Считается ли грехом невенчанный брак. В чем таинство? Что таинственного происходит? Можно ли разводиться после венчания? отношение церкви к разводу

Венчание — важное событие. Но бывают случаи, что оно является повторным. О всех секретах данного действа и пойдет речь в статье.

Сейчас принято проходить таинство венчания после нескольких лет совместной семейной жизни. Возможно, это вполне правильное, логически взвешенное решение, ведь лишь пожив с человеком, можно окончательно понять для себя есть ли общее будущее и тот таки это человек, с которым «и в огонь и в воду».

Кроме того, психологами доказано, что подобные встряски обыденной семейной жизни оживляют погасшие чувства, пробуждают былую страсть и настраивают на новый этап, ведь фактически, венчание – это еще одна свадьба, после которой, по всем канонам, обязательно следует медовый месяц. Сегодня мы поговорим о том, можно ли венчаться во второй раз, как это правильно делать и обсудим отношение церкви к такой процедуре.

Можно ли повторно венчаться в церкви второй раз, несколько раз с другим человеком после развода, вдове?

С давних времен православные праздновали свадьбу молодых именно после таинства венчания. Считалось, что в такой способ брак заключился не только на земле, но и на небе. Тогда, как и сейчас, брак нужно было регистрировать и в уполномоченных органах, но вот считался он законным, только после проведения таинства обручения и венчания. Этот закон был принят в далеком 1723 году, набожным христианином Петром І.

В наше время законные союзы, в первую очередь, заключаются в ЗАГСах и лишь некоторыми дублируются в церквях. Объясняется это пониманием самого таинства «венчания». Ведь предание гласит, что невозможно разорвать брак, скрепленный небесами.

Венчание – очень древний обряд, поэтому с ним связано множество традиций, обычаев, запретов, суеверий, пословиц и поговорок. Церковью дан четкий перечень причин, по которым бракосочетание в Храме Господнем считается недопустимым:

  • Наличие 3-х и более браков, расторгнутых ранее
  • Наличие близких (до 3-го колена) родственных связей между брачующимися
  • Не прохождение ранее обряда крещения кем-либо из брачующихся
  • Наличие не расторгнутого гражданского либо церковного союза
  • Принадлежность партнеров или одного из них, к какой-либо другой вере (мусульманству, буддизму, иудаизму).

Православная вера выступает против разводов. Развод порицается, но признается, ведь человек по сути своей немощен и порой вправе совершить ошибку. Стоит отметить тот факт, что ранее союз считался расторгнутым только в случае смерти одного из супругов. Расторгнуть священные узы, связанные церковью не так просто, как подписать заявление о разводе, но все же возможно.

Церковь имеет некий перечень причин, по которым венчальный союз может быть расторгнут епархиальным архиереем. Поводов для этого несколько:

  • Прелюбодеяние либо же измена одного из супругов
  • Законное вступление одного из супругов в союз с другим человеком
  • Отказ одним из пары от православия
  • Наличие у одного из супругов аморальных пороков (онанизм, лесбиянство, гомосексуализм, зоофилия, трансвестизм, педофилия, некрофилия)
  • Сводничество (т. е. содействие в удовлетворении половой страсти внебрачными связями) и снохачество (т. е. половые сношения главы семьи с младшими женщинами, в частности с женой сына)
  • Появление после брака болезней, передающихся половым путем (сифилис, СПИД, гонорея, ВИЧ, гепатит прочее)
  • Длительное отсутствие одного из супругов. Имеется в виду, когда человек пропал без вести
  • Причинение вреда самому себе в такой мере, что выполнение супружеского долга становится невозможным
  • Покушение на жизнь или здоровье супруга либо детей вторым партнером
  • Извлечение выгоды из грехов либо же недугов партнёра
  • Наличие неизлечимых психических отклонений у одного из партнеров
  • Наличие у одного из супругов таких болезней как алкоголизм, наркомания, токсикомания
  • Совершение одним из супругов одного или нескольких смертельных грехов, а также пожизненное заключение половинки
  • Сделанный, без ведома и согласования с мужем, аборт


Как видим, даже священный брак можно расторгнуть. Возникает вопрос, а можно ли вступать в церковный брак повторно? В Евангелии говорится, что право на второй брак имеет только тот из бывших супругов, который не был грешен и не по вине которого случился первый разрыв. Но если виновник искренне покаялся в совершенном, достойно вынес епитимью – наказание, избранное священнослужителем (паломничество, постование прочее), то и у него есть возможность заключить союз с новым избранником повторно. Вдовы или вдовцы также имеют полное право на второй церковный брак.

Второе повторное венчание в православной церкви: правила

Венчание – важный шаг, который обязательно должен быть осознанным и взвешенным. Принимая его, не стоит гнаться за модой, потакать желаниям любимого/любимой, либо же преследовать еще какие-то цели. Это должно быть только ваше, разумное и полностью осознанное решение. В идеале, венчание совершается единожды в жизни человека. Но реалии таковы, что найти идеал сложно, поэтому случаются разводы, после которых жизнь не заканчивается. Большинство разведенных пар все же не опускают руки, находят свои вторые половинки и хотят пережить таинство венчания еще раз.

  • Перед венчанием пара обязательно должна причаститься. Для этого следует соблюдать пост хотя бы 3-4 дня перед самой процедурой
  • Часов за 12 до самого таинства желательно вообще не употреблять ни пищу, ни воду. Если до брака у пары уже была интимная связь, перед причастием хорошо бы воздержаться хотя бы несколько дней
  • Непосредственно перед самим причастием молодые произносят некоторые молитвы, а именно: Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю и Последование ко Святому Причащению
  • Традиционно, церемония венчания не проводится без обручальных колец, 2-х икон (одна с изображением Иисуса Христа, вторая – Божьей Матери), 2-х венчальных свечей и вышитого полотенца (рушника)
  • Все это необходимо подготовить заранее. Накануне таинства кольца передаются священнику, для благословения. Кстати, считалось, что лучше всего для молодой подходит серебряное, а для молодого – золотое кольцо.
  • В семейной паре муж отождествляется с Христом, а жена с Церковью. Именно золото является символом Божественной Славы Христа и Иерусалима Небесного, а серебро символизирует духовный свет, чистоту и благодать. Сейчас даже церковь не обращает на этот факт особого внимания, но если есть желание, то вы можете учесть и этот нюанс.


Церемония церковного бракосочетания условно делится на 2 чинопоследования – обручение и венчание.

  • Господне обручение является неким признанием молодых перед церковью, Богом и присутствующими на церемонии гостями.
  • Молодые же выражают свою готовность к созданию семьи и берут за нее ответственность.
  • Таинство обручения предполагает собой взаимный обмен кольцами. Молодой одевает свое кольцо невесте, символизируя этим любовь и полную готовность жертвовать всем жене своей.
  • В свою очередь молодая одевает свое кольцо жениху, символизируя этим ответную любовь и преданность. По церковным правилам обмен кольцами производится трижды, дабы возвысить честь и славу Пресвятой Троицы.
  • Далее совершается церемония венчания – таинственное освящение супружества Божественной благодатью. Главным атрибутом венчания является венец – символ обета, избранничества и священного брака. Он держится над головами брачующихся в знак мученичества, поскольку настоящая семейная жизнь – это не только радостные и приятные, но порой и грустные моменты. Венец выступает символом не только царственного достоинства, но и Царствия Небесного. Человек, который живет в мире и гармонии, духовно возрастает вместе со своим супругом или супругой, тем самым готовится для Царствия Небесного.
  • Тот, кто проживет свою жизнь достойно, будет достоин и спасения. Венчая молодую семью, церковнослужитель еще раз напоминает людям об этом.
  • Если венчание для обоих молодых является вторым по счету – венцы держатся над плечами молодых.
  • Если третьим – венцы не используются вообще.
  • В случае, если один из брачующихся венчается впервые, а второй уже был венчан – таинство проводится по классической схеме.
  • После обмена венцами, молодым подносится красное вино, которое они попеременно выпивают, в знак готовности делить как грусть, так и радость на двоих. После чего руки молодым скрепляют рушником, который выступает символом верности данному обету и совместной жизни душа в душу.


Важно помнить, что далеко не каждый день подходит для проведения таинства обручения и венчания. Не проводится церемония:

  • В дни, попадающие на пост
  • Накануне и в дни великих праздников (Рождение Богородицы, Яблочный спас, Рождество, Пасха прочее)
  • Перед храмовыми праздниками
  • В дни строгого однодневного поста (11 сентября, 27 сентября)
  • Перед и в дни Святок

Как получить разрешение на венчание при втором браке?

Под венчанием понимается физическое, а также духовное единение, расторгнуть которое невозможно. Церковь неодобрительно относится ко второму венчанию, но все же допускает его, понимая человеческую слабость.

Но для того, чтобы еще раз пережить таинство венчания, сначала нужно пройти процедуру «развенчивания». Это условный термин, который используется в быту и не признается священниками, ведь как уже говорилось неоднократно, то, что скреплено небесами, разъединить невозможно.

  • «Развенчивание» производится только наивысшим священником – епархиальным архиереем. Он вправе принять решение, исходя из ситуации, давать шанс на второй брак, либо же нет. Вполне возможен и отрицательный ответ, ведь православными людьми считается, что если нарушаются обеты о преданности и верности другому человеку перед Богом, – это неизлечимо ранит душу и ведет к дальнейшим ее мучениям.


  • Для того чтобы получить разрешение на второе венчание нужно обратиться к церковнослужителю и написать на имя архиерея прошение о позволении повторного вступления в церковный брак, к которому обязательно приложить свидетельство о разводе и новое свидетельство о браке. После чего пройти церемонию покаяния, за совершенные ошибки не только в прошлом браке, но в жизни вообще. Лучше всего покаяться перед Богом на исповеди. Многие боятся исповеди, поскольку думают, что могут быть не правильно поняты священником. Но исповедь – это покаяние души, которая искренне стремится к прощению, а заслужить его можно только очистившись. И священник обязательно поможет каждому желающему.

Напоминаем еще раз, что браки допускаются только до 3-х раз. И даже если брачующийся жаждет венчаться впервые, но это уже его 4-й юридически оформленный брак – по каноническим законам венчание не состоится.

Венчание – осознанный, осмысленный шаг в жизни каждого человека, говорящий людям и Богу о целенаправленном выборе своего партнера в качестве вечного спутника. Но если все же что-то пошло не так, семья распалась и ничего уже не вернуть, есть возможность «развенчаться».

Естественно, развод порицается и не считается нормой, но исходя из слабодушия человеческого, церковью допускается. Кроме того, разрешается венчаться 2-й и 3-й раз, но не более. Любите и будьте любимы! И помните, что успешный брак – это ежеминутная, кропотливая работа каждого из супругов!

Видео: Слова священника о повторном венчании

Как быть с невенчанным мужем?

Вниманию читателей предлагаем статью из российской «Православной газеты для простых людей», раскрывающую отношение Святой Церкви к браку и семейной жизни. Но как же поступить супругам, состарившимся в гражданском браке, но скорбящим о том, что их брак не имеет церковного благословения? Венчаться по чину Православной Церкви? Но этот чин предусмотрен для людей, вступающих в брак, начинающих семейную жизнь и, во всяком случае, не для пожилых.

Для пожилых супругов имеется особый чин. Он помещен в 4-м томе «Настольной книги для священнослужителей», изд. Московской Патриархии 1983 года, стр. 309.

Митрополит КОРНИЛИЙ

«Считается ли блудом невенчанный брак?

Меня батюшка не допустил к причастию, услышав, что я с мужем невенчана, сказал, что сначала должна покаяться за жизнь в блуде. Мне горько это слышать: ведь мы с мужем любим друг друга долгие годы, вырастили детей. И я не смогу оставить его за то, что он еще не пришел к Богу вместе со мной и к венчанию не готов. Неужели верная любовь и крепкая семья могут считаться блудом?! У меня это не укладывается в голове.
С уважением, Наталия Н.,
Владимирская обл.

От редакции: Дорогая наша читательница! В качестве ответа на ваш вопрос публикуем отрывок из новой книги протоиерея Николая Балашова «И сотворил Бог МУЖЧИНУ и ЖЕНЩИНУ. Комментарий к Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», только что вышедшей в издательстве «Даниловский благовестник».

«Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» , – писал в самом начале II века священномученик Игнатий Богоносец (епископы возглавляли тогда каждую церковную общину).

Подобные выражения встречаются и в более поздних святоотеческих писаниях. «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы... супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией» , – говорил, например, святитель Иоанн Златоуст.

Итак, таинство брака изначально признавалось Церковью. Но формы его совершения бывали различными. И существующий у нас особый обряд брачного венчания довольно позднего происхождения – он стал общеупотребительным лишь в конце IX века, да и то лишь для свободных лиц (согласно 89-й новелле византийского императора Льва VI). На рабов этот обычай распространился еще позднее, в конце XI века.

А что же было до того? В течение многих столетий Церковь жила без такого обряда и признавала действительным брак между верующими людьми, который фиксировался только через публичное объявление в общине, благословение епископа или священника и совместное участие в Божественной Литургии. Церковь следовала нормам тогдашнего римского права, согласно которым законным браком признавалось подтвержденное перед свидетелями соглашение между свободными в своем выборе мужчиной и женщиной. Классическое определение языческого римского юриста третьего века Модестина («Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божественном и человеческом праве» ) перешло во все основные канонические сборники Православной Церкви, включая славянскую «Кормчую книгу».

Исторические памятники свидетельствуют, что в VI-м, и в VIII-м, и в IX-м веках в Византийской империи законный брак мог заключаться как священником, так и экдиком, то есть своего рода нотариусом. И Церковь не выражала по этому поводу никаких протестов. Браки, заключенные, по-нашему говоря, в гражданском порядке, признавались законными. Состоящие в них супруги не подвергались каноническим прещениям. «Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь» , – сказано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (Х. 2). Таким образом еще раз подтверждено уважительное отношение Церкви и к гражданскому браку, засвидетельствованное ранее в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года.

– Значит, нельзя говорить о гражданском «невенчанном» браке как о блуде? Почему же тогда некоторые духовники не допускают к причастию тех из своих чад, которые по каким-либо причинам не повенчались? Какой ужасный выбор стоит иногда перед православной женщиной, у которой неверующий муж не соглашается венчаться: разводиться с любимым мужем или отказываться от Причастия, считая себя блудницей?!

– Да, несмотря на Определение Синода, мы до сих пор встречаемся с тем, что священники, чаще всего молодые, не допускают до причастия людей, которые состоят в «невенчанном» гражданском браке. И это даже в тех случаях, когда речь идет о людях пожилых, в брак вступивших давным-давно. В те времена, скорее всего, оба супруга были людьми неверующими, во всяком случае, весьма далекими от церковной жизни. Иногда для них в данный момент венчание невозможно хотя бы потому, что только один из супругов стал верующим, церковным человеком, а другой стоит весьма далеко от православной церковности.

Именно такие и подобные им нарушения в области духовнической практики стали, как известно, поводом для вышеупомянутого синодального Определения. В частности, как отмечалось, «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом» . Священный Синод признал такие меры неприемлемыми.

Ясно, что гражданским браком здесь именуется юридически действительный супружеский союз, а не просто сожительство двух людей, не желающих связывать себя какими-либо «формальными обязательствами».

– Значит, венчаться совсем не обязательно?

– Речь идет совсем не о том. Конечно, Православная Церковь, как указано и в том же Определении Священного Синода, настаивает на важности и необходимости церковного брака для своих членов. Совершением церковного бракосочетания торжественно утверждается создание домашней церкви. Это выражение, часто встречающееся в посланиях апостола Павла (Рим. 16. 4; Кор. 16. 19; Кол. 4. 15; Флм. 1.2 ), используется в «Основах социальной концепции» для описания христианской семьи. Образы Христа – жениха (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36 ) и Церкви – жены или невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9 ) неоднократно употребляются в Священном Писании. Уже одно это говорит об особой внутренней близости семьи и Церкви. «Брак есть таинственное изображение Церкви» , – говорил святитель Иоанн Златоуст. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20 ), – эти слова Господа можно отнести ко всякой семье, в основе которой лежит не только любовь супругов друг ко другу, но и их совместная устремленность ко Христу.

– Нет и не может быть оправдания лукавству некоторых верующих, сознательно уклоняющихся от церковного бракосочетания, чтобы не связывать себя слишком серьезными обязательствами («поживем – увидим, может, потом и обвенчаемся»). Как показывает опыт, такой «пробный» брак чаще всего разваливается спустя определенное время.

Однако нельзя забывать, что «на протяжении длительного периода государственного преследования религии совершение торжественного венчания в церкви фактически оставалось крайне затруднительным и опасным» (Х. 2) . В определенных случаях Церковь способна признать таинство любви свершившимся, хотя обряд брачного венчания и не был совершен. Например, если оба супруга, ранее не являвшиеся членами Церкви, присоединяются к ней, их брак признается действительным и освящается самим таинством крещения и последующим участием в Евхаристии, не нуждаясь в обязательном совершении дополнительных обрядов.

– А если к вере обратился лишь один супруг?

– На такой вопрос ясно ответил еще святой апостол Павел:

«Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим... Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7. 12-14, 16 ).

В Послании апостола Петра также содержится обращение к христианкам, мужья которых – неверующие. Апостол не только не советует своим слушательницам разводиться, но и настаивает, что они должны проявлять особенное внимание и послушание своим супругам, «чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3. 1-2 ).

Впоследствии, в 72-м каноне Трулльского собора, со ссылкой на апостольские слова также была подтверждена действительность союза между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком» , если впоследствии один из супругов принял христианство. Уважение Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере» , засвидетельствовано и в упомянутом выше Определении Священного Синода 1998 года.

О Христе сказано, что Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12. 20) . А Церковь подражает Христу. Поэтому ее пастырская забота всегда стремится к сохранению, а не к разрушению брачного союза, даже если союз этот страдает определенной неполнотой духовного единства.»

О Браке и Венчании

Церковь воспринимает брак как таинство, причем таинством является не столько венчание, сколько сам брак как союз мужчины и женщины. Ни одна религия, ни одно мировоззрение не относится к браку так, как христианство, благословляющее чудо соединения двух людей в единую плоть, единую душу и единый дух.

Далеко не всегда прочность брака обеспечивается венчанием. В церковных таинствах нет магии, они не действуют независимо или против человеческой воли. Бывает, что люди вступили в церковный брак, над ними было совершено венчание по всем канонам, а брак не сохранился, распался. И наоборот, можно привести множество примеров, когда по тем или иным причинам супруги не венчались, но при этом в течение многих лет жили как единое неразрывное целое, как прочная христианская семья.

По мнению митрополита Илариона существует два типа брака. Первый - брак как таинство, второй - брак как совместное проживание. Брак как таинство - это когда два человека соединены друг с другом настолько полно, глубоко и нераздельно, что не мыслят себе жизни друг без друга, когда они дают обет верности друг другу не только на земную жизнь, но и на всю последующую вечность.

Брак как таинство может состояться только в том случае, если он с самого начала - и даже еще до начала - будет соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к браку христианская Церковь. Почему Церковь установила строгие правила, касающиеся, в частности, взаимоотношений между женихом и невестой до брака? Почему существуют отдельно обручение и венчание, которые в древности совершались в разное время, и временной промежуток между ними составлял порой несколько лет? Сейчас, как правило, и обручение, и венчание совершаются одновременно, но изначальный смысл этих двух событий совершенно разный. Обручение свидетельствовало, что мужчина и женщина решились принадлежать друг другу, что они дали друг другу обет верности, то есть, по сути дела, уже вступили в брак, но их брак до венчания еще не является полноценной семейной жизнью: они, в частности, должны воздерживаться от супружеского общения. Они встречаются и расстаются, и этот опыт совместного пребывания и разлуки закладывает тот фундамент, на котором затем будет построено прочное здание брака.

В наше время брак нередко распадается именно потому, что у него не было прочной основы: все было построено на мимолетном увлечении, когда люди, не успев вбить в землю сваи, определить, каким должен быть «дизайн» их будущего дома, сразу же начинают возводить стены. Такой дом неизбежно оказывается построенным на песке. Церковь именно потому устанавливает для супругов подготовительный срок, чтобы мужчина и женщина сумели построить брак не только на страстном половом влечении, но на чем-то гораздо более глубоком - на душевном, духовном и эмоциональном единении, на совместном желании отдать жизнь друг другу.

Таинственный брак заключается, если можно так сказать, на горячее сердце, но на трезвую голову. Мужчина и женщина должны иметь достаточно времени, чтобы первое увлечение, которое рискует пройти, было испытано временем. Опыт совместного и раздельного пребывания должен дать им ответ на вопрос, готовы ли они жить вместе, готов ли каждый из них сказать: "Да, это именно тот человек, с которым я могу разделить всю свою жизнь, которому могу отдать все, что у меня есть".

Существует ложное, ошибочное мнение - что Церковь против супружеского общения, что оно, по учению Церкви, должно быть сведено к минимуму. Также ошибочно мнение, выдаваемое за учение Церкви, о том, что общение супругов в браке допустимо исключительно с целью чадородия, то есть для зачатия ребенка; в течение всего остального времени от полового общения надо воздерживаться. Это не учение Церкви и никогда таковым не было. Бог не создал бы людей такими, какие они есть, не вложил бы в мужчину и женщину влечение к друг к другу, если все это было нужно исключительно ради деторождения. Супружеская близость имеет свою ценность и свой смысл, являясь неотъемлемой частью брачного союза. Конечно, Церковь устанавливает определенные дни и периоды, когда супруги призываются воздерживаться от брачного общения - это время Великого и других постов, то есть то время, которое дается Церковью для того, чтобы люди могли сконцентрироваться на духовной жизни, время аскетического подвига, испытания. Обращаясь к супругам, апостол Павел говорит: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (Первое послание апостола Павла к Коринфянам глава 7 стих 5).

Супруги в браке призваны взаимно дополнять друг друга. Очень важно научиться видеть и ценить в другом то, чего нет у тебя.

В браке люди осознают, что, если бы они не встретились, они оставались бы неполноценными, незавершенными. Это не означает, конечно, что брак является единственной возможностью самореализации. Есть и другие пути. Есть и путь безбрачия, путь монашества, когда все то, чего человеку не хватает, восполняется в нем не другой человеческой личностью, но Самим Богом, когда сама божественная благодать "немощная врачует и оскудевающая восполняет".

Чем брак как совместное проживание отличается от брака как таинство? Брак как совместное проживание означает, что в какой-то момент судьба свела двух людей, но между ними нет той общности, того единства, которое необходимо для брака, чтобы он стал таинством. Живут двое - и у каждого своя жизнь, свои интересы. Они давно бы развелись, но жизненные обстоятельства заставляют их оставаться вместе, потому что, например, невозможно разделить квартиру. Такой брак, - будь он "венчанный" или "невенчанный", - не обладает теми качествами, которыми должен обладать христианский брак, когда, как говорит апостол Павел, муж является для жены тем же, чем Христос для Церкви, и жена для мужа тем же, чем Церковь для Христа. В таком браке отсутствует тесная, неразрывная взаимосвязь, верность, жертвенная любовь. Люди в таком браке не переступают через свой эгоизм и, прожив вместе много лет, остаются замкнутыми каждый на самом себе, а значит, чужими друг другу.

У всякого брака, начавшегося как простое совместное житие, есть потенциал перерастания в таинство, если супруги работают над собой, если они стремятся уподобиться соответственно Христу и Церкви. Брак, который начался как совместное проживание, может обрести новое качество, если супруги воспринимают брак как возможность вырасти в некое новое единство, выйти в иное измерение, преодолеть свой эгоизм и замкнутость. Очень важно научиться вместе переносить испытания. Не менее важно учиться переносить недостатки друг друга. Нет людей и супружеских пар, у которых не было бы недостатков. Нет семей, где все проходило бы идеально и гладко. Но, если супруги хотят, чтобы их брак был таинством, если хотят создать настоящую, полноценную семью, они должны бороться с недостатками вместе, воспринимая их не как недостатки другой половины, но как свои собственные.

Очень важно, чтобы не было и другой крайности, когда взаимная привязанность, любовь и верность становятся источником ревности, деспотизма и духовного насилия. Это случается, когда один из супругов воспринимает другую половину как собственность, подозревает его или ее в неверности, во всем видит угрозу. Очень важно, чтобы при духовном, душевном и телесном единстве супруги умели не посягать на свободу другого, уважать в нем личность, чтобы каждый признавал за другим право на возможность иметь и какую-то свою жизнь помимо той, что протекает в семейном кругу. Эта свобода, естественно, не должна быть свободой от брачных уз, от нравственных норм, но она должна помочь человеку раскрывать в браке, как и в других сторонах жизни, свою индивидуальность.

Совершение таинства венчания предполагается над людьми, которые вступают в брак. Но сегодня мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда брак был заключен в то время, когда совершение таинства венчания по каким-либо причинам было невозможным (особенно если речь идет о нашем недавнем атеистическом прошлом), но супруги, находящиеся в законном, имеющим государственную регистрацию браке, начинают осознавать его неполноту и желали бы венчаться. В таком случае совершение таинства венчания весьма желательно.

В любом случае надо помнить, что таинство венчания, как и любое другое таинство, это – церковное таинство и предполагает осознанную принадлежность к Церкви Христовой. Если супруги после совершения таинства осуществляют «автономную» жизнь, в которой Церкви не находится места (к сожалению, сегодня это встречается нередко), большого смысла в венчании нет, оно остается бесплодным, а в случае совершения супругами тяжелых грехов может стать таинством «в осуждение», как бы проявляя последствия греха (никакой грех не обходится без последствий), делая эти последствия быстрыми и резкими. Бог не желает зла человеку, и такое обличение греха служит во благо – ибо заставляет человека задуматься, переоценить свою жизнь, приводит человека к покаянию. Но следует отдавать себе отчет в том, что это очень болезненные вещи, часто связанные с разрушением привычного хода и образа жизни, с болезнями и скорбями как самого грешника, так и его близких.

Советы венчающимся

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства. В нашем храме существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания. Но делается это только после предварительного собеседования со священником: пара сначала договаривается о таком собеседовании в удобное для всех время. На собеседовании священник выясняет серьезность намерения венчающихся, выясняет возможные препятствия к браку и дает необходимые наставления, если возможность и необходимость совершения таинства подтверждается.

Для венчания нужно предоставить свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас существует отдельное чинопоследование венчания, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому, если молодоженам важна дата совершения таинства (бывает, люди привязывают ее к каким-то событиям своей жизни или, может быть, необходимо успеть до начала поста), необходимо так рассчитать время, чтобы пройти собеседование со священником заранее, т.к. потребуется еще, как минимум, несколько дней для подготовки к причастию

Для проведения таинства потребуются обручальные кольца, свечи, венчальные иконы, белое полотенце (или специальный рушник) и вино (кагор). Как правило, все это есть в иконной лавке, нужно только заранее позаботиться о приобретении.

По русской традиции, супружеская пара может иметь свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме - держать венцы над головами новобрачных. Шафера должны быть крещеными. Но если свидетелей не будет, таинство можно провести и без них, у них роль чисто декоративная.

Присутствие друзей и родственников молодоженов на венчании желательно, но, в крайнем случае, можно совершить таинство если будут только молодежены. Во время бракосочетания разрешается делать фотографии и снимать видеокамерой.

Чинопоследование Таинства

Таинство Брака состоит из двух частей - обручения и венчания. Как было сказано выше, в прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи - символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды - в образ Святой Троицы - переменяет их.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы - богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец - это образ венца Царства Небесного, но и символ мученичества. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!" - после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Иисус Христос благословил брак в Кане Галилейской.

Приносится чаша с вином - символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг - символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником - образ служения Церкви.

В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

Последование о второбрачных

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.

Суеверия, связанные с Венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, "будешь потом всю жизнь маяться". Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец - сатана, названный в Евангелие "отцом лжи". А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно - всякое бывает.

Церковно-канонические препятствия к браку

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.

Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства по прямой и боковой линиям. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего - благословением духовника хотя бы одного из супругов.

При возникновении канонических препятствий, перечисленных выше, желающим повенчаться необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея. Владыка рассмотрит все обстоятельства; при положительном решении поставит резолюцию, по которой венчание может быть совершено.

Не совершается браковенчание накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; накануне и в продолжение Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов; в период Святок - от 7 января до 19 января; в Неделю мясопустную и в течение сырной седмицы (масленицы); в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

Все дни, разрешенные церковью для венчания, благоприятны для совершения свадеб.

Расторжение церковного брака

Расторгнуть церковный брак может только архиерей или церковный суд, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. (Социальная концепция РПЦ - из главы X.3).

7 самых распространенных вопросов о церковном взгляде на брак.

Фото Юлии Маковейчук

Правда ли, что Церковь считает невенчанный брак блудом? И дети, которые рождаются в таком сожительстве, являются незаконнорожденными. И вообще, невенчанный брак с точки зрения Церкви - мерзость перед Богом?

Нет, это не так. С точки зрения Церкви любой зарегистрированный обществом или государством брак - не грех, а исполнение благословения Божия. Венчание же - это церковное Таинство, которое совершается лишь над вступающими в брак членами Церкви. В социальной концепции Русской Православной Церкви прямо говорится, что Церковь с уважением относится к гражданскому браку (не путать с сожительством), зарегистрированному в государственных органах.

А в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года прямо сказано: «Православная Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор 7:14)». Под гражданским браком здесь подразумевается брак, зарегистрированный государством, а ни в коем случае не ошибочно называемое так сожительство.

- Как Церковь относиться к живущим «гражданским браком»?

- «Гражданским браком» сегодня принято называть ситуацию, когда, по сути уже находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. С точки зрения Церкви, такие отношения являются блудным сожительством. А блуд, согласно христианскому вероучению, - один из грехов, отлучающих человека от Бога и Церкви. Поэтому не Церковь отлучает от себя живущих «гражданским браком», а сами люди отпадают от нее, согрешая блудом.

Действительно ли половая жизнь у христиан даже в браке считается делом греховным, потому что именно в плотской связи заключался первородный грех, совершенный Адамом и Евой?

На первых же страницах Библии ясно написано о том, что Адам познал свою жену уже после изгнания из Рая, а следовательно, - после грехопадения, которое, таким образом, ну никак не могло заключаться в плотском соитии первых людей. Поэтому апостол Павел прямо пишет, что брак - честен, и ложе - нескверно…. Грехопадение же первых людей заключалось в нарушении запрета на вкушение плодов от древа познания добра и зла.

- Православным обязательно иметь много детей и нельзя планировать семью?

Социальная концепция Русской Православной церкви так отвечает на этот непростой вопрос: «…Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту.

Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза.

Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время».

- Почему в Церкви так почитают идеал девства и целомудрия? Ведь они являются прямым отрицанием брака…

Девство и целомудрие, парадоксальным образом, являются не отрицанием, а самым что ни на есть прямым утверждением и укреплением института брака. Целомудрие в христианской традиции не имеет ничего общего с отрицанием брака или с пренебрежительным отношением к физическому общению супругов. В начале прошлого века протоиерей П. И. Алфеев писал: «Идеал христианского брака вытекает из идеала христианского девства. Там, где девство попирается, загрязняется и низвергается с высоты своего нравственного величия чистоты и святости, там и брак разрушается».

- Почему православные браки распадаются так же часто, как и обыкновенные?

Если брак действительно церковный, то он не распадется. Конечно, часто люди, вступая в церковный брак, не отдают себе отчета, зачем они это делают, какова цель их бракосочетания именно в христианском смысле. Ведь любое действие человека определяется конечной целью. Цель обычного брака - создание семьи, удовлетворение потребностей супругов в любви и заботе, рождение и воспитание детей. Но в христианском браке есть еще один смысл, пожалуй, наиболее важный, поскольку именно он и делает такой брак христианским.

Подлинным основанием православного брака должно быть обоюдное желание супругов вместе, помогая друг другу, идти к христианской цели жизни - к спасению, к Богу. Если же семья называет себя христианской, но при этом у нее на первом месте иные цели - только земные и конечные, то называть такой брак православным нет никаких оснований. И распадаются подобные браки ровно по тем же причинам, что и все прочие: утрата взаимной любви, жестокосердие, стремление к земному счастью любой ценой.

Существует ли особое таинство на «развенчание» брака, после которого можно венчаться еще раз с другим человеком?

Нет, такой процедуры не существует. Церковного развода не бывает. Однако, если семья все-таки разрушена, Церковь может благословить и второй брак. Но получить такое благословение могут не все желающие. Для этого существует несколько причин расторжения предыдущего брака, которые описаны в официальных церковных документах: неизлечимая душевная болезнь, венерические заболевания и СПИД, алкоголизм и наркомания, измена супруга, оставление одного супруга другим, посягательство на жизнь супруга/супруги или детей, самокалечение одного из супругов, нахождение одного из супругов в розыске или без вести пропавшего на протяжении долгого времени, изменение веры одного из супругов, аборт, (кроме тех случаев, когда он был произведен по медицинским показаниям).

А вот такие причины, как плохие отношения с родственниками супруга, неспособность материально обеспечить семью, разные характеры, не являются поводом для расторжения церковного брака. В этих случаях разрешение на повторный церковный брак получает только супруг, неповинный в распаде прежнего брака.


7 октября Сумской горсовет принял решение все-таки начать воплощать в жизнь городскую программу «Два колеса» на 2013-2019 годы. Первым делом планируется строительство двусторонней велосипедной дорожки по маршруту вдоль ул.Героев Сталинграда до пешеходного перехода в районе фонтана «Садко». Под нее хотят приспособить часть тротуара в районе областной научной библиотеки, без выезда на дорожное полотно.

Если ваш брак протянет 10 лет, то после этого можно венчаться

Простите меня,Роман Алексеевич, если я оказался излишне настойчивым и нетерпеливым. Не имею намерения проявлять спорливость, но только хотелось бы разобраться.

1)Брак 2 некрещеных людей, расторженный также до крещения кого-либо из них, даже не препятствует принятию священства. 17 Апостольское правило: «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина».

Можно ли после развода вступать во второй брак?

Если муж, бросив жену, возьмёт другую, то и сам он прелюбодей, потому что доводит жену до прелюбодейства, и живущая вместе с ним вторая жена тоже есть прелюбодейка, потому что отвлекла к себе чужого мужа.

Никакого разрешения разводиться, никакого развода церковного быть не может в принципе. Есть, правда, слова Христа, которые продолжают уже процитированное мною место «что Бог сочетал, человек да не разлучает».

Невенчаный брак

Здравствуйте! Мы с женой в браке 5-й год.С апреля этого года я начал ходить в церковь и причащаться,раньше даже и не думал об этом.У нас есть дочь вот вот будет годик.Я сказал жене что пока не повенчаемся больше ни какого секса,она сначало отказалась венчаться и я ей сказал что грешить больше не хочу так как в этом покаялся,она ждала до этого времени 5-6 мес. и думала что это моё временное помешательство и скоро всё пройдёт,я сдамся и опять будет как прежде,но я на своём твёрдо стоял и молитвы к Господу нашему меня укрепляли не делать этого.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви

» Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.»(1 Кор.6:13-18)

Даже миру пришлось признать неприятный факт, что сексуально неразборчивый человек может подхватить все предающиеся сексуальным путем болезни, которые партнер набрал в своих похождениях.

Почему близость невенчанных является смертным грехом?

Почему близость между любящими друг друга людьми считается смертным грехом? Ведь мужчина и женщина, при этом, никого не обворовывают, не убивают…

П режде всего, надо ясно сознавать, что такое грех и почему Божественное откровение относит блуд и прелюбодеяние к числу смертных грехов. Господь Бог сотворил мир совершенным и для поддержания этой первозданной гармонии положил законы.

Проект документа — Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия. на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

Развод невенчанного брака грех

Я разведена уже два года, от меня ушел муж после 17 лет совместной жизни. Я не удерживала его, я молилась за него. Я долгое время пребывала в отчаянии, не в чем не находила утешения. Я стала читать наставления святых отцов, и именно во время чтения этих книг мне становилось легче, но как только закрывалась книга, я снова не находила себе места. Я несколько раз ездила в Оптину Пустынь, и там тоже мне было легче.

Считается ли грехом невенчанный брак?

Не так давно я стала верующей, крестилась. Некоторое время назад была на исповеди, и священник, выяснив, что мы с мужем не венчаны и муж мой - неверующий, сказал, что мы живем с ним во грехе. Я в совершенном недоумении: что мне теперь делать? Неужели развод - единственное, что предлагает Церковь таким, как я?

Отвечает протоиерей Димитрий Карпенко. секретарь Белгородского и Старооскольского епархиального управления, заместитель главного редактора журнала «Новый ковчег»:

Судя по Вашим словам, священник, к которому Вы обратились, был неправ.

Форум Оптиной Пустыни

Плохо быть человеку в миру одному без семьи. Это противоречит заповедям Божьим. Мф. 19.5. Давайте разберём один конкретный и просто массовый для нашего времени пример.