Семья в современном мире. Проблема семьи в современном обществе и ее отражение в сми

Введение Вопрос семьи и семейных отношений является одним из важнейших и определяющих для каждого человека. Абсолютное большинство научных работ по психологии и психиатрии доказывают, что одним из определяющих факторов в судьбе человека является его семейное воспитание, его родственные связи и, конечно, те самые отношения с матерью и отцом, такие популярные в современном психоанализе. Семья это ячейка общества, люди всегда объединялись в семьи для ведения общего быта, воспитания детей, для удобства разделения обязанностей. Семью держат вместе самые различные моральные и материальные соображения. Об этом уже было написано множество книг, научных работ и журналистских публикаций. Однако представления о том, какой должна быть «идеальная» семья меняются постоянно и, более того, эти представления различны и для разных народов, разных национальностей, разных религий. Основная часть В своей работе я буду рассматривать современную ситуацию и современное отношение СМИ и общества к вопросу семьи и семейных ценностей. Конечно, в нашем огромном мире понятия об этом очень разные в разных уголках земли, но нельзя игнорировать такой процесс как глобализация, в ходе которого идет обмен в том числе и семейными ценностями. Население планеты переживает переломный момент: впервые большинство мирового населения проживает в странах или регионах с уровнями рождаемости ниже уровня воспроизводства населения. Необходимо упомянуть основные стороны, которые участвуют в глобальном диалоге культур. Это, конечно, страны Европы. Европейская культура строго чтит семейные ценности. Однако в этом обществе происходят и некоторые перемены. Возраст, в котором люди заводят детей меняется, все больше и больше европейцев предпочитают подождать с рождением детей и сначала получить образование, реализоваться в карьеры, достичь определенных высот, обзавестись собственным капиталом, жильем. Устоялось мнение о том, что

женщина репродуктивного возраста должна быть от 18 до 45 лет. В этот период, как считается, женщины могу зачать и родить ребенка. В то же время у женщин южных национальных групп репродуктивный возраст начинается и заканчивается гораздо раньше. Восточные девочки рано созревают и выходят замуж, а уже будучи зрелыми женщинами, намного стремительней стареют. В странах западной Европы наблюдается противоположная тенденция – в сторону сдвига в более поздние сроки: роды далеко за 30 и даже за 40 лет считаются нормальными, соответственно, и климактерический возраст откладывается, чему способствует и распространенный прием гормональных препаратов. В наше время, согласно ONS, средний возраст рожениц – 29,8 лет. В 2012 году 49% женщин родили в возрасте около 30 лет. В среднем 7 из 10 состоят в браке (69%). Еще в 2011 году средний возраст рожениц был 29,7 лет, а в 1975 году женщины чаще рожали примерно в 26,4 лет. Хотя еще до этого тоже фиксировали пик возраста новоиспеченных мам – 29,3 (1944 год). Все это стало возможным благодаря высокому уровню медицины, который позволяет продлить детородный возраст женщины. Кроме того, имеет место низкая рождаемость. Более половины стран, входящих в Европейский регион ВОЗ, имеют уровни рождаемости, определяемые как низкие или предельно низкие. Повсюду в Европе уровни рождаемости (а) снизились до очень низких показателей: в настоящее время в большинстве стран общий коэффициент фертильности (ОКФ) составляет менее 1,5 ребенка на одну женщину. В

некоторых современных исследованиях высказывалось предположение, что такой уровень мог бы стать порогом, приводящим в действие самоусиливающиеся механизмы, направленные на дальнейшее подавление рождаемости. Это означает, что как только ОКФ падает ниже 1,5, подъем его может быть сопряжен с повышенными трудностями. Для определения такой ситуации Lutz (Lutz, W. and V. Skirbekk. Policies Addressing the Tempo Effect in Low- Fertility Countries. Population and Development Review) ввел термин «ловушка низкой рождаемости» . Похоже, что большинство стран Южной, Центральной и Восточной Европы, включая и европейские части бывшего Советского Союза, попали в эту «ловушку». Такая ситуация может объясняться как и тем, какое количество детей сейчас решают рожать женщины, так и тем, в каком возрасте они принимают это решение. Однозначный ответ на этот вопрос учеными еще не найден. Другой яркой тенденцией, лежащей в основе низкой европейской рождаемости, является рост бездетности во многих регионах Европы. В странах Центральной и Восточной Европы, где доля бездетных женщин, достигших 50-летнего возраста, значительно ниже 10%, материнство все еще остается почти повсеместным явлением, и среди когорт наблюдалось относительно небольшое изменение. Однако, в остальной Европе эта доля, как правило, превышала 10% и постоянно увеличивалась. В настоящее время во всей Европе наблюдаются низкие уровни естественной рождаемости, значительно уступающие уровню воспроизводства – 2,1 ребенка на женщину в течение ее жизни, который требуется для поддержания стабильной численности населения. Из чего следует, что в настоящее время европейское население убывает. В Европе предпринимались различные попытки по увеличению рождаемости населения путем поощрения женщин иметь первого ребенка в более раннем возрасте и более чем одного ребенка на супружескую пару. Однако это очень сложный вопрос и однозначного решения на него не существует. Поэтому государства Европы стараются принимать самые различные меры для пропаганды семейного образа жизни и, как следствие, повышения рождаемости. Поэтому и СМИ много говорят на подобные темы, стараясь поднять авторитет семьи. Но, однако, они не могут игнорировать и многие

другие процессы, происходящие в обществе, которые будут подробно описаны далее. В Америке дела обстоят иначе. В противоположность прогнозируемому сокращению народонаселения в результате низкой рождаемости и негативной инертности населения Европы, в США наблюдается быстрый рост народонаселения. В последние годы это происходит за счет естественного прироста населения, а именно, за счет превышения рождаемости над смертностью, поскольку чистая иммиграция составляет около 40%. Предполагается, что в последующие десятилетия население США увеличится почти на 50%. В чем отличие США? Кто-то может возразить, что тенденции рождаемости США просто идут следом за Европой и Японией, и что ОКФ в США в последующие годы упадет до исторически низких уровней, что собственно и произошло во многих богатых странах за оследние десятилетия. Однако, ситуация в США по сравнению с большинством других стран с высоким уровнем доходов отличается, как минимум, по двум аспектам. Во- первых, состав населения благоприятствует более высокому уровню рождаемости, поскольку в США уровень рождаемости в некоторых наиболее многочисленных группах иммигрантов и национальных меньшинств выше средненационального уровня. Во-вторых, в целом, рождаемость в США относительно высокая. Помимо множества экономических факторов: благоприятной ситуации в стране, высокого уровня жизни, высокого уровня медицины, на рождаемость в стране влияют и СМИ, и вся культура страны в целом. Та самая всем известная американская мечта, взлелеянная в художественных произведения, в кино, сериалах и пр. Накопление капитала и создание семьи, такие важные для американцев не теряют своей актуальности и популярности. В Российской Федерации коэффициент рождаемости один из самых низких в мире, при показателе 1,62 рождений на период жизни женщины в 2005. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении значительно снизилась и существенно ниже среднеевропейской: 71,9 для женщин и 58,9 для мужчин. В сочетании со снижением рождаемости в Российской Федерации наблюдается одна из наиболее быстрорастущих пандемий ВИЧ/СПИДа в мире, которая

самым сильным образом поражает молодых людей. На фоне таких факторов население Российской Федерации за последние десять лет сильно постарело. Более того, широко распространены безработица и бедность, создающие дополнительные барьеры для людей, желающих иметь детей. В мае 2006 года Владимир Путин предложил дополнительное вознаграждение в размере 250000 рублей (около US$9,200) женщинам, имеющим второго ребенка. Далее разъясняется, что, по всей вероятности, и эта мера будет недостаточной, чтобы повернуть вспять снижающийся коэффициент рождаемости. Такова общая статистика, которая, конечно, разнится в разных уголках нашей большой страны. В странах Востока все обстоит достаточно сложно. Институт семьи там развит достаточно хорошо, при этом отношение к женщине «хромает». Присутствует и ряд других сложнейших вопросов, которые все же требуют отдельного рассмотрения. Поэтому страны Востока в данной работе я рассматривать не буду. Такова статистическая ситуация в сфере семейных отношений. Во всех странах, так или иначе, пропагандируют семейные ценности. Но происходят все большие изменения в обществе, и появляются самые разные точки зрения на проблему. Появляются новые «виды» семей: однополые браки, принципиально бездетные семьи, многоженцы и семьи, в которых несколько мужей. И все люди, живущие в подобных семьях, стремятся защищать свои права и расширять понятие «нормы». Так люди разделяются на воинствующие лагеря. Один из новых вопросов-движение чайлдфри по всему миру. Сhildfree в переводе с "языка международного общения номер один" означает свободу от детей, или как чаще это называют, - добровольную бездетность. Общее для людей, входящих в это движение,-это нежелание иметь детей, однако отношение к детям как таковым у них может быть разное: кто-то любит детей, кто-то к ним безразличен, а кто-то испытывает неприязнь ко всем малышам. Предполагают, что само слово ввела в 70-х годах прошлого столетия Национальная Организация для Не-Родителей США. В английском языке это слово стало частью обыденной речи, часто его произносят как "CF". Популярность и слово и движение приобрели в 1990-е,

когда появилась одна из первых современных групп - The Childfree Network (США). Преподаватель средней школы Лесли Лафайет из Калифорнии создала общественную сеть ChildFree Network (CFN): более 5 тысяч участников, 33 отделения по всей стране, политические и социальные претензии к обществу, которое так ценит и поощряет браки в которых есть дети. Люди, которые отказываются заводить детей имеют для этого различные основания: они хотят заниматься саморазвитием, карьерой, посвящать свою жизнь каким-либо "иным" целям. Некоторые женщины просто не хотят портить фигуру и жертвовать свободным временем, а кто-то, напротив, настолько остро осознает свою ответственность перед будущим поколением, что просто не решается взять на себя воспитание человека. Так или иначе, если люди не готовы стать родителями и делают осознанный выбор, то это не отражается негативно на обществе, ведь многие из них все же имеют семью, женаты или замужем, поддерживают связи с родителями и родственниками. Но, в то же время, некоторые агрессивные участники движения не только не желают иметь детей, но и хотят уровнять себя в правах с теми, кто детей уже завел, а именно отменить их льготы, такие как сниженные налоги, декреты, материнские капиталы и прочее. Что уже является попыткой навязать свой образ жизни. В СМИ данное явление в жизни общества обсуждается не очень активно, но все же упоминается. Но эта тема является очень актуальной, так как она касается универсальных человеческих ценностей, которые претерпевают изменения, и эти изменения все больше и больше набирают обороты. В сознании людей происходят серьезные изменения, обусловленные множеством факторов, меняется психология человека как реакция на окружающий мир. Поэтому нам нужно больше научных исследований на эту тему и информации о них в СМИ, ведь подобные тенденции могут быть очень опасны. На данный момент, движение чайлдфри лишь изредка упоминается в СМИ с интонацией укора, но не анализируется так, как того заслуживает. Доля убежденных чайлдфри среди бездетных людей в Москве Среди мужчин 21 % Среди женщин 14 % Среди 18-29-летних 14,3 %

Среди 30-39-летних 22,3 % Среди 40-49-летних 58 %

Кафедра: Социология и Обществознание

Реферат

На тему: "Проблемы изменения семьи в современном обществе"

Москва, 2008 год


Проблемам социально обусловленных изменений, происходивших с традиционной семьёй на протяжении почти двух последних столетий, социологами, в основном западными, всегда уделялось самое пристальное внимание. Несмотря на то, что социологи и социальные антропологи провели целый ряд серьёзных исследований семейной структуры в различных обществах, большинство их работ всё же посвящено анализу семьи в развитых странах Запада. Это не случайно, поскольку процесс трансформации традиционных обществ в современную форму, обусловивший характерные изменения традиционной семьи, в первую очередь затронул именно эти страны. И именно в этих странах приблизительно к концу XIX в. социологами было отмечено разрушение традиционных структур – семьи, соседства, ремесленного цеха и т.д., поскольку системные изменения в обществе не могли не повлечь аналогичных изменений в его составляющих, в том числе семье.

С точки зрения предмета исследования социологии семьи интересны прежде всего те изменения в обществе, которые в 60-е годы ХХ столетия в структурном функционализме получили название модернизации. К анализу процесса модернизации традиционных обществ были привлечены модели структурной дифференциации, основывающиеся ещё на идеях Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Данное направление в социологии стало именоваться эволюционным функционализмом или неоэволюционизмом, а наиболее ярким его представителем является Т. Парсонс, труды которого («Общества: эволюционные и сравнительные перспективы», 1966; «Парадигма для анализа социальных систем и изменений», 1967; «Система современных обществ», 1971) послужили толчком для проведения целого ряда исследований, главным образом в теории политического развития и модернизации развивающихся стран.

В качестве характерных признаков традиционного общества неоэволюционистами обычно называются низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, преобладание аграрного сектора в экономике, низкий уровень развития технологий, жёсткий внешним социальный контроль, низкая социальная мобильность и т.д.; в качестве основных характеристик современного – развитая промышленность, её преобладание в экономике, крупное машинное производство, отделение места работы от места жительства, высокий уровень развития технологий, значительный прибавочный продукт, высокая социальная мобильность и т.д.

Ещё Г. Спенсер утверждал, что общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все его части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с непохожими друг на друга элементами. В сложном обществе в отличие от простого одну часть (т.е. социальный институт) нельзя заменить другой. К усложнению общественного устройства, более узкой специализации его частей приводит процесс адаптации индивидов, групп и институтов к социальному окружению. Эволюция, таким образом, представляет собой процесс увеличения дифференциации и сложности социальной системы, который наделяет её большей способностью адаптироваться к своему окружению.

Среди социологов на проблему модернизации существует значительное число точек зрения, зачастую противоречащих друг другу по поводу отдельных аспектов. Все они, тем не менее, понимают модернизацию как некую совокупность экономических, социальных, культурных, политических и прочих перемен, связанных с процессами индустриализации, урбанизации, освоения научно-технических достижений. При этом происходит непрерывный процесс приспособления всё новых и новых поколений индивидов, групп и институтов к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности в обществе, а одним из результатов этого процесса являются изменения в функциях и структуре семьи.

Изменения традиционной семьи приводятся отдельными исследователями проблем модернизации и в качестве примеров, подтверждающих положения их теорий, в частности У. Огборном (теория культурного лага), У. Гудом (теория конвергенции) и др. Несмотря на то, что эти и другие теории подвергались критике за несколько упрощённую трактовку происходящих в обществе перемен, все они справедливо интерпретируют изменения традиционной семьи как реакцию данного социального института на указанные перемены. Семья преобразует свою структуру, тип, виды деятельности, адаптируясь к изменениям в обществе. Тем самым она должна способствовать выживанию социальной системы, сохранению её нормального, устойчивого состояния. В действительности же отмеченные изменения могут не вести к сохранению устойчивости и выживанию социальной системы.

Здесь следует обратиться к рассмотрению одной из главных проблем структурного функционализма – функциональной необходимости и функциональных альтернатив. Понятие функциональной необходимости основывается на предположении о том, что в обществе существуют такие универсальные потребности или функциональные требования, которые обязательно должны удовлетворяться для его существования и нормального функционирования. Причём в раннем функционализме не уточнялось, то ли определённая функция необходима, то ли структурная единица, её выполняющая.

Соответствующее уточнение посредством введения понятия функциональных альтернатив сделал Р. Мертон, который сомневался в существовании таких универсальных функций. Это уточнение состоит в том, что подобные функции могут осуществляться некой областью структурных альтернатив и нельзя сказать, что данная функция может быть выполнена только данной структурой. Иначе говоря, не существует проблемы структурной необходимости; сколь бы ни была важна для общества какая-либо функциональная потребность, всегда можно найти некую область структурных единиц, т.е. социальных институтов, способных её реализовать даже при условии неудовлетворительной реализации такой потребности тем агентом, которому это обычно обществом поручено.

Этому, однако, противоречит уже сам термин «специфические функции» семьи, т.е. вытекающие из её сущности и характеризующие её как социальное явление, а по сути присущие только этому социальному институту и только им выполняемые. Выделение специфических и неспецифических функций семьи является отечественной научной традицией (её основоположником является А.Г. Харчев), которая не была воспринята западными социологами.

Говоря о такой фундаментальной потребности общества, как физическое воспроизводство населения, невыполнение или ненадлежащее выполнение которой вне всякого сомнения через какое-то время грозит гибелью социальной системе, необходимо признать, что в условиях современной институциональной структуры общества она может быть реализована только институтом семьи. Репродуктивная социальная функция является настолько специфической функцией института семьи, что её осуществление вряд ли может быть передано другим структурным единицам или их совокупности.

В принципе, если следовать логике Т. Парсонса, который утверждал, что для собственно биологического воспроизводства людей не требуется специфической организации в виде семьи, то вышесказанное не вполне соответствует действительности. Современный уровень развития технологий в области биологии, медицины, генетики и смежных с ними отраслей уже позволяет производить искусственное зачатие, осуществлять более или менее успешное клонирование эмбрионов, использовать так называемых «суррогатных матерей».

Однако, для того, чтобы все перечисленные явления институционализировались, т.е. приобрели устойчивый, массовый характер, стали социально одобряемыми и выступили более или менее полноценной альтернативой семье как институту физического воспроизводства населения (если такое вообще возможно), должно смениться не одно поколение и пройти не один десяток лет. Кроме того, подобное вмешательство в естественный процесс зачатия, вынашивания плода и родов может привести к непредсказуемым последствиям как биологического, так и социального характера.

Непредсказуемые негативные последствия подобной передачи репродуктивной функции семьи другим социальным институтам есть не что иное, как наступающие вне зависимости от субъективных намерений единиц действия дисфункции, на возможность которых впервые указал Р. Мертон, определив дисфункцию как часть, неизбежный побочный эффект социального действия, предпринятого с целью обеспечить позитивный эффект для системы.

Следовательно, на современном этапе развития общества можно говорить не только о функциональной необходимости физического воспроизводства населения, но и о структурной необходимости семьи как института такого воспроизводства просто в силу отсутствия подходящих структурных альтернатив. Таким образом, полностью или частично не выполняя репродуктивную социальную функцию, семья ставит под угрозу существование общества в целом, препятствует нормальному его функционированию; при этом репродуктивную индивидуальную функцию она может вполне успешно выполнять, полностью удовлетворяя потребность в детях на уровне отдельной личности или семьи.

Важно разграничивать изменения в специфических и неспецифических функциях семьи. Неспецифические функции семьи менялись на протяжении всей истории человечества, но негативные процессы начались только, когда изменения коснулись её специфических функций. Это следует уже из самой трактовки А.Г. Харчевым понятия неспецифических функций семьи, согласно которой это – те функции, к выполнению которых семья оказалась приспособленной или принужденной в определённых исторических обстоятельствах.

Во все исторические эпохи вплоть до самого недавнего времени семья успешно выполняла свои специфические функции, способствуя выживанию общества в целом, а все изменения в основном сводились лишь к изменению неспецифических функций семьи. Указанные изменения как раз и выражались прежде всего в том, что семья постепенно освобождалась от многих своих неспецифических функций, передавая их, по крайней мере частично, другим социальным институтам.

Владимирский Государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Студент очной формы обучения, кафедра социологии

Александрова Ольга Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский Государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Аннотация:

На сегодняшний день в мире существует кризис семьи и брака. Современная семья отличается от норм и идеалов традиционной, это связано с изменением как уклада жизни, так и системой ценностей, но многовековые привычки все же сохранились.

Ключевые слова:

семья; брак; форма; норма; ценности.

family; marriage; form; the norm; values.

УДК 1.111.8

Какие формы семьи должны являться нормой в современном обществе? На сегодняшний день в мире существует кризис семьи и брака. Современная семья отличается от норм и идеалов традиционной, это связано с изменением как уклада жизни, так и системой ценностей, но многовековые привычки все же сохранились. Например, «главой» в традиционной семья всегда являлся мужчина, власть в доме принадлежала ему, а все домашние обязанности были закреплены за женщиной. Сегодня такая структура очень условна, жена и дети подчиняются мужу чисто формально, а не редко именно женщина принимает статус «главы» в семье и несет всю ответственность, а домашние обязанности могут выполнять оба супруга по очереди, или только муж.

Семья - является частью общества, а значит с изменениями в политике, экономике и других его сферах, меняются моральные оценки и взгляды людей, всё этот отражается на структуре семьи. Таким образом, проблема семьи в современном обществе очень актуальна.

Итак, с развитием общества изменяются брак и семья. Брак представляет собой основу семьи, ведь зачастую характер семейных отношений зависит именно от того, какие мотивы обусловили заключение брачного союза. Брак все реже основывается на любви и теплых отношениях, чаще он просто является следующим этапом после холостой жизни. Молодожены вступая в брак не чувствуют единства, у них нет духовных обязательств. Они не боятся потерять семью, муж и жена знают, что в случае каких-либо серьезных разногласий, есть семейное право, которое регулирует имущественные отношения и регламентирует поведение супругов. Специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Чаще всего именно брачная пара является основой для создания семьи, но на сегодняшний день это не обязательное условие. Наиболее распространенной нетипичной формой семьи является так называемый гражданский брак, при котором отношения между мужчиной и женщиной официально не зарегистрированы. Или наоборот, брак может быть зарегистрирован, но супруги предпочитают жить отдельно, или допускают отношения на стороне.

Так же всё чаще встречаются неполные семьи в которых вовсе отсутствует один из родителей. Вследствие отсутствия одного из родителей, другому приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем, такие семьи часто испытывают трудности и сталкиваются с проблемами воспитания детей. Возникает такая семья по многим причинам, например, расторжение брака, смерти одного из родителей, или рождения ребенка вне брака. Сегодня многие материально обеспеченные и не зависимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание ребенка. Такие женщины не вызывают осуждения у общества, это все более становится привычным.

Мощным толчком для смены основ семьи, ее ролей, послужила эмансипация женщин. Теряется зависимость женщин от мужчин, они зарабатывают и трудятся на равных. Зачастую мужчины становятся материально зависимы от женщин.

Распространились и опекунские семьи. Многие пары не могут иметь детей в связи с экологическими проблемами, недостаточно серьезным отношением к своему здоровью или генетической несовместимостью. Такие семьи могут усыновить ребенка, причем как из своей страны, так и из другого государства. Опекунские семьи могут вызывать непонимание и неодобрение со стороны своего окружения и общества. Супруги должны быть готовы к такому серьезному шагу как усыновление, не только материально, но в первую очередь морально и психологически.

В современном обществе распространенной является ситуация, когда супруги в семье относятся к разным культурам. Происходит их смешение в одной семье. Здесь супругам важно понять, что им необходимо адаптироваться друг к другу, попытаться понять и принять культурные привычки и традиции. Чем ближе расположены друг к другу народы - как территориально, так и исторически, тем меньше у них проблем и споров. Если в семье произошел конфликт, то скорее всего именно по причине расхождения в культуре. Людям одного вероисповедания легче найти точки соприкосновения, общая религиозная культура во многом сказывается на взаимоотношениях.

Разное вероисповедание, привычки и традиции, отношение к определенным событиям становятся более заметнее при рождении и воспитании ребенка. Ребенку сложно воспринимать несколько культур сразу, ведь одна культура может противоречить другой. Наказывать -не наказывать, держать в строгости -или все разрешать, из -за подобных различий в воспитании конфликтуют родители, а ребенку сложно определится чью позицию занять. Супругам важно приди к единой манере воспитания, а так же привить уважение к обоим культурам. Смешанные семьи с интересом воспринимаются обществом. В каких-то странах они осуждаются, а где то наоборот, все привыкли к смешанным бракам, ведь они были и будут в нашем стремительно меняющимся мире.

В современном обществе все более распространены нуклеарные семьи. Расширенных семей почти не осталось. Это связано с тем, что молодые люди пытаются жить свободной и самостоятельной жизнью, без помощи родителей. Но зачастую, у молодых супругов еще нет собственного жилья и они вынуждены временно проживать с родителями, тем самым полагаясь на их помощь.

Чаще всего в современных семьях распространенной проблемой является отсутствие у родителей времени на общение с детьми в связи с занятостью. Желание человека работать и как можно дальше продвигаться по карьерной лестнице, в большинстве случаев вообще не предусматривает собой рождение ребенка. Сегодня сложно устроится на высокооплачиваемую работу, когда у тебя есть ребенок. И тут все более распространенной проблемой является не желание иметь детей вовсе.

Многие работают без отпусков и выходных, родители настолько увлечены своей работой и построением карьеры, что сами того не подозревая ставят работу на первый план. На воспитание детей у них не остается времени, а затем и желания. Тут на помощь родителям приходят всевозможные родственники, няни, но ребенок не получает должного внимания и опыта именно со стороны мамы и папы. Вследствие чего он перестает уважать и подчинятся родителям, а через некоторое время полностью становиться независимым.

Таким образом, в связи с изменениями в обществе происходят изменения в семье. Политическая, экономическая, демографическая и социальные сферы общества неизбежно сказываются на ячейке общества. Возникают новые формы и виды внутрисемейных отношений.

Современная семейная система достаточно простая, сегодня легко вступить в брак и так же просто развестись, социальные, правовые и религиозные барьеры сведены к минимуму. В современной семье очевиден переход от расширенной формы к нуклеарной. Возросло число повторных браков и семей где возраст между супругами существенно велик. Одной из тенденций развития семьи является падение рождаемости и уменьшения числа детей в семье, часто это связывают с тем, что оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры и самореализации. Так же наблюдается большой рост неполных, материнских и опекунских семей. Увеличение таких видов семьи как гражданский брак. Увеличивается число смешанных семьей, где супруги являются представителями разных культур.

Библиографический список:


1. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Эрос и личность: Философия пола и любви. - М., 1989.
2. Ильин И. А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011.
3. По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1996.
4. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура/Сост. и вступ. Статья. А.Н. Николюкина.- М.: Республика, 1992.

Рецензии:

9.06.2015, 0:10 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия : Статья рекомендуется к публикации после доработки. 1. Откорректировать название статьи. Необходимо сузит тему. какая семья (молодая, межэтническая, неполная)? 2. Определить четко проблему исследования (новизну)Если правильно поняла из текста, то поднимается проблема трансформации ценностной ориентации в молодых семьях. 3. Вывод должен содержат приращение знание (авторскую новизну). 4. Писать о современной семье ссылаясь на источники 19-20 столетий странно. покажите статистические данные исходя из которых вы делаете те или иные умозаключения. Посмотрите работы Верещагиой А.В. по этой теме

Принимает новые формы и существенно видоизменяется по сравнению с теми традиционными формами семьи, которые были приняты во времена предшествующих поколений.

Практически во всех странах, где проводятся соответствующие статистические исследования, отмечается, что число людей, состоящих в официальном браке, постоянно уменьшается. Например, в странах Европейского Союза с 1980 года выдача свидетельств о браке уменьшилась вдвое, и продолжает падать. Сейчас в этих странах каждый третий ребёнок рождается вне брака. А разводы? В России на 1000 заключаемых браков, приходится более 600 разводов. В США - 550. Даже в Японии, богатой глубокими семейными традициями, в последние годы происходит 250 разводов на тысячу браков. Многих, особенно людей старшего возраста, эти цифры пугают, и они соотносят данную тенденцию «с падением нравов у молодёжи» и потерей институтом брака своего статуса.

Действительно ли так страшна эта тенденция? Куда мы идём? Какими будут в нашем веке любовь, брак, семья? Стоит ли вообще искать свою половинку, к чему все эти мучения, если скоро семьи и не будет вовсе?

Чем же объясняется то, что традиционны брак умирает? Одной из причин является приобретение женщиной нового статуса. «Просто женщина» - просто домохозяйка, просто мать, просто супруга, - уходит со сцены. Всё больше женщин осознает свою значимость, истинное равенство с мужчинами и начинает жить иначе. Это далеко не новая тенденция, особенно для европейского мира, однако с годами статус женщины как равноправного партнера в браке и в карьере все более упрочивает свои позиции, и это в прямую оказывает влияние на современный семейный уклад.

Правда, часто женщины переходят в другую крайность - пытаются подавить мужчин. Однако, это еще более худшая крайность для брака. Следовательно, нужна новая форма
отношений, в которой одним из важнейших условий должно быть равенство мужчины и женщины. Любая форма неравенства является препятствием на эволюционном пути человечества. Поэтому сейчас люди пытаются искать наиболее удобные формы отношений.

Например, существуют так называемые гостевые браки - каждый живёт в своём пространстве и только время от времени, по обоюдному желанию, они встречаются. Есть попытки реализовать различные варианты полигамных отношений. А многие не желают никак оформлять свои отношения и «просто живут вместе».

Да, семья в современном мире сейчас предлагает различные формы отношений. И ничего удивительного в этом нет. Только невежественные люди продолжают осуждать отношения, которые существуют в иных культурах. Посмотрите, что есть в природе? Там можно встретить и лебединую верность, и разной формы полигамию. И не нужно отрицательно относится к разнообразию форм, не нужно осуждать попытки найти наиболее приемлемую форму. Есть право каждого жить в соответствии со своим представлением.

И обществу нужно мудро воспринимать семью в современном мире и стремиться обеспечивать наибольшую свободу всем людям, чтобы ничьи права не нарушались.

Многие продолжают цепляться за форму, создавая себе и окружающим множество проблем. Пытаясь удержать форму, не занимаясь содержанием, люди теряют здоровье, счастье и лишают этого других, создают проблемы детям и обществу. Огромным заблуждением является понимание того, что сохранение именно формы отношений приносит детям счастье, и многие женщины ради сохранения брака на самом деле жертвуют счастьем своих детей. Счастье детей зависит от качества отношений родителей.Детям нужны счастливые родители. Многие, очень многие обманывают себя и других, пытаясь сохранить брак (форму) при отсутствии необходимого содержания (любви и уважения).И очень часто именно форма сохранённого на долгие годы брака считается идеальной семьёй. Посмотрите вокруг, и Вы увидите множество примеров того, как за внешне приличной формой отношений кроется далеко не счастливая жизнь. Нередко оказывается неожиданностью (не только для окружающих, но и для самих супругов), когда «приличная» семья распадается. Оказывается, была только форма, и её старались укреплять. Но внутренние напряжения, если их не убрать, обязательно взорвут любую форму. Что мы и видим вокруг - браки распадаются с каждым годом всё интенсивнее. дает человеку большую свободу, с той оговоркой, однако, что человек данной свободой сможет адекватно воспользоваться.

Вот пример из жизни. Встречаются молодые люди. Они сильно любят друг друга. И он, и она - интересные, умные, современные, красивые. Они ещё не поженились, только серьёзно думают об этом. Но почему уже сейчас в их отношениях «проскакивают искры»? Почему возникают напряжения, даже вспыхивают маленькие ссоры?

Девушка выросла в хорошей семье, где между родителями мир и лад. Отец работает, является добытчиком семьи, а мать - хозяйка дома. В доме уют, достаток. Замечательный пример патриархальной семьи! О таких семьях говорят, - счастливая, и ставят в пример. Действительно, на фоне существующих браков и разводов такие семьи положительно выделяются. И ни у кого не возникает вопрос: а развиваются ли они? Соответствуют ли их отношения сегодняшнему времени?


И вот девушка, имея перед глазами такой образ семьи, изначально намерена построить такой же благополучный мирок. Но, как говорят, Бог не ходит по проторенному пути. Следующему поколению уже даётся более интересную задачу - проявить большую свободу в отношениях. По пути родителей пройти уже не удастся. Тот патриархальный уклад, который сложился в родительской семье, больше не отвечает требованиям времени, так как не даёт развития. Время сейчас другое, энергии другие. У этого парня, в отличие от девушки, другое мировоззрение, отличное от мировоззрения её отца. А она начинает втискивать своего любимого в те рамки, в то представление, которое у неё сложилось в сознании. А парень никак не укладывается в это прокрустово ложе - оно ему мало, оно для него неудобно, поэтому он сопротивляется. Что их ждёт впереди?

Да, они могут пожениться, но какова дальнейшая судьба этой пары? Можно с большой вероятностью предположить, что, скорее всего, будут проблемы и развод им обеспечен, и уничтожение любви... Сопротивление будет нарастать и приведёт к разрыву. Либо кто-то из них сломается и подчинится другому. Либо они разойдутся. Во всех случаях - не лучший вариант для развития любви и воспитания детей.

На этом примере можно увидеть более глубокую причину - внутреннюю несвободу девушки, заложенную стереотипом семьи. И эта программа делает её сознание несвободным. И таких программ, заложенных родителями, друзьями, книгами, фильмами бывает очень много. Посмотрите глубже, с какими «тараканами» в голове выходят в жизнь молодые люди! В их сознании множество заблуждений, комплексов, неверных представлений о мире, отсутствует понимание смысла жизни и создания семьи. И каждый такой блок, каждое заблуждение - это несвобода. И сколько таких несвободных островков в сознании? Много, очень много.

Вот и получается, что если такому человеку, внутренне несвободному, предоставить свободу внешнюю, он не будет знать, что с ней делать: или его понесёт «вразнос», или наоборот, он замкнётся, привяжется посильнее к своей половинке, и будет защищать на смерть семейные ценности, осуждая другие формы отношений. Несвобода находится в голове.

Дополнительная информация

  • seotitle: Семья в современном мире - Все о семье

Прочитано 1312 раз Последнее изменение Суббота, 10 Сентябрь 2016 17:38


Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи как социального института. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры. Государственная поддержка семьи осуществляется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.); установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам); введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др. Вместе с тем выделяемые государством средства на эти цели пока явно недостаточны.
Традиционная для нашей страны экономическая поддержка семьи государством не единственный и даже не главный вид социальной (экономической в данном случае) помощи. В экономическом плане главное - меры, направленные на подъем экономической самостоятельности семьи, расширение ее собственных возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода. В целом
же государственная поддержка семей в последнее время включает содействие в реализации различных потребностей семей, в разрешении проблем и кризисных ситуаций любой природы, не только экономических.
Все семьи на разных стадиях своего жизненного пути сталкиваются, например, с проблемами социальными, меди-цинскими, психологическими, юридическими, образователь-ными и т. д. Любое нормальное, естественное событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступ-ление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т. д.) с неизбежностью порождает те или иные проблемные ситуации. Скажем, для молодой семьи типично наличие материальных и жилищных трудностей, психологических проблем общения, трудностей с продолжением образования, профессиональным ростом.
Другие проблемы семьи порождаются случайными семейными событиями (болезнь, преждевременная смерть, длительная разлука, развод, потеря работы и т. п.) или событиями внешней среды (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция, военные действия и т. д.).
Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и сохранить свою целостность. Такие семьи должны стать объектами поддержки со стороны государства и общества. Так, нуждаются в поддержке молодые семьи, разводящиеся, семьи с одним родителем, с отчимом или мачехой, с приемными родителями, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, имеющие маленьких детей, семьи, в которых имеет место насилие по отношению к детям или другим членам, семьи с детьми-подростками, имеющими склонность к правонарушениям, семьи алкоголиков, безработных и др. (Возможно, опираясь на социальный опыт, вы можете про-должить этот перечень.)
Поддержка семьи ведется на федеральном и региональном уровнях. Согласно Конституции РФ, региональные и муниципальные органы власти и местного самоуправления разрабатывают экономические, медицинские, психологические, образовательные и другие программы поддержки семьи.
Развивается и семейное законодательство. Оно различно в разных странах, но суть его одна - защита детей, поощрение семьи и долговременности брака, ограничение причин, ведущих к распаду семьи, создание препятствий для разводов.
НИ Основные понятия: семья и брак как социальные институты. ¦МТермины: семейная роль, неполная семья.
Проверьте себя
1) Почему для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений? 2) Какие нормы регулируют отношения в семье? 3) Каково социальное назначение института брака? 4) Что можно отнести к традиционным семейным ценностям? 5) Какие изменения переживает семья в современном мире? 6) В чем заключается государственная поддержка семьи?
Подумайте, обсудите, сделайте
Какие важнейшие социальные потребности удовлетво
ряет институт семьи?
Социальные институты называют «фабриками воспро
изводства общественных отношений». Какие ролевые отно-
шения воспроизводят институты семьи и брака? Каким об
разом это воспроизводство происходит?
Опираясь на знания обществоведческого курса, курса
права и социальный опыт, приведите примеры социальных
норм, регулирующих семейные отношения, которые закреп
лены законодательно, и тех, которые поддерживаются тра
дициями, обычаями, общественным мнением.
Считаете ли вы актуальной проблему подготовки мо
лодежи к браку? Является ли серьезное отношение к обя
занностям будущих супругов непременным условием благо
получной семьи?
Существует мнение: «Брак - это не контракт между
двумя людьми, брак - это контракт между супружеской па
рой и обществом». Выскажите свое отношение к этому суж
дению.
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент статьи современного российского социолога.
Подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей (готовы принять 70% подростков, не готовы - 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения, - внесемейное общение, и прежде всего отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают - 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье. <...> Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки
формы проведения родителями своего свободного времени. <...>
В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходят при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.
Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентации
в современной российской семье/Вестник РУДН.
Серия Социология. - 2004. - № 6-7. - С. 158-159.
1|§1| Вопросы и задания к источнику. 1) Какое положение параграфа дополняет и расширяет документ? 2) Проранжируйте на основе текста семейные ценности молодого поколения. 3) Как понимает автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче цен-ностей? Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи? Каково ваше личное отношение к ценностям старших поколений?