Сервировка стола в 1 младшей группе. Методические рекомендации по организации процесса питания и сервировки столов в группах материал на тему. Блюда на праздничном столе в детском саду

Несомненно, без них не обошлось и в таком важном аспекте, как прием пищи. Мы приготовили для вас статью о сервировке стола в детском саду в картинках . Думаем, она пригодится любому - начиная от сотрудников и заканчивая заботливыми родителями, которые хотят проверить, комфортно ли их ребенку кушать.

Несмотря на меньшее количество посуды (вряд ли детям понадобятся столовые приборы для омаров или бокалы для вина), накрыть стол в детском саду правильно подчас сложнее, чем устроить званый ужин .

Мы собрали основные правила, которые помогут избежать травм и привьют малышам хороший вкус.

  1. 1. Каким бы не был соблазн взять пластиковую посуду, от нее лучше отказаться . Она слишком легкая и не поможет детям развить координацию.
  2. 2. Убедитесь, что все предметы целые: тарелки и чашки без сколов, вилки, ложки и ножи - не погнуты . В противном случае ребенок может получить травму или испугаться, если емкость с горячим содержимым треснет у него в руках.
  3. 3. Избегайте разнобоя: столы должны быть сервированы одинаково . Это способствует воспитанию вкуса у детей. К тому же, так вы предотвратите конфликты.
  4. 4. Обращайте внимание на эстетику - из красивой посуды есть приятнее.

Существует определенный алгоритм сервировки стола, который может незначительно меняться, в зависимости от возрастного состава группы.

Как видите, ничего сложного :

  1. 1. сначала на стол ставится салфетница;
  2. 2. затем - горячий напиток (чтобы он успел остыть);
  3. 3. после этого выкладываются столовые приборы соответственно возрасту (подробнее рассказано ниже);
  4. 4. завершающий этап - еда.

Разумеется, для разных групп или в зависимости от приема пищи итоговый результат будет отличаться. Так, на обед добавится глубокая тарелка, а малышам не стоит класть ножи и вилки .

Однако общая схема поможет вам сориентироваться и не сделать ошибок.

Что касается полдника и, если это принято в вашем саду, второго завтрака, тут все еще проще:

  • На салфетки ставятся небольшие тарелки, справа от них - чашки для напитков;
  • По центру размещают корзинку с печеньем или булочками - в зависимости от меню.

Требования к сервировке в младшей группе

Группа для самых маленьких - место, где нужен особый подход. Именно в возрасте трех-четырех лет формируется эстетический вкус, прививаются навыки питания. К тому же, дети еще не слишком умеют координировать движения, а значит, необходимо обеспечить им повышенные уровень безопасности.


Хороший пример сервировки стола - на фото ниже. Красивые полотняные салфеточки, удобная посуда, правильное расположение предметов и даже декорированная салфетница. Согласитесь, малышам приятно покушать в такой обстановке?

Требования к сервировке для средней группы

В этом возрасте дети уже умеют пользоваться вилками , поэтому их стоит добавить на стол. К тому же, можно отказываться от использования детских тарелок - на смену им должны прийти настоящие супницы.

Чуть выше мы показали вам пример оформления стола на четверых человек.

Для малышей это действительно самая разумная рассадка: никто не мешает друг другу.

В группах постарше это уже не обязательно. Поэтому в качестве примера пошаговой сервировки для детского сада мы покажем, как следует действовать для стола в 6-8 человек.

  1. 1. В первую очередь необходимо поставить хлебницу , накрытую полотняной салфеткой. Рядом с ней - салфетницу . Убедитесь, что их достаточно - на каждый стол нужна своя.
  2. 2. На полотняные салфетки необходимо разместить тарелки (если это обед - снизу плоская, сверху супница), положить справа вилку и ложку . В этом возрасте детям уже можно давать обычные столовые приборы. А вот с ножами лучше обождать до подготовительной группы - слишком велик риск травмы.
  3. 3. Расставьте стаканы или чашки . Если подаются горячие напитки, лучше налить их заранее, чтобы дети не обожглись.
  4. 4. Помните, что суп необходимо разливать непосредственно перед обедом , а горячие блюда подавать по мере съедания первого, так как остывшая еда менее полезна для детей.

Соблюдение правильной последовательности сервировки поможет вам поддерживать порядок в группе.

Кстати, в этом возрасте дети могут начинать дежурить в столовой - разносить салфетки и столовые приборы. Если вы не хотите, чтобы малыши запутались, лучше предложить им наглядную схему.

Мы нашли для вас фото с примером сервировки стола по санпину в 2019 году - стандарт, которого необходимо придерживаться в хорошем детском саду.

Как видите, обед подается в два этапа - второе принесут, только когда дети доедят борщ. Однако чай уже стоит на столе: это связано с привычкой многих малышей запивать даже жидкие блюда.

Отдельное внимание нужно обратить на декорирование: флажки, красивая скатерть, фигурные салфетки. Это помогает акцентировать внимание на столе. В вопросах декора можно проявить фантазию - подробнее об этом читайте чуть ниже.

Сервировка стола для старшей группы

Выпускная или, как ее еще называют, подготовительная группа детского сада считается уже совсем взрослой. Еще бы, почти школьники! Дети уже принимают участие в накрывании стола практически наравне с воспитателями - они полностью его сервируют, за исключением подачи блюд.

Кроме того, список столовых приборов расширяются - появляется целых два ножа: для еды и для масла . Разумеется, перед тем, как переходить к новой сервировке необходимо переговорить с родителями - убедитесь, что все дети знают, как ими пользоваться.

  1. 1. Как и ранее, на стол ставится хлебница и корзина для фруктов, если они предусмотрены в меню.
  2. 2. Однако теперь добавляется новый предмет - масленка со столовым ножом . Лучше выставить ее вместе с маслом, чтобы оно успело размягчится - твердую субстанцию детям будет сложно намазывать на хлеб.
  3. 3. Приборы кладутся на стол в таком порядке : нож и ложка справа от тарелки, вилка - слева. Если вы знаете, что в группе есть левша, учитывайте это при рассадке. Дети еще плохо координируют движения и могут возникнуть неприятные ситуации.
  4. 4. В этом возрасте уже можно переходить на взрослую посуду: полноразмерные миски, стаканы .
  5. 5. Так как дети начинают пользоваться ножами, вам следует проследить, чтобы всем хватало места - на ребенка должно приходится около 50 сантиметров за столе . Конечно, и младшим не должно быть тесно - однако в этом случае меньшее пространство может быть опасно.
  6. 6. Остальные рекомендации аналогичны предыдущим разделам этой статьи.

В итоге вы должны получить примерно такой вид:

Как видите, сервировка простая, но удобная для каждого, сидящего за столом. Она полностью соответствует правилам санпина и помогает поддерживать порядок в группе во время приема пищи.

Праздничная сервировка

В предыдущих разделах мы поговорили о том, как правильно накрыть стол для разных возрастных групп детского сада при повседневном режиме, в соответствии с нормами СанПиН. Однако малыши посещают садик и на праздники - как быть, если хочется создать им особую атмосферу?

Мы подобрали несколько идей оригинальной сервировки стола для детей в садике. Надеемся, они вам пригодятся!

Если речь идет о выпускном в подготовительной группе, можно отказаться от горячих блюд по согласованию с родителями. Пирожки, салаты и пирожные в почти взрослом фуршетном формате, несомненно понравятся детям.

Правда, правила расстановки столовых приборов остаются в силе - пользуйтесь рекомендациями, приведенными нами выше.

Хотите создать праздничную атмосферу? Обратите внимание на оригинальный декор. Салфетница необычной формы даже банальному обеду придаст веселое настроение. Выбирайте ее в тон рисунку на тарелках: такой мухомор самостоятельно сделать несложно, но представьте, сколько радости он принесет малышам?

Для старшей группы на праздники можно добавить “взрослые” аксессуары - например, соусник и мисочки с “приправами” зеленью и овощами, которые добавляются в готовые блюда.

Надеемся, наши рекомендации помогут вам освоить искусство правильной сервировки обеденного стола в детском саду. Тем более, что мы собрали для вас не только рекомендации в соответствии с СанПиНами 2019 года, но и советы реальных опытных воспитателей, которые успешно используют их в своей практике.

Дети впитывают в себя информацию, как губка. Поэтому очень важно с самого рождения прививать им правильные манеры. Культура питания - то, что необходимо в современном обществе. в детском саду имеет огромное значение, ведь так малышам прививается порядок и основные догмы, которые будут использоваться в жизни в дальнейшем. О том, что нужно знать воспитателям и нянечкам в дошкольных учреждениях, поговорим в статье.

Для чего нужно сервировать стол?

Многие родители недоумевают, для чего вообще придуман алгоритм сервировки стола в детском саду? Ведь в младших группах малыши используют минимум столовых приборов и посуды. Но воспитатели уверяют, что это очень важный момент. Благодаря правильной сервировке решаются следующие вопросы:

    Проблемы с принятием пищи. Очень часто от ребенка можно услышать фразу: «Не хочу и не буду». Красиво сервированный стол пробуждает аппетит.

    Обучение основным Малыш с раннего возраста должен знать, с какой стороны лежит ложка и вилка.

    Дисциплина. Начиная со второй младшей группы воспитатели привлекают детей к сервировке стола. Назначаются дежурные, которые ответственны за расставление посуды, приборов, салфеток и так далее.

Правильная сервировка стола в детском саду очень важна. Ведь малышам необходимо учиться жить в обществе и соблюдать основные правила.

Сервируем стол в дошкольном учреждении правильно

Схемы сервировки стола в детском саду определяются для каждого конкретного дошкольного учреждения. В основном воспитатели придерживаются классических правил. Исходя из них, вилка должна быть расположена слева, нож - справа, а вот столовая ложка лежать параллельно столу.

К завтраку блюда подаются только тогда, когда дети садятся за стол. Делается это для того, чтобы еда не успела остыть. По центру располагается блюдце с хлебом, маслом, салфетки. Многие воспитатели украшают столы цветами. Но делать это необходимо с осторожностью, чтобы не вызвать аллергическую реакцию у малышей.

К обеду на стол заранее выставляют стаканы с компотом. Всю остальную еду приносят в тарелках порционно. В младших группах используется только глубокая посуда, в старших - мелкие тарелки.

Сервировка стола в детском саду, фото которой представлено ниже, должна выполняться воспитателями по общим правилам. Желательно и родителям знать о них, чтобы дети и дома пользовались теми же правилами и догмами.

Для того чтобы дети активно принимали участие в сервировке стола, воспитателям рекомендуют ежедневно устраивать дежурства среди ребятишек. Для этого заводят специальный уголок, в котором пишут график помощи нянечке. Очень оригинально надевать на дежурных фартучки или другие отличительные знаки.

Воспитателям необходимо лояльно относится к малышам, даже если у них что-то не получается. Не стоит на них кричать или ругать. Они еще малы, поэтому не могут все делать правильно. Только и разъяснение привьют им желание быть лучшими и выполнять все верно.

Сервировка приборов развивает мелкую моторику, малыш начинает понимать понятия «право» и «лево». В старших группах воспитатели позволяют детям самостоятельно накрывать на стол.

Маленькие нюансы

Сервировка стола в детском саду - процесс довольно ответственный и увлекательный. Для детей важно, чтобы посуда была яркая, оригинальная. Очень большая ошибка воспитателей - покупать детям тарелки с разным рисунком. Из-за этого часто разгораются конфликты и ссоры между малышами. Лучше, чтобы у всех все было одинаковое, даже несмотря на то, что психологи настаивают, что уже в дошкольном учреждении ребенок должен понимать, что он отдельная личность.

Еще одно важное правило - наличие Они могут быть разноцветными, с изображением цветов, животных, сказочных героев. Это только увеличит интерес детей к еде.

Сервировка стола в детском саду - обязательная процедура, которая должна выполняться изо дня в день. Очень важно, чтобы посуда и приборы выставлялись по одним и тем же правилам. Если выбрана классическая европейская манера, вилка должна находиться слева, а нож - справа.

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это совсем не полезно для растущего детского организма. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Правила сервировки стола

В детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер — вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.

В каждой группе желательно иметь свою посуду, расцветка которой может соответствовать названию группы («Ромашки», «Малыши»). При переходе в более старшую группу набор посуды меняется.

В старшей группе на столах может появиться дополнительный предмет — солонка с маленькой ложечкой. Зачастую дети, не желая есть малосоленое блюдо, отказываются от еды. Но достаточно им разрешить немного подсолить блюдо, как аппетит сразу же появляется. Безусловно, детям нужно рассказывать, про то, что излишки соли крайне вредны, что необходимо соблюдать меру.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку на середину стола ставят вазочку с цветами, хлебницу, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Вилки раскладываются с левой стороны, ножи — с правой, ложки — параллельно краю стола. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается только тогда, когда ребенок садится за стол. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в чашки на столе разливают заранее, на край стола ставят горкой тарелки. При этом, в младших группах ставятся только глубокие тарелки, а в средней и старшей — глубокие и мелкие тарелки в тех случаях, когда второе раскладывается в группе, а не приносится из кухни. Использованная посуда тут же убирается.

В некоторых садах поощряют привычки детей, которые не всегда можно назвать полезными. Например, многие ребята, которые не любят вареный лук, морковь или капусту, выкладывают их на тарелку, заранее заготовленную нянечкой. Однако воспитатели должны проводить работу с воспитанниками, стараясь научить есть всю гущу вместе с жидкостью. В крайнем случае, кусочек лука можно положить на край своей тарелки.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство . Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия, реализуются парциальные программы. Одна из них — «Азбука здорового питания « , разработанная специалистами Центра «Доверие». На занятия к детям приходят «Умник» и «Весельчак», которые делятся интересными фактами про овощи и фрукты, разучивают с дошкольниками стихи про еду, проводят представления, посвященные питанию в детском саду.

В дошкольных учреждениях организуются праздники. Особенно популярен День культуры еды . В рамках его проводятся различные мастер-классы по приготовлению салатов, декорированию блюд, ведутся беседы о кулинарных пристрастиях и традициях, пришедших к нам из других стран.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. В связи с этим, в детских садах зачастую объявляются конкурсы-смотры на лучшую сервировку .

Смотр-конкурс на лучшую сервировку стола в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 7» Елочка, г. Ханты-Мансийск, сайт — sad7elochka.ru .

Отдавая своего ребенка в руки воспитателя детского сада в 2019 году все родители, а особенно мамочки, очень сильно переживают. А как там будут заботиться о любимом малыше? Проводится ли в комнатах проветривание? Соответствует ли помещение детского сада санитарно гигиеническим требованиям. В какие временные промежутки делают кварцевание и генеральную уборку? В каком состоянии находится пищеблок детского сада, игрушки, как организованно питание, какая температура в комнате, сервировка стола (а вдруг дети будут есть вилками), кто отвечает за мытье посуды и т.д. Хочется сразу успокоить встревоженных родителей. Работа детских садов в 2019 году невозможна без соответствия санитарно эпидемиологическим требованиям.

Обстановка в детском саду должна соответствовать действующим нормам СанПиНа ДОУ. Их вы можете скачать с нашего сайта для того, чтобы тщательно изучить. Однако документ этот достаточно объемный в смысле количества информации. И не каждый человек сможет разобраться в нюансах этого законодательного акта.

Именно для таких ситуаций на сайте работают опытные юристы в режиме онлайн. Консультации абсолютно бесплатные.

Чтобы обратиться к компетентным специалистам, вам необходимо задать свой вопрос через форму связи или всплывающее окно внизу сайте. Кроме того, в этой статье мы кратко разберем основные инструкции и требования в отношении содержания детей в детском дошкольном учреждении в 2019 году. В том числе и питание, и график проветривания, и уборка, и мытье посуды, и нормы карантина, и обработка овощей и фруктов (яиц, яблок и т.д.), порядок.

Что представляет собой СанПиН ДОУ? Это документ, который принимается на государственном (федеральном) уровне. В нем содержатся обязательные к выполнению и исполнению санитарные, эпидемиологические и гигиенические нормы, правила, требования. Какие требования в отношении детских садов должны быть соблюдены, чтобы родители спокойно могли оставлять там своих детей:

  • правила размещения;
  • техническое обустройство земельного участка;
  • нормы освещения;
  • нормы обустройства пищеблока;
  • санминимум для воспитателей;
  • организация питания детей;
  • соответствие помещений нормам СанПиНа 2013 для содержания детей;
  • наличие водопровода;
  • наличие канализации;
  • температура в помещении и нормы отопления;
  • график ежедневной и генеральной уборки;
  • обработка игрушек;
  • кварцевание в детском саду по СанПиН ДОУ;
  • нормы вентилирования и проветривания;
  • правила сервировки стола;
  • режим дня;
  • уборка и мойка посуды;
  • количество детей в одной группе;
  • максимальное количество детей в одной группе с ограниченными возможностями;
  • нормы приема сотрудников на работу в детский сад;
  • соблюдение санитарных требований и т.д.

Детские садики бывают разные. Как по возрастной направленности, так и по режиму работы. Чаще всего детские сады совмещают несколько направленностей работы. Итак, какие бывают детские дошкольные учреждения:

  • для маленьких детей;
  • для дошкольников средних и старших возрастов;
  • оздоровительные детские учреждения;
  • специализированные детские сады;
  • узконаправленные дошкольные учреждения для детей (например, с математическим уклоном);
  • детсады для детей с ограниченными физическими возможностями или психическими отклонениями и т.д.

Дошкольные учреждения для детей, которые совмещают несколько направленностей, называют комбинированными. Не зависимо от профиля работы садика, все необходимые санитарно – эпидемиологические и гигиенические нормы и правила должны соблюдаться в обязательном порядке.

Требования к организации питания

Очень часто мы слышим о случаях отравления детей в детском саду. В подобных случаях проводится расследование и выявляются виновники произошедшего. Нередко ими становятся сотрудники пищеблока, которые не в полном объеме выполняют требования санминимума согласно СанПиН. В отношении продуктов для организации питания детей необходимо в обязательном порядке выполнять все требования СанПиНа 2013.

Некоторые из них мы сейчас перечислим:

  • все продукты должны быть свежими, с соблюдением правил хранения, иметь подтверждающие документы от поставщика;
  • хранение скоропортящихся продуктов питания должно быть организовано в соответствии с инструкциями;
  • продукты питания должны храниться в заводской или потребительской таре, накрытые крышкой при необходимости;
  • хлебобулочные изделия хранят на сухих полках или стеллажах не ниже чем на 35 сантиметров от пола;
  • макаронные изделия должны находиться в сухом проветриваемом помещении с выполнением требований СанПиН для ДОУ;
  • для хранения и обработки картофеля и корнеплодов также существуют свои правила, которые необходимо в точности выполнять, прежде, чем они попадут на стол к детям и т.д.

В общем список требований достаточно большой. С ним более подробно можно ознакомиться в главе 14 норм СанПиНа 2013 для детских садов. Для примера можно рассмотреть порядок обработки яиц для кормления детей. Перед приготовлением яиц необходимо их замачивать в специальной посуде в дезинфицирующем растворе. Затем промывают под теплой проточной водой и перекладывают в другую посуду. Где они и будут храниться до варки. Варка яиц продолжается в течении десяти – пятнадцати минут.

Пищеблок

Также, в каждой группе для детей должна быть оборудована мойка для посуды с наличием не только холодной воды, но и горячей. Посуду детям необходимо мыть правильно, соблюдая порядок обработки:

  • очистка от остатков еды;
  • мытье с использованием соды и горчицы;
  • мытье с использованием хлорки;
  • полоскание посуды;
  • ежедневная обработка в кипятке;
  • сушка на специальных решетках.

Пищеблок в том числе и общая кухня и помещения в группах в обязательном порядке должен содержаться в идеальной чистоте. В нем следует проводить уборку по графику и при наличии в этом необходимости. Витамины в еду добавляются только при наличии согласия родителей и под контролем медработника, а не воспитателя. Вся посуда должна иметь маркировку. Для каждого блюда предусмотрена отдельная тара. Если у вас возникли какие-либо вопросы, вы можете обратиться к специалистам на сайте.

Детский карантин

Карантин в детском саду отдельная тема. Каждого из родителей волнует тема здоровья своего ребенка. Длительность карантина в детском саду зависит от разновидности болезни. Объявление карантина также зависит от того чем болеют воспитанники. К примеру, для закрытия садика из-за гриппа необходимо, чтобы заболело двадцать процентов детей. В иных ситуациях достаточно одного случая заболевания. Длительность карантина составляет от семи до двадцать одного дня. Предупреждать родителей обязаны в день определения диагноза. А также о возможности заболевания (то есть о подозрениях на болезнь). Не обязательно на время карантина закрывают детское дошкольное учреждение. Возможно простое ограничение контактов больных детей с группами, где заболевших нет. То есть здоровых воспитанников не пускают гулять на общий двор или не водят в спортивный зал, где могут находиться заболевшие дети. А кушают ребятишки в своей группе, где должен быть свой пищеблок.

Водить детей в детское дошкольное учреждение во время карантина нельзя, если вы твердо уверены, что контакта с заболевшими у вашего ребенка не было. В остальных случаях ограничений нет, все на усмотрение родителей.

Например, некоторые мамы и папы считают, что чем раньше ребенок переболеет ветрянкой, тем лучше. При этом необходимо ограничить общение вашего ребенка, если он заболел, со здоровыми детьми. Вина воспитателя в распространении заболеваний в группах детских дошкольных учреждений обычно минимальна, если при этом им были выполнены все санитарно – гигиенические требования, установленные в подобных ситуациях. А именно санминимум для воспитателя.

Полезные мелочи

Давайте рассмотрим еще несколько моментов из санитарно – гигиенических норм, которые могут заинтересовать родителей:

  • санитарно – гигиенические правила регулируют и культуру поведения ребенка во время завтрака, обеда или ужина. Сюда входит общение во время приема пищи, правила сервировки и поведения за столом, умение пользоваться приборами… Сервировка и уборка посуды со стола, конечно же, ложится на плечи воспитателя или нянечки, в общем, на взрослых;
  • обработка игрушек по инструкции должна проводиться каждый день, после того, как всех детей заберут родители. Новые игрушки из магазина необходимо также обрабатывать до того, как они попадут к детям. Мягкие игрушки обычно обрабатываются методом кварцевания;
  • помещение, в котором занимаются дети необходимо проветривать по несколько раз в день, в тот момент, когда воспитанники детсадов находятся на улице или в другом помещении. Летом допускается проветривание в присутствии детей, если при этом исключен сквозняк;
  • белье, на котором воспитанники спят необходимо менять по степени загрязнения, но никак не реже, чем один раз в неделю;
  • обязательно необходимо вести журнал кварцевания;
  • оптимальная температура для помещения, в котором дети играют и занимаются, составляет не меньше 21 градуса и не больше 24;
  • оптимальная температура для помещения, в котором дети спят, составляет не меньше 18 градуса и не больше 21.

Если у вас возникли вопросы относительно санитарно – гигиенических норм в детском саду вы можете самостоятельно изучить новый СанПиН для ДОУ 2013 с изменениями на 2019 год.

А можете совершенно бесплатно получить консультацию у опытных юристов через форму обратной связи на сайте.

Культура питания в детском саду.

Воспитатель подготовительной к школе группы №10, дошкольного отделения №8, Лицея 1568 имени Пабло Неруды. Миних Т.В. апрель 2015г.

Культура питания подразумевает воспитание.

«Культурное воспитание начинается очень

рано, когда ребенку очень далеко до

грамотности, когда он только научился

хорошо видеть, слышать и кое-что

говорить».

А. С. Макаренко

Культура питания в детском саду - наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Правильное питание – одно из важнейших условий сохранения здоровья ребёнка, его нормального роста и развития.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

Как правило:

Дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;

Не всегда используют салфетку;

Не знают названия блюд;

Не соблюдают правила поведения за столом;

Не всегда используют столовые приборы по назначению.

Правила сервировки стола

В детском саду детей учат питаться на классический европейский манер. Вилка в левой руке, нож - в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи - со старшей группы.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак - с единственным отличием: не подается масло.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать - не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство . Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы , в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. Можно почитать и разучить с детьми стихи:

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

"Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом"

1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении.

2. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.

3. Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка:
Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения.
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!

Возраст Задачи
Дети первой младшей группы (от 2-х до 3 лет)

Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить “спасибо”

Дети второй младшей группы (от 3-х до 4 лет)

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом

Дети средней группы (от 4-х до 5 лет) Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды
Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых

Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. Относить за собой часть посуды.

Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов!

Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.

Помни истину простую: лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую, или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

Организация питания детей в группах

1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

В создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

В формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному заведующей ДОУ.

3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.

4. Перед раздачей пищи детям младший воспитатель обязан:

Промыть столы горячей водой с мылом;

Тщательно вымыть руки;

Надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

Проветрить помещение;

Сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

5. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3 лет.

6. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства по столовой воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы собирают дежурные, а тарелки за собой убирают дети).

7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.

8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:

Во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом;

Разливают III блюдо;

В салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи);

Подается первое блюдо;

Дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);

По мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;

Дети приступают к приему первого блюда;

По окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;

Подается второе блюдо;

Прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.

9. Прием пищи педагогом и детьми может осуществляться одновременно.

10. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.