свои чувства. Дома для него стоит смягчить правила поведения, чтобы он мог избавиться от накопившегося за день напряжения и негатива. Частые похвалы, одобрительные взгляды и объятия с родителями помогут обрести уверенность в себе и эмоциональный покой. Тогда ранимость и обостренная чувствительность станут не отрицательной чертой темерамента, а путем становления великой творческой личности: такой, как композитор Шопен или писатель Гоголь.

Ребенок-меланхолик - послушный и мягкий в общении малыш. Этот ребенок робкий и нерешительный, причем нерешительность - одна из главных черт его характера. Нерешительность присутствует во всех действия и движениях меланхолика. Любая мелочь и, на первый взгляд. пустяк, могут расстроить малыша-меланхолика. И будет большой ошибкой принять эту реакцию за простой каприз. Ребенок чрезвычайно чутко реагирует даже на интонацию голоса. Слезы могут литься вечно, ведь меланхолики боятся всего: и новой обстановки, и новых людей в особенности.

Положительными чертами меланхоликов являются: повышенная чувствительность, сострадание и сердечность, в привычной и знакомой обстановке являются исполнительными работниками. Мягкость и доброжелательность также присуща им.

К отрицательным чертам отнесем излишнюю впечатлительность, застенчивость, замкнутость, пониженную активность, а также в неблагоприятных условиях низкую работоспособность.

Ребенок-меланхолик часто замыкается в себе, привыкание к новой обстановке для него крайне тяжело. Ребенок с типом нервной деятельности меланхолика стремится остаться «за кадром» или «в тени». Для них наказание - трагедия, на отрицательные оценки реагируют крайне болезненно, а на неудачах могут быть подолгу зациклены. Мелочей и пустяков для них не существует.

Любая перемена или изменение привычного образа жизни у малыша-меланхолика вызывает нешуточные опасения. Растерянность и понижение работоспособности характерна для меланхолика в новых и, особенно, конфликтных ситуациях.

Новые знания и навыки даются ребенку-меланхолику тяжело. Из-за недостаточной сосредоточенности он постоянно отвлекается на посторонние занятия и предметы. От любой работы мгновенно устает. Даже за игрой такой ребенок часто утомляется. Движения суетливы и бедны, речь тихая, но при этом выразительная. Малыш плохо засыпает и просыпается, тяжело переходит от одного дела к другому.

1. Главное - не навредить. Это, наверное, главный момент в воспитании меланхолика.

2. Психика ребенка-меланхолика уязвима. Эту особенность стоит учитывать в общении с таким ребенком. Недовольство можно высказать ровным спокойным голосом, не давите и не обзывайте его.

3. Теплые отношения и помощь необходимы ребенку-меланхолику.

4. Часто хвалите ребенка, ему крайне необходима Ваша любовь.

5. За самые маленькие и незначительные успехи поощряйте его.

6. Не упускайте случая показать своему уязвленному ребенку, что Вы очень цените малейшие проявления его заботы.

7. Не стоит делать замечания на людях. Можете этим спровоцировать развитие комплексов.

8. Тактильный контакт в общении с ребенком очень важен. Используйте его.

9. Не перегружайте его. В домашней работе делайте паузы. Помните, даже игры утомляют малыша.

10. Стресс постоянный спутник ребенка-меланхолика. Поэтому постарайтесь избегать соревновательных ситуаций.

11. Нацеливайте ребенка на посильные ему занятия и помогайте достичь в них успеха.

12. В общении с ребенком избегайте приказного тона.

13. Развивайте в ребенке самостоятельность. И при проявлении этой черты поощряйте его.

14. Развивайте в ребенке инициативность и общительность.

15. Страшные фильмы, книги и истории категорически противопоказаны.

16. Помогайте избавляться от страхов.

Помните, что Ваша задача не переделать темперамент, а помочь ему гармонично развиваться.

Это самый «удобный» на свете ребёнок - особенно для занятых родителей. Тихий, задумчивый, старательный и на редкость творческий малыш не станет устраивать шумных истерик и всячески проказничать. Ребёнок с таким типом темперамента как никто другой нуждается в понимании взрослыми его особенностей – в частности, ранимости, впечатлительности и потребности в эмоциональной поддержке.

Типичный меланхолик

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств, сочувствие ко всему живому. Он склонен к самоанализу и постоянно не уверен в себе. Пожалуй, даже в хорошем смысле. Ему уже в раннем детстве понятен и близок смысл крылатой фразы «я знаю, что ничего не знаю».

В детстве меланхолик ведёт себя, как «маленький взрослый» - очень рассудителен, любит находить всему объяснение. Кроме того, он очень чувствителен к совершённым ошибкам, поэтому в школе часто имеет хорошую успеваемость, а в дальнейшем на работе нередко имеет репутацию «передовика».

Малыш-меланхолик обычно предпочитает уединение и ведёт малоподвижный образ жизни. Но его замкнутость вовсе не указывает на душевную чёрствость. Обычно он выбирает среди близких кого-то одного, с кем полностью откровенен, мягок и добр, делится всеми своими переживаниями. Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит ещё больше замкнуться в себе.

Такой ребёнок чаще всего чувствует себя «белой вороной» в коллективе и страдает от этого, несмотря на то, что не испытывает большой потребности в общении. Часто стеснительному меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Разговаривает он негромко, редко спорит, не умеет постоять за себя, часто подчиняются мнению более сильных людей (по крайней мере делают вид, что согласны).

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке, насторожено относятся ко всему новому, с большим трудом принимают важные решения (поскольку в их понимании вообще нет правильных и неправильных решений, есть только множество возможностей с далеко идущими непредсказуемыми последствиями). Люди с таким типом темперамента быстро устают и опускают руки при возникновении трудностей. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия.

Все вышеперечисленное ни в коем случае не делает меланхоликов «неудачниками». Такие дети очень хорошо проявляют себя в творчестве (в дальнейшем это может быть и профессия) – изобразительная или музыкальная деятельность, литература, фотография, дизайн и так далее. Многие из них сильны в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости (например, психоанализ).

Как его правильно воспитывать?

Ребёнок-меланхолик на самом деле очень доверчивый, открытый и добрый. Но таким маленький человек может быть лишь с тем, кого он сильно любит и чувствует себя защищённым. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте свой интерес к его суждениям.

Ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите ребёнка за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на полученный опыт, а не на оценку деятельности. Просите продемонстрировать вам его новые умения, даже если пока что они далеки от совершенства, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с любой задачей.

Если ваш тихий и послушный малыш в чём-то провинился, повел себя неправильно, спокойно сделайте ему замечание. Следите за своей речью и эмоциями, ибо ваш чрезмерно чувствительный малыш их обязательно заметит, примет на свой счёт и в лучшем случае запомнит обиду на долгие годы, а в худшем – может задепрессовать или даже заболеть... Просто поговорите с малышом о том, что произошло, и объясните, почему так не надо было делать. Поверьте, он запомнит это.

Если у вашего малыша в придачу ко всему слабая нервная система, то действуйте в общении с ним всегда осторожно: ласково разговаривайте с ним, предлагайте выходы из различных ситуаций, если он не в силах принять решение самостоятельно. Со временем, избавившись от излишней неуверенности и тревожности, ребёнок научится мыслить и действовать таким образом уже без вашей помощи.

Не бойтесь перехвалить свое чадо - делайте это искренне и как можно чаще: меланхолику очень важно ещё в детстве сформировать позитивную самооценку, поскольку с возрастом сделать это будет всё сложнее. Убедите ребёнка, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом – «людям свойственно ошибаться».

К новому ребёнка-меланхолика нужно подготавливать постепенно, иначе он испытает стресс. Например, если скоро он пойдет в детский сад, можно несколько раз сходить туда с малышом, погулять сначала возле садика, рассказывая, что скоро он будет тут играть с другими детьми и т.д. И так во многом, ведь боязнь новизны свойственна меланхолику от природы и может долго сопровождать его. Задача родителей - помочь ему поверить в свои силы, научить делать шаг навстречу новому.

Такие дети очень нуждаются в окружении, поэтому общение со сверстниками им необходимо, как воздух. Хотя маленький меланхолик с трудом включается в коллективные игры, ему можно помочь преодолеть себя – и тогда он с большим удовольствием веселится вместе со всеми. Научите ребёнка знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Самое важное – никогда не ругайте его за стеснительность.

Учите маленького меланхолика находить выход из конфликтных ситуаций и отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него. Чтобы немного раскрепостить ребёнка и сделать его уверенней, осваивайте вместе активные виды спорта. Не важно, что это будет - скакалка, мяч или велосипед, но ведь надо же с чего-то начинать! Именно вам предстоит заинтересовать и увлечь малыша спортом, ведь как известно, в здоровом теле – здоровый дух!

Ваш ребенок мечтательный и слегка медлительный? Просто замечательно, ведь ребенок-меланхолик подарит вам бесценные минуты изучения его богатого внутреннего мира, но в то же время будет требовать от вас полной отдачи и безграничной любви.

Богатый внутренний мир ребенка-меланхолика, его глубокие и устойчивые чувства просто поразительны. Такой ребенок очень рассудителен, пытается всему найти разумное объяснение, любит посидеть с собой наедине. Меланхолический характер ребенка будет требовать от вас терпения и понимания. В своем окружении ребенок-меланхолик выберет для общения одного человека, которому будет доверять и открывать свои тайны. Конечно, он не может быстро ориентироваться в ситуации, как дети холерики или сангвиники, он часто неуверен в своих силах и часто не способен постоять за себя, к тому же таким детям очень сложно дается выбор. У них тихая и медленная речь, они часто испытывают дефицит общения и страдают от этого, но не умеют обратить на себя внимание

Проблемы детей-меланхоликов

К сожалении, в связи с такими личными качествами дети-меланхолики не умеют правильно реагировать на замечания, даже самая безобидная фраза может спровоцировать отказ или же поток слез. Ребенок также может закрыться в себе и в дальнейшем отвечать, что он ничего не умеет и пусть его оставят в покое.

Меланхоличный ребенок может жаловаться на невоспитанных и грубых детей в детском саду или на придирчивых учителей в школе. Каждое задание вызывает в нем сомнения в том, что он справиться. Ребенок с трудом находит себе друзей, так как ко всему относится с опаской и с подозрением, что его хотят обидеть.


Ребенка-меланхолика необходимо постоянно поддерживать, одобрять, хвалить. Даже если у ребенка что-то не получается, все равно хвалите его, чтобы он ощущал вашу веру в него.

Чтобы ребенок-меланхолик научился быть уверенным, привлекайте его только к таким делам, с которыми он однозначно сумеет справиться и к тому же результаты его деятельности смогут положительно оценить другие люди. Постепенно усложняйте задания, когда видите, что он уже сумеет с ними справиться. Если у вашего ребенка есть талант к рисованию, попросите учительницу не только почаще хвалить ребенка, но и показывать его работы другим детям.

Дайте понять своему ребенку, что все люди могут ошибаться, чтобы он знал, что даже если у него что-то не получилось, никакой проблемы нет, такое может случиться с каждым человекам. Малыш должен научиться доверять вам свои тайны, чаяния и надежны, он должен знать, что с вами он может обсудить все свои проблемы.

Знайте, что если ребенок-меланхолик комфортно чувствует себя, он может открыться как неплохой изобретатель, а также как талантливый художник или поэт, помогите ему раскрыться, дайте ему столько любви, сколько нужно ребенку с меланхоличным характером.