Роль воспитания в развитии личности. Развитие и воспитание личности

Воспитание (предмет педагогики как науки) - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Цели воспитания - ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий. (К примеру, в начальных классах придаётся главное значение воспитанию таких качеств, как пунктуальность, аккуратность, подчинение власти, которые важны для дисциплинирования рабочей силы.)

Воспитание обычно строится "на трёх китах": наказание (кнут), поощрение (пряник), личный пример воспитателя.

По институциональному признаку: семейное,религиозное,социальное (в узком смысле),асоциальное,коррекционное.

По доминирующим принципам и стилю отношений : авторитарное, свободное, демократическое.

Социальное воспитание - целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

Причинами возникновения дефектов воспитания : расстройства здоровья индивида (особи), особенности среды, в том числе социальной, наследование дефектов воспитания, дефицит ресурсов, издержки технологии и методологии воспитания и т. д.

Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.

Дюркгеим говорил, что основная цель образования - передавать ценности господствующей культуры. Так как культура каждой нации своеобразна, то и содержание образования существенно отличается.


8. Движущие силы развития активности личности, понятие персонификации воспитания

Огромное значение в развитии личности педагогика придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности .

все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали делить на две группы - внешние и внутренние . Воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой . Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие. В равной мере это относится и к другим сторонам деятельности в формирования личности.

Получается- что процесс этот по существу приобретает характер саморазвития . Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификации воспитания

Под персонификацией воспитани я понимается "сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления ".Все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние . Понять роль и функционирование этого взаимодействия в саморазвитии личности - значит уяснить глубинную сущность процесса воспитания.

Психическое развитие и воспитание взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

В процессе развития закономерно изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, совершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определённые стадии и закономерности. Теория психического развития личности получила название онтогенеза. В теории онтогенеза установлено, что факторами психического развития являются предметная деятельность и общение; в совместной деятельности со взрослым (воспитателем), в сотрудничестве учащийся осваивает знаковые и символические структуры; в результате формируются его сознание и личность. Индивид становиться личностью, когда у него образуется относительно устойчивая система высших психических функций, связанных с использованием в жизни общепринятых норм и духовных ценностей.

В тоже время психика человека - продукт культурно-исторического развития всего человечества. Развитие психики как явления в эволюции органического мира является предметом филогенеза. В филогенезе различают следующие стадии (по А.Н.Леонтьеву); сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание. Эти же стадии наблюдаются в общем и сокращенном виде и в онтогенетическом развитии ребенка. .

Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий. Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: ранее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возраст, юность. Этим стадиям соответствуют свои образовательные учреждения: детский сад, школа, университет и др. они выделены по критерию биологического (по паспорту) возраста. Однако уровень развития ребенка определяется, как известно, не паспортным, а умственным возрастом. Так, развитие ребенка младшего школьного возраста может соответствовать дошкольному уровню (в случае отставания), либо уровню подростка (в случае акселерации - опережающего развития). Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.

Этому требованию соответствует классификация, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсивно развивающейся психической функции. Соответственно выделяются три стадии развития личности.

1. От рождению до 2-3 лет - стадия развития природных психических функций. 2. От 2-3 лет до 12-14 лет - стадия развития простейших культурных психических функций. 3. От 12-14 лет до старости - стадия развития высших культурных психических функций. Основоположником данной классификации является Л. С. Выготский - автор культурно-исторической теории развития психики.

Между стадиями нет четких временных границ. Одна стадия плавно переходит в другую. Каждая более сложная функция появляется не сразу, а имеет некоторый подготовительный период развития в предшествующей стадии и свою базу - одну или несколько более элементарных функций. Высшие функции «наслаиваются» на предыдущие. При этом более простые функции, вплоть до инстинктов, продолжают действовать и управлять поведением человека. Психика воспитанного человека имеет слоистое строение. Продуктом воспитания на каждой стадии является очередной слой новых психических функций.

Первая стадия (0-2 года) начинается со дня рождения ребенка. Интенсивно развиваются: сенсорные функции (зрение, слух и др.), моторика (координация движений рук, ног, головы, туловища), эмоции (улыбка, удовольствие, удивление, ожидание, радость, любопытство, переживания, интерес, желания и т.д.), воля, сенсорный интеллект. Мышление малыша выражается в практическом анализе и синтезе связей между предмтами, непосредственно воспринимаемыми в обозреваемой ситуации. Появляются простейшие способы общения звуками и жестами. Ребёнок осваивает первые слова-предложения, но речь еще не связана с мышлением, нет знаковой деятельности. Основные факторы развития - мать и другие взрослые, общение с ними, игрушки и другие предметы, включенные в деятельность младенца. При отсутствии этих факторов психическое развитие прекращается и ребёнок на всю жизнь остается умственно отсталым. При систематическом действии этих факторов ребёнок постепенно переходит на следующую стадию развития.

На второй стадии (2-13 лет) на базе природных психических функций появляются и развиваются простейшие, основные культурные психические функции: речь, прямая походка, умение читать, считать, писать, пользоваться различными культурными средствами (столовыми приборами, орудиями ручного труда и др.), обогащаются эмоции (уверенность, надежда, стыд, застенчивость, агрессия, враждебность и др.), воля; на основе сенсомоторного интеллекта образуются конкретные операции и дооператорный интеллект; мышление становится речевым, а речь - осмысленной. На этой стадии ведущими являются эмоции, а интеллект их обслуживает, поэтому учащийся вначале руководствуется чувствами, а потом разумом. Чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным, учитель должен нравиться детям. При неблагоприятных условиях жизни учащийся может остаться на этой стадии на всю жизнь. Благоприятные условия развития - хорошая культурная среда, заботливые воспитатели, организация коллективной, совместной самостоятельной деятельности, разнообразие средств, интеллектуальное общение и др. - обуславливают переход учащихся на следующую стадию развития.

На третьей стадии (12-20 лет) учащиеся приступают к изучению научных понятий, теорий, абстрактно-символьных моделей действительности. Наиболее интенсивно развивается интеллект, формально-логическое мышление, которое становится ведущим, опережая развитие эмоций. Психические функции приобретают знаковое, вербальное выражение; основными стимулами и орудиями становятся знаки, реакции обусловлены логикой отношений между знаками; жизнь среди знаков и значений регулируется высшими психическими функциями. Появляются сознание, сознательная воля, другие произвольные процессы (память, восприятия и т.д.), высшие эмоции (совесть, долг, патриотизм, чувство свободы, чувство юмора, альтруизм и др.). воспитание постепенно уступает свое место самовоспитанию. Появляются такие новообразования, как антиципация (умение предвидеть развитие событий, возможные результаты и последствия деятельности как своей, так и других людей) и рефлексия - новое качество личности, система, в составе которой интроспекция (самонаблюдение), самокритика и желание стать лучше, избавиться от недостатков предшествующего воспитания. Эти высшие психические функции сосуществуют с природными и простейшими культурными функциями, на базе которых они и появляются.

Рассмотренные стадии психического развития существуют объективно и жестко следуют друг за другом. В зависимости от наследственности, биологических и культурных условий, характеристик учебно-воспитательного процесса, - стадии развития могут быть более или менее длительными, а переход учащихся с одной стадии на другую - более или менее успешным. Существенную роль здесь играют отношения между средой и воспитанием среда обитания (жизни) ребенка, рассматриваемая в плане её влияния на психическое развитие, есть система культурных (в частности духовных) ценностей, выполняющих роль условий становления внутреннего мира личности. .

Условия воспитания для ребёнка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в культурных условиях, ему необходимо освоить культурные ценности. Ребёнок осваивает культуру тремя путями.

Во-первых, путем подражания в референтной группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т.п. в ней личность воспринимает как свои личные, как эталон для подражания цели, культурные ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе. Это «стихийное воспитание» - освоение культуры народа под влиянием других людей без принуждения, без педагогической цели. Оно бывает, в частности, в некоторых семьях, если в них царит взаимная любовь и уважение, а родители пользуются авторитетом. В таких благополучных семьях родители говорят, что они не воспитывают детей, - дети сами, по собственному желанию впитывают новые духовные ценности под влиянием среды и обстоятельств жизни.

Во-вторых, культура народа может осваиваться по плану, в соответствии с целями и содержанием, определенным взрослым - воспитателем, а сам процесс в этом случае называется воспитанием. Воспитатель (не обязательно взрослый) - личность, владеющая некоторой системой духовных ценностей; воспитанник (не обязательно ребёнок) - индивид, которому предстоит освоить фрагмент культуры. Развивающее воспитание - целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.

В-третьих, ученик может осваивать культуру по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития. Самовоспитание обусловлено тем, что воспитатели предлагают к освоению культурные ценности, утвердившиеся в обществе несколько десятков лет назад. Они кажутся воспитанникам несколько устаревшими, немодными. Появляется желание изучить новейшие модели поведения, познать современную культуру. .

«Воспитание личности учащегося в процессе обучения»

Задачи обучения не сводятся только к сообщению знаний и выработке навыков чтения, письма, счета. Еще К.Д. Ушинский рассматривал учение как «могущественный орган воспитания». «Каждый класс,- писал он,- начиная с самого младшего, должен иметь свое миросозерцание, доступное возрасту учеников. С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться и пополняться».

Воспитательное влияние на детей оказывают не какие-то «воспитательные моменты», а все обучение в целом – его содержание, методы, организационные формы, личные качества учителя, микроклимат на уроках. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает педагогический процесс.

Существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения. Обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения значительно снижается. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации педагогического процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты. Место воспитания в процессе обучения отражено и в задачах педагогического процесса, которым педагоги уделяют особое внимание. Эти задачи обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

Единство воспитания и образования всегда лежало, и будет лежать в основе всей работы педагога. Образование направлено на формирование общей культуры человека, происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая образование и воспитание как единый процесс, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Приобретая знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений. Первоначальные представления об окружающем мире формируется у детей еще в дошкольном возрасте. В начальных классах продолжается обогащение сознания детей достоверными знаниями о жизни природы и общества. Учащиеся должны не только учиться различать и правильно называть предметы и явления, описывать их свойства, но и подмечать, как и отчего они изменяются, обнаруживать связи между явлениями, выяснять причины изменений. Очень важно, чтобы дети получали эти знания о мире не только из учебников и из слов учителя, но и путем непосредственного соприкосновения с предметами, с явлениями, практического воздействия на них в процессе труда. Трудовой опыт лучше всяких слов убеждает учеников в том, что природа, мир существуют независимо от нас. Так, в процессе учения и труда у детей постепенно накапливается множество ярких впечатлений, на основе которых складываются важные мировоззренческие обобщения: все в мире изменяется, развивается, одни явления связаны с другими, каждое явление, событие имеет свои естественные причины; в природе нет никаких сверхъестественных сил; человек, познавая природу, заставляет ее служить своим целям, но при этом заботится об ее охране, о разумном использовании и приумножении ее богатств.

Основным содержательным элементом литературы как учебного предмета являются произведения художественного слова. На занятиях по литературе ребенок совершенствует навыки чтения, учится анализу эстетического освоения литературных произведений, усваивает их идейно-нравственное содержание. Одновременно он развивает свои воображение, чувства, мышление, речь. Главная цель изучения литературы - идейно-нравственное и эстетическое воспитание детской личности. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления - решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели. История литературы, литературоведение существенно расширяют кругозор школьников, обогащают эрудицию, учат ориентироваться в современном литературном процессе.

Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе своеобразна и ничем не заменима роль географии, математики, обществоведения, истории, биологии, труда, физкультуры. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности. Литература как обобщающий, собирательный учебный предмет включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности.

Музыка (музыка и пение) как предмет обеспечивает восприятие и изучение школьниками музыкальных произведений; истории, теории музыки и музыковедения, а также приобретение простейших навыков исполнительства: пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет знакомит учащихся с художественными произведениями; элементами искусствознания, теорией изобразительной деятельности; способствует формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого .

В содержание предмета «изобразительное искусство» включено: восприятие и изучение произведений изобразительного искусства; освоение изобразительной грамоты и развитие художественно-творческого отношения к действительности: детское художественное мышление и творчество. Изобразительное искусство отображает жизнь, запечатлевает в ярких художественных образах ее наиболее типичные и выдающиеся явления. Художественное полотно заставляет переживать глубокие эстетические чувства прекрасного и трагического, возвышенного и комического. Оно духовно обогащает ребенка, учит проникновению в эстетическую, нравственную и социальную сущность реальной действительности.

На занятиях по рисованию школьники овладевают навыками грамотного изображения, познают законы художественно-изобразительного "творчества, развивают свои творческие духовные силы. Они приобретают умение подходить с художественно-творческой мерой к любому делу, оценивать сделанное с позиций общественных идеалов, видеть единство художественной формы и идейного содержания. Творческая изобразительная деятельность развивает умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Она формирует эстетическое чувство, духовную потребность, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Ребенок в большей или меньшей степени становится художником с развитым зрительным анализатором и свойствами, умением творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Чтобы учащиеся могли полнее удовлетворить свои индивидуальные запросы, интересы и потребности, расширить и углубить свое художественное образование, в школе предусмотрены факультативные занятия, кружки, студии, объединения по литературе, музыке, изобразительному искусству, театру и кино.

Охарактеризовать отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Вот почему при сравнении этих процессов надо обязательно опираться на весьма важный методологический принцип выделения доминирующих функций обучения и воспитания.

В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении используют преимущественно уроки, практикумы, трудовые занятия и т. д., то в воспитательном процессе - воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, общественно полезный труд, индивидуальные воспитательные влияния.

В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, который опирается в своей работе на ученический коллектив в целях стимулирования ответственности, дисциплинированности, интереса к учению. В воспитании (при его умелой постановке) доминирующее значение имеет коллектив, его актив, которые направляются влияниями учителей, воспитателей.

Литература.

Скаткин М.Н. «Совершенствовать воспитание в процессе обучения»- 1986г.
Скаткин М.Н. «Дидактика средней школы»– М., 1982г.

Краевский В.В., Лернер И.Я. «Теоретические основы процесса обучения в школе» – М. 1989г
Харламов И.Ф. «Как активизировать учение школьников». – М., 1975г.
Бабанский Ю.К. «Оптимизация процесса обучения»–М.,1977г.
Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования». – М., 1986.
Сластенин В.А. «Методика воспитательной работы» - М., 2002г.

Кукушин В.С. « Теория и методика воспитательной работы» - 2002г.

Литература по психологии

1. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск: Соврем, шк., 2009. – 512 с.

2. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л.А. Вайнштейн. – Минск: БГУ, 2005. – 143 с.

3. Гапанович-Кайдалов Н.В. Основы психологии: [учеб. пособ. для учреж. высш.образ. по спец. "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"] / Гапанович-Кайдалов Н.В., Левицкая И.П., Крутолевич А.Н., под общ. ред. Гапанович-Кайдалова Н.В. - Минск: ИВЦ Минфина, 2015.

4. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2005. – 448 с.

5. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2003. – 224 с.

6. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2004. – 368 с.

7. Основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.АФурманов [и др.]. – Минск: Соврем, шк., 2011. – 496 с.

8. Первин, Л. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.

9. Психология: пособие для студ. БГУ, обуч. по спец. гуманит. и естеств. науч. профиля / И.А. Фурманов [и др.] ; под общ. ред. И.А. Фурманова. – Минск: БГУ, 2007. – 259 с.

10. Фурманов, И.А. Психология: электр. учеб-метод, комплекс / И.А. Фурманов, Л.А. Вайнштейн. – Минск, 2009. – http://www.edu.by

11. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1997. – 608 с.

12. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: курс лекций: в 2 ч. / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2003. – Ч. 1. – 156 с.

13. Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ACT, 2008. – 656 с.

14. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ACT, 2008. – 720 с.

15. Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: ACT, 2009. – 624 с.

16. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. – М.: ACT, 2008. – 672 с.

17. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М: ACT, 2008. – 656 с.

18. Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.

19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; сост.: А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 702 с.

20. Талайко, С.В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие / СВ. Талайко. – Мозырь, 2006. – 234 с.

Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 400

КУРС «ОСНОВЫ пЕДАГОГИКИ»

Тема 1. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке

Актуальность наук о человеке и образовании. Цели изучения курса «Основы педагогики». Значимость психолого-педагогических компетенций специалиста для решения личностных и социально-профессиональных задач.

Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний.

Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики.

Тема 2. Образование как социокультурный феномен

Роль образования на современном этапе социально-экономического развития.

Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры.

Образование как педагогический процесс.

Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования.

Тема 3. Система образования Республики Беларусь в контексте мировых тенденций

Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования.

Структура национальной системы образования и характеристика его уровней.

Анализ состояния современной системы образования Республики Беларусь.

Направления совершенствования системы высшего образования в Республике Беларусь.

Тема 4. Развитие, обучение и воспитание личности

Объективные и субъективные факторы развития личности. Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности.

Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Организация развивающей образовательной среды.

Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.

Воспитание как социальное явление, реализующее функцию подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в современном обществе.

Педагогика и дидактика

Структура учебной деятельности: учебнопознавательные мотивы цели задачи и учебные действия. Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных ориентаций убеждений личностных качеств в процессе усвоения социальнокультурного опыта и формировании мотивов учебной деятельности которые во многом определяют ее успешность. Используется в практике профессиональной подготовки и рассчитан на то...

Развитие и воспитание личности

  1. Объективные и субъективные факторы развития личности. Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности.
  2. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Принципы организации развивающей образовательной среды.
  3. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.
  4. Цели, закономерности, принципы, основные формы и методы воспитания.
  5. Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приёмы.
  6. Общение как ведущий фактор развития личности. Функции, средства и виды общения.
  7. Признаки игры, ее функции. Классификация игр и условия их использования в семейной, образовательной и профессиональных сферах.

Главной целью современного воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

К группе объективных факторов относятся:

Генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

Социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

Обстоятельства биографии;

Культурная традиция, социальный и профессиональный статус;

Особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

Психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы, как воспитателя, так и воспитанника;

Система отношений с социумом;

Организованные воспитательные воздействия, как со стороны отдельных групп, объединений, так и со стороны всего сообщества.

Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности:

  1. В развитии и формировании личности большое значение имеет физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность и настойчивость в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях его становления как личности.
  2. Умственное воспитание. Ум, абстрактное мышление — это то, что выделило человека из животного мира, позволило создать богатства материальной и духовной культуры. Развитие интеллекта, овладение знаниями, совершенствование мышления, речи, памяти, других познавательных процессов должно выступать в качестве сердцевины развития личности.
  3. Техническое обучение, приобщение к современным достижениям техники и технологий, овладение умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, обращение с различными инструментами и техническими устройствами.
  4. Формирование высокой морали и нравственности, так как прогресс общества могут обеспечивать только люди с высокой моралью, добросовестным отношением к труду и собственности.
  5. Духовное развитие, приобщение к сокровищам литературы, искусства, формирование высоких эстетических чувств и качеств.
  6. Выявление и развитие склонностей, творческих способностей.
  7. Приобщение к производительному труду, воспитание любви к труду, позволяющему преодолеть односторонность личностного развития

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия обучаемого и обучающего с целью усвоения системы знаний, умений, навыков и развития способностей обучаемого.

Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

К задачам обучения относятся передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, с другой - формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

Данные задачи соотносятся с функциями обучения :

1. Образовательная функция заключается в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.

2. Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных ориентаций, убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.

3. Развивающая функция обучения появляется уже в самой цели этого процесса - всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферах.

Виды обучения:

  1. Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней формой организации процесса передачи знаний (господствовало до 17 века, учителя брали на обучение (в первую очередь, религиозное или профессиональное) по 10-15 учеников разного возраста и с разной степенью подготовленности. Содержание обучения было строго индивидуально, так же как и сроки обучения).
  2. Классно-урочный вид обучения. Имеет четкие требования к организации педагогического процесса. К этим требованиям относятся постоянное место и продолжительность учебных занятий; объединение в группы (классы) учеников одного возраста; постоянный состав учебных групп; стабильное расписание занятий, основной формой которых является урок (опрос, сообщение учителем новых знаний, упражнения на закрепление этих знаний, проверка).
  3. Лекционно-семинарский вид обучения. Появился в связи с созданием первых университетов. Используется в практике профессиональной подготовки и рассчитан на то, что участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основные формы обучения в лекционно-семинарском виде: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, зачеты, экзамены, производственная практика).

Формы обучения:

1. Массовые формы используются при организации внеурочной работы (утренники, школьные вечера, конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады).

2. Групповые формы подразделяют на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсии, лабораторно-практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные секции, факультативы, клубы по интересам).

3. К индивидуальным формам относятся: консультации и репетиторство.

Под развивающей образовательной средой понимается такая образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для развития всех субъектов образовательного процесса.

Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности:

  1. для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях;
  2. для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности.

Принципы организации образовательной среды

  1. Принцип организации комплексной и гетерогенной образовательной среды

Заключается в педагогической целесообразности такой её организации, при которой данная среда обеспечивает субъектам образовательного процесса разнообразные возможности развития.

  1. Принцип ориентации на актуализирующий потенциал образовательной среды

Заключается в педагогической целесообразности организации такой среды, которая стимулирует действие соответствующих психологических механизмов личностного развития субъектов образовательного процесса.

  1. Принцип организации персонально адекватной образовательной среды

Заключается в педагогической целесообразности организации такой среды, которая обеспечивает возможности развития всех субъектов образовательного процесса, с учётом их возрастных, половых, этнических, профессиональных и других специфических индивидуальных особенностей.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Структура учебной деятельности включает следующие элементы :

1. Учебно-познавательные мотивы; их формирование — важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько уже в первых классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.

2. Учебная задача; это не просто конкретное задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, а целая, упорядоченная система заданий. В результате их выполнения открываются и осваиваются наиболее общие способы решения класса задач определенной научной области. Самое главное при формировании учебной деятельности — преодолеть ориентацию ученика на получение правильного результата при решении конкретной задачи и сформировать ориентацию на правильность применения усвоенного общего способа действий.

3. Учебные действия, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения.

4. Контроль, функция которого состоит в отслеживании правильности и полноты выполнения учебных действий.

5. Оценка, смысл которой состоит в том, чтобы определить, сколь полно освоен заданный способ действий, соответственно — оценка относится как к выполнению конкретной учебной задачи, так и к учебной деятельности в целом.

Учебную деятельность можно разделить на фронтальную, индивидуальную, непосредственную и опосредствованную, на деятельность, организуемую по типу общения и по типу сообщения.

Фронтальный способ организации учебной деятельности предполагает односторонний или двухсторонний процесс обмена информацией между преподавателем и аудиторией в целом. Односторонним этот процесс будет в том случае, если активную роль в нем играет только преподаватель (говорит, показывает, разъясняет и т. п.), а учащиеся лишь наблюдают и воспринимают предлагаемую им информацию. Двухсторонним фронтальным учебный процесс становится в том случае, когда активную роль в нем наряду с преподавателем начинает играть аудитория.

Индивидуальной учебная деятельность является тогда, когда в качестве обучаемых выступают один или несколько учащихся, с которыми преподаватель работает персонально и поочередно. Такая деятельность также может быть односторонней и двухсторонней.

Непосредственная учебная деятельность представляет собой прямое взаимодействие, личный контакт преподавателя и учащихся, без использования каких-либо пособий и технических средств, находящихся между учителем и учащимися и в определенной степени изолирующих их друг от друга.

Опосредствованная учебная деятельность сводится к взаимодействию учащихся не напрямую с учителем, а со средствами обучения и через них — с учащимися. Преподаватель в данном случае лично мало или совсем не контактирует с учащимися, оставляя за собой обязанность управлять средствами обучения.

Учебная деятельность, организуемая по типу сообщения , предполагает только изложение определенных сведений, демонстрацию учащимся каких-либо знаний, умений и навыков. Общение помимо этого включает обсуждение материала преподавателем и учащимися, обмен информацией между ними.

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Г лавная цель воспитания — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса.

1. Осуществление воспитания в процессе деятельности. Но воспитывает не сама по себе деятельность, в которую включен воспитуемый, а те отношения, которые устанавливаются, повторяются и становятся привычными в процессе деятельности.

2. Зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, отдельными людьми. Если взаимоотношения негативные, то результаты процесса воспитания будут низкими.

3. Единство воспитания и жизни. Опыт, приобретаемый в процессе собственной жизни, есть лучший воспитатель. Жизнь воспитывает, поэтому важно ее педагогически целесообразно организовывать, включая воспитанника в различные виды деятельности.

4. Воспитание личности происходит по закону параллельного педагогического действия. В жизни человека нет и не может быть ни одного слова, ни одного действия, которые бы не образовывали или не воспитывали личность. Поэтому важно, чтобы специально организованный воспитательный процесс и реально приобретаемый жизненный опыт сочетались в своих проявлениях. Воспитанник проверяет на практике все, о чем ему говорит воспитатель.

5. Содержание воспитания зависит от конкретного исторического периода, в котором человек вступает в жизнь. Чтобы жить, участвовать в жизни общества, воспитуемый должен овладеть жизненным опытом, сложившимся на данный момент исторического периода. Для определения содержания воспитания необходимо учитывать достижения науки, культуры на данном историческом этапе.

6. Содержание, методы и формы воспитания зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых. Этот факт абсолютно очевиден, так как воспитание – процесс целенаправленного влияния на развитие личности. Поэтому воспитатель должен систематически изучать возрастные, психологические особенности развития воспитуемых, знание которых влияет на выбор содержания форм, методов воспитания и его эффективность.

7. Воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю. Чем выше доверие воспитанника к воспитателю, тем эффективнее процесс воспитания.

8. Воспитание зависит от качества воспитательного воздействия воспитателя. При непрофессиональных или недостаточных по объему, или запаздывающих во времени действиях воспитателя результаты воспитания будут низкими.

9. Воспитание зависит от согласованности воспитательных действий и возможностей воспитанников. Если воспитатели (классный руководитель, учителя, родители) учитывают возрастные, психологические особенности воспитанника и воздействуют на него, согласовывая свои действия, то результат воспитания будет наиболее эффективен.

Следовательно, закономерности воспитания отражают главные связи между факторами, условиями и результатами воспитательного процесса. В практической воспитательной деятельности постоянно подтверждается зависимость результатов воспитания от сложившихся отношений, соответствия цели и деятельности, практики и воспитательного влияния, действия субъективных и объективных факторов, интенсивности воспитания и самовоспитания и пр.

Принципы воспитания – это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательного процесса. Они отражают уровень развития общества, его требования к воспитанию личности, стиль взаимодействия воспитателей и воспитанников. Принципы практической воспитательной деятельности устанавливаются людьми сознательно.

Принципы:

Принцип гуманистической направленности воспитания. Работа воспитателя с воспитуемыми должна строиться на гуманной основе, в сочетании уважения, чуткости, внимания, доброжелательности педагога с разумной требовательностью к воспитанникам.

Принцип вариативности социального воспитания. В современном обществе вариативность социального воспитания определяется многообразием потребностей и интересов как личности, так и общества. Условие реализации данного принципа — создание на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и локальном) многообразных видов и типов воспитательных организаций, которые бы позволили удовлетворить интересы и потребности личности и общества.

Принцип связи воспитания с жизнью. Необходимо включать воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Нужно учить воспитанников противостоять трудностям.

Принцип опоры на положительное. Первое, что необходимо сделать, начиная строить свои взаимоотношения с воспитуемым, — это найти его положительные стороны, опираясь на которые можно добиваться устойчивых успехов в воспитательной деятельности.

Принцип биологичности воспитания. Необходимо преобразовать суперпозицию воспитателя и подчиненную позицию воспитанника в позиции сотрудничающих людей. Данное преобразование связано с тем, что воспитатель должен актуализировать, стимулировать стремление воспитанников к саморазвитию, создавать условия для самовоспитания.

Принцип ориентации на развитие личности. Все воспитуемые разные: различаются полом, темпераментом, накопленным опытом, характером, индивидуальными чертами. Поэтому в процессе воспитательной деятельности воспитатель, изучает их возрастные, индивидуальные особенности; определяет уровень сформированности личностных качеств, ценностных ориентации, мышления, мотивов, интересов, установок; выявляет отношение к жизни, труду.

Под формой воспитания обычно подразумевается способ организации деятельности и взаимодействий участников воспитательного процесса.

Опираясь на массовый педагогический опыт, формы воспитания работы можно дифференцировать по различным признакам, например:

1) по количеству воспитанников, охваченных данной формой работы :

Индивидуальные (воспитатель – воспитанник): индивидуальная беседа, консультации, оказание индивидуальной помощи и т.д.;

Групповые (воспитатель – группа детей, часть коллектива класса): инициативная группа, совет дела, органы самоуправления в классе и т.д.;

Коллективные (воспитатель – весь коллектив класса): классное собрание, экскурсия, поход с классом и т. д.;

Массовые (воспитатель – несколько групп, классов): линейка, а также любое воспитательное дело, мероприятие, система дел, охватывающая несколько классов, будь то одна параллель или вся школа;

2) по количеству организаторов : организуемые одним человеком, группой организаторов или всем коллективом;

3) по результату ; результатом могут быть:

Информационный обмен;

Выработка общего решения, коллективного мнения;

Общественно значимый продукт (например: стенгазета, поздравление к празднику, помощь престарелым людям, театрализованное представление для зрителей и т.д.);

4) по наличию предварительной подготовки :

Экспромт (отрезок воспитательной работы осуществляется без предварительной подготовки, например, когда классный руководитель вынужден немедленно разрешить или хотя бы сгладить конфликт между учащимися),

Планируемые как отдельный эпизод воспитательной работы (например, воспитательное мероприятие),

Планируемые как итог воспитательной работы за длительный период времени (например: сбор, подводящий итоги коллективной творческой деятельности, или классное собрание по итогам четверти);

5) по характеру включения воспитанников в деятельность :

Предусматривающие обязательное (но не принудительное!) участие всех воспитанников,

Предусматривающие обязательное участие отдельных членов ученического коллектива (например, участие в мероприятии может быть обязательным для организующей его инициативной группы, для остальных – добровольным),

Основанные на добровольном участии.

Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств.

Классификация методов по источникам передачи содержания

Виды методов

Источники передачи содержания

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

Практические методы

Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

В настоящее время наиболее распространена классификация методов воспитания по их направленности (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский). Направленность метода – комплексная характеристика, включающая цель (зачем применяется), содержание (что формируется), процесс (как именно происходит влияние, способы влияния на воспитанника). По этой классификации выделяется три группы методов воспитания:

  1. Методы формирования сознания личности (убеждение ): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение ): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
  3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация ): соревнование, поощрение, наказание.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов , как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся:

1) самопознание;

2) самообладание;

3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Процесс самовоспитания включает в себя несколько взаимосвязанных этапов :

Первый этап - принятие решения . Все начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения и под воздействием среды обитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.).

Второй этап - самопознание . Человек, в соответствии с выбранным идеалом (примером для подражания) или своих представлениях о возможностях самовоспитания, стремится познать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого человека, его желания действительно познать себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностных ориентиров человека.

Третий этап - выбор средств, составление плана .

Человек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и поступки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного.

Четвертый этап - реализация планов . А именно, активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров.

Приемы самовоспитания:

  1. Самооценка

Формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми.

  1. Самоприказ

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.

  1. Самовнушение

Помогает вести себя не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.

  1. Самоодобрение

Это своеобразное «поглаживание» самого себя, высказывания удовлетворения собой от достигнутого успеха, выполненного дела.

  1. Самокорректировка

Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях.

  1. Саморегуляция

Этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, человек приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.

  1. Самостимуляция

Большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.

Актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является рассмотрения проблемы общения и формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Экспрессивная функция предполагает взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний

Функция социального контроля заключается в регламентации поведения и деятельности

Функция социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).

Виды общения:

по средствам :

1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека.

2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица).

по целям :

1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

по опосредованности :

1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;

2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении (выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке);

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Игра — это совокупность способов взаимодействия ребенка с миром, познание и открытие его и нахождение своего места в нем.

Формальные признаки игровой деятельности:

  1. Игра — это свободная деятельность, она не диктуется необходимостью .

Игра по приказу уже больше не игра. Игра не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает «в свободное время».

  1. Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая.

Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность. Даже малое дитя прекрасно знает, что оно играет лишь «как будто» взаправду, что это все «понарошку».

  1. Игра носит незаинтересованный, неутилитарный характер .
  2. Изолированность.

Игра имеет свой хронотоп — свое пространство-время, она обособлена от неигрового пространства. Игра начинается и в определенный момент заканчивается. Она сыграна. Пока она происходит, в ней царит движение, прямое и попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка.

  1. Игра имеет свои правила.

Правила игры безусловно обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здание игры тотчас же рушится. Игра становится невозможной. Игра перестает существовать.

  1. Игра имеет напряжение .

Элемент напряжения занимает в игре особое и важное место. Напряжение означает неуверенность, неустойчивость, некий шанс или возможность. В нем есть стремление к разрядке, расслаблению. Чтобы нечто «удалось», требуются усилия. Во всяком случае напряжение игры подвергает проверке играющего: его физическую силу, выдержку и упорство, находчивость, удаль и отвагу, выносливость, а вместе с тем и духовные силы играющего, коль скоро он, одержимый пламенным желанием выиграть, должен держаться в предписываемых игрой рамках дозволенного.

Функции игры:

  1. Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
  2. Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
  3. Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
  4. Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
  5. Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
  6. Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
  7. Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Классификацию игр можно проводить: по количеству игроков, количеству стратегий, характеру взаимодействия игроков, характеру выигрыша, количеству ходов, состоянию информации и т.д.

В зависимости от количества игроков различают игры двух и n -игроков.

По количеству стратегий игры делятся на конечные и бесконечные. Если в игре все игроки имеют конечное число возможных стратегий, то она называется конечной. Если же хотя бы один из игроков имеет бесконечное количество возможных стратегий игра называется бесконечной.

По характеру взаимодействия игры делятся на:

  1. бескоалиционные: игроки не имеют права вступать в соглашения, образовывать коалиции;
  2. коалиционные (кооперативные) – могут вступать в коалиции.

По характеру выигрышей игры делятся на:

  1. игры с нулевой суммой (общий капитал всех игроков не меняется, а перераспределяется между игроками; сумма выигрышей всех игроков равна нулю);
  2. игры с ненулевой суммой.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54525. My Land 50 KB
Objectives: to expand students’ vocabulary to involve students into reading, writing, communicative activities, to develop students’ thinking
54526. MY NATIVE LAND-OUR GLORIOUS DONBAS 1.37 MB
To begin with, I want to draw your attention to the quotation on the blackboard: He, who loves not his land, can love nothing. These wonderful words belong to the great poet G.G. Byron. His love to his land was deep and passionate. He could not imagine his life without his Highlands. He was so devoted to it, for him there was nothing like his Homeland. I think these Byron"s words can be the motto of our lesson.
54527. MY SCHOOL LIFE 66.5 KB
Do you know what schools are in Great Britain. Let`s watch the video about schools in England and while watching write down the number of the pictures 1-7 in the order that you see them and write a subject under each picture.
54528. Я і мистецтво 44.5 KB
Обладнання: музичні інструменти: фортепіано акордеон скрипка флейта труба бубен ложки барабан маракаси трикутник; фотоілюстрації виставка дитячих робіт схема роздатковий матеріал. Розширити знання про музичні інструменти і відчути тембровий колорит музичних інструментів.Струнні інструменти. У народі всім відомі далеко не нові Інструменти дерев яні струнні щипкові.
54529. На фірмі: працевлаштування 247 KB
Objectives: to systemtize students knowledge concerning the presenttion of firm nd its produce rules nd procedure of pplying for job; to expnd their vocbulry on the topic discussed; to develop students listening nd speking skills. Boss So the problem we re going to discuss tody is job nd job hunting. No doubt good job nd good position wed like to hve re of immense importnce for nybody since it is gret chnce for selfdetermintion nd mking creer for providing wellbeing for ourselves nd our fmilies. I hope you re redy nd eger to...
54530. Капитализм и становление классической школы в экономической теории 17.64 KB
Бабайцевой Используемое оборудование: Презентация Односоставные предложения Краткое описание: Урок русского языка в 8 классе Односоставные предложения Автор: Иванова Татьяна Николаевна Г. Какая ночь Внимательно рассмотрите эти предложения. Что мы уже знаем Двусоставные предложения. числа инфинитив Чего мы ещё не знаем Односоставные предложения.
54533. Народні звичаї і обряди 73 KB
Мета: розширювати коло знань про звичаї і обряди українського народу, розвивати творчі здібності, позитивні риси характеру учнів, виховувати повагу і прищеплювати любов до народних традицій і звичаїв, рідної землі.