Схема вышивки крестиком обучение в древнем китае. Китайская двухсторонняя вышивка шелком. Китайская вышивка шелком – цвета и символы

Вышивка шелком по шелку - древнее восточное искусство.

Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в Древнем Китае, более 2 тысяч лет назад в эпоху Троецарствия.

Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить «Карту Царств».

Рукодельница вышила на шелковой ткани, шелковыми нитями горы, реки, города и строения, причем в мельчайших деталях.

В книге «Тайные сокровища Цинов» написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие, как волос. Цвета нитей столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают.

В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Лины был послан в Италию как государственный подарок и произвел там сенсацию.

В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.

Вышивка шелковыми нитями - это сложная и кропотливая работа. Она не подразумевает быстрого выполнения поставленной задачи, а может затянуться на три, четыре и более месяцев.

Особенной терпеливости к себе требуют именно нити, ведь они легко лохматятся.

Что нужно для вышивки:

1. Пяльца;

2. Шелковая ткань;

3. Картонная заготовка или вышивальный комплект;

4. Карандаш, либо мел;

5. Разноцветные шелковые нити;

6. Иголочки с маленькими ушками (короткие 2,5 см).

Процесс вышивания:

1. Закрепить шелковую ткань на пяльцах. Тогда материал будет в меру натянутым, создавая удобство во время работы, натуральным и однотонным. При выборе цвета фоновой ткани стоит обратить внимание на сочетаемость цветов фона и изображения.

2. Приложить картонную заготовку к ткани, обвести её карандашом или мелом. Начинающим вышивальщицам рекомендуется приобретать готовое изображение.

3. Аккуратно закрепить нить на ткани.

4. Далее потребуется воспользоваться всеми нитями, которые есть и как бы заштриховывать все фрагменты изображения. Здесь главное не ошибиться с выбором оттенка, иначе неправильные действия будут безвозвратны и оставят некрасивые дыры.

5. Чтобы вышиваемое изображение казалась объёмным, требуется прошить края мелкими стежками (1-2 мм.), нитками различных цветов.

В Китае такие вышивки декорирую шнурками, и помещают на стены в рамках.

Самые распространенные виды шелковой вышивки

Наиболее распространенными считаются 4 вида вышивки шелковыми нитками. Они отличаются друг от друга сюжетами, техникой исполнения и даже цветовой гаммой:

1. Самой утонченной и элегантной считается вышивка под названием «Су». Ее характерной особенностью является то, что нить, используемая для вышивки, делится на несколько очень тонких частей. Кроме того подобного рода вышивка выполняется исключительно плотными, гладкими и аккуратными стежками. Для создания картины при помощи такой техники необходимо использовать лаконичную и довольно плавную цветовую палитру.

2. Второй вид вышивки шелковыми нитями, техника «Сян». Чаще всего в данной технике изображены различные пейзажи, цветы, животные или птицы. Во время такой вышивки вместе смешиваются совершенно разные по цвету нити и стежки укладываются с некоторой небрежностью.

3. Третий вид - техника «Yue». Картины вышитые в этой технике поражают воображение своими яркими насыщенными цветами, а также наличием серебряных и золотых элементов. На таких полотнах, как правило, изображены драконы или птицы-фениксы. Стежки в такой вышивке должны быть очень точными, ровными и гладкими.

4. И последний, четвертый вид, техника «Шу» . В ней используются весьма разнообразные и можно сказать даже специфичные стежки. Нитки, используемые в этой технике максимально приближенные по цвету к самой основе.

Искусство китайской вышивки шелком по шелку

Китайская вышивка при использовании шелковых нитей это сложная и кропотливая работа. Она не подразумевает быстрого выполнения поставленной задачи, а может затянуться на 3,5 и более месяцев.

Особенной трепетливости к себе требуют именно нити, ведь они по своей структуре являются хрупкими и легко лохматятся , поэтому вышивка крестом по-китайски выполняется только вручную.

Разновидности китайских шелковых вышивок

Из Китая произошло множество вариаций вышивок, однако наиболее распространены следующие:

  • «Су». Технология, проявляющая максимальную утонченность и элегантность. При вышивании таким методом положено делить рабочую нить на несколько микрочастей . При выполнении технологии приветствуется аккуратность, гладкость, стежочная ровность и их плотность. Для выполнения картины в таком стиле потребуется использовать плавную цветовую гамму.

  • «Сян ». Чаще всего этот стиль можно наблюдать на вышивках пейзажа, животных и птиц, цветов. При использовании техники рукодельница смешивает несколько цветов и небрежно укладывает стежки.

  • «Yue ». На таких полотнах чаще всего передают всю мощь и волшебство, изображая птицу «Феникс», либо драконов. При вышивании используются яркие, насыщенные цветовые палитры, а стежки поражают ровностью и гладкостью.

  • «Шу». Такая картина не требует особой яркости и выполняется на атласной ткани, немного светлее самих ниток. Также она имеет специфические, и пыщащие разнообразием стежки.

Процесс вышивания картины по-китайски

Вышивка крестом по-китайски требует тщательной подготовки перед началом работы. Это особенно требуется начинающей вышивальщице. Для этого требуется очистить рабочее место, разложить нити и проверить их на качество окраски производителем. Для этого потребуется намочить её водой, завернуть в белую, чистую ткань и прогладить прогретым утюгом. Если нити некачественны , они начнут линять.

Что нужно для вышивки:

  • Пяльца или станок для вышивания, размером немного больше самой картины.
  • Ткань (шелковая).
  • Картонная заготовка или вышивальный комплект.
  • Карандаш, либо мел.
  • Разноцветные шелковые нити.
  • Иголочки с маленькими ушками (короткие 2,5 см).

Процесс вышивания картины:

Когда все готово, можно приступать непосредственно к самой вышивке. Для этого нужно:

  1. Закрепить шелковую ткань на вышивальном станке или пяльцах. Тогда материал будет в меру натянутым, создавая удобство во время работы, натуральным и однотонным. При выборе цвета фоновой ткани стоит обратить внимание на сочетаемость цветов фона и изображения. Для китайской глади характерен красный, голубой или белый цвет, но если вышивается современная картина, лучше использовать золотой или кремовый оттенок.
  2. Далее потребуется воспользоваться картонной заготовкой вышиваемого изображения. Прикладываем её и обводим, перенося на ткань карандашом, либо мелом. Начинающим вышивальщицам лучше приобретать уже готовое изображение, ведь там, на ткани уже помечен фронт работы.
  3. После проведения этих манипуляций можно приступать к самому вышиванию. Первым делом следует аккуратно закрепить нить на ткани.
  4. Далее потребуется воспользоваться всеми нитями, которые есть и как бы заштриховывать все фрагменты изображения. Здесь главное не ошибиться с выбором оттенка, иначе неправильные действия будут безвозвратны и оставят некрасивые дыры.
  5. Чтобы картина казалась объёмной, требуется прошить края мелкими стежками (1-2 мм.), нитками различных цветов.
  6. После окончания вышивки потребуется оставить небольшие припуски вокруг картины и вырезать её.
  7. Готовую картину приклеивают к заготовке любым клеем, а чтобы скрыть припуски, нужно взять картон и вырезать из него кусок требуемой формы. Приклеить с обратной стороны.
  8. В Китае такие вышивки декорирую шнурками, и помещают на стены в рамках. Если использовать такую методику, тогда нужно обклеить шнурком вышитую картину.

Профессиональное мастерство китайских вышивальщиц:

У каждого человека, даже результат одинаковой вышивки будет совершенно разный, ведь при работе, с накоплением опыта у вышивальщицы появляются свои «маленькие хитрости».

Вообще китайская методика вышивания картин, подразумевает изготовление двухсторонней картины. Маленькие изображения могут научиться выполнять многие, но что касается крупных картин, то не каждому дано. Китайские рукодельницы учат этому своих детей ещё с раннего детства, поэтому никому не достигнуть их опыта в создании шелковых шедевров.

Китайские рукодельницы выполняют работу немного иначе. Для вышивания они используют специальный подрамник, поднятый на удобную высоту, где одна рука работает сверху, а вторая снизу оборудования. Также по мере необходимости мастерица может поворачивать его.

Каждая вышивальщица кропотливо относится к своему «детищу» и продумывает каждый прокол ткани, чтоб не ошибиться. Её работа – трудоёмкий и тяжелый процесс при котором, наделав ошибок понадобиться много времени на их исправление.

Вышивая картину, любая мастерица хочет, чтобы она порадовала долгой жизнью и красотой. Поэтому есть несколько способов получить желаемое:

  • Перед началом вышивания крестом картины по-китайски, требуется проверять качество нитей. Это отразится на продолжительности жизни картины, насколько она будет яркой.
  • Подрамник должен быть поворачивающийся и удобный. Также для изготовления такой картины обязательно должны быть в работе обе руки.
  • При вышивании стоит всегда помнить, что технология подразумевает вхождение и выход иголки, перпендикулярно тканному полотну.
  • Для придания изображению объёмности, многие используют нити разной толщины.
  • Если поменять направление нити, тогда она будет выглядеть, как другим оттенком. Это обусловлено естественной особенностью шелка – иметь собственный матовый блеск.
  • На результат работы могут повлиять открытые ультрафиолетовые лучи или моль. Готовые работы потребуется защитить.
  • Выполненные работы не хранятся в рамках со стеклом. Это подвергает шелковую структуру нитей к разрушению.

Законченная китайская вышивка поражает свей красотой, эстетически приятным внешним видом и позволяют долгие года любоваться ими. Чтобы результат работы порадовал, потребуется приложить множество усилий, желания и только тогда они смогут удивить, вызвать восхищение и трепет сердца, стать украшением жилища. Такие картины редко встречаются в продаже, ведь большинство из полотен передаются по наследству от матери к дочери.

Китайские наборы для вышивания постепенно набирают популярность среди вышивальщиц. Поэтому сегодня хочу немного систематизировать мой личный опыт работы с китайскими наборами для вышивания . На самом деле, несмотря на территориальную близость Китая к месту моего жительства, я не так уж много вышиваю по наборам китайского производства. И тому есть разные причины. Собственно, о них и будет весь мой пост… Всем, кто только хочет попробовать вышить картину по китайскому набору для вышивания, советую прежде ознакомиться с моими наблюдениями, а потом делать свой вывод.

На самом деле, в моей личной копилке отшитых наборов всего три — китайского производства, один из которых я просто безжалостно выкинула, а два других украшают стены в комнате дома — — и у мужа в офисе — .

Для начала покажу картинки производителей, с которыми я на данный момент имела возможность встретиться.

Сразу скажу — левый верхний вообще не выдерживает никакой критики , а потому я бы покупать наборы этого производителя не рекомендовала. Слишком велик шанс получить все минусы в одном наборе…

А два других, особенно правый нижний, вполне заслуживают внимания.

Но теперь подробно обо всём. И предлагаю сразу же начать с негативных моментов, с которым вы можете столкнуться.

Китайские наборы для вышивания: о минусах

1. ключ к схеме на китайском языке

Поскольку наборы китайского производства, естественно, что и все комментарии к схеме, ключ и инструкции тоже будут написаны по-китайски. Для тех, кто ни разу не сталкивался с такими символами, многое будет не понятно. Хотя, если у вас есть большой опыт в вышивке, вы, скорее всего, сможете со временем разобраться, что к чему.

Кстати говоря, я могу помочь разобраться с расшифровкой ключа к схеме, если вы пришлёте мне на е-майл (info@сайт) письмо с фотографией ключа. 😉

А ещё я подготовила статью о том, как разобраться в , где рассказала и показала основные варианты ключей.

2. риск ошибки в цветовой гамме

Пожалуй, это самый критичный «минус» и опасность при работе с китайскими наборами для вышивания. Потому что «на глаз» определить очень сложно, подходят ли вложенные нити мулине под цветовую гамму заявленного дизайна. Так, несколько лет назад, едва моё увлечение вышивкой крестом начало набирать обороты, муж купил мне в Китае один набор… Очень уж ему понравился дизайн — с волками. Меня всегда увлекали вышивки большого размера и вот, один такой набор я решила начать вышивать.

Как я говорила выше — этот набор я выкинула (во время переезда на новое место жительства). Потому что я отчётливо осознавала, что не смогу заставить себя дошить это безобразие. Во-первых, там явно были проблемы с цветовой палитрой — едва я начала вышивать, как сразу же поняла это. И чем дальше шила, тем больше убеждалась в том, что цвет вообще не соответствует тому, что нарисовано на картинке. Кроме того, в этом конкретном наборе была не очень хорошая схема (если увеличить картинку, можно увидеть, что она трехцветная и довольно мелкая). Да и качество мулине оставляло желать лучшего. В общем, я просто бросила эту работу, решив не тратить на неё драгоценное время.

У меня встал вопрос, что делать с двумя другими наборами этого же производителя. И ответ пришёл сам собой — в гости тогда ко мне приехала моя тётя, которая говорила, что у них трудно достать готовые наборы и мулине, потому что живут они в далекой глубинке. И я, предупредив, что наборы китайские могут оказаться «с браком», отдала ей их. Потому что можно было нитки от набора использовать в другой вышивке. Но моя тётя оказалась не из ленивых. И она вышила один набор. Который, кстати сказать, ранее я показывала в посте про . Вот результат этой работы.

3. этические соображения

В связи с активной пропагандой защиты авторских прав, да и с ростом осознания нравственных основ, становится понятно, что воровство в любом виде — это преступление. Почему эта тема всплывает сейчас? Потому что зачастую (не все, конечно!) китайские производители берут известные схемы (того же Dimensions), и «перекраивают» на свой лад. Вкладывают свою канву, нити, чуть видоизменяют значки, используемые в схеме… И тут уже сложно становится разобраться — изготовлен ли этот набор как «точная копия» или как «вольная интерпретация». К примеру, моя — фактически такой же дизайн есть у Dimensions (circle of volves). И на глаз отличить разницу между оригинальным набором и китайским, на мой взгляд, сложно.

Сделала для сравнения даже коллаж (его можно увеличить, если кликнуть по картинке): в центре моя вышивка по набору китайского производства, а по краям слева и справа по наборам Dimensions.

4. качество мулине

Конечно, каждый набор будет немного отличаться по качеству. Но в целом скажу главное: я привыкла к довольно высокому качеству мулине DMC, и невольно сравнивала с ним. Так вот, китайское мулине менее шелковистое, чуть более толстая сама ниточка. Хотя в целом, назвать существенным минусом это вряд ли возможно, но упомянуть об этом, я считаю, тоже необходимо.

Китайские наборы для вышивания: о плюсах

1. низкая цена

Безусловно, 300 рублей, которые я отдала за набор «Волков» против 660 рублей оригинала, это существенно. А есть наборы, которые стоят чуть дешевле. Конечно, при том непременном условии, что покупать вы их будете непосредственно в Китае. Не уверена, что сейчас можно купить в России за такую же цену качественные китайские наборы, ведь доставка и растаможивание груза повлекут за собой увеличение цены у продавца. Для меня было хорошим вариантом покупать наборы либо при личной поездке в Китай, либо заказывать знакомым, которые туда отправляются. Хотя я уже давно не покупала китайских наборов для вышивания, потому не могу реально соотнести цены…

2. приемлемое качество

Конечно, при том условии, что вы уже знаете, какую фирму-производителя брать стоит, а какую нет. Для примера два надежных производителя я привела уже выше. И, конечно, за ту цену, что мы отдаём за китайский набор не стоит ожидать высшего качества. Но и не совсем низшего всё-таки.

3. разобранные нитки на органайзере для мулине

Я уже неоднократно писала, как лично меня удивляет эта, вроде бы мелочь, в английских наборах… Но лично мне приятнее сразу открыть набор и начать вышивать, а не тратить время на разбор «косичек» по цветам и поиск а, придумывая его из подручных средств…

Только лишь за это я уже очень благодарна китайским производителям, которые не ленятся и разбирают всё мулине по цветам.

4. обработанная канва

Ещё один большой плюс — это производственным образом . Не нужно тратить время и на это.

Кроме того, плотная и хорошо накрахмаленная канва отлично ложится в пяльцы.

Ещё раз напомню, что это касается качественно выполненных наборов. Уже упоминавшийся ранее набор, которым я осталась не довольна, не имел этой приятной «опции».

5. зачастую цветная, довольно крупная схема

Это тоже немаловажно при работе с большими вышивками. Чтобы не теряться в символах и легко следить за процессом, лично мне было очень приятно, что и у бамбуков и у волков схемы были очень хорошие.

Китайские наборы для вышивания: ИТОГИ

На что обратить внимание при выборе .

Конечно, если вы покупаете набор по Интернету, сложно будет оценить его качество. Но тем не менее, попытайтесь выяснить следующие важные моменты:

  • изображение на обложке — насколько качественно проработана картинка;
  • обработана ли канва;
  • разобрано ли мулине на органайзер;
  • цветная или трехцветная (черно-белая) схема прикладывается к набору.

Обычно этих показателей бывает достаточно, чтобы понять, качественный ли перед вами набор или нет. Если все пункты соблюдены, риск, что будет ошибка в самой схеме или в цветовой гамме конечной работы, будет невелик. Если же хотя бы один пункт не соблюдается, стоит уже подумать, покупать такой набор или нет.

Если у вас есть возможность открыть упаковку и посмотреть внутрь, обязательно сделайте и это, тогда вы наощупь сможете убедиться в качестве ниток и канвы.

Ну, а что касается точности передачи цветовой гаммы, тут только на свой страх и риск… 😉 Либо покупайте уже проверенные наборы. К слову сказать, из трех производителей, с которыми я сталкивалась, тот, что на коллаже правый нижний — самый достойный, на мой взгляд. Но, насколько я помню, он был и одним из дорогих…

Рисунок иглой – именно так можно назвать вышивку гладью, которая берёт своё начало в Китае. Именно китайская вышивка в интересной технике - гладью - в подборке со схемами, по которым её делают, поражает своей реалистичностью и красочностью.

Учимся правилам китайской вышивки гладью со схемами и описанием

Считается, что родиной данной техники является Китай. Именно в этой стране традиции и секреты мастерства передаются из поколения в поколение. Поэтому неудивительно, что именно китайцы добились такого уровня выполнения своих работ, которые так и хочется назвать шедеврами.

Техника вышивки гладью является самой простой, которой можно научиться, но в то же время считается самой сложной, потому что добиться идеальных стежков можно далеко не с первого раза. Гладь прекрасно передаёт игру света и тени, а также цветовые нюансы, поэтому пейзажи, портреты и цветочные композиции рукодельницы предпочитают выполнять именно данной техникой.

Для того чтобы овладеть этим искусством, начинающие рукодельницы должны научиться основным стежкам и правильному подбору инструмента. Инструменты понадобятся самые простые: нитки, игла, пяльца и ткань-основа. Для первых опытов лучше всего подойдёт бязь, которая отличается плотностью, но одновременно и эластичностью, и отлично держит форму. Перед началом вышивки ткань необходимо тщательно прогладить утюгом. Для первых своих картин лучше выбрать нитки мулине, которые обладают мягкостью и эластичностью. Особенное внимание стоит уделить хлопковым нитям, которые очень просты в обращении по сравнению с шерстяными и шёлковыми нитками.

Одним из наиболее доступных способов вышивки является вышивка штрихами. Нужно закрепить на изнаночной стороне плоский узел, вывести нить на лицевую сторону и выполнить короткий «штрих», равный буквально 2-3мм. Затем снова вывести нить на лицевую сторону и продолжить делать стежки, которые могут быть различной длины, но обязательно плотно прилегать друг к другу.

Рассмотрим небольшой мастер класс по технике выполнения глади. Работа должна начинаться с выполнения контура. Схемой для вышивки может послужить любой рисунок. Для первых работ идеальным решением будет взять обычную детскую раскраску, рисунок которой на ткань можно перенести при помощи кальки, термокарандаша и утюга.

Самый первый стежок должен быть выполнен «вперёд иголку». Нить раз за разом выводится на лицевую сторону полотна, постепенно обводя контур элемента, а с помощью штриховых стежков заполняется вся его внутренняя часть.

Некоторые элементы схемы можно выделить объёмом и сделать их более рельефными, для этого нужно швом «вперёд иголку» прошить и заданные места. Этот приём называется «настил». В конце его следует закрыть обычными гладьевыми стежками.

Эта техника является одной из немногих, где нет жёстких правил исполнения. Стежки могут ложиться друг на друга, чтоб создать объём, также можно их выполнять внахлёст. Но чтоб полотно было идеальным, а поверхность ровной, нужно делать стежки одинаковой длины.

Также немалое значение имеет наклон стежков, именно от него будет зависеть общее впечатление от вышивки.

Как уже упоминалось выше, китайская гладь по своему исполнению не отличается от обычной глади. Их разница в том, что китайская техника собирает в себе целый ряд требований и доступна лишь опытным мастерицам. Нужно добиться невероятной аккуратности и чёткости шага стежка, прежде чем решиться на неё.

В Китае самыми известными провинциями, в которых работают вышивальщицы, являются Цзяньсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. В каждой из них есть свой стиль исполнения вышивки. Мастерицы первой школы знают 40 швов, а также работают с тысячей видов нитей. Приёмы этой школы отличаются довольно сложными рисунками и тонкостью работы мастериц. Каждая деталь, даже шерстинка у животных вышита отдельно, поэтому работы получаются очень качественными, красивыми и живыми.

Во второй школе отдают предпочтение вышивке тигров.

Именно здесь вышивка выполняется шёлковыми нитками по шёлковому полотну, для работы с изображением используется более 70 видов укладки стежка. Кроме разнообразия приёмов, вышивальщицы пользуются специально обработанными нитками, чтоб они не ворсились и не махрились.

В третьей провинции отличительной чертой является богатство красок, геометрически правильные узоры. Здесь довольно часто можно встретить изображения фениксов и драконов.

Четвёртая провинция использует 100 видов стежков, обычно здесь вышивают пейзажи, людей и природу.

Разберем некоторые особенности китайской вышивки гладью

Отличить китайскую вышивку довольно просто, стоит только детально рассмотреть работу. Стежки одного цвета укладываются рядками, не заходя за границы другого цвета. Вышивают с «настилом», используя прямую или косую гладь. Каждый элемент делят на несколько частей, а затем в определённой последовательности заполняют каждую по отдельности. Вышивка начинается с более тёмных тонов у контура и заканчивается более светлыми тонами у середины.

Для вышивки одного цвета подбирается минимум три оттенка, чтоб передать естественность изображаемого предмета.

Видео по теме статьи

В завершение статьи хочется добавить несколько видео, которые более наглядно смогут показать прелесть китайской вышивки гладью.

Наиболее распространенными считаются 4 вида вышивки шелковыми нитками. Они отличаются друг от друга сюжетами, техникой исполнения и даже цветовой гаммой:

  • Самой утонченной и элегантной считается вышивка под названием «Су». Ее характерной особенностью является то, что нить, используемая для вышивки, делится на несколько очень тонких частей. Кроме того подобного рода вышивка выполняется исключительно плотными, гладкими и аккуратными стежками. Для создания картины при помощи такой техники вам нужно будет использовать лаконичную и довольно плавную цветовую палитру;
  • На картинах вышитых при помощи техники «Сян» чаще всего изображены различные пейзажи, цветы, животные или птицы. Во время такой вышивки вместе смешиваются совершенно разные по цвету нити и стежки укладываются с некоторой небрежностью;
  • Картины, вышитые при помощи «Yue» поражают воображение своими яркими насыщенными цветами, а также наличием серебряных и золотых элементов. На таких полотнах, как правило, изображены драконы или птицы-фениксы. Стежки в такой вышивке должны быть очень точными, ровными и гладкими;
  • Отличительной особенностью вышивки «Шу» является то, что в ней используются весьма разнообразные и можно сказать даже специфичные стежки. Картины при помощи такой техники вышивают на мягкой атласной ткани, используя при этом нитки, максимально приближенные по цвету к самой основе.