Роль прапорщиков и мичманов в патриотическом воспитании военнослужащих вооруженных сил российской федерации. Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Что такое патриотизм?

Патриотизм (от греческого patris - родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.

Что ж, и смертной тревогой опутан,

Не мечтая о лучшей судьбе.

Я до самой последней минуты,

Буду верен, Отчизна, тебе.

Из блокнота, найденного в фашистском концлагере Заксенхаузен.

Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.

военнослужащий российский исторический патриотизм

И ты, великодушная на диво,

казни меня забвеньем, коль солгу.

И без меня ты можешь быть счастливой -

я без тебя, Россия, не могу.

С. Викулов

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, - отмечается в Законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  • - быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  • - строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • - дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • - совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • - быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • - соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, - это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все - и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978-1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995-1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за других своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!



На фото: командующий войсками Западного военного округа (ЗВО) генерал-полковник Андрей Картаполов (справа)

Светлана Гомзикова

Материал комментируют:

Андрей Манойло, Сергей Ищенко

В Минобороны РФ создана принципиально новая структура — Военно-политическое управление Вооруженных сил России. Его возглавил бывший командующий войсками в Сирии и экс-командующий Западным военным округом генерал Андрей Картаполов . Соответствующие указы подписал президент Владимир Путин .

Новое управление, как объявлено, будет заниматься вопросами военной политики, идеологии и патриотического воспитания солдат и офицеров. Что фактически означает возрождение института, который был с грохотом упразднен в нашей стране после прихода к власти «демократов» во главе с Ельциным в начале 90-х. Тогда этот шаг объяснили стремлением сделать так, чтобы армия оказалась вне политики. В Вооруженных силах все, где хотя бы упоминалось слово «политика», искореняли прямо-таки с кровью. Как теперь выясняется — ненадолго.

Но почему же назрела необходимость вернуться к тому, что когда-то сами же и развалили?

Как считает председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев , созданная в Минобороны структура поможет дать отпор попыткам Запада дискредитировать Россию и ее армию, станет важным звеном обеспечения национальной безопасности страны.

По его словам, сейчас уровень патриотизма среди военных очень высок, хотя с момента распада СССР в армии не было структуры, которая вплотную бы занималась патриотической работой среди военнослужащих. Но жизнь и геополитика, как отметил Бондарев, «бросает России новые вызовы, к которым она должна быть готова, и уже сегодня необходимо формировать системный подход к вопросам нравственности, идеологии, а также к патриотическому воспитанию». Поэтому решение о создании Военно-политического управления сенатор считает правильным и своевременным.

Генерал-полковник Леонид Ивашов , бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны, назвал решение о возрождении политуправления в Вооруженных силах осознанной необходимостью. Правда, функции новой структуры, как он считает, будут серьезно отличаться от тех, которые были предписаны Главному политуправлению (ГлавПУРу) времен СССР. Поскольку теперь стоит задача готовить военнослужащих к гибридным войнам.

То есть, комиссары в армии все-таки нужны. Правда, почти три десятка лет потребовалось на то, чтобы стало понятно: солдат вообще без идеологии — не воин.

— Одним из первых действий новых властей, пришедших к власти в 1991 году под руководством Ельцина, был разгон Главного военно-политического управления Советской армии и Военно-Морского флота, — вспоминает капитан 1 ранга в отставке, военный обозреватель «СП» Сергей Ищенко . — Тогда это делалось «под флагом» тотальной деидеологизации армии. Нужно было, говорили нам, искоренить не только коммунистическую, но и любую идеологию в войсках. Армия должна была стать деполитизированой, утверждали тогда пришедшие к власти.

Это был фетиш. Убрали из армии всех замполитов, заменив их помощниками командиров по работе с личным составом, с невнятными функциями и полномочиями. Почти сразу выяснилось, что в головах военных возник опасный вакуум.

Можно относиться к этому скептически, можно — как угодно. Но если раньше на солдата или матроса происходило все-таки какое-то постоянное идеологическое воздействие, в том числе — и методом политических занятий, а на офицерский состав - в ходе марксистско-ленинской подготовки, то это было в одночасье разрушено. Взамен придумали некую гуманитарную подготовку. Что это — не знали и сами инициаторы.

Тогда идеологи реформы во главе с генералом Волкогоновым нам стали говорить, что на место замполитов пришлют священослужителей и в войсках наступит счастье. Попытка такая была сделана, но ни к чему внятному тоже не привела. Потому что в многоконфессиональной стране армия тоже многоконфессиональная. А в нашем случае — во многом еще и атеистически настроенная.

На на месте бывших ленинских комнат трудно сделать одновременно и мечеть, и православную церковь, и буддийский храм. Это просто невозможно. Поэтому толком ничего в этом смысле не получалось. И не получается.

Отсюда проблемы с воспитанием личного состава, В том числе все-таки, как ни говори, — с идеологическим воспитанием. Потому что любовь к Родине — тоже идеология.

«СП»: — В этом смысле поколение, выросшее в 90-е годы, фактически потерянное.

— Я такой статистикой не владею. Но и тех, кто сегодня приходит в армию, тоже приходится образовывать. И рассказывать, что они обязаны здесь, на службе, случись чего, даже умереть. Пояснять, за что тогда умирать. Не за деньги же.

Поэтому в конце концов вернулись туда, откуда в 1991 году пытались бежать. Начали фактически возрождаться новые «ГлавПУРы». Правда, те, кто эти организационно-штатные мероприятия проводил, как огня боялись слова «политика» в названиях. Вот что угодно было — Главное управление воспитательной работы, Главное управление по работе с личным составом. Но только чтобы не политика.

И вот сейчас, по сути дела, произошло что? Стало понятно, что четверть века борьбы, так сказать, с политикой в войсках ни к чему не приводили. Поэтому возрождено именно Военно-политическое управление Российской армии.

«СП»: — А то, что генерал Картаполов, его возглавивший, не политработник — это имеет какое-то значение?

— Картаполов — боевой генерал, командовал Западным военным округом и нашей группировкой в Сирии. Но практика ставить во главе воспитательных структур командиров, кстати говоря, была и раньше. И Главное управление по работе с личным составом, и Главное управление воспитательной работы возглавляли именно командиры. Потому что замполитов или офицеров-воспитателей у нас уже давно толком не готовят.

В то время, когда я служил в ГУВР, этим управлением руководил генерал Богданов, бывший командарм. Но, как бывший командарм, он был совершенно далек от воспитательной работы, совершенно не понимал, зачем сюда пришел? И занимался своими служебными обязанностями постольку-поскольку. Это было далеко от его служебного опыта, от накопленных умений.

Я думаю, что скоро придется возрождать и сеть специализированных военных училищ. Или факультеты при командных училищах, которые бы готовили кадры офицеров-воспитателей. То есть, надо начинать с кадров.

По мнению доктора политических наук, профессора МГУ Андрея Манойло , в современном мире с его информационными войнами перо приравнено к пулемету. И идеология является таким же оружием, как автоматы, самолеты, танки, ракеты:

— Понимаете, поскольку даже самой продвинутой техникой управляют люди, то даже оснащенная великолепно технически и материально армия может рассыпаться в одну секунду, если у солдат и офицеров нет идейного стержня. И современные войны это показывают.

Таким примером является очень хорошая, состоявшая из наемников, армия, которая была у Каддафи. Когда Запад развязал войну против Ливии, наемники решили, что умирать за интересы ливийского народа им совершенно неинтересно. И просто отошли в сторону. В частности, на комплексах ПВО у Каддафи сидели пакистанцы. Они вообще не сделали ни одного залпа по натовским самолетам.

«СП»: — То есть, появление новой структуры в Минобороны абсолютно оправдано?

— Раз она появилось, значит, необходимость есть. Вопрос, какая именно необходимость? Когда в свое время комиссары появились в Красной армии, совершенно было понятно, почему они нужны. Потому что командовали подразделениями очень часто не коммунисты, а военспецы из бывших офицеров царской армии. Им новая власть не доверяла. К этим людям обязательно надо было приставить кого-то проверенного, кто бы за командиром следил и идеологически направлял. Поэтому появился этот институт.

Сейчас идеология рассматривается как элемент консолидации и сплочения. Нужна сплоченная, консолидированная армия. Для сплочения требуются общие ценности, идеалы. И своя идеология, которая бы армию сплачивала.

Вот у Красной армии были совершенно понятные ценности, совершенно понятная идеология. У Советской армии такие ценности, такая идеология тоже были. А у Российской армии в девяностые — на пике ее развала — ценностей не было. Там были только задачи выживания.

Сейчас, видимо, снова есть необходимость в сплоченной армии. И есть понимание, что идеология является одним из мощнейших инструментов, позволяющих армию сплотить и настроить против врагов, которые у нас вокруг в большом количестве.

Поэтому и вводятся как раз специалисты по идеологической работе с личным составом.

«СП»: — Кто будет формулировать политику и идеологию ВПУ?

— Я бы поставил вопрос иначе: где та идеология, которую будут использовать в армии? Идеология всегда является отражением национальной идеи. Для государства совокупность идеалов и ценностей представляет собой национальную идею. У нас национальная идея не сформулирована. Часто говорят о патриотизме, как о такой идее. Но патриотизм не может быть национальной идеей.

Очень долгое время была формула, что армия вне политики.

«СП»: — Насколько я знаю, в законе «О статусе военнослужащего» до сих пор военным не разрешено участвовать в работе объединений, имеющих политические цели…

— Да. Но когда речь идет об идеологии, это означает, что армия будет обязательно политизироваться в ту или иную сторону. Обязательно, как была политизирована и Красная армия. Вероятно, поменяются способы продвижения и внедрения этих идей. Для чего, собственно, новая структура и создается.

Роль прапорщиков и мичманов в патриотическом воспитании военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Многовековая история России для многих поколений российских граждан является неиссякаемым источником зарождения патриотических чувств, которые играют огромную роль в воспитании духовно-нравственных ценностей защитников Отечества.

История возникновения и развития патриотизма в России

На Руси упоминание о патриотизме как явлении общественной жизни встречается еще в военно-исторических документах и летописях IX - XII веков. Эта эпоха связана с зарождением государственности, поэтому патриотизм носил тогда своеобразный, ПОДЦАНИЧЕСКИЙ характер - с принятием православия выражался в верности святой православной Руси.

Яркое представление о патриотизме как источнике служения общенациональным интересам русского народа дает литературное произведение «Слово о полку Игореве». В нем все это было отражено в виде союзных отношений всех русских князей. Таким образом, уже в древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, человечества и его истории, сочетавшееся с высоким патриотическим чувством.

Благодаря православной вере и патриотизму были одержаны многие победы русского оружия. Именно православный патриотизм и национальное единство во многом обусловили победу русских воинов на Куликовом поле в 1380 году. На борьбу с Мамаем князя Дмитрия Донского благословил преподобный Сергий Радонежский. Рязанский князь Олег, который должен был идти против Дмитрия Донского, узнав о благословении Сергия Радонежского, отказался от планов воевать против московских полков.

Другой пример. Суворов учил русских воинов: «Чудо-богатыри! Покой, опора, слава Отечества! С нами Бог! Молись Богу - от Него победа... Всякое дело начать благословением Божиим. До издыхания будь верен Государю и Отечеству... Дух укрепляй в вере отеческой, Православной. Безверное войско учить -что перегорелое железо точить. Что дерево без корня, то почитание ко власти земной без почитания ко власти Божией. Воздай честь небу, а потом земле».

Другие исторические события в жизни русского народа свидетельствуют, что идея зашиты Отечества стала несокрушимой морально-нравственной силой. Национально-государственное объединение народа на патриотической основе способствовало могуществу России, укреплению православной патриотической идеи и соединению ее с государственностью.

В период деятельности Петра I и его последователей выше всех ценностей и добродетелей был патриотизм ДЕРЖАВНЫЙ (государственный). Этот этап существования Российской империи как самодержавно-монархического государства характеризовался господством триединой идеи: «Православие. Самодержавие. Народность». Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью, о них говорилось в «Табели о рангах», они являлись непременным условием получения чинов, наград, званий. В начале XVII века государственный патриотизм закрепляется законодательно в «Уставе ратных и пушечных дел», приобретая военно-профессиональное значение и став нормой поведения воинов.

С середины XVIII века начали создаваться педагогические основы патриотического воспитания воинов, разрабатывалась система патриотического просвещения. В частности, «Инструкция пехотного полка полковнику» требовала от командиров проводить патриотическое воспитание воинов посредством регулярного разъяснения и чтения им уставов, артикулов, приказов. Непреложным правилом было, что каждый офицер является носителем высоких патриотических чувств. В беседах с подчиненными офицеры всегда пропагандировали славу и могущество народов России, ее великодержавные символы.

Это, безусловно, способствовало проявлению российскими воинами чудес мужества и героизма при защите своего Отечества. Яркий пример этому- Отечественная война 1812 года, в ходе которой на защиту Родины встало не только российское воинство, но и гражданское население.

Накануне Бородинской битвы, в 1812 году, воины молились перед чудотворной иконой Смоленской Божией Матери. В честь победы в Отечественной войне в Москве сооружен храм Христа Спасителя. «Чем тяжелее русскому народу предстоял подвиг, - писал профессор Царевский А.А., - чем грозней была опасность, тем крепче обыкновенного брался он за спасительный стяг своей веры. Готовясь к бою, войско русских молилось, постилось, нередко приобщаясь Святых Тайн Христовых. Его сопровождали наиболее чтимые святые иконы... А когда Господу угодно было благословить воинство русское победою, то все, от военачальника до последнего воина, успех свой обыкновенно, приписывали милости Божьей, заступлению Пречистой Богоматери и святых угодников...Так, русский император Александр на медалях в память Отечественной войны 1812 года повелел выбить знаменательные слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему». Удивляющий мир весь своею физической выносливостью, воин русский силен и непобедим главным образом силою духовную... Русский солдат воистину сил
ен и грозен тем, что всегда он был и есть прежде всего христолюбивый воин».

В качестве следующей формы патриотизма следует назвать ГРАЖДАНСТВЕННЫЙ патриотизм (либерально-государственный), который стал утверждаться в конце XIX - начале XX веков в России. Ему были присущи такие черты: свободолюбие и отрицание всех форм социального угнетения;, гражданственность, сочетавшаяся с идеей «евразийства» и «геополитичности»; духовно-нравствен пая возвышенность, интеллектуализм и военно-практическая направленность; неразрывная связь патриотизма с православием, существующей государственностью и народностью (лозунг «За Веру, Царя и Отечество!»); историческая преемственность; любовь к Родине и нетерпимость к социальному эгоизму, национальной исключительности.

Эти идеи получили свое теоретическое обоснование в принципе «общего блага», направленного на консолидацию людей. Сторонники идеи патриотизма говорили, что интерес нации есть высший интерес для истинного «сына Отечества», а любовь к Родине, национальная гордость - первейшая добродетель настоящего гражданина.

Русские просветители подчеркивали, что социальный эгоизм несовместим с патриотизмом. Мотивы единства, сплоченности народов на основе патриотизма находят свое выражение в трудах многих русских прогрессивных мыслителей и общественно-политических деятелей.

Русские революционеры-демократы утверждали, что патриотизм имеет социальные корни, является чувством, выражающим интересы народа. В своей патриотической деятельности человек должен опираться на идею передового общественного устройства, способствовать своей деятельностью установлению этого строя.

Идее российского досоветского патриотизма были присущи как положительные, так и отрицательные моменты. При всей силе патриотизма русских людей, их стремлении к защите Отечества официальная российская пропаганда отождествляла Родину с образом царя-самодержца, призывая народ и армию верно служить и сражаться за него.

Основными особенностями СОВЕТСКОГО патриотизма были: преданность трудящихся социалистическому Отечеству, его общественному и политическому строю; сохранение лучших патриотических традиций прошлого; неразрывная связь с интернационализмом; общенародность; сознательный характер, ясность понятий людей о гражданском долге; активность и действенность. Суть всего этого выражалась в лозунгах: «За социалистическое Отечество! За победу коммунизма! За советскую власть!».

В качестве объекта патриотизма в советский период отечественной истории выступало понятие «Отечество». Под Отечеством понимался не только родной край - «страна отцов», не только нация (народность) с ее языком, общностью территории, экономической и культурной жизни, а в основе своей - экономический и политический строй, характер взаимоотношений классов. При этом Отечество представлялось как общественная, строго историческая величина, меняющая свой облик, свое содержание не только с изменением классовой структуры общества в целом, но и в пределах одного и того же общественного строя в зависимости от ступени развития, на которой оно находится. А также в зависимости от положения данной страны по отношению к другим (угнетающая или угнетенная), а в периоды войн также и в зависимости от характера войны, которую ведет данная страна.

Советскому патриотизму был присущ классовый характер. Представители марксизма утверждали, что в антагонистическом обществе нет места патриотическим чувствам у трудящихся, ибо оно является машиной их угнетения. Патриотические чувства трудящихся проявляются лишь в момент их борьбы за свержение власти эксплуататоров, за демократизацию существующего политического строя, за национальную и политическую независимость страны.

Теоретическое обоснование классового характера патриотизма и Отечества привело к тому, что Отечеством трудящихся стало считаться только социалистическое Отечество, а настоящим патриотом тот, кто служит этому Отечеству и защищает его. Стоящие на позициях общенародного, внеклассового Отечества были отнесены к социально чуждым элементам, врагам.

Марксистско-ленинская трактовка патриотизма заключается еще и в преувеличении роли интернационального характера социалистического патриотизма, в его неразрывной связи с интернационализмом.

На практике получалось, что в послеоктябрьский период произошло переподчинение отечественных интересов задаче международной пролетарской солидарности, а русских и российских интересов - задаче интернационализации общественных отношений внутри многонациональной страны.

В современных условиях понятие патриотизма сводится к НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОМУ патриотизму и понимается как проявление чувства гордости за свою страну при активном участии ее граждан в укреплении государственности. Исходя из этого, государственный патриотизм содержит в себе идеи державности, гражданственности, целостности и суверенности территории Российского государства, ответственности перед Отечеством, неприязни к национализму, гордости за принадлежность к России.

При этом основными направлениями духовно-патриотического воспитания военнослужащих являются: формирование гражданственности, верности Конституции Российской Федерации; восстановление национальной чести и достоинства, гордости за наше Отечество; создание стройной системы историко-патриотического воспитания.

Воспитание военнослужащих на примере защиты Отечества

Исторические и географические условия нашей страны вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения к военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил своих сил, самой жизни, защищая родную землю.

Это воспитывало у русских воинов следующие качества: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручку и презрение к смерти в критические моменты боя.

А положили начало возникновению этих славных традиций славянские племена, с оружием в руках отстаивавшие свою свободу и независимость. «Племена славян и антов, - писал древнегреческий историк Маврикий Стратег, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению... Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище».

Эти качества были характерны и для воинов древнерусского войска - княжеских дружин. Дружинники отличались хорошей организованностью, дисциплиной, мужеством и храбростью, проявлением высокого патриотизма. Стоять насмерть за брата и отца, за Отечество - являлось неписаным правилом для них. Обязательным считались и соблюдение присяги, верность князю, его знамени. В Древней Руси стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до конца.

Несгибаемую силу русского народа, его непреодолимое стремление к свободе и независимости продемонстрировали победы русского оружия над многочисленными кочевниками, рыцарями-крестоносцами, монголо-татарскими ордами.

Таким образом, воинские традиции Древней Руси лежат в основе военной доблести Великой России. Их стержнем был патриотизм, зиждящийся на духовно-нравственной основе любви к своей Родине.

Смутным временем назвали русские люди период конца XVI -начала XVII вв. Перед Российским государством встал вопрос - быть ли русскому народу свободным или попасть под иноземное владычество. На борьбу с захватчиками поднялись все. Во главе земского ополчения стали избранные народом и облеченные его доверием Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Преимущество ополченцев было в высоком воинском духе ратных людей. Они сражались за родную землю, за освобождение Российского государства, своей столицы.

Могущество, достигнутое Россией к концу XVIII века, не было щедрым даром провидения. Полководцы и флотоводцы, солдаты и матросы, одерживая победы над врагами Отечества, укрепляли тем самым государство, служа прогрессивному общенародному делу. Такова диалектика исторического развития.

Создатель регулярной армии и флота Петр I большое внимание уделял формированию у воинов патриотических и профессиональных качеств. Заложенные им традиции углублялись и расширялись верными учениками и соратниками царя. В эпоху Петра Великого патриотическая идея обрела правовую основу. В присяге, созданной в 1716 году, было сказано: «...Обращаюсь всемогущим Богом служить всепресветлейшему нашему царю и государю верно и послушно... Его царского величества государства и земель его врагов, телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и прочих воинских случаях какого оные звания ни есть, храброе и сильное чинить сопротивление, и всяким образом оных побеждать потщусь...». Присяге были верны как воины Петра Великого, так и последующие поколения защитников нашего Отечества.

Нельзя говорить о патриотизме нашего Отечества, называя его просто «русский». С древних времен национальный состав Русской армии был разнообразным. И что же делало эту разноплеменную и разноязыкую массу сплоченной? Двух мнений быть не может - истоки силы многонациональной Русской армии следует искать в политике, которую проводило государство для ее укрепления. Выше расовых взглядов, течений и верований наши предки ставили понятие «Родина». К примеру, в России издревле жило много немцев, и они охотно шли на военную службу, считая делом своей чести участвовать в защите земли, на которой они живут.

Блестящие победы на суше и на море прочно укрепили военный и международный авторитет России. Западные армии четко уяснили: встреча в бою с русскими гренадерами не предвещает ничего хорошего. Испытала это на себе и армия Наполеона. Легендарный подвиг героев Бородина явился для последующих поколений русских людей вдохновляющим примером патриотического выполнения долга перед Родиной. В Отечественной войне 1812 года прославились имена российских немцев: генерала Карла Клодта, морского офицера, позже ставшего адмиралом, Теодора Литке, одного из организаторов и руководителей партизанского движения против французов, Александра Фигнера и других.

Яркие примеры мужества и героизма русских войск, образцы стойкости и патриотизма продемонстрировала Крымская война 1853 - 1856 гг. Подвиги, совершенные россиянами в Синопском сражении и при обороне Севастополя, - навсегда в памяти благодарных потомков. Русские немцы добровольно участвовали и в русско-персидской, русско-турецкой, Крымской войнах. Наша память хранит и легендарную эпопею обороны Порт-Артура. Русские солдаты и матросы предпочитали смерть в бою сдаче в плен.

Остаются чтимы нашим народом герои Первой мировой войны. Стойкость и героизм русских солдат были не менее достойны подражания, чем подвиги их предков. Так, 18 августа 1914 года во время отхода 13-го корпуса генерала Клюева колонна Невского пехотного полка, увлекаемая командиром полка Первушиным, ринулась в штыки на 17-й немецкий корпус Макензена, вставший у них на пути. Вся колонна погибла в штыковой атаке, повторив подвиг Ипатия Коловрата и его дружины.

Во время Первой мировой войны, учитывая неэтичность служения солдат-немцев на русско-германском фронте, командование армии направляло их на Кавказ, в район боевых действий с турками. Так, российские немцы активно участвовали в штурме мощной турецкой крепости Эрзурум. При осаде ее, по некоторым данным, сложили головы около пятидесяти тысяч немецких колонистов, которые показали образцы героизма, верности своей Отчизне и воинскому долгу. Так же поступали и другие нации и народы, населявшие огромные просторы Российской империи.

Традиции героического прошлого нашего народа стали символом несгибаемого боевого духа в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Эти национальные традиции объединили все общество. Только в Москве за первые три дня войны поступило более 70 тыс. заявлений с просьбой направить на фронт.

Трудно выделить кого-либо, когда вся страна в едином патриотическом порыве встала на защиту своей независимости. Героизм в годы войны был массовым. Целые воинские части, роты и батальоны покрывали себя неувядаемой славой.

Победа в Великой Отечественной войне стала возможна лишь благодаря монолитности нашего многонационального государства. Человечество не знает другого такого примера, когда бы война столь тесно сплотила все нации и народы. В борьбе с врагом представитель каждой нации считал прежде всего себя патриотом и гражданином страны, а затем уже русским, украинцем, белорусом, грузином, казахом и т. д. Величие духа многонациональной семьи защитников Родины олицетворяет славная когорта Героев Советского Союза, в числе которых воины свыше 70 национальностей. Среди прославленных полководцев ПК. Жуков - русский, И.Х. Баграмян -армянин, Н.Э. Берзарин - латыш, Л.М. Доватор - белорус, ДА. Драгунский - еврей, Р.Я. Малиновский - украинец, И.А. Плиев - осетин, К. К. Рокоссовский - поляк и т.д.

Уже после войны, размышляя о величии нашей победы, Г. К. Жуков писал: «Обо что же споткнулись фашистские войска, сделав свой первый шаг на территории нашей страны? Что же, прежде всего, помешало им продвигаться вперед привычными темпами? Можно твердо сказать - главным образом массовый героизм наших войск, их ожесточенное сопротивление, упорство, величайший патриотизм армии и народа».

В основе воинских традиций Российской армии лежат три ключевых нравственных понятия «патриотизм», «воинская честь» и «долг». Армия жива, пока существуют в ее рядах носители этих понятий.

Олицетворяя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом, идеей наиболее самоотверженного и последовательного служения России, великий русский философ Ильин писал, что «русская армия всегда была школой патриотической верности» у выступает как «наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования. Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг - «Жить для России и умереть за Россию».

Патриотизм обычно связывается с любовью человека к своей родине, его привязанностью к местам, где он родился и вырос, готовностью все это защищать.

Но патриотизм россиян уникален по своей природе. Любовь русского человека к Родине можно сравнить только с любовью к своей матери. Ни в одном языке мира мы не встретим словосочетания «родина-мать». В этих самых дорогих для человека словах выражена глубина патриотизма нашего народа.

Что же это за феномен - загадочная русская душа? Что движет миллионами российских граждан в лихие для страны лета? В чем проявляется российский патриотизм и национальный характер россиян?

1. Особая любовь русских людей к родной земле.

2. Общинность как устойчивая склонность и потребность русских людей в коллективной жизни.

3. Свободолюбие, готовность к сознательному самопожертвованию ради свободы Отечества.

4. Жизненная стойкость и мужество.

5. Особое понимание воинского героизма.

6. Державность (государственная самодостаточность) как исторически и геополитически обусловленная форма развития Российского государства.

7. Гордость и достоинство русской нации, сочетающиеся с проявлением миролюбия и добрососедских отношений с другими народами.

8. Действенность проявления патриотических чувств.

Россия отличается от других стран мира еще и тем, что, оказываясь в, казалось бы, исторически неразрешимой ситуации, каждый раз находила в себе силы «возродиться из пепла», стать еще более сильной и сплоченной державой. Примеров в нашей истории более чем достаточно. Отсюда - наша уверенность в преодолении кризиса современной жизни, в успешном проведении реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Но это потребует от каждого из нас напряжения всех духовных и физических сил во имя своего народа, своей Родины.

1. Во вступительном слове руководителю ОГП необходимо отметить важность датой темы, определить цель занятия, назвать его основные вопросы, напомнить слушателям об их роли при работе с подчиненными по воспитанию у них патриотических чувств.

2. При рассмотрении первого вопроса целесообразно основное внимание уделить идее зарождения и развития патриотизма в России, подкрепить все это примерами из истории и настоящего времени.

3. В ходе освещения второго вопроса важно подчеркнуть, что в основе патриотического воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ лежат любовь к Родине, преданность Отечеству, которые формируются объективными условиями и целенаправленной, настойчивой воспитательной работой. При этом надо сделать акцент на том, что примеры из истории России являются наиболее убедительными аргументами при проведении этой работы.

4. В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по организации патриотического воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ, осуществляемой прапорщиками и мичманами, и еще раз напомнить о роли слушателей в этой важной и необходимой для нашего сегодняшнего общества работе.

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы». - М., 2001.

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. - 2003, 5 июля.

3. Кузнецов Р. Патриотизм - источник духовной силы российского воина// Ориентир. - 2003. - №12.

4. Стрельников В. Патриотизм - источник морального духа российского воина // Ориентир. - 2002. - №7.

5. Стрельников В. Патриотизм - важнейший фактор укрепления Вооруженных Сил РФ //Ориентир. -2003. - №1.

Подполковник
Евгений Мураш,

Патриотизм: истоки, традиции, значение в деле укрепления обороноспособности страны

ВОПРОСЫ:

Теоретические основы, истоки, традиции патриотизма.

Значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности страны.

Патриотизм как важный элемент отечественной гуманитарной науки и культуры имеет богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как воплощение мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

Сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально- действенного проявления.

Несмотря на давность происхождения, понятие «патриотизм» (от греч. patriotes - соотечественник, patris - Родина, Отечество) до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения.

Разнообразность, многовариантность и неоднозначность трактовки термина «патриотизм» во многом объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм его проявления и т.д.

Так, например, Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к Отчизне». Военный энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов».

На современном этапе развития российского общества патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, модернизации экономики, формированию в России единого гражданского общества. Государственно-патриотическая идея пронизывает всю деятельность государственных органов по созданию нового облика Вооруженных Сил, укреплению обороноспособности страны. Поэтому раскрытию сущности патриотизма, разработке его теоретических основ придается исключительно большое значение.

Теоретические основы патриотического воспитания сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.). В этом документе определены цель патриотического воспитания, его задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

В частности, в Концепции подчеркивается, что патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.


Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому

Прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

За многовековую отечественную историю в нашем обществе и армии сложились определенные патриотические традиции. К их числу в Вооруженных Силах России относят следующие:

Беспредельная преданность Отечеству, готовность сознательно отдать за нее жизнь;

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;

Высокое понятие воинской чести и воинского долга у военнослужащих;

Преданность полку, кораблю, его знамени и традициям;

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;

Личный пример командиров и начальников своим подчиненным.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования нужных качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В нашей стране формирование патриотической идеи своими истоками уходит в далекую древность и совпадает с возникновением Русского государства. Свидетельства о таком качестве людей, как патриотизм, встречались в военно-исторических документах и летописях еще в IX веке. Патриотизм носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.

В памятниках русской средневековой письменности одной из ведущих была идея защиты, а не захвата чужих земель.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. «Да не посрамим земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей истории Российской армии.

В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.

Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей. С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.

Впервые законодательно патриотизм был закреплен в «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.). Воеводам строго предписывалось воспитывать у воинов чувство патриотизма и самим подавать пример служения Отечеству. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и закреплены в Табели о рангах, «Учреждении к бою», «Артикуле воинском» как непременное условие получения чинов, наград и званий.

С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.

В начале XVIII столетия произошло обновление государственной идеи - на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых - «служение Отечеству и своим ближним».

Более двух столетий офицеры и нижние чины Российского государства несли воинскую службу, воевали и умирали с патриотическим девизом «За Веру, Царя и Отечество».

История нашего государства - это история многочисленных войн в его защиту. Поэтому идея государственного патриотизма получила заметное развитие в трудах великих русских полководцев и флотоводцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других.

Патриотическая идея была сохранена и после Октябрьской революции 1917 года. Народ Советской республики в своей основной массе поддержал новую власть, стал патриотом своего нового Отечества, что было доказано в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918 -1922).

Сила патриотизма советских людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945), 65-я годовщина Победы в которой была широко отмечена в нашей стране. В этой войне народ и армия проявили небывалый по массовости патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

На современном этапе в российском обществе и армии предпринимаются серьезные шаги с тем, чтобы не только сохранить, но и существенно развить отечественные патриотические традиции, сделать их принципами жизни и работы каждого молодого человека, каждого воина.

Таким образом, патриотизм на протяжении многих веков отечественной истории являлся и является важнейшим нравственным качеством россиян, одним из источников экономического и военного могущества Российского государства.

Важнейшей функцией государства является укрепление его обороноспособности. На укрепление обороноспособности влияют многие факторы: экономический, социально-политический, военно-технический, духовный, военный и другие. В развитии всех компонентов оборонной мощи страны исключительно важная роль принадлежит человеческому фактору, тем руководителям и специалистам, которые решают эти задачи. Оборонная мощь зависит от их ответственности и профессионализма, от их убежденности в необходимости данного дела и в конечном счете от патриотизма. Поэтому повышение сознательности, гражданской ответственности и социальной активности граждан России является приоритетным направлением работы по укреплению государства, его обороноспособности.

Обороноспособность страны в значительной степени ассоциируется с мощью и боеспособностью ее Вооруженных Сил, их техническим состоянием, вооружением, подготовкой военных кадров, морально- психологическим состоянием личного состава. Исторический опыт свидетельствует, что армия и флот будут значительно крепче, если их личный состав обладает высоким патриотическим сознанием, так как от этого качества зависит успех решения всех задач, стоящих перед воинскими коллективами. В подтверждение этого тезиса можно привести следующие аргументы.

Во-первых, в ходе военно-патриотического воспитания у личного состава вырабатываются правильные представления об особенностях и характере возможной войны, средствах вооруженной борьбы, формируется вера в силу отечественного оружия, убежденность в том, что успешное овладение вверенной боевой техникой и оружием является надежной гарантией победы в современном бою.

Особое воспитательное значение в этом отношении имеют учения и маневры, которые являются настоящим экзаменом на боевую зрелость и выносливость. В ходе них воины не только оттачивают свое боевое мастерство, но и, видя огромную военную силу в действии, в динамике, приобретают твердую уверенность в том, что Российские Вооруженные Силы обладают всем необходимым для того, чтобы защитить Родину. Убедительным доказательством этого стали оперативно-стратегические учения «Запад-2009», состоявшиеся в сентябре прошлого года на огромном пространстве от Североморска до Бреста. В текущем году аналогичные учения «Восток-2010» прошли с привлечением сил Тихоокеанского флота, органов управления, соединений и частей Сибирского, Дальневосточного и Приволжско-Уральского военных округов. Нет сомнения в том, что они также явились серьезным шагом на пути совершенствования боевой и тактической подготовки личного состава многих частей и соединений, повышения его боевого мастерства.

Во-вторых, военно-патриотическое воспитание личного состава армии и флота способствует повышению его морального духа. Еще Наполеон отмечал, что «победа на три четверти определяется боевым духом и лишь на одну четверть - численным соотношением противоборствующих сторон».

Моральный дух - явление глубоко социальное, общественно-политическое. Применительно к армии и с учетом ее специфики и задач он означает духовную способность личного состава Вооруженных Сил стойко переносить любые трудности и лишения, самые суровые испытания войны и не утрачивать волю к победе.

Конкретное воздействие военно-патриотического воспитания воинов на укрепление морального духа войск проявляется прежде всего в том, что в процессе его проведения осуществляется морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению долга защитника Отечества.

Прочная морально-психологическая закалка необходима не только на войне, но и в ходе повседневной боевой учебы. Несение боевого дежурства, морские походы и полеты, учебно-боевые стрельбы и пуски ракет, учения и маневры - все это предъявляет к воинам исключительно высокие требования, сопряжено с большими психологическими нагрузками, требует самообладания, стойкости, мужества в самой сложной, а порой и критической обстановке.

В-третьих, в процессе военно-патриотического воспитания решаются также задачи нравственного совершенствования воинов, формирования в воинских коллективах здоровой нравственной атмосферы, правильных уставных взаимоотношений между военнослужащими, воспитания их в духе дружбы и войскового товарищества.

Особое внимание при этом обращается на воспитание воинов в духе высокой организованности и дисциплинированности, строгого и точного выполнения Присяги и уставов, приказов командиров и начальников. Успешному решению указанных задач во многом будут способствовать некоторые шаги, предпринятые Министерством обороны РФ в последнее время по гуманизации воинской службы, увеличению ее открытости, расширению контактов между армией и обществом.

В-четвертых, воспитание патриотизма у личного состава, повышение его сознательности способствует в конечном итоге обеспечению постоянной боевой готовности армии и флота - определяющего показателя их боевой мощи. Высокая готовность достигается тщательной и всесторонней подготовкой личного состава, четкой организацией и непрерывностью воспитательной работы, безупречным выполнением обязанностей каждым воином, контролем за выполнением всего этого со стороны командиров всех степеней.

Канули в вечность времена, когда с объявлением войны войска начинали сосредоточиваться и развертываться вне воздействия противника. Современные средства вооруженной борьбы позволяют организовать и осуществить внезапно и в крупных масштабах удары огромной силы не только по объектам и войскам, расположенным в приграничной зоне, но и в глубоком тылу. При этом противник имеет возможность наносить удары одновременно всеми видами вооруженных сил на суше, с воздуха и с моря. Поэтому малейшее промедление в боевой готовности даже одного из видов или родов войск может привести к тяжелым последствиям и отрицательно сказаться на общем ходе боевых действий.

Степень осознания каждым воином личной ответственности за боевую готовность части, корабля, подразделения, его способность в предельно сжатые сроки привести в действие все технические системы и комплексы боевого оружия, самоотверженно сражаться с любым агрессором - это определяющий показатель боевой и морально-психологической готовности войск и сил флота. Крупномасштабная военная авантюра грузинского режима в августе 2008 года в Южной Осетии является убедительным подтверждением необходимости Российской армии постоянно проявлять высокую бдительность и постоянную готовность отразить любые агрессивные действия по отношению к России и ее гражданам.

Сегодня быть воином-патриотом - это значит четко знать и выполнять свои служебные обязанности, постоянно совершенствовать морально- боевые качества, во всей армейской жизни строго следовать требованиям воинских уставов, приказам командиров и начальников.

У молодежи следует воспитывать осознанное стремление к созиданию и защите своего Отечества

Учиться военному делу можно и с юных лет. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

На одной из встреч с молодежью России еще в сентябре 2012 года президент Российской Федерации Владимир Путин отмечал, что от того, как мы воспитаем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

В дальнейшем руководством страны была поставлена задача на качественно новом уровне организовать работу по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, оздоровлению молодежи, развитию среди них военно-прикладных видов спорта и физической культуры в целом, опираясь на все лучшее, что было в прежней системе.

С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

Патриотическое воспитание молодого поколения – это долгосрочная программа. Государству необходимо вкладывать в нее деньги, поскольку это одна из основных задач любой страны, которая хочет воспитать новое поколение, способное выполнить и отстоять все ведущие направления своего развития в будущем.

Патриотизм без определенной идеологии и постоянной информационной поддержки государства невозможен – ведь патриотами не рождаются.

Идеология современного российского патриотизма должна базироваться на воспитании у молодежи осознанного стремления к созиданию и защите своего Отечества. При этом основной акцент необходимо делать на уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Воспитывать у молодого поколения чувство любви к своей Родине, как к своей матери.

Мать может быть не всегда права, бывает излишне строга, но она мать. И любим ее мы не за что- то, а потому что… потому что она наша мать.

ПАТРИОТИЗМ – ДЕЛО ОБЩЕЕ

Всем институтам власти необходимо участвовать в укреплении традиционных ценностей.

В настоящее время в средних учебных заведениях создано «Российское движение школьников», главной задачей которого является воспитание подростков и формирование личности на основе нашей собственной системы ценностей. С учетом опыта молодежных и детских организаций, которые были в истории нашей страны, – это движение может играть очень важную роль в нынешней системе образования, в первую очередь в воспитании и социализации учащихся.

Именно активная и целенаправленная работа в этом направлении приведет к тому, что молодежь осознанно будет ценить то место, где они родились и выросли, появится чувство ответственности за свою страну и ее будущее – это и можно с уверенностью называть настоящим патриотизмом.

Сегодня большинство молодых россиян считают себя патриотами, однако часто этот патриотизм носит характер некой бравады, поскольку, называя себя патриотами России, они практически не знают истории собственной страны. При этом некоторые из них не хотят выполнять свои конституционные обязанности, высокой остается подростковая преступность и наркомания. Такие проблемы имеются во всех регионах нашей страны, особенно это касается наиболее крупных городов. Чувство, называемое настоящим патриотизмом, живет внутри человека. И в ответственные моменты оно вдруг прорывается наружу. Сегодня всякие пышные мероприятия, излишнюю их заорганизованность, много раз не к месту повторяемые фразы о патриотизме некоторая часть молодежи воспринимает с долей ироничности. Ведь когда мы начинаем говорить о чем-то беспрестанно, то обесцениваем само понятие патриотизма.

Настоящий патриотизм воспитывается на уроках литературы, истории, географии. Без громких слов и программ.

Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике самого государства.

В ДЕЛО ВСТУПАЕТ «ЮНАРМИЯ»

Сегодня необходим научный поиск и обоснование новых форм и методов воспитания у современной молодежи высоких нравственных начал, являющихся источником формирования личности.

Дополнительным импульсом в этой работе стало созданное по инициативе Министерства обороны Российской Федерации и при поддержке президента страны всероссийское военно-патриотическое движение «ЮНАРМИЯ». За короткое время своего существования оно охватило практически все уголки нашей страны, имея свои структурные подразделения в 84 регионах. Вступить в движение может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Участие в нем является добровольным.

Среди основных задач, стоящих перед «ЮНАРМИЕЙ», такие как:

– воспитание у молодежи чувства патриотизма;

– воспитание приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;

– воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным силам Российской Федерации, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонней подготовке юношей к выполнению воинского долга;

– изучение истории нашей страны и военно-исторического наследия Отечества;

– пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости.

Для организации взаимодействия с юнармейским движением в военных комиссариатах введены соответствующие должности.

Представителей всероссийского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ» планируется привлекать для участия в подготовке граждан Российской Федерации к военной службе в форме военно-патриотического воспитания в ходе проведения молодежно-патриотической акции «День призывника», торжественных мероприятий, связанных с отправкой молодого пополнения в войска.

Школа, учебные заведения всех уровней должны по-настоящему стать центрами патриотического воспитания молодежи, а не учреждениями по оказанию услуг. Однако для этого, наверное, необходимо пересмотреть некоторые школьные программы по гуманитарным дисциплинам. Ведь по-прежнему еще издается огромное количество учебной литературы, в которой история России часто освещается в искаженном виде, а отдельные исторические события просто грубо фальсифицируются. При этом социальные, политические, правовые и духовно-нравственные представления, воспитание общественного сознания молодежи, а также их психологическое, духовное воспитание пока оказались на втором плане.

На примере ближайшего соседа – Украины мы видим, как за короткое время там благодаря введению в школы «новых» учебников истории и литературы трансформировались идеалы в воспитании молодого поколения, практически опустившись до признания нацистской идеологии.

Слушая доморощенных «либерал-оракулов», утверждающих, что в США нет никакой идеологии, просто удивляешься: это примитивизм их мышления или активная пропаганда американского образа жизни в нашей стране? Уже большинству нашего населения, особенно в последнее время, стало понятно, что США – это страна с сильным гегемонистско-идеологическим мышлением, которое культивируется у себя в стране, а затем и по всему миру всеми доступными сегодня средствами. Основным идеологическим лозунгом этой пропагандистской лавы является утверждение о том, что Америка – самая-самая демократичная страна, самая-самая сильная в военном и экономическом отношении и в ней лучшее государственное устройство в мире. Именно поэтому все остальные страны должны у нее учиться и подражать ей. Образно говоря: Америка превыше всего. Правда, страна, ранее исповедовавшая такой лозунг, плохо кончила в мае 1945 года.

О НЕДОСТАТКАХ

Вместе с тем наряду с положительной тенденцией значительного улучшения работы с молодежью в настоящее время имеются проблемы, на решение которых необходимо обратить самое серьезное внимание.

В условиях информационного противоборства и пропагандистских атак наших «либерал-доброжелателей» по негативному освещению патриотической и военно-патриотической тематики в отношении молодого поколения в нашей стране назрела необходимость принятия новых форм конкурентной борьбы с ними, особенно в социальных сетях.

Сегодня важным фактором в воспитании молодежи является Интернет. Раньше, когда его не было, воспитанием человека от его рождения занимались семья, школа, средства массовой информации, которые системно закладывали в сознание те нравственные и моральные ценности, которые имели приоритет в обществе. Не оспаривая необходимости Интернета сегодня, приходится констатировать, что его полная неподконтрольность со стороны государства и общества в части идеологии оказывает разрушительное влияние на процесс воспитания и отрицательное воздействие на состояние нравственных и моральных устоев в молодежной среде.

На различных сайтах в Интернете до сих пор появляются своеобразные информационные коктейли, состоящие из искаженных и непроверенных фактов, а также откровенной лжи по вопросам военного строительства государства.

Именно поэтому нам необходимо постоянно находиться в готовности к обязательным разъяснениям реальной позиции Минобороны по разным публикациям, регулярно размещать на различных сайтах, наиболее посещаемых молодежью, информационные материалы, способствующие повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву и контракту.

Активное привлечение интернет-ресурса сегодня может быть использовано с наибольшей пользой для создания устойчивого положительного имиджа Вооруженных сил Российской Федерации, станет реальным проводником идей строительства современной армии среди населения страны, особенно среди молодежи, доводя до них информацию из первоисточников через социальные сети.