Шьем тюбетейку. Тюбетейки – национальная татарская одежда

На странице: 16 32 64 100

Сортировка: По умолчанию Наименование (А -> Я) Наименование (Я -> А) Цена (по возрастанию) Цена (по убыванию) Рейтинг (по убыванию) Рейтинг (по возрастанию) Модель (А -> Я) Модель (Я -> А)

Показано с 1 по 1 из 1 (всего 1 страниц)

Тюбетейка может многое рассказать о владельце, например: определить откуда ее владелец родом и чем занимается, нужно всего лишь прочитать узор и распознать форму тюбетейки. Есть много разновидностей тюбетеек: тюбетейки татарские, тюбетейки таджикские, тюбетейки узбекские и другие. Они отличаются друг от друга не только орнаментом, но высотой, составом, качеством материала и качеством изготовления. Тюбетейки появились в Средней Азии задолго до возникновения там исламской религии. К примеру, на бадахшанских тюбетейках раньше вышивали символ древних ариев.

Само название - Тюбетейка произошло от тюрского слова "тюбе", что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые происхождение тюбетейки связывают с подшлемниками древних войнов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металического шлема с головой, так сказать для смягчения возможных ударов. В России тюбетейка появилась в следствии монголо-татарского влияния.

Какую практичную функцию несет в себе тюбетейка? Известно, что климат в Средней Азии довольно жаркий и тюбетейки из хлопчатобумажной ткани замечательно защищают голову от солнца, и эта функция была единственной до того времени, когда в Средней Азии наступило время ислама, и именно тогда предназначение тюбетейки немного изменилось. Теперь, по священному писанию, мусульманину стало запрещаться появление в общественных местах без тюбетейки. Таким образом, она превратилась в часть мужского религиозного костюма. Поэтому если спросить старцев "Зачем носить тюбетейку", то можно услышать от них ответ: "Чтобы шайтан в голову не залез". Орнамент отличается многообразием, а также служит своеобразным выражением местного колорита, рисунок на рюбетейке часто может рассказать историю определенного времени.

Тюбетейки надевали и примеряли многие Российские политические деятели среди них: Сталин, Ельцин, Путин и Медведев. Посмотрите фотографии на которых главы России сфотографированы в тюбетейках на голове.

Головной убор, раньше, указывал на статус и принадлежность к определенным слоям общества. Например, золотошвейные тюбетейки носили только лишь представители аристократического сословия, а также люди, удостоенные такого подарка. Также, отличался узор, который вышивался по-своему в различных местностях. До сих пор памирские мастерицы, используют арийскую символику. По сочетанию зеленого, красного, белого и синего цветов в геометрическом орнаменте можно узнат бадахшанские тюбетейки. На севере Таджикистана тюбетейки отличаются квадратной формой и являются золотошвейными, обычно на них вышивают птиц, чаще сказочных. А в соседних с Таджикистаном странах самым популярным является белый миндаль, вышитый на черной тюбетейке. Татарские тюбетейки чаще всего делают из бархатной ткани.

Не все мусульмане носят тюбетейки, но бывают моменты когда она для истинно верующего человека является обязательной, например: на похоронах, во время молитвы в мечети и дома, в дни священных праздников. Этот мусульманский головной убор могут носить как мужчины так и женщины.

Изготовление тюбетейки

Изготовление тюбетейки - татарский мужской головной убор

Ф.Г. Габдуллина

Изготовление тюбетейкиС древних времен у тюрко-мусульманского народа, в том числе у татар, тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но и подчеркивала человека как скромного, благо-воспитанного, религиозно-послушного, верующего, раскрывала внутреннюю сущность человека, духовный мир его. Поэтому, о человеке истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что "он родился в тюбетейке".
Тюбетейки отличаются друг от друга по шитью, орнаменту и вышивке. Повседневные мужские тюбетейки обычно шьют из черного бархата без вышивки. Казанские татары носят тюбетейки с плоским верхом и заостренным (конусообразным) верхом. Они вышиваются разноцветными шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, позже - бисером, стеклярусом, жемчугом. Хотя в последнее время тюбетейка играет роль обычного головного убора, из древних источников видно, что она существовала в доисламские времена.
Каляпуш - одна из разновидностей тюбетейки. На верхушке крепится кисть. Каляпуш - слово фарси: каля - понятие головы, пуш - покрыть. То есть, "перед намазом накрой голову".
Формы тюбетеек разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра.
В настоящее время и молодежь стала интересоваться головными уборами и вышивками тюбетеек.
Необходимые материалы, инструменты и приспособления для вышивания тюбетеек

Понравившийся вам бархат.
- Разноцветный бисер, жемчуг, стеклярус, канитель, рубцы.
- Однотонный сатин, ситец или саржа для подкладки.
- Белая ткань для нанесения узора.
- Калька для узора.
- Копировальная бумага для перевода узора.
- Картон для лекала.
- Швейные и бисерные иголки:
1) иголка №3 (швейная),
2) иголка с большим глазком или японская иголка с открытой головкой,
3) иголка для бисера.
- Белые и черные нитки армированные или лавсановые, марок ЛЛ, ЛХ.
- Пяльцы диам. 22-25 см.
- Прочная ткань размером 35x35 см2 или 40x40 см2 для натягивания на пяльцы.
- Английские булавки.
- Наперсток.
- Ножницы, бумага, карандаш, линейка.
- Мыло или мелок портновский.
- Воск или лак.
- Бортовка (мешковина).
- Шпагат.
- Иголка для шпагата.
- Форма ("болванка").
Размещение на бумаге рисунка тюбетейки собственной разработки

Рисунок тюбетейкиСамому создать узор нелегкое дело. Для этого у человека должен быть художественный дар от бога, его фантазия и некоторые знания геометрии.
- С помощью циркуля построить окружность радиусом 9,5 см. На плоскости получится круг.
- Разделить круг с помощью транспортира на центральные углы, равные 120°. На чертеже получится 3 равных сектора.
- Разрезать один сектор и на нем разместить один фрагмент узора. Высота узора должна быть не более 6 см и до дуги не доходить 2 см, т.к. необходимо место для соединения верха тюбетейки с боковой частью.
- Фрагмент узора перенести на все 3 сектора.
Боковину разделить на 3 части и разместить фрагменты узора на них (иногда "растягивают" по боковине).
Технологическая карта вышивания и изготовления тюбетейки

1. Изготовление выкройки.
Тюбетейка состоит из верха круглой формы и боковой части (края). Выкройку делают из картона. Боковая часть представляет собой форму параллелограмма высотой 10 см, длина основания соответствует размеру головы плюс 2 см на сборки при вдевании шпагата и плюс 1 см на шов. Например, размер 57. Длина основания параллелограмма: L=57cм+2cм+0,5cм х 2=60 см.
Верхняя часть имеет форму круга. Диаметр его вычисляется следующим образом: например, размер головы 58.
С - длина окружности = 58 см. С= 2пR C=пD п=3,14
D= С/п, D= 58 cм/3,14 = 18,5 см.
Если размер головы 60, то диаметр круга равен 19 см.

2. Выкройка боковой части.
На изнаночную сторону бархата разложить выкройку "по косой" так, чтобы долевая нить ткани совпала "по косой", расчертить и раскроить.
Белую ткань и бортовку кроят также по косой.

3. Раскрой верхней части.
Круглый верх выкраивается так, чтобы длина окружности соответствовала размеру головы.

Узор для вышивки тюбетейки4. Перевод узора.
Сначала необходимо выбрать понравившийся Вам узор, перенести его на бумагу и перевести узор через копировку на белую ткань для верха. Наложить на изнаночную сторону бархата белую ткань с узором, зафиксировать по краям крупными стежками, затем перевести узор мелкими прямыми стежками на лицевую часть бархата.
На боковину обычно переводится три (4,5) узора. Белую ткань боковины свернуть пополам, отметить серединную линию налобной части, не учитывая запас на шов, длину белой ткани разделить на 3 равные части и провести еще две вертикальные линии, являющимися центральными линиями последующих узоров. Затем перевести все одинаковых три узора. Белую ткань крупными стежками зафиксировать на изнаночной стороне бархата и узор вывести на лицевую часть мелкими прямыми стежками.

5. Подготовка пяльцев к работе и вышивка узора.
На приготовленной прочной ткани размерами 35x35см2 (или 40x40 см2) отрежем середину в форме круга и обработаем края круга, чтобы края не рассыпались.
Бархат с узором натягивается на пяльцах и закрепляется на ткань при помощи английских булавок.
Подобрать бисер для узора, собрать бисер на нить бисерной иголкой, затем каждый бисер закрепить на бархат.
Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу же после раскроя. Способы вышивки бисером указаны были выше.
Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности изготовителя.
вышитые бисером тюбетейки

6. Раскрой подкладки.
Подкладка раскраивается из однотонного сатина (или саржи) темного цвета.
Подкладка для края тюбетейки выкраивается также по косой, как бархат, но она должна быть длиннее и шире бархатной части на 1 см.

7. Соединение бархата с подкладкой.
Бархат и подкладку сложить лицевыми сторонами внутрь, уровнять их срезы, закрепить английскими булавками, оставляя от среза 3 мм и 1 см, приметать прямыми стежками белыми нитками, а затем на швейной машинке прострочить черными нитками, оставляя от срезов 5 мм (строчка проходит между наметками, тогда шов получится аккуратным).

8. Выдернуть сметочные нитки и вывернуть изделие на лицевую сторону. Для того, чтобы снаружи тюбетейки не выступала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 2 мм заходила на изнаночную сторону и обтачайте белыми нитками. Потом на машинке прошейте по низу боковины 2 строчки со стороны бархата, оставляя снизу 3 мм, затем 5 мм.

9. На боковине и верхней частях тюбетейки между бархатом и подкладкой разложить бортовку. Чтобы ткани не сместились, приметать светлыми нитками, по краям боковины оставляя 1 см и 5-7 мм - на верхней части тюбетейки.

10. На подкладке верхней части с помощью лекала прочертить строчки для стегания.

11. Верхнюю часть тюбетейки по дугообразным линиям простегать нитками цвета ткани.

12. Боковину стегать по долевой нитке параллельными линиями. Чтобы стежки были параллельными, на боковине через каждый 7-10 сантиметров прочертить между собой параллельные линии и наметить белыми нитками, которые потом снимутся.

13. В каждую дорожку между строчками стеганого верха с помощью изогнутой иглы проденьте шпагат. Иголку введите с края в центр по самой длинной дугообразной дорожке, выведите иголку через подклад наружу и отрежьте шпагат. Чтобы концы шпагата не "выглядывали", подтяните ткань так, чтобы шпагат вошел во внутрь изделия. Проденьте шпагат во все 6 длинных дорожек. Затем иголку со шпагатом введите во вторую дорожку... Итак, далее смотрите рисунок. Так проденьте шпагат во все дольки.

14. На боковине шпагат вдевают сверху вниз в сторону шва и в последнюю очередь размерный шпагат по длине боковины. Шпагат вдевается, чтобы тюбетейка имела красивую форму. Старайтесь подобрать шпагат не очень тонкий, иначе тюбетейка не сохранит форму и получится мягкой.

15. Концы боковины соединяются по крайним стежкам по долевой нитке.

16. Начиная снизу по лицевой стороне мелом отмечают высоту тюбетейки 8-8,5 см и белыми нитками намечается линия, по которой соединяют боковую и верхнюю части тюбетейки. Чтобы удобно было соединять детали, шпагат вдевается до намеченной линии.

17. Разделив верх на 4 равные части, отметить точки английскими булавками. Боковой околышек разделить на 4 равные части, начиная с надлобной части. Эти точки попарно соединить булавками.

18. Соединение частей тюбетейки. Детали соединяют с изнаночной стороны по намеченным точкам белыми нитками. С верха изделия захватывают 5 мм, а боковину сшивают по намеченной линии. Проверить, все ли места правильно соединены и расстояния соблюдены, затем пришить черными нитками.

19. Внутренние срезы верха и края тюбетейки обработать, подгибая их внутрь в сторону верха изделия.

20. Выверните тюбетейку на лицевую сторону, опрысните водой изнаночную сторону, установите ее на форму и поставьте сушить на теплое место.

Надеемся, что вышитая вами тюбетейка, которой отдана вся душевная теплота и старания, будет приносить радость вашим близким.

Ф.Г. Габдуллина. "Вышиваем сами. Бисер", Казань, "Тарих" 2003

Все лето президент Татарстана щеголял в своеобразном головном уборе. Предполагали, что это подарок из Малайзии или Индонезии. Оказалось, это классическая татарская тюбетейка - такыя. «БИЗНЕС Online» разыскал автора тюбетейки - профессионального художника Луизу Фасхутдинову и разузнал у нее секреты мастерства.

Луиза Фасхутдинова: «Я художник, я не индивидуальный предприниматель, не фабрика по производству, у меня все индивидуально, я делаю музейные вещи»

«ПОСЛЕ МИННИХАНОВА ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ ФАРИД МУХАМЕТШИН, АСГАТ САФАРОВ. ЭТО БЫЛА ХОРОШАЯ РЕКЛАМА»

- Луиза, давайте начнем с самого интересного: как ваши тюбетейки попали к Рустаму Минниханову?

Я участвовала в выставке ремесленников во время форума «Деловые партнеры Татарстана». И когда президент обходил выставку, остановился около моего стола и взял золотистую тюбетейку, она ему понравилась. Он ее померил, и она ему сразу подошла.

- То есть он сам выбрал именно эту золотистую тюбетейку?

Да, сам выбрал, она ему понравилась. Он померил и сказал: «Ой, она мне подходит». Я только успела сказать, что это традиционная татарская технология, что все сделано вручную. Он ко мне почему-то сразу по-татарски обратился, сказал: «Әйе, әйе, бик җиңел, бик уңайлы» («Да, да, очень легкая, очень удобная» ). Для лета очень хорошая. Я сказала: «Если она вам нравится, я ее вам дарю». Он ответил: «Спасибо». И пошел дальше.

Кажется, да. Потом прибежали его помощники, стали интересоваться, взяли визитку. Но это была уже моя вторая встреча с президентом. В первый раз мне не удалось подарить ему тюбетейку, просто потому, что у меня не было их с собой - в прошлом году мы участвовали в «Изге Болгар жыены», сидели в юрте в городке ремесленников. Именно в эту юрту зашли Шаймиев, директор Института археологии и Минниханов. Но тогда они не обратили особого внимания на нас, вышивальщиц, их больше интересовала юрта. Они разговаривали между собой: можно ли еще привезти такие юрты (это была киргизская юрта, так как булгарских не сохранилось), а мы пытались показать свои вышивки. Правда, потом сфотографировались на память все вместе.

Луиза Фасхутдинова – Рустаму Минниханову: «Если она вам нравится, я ее вам дарю»

В этом году также на «Изге Болгар жыены» президент снова подошел к моему столу, но, видимо, уже забыл, что именно я подарила ему тюбетейку. У него на голове была моя тюбетейка и на столе лежали похожие. И он спросил: «А почему у вас тюбетейки такие же, как моя?» Я говорю: «Так у вас на голове моя тюбетейка» (смеется ). Он вспомнил, начал благодарить, пожал руку.

И на этом фоне ко мне подошло очень много высокопоставленных лиц - Фарид Мухаметшин, Асгат Сафаров. Они тоже заинтересовались, посмотрели, взяли визитки. Это была очень хорошая реклама. Сафаров заказал себе две тюбетейки - одну с вышивкой, вторую - без.

Кто-то любит, чтобы орнамент выделялся несильно. У президента на тюбетейке цвет орнамента и цвет фона сглаживается, и она смотрится в общем как золотая. Кому-то нравится контрастная - на темном фоне золотой орнамент. Сафаров выбрал темно-зеленую.

- Черная тюбетейка, в которой Минниханов был в мечети на Курбан-байрам, тоже ваша.

Да, он заказал мне через своих помощников еще шесть тюбетеек: три однотонные (черную, белую и зеленую) и еще три такого же цвета, но с орнаментом.

Рустам Минниханов: «Ой, она мне подходит. Спасибо»

- Можно сказать, что у вас появился постоянный клиент?

Да нет. Думаю, вот эти шесть доделаю, и этого будет достаточно. Но, по крайней мере, обо мне теперь знают.

- Кто-то еще из VIP"ов заказывал?

Телефоны взяли многие... Бывший руководитель аппарата муфтията Ришат Хамидуллин тут же купил одну из тюбетеек, надел и пошел в ней дальше. Он сказал, что иногда им нужны элитные подарки и он будет обращаться ко мне. Но пока так и не обратился, может быть, потерял мою визитку... Муфтият еще несколько штук взял именно таких простеганных. Для них я сделала, наверное, штук 10 уже.

«В этом году на «Изге Болгар жыены» президент был уже в моей тюбетейке»

«НАКОНЕЦ-ТО ДО ЛЮДЕЙ СТАЛО ДОХОДИТЬ, ЧТО ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА МУЖСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА ТАТАРСКОГО ИМЕННО ТАКАЯ, А НЕ В ВИДЕ КАСТРЮЛИ»

- То есть Минниханов задает такой хороший тон, моду?

Я надеюсь, что он задаст! Может, он интуитивно почувствовал, что это наше. Когда он ее примерял, я обратила его внимание на то, что именно это татарская форма и что она сделана от начала до конца «чын татарча» (по-настоящему по-татарски ). Он сказал, что понял, и обратил внимание на то, что она удобная и легкая, ходил в ней все лето.

Наконец-то до людей стало потихоньку доходить, что традиционная форма головного убора татарского именно такая, а не в виде кастрюли - твердая, сделанная по современным технологиям, не соответствующим традиционным татарским. Мои же головные уборы от и до - начиная с тканей, материалов и заканчивая орнаментом - все традиционное, никаких нововведений нет, все - ручная работа.

Та, золотистая, что у Минниханова, называется такыя. Из всех названий головных уборов только слово «такыя» исконно татарское. Названия «каляпуш» и «тюбетей» тоже не совсем татарские. Хотя названий бытовало очень много, в различных регионах один и тот же головной убор мог называться по-своему. Где-то такыя называли только девичьи головные уборы, а где-то - только мужской.

«У президента на тюбетейке цвет орнамента и цвет фона сглаживается, и она смотрится в общем как золотая»

Может, Рустам Нургалиевич и не придает этому такого смысла, и другие тоже, но я считаю, что головной убор - это вещь сакральная, она имеет смысл, это связь с космосом. И человек, который изготавливает этот предмет одежды, вкладывает в него свою душу. Тем более я стараюсь, чтобы она действительно была татарская, никаких влияний там нет. Кто-то сказал, что она напоминает индонезийскую. Нет. Я была во многих арабских странах, есть похожие головные уборы. Но, поверьте мне, я как специалист, который более 20 лет занимается татарской вышивкой, утверждаю, что это настоящая татарская тюбетейка, один из ее видов. Были еще более древние виды - четырехклинки, но такие еще нужно внедрять и популяризировать, так как люди их пока не понимают. Хотя в советское время многие носили такие бумажные квадратные узбекские тюбетейки. Они тоже не понимали, что это не наше, а узбекское. Просто они были легкие и легко складывались. Людей, которые не верят, что это татарская, я хочу призвать сходить в Национальный музей РТ или музей ИЗО - там в экспозициях представлены тюбетейки такой же формы, с таким же орнаментом.

«Президент проходил в моей тюбетейке все лето»

«ТЮБЕТЕЙКА ТАКЫЯ ОЧЕНЬ ДРЕВНЯЯ, ПРОИЗОШЛА ИЗ ПОДШЛЕМНИКА»

- А у Минниханова какой орнамент?

Там цветочно-растительный орнамент. Это практически копия со старинного образца. Единственное, что я изменила - взяла орнамент с одной тюбетейки, а цвет бархата, светло-бежевый, - с другой.

Мои тюбетейки очень любит директор фонда «Марджани» Рустам Раисович Сулейманов. Он мне первым предложил: «Луиза, давай завалим всех настоящими татарскими тюбетейками!» Заказал 20 штук, чтобы дарить их элите, раз они покупать не хотят. И начал их дарить. У Рустама Батрова, например, теперь есть такая тюбетейка, ему как раз подарил Сулейманов. Еще Рустам Раисович через помощников несколько штук подарил Шаймиеву, но он их не носит. Может, ему не нравится, у всех же разные вкусы...

Фарид Мухаметшин, например, засомневался, что это классическая татарская тюбетейка. У меня на столе лежала тюбетейка с кисточкой, он ее взял, повертел в руках и говорит, что это кавказская... И ему я порекомендовала сходить в музей посмотреть. Он посмеялся и все равно не поверил, что это татарское.

- А где вы взяли образцы?

Они есть в Национальном музее РТ. В начале XX века появилась мода на тюбетейки в виде фески. Только сейчас их почему-то еще выше стали делать. Они высокие, твердые и толстые, как шапка. Они сделаны так, чтобы были менее затратными, там ручного труда вообще нет, только компьютерная вышивка. Все, что было до того у наших высокопоставленных людей на головах, это фирма «Салават», кажется. У них отработано производство, и тюбетейки сделаны по современной технологии, которая позволяет и быстро изготовить тюбетейку, и выглядит она более-менее солидно.

«В первый раз мне не удалось подарить президенту тюбетейку, просто потому, что у меня не было их с собой, зато сфотографировались на память»

- Но они тоже не особо дешевые...

Да. Изготовители пишут, что это ручная работа, хотя 90 процентов там выполнено на компьютере и машине. Людям ведь трудно объяснить, что традиционная форма мужского головного убора была полусферическая, и тюбетейка такыя очень древняя, произошла из подшлемника. Под шлем воины надевали мягкую шапочку, чтобы она амортизировала металлический шлем и собирала пот, поэтому она простегана тонкими полосками. В древности в эти полоски продевался конский волос - наиболее практичный материал, который никогда не сгниет, пропускает воздух. Как-то так наши мудрые предки придумали эту технологию, потому что конский волос эластичный, не гниет, влага на него не действует. И такая тюбетейка могла спокойно складываться, раскладываться, не теряя формы. Со временем она принимала форму головы - полусферическую.

Татары начала ХХ века. На мужчине – черный фескообразный головной убор, на женщине – маленький калфачок как часть прически

«В НАЧАЛЕ XX ВЕКА ЭВОЛЮЦИЯ ТАТАРСКОГО КОСТЮМА ОСТАНОВИЛАСЬ, А ПОТОМ ОН И ВОВСЕ ИСЧЕЗ»

- Сколько лет татарской тюбетейке?

Я считаю, что тюбетейка такыя - это средневековый головной убор, он был общетюркским. Если посмотреть древние миниатюры - среднеазиатские, турецкие, иранские, - там тюрки изображаются как раз в подобных головных уборах. Этот вид головного убора очень древний, у него бытовало много названий. В средневековом и более позднем тюркском мире они были очень широко распространены. На огромной территории Золотой Орды существовал общекультурный стиль, а он наложился на уже существующую у тюркских народов форму головных уборов.

- А каляпуш, который нам предъявляют как классический мужской татарский головной убор?

Каляпуш - это уже конец XIX века, это турецкое влияние. Форма фески пришла к нам из Турции, хотя название «каляпуш» иранское. И этот турецкий фес позже так слился с нашим местным колоритом, наша классическая стеганая технология слилась с формой фески, что получился каляпуш. Тем не менее когда эта стеганая тюбетейка (каляпуш) долго носилась, она приобретала полукруглую форму. Но, видимо, существовали еще жесткие фески (скорее всего, они были привозные), которые носили во времена Тукая, в начале XX века, в эпоху модерна. В то время сложился городской буржуазный татарский костюм. Мужской ансамбль - это длинный сюртук, узкие брюки европейского кроя, а на голове - черный фескообразный головной убор.

И на женский костюм повлиял стиль модерн. Татарское женское платье стало узким, чуть приталенным, а на голове - маленький калфачок как часть прически. И на этом эволюция татарских костюмов остановилась, а потом, после революции, татарский городской костюм вообще вышел из употребления, до этого он активно развивался. К примеру, в средневековом или булгарском костюме, который плавно перешел в татарский, силуэт был мешкообразным, туникообразным, это была очень свободная одежда. Мужская одежда довольно долго практически не менялась, но к концу XIX века - началу XX века на татарский костюм стала влиять европейская мода. Одежда приобрела приталенный силуэт. Мужской костюм вообще практически стал европейским, кроме головного убора. Это, конечно, я говорю о городском казанско-татарском костюме.

Если мы сегодня хотим возрождать, восстанавливать татарский костюм, на какой период целесообразнее ориентироваться?

Это уже каждый выбирает сам. Лишь бы только не уходили в сторону арабского, особенно сейчас, когда усилилась мода на арабский хиджаб, чувствуется арабское влияние. Я была во многих арабских странах и вижу, что это все-таки не наше.

Эскиз костюма знатной дамы XVI века

- А татарский способ завязывания платка какой?

Кстати, татарки лицо не закрывали, только в очень редких случаях. Когда выходили на улицу, могли накинуть жилэн с шнурочками, которые женщины держали зубами, чтобы он с головы не слетал. А жилэн - это просто верхняя одежда, который они на голову как капюшон накидывали, и все. А ходить с закрытым лицом с щелочками для глаз - такого у татар не было. У нас стиль был такой мягкий, европеизированный. Были, конечно, периоды в истории, когда татарское мусульманское сообщество консолидировалось внутри России, стало таким более кондовым, укрепился фундаментализм. А потом, позднее, особенно когда появилось течение джадидизма, у нас все стало более европейским. У нас и ислам мягче стал.

«ТАТАРСКОМУ КОСТЮМУ НЕ ПОВЕЗЛО, ТАК ЖЕ КАК И РУССКОМУ С КОКОШНИКОМ...»

- Вы все эти выводы делаете на основании одежды?

Одежды, история культуры - я же истфак закончила. Достаточно долго занимаюсь костюмами и, конечно, делаю свои выводы. Моим научным руководителем в аспирантуре Института истории была Светлана Владимировна Суслова, она всю жизнь занимается татарскими костюмами и считается мэтром в этой сфере этнографии. Гузель Фоатовна Валеева очень часто меня консультирует, мы с ней все время об этом разговариваем, участвуем в круглых столах. Эта тема постоянно обсуждается, но мы не можем прийти к тому, что же делать с современным татарским костюмом, почему он запопсен до такой степени...

У казанских татар остался цветочно-растительный орнамент в его чисто декоративном варианте

- Он даже не запопсен, а опошлен этими атласными платьями сумасшедших цветов!

Да, блестящими золотыми деталями. Нашему костюму не повезло, так же как и русскому с кокошником... Почему чувашский костюм, удмуртский так не запопсен? Потому что в них золота нет. В них преобладает ручная вышивка - красная, белая, черная. И, видимо, в этих рамках невозможно что-то пошлое сделать, а у нас в костюмах присутствовало золото. И в советские времена откуда-то появился этот штамп, что на голове у девушки должна быть такая штучка, а сзади белая фата. Это бред! Такого никогда в татарском костюме не было. Это скорее похоже на костюм крымских татар. Не знаю, откуда появился этот штамп.

У татарских костюмов столько вариантов! На основе каждой этнорегиональной группы можно вывести еще несколько костюмов. Допустим, мишарский костюм немного перекликается с касимовским. Тема моей диссертации «Золотное шитье волго-уральских татар XIX - XX вв.», но она построена по группам - там у меня отдельно по главам: вышивка мишарей, кряшен, казанских татар, чуть-чуть астраханских и сибирских для сравнительного анализа. И когда долго в этом варишься, видишь такое разнообразие, то думаешь: почему это все куда-то ушло? Хотя в музеях все это еще сохранилось. Во время Универсиады в Национальном музее прошла крупная выставка, посвященная татарскому костюму. Там собрали очень большую выставку татарского костюма из различных региональных музеев. Выставка была задумана очень правильно, но специалисты не увидели концепции, критиковали за то, что привезенный материал был выставлен неправильно. Тем не менее люди смогли увидеть экспонаты из разных музеев - из Ульяновска, Уфы, Москвы, Петербурга, ведь собрали все, что могли. И сразу стало видно, какой он разнообразный, татарский костюм. В основном, конечно, была представлена одежда конца ХIХ - начала ХХ веков, древних сохранилось очень мало. Хотя, например, русский костюм можно найти даже XIII и XVI веков. Если вы пойдете в Государственный исторический музей в Москве или Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, то сможете найти там очень интересные экземпляры. Почему у них сохранилось, а у нас - нет...

- В «БИЗНЕС Online» выходила о частной коллекции, где, возможно, хранится шапка Сююмбике. Это правда?

Очень-очень сомнительно. Я этого человека не знаю, он ссылается на нашего известного этнографа Мухамедову, как будто бы он с ней консультировался и якобы она сказала да. Может, он ей что-то и показал, может, она что-то и сказала, но там нет ничего конкретного, там не сказано, что она точно подтвердила: «Да, это действительно татарский костюм XVI века». Я могу только сказать, судя по фото, что этот костюм очень похож на каракалпакский и достаточно современный, но совсем не татарский.


- Существует мнение, что кряшены сохранили традиционный татарский костюм.

Больше всего подвергся изменениям наш регион - Казань и так называемое Заказанье. Здесь очень быстро развивались промышленность и торговые связи, здешние татары почему-то были падкими на что-то модное, оказывались под влиянием какой-то моды. Да, мода тогда менялась не так интенсивно, как сейчас, она устанавливалась годами, но тем не менее. У казанских татар женский и мужской костюмы развивались динамичнее, и в итоге татарский костюм пришел к некоему минимализму. Как я уже говорила, мужской татарский костюм превратился практически в европейский - это глухой длинный сюртук, европейские брюки, головной убор - феска. Кстати, вот этот комплект, который образовался к началу XIX века, принято считать общенациональным, присущим татарам различных регионов. Эта мода постепенно распространилась как на волго-уральских татар (мишари, астраханские, зауральские), позже дошла до сибирского региона. Потом свершилась революция, и все практически прервалось - национальное стало неценным, рабочие и крестьянки надели красные платки, и все...

Реконструкция костюма городской татарки середины XIX века

- Может быть, оттуда и пошел костюм с фартуком, который пытаются навязать нам как традиционный татарский?

Костюм с фартуком был, и это тоже древнее одеяние. Но он был деревенским вариантом, крестьянским, он более низкого уровня. То есть всегда существовала так называемая высокая культура и деревенская. Например, высокий литературный татарский язык тоже приблизительно в это же время оформился (на рубеже XX - XIX веков), над этим работали писатели, конкретные люди. Позднее сформировалась музыкальная городская культура и городской буржуазный костюм. Соответственно, был городской и деревенский костюмы, которые всегда отличались.

Также надо сказать, что было несколько городских центров - Казань, Уфа, Касимов, Астрахань. Городская татарская культура тут существовала еще со Средневековья, но они отличались друг от друга. Одежда касимовских татар была близка к мишарской, сформировалась под русским влиянием. Казанские татары вообще ушли далеко от остальных в своем буржуазном развитии, они отмели все древнее, и поэтому считается, что если ищешь что-то древнее, надо искать либо у крещеных татар, либо у мишарей. У них в орнаменте языческих элементов больше сохранилось, чем у казанских татар, например, солярные знаки, зооморфные мотивы, а у казанских татар остался цветочно-растительный орнамент в его чисто декоративном варианте.


- Получается, нам этот деревенский стиль навязали как общенациональный?

Да, в советское время.

«ИЛЬЯСОВ, ВОЗРОЖДАЯ ТАТАРСКИЕ ТРАДИЦИИ НА СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ, РАЗОРИЛСЯ И ВЕРНУЛСЯ ОБРАТНО В ПЕТЕРБУРГ»

- Расскажите немного о себе: где вы родились, где учились?

Я казанская, хотя почему-то многие думают, что я откуда-то из Средней Азии. Я настоящая казанская татарка, родилась в Казани. Мама у меня из Атнинского района, а папа - из Апастовского. Он был художником-скульптором, Фагим Фасхутдинов. Сама я художник, у меня художественное образование и историческое.

«Мои головные уборы от и до - начиная с тканей, материалов и заканчивая орнаментом - все традиционное, никаких нововведений нет, все - ручная работа»

- А как у вас появился интерес к такому ремеслу?

В начале 1990-х, когда началась волна возрождения татарской культуры, появились такие деятели, которые хотели этому способствовать. Самые первые деятели, меценаты. И один из них - предприниматель из Санкт-Петербурга Яхья Идрисович Ильясов. У него был кооператив, и он хотел возродить татарскую вышивку и ювелирное искусство. Набрал молодых людей, таких как я, с художественным образованием, и отправил учиться девушек в Бухару, а парней - в Душанбе на свои деньги, чтобы обучить их ремеслам. Считалось, что Средняя Азия более близка нам по культуре.

Сначала он пытался возродить это все на базе Арской кожевенной фабрики, где делали традиционную татарскую обувь. От них мы и поехали учиться. Нас формально приняли на фабрику на работу и командировали в Бухару. Взяли еще двух девушек - рядовых сотрудниц фабрики. Я и Резеда Мадьярова были с художественным образованием, остальные две - сотрудницы фабрики. Они быстро вернулись домой, у них не было интереса к такому виду деятельности. Нас взяли ученицами на Бухарскую золотошвейную фабрику, Ильясов нас туда привез, устроил. Мы должны были обучаться три месяца, но мы освоили все за месяц, нам дали квалификацию «золотошвейка высшего разряда», и мы вернулись домой.


- А где сейчас Ильясов?

Уехал обратно в Питер. У меня была задача по приезде из Бухары набрать учеников и как художник-технолог их обучить. Мы набрали людей, обучили, стали вышивать. Но у людей не было постоянной занятости, заказов не было. Плюс не было своего помещения, мы переезжали из одного помещения в другое. Вроде начали работать, все шло, но он не мог сбыть товар и получить заказы. И пока он все это делал на свои деньги, он разорился. И сколько бы я народу ни обучила с тех времен, никто не продолжает этим заниматься, потому что тяжело найти заказчиков. К тому же я обучала не художников. Это я сама себе могу и нарисовать, и вышить, потому что у меня есть художественное образование, я член союза художников, мне не нужно покупать патент, оформлять ЧП, ИП. Я как член союза художников России работаю свободно. В то же время я считаю, что «Палата ремесел» не мой уровень. Я туда вступила и поняла, что это не для меня. Я не ремесленник, я получила историческое образование как этнограф, и мне хотелось развивать это дело с научной точки зрения, чтобы это все было не поверхностно, а обоснованно.

- Эта работа приносит доход? На какие средства вы живете?

Раньше я могла только на это жить, сейчас спрос гораздо меньше, чем, например, 10 лет назад.

- Сейчас разве спрос не растет?

Как-то все поменялось. Раньше у меня были заказы из министерства культуры или Национальной библиотеки. У них была такая статья расходов «На подарки гостям». Потом это все резко пропало. То ли на Китай все перешли, то ли руководство везде поменялось. У меня этот период совпал с рождением ребенка. Я ушла в декрет, а когда вышла из него, всех этих людей, с кем я работала, уже нет. Я никогда не делала себе рекламу, они сами меня находили, и я не успевала делать заказы. А сейчас спрос упал.

«МНОГИЕ ПОЛУЧИЛИ ГРАНТЫ ЯКОБЫ НА НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА И НА КОМПЬЮТЕРНЫХ МАШИНКАХ ЛЕПЯТ ЧТО ПОПАЛО - ЧАПАНЫ ЭТИ...»

- Кто еще в республике занимается подобным?

Галерея «Эбиволь» самая достойная. Много разных частных ателье, которые шьют национальные костюмы безо всякого научного обоснования, что хотят, то и лепят. От «Палаты ремесел» очень многие получили гранты якобы на народные промыслы, и они на компьютерных машинах лепят, что попало - чапаны как будто татарские. Дело в том, что компьютерная вышивальная машина поставляется вместе с диском, на котором есть какие-то базовые орнаменты. При этом они не имеют ничего общего с татарскими, потому что разрабатывать свой орнамент трудно - нужно в специальной программе рисунок отработать, потом его запустить... Но над этим никто не задумывается.

- Почему министерство культуры не берет это под контроль? Или это не нужно контролировать?

Почему нельзя придумать грант для художников? Например, я художник, я не индивидуальный предприниматель, не фабрика по производству, у меня все индивидуально, я делаю музейные вещи. Почему мне нельзя помочь? Раздали столько грантов...

- Сколько? Суммы не знаете?

Разные были. Сначала давали по миллиону рублей или по два. Такие предприятия, как фонд «Туран», могли получить, потому что у них есть производственное помещение, а это было необходимым условием. И этот грант давался на необходимое оборудование для производства. А у меня ручная вышивка, зачем мне оборудование? Мне просто помощь нужна какая-то подъемная, чтобы я хотя бы с голоду не умерла. Могу создавать вещи, которые действительно составляют гордость нашей культуры. Я ответственна за то, что я делаю. Я могу сказать: вот это татарское, приходите посмотреть. И мне не стыдно показать это ни в Аммане, ни в Арабских Эмиратах, ни в Европе.

Я не бизнесвумен, я художник и просто пытаюсь делать высокохудожественные вещи. Это не бизнес. Таких людей в бывших советских республиках поддерживают на государственном уровне. Я общаюсь на различных фестивалях с казахами, узбеками. Узбеки очень хорошо живут. У них даже был свой очень богатый фонд для поддержки национального искусства, который создала дочь Ислама Каримова Гульнара Каримова. У них шикарные мастера - это резьба по дереву, миниатюристы, вышивка. У них самое разнообразное прикладное искусство, потому что их мощно поддерживают, и у них не один мастер. У нас в республике миниатюрой занимается пара человек. Рушан Шамсутдинов и я еще чуть-чуть занимаюсь, и то у него авторская миниатюра, а не традиционная восточная. Если бы я отошла от вышивки, я бы больше этим занималась. У меня просто не остается времени на все остальное, хотя я хочу возродить миниатюру татарскую, потому что у нас тоже существовало искусство миниатюры при Ханском дворе, просто все сгорело, библиотека Сююмбике сгорела или разграблена была... Наверняка здесь были мастера, привезенные откуда-то, сохранялись традиции еще со времен Золотой Орды. Наше Казанское ханство было наследником Золотой Орды - это одно из государств, образовавшихся после распада Орды. У нас вся эта культура была, и она утрачена, к сожалению.


- Сколько времени уходит на изготовление одной тюбетейки?

Дней 10, если ни на что не отвлекаться. Если отвлекаюсь, две недели, может, три.

- И сколько стоит одна тюбетейка?

Самая дорогая стоит у меня 6 тысяч рублей. Я считаю, что это еще дешево. К примеру, в одном из интернет-магазинов, например, я видела, что тюбетейка, расшитая бисером и подписанная «Ручная работа» стоит 7 с лишним тысяч рублей.

«КОГДА ГОВОРИШЬ «КАЗАНЬ, «РУБИН», ВСЕ ВОСКЛИЦАЮТ: «О, «РУБИН», КАЗАН! ЗНАЕМ-ЗНАЕМ!»

- Кроме тюбетеек что вы еще делаете?

Намазлыки, шамаили, тугры.

- Тоже вышитые?

Да. Я сама пишу, вышиваю. Изучала немного арабский язык. Одна из тугр, сделанных на заказ, демонстрировалась на конкурсе «Шамаиль моей семьи».

Зимой этого года в галерее «Хазинэ» прошла ваша персональная выставка. Нет больше в планах проведения еще одной выставки, выездной, может быть?

Меня давно приглашают в галерею «Эбиволь». Возможно, осенью там пройдет. А так я почти каждый год куда-то езжу. Год назад была в Иране, участвовала в международной исламской выставке, недавно вернулась из Турции. Это международные выставки ремесленников из разных стран, которые что-то своими руками делают, мастер-классы показывают. До этого была в Омане, Пакистане.

- А как на этих выставках воспринимают татарские вещи?

Очень хорошо. Мы туда ездим не как из России, у нас всегда висит татарский флаг, написано «Татарстан». Некоторые удивленно спрашивают: «А где такая страна Татарстан находится?» Мы им объясняем, у меня уже даже текст заготовлен: Russian Federation состоит из республик, Республика Татарстан находится в центре России - тут Москва, вот тут Татарстан. А когда говоришь «Казань, «Рубин», все восклицают: «О, «Рубин», Казан! Знаем-знаем!» Вот их почему-то знают везде. Они нас - татар - очень уважают, особенно в Иране. Ко мне подходили тюркоязычные иранцы - этнические азербайджанцы, я разговаривала с ними на турецком, и они говорили, что мы вас так уважаем за то, что в центре России вы сохраняете свою идентичность. Спрашивают, почему мы не отделяемся от России. Я отвечаю: «Представляете, огромная Россия, и в ее центре Татарстан, попробуйте отделитесь оттуда. Мы не можем». Они спрашивают: «А вы там мусульмане?» Я говорю, что да, мы представляем самый северный ислам. Они очень удивляются, потому что мы выглядим по-европейски.

Луиза Фагимовна Фасхутдинова - одна из ведущих художников в области декоративно-прикладного искусства, член союза художников России (2002), член правления и председатель секции декоративно-прикладного искусства ОВТОО СХ России в Татарстане.

Родилась 31 декабря 1968 года в Казани. Продолжает творческую преемственность в семье как дочь заслуженного деятеля искусств Татарстана, скульптора Фагима Нурутдиновича Фасхутдинова. Окончила Казанское художественное училище в 1988 году, исторический факультет Казанского государственного университета в 1998 году, где выполнила дипломную работу на тему «Татарское золотное шитье». Окончила аспирантуру Института истории им. Марджани АН РТ. В 1991 году прошла учебу в Бухаре на золотошвейной фабрике.

Творческая деятельность Фасхутдиновой связана с возрождением и развитием традиций татарского золотошвейного и вышивального искусства, освоением технологии татарской ручной вышивки (тамбурный и ковровый швы, вышивка гладью) и аппликации (чәмчә - ушковая техника). Она успешно применяет традиционную вышивку и золотное шитье в изделиях, входящих в комплекс национального костюма (платья, камзолы, калфаки, тюбетейки и др.), ритуально-обрядовых и бытовых предметах - полотенца, скатерти и др., предметах, выступающих религиозно-духовными символами татарской культуры - ләүхә (тканевые шамаили), намазлыки.

Авторские произведения Фасхутдиновой являются оригинальными и уникальными. Руками талантливого мастера отражается огромный потенциал и богатство орнаментального наследия татар, которое она не просто сохраняет, но и вдохновенно преображает, включая традиционные мотивы и образы в стилистику современных произведений. Автор исполняет также копии и реплики старинных изделий, что позволяет ей быть глубоко погруженной в традицию и совершенствовать свое умение и мастерство. Произведения Фасхутдиновой выставлялись на международных (Турция, Пакистан, Ирак, Иран, ОАЭ, Германия, Венгрия, Франция и др.), всероссийских, региональных и республиканских выставках. Они хранятся в музеях Татарстана (Национальный Музей РТ, Государственный музей изобразительных искусств, НКЦ «Казань»), фонде «Туран», фонде им. Марджани (Москва), в частных коллекциях.

Чтобы сшить национальный головной убор вам потребуется 2-3 дня. Готовое изделие можно купить за 450-700 рублей. Стоит ли тратить на рукоделие столько времени? Конечно, стоит – считают мастерицы.

Праздник плуга Сабантуй – важное мероприятие в жизни татар и башкир, пышно отмечающих окончание полевых и посевных работ. В текущем году с 1 июля народные гуляния стартуют в районах Татарстана, а 15 июля торжества пройдут в Казани. В эти дни людям хочется выглядеть особенно красиво и празднично. Неотъемлемой частью мусульманского национального костюма является тюбетейка. Она удобна, практична и красива. Как сделать национальный головной убор к празднику «Татар-информ» рассказала старший научный сотрудник Казанского государственного и природного музея-заповедника «Иске Казан» Фания Закирова.

«Тюбетейки шьют на швейных машинках, но мое изделие – ручная работа. Секретов мастерства как таковых нет. Каждая мастерица включает в творчество всю свою фантазию и вкладывает душу. Рукоделие требует усидчивости, терпения, усердия. Раньше в Высокогорском районе была артель “Ак калфак"", которая занималась пошивом головных уборов для мусульман. Сейчас местные жительницы вышивают тюбетейки дома. Приезжающие в район туристы проявляют большой интерес к пошиву мусульманских головных уборов», – сообщила собеседница.


Тюбетейка шьется из бархата. Важным моментом в рукоделии является украшение изделия вышивкой. Национальный орнамент мастерицы расшивают разноцветным бисером, жемчугом, стеклярусом, бусинками и пайетками. В конце 19 - начале 20 века некоторые зажитые татары украшали головные уборы янтарем и жемчугом. Тюбетейка состоит из двух частей – конуса и круглого верха. Выкройка делается с учетом размера головы. На каждую деталь выкраивается по три части. В качестве подкладки можно использовать сатин. Деревянные болванки подбираются с учетом подходящего размера.

Поскольку это исламский национальный головной убор, то в качестве его украшения лучше выбрать растительный орнамент. При этом нельзя использовать изображения животных и людей. Если мастерица знает значение символов и знаков, то может ими воспользоваться. Сначала делаем рисунок на бумаге. После этого берем прозрачную пленку и штопальной иглой прокалываем трафарет. Расстояние между проколами составляет 5-6 мм. Готовый трафарет с дырками кладем на заготовку. Чтобы перевести рисунок на ткань, потребуется зубная паста и щетка. Зубную пасту наносим на щетку и проводим по контуру рисунка», – пояснила Фания Закирова.

Бархат с готовым и подсохшим рисунком надеваем на пяльцы. Далее вышиваем рисунок разноцветным бисером. Орнаментом украшаем верх и бока тюбетейки. Для этого нанизываем поочередно бисер на иглу. Можно вышить рисунок сплошной линией, а можно выбрать расстояние между бисеринками. Если бисер мелкий, то на иголку можно нанизывать сразу по несколько бисеринок. Далее подшиваем к изделию сатиновую подкладку, простегиваем боковые части и вдеваем шпагат. Это нужно, чтобы тюбетейка держала форму. Чтобы правильно пришить верх головного убора, лучше использовать булавки. Для удобства их лучше закрепить в четырех местах. Готовое изделие мастерица рекомендует пропитать пищевым желатином. Для этого желатин нужно предварительно растворить в теплой воде и довести до кипения. Готовый раствор наносится чистой щеткой на внутреннюю часть изделия. Это нужно, чтобы тюбетейка стала жесткой, лучше держала форму.


«После этого изделие нужно просушить на батарее или оставить на ночь. Тюбетейка готова! Чтобы сшить головной убор своими руками, вам потребуется 2-3 дня. Готовое изделие можно приобрести за 450-700 рублей. Некоторые в деревнях шьют тюбетейки целыми семьями. Скажу по секрету, что сегодня ручная работа встречается редко. Чаще тюбетейки шьют на швейных машинах. Но в ручном труде нет ничего сложного. Нужно лишь время, желание и хорошее настроение», – отметила Фания Закирова.


Собеседница рассказала, что существует две версии происхождения тюбетейки. По одной из них считается, что она пришла к нам от турецкой фески. Согласно второй версии, изначально тюбетейка служила подшлемником для тюркского воина, чтобы облегчить силу возможно удара по голове противником. Фания Закирова уверена, что национальный головной убор должен быть в каждой тюркской семье. Мужчины надевают тюбетейки в мечеть, на Сабантуй, Никах и другие праздники. Тюбетейки стали оригинальным сувениром, визитной карточкой Татарстана.

Нам потребуются материалы:

1. Бархат черного, зеленого, синего или другого цвета.

2. Хлопчатобумажная основа для подклада.

3. Шпагат.

4. Разноцветный бисер, жемчуг, стеклярус, бусины, паетки и другие украшения.

5. Однотонный черный сатин, ситец или саржа для подкладки.

6. Калька для узора.

7. Картон для лекала.

8. Швейные и бисерные иголки, а также иголка с большим глазком.

9. Белые и черные нитки.

10. Пяльцы диаметром 22-25 см.

11. Прочная ткань для натягивания на пяльцы.

12. Английские булавки.

13. Наперсток.

14. Ножницы, бумага, карандаш, линейка.

15. Мыло или мелок портновский.

16. Форма (болванка).

17. Пищевой желатин.

18. Зубная щетка и паста.


Ход работы

1. Изготовление выкройки необходимого размера.

2. Выкраивание частей из бархата.

3. Раскрой подкладки.

4. Вышивание верха и края тюбетейки.

5. Простегивание частей.

6. Сшивание частей тюбетейки.

7. Обработка изделия желатином.

Изготовление выкройки

Тюбетейка состоит из двух частей: плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2 см на шов. Ширина тюбетейки составляет 10-11 см, при этом 1,5-2 см остается на шов. К примеру, для головного убора 58 размера делаем выкройку края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.

Раскрой тюбетейки

С припусками на шов подготовленную выкройку края кладут на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Подкладка края тюбетейки выкраивается также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки - 19 см (радиус - 9,5 см). Размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, скроите верх и его подклад.


Вышивка тюбетейки

Изделие вышиваем бисером, жемчугом, стеклярусом, бусинами или паетками. Эту работу нужно проделать после раскроя, до простегивания. Бисер можно использовать одного или нескольких цветов. Используем тонкую иголку.

Шитье и простегивание деталей

Основой тюбетейки являются тонкие, мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата. Шитье необходимо начинать с нижней части края изделия. Подкладку сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и пришивайте нижнюю часть. Чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону. По низу головного убора сделайте аккуратный шов. Отступив на 3 мм вверх, сделайте еще один шов. Для придания жесткости нижней части убора проденьте шпагат.

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки - 8-9 см и светлыми нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки. Простегайте швом «вперед иголка» наклонными линиями участок, образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили плотные веревочки. Тогда тюбетейка будет хорошо держать форму. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь изделия.


При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный шов был менее заметен. Теперь надо прошить верх тюбетейки. Верхний круг изделия разделите дугообразными линиями на 6 частей. Каждую часть по отдельности нужно простегать и проложить веревочками. Чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, используйте лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите 6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку. После этого подкладку пришейте к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала прошейте все 6 дугообразных линий, проденьте в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь торчащие концы. Так прошейте всю поверхность круга.

Сшивание частей тюбетейки

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Пришивайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогните за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришейте. Выверните тюбетейку, обработайте раствором пищевого желатина изнутри, наденьте на болванку до высыхания.


Обсудить ()

Сувениры

Сувенирные бренды. Казань
Подарки, которые нужно везти из Казани

Россия - страна большая не только по территории, но и по национальному составу. И в каждом уголке нашей огромной страны есть свои традиции, обычаи и обряды, аналогов которым невозможно подобрать. Например, серебряные ножи из Кубачей, янтарные матрешки или подарочные наборы с особым сибирским напитком - настойкой на кедровых шишках. Мы собрали сувениры из всех регионов страны, чтобы.
В Казань каждый год приезжает всё больше туристов, и никто не покидает город с пустыми руками. Особое внимание гостей Казани привлекают сувениры и поделки, свойственные татарской культуре, - это элементы национального костюма, блюда традиционной кухни и изделия из кожи. Тюбетейка

Тюбетейка (или по-татарски «тубэтэй») - это самый известный сувенир, который привозят туристы из Татарстана, традиционный татарский головной убор, упоминания о котором существуют со времен татаро-монгольского ига. Это круглая или квадратная, в основном плоская, реже - островерхая легкая шапка, надеваемая на макушку. В Татарстане тюбетейку сегодня носят в основном религиозные мужчины, прежде ее надевали и женщины под платок. Шьется она из мягкой материи, в основном из бархата, при этом у татар существует особый способ прикрепления подкладки и верха мелкими стежками вручную. Существовала традиция между стежками закладывать конский волос.

Справка

Тюбетейка получила название от тюркского слова «тобе» («тюбе»), означающего макушку головы или верхушку горы. Свидетельство о существовании головного убора, подобного тюбетейке, носимого в античные времена, было найдено в скульптуре, нумизматике, стенных картинах, книжных миниатюрах XV–XVI столетий. С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке». Было время, когда мужчин-татар не могли представить без тюбетейки. По мусульманским обычаям волосы сбривали наголо и надевали тюбетейку.



Как правило, тюбетейка украшается бисером. На нее наносят национальные узоры, выполненные блестками, а иногда и золотой вышивкой. Молодые люди предпочитали яркие и разноцветные вышивки, а более скромные положено было носить старикам. Купить тюбетейку в Казани можно в любой сувенирной лавочке и у уличных торговцев на центральных улицах города. Самые простые и дешевые китайские тюбетейки стоят от 70 рублей. Тюбетейки от местных производителей, бархатные, вручную расшитые бисером, золотыми нитями или тесьмой, обойдутся примерно в 660 рублей.

Богато украшенные тюбетейки принято дарить известным гостям.

— Большинство тюбетеек в Татарстане производят в Арске, там работают надомники-ремесленники, которые шьют вручную. Получается очень красиво и недорого, их перекупают местные сувенирные лавки. Элитные тюбетейки стоят от 1,5 до 3 тыс. рублей, их обычно дарят большим гостям города. Покупают у нас тюбетейки зачастую как экзотический восточный головной убор, но иногда приезжают мусульмане, которые надевают их на никах (мусульманский обряд венчания. - Ред.), во время религиозных праздников и постов.
Артур Мустаев , председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных художественных промыслов при Торгово-промышленной палате Татарстана


Татарские шамаили

Шамаиль - это вид татарского мусульманского изобразительного искусства, основанный на арабской каллиграфии и оформленный в виде станковой картины. Суры из Корана традиционно вышиваются на ткани, рисуются тушью, печатаются на бумаге или на холсте.

Татары-мусульмане вешают подобные шамаили на стенах мечетей, квартир или над входом в жилище в качестве своеобразного оберега, который ограждает дом от разных напастей. При этом татарский шамаиль нельзя считать равноценным аналогом иконы, как и языческого амулета. Скорее, это искусство.


Справка

«Шамаиль» в переводе с арабского означает «качества, достоинства». Татарские шамаили - особенное явление, возникшее в XIX веке и распространившееся только на территории Среднего Поволжья. Пришли они сюда из Турции. В конце XIX века ими очень увлекались в городах, а потом и в деревнях Казанской губернии, где шамаили служили украшением жилища. Первое время их писали только масляными красками на оборотной стороне стекла, а для красоты на незакрашенные участки накладывалась фольга. Потом широкое хождение получили отпечатанные типографским способом шамаили. Многие печатные шамаили середины XIX - начала XX века сопровождались дополнительными текстами на татарском языке.


Как правило, в шамаилях отражаются мудрые выдержки из Корана на арабском языке, иногда стихи, поговорки, песни. Впервые светские тексты появились на шамаилях с подачи известного татарского скульптора Баки Урманче во второй половине ХХ века. Тогда это делалось, чтобы не раздражать арабской каллиграфией советскую цензуру, а сегодня уже стало традицией.

Изысканная арабская вязь на шамаилях дополняется красивой орнаментальной композицией, натюрмортом или архитектурными пейзажами. И сама фраза может быть представлена в виде, например, ковчега, ладьи, дерева. Но ни на одном татарском шамаиле не увидеть изображения людей и животных. По народным татарским поверьям, дом, в котором есть изображение человека, обходят стороной ангелы.

— В республике есть союз художников шамаилей, который находится в Казанском кремле, в музее исламской культуры в мечети Кул Шариф. Очень много художников занимаются этим искусством, причем не только татар. Ни в каком другом регионе России нет так много шамаилистов. Один из самых старейших - Владимир Попов. Интересные работы делает Рустам Шамсутов. Искусство каллиграфии очень красивое. Многие люди даже не знают смысла, не знают арабского языка, но признают красоту исполнения работы. И наши художники отличаются от художников других стран этого жанра. Чаще всего у нас в сувенирных лавках продают китайские шамаили. Просто они дешевле и, как правило, копируют в плохом варианте известные работы. Наши же шамаилисты работают вручную, это всегда авторское исполнение, раритет, и стоит недешево.
Зуфар Гимаев , председатель Союза художников РТ, художник-живописец, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Госпремии РТ им. Г. Тукая


Покупают татарские шамаили не только религиозные люди, но и просто туристы, которым интересен этот вид национального искусства. В Казани шамаили продаются практически во всех сувенирных лавках. Пластмассовые шамаили турецкого и китайского производства обойдутся в 300–400 рублей. Шамаили на бархате стоят 300 рублей. Шамаили, вышитые золотой нитью по ткани, продаются за 2–15 тыс. рублей.
Чак-чак

Чак-чак - традиционное национальное блюдо, настоящая гордость кулинарии Татарстана. Без него не обходится ни одно праздничное застолье, чак-чак дарят гостям из других городов, его покупают туристы. Чак-чак готовится из традиционных продуктов - муки, молока, яиц, масла и меда. Проще говоря, это тесто, нарезанное соломкой или скатанное в шарики, обжаренное в кипящем масле и залитое медом. В конце приготовления блюду придается нужная форма (часто в виде горки). Едят чак-чак, порезав его на маленькие кусочки, или просто руками.

Сегодня чак-чак продается не только в Татарстане, но и в других регионах России - это лакомство стало популярным среди россиян, хотя еще 30 лет назад о нем не помнили даже татары. Возродил это традиционное татарское блюдо легендарный казанский повар Юнус Ахметзянов - в 80-е годы прошлого века он ездил по татарским деревням и собирал старинные рецепты, а когда стал поваром Дома татарской кулинарии (существующего и в наши дни ресторана в Казани), воплотил собранные рецепты в жизнь. Чак-чак быстро завоевал народную любовь, правда сначала многие спрашивали: «Что это за кукуруза?»

Справка

Раньше чак-чак не был повседневным угощением. Его готовили только к большим праздникам, дарили во время свадеб. Родители молодых, навещая друг друга, приносили в качестве гостинца пироги и непременно чак-чак. Готовили его особенно: все девушки на выданье катают тесто, другие его режут, замужние девушки - жарят, а самое старшее поколение занимается медовой заливкой и формированием праздничного готового блюда.



Медовый чак-чак можно купить практически во всех продуктовых магазинах Казани - его производят все хлебозаводы республики. Его можно купить в обычной или подарочной упаковке за 100–500 рублей. Есть также чак-чак в шоколаде, с орехами и сухофруктами. А можно и самостоятельно научиться готовить это национальное татарское кушанье.

— Практически никто из туристов не уезжает из Казани без чак-чака. Это традиционное блюдо, каким гостей в Татарстане встречают, - точно так же, как в русских традициях встречать с хлебом и солью. И это просто вкусно! Сегодня чак-чак уже ассоциируется с Татарстаном. Хотя на самом деле чак-чак - это не чисто татарское блюдо, его готовят и казахи, и в Средней Азии, у нас чуть-чуть другая манера приготовления.
Наталия Фирова , экскурсовод


Сказочные казанские сапожки

Татарский народ в прошлом был кочевым. Поэтому им традиционно вручную изготавливались различные изделия из кусочков разноцветной кожи с национальной символикой, узорами: это и обувь, и сумки, и браслеты, и украшенные татарской кожаной мозаикой диванные подушки. Важное место в мировой культуре занимают татарские сапоги ичиги - вид легкой обуви с мягким носком и внутренним жестким задником, которые шились уникальным татарским швом. И до сих пор их делают вручную.


«Татарский шитый серебряный сапожок» был очень популярен в XIX веке. В ичиги был обут старый князь Болконский в романе «Война и мир». А Марина Цветаева в своих воспоминаниях упоминает о матери модного в ту пору поэта и художника Максимилиана Волошина: ее нога была «в сказочном казанском сапожке». В 1899 году великая русская актриса Вера Комиссаржевская выходит на сцену Императорского Александрийского театра в Петербурге в роли Вари в пьесе А. Островского и Н. Соловьева «Дикарка» в фольклорном платье с красной вышивкой и татарских сапожках - ичигах.

Стоят татарские сапожки недешево (около 10 тыс. рублей или больше), но подарок будет по-настоящему эксклюзивным. Вместо сапог можно купить тапочки с загнутыми кверху носами (в прошлые века татары считали, что нельзя носком сапога царапать землю), тоже сделанные из мягкой кожи, - они стоят около 3 тыс. рублей.

— Все тюркские народы делают такие сапожки. Кожа у кочевников была единственным материалом, из которого делали аксессуары и обувь. Поэтому и казахи, и башкиры, и узбеки делали такие сапоги. Но во многих местах эта традиция утрачена, у нас же очень хорошо сохранилась. Обувь недешевая, но люди покупают. Многие впервые видят такие сапоги в Казани, удивляются. Покупают, конечно же, для того, чтобы носить, потому что просто для сувенира покупать в самом дешевом варианте сапоги за 8 тыс. рублей… Есть у нас и за 40 тыс. высокохудожественно выполненные сапоги.
Наталия Фирова , экскурсовод


Кстати, ичиги не просто сувенир из прошлого, их можно увидеть на казанских модницах и сегодня.

Казанские модницы предпочитают ичиги


— Этно-обувь - то, что разбило мое сердце раз и навсегда. в Кремле есть просто чумачечий магазин с сапогами, тапками, туфлями… стоят они как пароход, конечно… но такие красивые…
Прокофья Татьяновна , kazan.flamp.ru


Сувениры со спортивной символикой

Фанаты футбола и хоккея могут купить в сувенирных лавках Казани различную сувенирную атрибутику с эмблемами «Рубина» или «Ак Барса». Как известно, казанские футбольный клуб «Рубин» и хоккейный клуб «Ак Барс» неоднократно становились чемпионами России и за них болеют уже не только в Казани.

Купить такие сувениры в Казани можно практически везде - в сувенирных магазинах, в уличных палатках. Для тех, кто боится приобрести не очень качественный товар, в конце прошлого года открылся первый официальный клубный магазин «Рубина», где можно купить спортивный инвентарь и экипировку с логотипами команды. Например, футболки там стоят от 1,3 до 2,5 тыс. рублей, а гетры - 600 рублей. Расположен магазин на Центральном стадионе Казани. А у клуба «Ак Барс» официально существует только интернет-магазин. Толстовки там стоят 2 тыс. рублей, куртки - 3,5 тыс. рублей, брелоки - от 100 до 300 рублей, значки - от 50 до 150 рублей, шапки-шлемы - 900 рублей, а вязаные шарфы - около 500 рублей.

Бальзамы

Популярностью среди туристов пользуется продающийся в Казани бальзам «Бугульма» - напиток слегка жгучий, пряный, приготовленный по классической технологии из 24 видов трав, кореньев, ягод и цветов, собранных в экологически чистых районах Татарстана. Сочетание компонентов облегчает простудные, желудочно-кишечные заболевания, укрепляет нервную систему. Бальзам хорош в чистом виде, его можно добавить в чай, кофе, водку и даже в минеральную воду. Производят бальзам на местном заводе «Татспиртпром». Пол-литра этого напитка стоят примерно 200 рублей.


— Как я люблю Казань. Я оттуда привозила бальзамы десятками! Они на травах. Вкус обалденный и очень недорого. Я привозила себе, в подарок начальству, друзьям. Лучше подарка не придумаешь. Причем объем их разный. Есть 0,5, 0,2 и др.
Лиственница , woman.ru
-------

— Очень легко пьется, приятный на вкус. Похмелье, если выпить лишку, отсутствует. Замечено, что помогает от больного горла и насморка. И за такую цену! Чем-то напоминает по вкусу Jagermeister, но без аниса. Пейте на здоровье. «Татспиртпром» всегда славился хорошим качеством продукции и оригинальностью, но бальзам Бугульма, я скажу, их очередной шедевр. Это отличный напиток!
Stanislav Viktorovich , irecommend.ru
-------

— Самый главный сувенир, привозимый из Казани - великолепное настроение и добрые воспоминания об этом красивом городе, о его улыбчивых доброжелательных людях. Хотя если кому-то понравится тюбетейка или ичиги, берите и носите на здоровье. А вот с бугульминским бальзамом нужно соблюдать меру. Он целебный, но много и часто пить его не советую.
Рафаєль В. Макаров , врач-реаниматолог


Наталия Фёдорова, Нелли Шестопалова,
Рафаєль В. Макаров, Мария Шантиева

SmartNews, 9 марта 2014