Сценарий праздника «Разноцветная осень» (старшая группа). Игры на детском осеннем празднике

Сценарий осеннего праздника «Волшебный календарь Осени»

для старшей группы

Звучит музыка. Выходят мальчик и девочка.

Мальчик : Вот опять уже желтеют листья,

Мелкий дождик моросит с утра,

Лето пролетело очень быстро,

Наступает Осени пора!

Девочка: Закружится ветер под песню дождя,

Листочки нам под ноги бросит…

Такая красивая эта пора!

Пришла к нам опять чудо – осень.

Д. и М. возвращаются за дверь, берут листочки.

Дети с листьями входят в зал и танцуют танец с листьями.

После танца дети кладут листочки и встают полукругом

    Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся –

Это время года осенью зовется!

    Осень наступает незаметно,

Осторожным шагом к нам идёт.

Разрисует листики на ветках,

Птичек перелётных соберёт.

    К нам в окошко, ровно в восемь,
    Постучала тихо осень.
    Улыбнулась, а потом,
    Вдруг заплакала дождем.

    4. Осень, ты дождливая, и немножко грустная.
    Но за то ты сладкая!
    Но зато ты вкусная!

Надевай скорее лучшие наряды!
И спеши к нам в гости:

Вместе.
Будем встрече рады!!!

Вед: Но где же осень? Вдруг она забыла к нам дорогу?
С делами может быть, одна, Замешкалась немного?
Давайте Осень позовем, Про Осень песенку споем

Песня «Осень»

дети садятся

Появляется осень

Осень: Кто ждал меня? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!

Я - хозяйка Сентября,
Октября и Ноября.
Я сестра Зимы и Лета
Осенью зовут меня.


Я не просто так пришла -
Вам подарки принесла:
Вот корзиночка грибов,
Вот мука для пирогов,
Вот капуста, вот картошка,
Спелых яблочек немножко,
И арбуз. И виноград…
Кто подаркам тут не рад? (показывает детям детям корзинку).

Все: Рады! Рады!

Осень:
Если Осень вам мила,
Значит, я не зря пришла,
Не напрасно я выходит,
Все оставила дела.

Осень. По секрету вам скажу: очень я стихи люблю.

Кто смелее, выходите и стихи свои прочтите.

СТИХИ.

    Пылают георгины, на солнышке горят,

И астры примеряют осенний свой наряд.

По листьям разноцветным тропинкой я иду,

Спасибо тебе, осень, за эту красоту!

    Красуются березки в накидках золотых,

А ветер на свирели играет вальс для них.

Журавлик перелетный уходит в высоту.

Спасибо тебе, осень, за эту красоту.

    Осень! Ты можешь грустить и смеяться,

Дождиком плакать, потом улыбаться.

Красками яркими радовать нас,

Хмуростью неба грозить каждый раз.

Очень ты хочешь нас всех удивить.

Будем мы осень любую любить.

Осень. Вам спасибо за стихи.

Меня порадовали вы.

Вас за все благодарю,

Календарь я вам дарю.

Веточкой своей взмахну –

Календарь свой оживлю.

Чтоб страницы календаря перелистать

Вам мои загадки нужно отгадать.

Вот первая.

Опустел фруктовый сад,
Паутинки вдаль летят,
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл?
Все: Сентябрь!

Правильно. Сентябрь - пора золотой осени.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Ты, Сентябрь, сюда иди и скорее расскажи,

Как весь месяц ты трудился,

Что ты делал, не ленился?

Появляется Сентябрь

Сентябрь.

Я – Сентябрь, всем привет, Листья крашу в яркий цвет,

Обойди хоть целый свет, Лучше красок в мире нет.

Поспевать велю плодам, Урожай хороший дам. Про него узнать хотите?

В огород вы загляните.

Выход овощей

ОВОЩИ: Мы попали к вам, ребятки, прямо с огородной грядки.
ОГУРЕЦ: Я свеженький, хрустящий, огурчик настоящий.
Был на грядке я зеленым, стану в банке я соленым.

ПОМИДОР: Очень важный я сеньор, спелый, сладкий помидор.
Красный, сочный я и гладкий. Угощаю всех, ребятки,
Кто мой сок томатный пьет, не болеет целый год.

КАПУСТА: А я капуста сочная. Витаминами горжусь.
В голубцы, в борщи, салаты я, конечно, пригожусь.

МОРКОВКА: Я – морковка гладкая, оранжевая, сладкая.
Чтобы зубки крепки были, грызть морковочку должны вы.

ЛУК: Я – лучок от всех болезней, я, ребята, всех полезней.
Хоть я горький, не беда. Нужно есть меня всегда.

КАБАЧОК: Все мы с огородной грядки, нас запомните, ребятки.
Витаминами богаты и нужны мы всем ребятам!

Чтобы овощи и фрукты у нас были на столе -
Потрудиться всем нам нужно, непременно, в сентябре

СВЁКЛА; Ну -ка овощи вставайте, польку дружно начинайте

Полька овощей

Сентябрь.

А еще в лесу и боре появились мухоморы.

Красив Мухомор, но его не едят,

Его не едят, потому что в нем яд.

Выбегает Мухомор

.

Мухомор. У меня нарядный вид, жаль, я очень ядовит.

Не возьмут меня в корзинку Таня, Миша и Маринка.

Но зато я симпатичный и весьма фотогеничный.
Взяли фотоаппарат? Вам позировать я рад. (Позирует)

Эй, ребятки озорные, мухоморчики лесные,

Выбегайте поскорей, потанцуйте веселей!

Покажем мы все дружно, как веселиться нужно!

Танец Мухоморчиков

Осень. А вот и вторая моя загадка.

Он окрашен в жёлтый цвет:
С жёлтым дождиком рассвет,
Пожелтевшая трава
И опавшая листва,
Листьев жёлтые страницы,
Улетают, словно птицы.
Лист осенний закружился…
Что за месяц к нам явился?

Все: Октябрь!

Осень. Правильно. Октябрь – середина осени. В октябре с солнцем прощайся, ближе к печи подбирайся.
Друг, октябрь, мой выходи

О себе все расскажи.

Выход Октября

Октябрь (девочка)

Я, ребята, Октябринка, золотинка и дождинка.

Прихожу в природу я только после сентября,

И всегда в лесу осеннем много дел есть у меня.

Песня «Осенний лес»


Шубки зайчиков проверить, мышкам норки утеплить,

И грибов для рыжих белок много надо насушить.

Отправить в теплые края стаи птиц до ноября.

И прощаясь с милым краем, журавли курлычут нам, «До свиданья, улетаем, мы весной вернёмся к вам».

Выход Журавля


Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья – ноги натрудил. Мы спросили журавля: «Где ты, лучшая земля?» И сказал он, пролетая: «Лучше нет родного края».

Звучат крики журавлей

Ведущая: Летят журавли, перекликаются, С родными просторами прощаются.

Танец «Журавли»

Осень.

А вот и третья моя загадка.

Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Кто зовет к нам холода,
Знаем мы? Конечно, да!

Все: Ноябрь!

Осень. Ноябрь – последний месяц осени. Ноябрь идёт, зиму за руку ведёт.
Где же помощник мой, ноябрь? Знаю, что ему еще рано приходить. А вот и он.

Выход Ноября

Ноябрь.

Я месяц осени последний.

Я самый поздний у нее, я - третий.

Дождик льет как из ведра,
Сидит дома детвора.
Весь ноябрь хмурится,
Холодно на улице.
На дорогах грязь и лужи,
Шлет Ноябрь привет от стужи.

Что это? Дождик? Не беда!

Со мной весёлый зонт всегда.

Зачем ты, дождик, нас пугаешь?

Мы не трусишки, Ты ведь это знаешь.

И с зонтом осенним днем

Весело про дождь споём!

Песня «Дождик»

Ведущий. Велика и красива наша Россия в любое время года, но особенно хороша осенью. Щедрость родной земли, осенние дары природы и богатый урожай, добытый трудом людей, вызывают восторг и гордость каждого из нас.

Ждали этот праздник не напрасно. Осень в России – как прекрасно!

Дети.
1. Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

2. В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, сад мой, котенок … и я.

3. Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щёчке родинка – это тоже Родина!

Ведущая. Россия, Россия – края дорогие, Здесь издавна русские люди живут, Они прославляют просторы родные,

И русские песни поют.

Хоровод «На горе-то калина»

В огоде чучело

Осень. Славно, ребята, потрудились.

Пели, плясали, веселились.

А теперь, пришла пора

Поиграть нам, детвора.

Игры.

«Передай арбузик», «Чей кружок быстрее соберется »

Ведущий.

Праздник наш подошел к концу.

Осень. Ну что ж и мне пора прощаться. Так жалко с вами расставаться.

Но близится Зимы черед, мы встретимся лишь через год.

А на прощание, друзья, вас яблоками угощаю я! (Дарит корзину с яблоками).

Игра «Бабочки летают»

В поле бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Они крылышками машут,

Они кружатся и пляшут.

(Кружимся на месте.)

Быстро бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Они кружатся легко

И летают высоко.

(Кружимся, руки вверх.)

Всюду бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Полетали, полетали -

Крылышки у них устали.

(Трясём руками перед собой.)

В поле бабочки летели,

На цветочки они сели.

(Приседаем.)

Игра «Танец бабочек»

Звучит музыка (можно включить «Вальс цветов» П. И. Чайковского). Все дети - бабочки. Они танцуют: кружатся, машут руками, приседают. Воспитатель определяет, чей танец лучше, и объявляет победителей.

Игра «Насекомые»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Бабочка летит вперёд.

Как красив её полёт!

(Машем руками, разведёнными в стороны.)

Округлив свои глаза,

Тут порхает стрекоза.

(Машем руками перед собой.)

А в густой траве кузнечик -

Прыг, прыг, прыг.

(Прыгаем на месте.)

Как зелёный человечек -

Прыг, прыг, прыг.

(Прыгаем вперёд.)

Вот по узенькой дорожке

Жук коричневый ползёт.

(Приседаем и движемся вперёд в приседе.)

У него устали ножки -

Посидит и отдохнёт.

(Останавливаемся в приседе, потом встаём.)

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют насекомых, которые им известны. Например: бабочка, стрекоза, муравей, муха, божья коровка, пчела и т. д. Победителем станет тот, кто назовёт насекомое последним.

Огородные загадки

Без окон, без дверей -

Полна горница людей. (Огурец.)

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук.)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Круглая, а не месяц.

Жёлтая, а не масло.

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Жёлтая курица

Под тыном дуется. (Тыква.)

Игра «Овощи и фрукты»

Воспитатель произносит названия овощей и фруктов. Если звучит название овоща, дети приседают (овощи растут на земле), а если название фрукта - встают (фрукты растут на дереве).

Игра «Приметы осени»

Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы осени.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Игра «Деревья осенью»

Звучит музыка (можно включить «Времена года. Сентябрь» П. И. Чайковского). Все дети - деревья. У них в руках листья, вырезанные из бумаги. Они машут руками (листьями) и наклоняются, изображая, как осенью деревья качаются от ветра.

Игра «Осень»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Листья падают летят.

Настоящий листопад!

(Машем руками перед собой и по сторонам.)

Листья на ветру кружатся.

(Кружимся на месте.)

Листья на траву ложатся.

(Приседаем и встаём.)

Ветер с листьями играет -

Поднимает, опускает.

(Поднимаем и опускаем руки.)

Тучка прилетает,

Листья поливает.

(Трясём кистями рук.)

Мы не будем унывать,

Всё равно пойдём гулять!

(Идём на месте.)

Игра «Листочки»

Разделить детей на две команды. В одной команде водящий играет роль берёзы, в другой - роль осины. Команды собирают с пола листья, вырезанные из цветной бумаги (одна - берёзовые, другая - осиновые), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.

Колючие загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Что за дерево растёт?

Всё в иголках круглый год. (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна.)

Не сосна я и не ёлка,

Но стою я вся в иголках.

А как осень придёт,

Иголок на мне

Никто не найдёт. (Лиственница.)

Игра «Чем похожи?»

1. Чем похожи ель (ёлка) и ёжик? (У ели есть иголки, хвоя. И у ёжика есть иголки.)

2. Чем похожи ель и лиственница? (Это деревья. У них есть иголки, хвоя.)

3. Чем похожи лиственница и берёза? (Это деревья. Осенью они становятся жёлтыми.)

4. Чем похожи ель и сосна? (Это хвойные деревья. Осенью и зимой они остаются зелёными.)

Игра «Ежик»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Ёжик по лесу гулял.

(Идём на месте.)

Ёжик листья собирал.

(Наклоняемся вперёд.)

Ёжик лёг на правый бок,

(Наклоняемся вправо.)

И свернулся он в клубок.

(Приседаем.)

По тропинке покатился

(В приседе крутим руками перед собой.)

И назад не воротился.

(Качаем головой.)

Спать улёгся под сосной.

А проснётся он весной!

(Подставляем ладошки под щёчку и ушко.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто живёт в лесу, и загадывает животное. Дети должны отгадать его. Побеждает тот, кто первым назовёт животное. По очереди дети задают уточняющие вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Например:

Это животное серое? - Да.

Меняет цвет с наступлением зимы? - Нет.

Впадает в спячку? - Да.

С иголками? - Да.

Это ёж? - Да.

Игра «Приметы осени»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!

Игра «Танец тучек»

Воспитатель предлагает детям представить, как в небе плывут и танцуют тучки. Звучит музыка (можно включить «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского). Дети, выполняя плавные, медленные движения, придумывают и показывают танец тучек.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Кофта, шуба, шляпа, майка. (Шляпа. Это головной убор.)

2. Колготки, носки, сапоги, гольфы. (Сапоги. Это обувь.)

3. Шорты, шторы, брюки, джинсы. (Шторы. Это не одежда.)

5. Сандалии, ботинки, носки, сапоги. (Носки. Это не обувь.)

6. Шапка, варежки, рукавицы, перчатки. (Шапка. Это не для рук.)

7. Панама, шапка, шляпа, джинсы. (Джинсы. Это не головной убор.)

Игра «Наша одежда»

Дети называют по очереди разные предметы одежды. Например: сарафан, шорты, платье, майка, колготки, носки, юбка, жилет, комбинезон, варежки, купальник, футболка, свитер, кофта, джинсы, блузка, брюки, шуба, рубашка, пальто, гольфы, плащ, пиджак, костюм, куртка и т. д. Победит тот, кто назовёт предмет одежды последним.

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать

Днём спит,

А ночью летает

И всех пугает. (Сова)

Желтогруда эта птичка

Как зовут её? (Синичка.)

На берёзе он сидит.

По стволу весь день стучит.

Не ворона и не грач,

А деревьев добрый врач. (Дятел.)

Ищет зёрнышки в пыли,

Подбирает крошки.

Скачет, ростом невелик,

В парке на дорожке.

Что за серый озорник

Всё кричит «чирик-чирик»? (Воробей.)

День-деньской она стрекочет,

Помолчать никак не хочет.

Любопытна, белобока.

Как зовут её? (Сорока.)

Игра «Совушка»

Воспитатель напоминает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Можно прочитать стихи. Когда воспитатель говорит: «День», дети прыгают, бегают. Когда он говорит: «Ночь», все должны замереть (заснуть). Шевелиться нельзя. Кто пошевелился, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: «День». Игра продолжается.

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна совушка не спит,

Во все стороны глядит.

Если кто не хочет спать,

Может совушка поймать

Загадки про тех, кто живёт в воде

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

У маленькой скотинки

Золотые монетки на спинке. (Рыба.)

Не солдат, а с усами.

Не кузнец, а с клещами. (Рак.)

Глаза на рогах,

А домик на спине. (Улитка.)

Прыгает по кочкам,

Скачет по болотам,

Ловит мух, и комаров,

И ещё кого-то.

Кто эта квакушка,

Зелёная подружка? (Лягушка.)

Кто прячет голову от страха?

Кто носит панцирь? (Черепаха.)

Игра «На кого похожа черепаха?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Кто тоже носит на себе свой домик? (Улитка.)

2. Кто тоже прячет голову от страха? (Страус.)

3. Кто тоже откладывает яйца? (Птицы.)

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель произносит каждый раз по четыре названия животных (или показывает картинки). Дети должны определить, кто лишний, и объяснить почему.

1. Акула, сом, карась, крокодил. (Крокодил. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

2. Утка, щука, гусь, лебедь. (Щука. Это рыба, а не птица.)

3. Морской конёк, ёрш, судак, морская звезда. (Морская звезда. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

4. Окунь, лягушка, карась, щука. (Лягушка. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

Игра «Щука и карасики»

Все дети - карасики. С помощью считалки выбирается щука. По команде щука начинает ловить карасиков. Тот, кого она поймала, выбывает из игры.

Игра «Кто так делает?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Кто осенью впадает в спячку и спит всю зиму - волк, белка, барсук или заяц? (Барсук.)

2. Кто любит есть кору деревьев - лиса, ёж, заяц или волк? (Заяц.)

3. Кто делает запасы на зиму - медведь, ёж, заяц или белка? (Белка.)

4. Кто живёт в дупле, которое сделал дятел, - ёж, заяц, белка или барсук? (Белка.)

5. Кто в лесу роет очень глубокие норы - белка, барсук, медведь или заяц? (Барсук.)

Игра «Это верно или нет?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

Большой красивый барсук жил в густом лесу. У него было любимое занятие - рыть в земле глубокие норы. Осенью барсук делал для себя запасы на зиму. (Хлопаем.) Барсук прятал запасы в своём дупле. (Хлопаем.) Он забирался на дерево, чтобы нарвать орехов. (Хлопаем.) Осенью барсук сделал в своей глубокой норе мягкую подстилку из сухой травы и мха.

Когда стало холодно, барсук залез в нору и впал в спячку - уснул до весны.

Игра «Дрова»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Раз, два! Раз, два!

Будем мы пилить дрова.

(Ребром ладони пилим.)

Вот так, вот так

Пилим, пилим мы дрова.

(Показываем, как пилим.)

Раз, два! Раз, два!

Рубим, рубим мы дрова.

(Показываем, как рубим.)

Раз, два! Раз, два!

Будем складывать дрова.

(Наклоняемся в стороны.)

Целый воз мы напилили,

Нарубили и сложили.

(Повторяем движения: пилим, рубим, складываем.)

Заготовили дрова,

Отдохнуть теперь пора.

(Выпрямляемся и трясём руками.)

Игра «Складываем дрова»

В качестве дров можно использовать небольшие веточки или счётные палочки. В игре участвуют две команды, каждая собирает и складывает в отведённое место свои дрова. Победит та команда, которая быстрее выполнит задание.

Загадки про воду

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода. (Тучи.)

С неба пришёл -

В землю ушёл. (Дождь.)

Кругом вода,

А с питьём беда. (Море.)

Воды многих рек, морей

Он в себя вбирает.

Это что за великан?

Кто названье знает? (Океан.)

Игра «Кругом вода»

Дети по очереди произносят слова, связанные с водой. Например: лужа, капля, море, океан, сосулька, речка, ручей, пруд, озеро и т. д. Победит тот, кто назовёт слово последним.

Игра «Прыгаем через лужи»

На полу - листы бумаги. Это лужи. Дети должны пройти по комнате и перепрыгнуть через все лужи. Тот, кто наступил на лужу, выходит из игры.

Праздник Осени

старшая группа

Дети старшей группы вбегают в зал под песню «Осень золотая» и останавливаются около центральной стены полукругом, в руках у них осенние листочки.

Вед.: Мы собрались сегодня в зале

Чтобы шутить, смеяться и плясать.

Мы дорогих гостей позвали

Осенний праздник отмечать.

Вед.: Осень всё позолотила

Золотое всё кругом

И берёзы и осины

Золотым горят костром

Весь наш город нарядился

В золотые кружева

Словно в танце закружилась

Золотистая листва.

«Танец с листьями »

(под песню «Листик, листик…)

собрать листочки и встать на полукруг

Реб.: Какая красивая осень

Какой золотистый ковёр

И в гости сегодня, ребята,

К нам праздник осенний пришёл.

Реб.: Осень за окошком бродит не спеша,

Листья на дорожки падают, шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят,

На ветвях дождинки бусами висят.

Реб.: Красива осень, погляди:

И жёлтый лист, и красный!

Леса, и рощи, и кусты

Наряд надели разный.

Реб.: Деревья все осенним днём

Красивые такие

Сейчас мы песенку споём

Про листья золотые.

Песня «Ах, какая осень»

Вед.: А сейчас ещё стихи послушаем и узнаем, что же происходит, когда осень к нам приходит.

реб.: Лето быстро пролетело,
Стали частыми дожди.
«До свиданья, улетаем»,
Нам курлычут журавли.

Реб.: Добрый путь вам, журавли

Вот и скрылись вы вдали,

Но все вместе в край родной

Возвратитесь вы весной.

Песня «До свиданья, журавли»

Вед.: Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края…

Танец птиц

Вед.: Что-то вы загрустили дети.

Я грустить не разрешаю

Мы ведь праздник отмечаем.

(Звучит музыка «Грустинка», в зал входит Пугало, вид у него слегка растрёпанный, на груди табличка «Ищу работу», ведущая делает вид, что очень удивлена)

Вед.: Ребята, да кто же это к нам на праздник пожаловал?

Пугало: Простите, не заметил!

Здравствуйте, уважаемая!

Здравствуйте Ксюши, Саши, Андрюши, Иришки и другие детишки!

Господа взрослые, моё почтение!

(Раскланивается, дети здороваются)

Разрешите представиться – Пугало. Это у меня имя такое. А фамилия –

Огородное. Можно просто, Пугало. Я не гордое, хоть и очень воспитанное.

(начинает всхлипывать)

Вед.: Пугало, у тебя что-то случилось? Нам кажется, что ты чем-то расстроен?

Пугало: Всё пропало!

Вед.: Что пропало? Ты что-то потеряло?

Пугало: Всё пропало! Всё взяли и увезли куда-то. Приехали, выкопали, собрали

И увезли. Вы не видели куда увезли?

Вед.: Да что увезли?

Пугало: Ну, это…как его… забыл. Голова соломой набита, разве всё вспомнишь?

Вот загадки про то, что увезли, помню, а как называются, забыл.

Вед.: Ничего, не горюй! Давай свои загадки, ребята помогут тебе их отгадать.

Поможем, ребята, Пугалу?

(Пугало загадывает загадки с грядки)

Пугало: 1. Любопытный красный нос

По макушку в землю врос

Лишь торчат на грядке

Зелёненькие пятки.

2. Он никогда и никого

Не обижал на свете

Чего же плачут все вокруг

И взрослые и дети.

3. Наши поросятки

Выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

Пугало: Ах, вы мои умненькие! Ах, вы мои разумненькие! Всё вспомнил: и про лук, и про морковь! Как я мог забыть, как всё это называется? А вы знаете,как это всё называется?

Дети: Овощи!

Пугало: Точно, овощи! Мне знаете, что обидно? Без меня всё убрали, пока я с воронами разбирался, а я между прочим, самый овощительный убиратель…Ой, убирательный овощитель… Короче, самый лучший убиратель овощей! А вы умеете овощи с грядок убирать?

Вед.: Конечно, посмотри как, ребята, с этим делом быстро справляются.

Хоровод «Урожайная»

(после хоровода дети садятся, надеть маски-шапочки для сценки)

Пугало: Хорошо потрудились, молодцы, урожаю рады вы?

Дети: Да.

Пугало: Я приготовил вам сюрприз, хочу рассказать одну историю.

Довольно много лет назад

Был огород, а рядом сад

И фрукты с овощами там

Под солнцем созревали

Давно вы их узнали.

Как были овощи дружны

На грядках веселились,

Но вот заспорили они,

И всё переменилось.

Вед.: Мы сейчас узнаем, что же произошло с овощами на грядке.

Сценка с овощами

(выходят дети в масках-шапочках овощей)

Горошек: Я – зелёненький горох,

Очень даже я неплох.

Хоть я маленький совсем,

Но полезен людям всем

Сладенький мальчишка!

Свёкла: Вот так хвастунишка.

Я полезнее тебя,

Нужна свёкла для борща,

И для винегрета.

Слаще свёклы нету.

Капуста: Ты, свёкла, помолчи,

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Лук: Ох, как ты распетушилась!

Больно сильно загордилась.

Я вот самый дорогой,

Потому что золотой.

Вы встретите меня везде

В салате, в соусе, борще.

Огурец: Я – зелёный огурец

Сочный, яркий молодец!

Заглядишься на меня

Всех красивей – это я!

Морковь: Если часто есть морковку,

Будешь сильным, будешь ловким.

Витамином «А» известна,

Людям многим я полезна.

Помидор: Ты, морковка, несёшь бред

Помидору равных нет.

Ты попробуй сок томатный,

Витаминный он, приятный.

Картошка: Возражаю я тебе,

Каждый день я на столе.

Все картошку уважают

Кто из вас меня не знает?

Баклажан: Синебокий баклажан

Хорошо известен вам.

Из меня вкусна икра…

Прекратить наш спор пора.

Пугало: Вы все овощи, важны,

Людям очень вы нужны,

В каждом польза есть для нас,

О чём узнали мы сейчас.

Вед. А сейчас скорее все

Навострите ушки!

Мы об осени споём

Весёлые частушки!

Частушки

1 . Мы осенние частушки

Пропоём сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас. Ух!

2. До чего люблю я осень

Урожайная пора.

Всё созрело, вкусно очень

В огород бегу с утра. Ух!

3. В огороде и в саду

Фрукты, овощи найду

Ой, чего здесь только нет,

Можно сделать винегрет.

4. Вышла Люда в огород,

Шляпу нахлобучила,

Разлетелось вороньё –

Испугалось чучело.

5. В огород залез козёл,

Очень удивился,

Он большой кочан нашёл,

Чуть не подавился.

6. Здесь капуста распушилась,

Тут морковочка сидит.

Что со мною вдруг случилось,

Просто зверский аппетит.

7. Огурцы я уважаю

В зиму славно похрустим,

Ох, спасибо урожаю

Вместе с ним не загрустим.

8. Кабачок – как поросёнок,

Весит восемь килограмм!

Кто здесь худенький ребёнок

Кабачок ему отдам.

9. Ох, картошечка, картошка,

Без тебя не проживу,

Уж сломал вторую ложку –

Сковородочку скребу!

10. Кто на славу потрудился,

Кто всё лето не ленился,

Тот всю зиму будет сыт –

Осень щедро наградит.

Пугало: Как вы меня развеселили, даже плясать захотелось.

Танец с Пугалом

Вед.: Ребята, а вы хотите поиграть?

Мы будем овощи сортировать.

Игра – аттракцион «Сортировка»

(участвует четыре ребёнка, нужно рассортировать овощи по корзинам – картофель, лук, морковь, чеснок и кто быстрее это сделает)-2 р.

Вед.: Спасибо тебе, Пугало, за интересную историю, за игры, оставайся у нас на празднике.

Будем праздник продолжать,

Веселиться, петь, играть!

(надеть маски грибочков)

Посмотри, на наш праздник пришли настоящие грибочки, посмотрите на них.

1 гриб: Я-грибок, и ты-грибочек,

Мы растём средь пней и кочек.

День осенний чист и светел,

Не грустят грибы о лете.

2 гриб: Ярче солнышко свети,

Золоти листочки,

Пляшут весело и дружно

Яркие грибочки.

Танец грибочков

Вед.: А теперь всем пора плясать

Себя в танце показать.

Парная полька «Осень, осень 1,2,3,»

Вед.: Ну что, понравилось тебе, Пугало, у нас в гостях?

Пугало: Спасибо, развеселили вы меня, в гостях конечно, хорошо, но дома лучше, пора мне домой отправляться. До свидания! Не забудьте заглянуть в эту чудесную корзину.

(передаёт корзину с угощением ведущей и уходит)

Вед.: Посмотрим, что в корзине?(достаёт угощения) .

Вот и закончился праздник осенний,

Думаю, всем он поднял настроенье,

Хочется петь, улыбаться всегда

Дети, со мною согласны вы?

Дети: Да.

Вед.: Приглашаем всех на наше праздничное чаепитие.


Задачи:

— создавать условия для активной подготовки к празднику, творческих проявлений педагогов, родителей и детей;

— уточнять и закреплять знания об осенних изменениях в природе;

— способствовать индивидуальным проявлениям детей в разных видах деятельности.

Оборудование : костюмы героев праздника, корзина, осенние листья, листочки с заданиями, народные музыкальные инструменты, муляжи овощей; по 2 обруча, ведра, султанчика для «дождика»; конфеты для угощения.

Зал украшен как осенний лес.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в нашем музыкальном зале, чтобы попрощаться с красавицей Осенью. Пусть на улице уже лежит снег, но октябрь — месяц осенний, и Осень не собирается так рано от нас уходить. Скоро и в наш детский сад заглянуть должна.

Осень! Роща золотая!

Золотая, синяя.

А над рощей пролетает стая журавлиная,

Высоко под облаками гуси откликаются,

С дальним озером, с полями

Навсегда прощаются.

А. Пришелец

Смотрите, журавли пролетают. Они летят в теплую страну и машут нам своими белыми крыльями.

Девочки исполняют танец «Журавлиный клин» (из программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»).

Вот и журавли улетели, а Осени все нет. Что ж, мы будем Осень ждать и праздник продолжать. Ребята, прочитайте стихи, в которых говорится о красоте осенних листочков. Называется стихотворение «Осень», а написал его поэт Е. Головин.

1-й ребенок

Осень, по утрам морозы,

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

2-й ребенок

В лужах лед прозрачно-синий,

На листочках белый иней.

Ведущий. Давайте про листики песню споем. Стараемся петь громко и протяжно. Осень услышит нашу песню и придет.

Дети исполняют песню «Осень» (муз. А. Филиппенко, сл. А. Шибицкой).

Входит Осень с корзинкой, в которой лежат три осенних листочка с написанными на них заданиями.

Осень

Здравствуйте, мои друзья!

К вам пришла на праздник я.

Ведущий . Осень, проходи и будь нашей гостьей. Для тебя ребята подготовили осенние стихи.

1-й ребенок

Наступила осень, пожелтел наш сад.

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья.

Улетели птицы в дальние края.

А. Ерикеев

2-й ребенок

Падают с ветки желтые монетки.

Под ногами целый клад —

Это осень золотая дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья вам, и нам, и всем подряд.

И. Пивоварова

3-й ребенок

Заглянула осень в сад — птицы улетели.

За окном с утра шуршат желтые метели.

Под ногами первый лед крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнет, а запеть — стесняется.

В. Степанов

4-й ребенок

Листья золотые падают, летят.

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых.

Мы букет хороший сделаем из них.

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Е. Благинина

Осень. Хороший урожай овощей собрали люди на огородах. Много морковки, капусты, лука, и, конечно, репка выросла крепкая.

Игра «Репка»

Дети стоят кругом, в центре ребенок-«репка». За кругом бегает «мышка» и пытается поймать «репку» по окончании текста:

Репка, репонька,

Расти крепонька.

Ни мала, ни велика —

До мышиного хвоста, да!

Дети помогают «репке», закрывая перед «мышкой» круг, опуская руки, и «репка» оказывается внутри круга.

Ведущий. Не только люди, но и звери готовятся к зиме. Давайте послушаем, как готовятся мишка, ежик, мышка, белка.

Дети-герои надевают на голову шапочки и выходят в центр зала.

Медведь

Я к зиме берлогу рою,

Буду спать я в ней зимою.

Любит мишка косолапый

Спать зимой, сосать медвежью лапу.

Ежик

Я зимою тоже сплю,

Холодов я не терплю.

Осенью листья собираю,

В кучу их потом сгребаю.

Ежику тепло зимой

Под листвою золотой.

Белка

Осень, осень, меня послушай

И орешков вкусных покушай.

Я все лето их сушила,

А потом в дупло сложила.

Там еще грибочки есть,

Всех запасов и не счесть.

Мышь

И мышата не зевали,

Зерен в норки натаскали.

Если есть еда зимой,

Не замерзнем мы семьей.

Осень

Что ж, я вас всех хвалю.

Потрудились вы, смотрю.

Ребята, мне пора уходить, ведь дел у Осени очень много. Вам дарю корзинку, в которой лежат листочки с заданиями. Если все задания выполните, на дне корзинки найдете вкусное угощение.

Осень уходит.

Ведущий. Что ж, давайте достанем первый листок и прочитаем, что там написала Осень. Вы, ребята, не скучайте, парный танец начинайте.

Исполняется танец парами (по выбору педагога).

Еще листочек достаю, что написано, смотрю. Осень написала, что она перепутала листочки клена и дуба. Просит вас, ребята, разобрать листочки. И правда, в корзинке их очень много. Чтобы удобнее было разбирать, я выложу листья из корзинки на пол. (Разбрасывает листочки.)

Игра «Кто быстрее разберет листья»

Два мальчика собирают кленовые листочки. Две девочки собирают дубовые листочки. После игры ведущий ставит корзинку под елочку.

В зал входит Лиса с похожей корзинкой.

Лиса

Как народу много в зале,

А меня-то вы узнали?

Ведущий. Мы гостям всегда рады.

Лиса. Я не просто гость, я Лиса — самая красивая, самая ловкая, самая музыкальная. Никого я не люблю, только лишь себя хвалю.

Ведущий . Ой, как ты себя любишь, Лисонька! Наши ребята тоже и ловкие, и умные, и красивые, и музыкальные. Вот посмотри, как ловко и весело они играют на музыкальных инструментах.

Дети играют.

Лиса . Да, интересные какие музыкальные инструменты. А вот этот как называется? А этот?

Лиса показывает музыкальный инструмент, а дети рассказывают о нем.

И правда умные дети, а я не знала названий этих музыкальных инструментов. Зато я лучше и быстрее всех бегать умею, смотрите. (Бежит.)

Ведущий . Посмотри, как дети быстро урожай соберут и бегать будут быстрее тебя.

Игра «Уберем урожай»

Две команды игроков стоят в одном конце зала. У первого игрока в руках ведро. В другом конце зала обруч, в котором лежат муляжи овощей. Первый игрок бежит с ведром до обруча, кладет один овощ в ведро и возвращается к команде, передавая ведро следующему игроку. Выигрывает команда, которая быстрее завершит задание и соберет все овощи.

Лиса . Ах, как вы меня расстроили. Я думала, что я самая-самая лучшая на свете, а тут дети такие милашки, ловкие да быстрые. Я должна вас наказать и придумаю сейчас какую-нибудь хитрость.

Лиса оглядывается вокруг и видит корзинку Осени под елочкой.

Ах, под елочкой корзинка Осени, вот ее я и подменю. Вам оставлю свою, а корзинку Осени возьму себе. Что за листик тут, он мне не нужен. (Выбрасывает листок из корзинки. Обращается к детям.) А вы молчите и ничего никому не говорите, а то я вас как укушу!

Ой, что-то шуршит. Это, наверно, опять Ежик, который обещал меня своими иголками исколоть, мою шубку попортить. Надо убегать. (Убегает.)

Ежик . Я — лесной колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.

Ой, кажется дождь начинается.

Дети исполняют песню «Разноцветный дождик» (муз. И. Кошминой, сл. Ю Ильиной).

А что это за листочек на полу лежит? На нем что-то написано.

Ведущий. Ежик, давай я прочитаю, что нам Осень написала. В письме она просит нас с дождиком поиграть и свою ловкость показать.

Игра «Дождик»

Дети стоят кругом, в центре ребенок-«дождик». Движения «дождика» по тексту:

Дождик прыгал по дорожке: вот так, вот так.

Замочил он наши ножки: вот так, вот так.

Дождик льет на поля, и промокла вся земля.

Дождик с нами стал играть, наших деток поливать.

Дети разбегаются, «дождик» бегает за ними и задевает султанчиками.

Ведущий. Вот и выполнили мы все задания. Теперь на дне корзинки лежат вкусные угощения, так Осень сказала.

Ежик. Нет там ничего, пустая корзинка.

Ведущий. Дай я посмотрю. Ребята, а корзинка не та. Я поняла — это хитрая Лиса подменила корзинку. Вот негодная лисица, обманщица.

Входит Лиса.

Лиса. Кто это меня ругает? Да, я обиделась на вас. Всегда я была самая лучшая, красивая, быстрая и ловкая, а теперь и дети такие же хорошие пришли. Вот от злости на вас я и подменила корзинку, а что там вкусное лежит, не отдам, вот!

Ежик. Опять ты капризничаешь, ведь знаешь, что плохо поступаешь. Я тебя сейчас проучу и иголками исколю.

Лиса. Попробуй, догони.

Еж бежит за Лисой.

Ладно, я больше не буду, простите лисичку и возьмите свою корзинку. Вы меня простили?

Дети. Да.

Лиса . Тогда обнимите меня, а я вас угощу.

Дети обнимают Лису и садятся на стулья. Та угощает ребят конфетами из корзинки.

Ведущий . Вот и закончился наш осенний праздник. Желаем всем хорошей погоды, красивой природы, верных друзей и щедрых гостей.

Сценарий осеннего праздника для дошкольников 5-7 лет «В гостях у Маши и Дуняши»

Роли Маши и Дуняши исполняют взрослые. Маша — веселая, трудолюбивая сестрица, Дуняша — ленивая и ворчливая.

Под музыку дети парами заходят в музыкальный зал и выстраиваются полукругом у центральной стены.

Ведущая . Дорогие дети, уважаемые гости! Разрешите начать наш осенний бал. Сегодня мы прощаемся с золотой красавицей осенью.

1-й ребенок.

Быстро лето улетело

Перелетной птицей вдаль,

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2-й ребенок.

Вмиг заворожила взоры

Огневой своей листвой,

Колоском, созревшим в поле,

Пожелтевшею травой.

3-й ребенок.

Одарила гостья-осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов.

4-й ребенок.

Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи,

Осень, это праздник твой!

М. Дорофеева

Дети исполняют песню на мотив «Круто ты попал на ТВ».

1. Собрались мы в этом зале,

Чтобы петь и танцевать,

Мы друзей своих позвали,

Чтобы нам не заскучать.

Этой песней открываем

Наш осенний, яркий бал.

И все скажем для начала:

«Очень круто ты попал!»

Припев:

Круто ты попал к нам на бал!

И друзей своих приводи!

Круто ты попал к нам на бал,

Это класс!

Начинаем праздник сейчас!

2. Бродит осень по дорожкам

И заходит к детям в сад,

Сразу листья пожелтели

И летят, летят, летят...

Начинает, начинает

Осень свой прощальный бал.

Мы попали просто в сказку —

Ты попал, и я попал!

Припев.

5-й ребенок.

Бал в разгаре! Песни, смех!

Музыка зовет нас всех

Веселиться, танцевать!

Всем запрещено скучать!

6-й ребенок.

Руку смело дали другу,

Встали парами по кругу.

Мы танцуем очень ловко

Наш любимый танец «Польку»!

Дети исполняют танец «Веселая полька», музыка и движения по выбору музыкального руководителя. После танца дети садятся на места.

Ведущая.

Нас в гости пригласили

Дружные сестрицы.

Они веселых танцев

И песен мастерицы.

Мы тихонько посидим,

Что же будет, поглядим.

Под русскую народную мелодию «Я на горку шла» в музыкальный зал, пританцовывая, заходит Маша. За ней медленно бредет сонная Дуняша. Она несет большую цветастую подушку, устраивается на скамеечке спать.

Маша (поет).

Я на горку шла, тяжело несла,

Дуняша (лежа на скамеечке).

Знамо дело, уморилась, уморилася!

Маша.

Пироги пекла да избу мела.

Уморилась, уморилась, уморилася!

Дуняша (садится на скамеечке).

Ну, конечно, уморилась, уморилася!

Я всю ночь спала, и полдня спала.

Тоже очень уморилась, уморилася.

Ох, как сильно уморилась, уморилася!

Поправляет подушку и опять ложится.

Маша.

Дуня, Дуняша, вставай поскорей!

Смотри, сколько пришло к нам гостей!

Дуняша.

Не мешайте, не будите,

Лучше по домам идите...

Вовсе не хочу вставать,

Не мешайте Дуне спать!

Маша . Дуня, уж солнышко светит давно.

Дуняша. Подумаешь, светит. Мне все равно.

Маша.

Слушай, Дуня, хватит спать!

Пора гостей нам принимать!

Дуняша (медленно встает, читает стихотворение нараспев, с закрытыми глазами).

Вставать по утрам неохота и лень.

Спала б я все утро, спала б я весь день.

Спала б я весь вечер, спала бы всю ночь,

А встану — опять завалиться не прочь.

Опять укладывается.

Маша.

Это, Дуня, просто лень!

Это ж надо — спать весь день!

Хватит спать, давай поднимайся

И за работу скорей принимайся!

Дуняша. Разве ты не слышала? Уморилась я, сил никаких нет, а ты на работу зовешь!

Маша . Что же нам, Дуняша, с тобой делать? Ребята в гости пришли, а ты то спишь, то ворчишь! Но, кажется, я придумала, как можно тебя разбудить! Сейчас мы с ребятами споем веселую песенку. Дуняша тоже очень петь любит. Точно знаю, весь сон ее как рукой снимет!

Дети исполняют веселую песню по выбору музыкального руководителя.

Дуняша (ворочается, потягивается, зевает). Эх! Хороша песня! Сплясать бы, да больно кушать хочется! Машка, а Машка, ты же вроде пироги собиралась печь? Давай тащи свои пироги! Сейчас мы с ребятками угостимся как следует!

Маша . Поработай сначала, а потом уж и пироги спрашивай! Бери-ка метлу, пойдем двор мести. Гляди-ка, сколько листьев осенних нападало! (Подает Дуняше метлу.)

Маша (поет).

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

Кружатся, плавно летят.

Дуняша . Такие листочки красивые, неохота даже и убирать, пусть еще полетают! (Отмахивается, продолжает сидеть на месте.)

Девочки исполняют «Танец осенних листочков».

Музыка и движения по выбору музыкального руководителя.

Дуняша. На-до-е-ло! Летят и летят эти противные листья, конца-краю им не видать! Ух, и гадкая же эта осень! Нет от нее никакой радости, и пользы никакой, кроме вреда!

Маша . Что ты говоришь, Дуняша! Как это, нет никакой радости, никакой пользы?! Ты только посмотри, какая красота вокруг! А фрукты, овощи, грибы? Запасы на зиму?

Дуняша . Запасы, запасы. Какие такие запасы? Современные дети вообще не знают, зачем нужны эти овощи-фрукты.

Маша . Все они прекрасно знают. Знают и то, что овощи и фрукты — полезные продукты.

Дуняша . А это мы сейчас проверим! Я сейчас загадки буду загадывать. Уверена — никто не отгадает!

Дуняша загадывает детям загадки.

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад. Ну, конечно... (виноград).

Это кто такой зеленый,

Вкусный, свежий и соленый?

Очень крепкий молодец,

Кто же это? (Огурец)

Сама пламенная,

А сердце — каменное. (Вишня)

Красный, сочный,

Вкусный, прочный.

Он растет, не тужит,

С огурцами дружит. (Помидор)

В огороде нашем жил

И со всеми он дружил,

Хвост — зелененький крючок.

Знаем, это... (кабачок).

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый — все довольны.

Так приятен он на вкус!

Как зовут его? (Арбуз)

Н. Майданик

Весною повисло,

Все лето кисло.

А сладкое стало,

На землю упало. (Яблоко)

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелененькие пятки. (Морковь)

Сладкая, душистая,

Выросла в саду тенистом.

Состоит из долек малых,

Очень вкусных, сочных, алых. (Малина)

Белобока, круглолица,

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее... (капуста).

Дуняша. Ну вот, я так и знала — все вперемешку. А вот где овощ, где фрукт, знает хоть кто-нибудь?

Маша. Конечно, все ребятки знают! Сейчас мы тебе это докажем.

Проводится игра «Овощи — фрукты».

Из общей кучи надо отобрать в разные корзинки муляжи овощей и фруктов, называя их.

Маша . Видишь, Дуняша, как хорошо ребятки в овощах разбираются!

Дуняша. Тоже мне! Разве это трудно? На овощи посмотрели и сказали, как они называются. Любой дурак может. А вот не глядя попробуйте! На ощупь, можно сказать. Спорим, никто не сможет?

Маша. А вот и смогут! Правда, ребята?

Дуняша. Сейчас лично проверю! Итак! Смертельный номер! Слабонервных родителей просим удалиться из зала! Экстремальное шоу «Кот в мешке»!

Проводится игра «Определи овощи и фрукты на ощупь».

В небольшом мешке сложены муляжи овощей и фруктов. Желающие дети по очереди выходят, опускают руку в мешок и, не заглядывая туда, стараются определить, что именно оказалось у них в руках. В подтверждение правильности ответа предмет достается и показывается всем. Маша хвалит ребятишек за правильные ответы.

Маша . А знаешь, Дуняша, какие красивые стихи ребята знают об осени?! Дуняша. Не знаю, и знать не хочу.

Маша. Нет, ты все же садись и слушай.

Дети читают стихи.

Я сидел сегодня дотемна

Около открытого окна.

Вдруг на подоконнике прилег

Золотистый маленький листок.

За окошком сыро и темно,

Вот он и влетел в мое окно.

Он дрожит. И видно, оттого

Шевелится хвостик у него.

В. Орлов

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Рыжий листик подружился с ветерком,

Все кружится и играет под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала,

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня!

О. Чусовитина

Маша. А теперь, Дуняша, послушай, как ласково дети поют об осени песни!

Дети исполняют песню «Осень пришла», слова и музыка С. Юдиной.

Дуняша . Ну, все! Хватит! Стихи послушали, песни попели. Теперь плясать давай!

Маша . Погоди плясать, я еще с делами не управилась. Сейчас на кухню сбегаю, проверю, как там тесто. А ты тут ребят пока развлеки чем-нибудь. А вот когда вернусь, тогда и плясать будем!

Дуняша . Ладно. Я им сейчас прочту лекцию о пользе овощей и фруктов в детском питании. Я ведь отлично в этом деле разбираюсь! Итак, слушайте внимательно! Берем для начала свеклу столовую. Что такое свекла? Свекла — это самая незаменимая вещь в детском питании, а главное — в косметике! Раз! И вам обеспечен долговременный, здоровый румянец на щечках! (Трет щеки кусочками свеклы.)

Или вот, к примеру, морковь. Это же кладезь витамина альфа-бета-гамма-каротина! У зайцев, знаете, какие зубы крепкие? А почему? А все потому, что зайцы регулярно питаются морковкой. Если, конечно, их сторож не поймает.

А вот зелененький огурчик! Масочка для лица из него весьма пользительная получается. Глядите, учитесь, пока я жива, как масочку из огурчика для лица делать. Очень помогает от морщин. Особенно тем, у кого их нет!

А вот про картошечку отдельный разговор. Картошечка... А где картошка? Машка! Где картошка? Беги скорее в погреб за картошкой, а то у меня лекция срывается!

Маша (заглядывает в музыкальный зал, руки в муке). Сходи, Дуняша, сама. У меня тесто подошло, я пирожками занялась.

Дуняша . Вот вечно так: все мне приходится самой делать! Где же там эта картошка? А вот она! (Берет мешок с картошкой, картошка просыпается через дырку в мешке.) Машка! Машка! Откуда дырка в мешке?

Маша (заглядывает в зал). Не знаю, Дуняша, может, мышки прогрызли... Попроси ребят, они помогут тебе картошку собрать.

Проводится игра «Собери картошку ложкой».

Дуняша . Ох, плясать охота! Машка еще со своими пирогами застряла на кухне. Да ну ее! Пусть ковыряется!

Выходи, честной народ,

Сейчас Дуня в пляс пойдет!

Будем праздник отмечать,

Будем весело плясать,

Чтоб ребята захотели

В гости к нам прийти опять.

Дети исполняют общий танец по выбору музыкального руководителя.

Дуняша . Ох, уморилась, не могу! Машка, а Машка! Ну, скоро ты там со своими пирогами? Тащи их сюда скорее! Мы давно готовы к приему пищи!

Маша . Погоди, Дуняша, еще чуть-чуть. Пусть подрумянятся, как следует.

Ведущая. Посиди, Дуняша, отдохни да песню нашу послушай. А название песни ты узнаешь, отгадав нашу загадку.

Люди ждут его, дожидаются,

А когда он придет, укрываются.

Дуняша. Сосед за спичками зашел? Нет, соседа вряд ли стали бы дожидаться. Может, почтальон пенсию принес? А зачем тогда от него прятаться? А! Поняла! Это же про дождик!

Дети исполняют песню

«Дождик обиделся», слова М. Пляцковского, музыка Д. Львова-Компанейца. Затем дети по очереди читают стихи.

Дети.

Дождь прошел, повсюду лужи,

Где пошире, где поуже.

Через лужу прыгнул — раз!

В лужу — шлеп! И весь рассказ!

В луже солнышко помылось,

Сразу все преобразилось.

Искупалась в луже я —

Испугалась вся семья!

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Динь-динь-дон, по лужам.

Без плащей идем и шляп:

Мы с тобою дружим.

Кап-кап-кап, динь-динь-дон,

Все танцуют под дождем,

Динь-динь-дон, кап-кап-кап,

Без плащей, зонтов и шляп.

А. Богдарин

Девочки исполняют «Танец дождя» с синими лентами.

Дуняша. Спасибо вам, ребята! Казалась мне осень скучной и неприветливой. А теперь поняла я, сколько красоты и радости в ней для тех, кто любит трудиться!

Входит Маша с пирогами.

Маша. Спасибо вам, ребята, за песни звонкие да танцы веселые, за стихи красивые да костюмы чудесные.

Дуняша . Ой, Машка, вот и ты со своими пирогами! Подгорели, небось?

Маша . Ничего и не подгорели. Вот они — румяные, душистые, сдобные!

На них корочка пшеничная,

А начинка в них — яичная.

А вот тут — вкусные

Пироги капустные.

Кто пирог с повидлом любит?

С мармеладом? Курагой?

Подходите, угощайтесь!

Пироги на вкус любой!

Дуняша и Маша уходят.

Всех ребяток сейчас и гостей угостим! Угощайтесь на здоровье да хвалите осень-кормилицу. А нам, Дуняша, пора. Работы в огороде еще много. Не зря в народе говорится: «Осень — запасиха, зима — подбериха». До свидания!

Ведущая.

Всему в природе свой черед,

За осенью зима придет.

Хоть и жалко расставаться,

Но с осенью пора прощаться.