Роль сми в воспитании. Влияние средств массовой информации на воспитание личности

ЛЯШКО ТАТЬЯНА
Конспект к родительскому собранию «Роль СМИ в воспитании детей. Что, было и что стало»

Большую роль в современном мире отводят средствам массовой информации, которые за частую пагубно влияют на развитие будущего поколения, так как очень много информации, которая должна быть определенно недоступной для взора детей . Однако же вспоминая свое прошлое, то есть детство, я вспоминаю наши средства массовой информации, которые сейчас почему-то несправедливо забыты, это радиовещание, где было много радиоволн посвященных именно образованию дошкольников. Это были интересные и увлекательные радиопередачи, на которых росли и воспитывались еще наши родители , и это была традиция не только моей семьи, но и многих советских семей. Например, радиопередача «Утренняя зорька» далее «Пионерская зорька» , «Радионяня» , «Музыкальная шкатулка» и таких радиоканалов было много , которые транслировали в свое эфире много познавательного и развивающего.

Радиовещание для детей в советский период стало важным аспектом жизни радио в стране в целом. И, несмотря на идеологическую направленность в годы существования советского союза, большинство детских радиопрограмм стало средством воспитания детей . Идеологического, нравственного, эстетического – любого. С приходом коммерческих радиостанций детское вещание стало постепенно исчезать из эфира в связи с его некоммерческой направленностью. Сегодня на российских частотах вещает лишь одно радиоволна для детей – Детское радио , - которое принадлежит холдингу Газпром-Медиа. Детей знакомили с искусством и наукой с помощью радиоспектаклей и радиопередач. Особенностью детского радиовещания стала направленность на довольно узкую и специфическую аудиторию. Передачи эти готовили талантливые профессионалы. Именно поэтому и сегодня радиопрограммы, записанные в Советское время, могут выходить в эфир.

Так же хочется отметить большую информационную роль детских телепередач . А именно телепередачи, на которых росли советские дети? Согласитесь, по телевизору в СССР было великое множество интересных передач. Перед сном мы бежали к экранам для просмотра «Спокойной ночи, малыши» , ждали и любили «В гостях у сказки» , узнавали много нового у "Клуба путешественников". Нас даже родители звали домой с прогулки, крича на весь двор о начале передачи, а после её окончания мы выбегали обратно на улицу. Давайте вспомним, какие передачи смотрели мы и наши родители . «Хочу все знать» , "АБВГДейка", "Будильник", "Ералаш", "Спокойной ночи, малыши", "В гостях у сказки", «В мире животных» ", «Детский час", "Мама, папа и я – вместе дружная семья", "Веселые старты", "Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас".

В период 90-х появились в эфире такие детские телепередачи, как : "Зов джунглей", "Звездный час", "Веселые нотки", детская передача "Веселые нотки" была прообразом "Утренней звезды".

В советское время люди жаловались, что жесткая цензура "выпускала" только пропагандистские, идеологически "причесанные" телепередачи, западное кино было сенсационной редкостью, еще меньше звучала зарубежная музыка, а о прямых эфирах можно было только мечтать . Но зато были отличные детские и юношеские передачи : умные, добрые, познавательные и душевные.

Что касается печатных средств массовой информации, большим преимуществом считался штат высококвалифицированных журналистов. Практически по каждой сфере жизни имелся специализированный журнал. Для каждого возраста детей существовал свой журнал или газета : «Мурзилка» , «Пионер» или «Пионерская правда» , «Комсомольская жизнь» или «Комсомольская правда» , «Ёж» , «ЧИЖ» , «Новая игрушечка» , «Веселые картинки» , «Колобок» , «Поиграем в сказку» .

Рубеж 20 - 21 вв. характеризуется бурным развитием технического прогресса, повсеместным внедрением во все сферы общественной жизни компьютера и сети Интернет, вследствие этого – увеличением объемов мгновенно обновляемой информации. У телевидения и радио сложилась новая аудитория, эфир перехватил у прессы пальму первенства в плане оперативности и далеко превзошел ее в сфере изобразительности и наглядности. Стала актуальной проблема разделения труда между радио, телевидением, сетью Интернет и периодической печатью. Для того, чтобы в растущем информационном пространстве достойно конкурировать с другими источниками информации, все печатные издания претерпели ряд существенных изменений. Прежде всего, изменился облик газет и журналов. Они, например, стали шире использовать видеоряд, часто заменяя иллюстрациями печатное слово. Сейчас существуют такие детские печатные издательства, рассчитанные на аудиторию до 12 лет : «Дисней для малышей» , с приложением «Винни и его друзья» , «Веселые картинки» , «Клепа» , «Мурзилка» , ведущий свою историю с советских времен, «Домовенок» , «Когда ты один дома» , «Приключения Веселых Человечков» , «Раскраски от АиФки» , «Решу без мамы» , «Золотая антилопа» , «Играем с Барби» , «Фея» и «Принцесса» (для девочек 7-10 лет, «Журнал сказок» , «Чебурашка» , «Смешарики» .

Интернет как средство массовой информации по силе воздействия на развитие молодого поколения можно сравнить с расцветом эпохи телевидения. Интернет сегодня – неотъемлемая часть жизни любого цивилизованного общества, один из главнейших источников информации, по оперативности превосходящий печатные СМИ. В сети Интернет появилось множество детских веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало : «Карапуз» , «Ладушки» , «Барби» , «Вини-Пух» , «Нахаленок» , «В гостях у Золушки» , «Загадочный мир» и т. д.

Но все перемены нашего современного мира, современные процессы глобализации и модернизации имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны. С развитием информационных технологий появились и новые проблемы, к которым можно отнести влияние средств массовой информации на психику, восприятие и воспитание детей дошкольного возраста. Конечно, в наше время есть отдельные каналы на телевидении для детей , но туда пропускается порой та информация, которую ребёнку не следует принимать. Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание ребенка – серьезная проблема современности. И ей необходимо уделять большое внимание педагогам и психологам. Необходимо детей и взрослых научить правильно, использовать полученную информацию из средств массовой информации.

Тенденции современной молодежи, это национальная проблема современного общества : безграмотность, отсутствие духа патриотизма, безнравственность. Безусловно, информационная эпоха диктует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ сопровождают жизнь не только взрослых, но и детей . Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в обиход малышей начиная с первых лет их жизни. Именно проблема «ребёнок –телевидение» – одна из самых актуальных в воспитании ребёнка . Телевизор стал средством обихода в каждой семье, роль его возросла по сравнению с тем, что было , к примеру, два десятилетия назад. Телевизор сегодня является одним из средств воспитания подрастающего поколения. Во многих группах в детских садах появились телевизоры и DVD-проигрыватели. Часто воспитатели вместо того , чтобы занять детей какой-либо игрой , каким-то видом деятельности, включают телевизор (DVD-проигрыватель, и в группе – тишина. Дети «заняты» просмотром мультфильмов. Такое допускать нельзя. Возникает вопрос : «А как раньше обходились без телевизоров, DVD-проигрывателей? Дети больше играли. Сегодня наши дети не могут играть, они не могут придумывать сюжеты для своих игр. Сегодня они играют в своих «мультипликационных» героев. И хорошо еще, когда это добрые, положительные герои. А если проанализировать сюжет, содержание этих мультфильмов, то можно сказать, что они совсем «не детские» . Утром наши воспитанники приходят в детский сад после выходных. Раздевалка группы постепенно наполняется веселыми детскими голосами. Не доходя до группы дети начинают делится : какие мультфильмы смотрели, в какие игры играли на компьютере, кем из героев они хотели бы быть (Человек-паук, Бэтмен, и т. д.)

Наблюдая подобные сцены и слушая детские диалоги, в который размышляешь, насколько сильно влияние средств массовой информации на детское сознание и какой дефицит общения с взрослыми испытывают дети. После просмотра зарубежных мультфильмов у детей проявляется не только агрессия, часто они становятся источниками детских страхов. На сегодняшний день есть современные отечественные мультфильмы, которые не вызывают агрессии у детей , содержат много поучительной информации. Это мультфильмы «Фиксики» , «Уроки тетушки Совы» , «Барбоскины» и др. Можно сказать, что эти мультфильмы составляют «конкуренцию» западным мультфильмам. Проблема современного телевидения в том, что оно стало абсолютно циничным и безнравственным. Оно не выполняет свою задачу воспитания молодёжи , не прививает подрастающему поколению общественные ценности, нормы и правила поведения, не знакомит с культурой и бытом народов разных национальностей. Более того, всё это низвергает, втаптывает в грязь, с чем мириться не только нельзя, но и небезопасно для будущего поколения и будущего нашей Родины . Когда по спутниковому телевидению транслируются сотни каналов, то за их качеством и не уследишь. Необходима специальная комиссия, которая будет следить за передачами, выходящими в эфир и за тем, в какое время эти передачи транслируются.

Я думаю, что единственным выходом в сложившейся ситуации, является не инновационная деятельность, а простое общение детей со сверстниками , с родителями , воспитателями , учителями, и это общение должно быть ежеминутно, с ребенком нужно общаться, по средствам общения и собственного примера, только так мы можем вырастить здоровое общество. Ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе. Чем больше добра ребёнок получает в детстве, тем полнее и ярче его жизнь, он с оптимизмом будет смотреть на мир. Ведь каждый родитель хочет , чтобы его ребёнок вырос здоровым и физически, и психически, был счастлив и делился этим счастьем с окружающими. Поверьте, мир тогда станет добрее!

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей . Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ. Тогда, и только тогда, детские диалоги, игрушки, рисунки и игры станут другими.

В настоящий момент мы с вами находимся на духовно нестабильном этапе развития современного общества, мы живем в непростой, но очень увлекательный век, век глобальной информатизации, цифровых инноваций и интернет-коммуникаций. Вопрос о влиянии средств массовой информации на личность ребенка в последнее время актуален не только на теоретическом, но и на практическом уровне.

Сегодня доступ к СМИ – это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны информационного процесса – средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Становление личности ребенка, в силу занятости большинства родителей решением материальных вопросов, довольно часто происходит под прессом массовых коммуникаций, которые не столь безобидны, как кажется на первый взгляд. Средства массовой информации влияют на личность с самого рождения. На какие воспитательные ориентиры нацелены сегодняшние мультфильмы и передачи, которые мы называем детскими? Приглядитесь, как незаметно подменяются духовные ориентиры в нашем сознании на те, которые выгодны производителям бессмысленных программ и сериалов, кровавых боевиков. Если каждый раз показать какой-то образ в выгодном свете – человек начинает бессознательно считать это нормой. И поэтому откровенная жестокость, безнравственность, становятся нормой поведение, а «Дом – 2 », персонажи «Нашей Раши» – это уже считается обычным и приемлемым явлением.

Население нашей планеты уже не может представить свое существование без социальных сетей, блогов, интернет-магазинов. Однако ни для кого не секрет, что большинство гигабайт, содержащихся в недрах всемирной паутины, забиты вовсе не нужной и полезной информацией, а насилием и экстремизмом. Очень часто пропагандируются различные деструктивные организации, которые имеют целые сайты с полной информацией о своем содержании, молодежь очень просто заманить в свои «сети». Одна из главных задач у таких организаций и структур – изолировать детей от родительской помощи, заботы и наставлений, превратить детей в своих послушных рабов. И, к сожалению, с такими задачами они часто справляются. Ведь не редкость, что многие родители вкусы и увлечения ребенка не контролируют, не хотят в них разобраться и придерживаются принципа "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало". И как показывает опыт, жертвами сект и их пленниками часто становятся те дети и подростки, чьим прихотям родители потакают, но не уделяют при этом должного внимания, от которых "откупаются" подарками и карманными деньгами. Нужно понимать, что чем больше внимания уделяется ребенку в семье, чем больше у него ответственности и обязанностей перед близкими, тем меньше вероятность, что он будет «искать себя» среди неформальных объединений.

Особого внимания требует к себе общение детей в социальных сетях. Люди, разрабатывающие технологии вовлечения молодежи в деструктивные группы, активно совершенствуются в своих методах работы с подростками. И у них даже есть понятие – самововлечение в ту или иную организацию. Как это происходит? Все через тот самый компьютер, который имеется практически в каждом доме. Это так называемое взаимодействие в социальной сети. Дети общаются между собой, некоторые сами себя накручивают до такой степени, что готовы совершать асоциальные поступки. Они никому не верят – ни родителям, ни учителям – и доходят до такого состояния, что авторитетов для них не существует. Многие родители часто говорят: «мой ребенок не такой, он с помощью интернета делает уроки». Но они не берут во внимание то, что ребенок может попасть на негативный сайт совершенно случайно. Если, например, ввести в поисковике «смысл жизни», казалось бы, невинный запрос, то есть большие шансы, что ребенок попадет на сайты скрытых сект, поскольку они продвигаются в Сети именно по такого рода запросам. Это же касается и подростковых деструктивных субкультур. Сейчас часто публикуется информация о виртуальных клубах самоубийц, которые дают различные советы о том, как лучше свести счеты с жизнью, и в настоящий момент нет статистики, сколько именно молодых ребят свели счеты с жизнью «благодаря» таким сайтам, но есть показатели посещаемости подобных ресурсов – десятки тысяч! Десятки тысяч потенциальных молодых самоубийц в стране! Какие же еще нужны примеры, чтобы начать осознавать масштабы надвигающейся трагедии?!

В мае 2018 года мы провели анкетирование подростков нашего лицея с целью определение влияния на них СМИ, Интернета, изучили уровень информированности обучающихся о молодежных субкультурах. В анкетировании участвовали 30 подростков в возрасте от 13-15 лет. Были получены следующие результаты.

1. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

А) Находиться дома, перед телевизором или в интернете – 43%

Б) С друзьями на улице – 36%

В) Спорт, секции, кружки – 20%

2. Какие телепередачи предпочитаете смотреть?

А) Развлекательные – 33%

Б) Познавательные – 13%

В) Сериалы – 43%

Г) Вообще не смотрю ТВ – 11%

3. Можешь ли ты обойтись без интернета?

А) Да, могу – 20%

Б) Могу, но с трудом – 30%

В) Нет, не могу – 50%

4. Во время пользования интернетом встречалась ли вам информация, негативного влияния на вас?

А) Да, всегда – 27%

Б) Довольно часто – 37%

В) Иногда – 30%

Г) Нет, никогда – 6%

5. На ваш взгляд, интернет хорошо влияет на вашу духовность?

А) Да – 26%

Б) Нет – 43%

В) Не знаю – 30%

6. Какие молодежные субкультуры Вы знаете?

Скинхеды – 15, Готы – 10, Эмо – 12, Панки – 8, Геймеры – 6, Тамблеры – 4, Вейлеры – 4, Сед БОЙ – 1, Хипстеры – 1.

7. Из каких источников Вы больше всего информированы о них?

А) Интернет – 40%

Б) СМИ – 26%

В) Друзья – 26%

Г) Родители – 4%

Д) Педагоги – 4%

8. Относите ли вы себя к какой-нибудь молодежной субкультуре?

А) Да – 30% Б) Нет – 70%

Из результатов анкетирования мы видим, что большая часть нашей молодежи предпочитают сидеть дома перед телевизором, в интернете (43%). Всего 20% подростков занимаются спортом или в каких-либо секциях. Настораживающие данные о зависимости молодого поколения от интернета просматриваются в вопросе «Могут ли подростки обойтись без интернета», не могут – ответили около половины опрашиваемых, могут с трудом – 30% и могут отказаться всего 20% молодежи. При этом информацию негативного содержания в интернете встречают практически всегда 27%, и иногда с ней встречаются 37% подростков.

Таким образом, откуда молодежи взять тот положительный потенциал, который требуется для их духовно-нравственного развития и становления. На какой идеал им опереться и равняться, если среди телепередач подростки предпочитают смотреть телесериалы (43%) или развлекательные программы (33%) и всего (13%) смотрят познавательные программы. Среди молодежных субкультур наши сверстники больше информированы о деструктивных субкультурах (скенхедах, готах, эмо). И чаще всего информацию о данных субкультурах они узнают из интернета (40%) и СМИ (26%).

Стоит задуматься, что же творится и что будет дальше? Незаметно вырываются духовные корни, уничтожаются основы народной нравственности. Эпизод за эпизодом разыгрывается грандиозная по своему масштабу трагедия необратимого угасания нравственного и морального самосознания молодежи. В человеческий мозг вбивается культ жестокости, предательства, распущенности, словом всякой безнравственности. Из года в год расшатываются порядочность, духовность и честность людьми, имеющими в этом свои приоритеты наживы и алчности.

Поэтому нам необходимо быть каждую минуту «начеку», знать, интересоваться, быть в курсе того, чем занимаются наши дети в компьютере, мобильном телефоне, с кем они там общаются.

Задача взрослых – быть чуткими, понимающими. Если у ребенка прекрасные взаимоотношения с родителями, то он, в принципе, свободен от влияния любых сообществ, и наоборот, если имеются нарушения во взаимоотношениях с близкими, то любые «неформалы» могут захватить ребенка «с головой». Как бы государство не запрещало фильмы или сайты с элементами насилия или разврата, если в семье не будет создана атмосфера доверия и любви, то никакие запреты не будут действовать. И именно родители должны своим собственным примером воодушевлять детей на добрые дела и быть для них моральным авторитетом, и тогда детей не будет тянуть к запрещенным вещам.

Список использованных ресурсов

1. Безопасность детей в Интернете http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html

2. Азбука безопасности в Интернете http://azbez.com/safety/internet

3. Акции детского портала Tvidi.Ru. "Правила безопасности в сети Интернет" http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/actions/tvidi/

4. Социальные ролики с сайта http://detionline.com

5. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. − М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 48 с.

Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание подрастающего поколения

Процесс воспитания современной молодёжи представляет собой специально организованную деятельность, направленную на формирование определённых качеств человека под влиянием разнообразных факторов социальной жизни.

Огромное влияние на процесс социализации молодого человека оказывают средства коммуникации (печать, радио, телевидение, театр, кино), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм на молодежную аудиторию).

Социальные, нравственные качества молодёжи формируются по образу и подобию всего того, что они слышат и видят, сознают и переживают, погружаясь в конкретную социально-культурную среду. Поэтому одной из острых проблем в России является нравственное и духовное воспитание молодёжи на фоне интенсивного развития средств массовой информации, которые, к нашему общему сожалению, не всегда представляют человеку лучшие образцы массовой культуры.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 определяет СМИ как совокупность периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации .

Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII - газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап - изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы «размножения» нарастают лавинообразно - широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. Причем, к концу нашего века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.

Понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

С годами понимание нравственности изменилось. В словаре Ожегова С.И. «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» .

Сегодня актуальность проблем воспитания молодого поколения обусловлена системным кризисом российского общества, в результате которого современная молодежь формируется в условиях быстрых изменений политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ человеческой жизни. Социально-политический и моральный мир молодого поколения, вступающего в жизнь, характеризуется противоборством и даже хаосом конкурирующих ценностей.

Становление первого постсоветского поколения российской молодежи проходит в условиях ограничения политически контролируемого и направляемого компонента социализации, место которого занимают такие силы воздействия, как телевидение и Интернет.

Ведущую позицию в развитии личности молодого человека занимают телевидение и современные компьютерные технологии. Телевидение и другие СМИ становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств в форме разнообразных невротических, депрессивных, тревожных, соматоформных, психосоматических расстройств .

Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования СМИ все более и более обостряется. Процесс взаимодействия школы и средств массовой информации выполняют семья, сами подростки в своих «тусовках» и СМИ. Взаимодействие школы и СМИ, конечно, имеет место, но происходит это спонтанно. Можно сказать, что школа уделяет мало внимания проблеме влияния на молодежь СМИ, в процессе учебно-воспитательной работы. Практически все школьники имеют доступ к TV, видео, Интернет, многие дети общаются с компьютерными играми и компьютером. Благодаря широкому распространению средств массовой информации, человек оказывается под воздействием множества информационных потоков.

Пронизывающие различные сферы деятельности человека компьютерные и информационные технологии разделяют людей на тех, кто к ним не причастен. Таким образом, имеет место не только социальное, но и информационное расслоение общества. Можно каждодневно фиксировать изменения в мироощущении и речи школьников под влиянием СМИ.

В.А. Сухомлинский говорил о том, что вдвойне важно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» .

Пока же пропасть между СМИ и школой увеличивается, поскольку потребление информации учителем и школьниками зависит в основном от индивидуальных вкусов каждого и редко совпадает. Это необычайно серьезная проблема, обусловленная не только возрастными отличиями, но и, по сути, принадлежностью к разным пластам цивилизации. Можно каждодневно фиксировать изменения в мироощущении и речи детей под влиянием СМИ. Но в школе мало кто обращает внимание на возникающие у детей коммуникативные трудности, связанные как с изменением окружающего их предметного мира, так и с насыщением русского языка англицизмами, специфической лексикой бизнеса и политики.

С точки зрения реализации функций СМИ развивающей, воспитывающей и развлекательной, преобладает последняя. Так, из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объема досуга старшеклассников предпочтение отдается американским боевикам и латиноамериканским «мыльным операм», концертам эстрадных звезд, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам поп- и рок-исполнителей. Контакты с радио ограничиваются исключительно нецеленаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, звучащих постоянным фоном к повседневной жизни, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с поп-музыкой. Выход в сеть Internet зачастую сопряжен с посещением чатов и просмотром порнографии, реже с поиском информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к художественной литературе у старших школьников катастрофически снижается.

Частым показом проявлений насилия и жестокости СМИ способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи.

Аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха - в 49 %, разочарования в - 45 %. На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер. В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» указывалось на то, что «в нарушение законодательства не обеспечивается информационно-психологическая безопасность населения. В средствах массовой информации продолжается скрытая пропаганда жестокости и насилия», что подтверждается рядом социологов. Телевидение стало генератором насилия. Оно не только отражает реальную действительность, но и формирует ее.

В заключение хотелось бы отметить, что СМИ всегда являются орудием воздействия на читателя, зрителя, а, следовательно, - на «общественное мнение». При этом никто серьезно не задумывается о последствиях такого воздействия на нравственное воспитание молодежи, которое будет формировать будущее нашей страны.

Литература

Александровский, Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы / Ю.А. Александровский. - Ростов-на-Дону, 1996.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка, 2 изд. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1995.

Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М: 1980, т.2.

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы использования средств массовой информации в психолого-педагогической литературе

1.1 Основы воспитания подрастающего поколения с помощью средств массовой информации в истории педагогической мысли

1.2 Анализ влияния средств массовой информации на формирование личности младшего школьника

1.3 Особенности средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы

Глава 2. Анализ работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания школьников

2.2 Анализ результативности работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Средства массовой информации являются одним из наиболее активных и систематических форм распространения информации через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись, с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организованного воздействия на оценки, мнения, поведение людей. В постановлении Правительства РК о внесении изменений и дополнений в «Закон РК о средствах массовой информации», поправки к уже существующему закону должны совершенствовать его нормы. Способствовать расширению наболевших проблем в области воспитания и распространения информации, наметить новые перспективы развития отечественного рынка информационных услуг, а самое главное – закрепить права журналиста, обязать государственные органы, должностные лица беспрепятственно предоставлять средствам массовой информации общественно-значимую информацию.

Многие деятели культуры и просвещения, понимая большие воспитательные и коммуникативные возможности средств массовой информации, видят в них эффективное средство овладения научными знаниями, думают о создании общественного языка, на котором через посредство звукозрительных образов можно было бы излагать сложные научные понятия. Работники образования придают большое значение внедрению средств массовой информации в учебно-воспитательный процесс в школе. Часть школ специально оборудована просмотровыми классами, где установлены телевизоры. Школьные библиотеки имеют в наличии разнообразные журналы, газеты для детей, что создает благоприятные условия для приема информации во время уроков. Учебные программы передаются для школьников со второго класса, по таким предметам как природоведение, география, физиология и гигиена человека, литература, музыка, русский язык и другие. Библиотекари и учителя проводят регулярно библиотечно-библиографические уроки. Учат работать с периодической печатью. Особую роль в решении важнейших задач идейно-нравственного и эстетического воспитания школьников играют средства массовой информации.

Проблемой внедрения средств массовой информации в воспитательный процесс школы занимались многие педагоги – современники Егоров В.В. и Ефимов Э. М. Занимались проблемой внедрения учебного телевидения в воспитательный процесс школы. Асенин С. В. раскрывал эстетические аспекты современной мультипликации и влияние мультфильмов на воспитание ребенка. Джуринский А. Н. Выступал за необходимость применения средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.

В своем общественном значении средства массовой информации превратились в мощное средство формирования и становления личности, в средство воспитания. Без средств массовой информации невозможно представить современную культуру и общественную жизнь.

Объектом исследования является процесс воспитания.

Предметом исследования является содержание работы учителя по использованию средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.

Цель исследования – разработка системы мероприятий по использованию средств массовой информации в воспитании младших школьников с целью формирования любознательности, положительного отношения к искусству, организованности.

Задача исследования:

1. Изучить и проанализировать историю и современное состояние проблемы средств массовой информации в воспитании школьников.

2. Выявить роль средств массовой информации в процессе воспитания в начальной школе.

3. Выявить особенности использования средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению системы мероприятий с использованием средств массовой информации в процессе воспитания младших школьников.

5. Провести результативность работы по формированию любознательности, положительного отношения к искусству.

Методологической основой является теория познания, учение о личности и ее активности в деятельности исследования педагогов и психологов, теория методов и средств воспитания.

Методы педагогического исследования:

Изучение и анализ научно-педагогической литературы,

Наблюдение,

Анкетирование,

Тестирование,

Анализ продуктов деятельности учащихся,

Педагогический эксперимент.

Гипотеза: если в воспитательный процесс начальной школы включить систему мероприятий по использованию средств массовой информации, то это повысит эффективность работы учителя по формированию любознательности, положительного отношения к искусству, организованности школьников, при условии, что данная система мероприятий будет отвечать возрастным, психологическим, индивидуальным особенностям младших школьников и построена с учетом интересов учащихся.

Краткая структура дипломной работы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, необходимость использования кино, радио и печати как важнейших средств воспитания младших школьников.

В первой главе освещаются научно-теоретические основы воспитательного значения средств массовой информации в психолого-педагогической литературе. Определяется роль и место средств массовой информации в жизни ребенка.

Во второй главе анализируется работа учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания школьников.


Глава 1. Научно-теоретические основы использования средств массовой информации в психолого-педагогической литературе

1.1 Основы воспитания подрастающего поколения с помощью средств массовой информации в истории педагогической мысли

Сегодня проблемы информации занимают умы людей самых различных профессий. Об информации говорят и те, кто ее создает, и те, кто ее потребляет, и те, кто ее исследует.

Мир информации сравнивают с огромным безбрежным морем, у которого в отличие от известных нам морей берега не остаются в своих пределах, а раздвигаются поистине с космической скоростью.

Научно-техническая революция способствовала созданию невиданной могучей индустрии информации. Ежедневно сотни миллионов радиоприемников, телевизоров, экземпляров газет сообщают новости населению земного шара. Искусственные спутники Земли позволили доставлять информацию практически в любой район мира. Становится реальностью одновременный охват всей планеты сеансами передачи информации. Поток ее будет неизменно возрастать.

Информированность становится важным звеном не только в развитии политического сознания. Она способствует профессиональной и общественной ориентации человека, становлению его как всесторонне, гармонично развитой личности, помогает наиболее полному раскрытию его природных сил и дарований. Знания людей об окружающем мире и о самих себе приобретают все большую ценность, и личностную и общественную, потому что в условиях построения нового общества свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.

Как бы ни было велико информационное море, человек смело бросается в его волны, надеясь получить нужные ему сведения, удовлетворить свои социальные, политические, эстетические, художественные, гедонистические и другие потребности, без удовлетворения которых невозможен процесс социализации, т.е. приобщения его к природе и обществу. (4)

Рассмотрим историю развития средств массовой информации. К средствам массовой информации относим: телевидение, радио, периодическую печать и т.д. «Беспроволочная телеграфия» (так первоначально именовалась радиосвязь) явилась одним из величайших изобретений в истории науки и техники.

Это завоевание научно-технического прогресса, прежде всего, открыло новый, исключительно плодотворный этап развития средств связи и информации. В сфере радиотехники зародились новые направления, прежде всего электроника, играющая роль (как и радиотехника в целом) выдающуюся в современной научно-технической революции.

Во-вторых, изобретение радио – ото яркий показатель степени превращения науки в непосредственную производительную силу. Открытие в физике нового вида электромагнитного излучения явилось необходимой предпосылкой создания технических средств радиосвязи.

Радио как феномен техники родилось в 1895 году. За несколько месяцев до его появления немецкий ученый Генрих Герц доказал существование в природе электромагнитных волн – и это дало начало новой технической эпохе.

Радиовещание, как искусство, которое воссоздает картины мира при помощи звука, вошло в нашу жизнь сравнительно недавно, но на равных идет в соревновании со старейшими видами искусства, которые были у человечества. Объективной предпосылкой изобретения радио были запросы мирового производства и обращения, хозяйственное и административное освоение отдаленных районов, ускорение перевозок товаров и пассажиров. Разумеется, в то время возможность установления связи с отдаленными неподвижными и подвижными объектами (экспедициями, морскими судами) при отсутствии кабелей и проводов для этой цели интересовала правящие круги великих держав, прежде всего в военных и колониальных целях.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Те виды воспитания, которые мы обсуждали, связаны со шко-"дД и домом. При этом ими воспитательные воздействия не ограни-"раются. Все большее влияние на развитие личности с подростко-1-о возраста начинают оказывать средства массовой информации "культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образ-,ы поведения, воздействием средств информации на подростков и" "ношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи. Тем не цее и здесь имеются определœенные возможности для целœенаправленного регулирования воспитательных воздействий. Οʜᴎ связаны оказанием помощи в выборе сообщений средств массовой информа-дци, содержания радио-и телœепередач, в их комментировании.

Интересоваться газетами и журналами, предназначенными для ерослых, дети обычно начинают с подросткового возраста. В случае если 1анным процессом не управлять, то с учетом эпизодичности, случайности и нерегулярности интересов детей к чтению газет и журна-1ов для взрослых их воспитательное воздействие становится непред-казуемым. В результате у детей не формируется избирательность чтения, без которой трудно ориентироваться в огромном потоке тформации, поступающей из множества издаваемых в настоящее ремя газет и журналов.

Когда мы говорим о. крайне важно сти управления массовой инфор-[ацией, поступающей к детям среднего и старшего школьного воз-1аста͵ речь не идет об искусственном ограничении обращения ребен-а к современным источникам массовой информации и культуры. корее имеется в виду крайне важно сть формирования у детей опре-менного вкуса, социальной позиции и культуры, включая эстети-"скую. Окружающие ребенка взрослые, родители, другие члены Ь1ьи в данном отношении могут оказать ему неоценимую помощь. Ькдый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит, имеет воз-южность порекомендовать что-то прочесть или посмотреть подростку юноше, прокомментировать полученные ими сведения. Желательно, чтобы информирование о социальных, политиче-, экономических и культурных событиях в семье и школе стало Улярным и взаимным. Этим систематически должны заниматься олько учителя и родители, но и сами дети. Тогда у них выработает-потребность в обращении к средствам массовой информации и туры, установка на понимание, знание, запоминание прочатан-или увиденного и услышанного, хороший вкус и избирательность приятии информации. Рекомендуя что-либо детям, родители и я постоянно должны иметь в виду личностно-развивающий кт обращения к средствам массовой информации, ее воспита-ое значение.

Олодежная мода, массовая культура также оказывают большое Нательное воздействие на детей, причем иногда в силу распро-1 нности подобных явлений среди юношей и подростков создается впечатление, что влияние моды и массовой культуры дос но серьезно, устойчиво и глубоко. На самом делœе это не так. Д увлечения подобного рода временны и поверхностны, с воз1 проходят. Тревогу должны вызывать не сами эти увлечения долговременные последствия, связанные, к примеру, с ллитщ отвлечением внимания подростков и юношей от других, болеет ных источников личностного развития. 1

Временность и проходимость увлечений модой и массово турой не означает, что они вообще не оказывают никакого м на личность подростка или юноши. Такое влияние, несом есть, но оно опосредствовано общением со сверстниками, зд имеют такие же увлечения и становятся на определœенное объектами личностного и поведенческого подражания для о щихся с ними детей. Известие, к примеру, что следование одно же моде, проявление интереса к одним и тем же явлениям ма, культуры являются для окружающих людей Сигналом того, чт сители и пропагандисты выступают как люди определœенных вз\ Это ориентирует подростков и юношей в выборе круга друзей телœей для общения. Одинаковые вкусы для подростков и нередко выступают признаком того, что их сверстников) те же личные проблемы, что и их самих. Это обеспечивает 1 ноотный выбор и избирательность в общении, а оно в свок>< будучи замкнутым на определœенном круге людей, направлю тание.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ" 2017, 2018.