Семинар-практикум «организация предметно-развивающей среды доу в связи с введением фгос. Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Семинар развивающая среда в доу фгос

Светлана Сидорова
Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации ФГОС до»

Цель:

выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Задачи:

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования;

Обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к проектированию развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО;

Формирование умений проектировать и прогнозировать ППРС в группах детского сада

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ", карточки с заданиями, мольберт, маркер.

План семинара – практикума

1. Теоретическая часть.

Приветствие участников семинара-практикума (метод «Разогрев»)

Представление презентации: «Развивающая предметно- пространственная среда в ДОУ». Экспресс-теория «Включение педагогов в разговор по теме».

2. Практическая часть.

«Разминка - мозговой штурм»

Работа в парах «Фразы по смыслу»

Защита центров по направлениям педагогами ДОУ «Из практики работы ДОУ»

Эссе «Детский сад будущего. Какой он?»

3. Этап рефлексии.

Ход семинара – практи кума

Теоретическая часть.

Перед тем как мы начнём наш семинар – практикум предлагаю Вам сначала разогреться и ответить на следующие предположения нестандартными способами:

Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой.

Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.

Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.

1. Приветствие участников семинара-практикума

Уважаемые коллеги! Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкус, ценностные ориентиры.

2. Представление презентации: «Развивающая предметно- пространственная среда в ДОУ»

Тема (слайд 1) нашего семинара-практикума «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие реализации ФГОС ДО»

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Уважаемые коллеги!

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»

Данное высказывание принадлежит Елене Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Развивающая предметно-пространственная среда – это образовательное оборудование, материалы, мебель в сочетании с определёнными принципами разделения пространства группы.

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования.

Как Вы думаете, какие?

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 3, ст. 32 «Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Существуют ещё 2 письма Минобразования России, с которыми Вы можете ознакомиться, обратившись к папке с нормативно – правовыми документами для педагогов ДОУ в методическом кабинете.

Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей.

Какие области развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО вы знаете?

(социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие).

Принимая во внимание качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)

Назовите детские виды деятельности (игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальная и др.).

Развивающая предметно пространственная среда должна выполнять различные функции.

Как Вы думаете, какие?

(образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции).

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть какой? Т. Е. На какие показатели следует обратить внимание? Пожалуйста, расскажите о каждом показателе и соотнесите этот показатель со средой своей группы. Предоставляю вам самовыбор определения, о каком показателе будете говорить. Определитесь, пожалуйста….

Высказывания педагогов (трасформируемой, доступной, полифункциональной, безопасной, вариативной, содержательной).

Ст. воспитатель: Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни.

Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, это, в свою очередь, стимулирует у него проявления самостоятельности, творчества.

При организации развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Для детей третьего года жизни образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира игры. Необходимым становится удовлетворение потребности в познавательно-исследовательской деятельности, которая является основой формирования предпосылок учебной деятельности для перехода на новую, следующую ступень образования.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. А созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций (слайд 5):

Организующей

Воспитательной

Развивающей

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

Избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

Создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука", роста и предметного мира взрослых.

Исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. Только тогда среда может претендовать становится развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

Важно, чтобы предметно-пространственная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Развивающая предметно - пространственная среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательной деятельности. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

(Слайд 8. Спасибо за внимание)

Практическая часть.

1. Уважаемые коллеги, в продолжение работы над темой семинара-практикума «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» я предлагаю Вам методом мозгового штурма ответить на следующие вопросы:

Назовите Министра образования и науки Российской Федерации (Васильева Ольга Юрьевна)

Назовите Министра образования Оренбургской области (Лабузов Вячеслав Александрович)

2. Работа в парах

Задание "Слова по смыслу". (Командам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях РПП среды).

1 команда. Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с … и со …., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль …. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать С ПЕДАГОГАМИ И СО СВЕРСТНИКАМИ,понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ИГРОВОЙ деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда. Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного …. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения ПОНИМАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей ИГРАТЬ И ЗАНИМАТЬСЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОДГРУППАМИ. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного УЕДИНЕНИЯ дошкольника, где он может подумать, помечтать.

1 команда. Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие … сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя …. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься …. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, …. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ, НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя СТАРШИМИ среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ЛЮБИМЫМ делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

2 команда. При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:.

Ответ. При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

ПРОСТРАНСТВО;

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - РАБОЧАЯ

2 - АКТИВНАЯ

3 - СПОКОЙНАЯ

3 задание "Из практики работы ДОУ" (педагоги договариваются о выборе центра развивающей предметно-пространственной среды группы (в соответствии с реализуемой программой ДОУ) и раскрыть смысл центра и его наполняемость необходимым материалом и оборудованием).

После раскрытия центров - предлагаю вам соотнести центры и образовательные области. Пожалуйста, впишите на доске название центра, о котором рассказывали, согласно данным областям.

4 задание Эссе «Детский сад будущего. Какой он?».

Задание: Из 4 – 5 предложений написать эссе «Детский сад будущего. Какой он?»

III. Этап рефлексии.

Скоростной «Блиц-опрос»

Кто знает ответ – делает шаг вперёд

Система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей (предметно-развивающая среда);

К какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д. («магазин»);

К какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д. («строительный уголок», «Центр конструирования»);

К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»);

О каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта, отреагирование негативных эмоций? («Центр физического развития»);

О каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);

Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);

Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих

предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь

погоды? (познание);

Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (предмет-заместитель);

Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде (участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток);

Перечислите основные требования к оборудованию предметно-развивающей среды (предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной).

Вывод: Опираясь на принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду, мы с вами сегодня выстроили оптимальную модель организации развивающей среды, адаптированную к условиям нашего детского сада.

В процессе проживания воспитанниками и педагогами в уже организованной РППС, она будет постоянно изменяться, трансформироваться и обогащаться с учетом интересов и потребности детей.

В дальнейшей работе мы планируем продолжить организовывать РППС в детском саду согласно требованиям ФГОС ДО, задействовать в работе по организации ПРС воспитанников и родителей, подготовить презентацию групп для родителей, распространить свой опыт в СМИ.

1. Стремится к тому, чтобы среда группы была насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, доступной, безопасной.

2. Менять материалы и атрибуты в соответствии с образовательной ситуацией и интересами детей.

3. Использовать в работе собственные разработки.

4. Создавать условия для поддержки детской инициативы.

5. Привлекать родителей к обогащению РППС.

6. Повышать свою компетентность в вопросах организации РППС. Использовать опыт лучших педагогов России.

Семинар-практикум

«Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»

Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования .

Подготовка к семинару-практикуму:

Оформление зала к семинару-практикуму

(2 столика для двух команд, где поставлено равное количество стульев, имеется название команды «Знайки» - «Мыслители») подготовлены фишки для выставления баллов за правильный ответ.

План семинара - практикума

2. Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»

Ход семинара – практикума

Педагоги выбирают места за столиками, не зная, что создают команду единомышленников (за 2 столиками равное количество мест и уже есть название команды). Выбирается капитан команды.

1. Введение в тему.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. (Доклад)

2.Деловая игра «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»


Цель : Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно - пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС».

1 задание «Разминка»

1 команда:

Вопрос : Какие принципы учитываются в построении среды?

Ответ :

Принципы: информативности, вариативности , полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.

2 команда:

Вопрос : Как вы понимаете полифункциональность и трансформативность ?

Ответ: Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности , взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.

2 задание

Командам раздаются листочки с заданиями.

Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.

1 команда. Младший дошкольный возраст

Ответ: Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности . Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками , понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда. Старший дошкольный возраст


. Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры , технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты .

3 задание

Вопрос . Дайте характеристику словам связанных с предметно –развивающей средой (составьте глоссарий)

1 команда .

Слова:

Игрушки – персонажи,

Маркеры (знаки) игрового пространства,

Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания,

Игрушка – предмет,

Нормативно-знаковый материал

Предметная развивающая среда

Развивающая предметная среда

2 команда .

Слова:

Предметы оперирования,

Безопасность материалов и оборудования,

Детская игра,

Образно-символический материал

Продуктивные виды детской деятельности

Развивающая образовательная среда

Подведение итогов игры.

Старший воспитатель: Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.


Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование) . Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Подготовила методист:

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» () .

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

В стандарте четко прописаны принцы развивающей среды, она должна быть:

Трансформируемой;

Полифункциональной;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

ФГОС ДО рекомендует, что образовательное пространство должно быть достаточно хорошо оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе игровым оборудованием. Среда должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Пространство должно легко трансформироваться исходя из замысла воспитателя в организации своей работы, согласно замыслу или желанию ребенка.


Предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Вариативность среды предполагает наличие в различных пространств, в том числе для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей, в том числе и игровую.

Доступность среды должна предполагать свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Все материалы и оборудования должны быть исправны, безопасны и правильно хранимы.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций .

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием . Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.


Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно - развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

Показ предмета и его называние;

Показ действий с предметами и их называние;

Предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Семинар-практикум
«Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС»

Подготовила ст. восп. Тищенко Н.С.

Цель:

Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов по данной теме.

Подготовка к семинару-практикуму

  • Создание презентаций «Предметно-пространственная среда в ДОУ» в электронном виде - воспитателями групп.
  • Оформление зала к семинару-практикуму - воспитатели.
  • Проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций – старший воспитатель.
  • Выбор экспертной группы для просмотра презентаций и подведение итогов упражнения «Придумайте и задайте вопрос командам» среди воспитателей – старший воспитатель

План семинара - практикума

1. Приветствие участников семинара-практикума – (1 мин.)

2. Презентация групп– воспитатели групп (10-15 мин.)

3. Актуальность семинара практикума - (5 мин.)

4. Командная игра «Что вы знаете о «Предметно-пространственной среде ДОУ, в соответствии с ФГОС» - (30 мин.)

7. Подведение итогов семинара – экспертная группа (5 мин.)

Ход семинара – практикума

Педагоги объединяются в 4 подгруппы. На столах находятся таблички со специально подобранными цветными кружочками по возрастным признакам групп, в которых работают воспитатели (средняя группа – жёлтый кружочек; старшая группа – красный кружочек и т.д.). При входе в зал воспитателям предлагается взять кружочки, по такому же принципу, как в табличках на столах, таким образом, получается 4 подгруппы воспитателей.

1. Приветствие участников семинара-практикума.

Представление экспертной группы (они расположены напротив участников семинара) .

2. Презентация групп

3. Актуальность – зам. зав. по УВР

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

4. Командная игра «Что вы знаете о РПП среде?»

Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно- пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС».

1 задание «Разминка»

Командам раздаются напечатанные ключевые слова относительно темы семинара их нужно по очереди зачитать, чтоб все услышали. Затем от команды выбирается по одному человеку, который на мольберте будет записывать названные командой слова, словосочетания. Каждой команде нужно называть слова по очереди. Слова не повторять. Побеждает команда, которая назовёт последнее слово. Слова записываются на доске.

Варианты ключевых слов: (Среда. Проектирование предметно-развивающей среды в группе. Виды детской деятельности. Центры. Принципы и др.).

2 задание

Командам раздаются листочки с заданиями.

Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.

1 команда. Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда. Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3 команда. Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование) . Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

4 команда . При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

Ответ. При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

Пространство;

Время;

Предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - рабочая

2 - активная

3 - спокойная

Ведущая - Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Подведение итогов экспертной комиссией. Вручение подарков.


Семинар – практикум для педагогов ДОО на тему «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОО с учетом ФГОС ДО»

1 часть. Сценка «На лекции»
(за столами сидят студенты)
Преподаватель:
Здравствуйте, мои друзья!
Вам представить я должна
Кандидата из Москвы
А прослушать вы должны
Лекцию о развивающей предметно – пространственной среде
И о том, что ФГОСы есть везде.
Сразу Вас предупреждаю
Кнопки, жвачки отменяю
Слушать лектора прошу
Очень Вас внимательно.
Ну, ни пуха ни пера
Марина Николаевна
Девочки мои приложат все старания.
(лектор читает доклад о РППС)
Преподаватель:
Итак, начинаю я опрос
Первый есть для Вас вопрос
Как расшифровать на ФГОС ДО
Даст Машуня нам ответ…
Маша отвечает: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Преподаватель:
Умница! Сомнений нет!
Ставлю 5 тебе в журнал!

Продолжим. Вы послушали доклад
Значит каждый будет рад
Рассказать, что он узнал
Что в тетрадке записал
Отвечать пойдет… (все прячутся за книжки)
Наташа Власова
Вопрос: что такое РППС?
Наташа отвечает: под РППС понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное. Приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
(отвечающему подсказывают студенты с места)
Преподаватель:
Зря вы слушали подсказку
Очень слабый был ответ
А меня вогнали в краску
Мне Вам верить или нет?

Вот вопросик по докладу
Мне задать сегодня надо
Нашей Оленьке друзья
Отвечай, рыба моя!
Вопрос: что должна обеспечивать РППС?
Оля отвечает, запинаясь: РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения.
Преподаватель:
Да! Поплыла, рыба моя!
Чтоб в учебе продвигаться
Надо меньше женихаться
Правда выход у тебя
Или ФГОС или семья.
(студенты на задней парте слегка ударяю книгой по голове впереди сидящего)
Преподаватель:
Что там сзади за движенье
Что за книгаприложенье
Вы совсем с ума сошли
Очень скоро Вы должны
В сад к детишкам поступить
ФГОСы там в среду внедрить.
В общем дальше продолжает
На вопрос мой отвечает
Наша лучшая звезда
Ну – ка, Катенька, сюда!

Вопрос : каким должно быть оборудование в ДОО?
Отвечает Катя: оборудование помещений ДОО должно быть безопасным, здорвьесберегающим, эстетически привлекательным, развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Преподаватель:
Умница! Довольна я
Будет счастлива семья
Что у девочки опять
Как всегда, в журнале 5!

Преподаватель:
Дальше тему обсуждаем
На вопросы отвечаем!
(с задних парт передается записочка)
Что я вижу там посланье?
Уж не мне ли на свиданье?
Автора с письмом сюда!
Сейчас вопрос задам труба.
(отвечать выходит студентка, которая передавала записочку)
Вопрос: какие требования к РППС необходимо учитывать для реализации ООП ДО?
Отвечает, с запинками:
РППС должна быть:
1.Содержательно – насыщенной.
2.Трансформируемой.
3.Полифункциональной.
4.Вариативной.
5.Доступной.
6.Безопасной.
Преподаватель:
Слабовато отвечали,
А записочки писали
Полюбуйтесь на себя
Тушью залиты глаза
Ну, а губы, я вам дам
Там помады килограмм!
А сама то – а сама
Будто бабушка Яга
После лекции умыться
И в ребенка превратиться.
(Раздается телефонный звонок)
Преподаватель отвечает:
Да, да, да! Иду, иду!
Как внедряли расскажу
До свидания, друзья!
Мне к директору пора!
(Педагог уходит)
2 часть. Деловая игра с педагогами «Что? Где? Когда?»
Для проведения игры потребуется: волчок и игровое поле, разделенное на 4 цветных сектора, которые в свою очередь разделены на 4 части. Имеется так же сектор «Приз» (вопрос для всех команд); карточки по цвету секторов, 16 вопросов и 1 из сектора «Приз».
Ход игры:
Играющие делятся на 4 команды. Каждая команда выбирает цвет своего сектора. Ведущий вращает волчок. На какой цвет покажет стрелка волчка, та команда отвечает. (одна команда отвечает на 4 вопроса). Каждый вопрос имеет свое количество очков (от легкого к трудному). В случае если команда не может ответить, за нее отвечают соперники и забирают количество очков за ответ.
1. Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
2. Расшифруйте аббревиатуру РППС. (Развивающая предметно – пространственная среда)
3. Что понимают по РППС? (Под развивающей предметно – пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом)
4. Что должна обеспечивать РППС? (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения)
5. Каким должно быть оборудование в ДОО? (оборудование помещений ДОО должно быть безопасным, здорвьесберегающим, эстетически привлекательным, развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект)
6. Что необходимо учитывать при организации РППС? (Реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей)
7. Какие требования к РППС необходимо учитывать для реализации ООП ДО? (РППС должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной)
8. Чему должна соответствовать насыщенность РППС? (Насыщенность РППС должна соответствовать возрастным возможностям и содержанию Программы)
9. Что предполагает трансформируемость РППС? (Трансформируемость РППС предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации)
10. Что предполагает полифункциональность материалов? (Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.)
11. Что предполагает вариативность среды? (Вариативность среды предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей)
12. Что предполагает доступность среды? (Доступность среды предполагает для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования)
13. Каким требованиям должна соответствовать мебель в ДОО? (Требованиям СанПин 2.4.1.3049-13).
14. Определите к какой образовательной области относится уголок «Маленькие конструкторы»? (К образовательной области художественно – эстетическое развитие)
15. Определите к какой образовательной области относится уголок «Заниматика»? (К образовательной области познавательное развитие)
16. Определите к какой образовательной области относится уголок «Я люблю тебя, Россия...»? (К образовательной области социально – коммуникативное развитие)
17. Вопрос для сектора «Приз»: Кто изображен на экране? (командам представляют фото разработчика ФГОС ДО)

Использованная литература:
1.Приказ МОН РФ от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрировано Министерство Юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013г. №30384.

Светлана Комарова
Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОО в соответствии ФГОС»

Семинар-практикум

«Предметно-пространственная развивающая среда ДОО в соответствии ФГОС »

Задачи :

Ознакомить с требованиями построения .

Способствовать формированию практических навыков моделирования развивающей предметно – пространственной среды в ДОО на основе требований ФГОС к построению развивающей предметно – пространственной среды .

Подготовка к семинару-практикуму

Создание презентаций «Предметно-пространственная среда в ДОУ » в электронном виде - воспитателями групп.

Оформление зала к семинару -практикуму - воспитатели.

Расстановка мольбертов для упражнения - воспитатели.

Проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций – старший воспитатель

Просмотр презентаций и подведение итогов упражнения «Придумайте и задайте вопрос командам» среди воспитателей – старший воспитатель, воспитатели.

План семинара - практикума

1. Приветствие участников семинара -практикума – старший воспитатель.

2. Актуальность семинара практикума – старший воспитатель.

3. Командная игра «Что вы знаете о «Предметно-пространственной среде ДОУ , в соответствии с ФГОС » - старший воспитатель.

4. Презентация «» - воспитатели групп.

5. Подведение итогов семинара .

Самостоятельное предварительное чтение текста ФГОС ДО .

3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает

максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития .

3.3.2. (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать :

реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;

в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Участок – территория, прилегающая к Организации или находящаяся на небольшом удалении, представляющая собой открытую зону , приспособленную для реализации Программы.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами , в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём соответствии со спецификой Программы) . Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать :

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) ;

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает :

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды , например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов , в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов -заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает :

наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов , стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает :

доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Ход семинара – практикума

Педагоги объединяются в 3 подгруппы. На столах находятся таблички со специально подобранными цветными кружочками по возрастным признакам групп, в которых работают воспитатели (2 группа раннего возраста, 1 младшая – зеленый кружочек, 2 младшая, средняя группа – жёлтый кружочек; старшая, подготовительная группа – красный кружочек). При входе в зал воспитателям предлагается взять кружочки , по такому же принципу, как в табличках на столах, таким образом, получается 3 подгруппы воспитателей.

1. Приветствие участников семинара-практикума .

2. Актуальность.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось . Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ . Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка : закономерности психического развития дошкольников , показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития , а также эмоционально - потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

3. Командная игра «Что вы знаете о РПП среде

Цель : Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме : «Предметно - пространственная развивающая среда ДОУ , в соответствии ФГОС ».

1 задание «Разминка»

Командам раздаются напечатанные ключевые слова относительно темы семинара их нужно по очереди зачитать, чтоб все услышали. Затем от команды выбирается по одному человеку, который на мольберте будет записывать названные командой слова, словосочетания. Каждой команде нужно называть слова по очереди. Слова не повторять. Побеждает команда, которая назовёт последнее слово. Слова записываются на доске.

Варианты ключевых слов : (Среда . Проектирование предметно- развивающей среды в группе . Виды детской деятельности. Центры. Принципы и др.).

2 задание

Командам раздаются листочки с заданиями.

Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды .

1 команда. Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с … и со …., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения .

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль …. деятельности в развитии , это в свою очередь обеспечит … благополучие каждого ребёнка, развитие

Ответ : Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения .

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии , это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда. Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения , проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного …. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ : Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3 команда. Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие … сфер личности . Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя …. среди

Чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься …. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, …. развивающие игры

Ответ : В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной , нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Задание для всех команд. При проектировании предметно- развивающей среды составляющие :

Такое проектирование среды , показывает её влияние на развитие ребенка . Проектирование среды представить среде . Успешность влияния развивающей среды среде предполагает среде активности :

Ответ : При проектировании предметно- развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие :

Пространство;

- предметное окружение .

Такое проектирование среды , в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды , показывает её влияние на развитие ребенка . Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде . Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде . Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности :

1 - рабочая

2 - активная

3 - спокойная

Ведущая - Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда , в которой проходит воспитательный процесс.

4. Презентация «Предметно-пространственная развивающая среда в группе », воспитатели групп.

5. Подведение итогов.