Семья и брак егэ задания. Брак и семья: разграничение понятий. Список использованной литературы

Цель : определить социальные и правовые аспекты семьи и брака

Задачи:
- разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи);
- выяснить условия для заключения и расторжения брака, определить личные и имущественные права и обязанности супругов;
- упорядочить знания в области прав и обязанностей родителей и детей.

Вопрос: почему царь сделал именно такой выбор (мнение юношей, мнение девушек, мнение взрослых)?
Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разные, а цель одна – создание семьи.
И тема нашего урока «Семья и брак».
Называю цель урока, задачи урока.

Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я точно уверен, что он знал тропинку, которая ведёт нас к счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье. А что же такое семья?

Семья - это...
Каковы же функции семьи в современном мире (самостоятельная работа учащихся с курсом лекций)? Из документа лекции «Семья и брак» выделите и кратко охарактеризуйте функции семьи.
Ответы учащихся.
Что же даёт семья человеку, государству?

За всю многовековую историю семьи существовали её различные типы. Остановимся на тех, которые распространены в настоящее время.

Объяснение слайда. Все названные типы семейных структур объединяет нечто общее. Это брак. И в большинстве своём - законый, т.е. зарегистрированный в органах ЗАГСа.
Работа по парам с текстом семейного кодекса РФ.

Группа 1. Задание (pdf)
- Каковы условия заключения брака (ответ ученика)?
- Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака (ответ ученика).

Группа 2 (без слайда) Задание (pdf)
- Назовите основания для прекращения брака.
- Перечислите условия расторжения брака в ЗАГСе, суде.

Группа 3 (без слайда). Задание (pdf)
- Укажите личные права супругов.
- Назовите возможные варианты выбора фамилии.

Группа 4. Задание (pdf)
Законный режим имущества супругов.

Группа 5 (без слайда). Задание (pdf)
- Что такое брачный договор?
- Каких положений не может содержать Брачный договор?

Группа 6. Задание (pdf)
Права несовершеннолетних детей (сами права высвечиваются после ответа ученика). Затем «выходят» сразу Права и обязанности родителей.
- Статья 61 ч. 1
- Статья 63 ч. 1, 2
- Статья 64 ч. 1
- Статья 65 ч. 2

Выходит план урока.

Самостоятельная работа учащихся с тестом.
Итоговый тест (pdf)

1 ученик работает на компьютере (тест в электронном варианте, диск Обществознание).

Выставляю оценки. Д/з.

Рассказываю притчу.
«В знак благодарности за исцеление шах предложил лекарю одну из своих трёх жён. Прежде чем сделать выбор доктор решил задать девушкам простой вопрос: «Сколько будет дважды два?»
Первая ответила:
- Четыре.
- Умная, с такой не пропадёшь, - подумал лекарь.
- Пять, - сказала вторая.
- Щедрая, и это прекрасно, - промелькнула мысль у доктора.
- Три, - третья ответила.
- Экономная, и это тоже нужно».

Как вы думаете, какую из трёх девушек выбрал себе в жёны доктор? (выслушиваем разные ответы учеников)
- А выбрал он - красивую.

Затем «выплывают» слова «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Мои заключительные слова: Желаю вам счастья и не забывать, ставшее крылатым выражение Л. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Уроки 27-29. Семья и брак

29.10.2013 8514 0

Семейное согласие всего дороже.

Пословица

Цели: закрепить понятие о роли семьи для всей жизни человека; раскрыть зависимость благополучия общества от благополучия семьи; актуализировать знания по семейному законодательству.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель проводит блиц-опрос. Отвечающий получает жетоны: за полный ответ - 3 жетона, за подробное добавление к ответу -

1 жетон. Возможна групповая работа, и тогда группы отвечают по очереди. Для уточнения и дополнения ответов используются карточки разных цветов. Карточка красного цвета - дополнений к ответу соперников нет; карточка зеленого цвета - группа готова уточнить или дополнить ответ. При групповой работе количество жетонов делится на число участников и выводится средний балл.

Примерные вопросы и задания:

1. Что такое семейное право? (Одна из основных отраслей российского права.)

2. Что такое отрасль права? (Совокупность правовых норм, регулирующих важную сферу общественных отношений.)

3. Что такое институт права? (Правовые нормы, регулирующие важнейшие вопросы отрасли права.)

4. Какие отношения регулирует семейное право? (Личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание.)

5. Назовите не менее трех примеров, относящихся к институту семейного права. (Условия заключения брака, опека и попечительство, дети и родители.)

6. Кто является субъектами семейных правоотношений? (Супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, опекуны, попечители.)

8. Положения какого международного правового документа стали составной частью Семейного кодекса РФ? (Конвенции о правах ребенка.)

9. Что нового внес Семейный кодекс РФ 1996 г. в правовое регулирование личных отношений между родителями и детьми? (Примерный ответ. Права родителей не могут и не должны противоречить интересам ребенка. Действующее законодательство защищает личные права ребенка, в том числе право на выражение его личного мнения; запрещает жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми или их эксплуатацию.)

10. Укажите не менее трех прав несовершеннолетних детей. (Примерный ответ. Право ребенка жить и воспитываться в семье; право знать своих родителей в тех случаях, когда ребенок воспитывается не ими; право на совместное проживание с родителями; право на общение с родителями и с другими родственниками в случае их раздельного проживания; право на имя, отчество и фамилию.)

11. Каковы условия и порядок заключения брака? (Примерный ответ. Регистрация в органах ЗАГСа; взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак; достижение брачного возраста; регистрация брака только в присутствии обоих супругов; отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.-Заявление в органы ЗАГСа подается лично. Лицам, вступившим в брак, выдается свидетельство о заключении брака на бланке установленного государством образца. Жениться и выходить замуж можно независимо от места жительства молодых. Раньше требовалось, чтобы кто-нибудь из вступающих в брак имел прописку в том населенном пункте, где они подали заявление о регистрации их брака. Обоим супругам разрешается взять общую двойную фамилию, состоящую из фамилий жениха и невесты, например семья Зайцевы-Волковы. Срок действия заявки сокращен с трех месяцев до двух.)

12. Какие обстоятельства являются препятствующими заключению брака? (Примерный ответ. Один из вступающих в брак уже состоит в другом зарегистрированном браке; лица, вступающие в брак, являются близкими родственниками но прямой восходящей и нисходящей линии, полнородными и неполнородными братьями и сестрами; лица, вступающие в брак, являются усыновителями или усыновленными; одно из лиц, вступающих в брак, признано в установленном законом порядке недееспособным.)

13. Какие права и обязанности приобретают граждане при вступлении в брак? (Примерный ответ. При вступлении в брак граждане приобретают личные и имущественные права супругов. Семейный кодекс устанавливает принцип равноправия супругов. Личные права: на выбор фамилии, в том числе оставление прежней фамилии; на выбор занятий, профессии, места пребывания и места жительства (определяются по личному желанию и взаимному согласию). Имущественные отношения основаны на следующем правиле: все приобретенное до брака (добрачное имущество), а также полученное в дар или по наследству считается личной раздельной собственностью супругов. Нажитое в браке становится общей (совместной) собственностью и подлежит разделу в случае прекращения брака.)

14. Когда брак признается недействительным? (Примерный ответ. Только по решению суда и на следующих основаниях:

Отсутствие взаимного добровольного согласия на заключение брака;

Если брак заключен без разрешения органов местного самоуправления между лицом (лицами), не достигшим (-ми) брачного возраста;

Если брак заключен лицом (лицами), уже состоящим (-ми) в другом нерасторгнутом зарегистрированном браке;

Если брак заключен между близкими родственниками;

Если брак заключен между лицами, находящимися в отношениях усыновителя и усыновленного;

Если заключен брак с лицом, признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства;

Если один из вступивших в брак скрыл от другого наличие у него венерического заболевания или ВИЧ-инфекции;

Фиктивность брака (супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью).)

15. Какой порядок расторжения брака предусматривает закон? (Примерный ответ. Два способа: а) в органах ЗАГСа при наличии взаимного согласия супругов и отсутствии у них несовершеннолетних детей, б) в суде при наличии общих несовершеннолетних детей или при отсутствии взаимного согласия на развод.)

16. Что такое опека? (Примерный ответ. Это правовая форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения.)

17. Над кем устанавливается опека? (Примерный ответ. Над малолетними в возрасте до 14 лет и над лицами, признанными судом недееспособными.)

18. Что такое попечительство? (Примерный ответ. Это правовая защита личных и имущественных прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, и лиц с ограниченной дееспособностью.)

19. Над кем устанавливается попечительство? (Примерный ответ. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над лицами с ограниченной по суду дееспособностью.)

20. Кто может быть опекуном или попечителем? (Примерный ответ. По решению органов местного самоуправления опекунами или попечителями могут быть только совершеннолетние и дееспособные граждане, не лишенные родительских прав.)

21. Что такое алименты? (Примерный ответ. Это средства, выплачиваемые на содержание определенных лиц - детей, родителей - на основании решения суда или добровольного письменного (нотариально заверенного) соглашения.)

III. Изучение нового материала

План

1. Традиционная и современная семья: сравнительная характеристика.

2. Исторические типы семейных взаимоотношений.

3. Модели современной семьи.

4. Этапы добрачного поведения.

5. Структура родства.

1. Традиционная и современная семья: сравнительная характеристика

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Таким образом, брак регулирует отношения супругов, а семья регулирует отношения между супругами, а также между родителями и детьми.

(В ходе фронтальной беседы и объяснения учителя заполняется следующая таблица.)

Крите

рии

Традиционная семья

Современная семья

Состав

семьи

Родители и много детей, престарелые прародители, внуки, незамужние дочери и женатые сыновья

Различный, но преобладают малочисленные семьи из родителей и одного-двух детей

Цели

соз

дания

семьи

Правильный образ жизни -реализация религиозного духовно-нравственного идеала, рождение и воспитание детей, совместное хозяйствование

Хозяйственно-отребительская, восстановительно-псйхологическая, репродуктивная, воспитательная

Структура семьи и взаимоотношения

Муж, отец - глава семьи, большое уважение. Второе место - жене, матери.

Все остальные должны им подчиняться. Дети обязаны почитать родителей и быть им послушными. Родители должны любить, учить и воспитывать детей

Равные права и обязанности мужа и жены. Родители обязаны воспитывать детей и дать им образование, не нарушать права ребенка

Система

ценно

стей

Бог, вера, любовь, уважение, почтение к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, милосердие

Права человека, равноправие, любовь, взаимопомощь, трудолюбие, предприимчивость

Итак, в современном обществе сохранилась такая функция семьи, как хозяйственная, но трансформировались не в лучшую сторону репродуктивная и воспитание детей. Произошла демократизация внутрисемейных отношений, переоценка брачносемейных ценностей. Авторитет отца в большинстве семей стал низким, ибо чаще женщины зарабатывают больше мужчин, труд мужчин в современных квартирах практически не виден. Основа современного брака - не экономические или статусные, а эмоциональные отношения.

2. Исторические типы семейных взаимоотношений

По ходу рассказа учителя ученики делают следующие записи в тетрадях.

Групповой брак внутри общины. Полигамия (переход от «человека умелого» к «человеку разумному»).

Многоженство в эпоху матриархата (период собирательства как основного занятия).

Парный брак в эпоху патриархата (охота как один из основных источников обеспечения жизни. Переход к скотоводству и земледелию).

Патриархальная семья. Моногамия. Классический пример -римская семья.

Церковный брак в эпоху Средневековья (неравноправное положение супругов в семье).

Добровольный союз мужчины и женщины, не всегда освященный церковью (до середины XX в.).

С середины XX в. появляются разнообразные модели семьи.

3. Модели современной семьи

Модели современной семьи - это, как правило, интерпретация двух основных типов семьи:

Нуклеарной (семья состоит из мужа, жены и находящихся на их иждивении детей. В традиционном обществе она является однокарьерной - отец зарабатывает и материально содержит семью, мать занимается домашним хозяйством. В современном обществе - двухкарьерная модель: отец и мать поровну зарабатывают деньги и делят между собой домашние заботы. Такие семьи называют еще двухдоходными или семьями с двумя кормильцами);

Расширенной (одной семьей или в близком соседстве живут несколько поколений, разделяя друг с другом социальные, экономические и эмоциональные взаимоотношения).

Выделяют несколько моделей современной семьи:

1. Традиционная. Семейно-брачные отношения зафиксированы в органах ЗАГСа (такую семью называют де-юре).

2. Гражданский брак предполагает отказ от формальной регистрации отношений. Такая семья основана только на любви и согласии, отсюда название брака - концессуальный, от лат. consensus - согласие, единодушие (такую семью называют де-факто).

3. Неполная семья. Детей воспитывает один из родителей.

4. Ограниченная временем семья. По предварительной договоренности брак заключается на время (чаще всего фиктивный

брак, преследующий определенную выгоду для одного или обоих супругов).

5. Встречающаяся семья. Брак зарегистрирован, но супруги живут отдельно, каждый в своем доме.

6. Прерывающийся брак. Супруги живут вместе, но допускают временные разъезды на любой срок без расторжения брака или в случае расторжения каждый раз снова заключают брак друг с другом.

7. Мусульманская семья. Право мужчины иметь несколько жен, обеспечивая высокий уровень жизни каждой из них и оставаясь бесспорным главой семьи.

8. Шведская семья. Совместное проживание нескольких мужчин и женщин при совместном ведении общего хозяйства.

9. Свингерство. Совместное проживание под одной крышей двух или более семейных пар.

4. Этапы добрачного поведения

Этапы добрачного поведения:

Знакомство;

Первое свидание;

Ухаживание;

Сватовство;

Помолвка.

В ходе объяснения учитель задает дискуссионные вопросы, например: бывает ли любовь с первого взгляда; какова роль второго взгляда на избранника; что такое любовь и т. д. Можно для обсуждения использовать пословицы, поговорки, афоризмы.

Например, любовь - это не когда двое смотрят друг на друга, а когда двое смотрят в одну сторону.

5. Структура родства

Родство - это совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Есть родственники кровные и родственники в законе. Выделяют три степени родства:

Ближайшие;

Двоюродные;

Троюродные.

Все родственники вместе составляют фамильное древо, а система родственных позиций образует структуру родства.

IV. Закрепление изученного материала

Учитель напоминает о выражении «чаша терпения» и просит вспомнить, что оно означает. Предлагает группам нарисовать чашу семейного терпения (это может быть стилизованный рисунок на листе формата АЗ или на доске цветными мелками).

Затем учитель просит назвать, из-за чего обычно возникают конфликты в семье и между кем; что произойдет с содержимым «чаши», если не заботиться о предотвращении семейных конфликтов. В результате совместной работы может быть сделан вывод: чтобы чаша семейного терпения не переполнилась, чтобы семья была счастливой, нужно выполнять условия:

Формула семейного счастья = любовь между супругами + любовь между родителями и детьми + материальное благополучие...

Можно организовать групповую работу. Предлагается несколько ситуаций. Отвечает та группа, которая первой может предложить ответ.

Ситуация 1. Шестнадцатилетний Андрей женился, но через полтора года развелся с женой. Еще через месяц решил продать свою квартиру, которую ему на свадьбу подарили родители. Однако нотариус отказал ему в оформлении договора купли-продажи на том основании, что он несовершеннолетний и, следовательно, неполностью дееспособен. Правомерен ли отказ нотариуса? (Нет, с заключением брака Андрей приобрел полную дееспособность в соответствии с Гражданским кодексом.)

Ситуация 2. Пенсионер, инвалид 2-й группы, проживающий во Владимире, обратился в московский Тверской межмуници-пальный суд с заявлением о взыскании с его сына, проживающего в столице, денег на свое содержание. Сын во время судебного заседания представил доказательства того, что отец бросил семью, когда сыну было 3 года; о ребенке не заботился, не платил алиментов. Как называется заявление, с которым пенсионер обратился в суд? Правильно ли пенсионер выбрал суд? В чью пользу должен суд вынести решение? (Заявление называется исковым. Да, пенсионер имел равное основание обратиться в суд по месту своего жительства или по месту проживания ответчика (сына). Суд должен вынести решение в пользу сына на том основании, что отец уклонялся от материальной помощи в воспитании сына.)

Ситуация 3. Брак между Ивановым и Сидоровой признан судом недействительным на том основании, что Иванов скрыл следующий факт: на момент регистрации брака он уже состоял в другом законном браке. Однако Иванов и Сидорова имели общего ребенка. Будет ли этот ребенок получать алименты на свое содержание от отца? (Да, потому что дети, рожденные в браке, который впоследствии судом признан недействительным, приравниваются в правах к тем детям, которые рождены в законном браке.)

Тест

1. Признание брака недействительным производится:

а) органом опеки и попечительства;

б) органом записи актов гражданского состояния;

в) судом по требованию заинтересованного лица;

г) судом по взаимному требованию супругов.

2. С какого момента у супругов появляются родительские права и обязанности?

а) с момента рождения ребенка;

б) с момента вступления в брак;

в) с момента получения свидетельства о рождении ребенка.

3. В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство является:

а) предметом ведения органов местного самоуправления;

б) предметом ведения субъектов РФ;

в) предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ;

г) предметом исключительного ведения РФ.

4. Перемена имени, отчества, фамилии:

а) означает, что лицо более не имеет никаких прежних обязательств;

б) не влечет изменения объема прав и обязанностей.

5. Вследствие смерти или объявления судом одного из супругов умершим:

а) брак прекращается;

б) брак расторгается;

в) брак сохраняется;

г) брак признается недействительным.

6. Супруг выиграл в лотерею крупную сумму денег. Эти деньги:

а) его личная собственность;

б) совместная собственность обоих супругов;

в) половина денег является его собственностью, а вторая половина - собственность его супруги;

г) деньги делятся на три части: супругу, супруге, их детям.

7. Расторжение брака влечет для одного из супругов обязанность полного обеспечения ребенка:

а) для того родителя, с кем проживает ребенок;

б) для того родителя, с кем ребенок не проживает;

в) по соглашению между супругами эта обязанность сохраняется за одним из супругов;

г) обязанность обеспечения ребенка сохраняется за обоими супругами вне зависимости от расторжения брака.

8. У ребенка тяжелое заболевание. Возможно ли его усыновление гражданами Италии?

а) нет;

б) да, в Италии больше возможностей для лечения;

в) только в том случае, если среди российских граждан нет желающих его усыновить.

9. Охраняется ли в Российской Федерации тайна усыновления?

а) да;

б) нет, каждый ребенок имеет право знать своих родителей.

10. Брачный договор может быть заключен:

а) до государственной регистрации брака;

б) до государственной регистрации брака и в любое время в период брака;

в) в любое время, даже после прекращения брака.

Правильные ответы: 1 в, 2а, Зв, 46, 5а, 66, 7г, 8в, 9а, 106.

Домашнее задание

1. С. 39-40 (Кравченко).

2. С. 275 (Боголюбов).

3. Написать эссе «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А. де Сент-Экзюпери).

Дополнительный материал Заключаем брачный договор

В России с 1 марта 1996 г. был официально введен в действие брачный договор - в соответствии с Семейным кодексом РФ это соглашение будущих или настоящих супругов, определяющее имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения. Если договор заключают будущие супруги, он вступает в силу только после регистрации брака. Брачный договор подлежит удостоверению у нотариуса.

Брачный договор может изменить права супругов в отношении недвижимости и, в частности, жилья. В нем можно оговорить судьбу как того имущества, которое они уже имеют, так и того, которое они приобретут.

В частности:

Обозначить доходы каждого, а также объявить покупаемую на такие доходы недвижимость собственностью того из супругов, кто на нее заработал;

Определить, что недвижимость будет принадлежать супругам в долях (в этом случае применяется юридический термин - общая долевая собственность), а собственность одного из супругов (например, имевшуюся до брака) сделать общей совместной собственностью;

Определить порядок раздела имущества в случае расторжения брака.

Супруги вправе в любой момент по взаимному согласию изменить или расторгнуть брачный договор, заверив соглашение (как и сам договор) нотариально.

Брачный договор прекращает действие в случае расторжения брака, за исключением положений, которые регулируют права супругов в отношении имущества именно в случае развода. Например, если в брачном договоре будет указано, что в случае расторжения брака жена обязуется отдать в собственность мужа ее личную квартиру, а муж не будет претендовать на построенный в браке дом, то данное правило будет действовать до тех пор, пока бывшие супруги не переоформят указанное имущество.

Брачный договор не может:

Ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд (например, ограничить жену в праве устроиться на работу или пойти учиться, запретить мужу посещение спортивных или развлекательных учреждений);

Регулировать личные неимущественные отношения между супругами (например, распределить домашние обязанности);

Определять права и обязанности супругов в отношении детей;

Предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания;

Вопреки сложившемуся заблуждению купленная в браке недвижимость, как и иное имущество, после расторжения брака не перестает быть совместной собственностью теперь уже бывших супругов. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, супруг вправе потребовать судебной защиты своего права собственности в течение трех лет с момента нарушения права, а не с момента расторжения брака.

В соответствии со ст. 60 Семейного кодекса РФ ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, так же как и родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Например, если супруги в браке купили квартиру и у них есть ребенок, то при разводе и разделе имущества не будет выделена доля ребенку в такой квартире. Хотя суд при определенных обстоятельствах может увеличить долю родителя, с которым остается ребенок.

Медовый месяц

Все знают, что означает выражение «медовый месяц», а вот откуда оно пошло, известно далеко не каждому. В древности существовал обычай, в соответствии с которым для вступающих в брак специально варилась слабоалкогольная медовуха. Молодые пили ее не только на свадебном пиру, но и в течение месяца после него. Других более крепких напитков пить не дозволялось. Отсюда и пошло выражение «медовый месяц».

Со временем название, обозначающее первые счастливые недели супружеской жизни, прочно вошло в обиход.

Семья как социальный институт

Сферы семейной деятельности:

Репродуктивная;

Хозяйственно-бытовая;

Экономическая;

Воспитательная;

Досуговая;

Эмоциональная;

Духовное общение;

Социально-статусная;

Первичный социальный контроль.

Функции семьи:

Репродуктивная (воспроизводство новых членов общества);

Социализации (формирование индивида как личности);

Экономическая (общее хозяйство, поддержка, помощь в получении материальных и связанных с ними нематериальных благ);

Защитная (физическая, экономическая, психологическая поддержка и защита);

Статусная (принадлежность к определенному социальному слою);

Эмоционального удовлетворения (доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, любовь).

Виды семьи:

а) по числу детей - многодетные, малодетные, бездетные;

б) по характеру распределения домашних обязанностей - традиционная (домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине) и коллективистская (обязанности выполняются совместно или по очереди);

в) по родственной структуре - нуклеарная (супружеская пара с детьми), расширенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними), полигамная (жена с мужьями или муж с женами);

г) по типу воспитания - авторитарная (основана на авторитете родителей), либеральная (строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек), демократическая (постепенно прививает ребенку такие черты, как сопричастность к судьбам других людей, толерантность);

д) по структуре распределения власти - традиционная (основные решения принимает мужчина) и эгалитарная (решения принимаются супругами совместно).

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология»

по теме: «Семья и брак»

1. Семья - ячейка общества

Семья это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств. Сущность семьи определяется ее функциями, структурой, а также ролевым поведением ее членов.

Семья первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.

Структура семьи совокупность отношений между ее участниками, в том числе и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще мужу, детей родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей.

Основные ролевые отношения в семье: муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.

2. Жизненный цикл семьи

Семейный цикл жизни может строиться по различным критериям, но при их отборе следует учесть, что это именно цикл, т.е. должна быть отражена повторяемость, регулярность семейных событий (точнее говоря: цикличность обнаруживается при смене семейных поколений, но при переходе к нуклеарным семьям с разводами и повторными браками регулярность событий также вполне обнаружима).

По критерию родительства выделяются всего четыре фазы иди стадии пред- и прародительства, репродуктивного и социализационного родительства и, как минимум, пять ключевых событий заключение и распад брака, рождение первенца и последнего ребенка, вступление в брак одного из детей или рождение внука.

Понятие жизненного цикла часто используется для описания последовательности событий от рождения до смерти, хотя его более точное значение относится к последовательности стадий родительства на протяжении жизни, начиная от рождения детей через их уход из дома к рождению их собственных детей. На уровне населения цикл повторяется от поколения к поколению. Некоторые люди не имеют детей и соответственно не входят в межпоколенный жизненный цикл. Жизненный цикл в общем плане известен как семейный цикл последовательности стадий родительства, первично определяемых вариациями в величине и структуре семьи.

Если выделить стадии семьи в зависимости от событий, связанных с возрастом детей и изменением их жизненной ситуации, а также отделением взрослых детей от родительской семьи, событий и стадий цикла может быть гораздо больше. В любом случае все они сопровождаются указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейного бытия и сроки отдельных стадий. Такая характеристика семейных изменений часто используется в социологической демографии и содержит в себе много информации. Например, по сокращению периода репродуктивного родительства судят о снижении рождаемости и приближении к сплошной однодетности, а по сокращению фазы предродительства о падении брачности.

От своего возникновения до своего распада семья проходит через ряд стадий, которые являются предметом демографического анализа. Как правило, семья возникает в момент заключения брака. Семья растет с рождением каждого ребенка. От рождения последнего ребенка до того момента, когда первый ребенок покидает дом, величина семьи остается постоянной. В связи со вступлением в брак детей величина семьи постепенно уменьшается до исходной величины (два человека). Со смертью первого, а затем и второго супруга семейный цикл заканчивается.

3. Добрачное поведение

В добрачный период появляются некоторые перспективные проблемы, обнаруживающиеся в браке, которые можно назвать как «родовые травмы». На судьбе брака сказываются место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге положительное, отрицательное, амбивалентное (и положительное, и отрицательное), индифферентное (безразличное); продолжительность и содержание периода ухаживания; инициатор брачного предложения (мужчина, женщина, другие заинтересованные лица); время обдумывания брачного предложения; ситуация оформления брака.

Положительный прогноз брака связан со следующими факторами добрачной истории: взаимоположительное первое впечатление друг о друге; знакомство в ситуации работы и учебы; период ухаживания от 1 до 1,5 лет; проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины; принятие брачного предложения после непродолжительного (до 2 недель) обдумывания; сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Отрицательно сказываются на судьбе брака такие факты добрачного периода, как отрицательное или невзаимное впечатление друг о друге; короткий (до 6 месяцев) или долгий (более 3 лет) период ухаживания; неодобрение выбора родными и близкими; проявление прямой или косвенной инициативы со стороны женщины; вынужденное решение о браке (например, в результате беременности); продолжительное обдумывание брачного предложения. Эти неприятные или неприемлемые факты требуют от супружеской пары компенсирующих мер, дополнительных усилий по сглаживанию негативных переживаний. Необходима активная работа над собой, над особенностями своего характера, поведения. Не справившиеся с этим будущие супруги выносят из добрачного периода хронические травмы, прямо или косвенно выявляющиеся в браке.

4. Брак

Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и в морально-этическом плане. Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т.п.

Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты.

Социологи выделяют три мотива вступления в брак: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение: «Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать». В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную.

5. Семья

Как и во всяком социальном институте, в основе семьи лежит сознательный акт, документ, договор, социально санкционируемый. И обязательно семья строится на определенных ценностях, идеалах, нормах, которые в разных обществах могут быть различными.

Семья как социальный институт обладает обоими его признаками, которые мы выделили раньше. Первый - удовлетворение определенных общественных потребностей: воспроизводство человеческого рода, социализация личности, регуляция сексуальных отношений, решение определенных хозяйственных задач. До сих пор в большинстве обществ семья является важнейшей хозяйственной единицей, особенно на селе.

Второй признак - семья представляет из себя систему, состоящую из элементов: муж, жена, дети, старшее поколение, внуки и т.д. Эта система наделяет членов семьи определенными функциями, которые в какой-то степени ограничивают свободу личности.

При рассмотрении семьи как системы возникает вопрос о структуре семьи. С точки зрения структуры различают два основных типа семьи: родственная и супружеская. Родственная семья основывается на кровном родстве большого числа членов малой группы. Основу супружеской семьи составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Муж и жена вместе с детьми живут отдельно от остальных родственников, которые имеют незначительное влияние на дела такой семьи.

6. Родство

Родственная семья основывается на кровном родстве большого числа членов малой группы. Такая семья есть объединение родственников вместе с их супругами и детьми. В рамках такой семьи одновременно сожительствуют как минимум три поколения - дедушки и бабушки, супруги и внуки. Основой такой семьи являются братья и сестры вместе с мужьями и женами и их детьми. Здесь женатый мужчина или замужняя женщина в первую очередь привязаны к родительской семье и лишь затем входят в семью жены или мужа. Человек связан главными обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился. Так, женщина при воспитании детей может не зависеть от своего мужа, но полностью зависеть от своих братьев и сестер. То есть братья и сестры женщины решают, как воспитывать детей, какое им давать образование и т.п.

У ребенка в такой семье появляется большая возможность для общения и социализации, подготовки к большему числу социальных ролей. В случае ухода матери из семьи ее роль могут играть ее родственники. В таких семьях дети больше защищены от общественных проблем.

Данный тип семьи был распространен до ХХ века, да и сейчас он распространен в обществах с неевропейской культурой. В этих семьях главой признается мужчина, и с этим связаны определенные экономические обстоятельства, прежде всего институт частной собственности.

7. Совреме нная семья: распределение ролей

Параметр распределения ролей включает две составляющие: 1) кто является главным в семье и 2) кто в основном занимается воспитанием детей (в частности, проводит с ними больше времени) и оказывает значительное влияние на характер социализации граждан, на модели отношений родителей с детьми и на используемые родителями воспитательные стратегии.

Патриархальный тип распределения семейных ролей предполагает главенство отца; матери при этом отводится функция воспитания детей; современная модель распределения ролей в семье предусматривает равноправие супругов, как в отношении принятия решений, так и в плане воспитания подрастающего поколения.

Неравенство между супругами, характерное для патриархального распределения ролей, часто бывает сопряжено с иерархическими взаимоотношениями между родителями и детьми - в таких семьях обычно детям не разрешается иметь свою точку зрения, если она отличается от родительской, от них ожидается подчинение родителям, а отношения родителей и детей обычно строятся на подавлении.

При эгалитарной структуре внутрисемейных ролей, наоборот, чаще наблюдается иная тенденция - отношение к детям как к равным, толерантность к инакомыслию, поощрение споров детей с родителями.

Структура распределения ролей в российских семьях меняется от патриархального типа к современному - представители более молодых поколений заметно чаще воспитывались в семьях с эгалитарным распределением семейной власти между родителями и с равноправным участием обоих супругов в воспитательном процессе.

8. Проблема лидерства в семье

Можно выделить три типа лидирования, определяемых позицией в семье, на которую претендуют одновременно муж и жена.

Модель первая: «Равные партнеры». При таком распределении женщина не отдает своих лидерских позиций, даже в случае высокого давления полоролевых стереотипов (например, когда муж мусульманин и придерживается традиционных ценностей относительно роли жены в семье), и стремится «на равных» с мужчиной распределять обязанности и власть в семье. Осуществление права «на равное лидерство» возможно в случае экономической независимости женщины от мужчины, при высокой ценности для нее работы, которая порой превышает ценность семейных отношений.

Рассмотрение модели взаимоотношений, при которой партнеры стремятся к лидерству, но не подавляют друг друга, не застревают на мелких проблемах, иногда благодаря непосредственным усилиям женщины, показывает, что этот тип отношений позволяет сохранять семью и достигать прогресса, хотя это требует определенных усилий с двух сторон. В этой ситуации мужчине приходится отказываться от сложившихся стереотипов, что не всегда происходит быстро и легко.

Модель вторая: «Первая в паре». Несмотря на то, что мужчины всегда претендуют на лидерство в семейных отношениях, многие женщины являются лидерами в семье по всем позициям. Мужчины спокойно или не всегда спокойно отдают это первенство, предпочитая быть на вторых позициях.

В некоторых случаях лидирующие позиции в семье мужчина сдает после того, как убеждается, что «у жены все получается лучше» и пытается максимально обеспечить ей комфортные условия в семье, отдавая себе отчет в том, что жена «является кормильцем семьи».

Это наиболее драматическая модель семейных отношений, так как мужчина вынужденно идет на «сдачу своих лидерских позиций». Однако степень драматизма развития этих отношений зависит от стратегии поведения жены и протекает тем мягче, чем меньше женщина напоминает мужчине о сложившемся неравенстве и чем более искреннее уважение испытывает к его работе и усилиям во благо семьи.

Модель третья: «Просто жена», при которой главой семьи является мужчина. В таких семьях, как правило, мужчины старше жен на 7 10 лет и имеют потенциал преимущества: в виде хорошего образования, или сильного характера, или «общего прошлого».

9. Развод

Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая сторона. Социологический анализ проблем развода (социология развода) это в определенной степени и анализ проблем самого брака, в основном его отрицательных сторон.

Общество заинтересовано в стабильности семейных отношений, так как это обеспечивает здоровые взаимоотношения супругов, благотворно сказывается на воспитании детей, облегчает решение целого ряда социальных проблем (жилье, социальное обеспечение, трудоустройство и т. д.). Следовательно, в самом общем виде государство и общество не могут не видеть в разводе свидетельства неблагополучия в сфере семейных отношений. С этой точки зрения развод является социальным злом.

Вместе с тем на развод следует смотреть и с иных позиций. Применительно к каждому конкретному браку вопрос о нежелательности или желательности развода не может решаться однозначно. В отдельных случаях развод не только не является социальным злом, он, наоборот, необходим.

Брак является свободным и добровольным союзом между мужчиной и женщиной. Свобода вступления в брак предполагает и свободу развода. Свобода развода обратная сторона свободы брака, неотъемлемая часть свободы личности.

10. Последствия развода

Существенно негативное влияние развода на уровень рождаемости. В ряде случаев женщина после развода так и остается одинокой, а в «преддверие» развода воздерживается от рождения детей. С ростом количества разводов возросло число людей, не желающих после развода вступать в повторный брак.

Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей.

Разводы увеличивают количество неполных семей. В них создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.

Развод оказывает влияние и на самих разводящихся супругов. Весьма распространенным является чувство беспокойства, нетерпеливости, идущее от нарушенных привычек и утраты привычных ролей.

Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей. Во-первых, вследствие разводов уменьшается продуктивный период в жизни женщины. Во-вторых, в случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого деторождения (что нежелательно и с медицинской точки зрения). В-третьих, неблагоприятные отношения в семье, предшествующие разводу, могут оказать отрицательное влияние на репродуктивные установки женщины, хотя в остальных случаях это влияние может быть нейтрализовано желанием женщины создать и укрепить новую семью.

Развод оценивается как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается воспитание детей.

11. Семья и социальный класс

Неравенство в паре может инициироваться несколькими факторами и включать в себя:

1) материальное неравенство;

2) возрастное неравенство (когда женщина на 10-12 лет старше партнера);

3) карьерное неравенство;

4) неравенство социального происхождения и вытекающее отсюда неравенство культур.

Проявление социального неравенства усиливается в том случае, когда семейный «аутсайдер» вдруг превращается в кормильца и лидера, а культурный лидер вдруг теряет свои преимущества.

Список использованной литературы

Капитонов Э.А. Социология ХХ века - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Смелзер Н. Социология. - М., Мысль, 2000.

Социология. Курс лекций. /Под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. - М., Прометей, 2004.

«Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. В древнерусском лексиконе слово «брачити» означало что-то отбирать (выбирать хорошее или отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном праве, и в обыденной речи («забракованный товар»). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб» (от древнеславянского термина «сълюбъ», «сълюбытись», что означает «договориться»).Основываясь на положениях законодательства и теории, можно выделить следующие признаки брака. Во-первых, брак - это союз мужчины и женщины. Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор». Помимо распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определённо) союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, пред-расположенность их друг к другу, предпочтение другим. Во-вторых, брак - это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. В-третьих, брак - это свободный союз.

Вступление в брак свободно и добровольно, равно как в принципе свободно и расторжение брака. В-четвёртых, брак - это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой как в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака. В-пятых, и это признак является обязательным, как и шестой, брак - это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). В-шестых, брак - это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины, и женщины. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд.

Для заключения брака необходимо достижение брачующимися брачного возраста, установленного законодательством страны. Во многих обществах существует запрет на близкородственные браки. В некоторых странах существуют и некоторые другие ограничения для вступления в брак. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при заключении его с соблюдением установленных условий и влечёт за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям».

(По материалам СКРФ )

21. Какое определение понятию «брак» даёт автор статьи? На основе чего возникла двусмысленность определения «брак»?

24. Приведите положение текста, указывающее на области, в которых заключение брака влечёт за собой юридические последствия. Запишите два условия вступления в законный брак, которые не названы автором текста.

Брак - это равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Двусмысленность определения возникла потому, что в древнерусском, лексиконе слово «брачити» означало что-то отбирать (выбирать хорошее или отклонять плохое).

В правильном ответе должны быть названы:

    отличия понятий «брачный договор, сделка» и «брачный союз». Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор», кроме распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определённо) союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение перед другим;

    свободный брак: вступление в брак свободно и добровольно, как свободно расторжение брака.

    Обязательные характеристики брака: 1) регистрация в органах загса и порождением этим юридических обязательств между сторонами;

    Аргумент: закон защищает любую из сторон от нарушения её прав (закон удерживает стороны от нарушений прав другой стороны, закон налагает обязательства на каждую из сторон) и способен принудить к исполнению своих обязанностей в браке.

Наступают «юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям».

Условия вступления в законный брак:

    дееспособность вступающих в брак;

    лицо, вступающее в брак, не должно состоять в другом зарегистрированном браке;

    не допускается заключение брака между усыновителями и усыновлёнными.

Всем привет! Продолжаем разбор тем по обществознанию, и семья поговорим о понятиях «брак» и «семья». В обыденном сознании между этими понятиями проводят знак равенства, например, говоря: «Брак дал трещину» и тому подобное. На самом деле с точки зрения обществознания, да и права, эти понятия абсолютно разные. Не знание основных понятий и определений, и их отличий неминуемо приведет к проблемам на экзамене.

Понятие «Брака»

С точки зрения права, закона, брак — это добровольный законный союз женщины и мужчины, которые порождает их взаимные имущественные и не имущественные права и обязанности, как по отношению друг к другу, так и по отношению к другим членам семьи.

Наряду с законным браком в обыденном лексиконе часто можно встретить словосочетание: «гражданский брак». Так вот, если вы хотите сдавать любые экзамены на отличные баллы, вам следует уянсить раз и навсегда, что гражданский брак правильно называть фактическими брачными отношениями. В Российской Федерации такие отношения не порождают никаких взаимных прав и обязанностей.

Например, решили совершеннолетний мальчик и девочка вместе жить, не тужить, вместе, как говорится, валенки делить. Сняли комнату, или квартиру, и собственно стали жить как муж и жена, при этом не регистрируя свои отношения в ЗАГСе (Органах Записей Актов Гражданского Состояния). Так вот если потом любовь пройдет и завянут помидоры, то они по-любому начнут делить нажитое добро: айфоны, аймаки, порши кайены и прочую прелесть.

Так вот, суд не сможет им помочь. Ведь они никак не оформили свои отношения, а значит никакие статьи Семейного кодекса РФ на них не могут распространяться. Поэтому дело доходит, часто, до поножовщины, бытовых преступлений, что составляет до большинства вообще всех преступлений.

Законный же брак порождает взаимные имущественные и не имущественные обязанности. В нем можно разделить имущество как закону, так и по брачному договору, ежели такой заключен.

То есть в нормальном понимании — брак — это узаконенные семейные отношения, которые уже стали правоотношениями. Институт брака, куда входят органы ЗАГСа и другие государственные органы, призван именно регистрировать фактические брачные отношения, переводя их в правовое поле.

Понятие «Семья»

Семья же — это кровнородственная социальная группа, которая сложилась на основе биологических, материальных и духовных связях. Подробнее о видах семьи читайте .

Биологические связи — думаю, всем понятно, что это — это кровнородственное родство, извиняюсь за тавтологию. Грубо говоря, кто на ком женился и кто кого родил.

Материальные связи — это отношения взаимных материальных и имущественных прав и обязанностей. Обязанностей, к примеру, по содержанию детей, беременной жены, других родственников, если они оказались в недееспособном состоянии.

До духовных связей в нашем непростом мире как правило уже дело не доходит. Однако некоторые семьи еще чтят свои семейные ценности и традиции. Их таких семей выходят действительно представители элиты. Но не той, которую показывают по телевизору. Возможно, в будущем напишем статью на эту тему, так что вступайте в нашу группу в ВК , чтобы ничего не пропустить.

Духовные связи реализуются в семье, если в ней есть место для воспитания морали и нравственности у детей, и многих других общечеловеческих ценностей, о которых сейчас мало вообще кто помнит.

Таким образом из этой статьи вы должны вынести то, что брак порождает семью. Брак — это путь к созданию семьи на законных основаниях. Если возникли вопросы, пишите их в комментариях! А также поделитесь этой статьей в социальных сетях!

С уважением, Андрей Пучков