Showthread php изобразительное творчество детей дошкольного возраста. Детское изобразительное творчество. Выводы по I главе


Творчество, развитие способности к творчеству – одна из главных, стержневых задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. Объясняется это тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для творческого развития личности ребёнка, ибо в данный период жизни человека активно развиваются образное мышление, воображение, т. е. те психические процессы, которые составляют основу творческой деятельности.

Пытаясь понять сущность творчества, человечество фактически пытается понять себя, самую главную сущностную характеристику Человека. Понимание особенностей детского творчества важно для взрослого не только и не столько для осознанного управления творческим развитием ребёнка, сколько для понимания собственного зрелого творчества. Е. А. Флёрина подчёркивала, что в истоках творчества в «зёрнышке», зародыше заложено то, что более характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека.

С точки зрения философии , творчество – это «деятельность, порождающая нечто новое никогда ранее не бывшее» (Философская энциклопедия). В области философии творчество рассматривается как сугубо социальный феномен, т. е. творчество – это особая характеристика деятельности человека. В основе любой предметно – практической деятельности лежит творчество. Таким образом, - это родовая сущность человека.

Творчество, как деятельность человека, направлено на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих общественной ценностью.

Творчество следует рассматривать как особую форму познания и освоения реальной действительности, ибо отбор целей, средств воплощения задуманного совершается осознанно. Творчество - это высшая ступень освоения любой деятельности; высшая форма любой деятельности, направленная на изменение окружающего. Поэтому творчество имеет прогрессивный характер.

Творчество, как активная, созидательная деятельность, направлена на изменение мира, а, следовательно, и на человека, являющегося его частью. В творческой деятельности происходит свободное и универсальное развитие его духовных, интеллектуальных и физических способностей. Это деятельность, развивающая человеческую личность.

Психологи рассматривают творчество как активную психическую деятельность человека , в процессе которой особо мобилизуются его интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы. Следовательно, о творчестве можно судить не только по качеству её результата.

Исследования Л. С. Выготского, А. В. Брушлинского, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддъякова, В. Т. Кудрявцева и др. показали, что возрастная специфика детского творчества не даёт основания для противопоставления зрелого творчества и творчества ребёнка. Дошкольное детство является первым основополагающим этапом творческого присвоения социокультурного опыта, и поэтому детское творчество носит подлинный культурный характер.

Понятие «детское творчество» определяется как деятельность, «в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения» (Т. Г. Казакова).

Однако само определение творчества в дошкольные годы («детское») подразумевает наличие ряда его особенностей. Это:

субъективный характер открытий и новизны продукта творческой деятельности . Дети совершают для себя множество открытий и создают интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. (Н. А. Ветлугина, Г. В. Лабунская, Н. Н. Поддъяков, Дж. Родари, Н. П. Сакулина, К. И. Чуковский и др.);

большая эмоциональная включенность ребёнка в её процесс, его стремление искать и много раз опробывать разные решения , то есть стремление к экспериментированию. При этом он получает особое удовольствие, порой гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, О. А. Сафонова и др.);

отсутствие трудного, подчас мучительного начала решения проблемы , что характерно для взрослого человека. Ребёнок, в отличие от него, не испытывает этого. С лёгкостью и прежде всего практически он начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам (Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, Г. В. Урадовских и др.).

Первой из исследователей детского изобразительного творчества определение его сущности дала Е. А. Флёрина. «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» (Е. А. Флёрина. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – С. 181).

Н. П. Сакулина под детским изобразительным творчеством понимает, с одной стороны, способность к изображению, а с другой – способность ребёнка к художественному выражению, отражению своего отношения к изображаемому.

Анализ положений отечественных учёных о детском творчестве и собственные многолетние исследования позволили Т. С. Комаровой дать иное определение детскому художественному (в т. ч. изобразительному) творчеству. «Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребёнком значимого прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее неиспользованным деталям, по – новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т. п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знаковой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т. п.); использование и создание вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всём. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной)» (Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. – М., 2005. - С. 9).

В основе приведённого авторского определения детскому художественному творчеству чётко просматривается определение творчества, данное Л. С. Выготским. «Творчество есть необходимое условие существования и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового (выделено нами – Е. Л.), обязано своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем возрасте» . Опираясь на это положение и другие о сущности творчества, можно выделить две его основные формы – созидание и преобразование.

Исследователи детского художественного творчества (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Л. А. Парамонова и др.) рассматривают его специфику как в связи со зрелым искусством, так и в смысле педагогически обусловленного явления.

Н. П. Сакулина подчёркивала, что детское изобразительное творчество, при всём его своеобразии, развивается по закономерностям художественного , то есть зрелого искусства. Его специфику можно чётче выделить, опираясь на метод сопоставления с аналогичной деятельностью художника по ряду показателей .

Объективной основой художественного творчества является окружающий мир, воздействующий на эмоциональную сферу человека своими эстетическими качествами и свойствами: цветом, формой, звуками, пространственными особенностями и т. п.

Субъективной же основой является внутренний мир человека: его чувства, интересы, потребности, мысли.

Исследователи детского изобразительного творчества подчёркивают, что дети в процессе деятельности делают множество открытий и порой создают интересные, оригинальные продукты в виде рисунка, пластического образа, конструкции и т. п. Но эта новизна открытий и продукта субъективна . Однако субъективная новизна открытий и продукта его творческой деятельности психологически эквивалентна объективной новизне продукта аналогичной деятельности зрелого человека . В своих исследованиях отечественные психологи (Л. С. Выготский, Г. Г. Кравцов, В. Т. Кудрявцев, В. Синельников и др.) обосновывают эту позицию. Г. Г. Кравцов пишет: «…есть основание говорить о творчестве в дошкольном возрасте в самом полновесном значении понятия» (Творчество и личность в дошкольном возрасте // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной науч. – практ. конф. Секция V. Детское творчество. – М., 1988. – С. 26). Автор рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребёнка. «Понятие творчества оказывается отнесённым не столько к внешним предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Березка» комбинированного вида муниципального образования

г. Обь Новосибирской области

Тема проекта

«Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила:

Морозова Н.В

2018 г

г.Обь..

Аннотация проекта.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада и школы занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. Известный исследователь А. Лилов свое понимание творчества выразил так: оно «имеет… общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы: творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью».

В. Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства».

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного и младшего школьного возраста? Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И тем не менее детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.

Творческая деятельность, писал Л.С. Высотский, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответственна своя форма творчества. Она зависит от других форм нашей деятельности, в частности от опыта.

Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость.

Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.

В. Н. Шацкая подчеркивала: «Мы его (детское художественное творчество. – Прим. авт.) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее, как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».

Е. А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому». Отвечая на вопрос о том, что побуждает детей к творчеству, Е. А. Флерина писала – «стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и к его активному творческому отражению».

А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:

самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний (и умений, добавим мы) в новую ситуацию;

видение новой функции предмета (объекта);

видение проблемы в стандартной ситуации;

видение структуры объекта;

способность к альтернативным решениям;

комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.

Формирование этих черт, выделенных ученым применительно к школьникам, как показывает наш многолетний опыт и исследования, может начинаться в дошкольном детстве на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: «Художественное творчество».

Предполагаемые результаты:

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности

    Наличие у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

    Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

    Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

    Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

    Вызывать положительные эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать.

Цель проекта. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи.

    Знакомить детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;

    Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

    Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

    Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Методическое обеспечение проекта.

Иллюстрации цветов, фотографии мам, открытки, пригласительные, д/и «Собери узор на платке», геометрические фигуры для строительного материала, подвижная игра «Ручеёк».

    Т.С Коморова, развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗА, 2013 – 144 с.: цв.вкл.

    Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.

    Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. От рождения до школы. Комарова Т.С. ФГОС (о) 2014, 128с., изд. Мозаика-Синтез

    Г. Н. Давыдова, 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники, 2014.

    Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.

    Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001.

    Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В., Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий, Сфера, 2006

Материально- техническое обеспечение проекта.

Мольберт, гуашь, акварель, восковые мелки, соль, непроливайка, кисти, емкость для красок, гудка, тычок из губки и фломастера, овощи, шерстяные нитки разных цветов, клей карандаш, ножница, журналы, альбом А4, салфетки, подставка для кисти, фломастеры, телевизор, видео о приходе весны (ее признаки), альбомные листы А4, фотоаппарат.

Реализация учебного проекта.

Таблица 1.

Перспективный план работы с детьми

Нерегламентированная непосредственно-образовательная деятельность

Взаимодействие с семьями воспитанников

Мамин праздник

Заготовка трафаретов виде цветов из овощей.

Рассматривание поздравительные открытки и приглашения.

Цель: продолжать знакомить с видами и жанрами изобразительного искусства плакатная живописи.

д/и «Собери узор на платочке».

Цель: Посредством игры продолжить знакомить с декоративно- прикладным искусством для обогащения зрительных впечатлений, формирования интереса и эстетического вкуса у дошкольников.

С р/и «Семья».

Цель: Формирование представления о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Аппликация.

Приглашение для мамы.

Цель: обобщить представление детей о календарном и международном празднике «День Матери».

Рисование

Цель: Приглашение.

познакомить с праздником –днем 8 Марта; воспитывать доброе отношение к маме, стремление сделать красивую вещь (подарок) через нетрадиционное рисование.

Моя любимая мама

Отрезки шерстяных разных цветов ниток для изготовления волос на портрете для мамы.

Вырезки из журнала части лица, разные.

Рассматривание фотографии мам, портреты бабушек, написанные художниками.

Цель: продолжать знакомить с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

Создание альбом портретов из журнальных вырезок, части лица (глаза, рот, нос, уши, прически, подбородки)

Цель: Закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Развитие мелкой моторики.

С р/и «Парикмахерская».

Цель: Учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к друг другу

Рисование:

Портрет мамы

Цель: Изображение портрета в смешанной технике.

Предложить мамам принести свои фотографии.

Растительный мир

Изготовления тычка из губки и фломастера.

Заготовка семечек тыквы

Рассматривание комнатные цветущих растений, иллюстрации цветов.

Цель: дать детям знания о комнатных растениях, об их строении, правила ухода за ними.

Конструирование.

Выкладывание из геометрических фигур силуэты цветов.

Цель: Подробно познакомить детей с комплектом геометрических фигур и научить выкладывать из них различные цветы.

С р/и «Весенний концерт».

Цель: С оздание положительного (благоприятного) эмоционального микроклимата в группе; вовлечение в игру малоактивных детей.

Рисование:

Весенние цветы, подснежники при помощи тычка губки.

Цель: выполнение весенних цветов с использованием нетрадиционных техник рисования.

Лепка.

Весенние цветы из.

Цель: содействовать формированию умения работать с бросовым материалом.

Предложить родителям сделать цветы из бросового материала привлекая детей.

Вода – волшебница.

Заготовление баночек с окрашенной водой.

Просмотр фильма прихода весны (ее признаки).

Цель: Продолжать расширять представления детей об окружающей природе, замечать её сезонные изменения.

Подвижная игра ручейки.

Цель: Создать условия, способствующие формированию навыка ходить хороводным шагом, взявшись за руки не наталкиваясь друг на друга; громко и четко произносить слова, используемые при проведении игры; вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей; приобщать детей к русской национальной культуре с младшего дошкольного возраста через игры, обряды, традиции.

Рисование

Бегут ручьи.

Цель: Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, через нетрадиционное рисование, способом «по мокрому» листу.

Аппликация с элементами рисования.

«Ручеёк и кораблик».

Цель: Формирование навыков составления композиции из нескольких

элементов разной формы.

Выставка детских работ «бегут ручьи» в разных техниках с привлечением родителей.

В результате творческого проекта «Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста» дети получили знания о нетрадиционных способах рисования; владеют простейшими техниками, приемами работы с различными ИЗО материалов; самостоятельно применяют нетрадиционные техники рисования; родители принимают активное участие в совместных творческих проектах.

Роль изобразительного творчества в формировании творческой личности

Одна из важнейших задач теории и практики педагогики на современном этапе - формирование творческой личности. Решение данной задачи должно начинаться в дошкольном возрасте. Эффективным средством для этого является изобразительное творчество детей.

Во время процесса аппликации, рисования, лепки ребенок испытывает ряд чувств, он приобретает различные знания. В этом интересном деле, граничащем с игрой, уточняются и углубляются его представления об окружающем мире, он начинает задумываться над качествами предметов, запоминать их специфические особенности, овладевать навыками изобразительного искусства и учится осознанно их применять.

Рисование способствует разностороннему развитию детей. Занятия различными видами художественной деятельности создают базу для содержательного общения детей внутри группы сверстников и со взрослыми. Такие занятия выполняют также функцию терапии, смещая акценты в сознании детей с печальных событий на позитивные, снижая уровень нервного напряжения, страхов, вызывая радостное настроение и положительное эмоциональное состояние. Именно поэтому важно включать в педагогический процесс занятия художественной и иной творческой деятельностью. В этой работе, каждый ребенок, может проявить себя наиболее полно без давления со стороны взрослых.

Замечание 1

Руководство творческой деятельностью требует от педагога общих знаний о творчестве, его специфики, умения очень тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность детей, способствовать обучению необходимым навыкам и умениям и раскрытию творческого потенциала личности.

Творчество имеет общие закономерности, в частности:

  • творчество - общественное явление;
  • социальная сущность творчества заключается в создании необходимых и полезных общественных ценностей.

В отечественной педагогике и психологии творчество рассматривается как создание объективно и субъективно нового индивидом. Субъективная новизна и является результатом творческой деятельности дошкольников и детей младшего школьного возраста. Вырезая и наклеивая, рисуя, ребенок формирует для себя субъективно новое. Безусловно, общечеловеческой ценности и новизны продукт его творчества не имеет, но его субъективная ценность значительна.

Изобразительная деятельность детей - это прообраз взрослой деятельности и он несет в себе общественно-исторический опыт многих поколений. Постичь этот опыт без помощи взрослого человека ребенок не может. Взрослый является не только носителем этого опыта, но и его передатчиком. Усваивая данный опыт, ребенок продвигается в своем развитии.

Обучение творчеству

Советский педагог Илья Лернер определил в своих работах основные черты, присущие творческой деятельности ребенка:

  • осуществление самостоятельного переноса знаний усвоенных ранее в новую ситуацию;
  • видение новой функции предмета;
  • обозначение проблемы в стандартной ситуации;
  • определение структуры объекта;
  • выработка альтернативных решений;
  • комбинирование новых способов деятельности с известными.

Творчеству можно учить, но это особое учение.

Замечание 2

Следует отметить, что самостоятельный перенос ранее приобретенных знаний в новую ситуацию у детей может проявиться, только если они научатся воспринимать предметы и объекты действительности, научатся определять их формы, посредством движения рук по контуру предмета. Только после этого дети смогут применять данный способ самостоятельно и постепенно обретут свободу в изображении любых предметов, даже без фиксированной формы (облаков, лужиц, нерастаявшего снега).

Видение новой функции объекта проявится тогда, когда ребенок начнет использовать предметы-заместители (превращает нарезанные полоски в части объектов). Умение в процессе восприятия выделять форму, части, постепенно подводит их к видению цельной структуры объекта и овладению способами передачи структуры в рисунке, аппликации или лепке.

Знакомство детей с произведениями искусства разных направлений вводит их в мир прекрасного, приводит детей к пониманию образного решения, выразительности средств, разнообразию цветового, а также композиционного построения. Например, познакомившись с дымковской росписью, ребенок обязательно использует ее, создавая свои образы.

Главное условие, которое необходимо обеспечить в творчестве детей - это искренность. Потребность в творчестве должна возникать у ребенка самостоятельно, без целенаправленной педагогической стимуляции. Но у многих детей не наблюдается самостоятельно возникающее творчество. Из этого противоречия возникает такая педагогическая проблема, как поиск стимулов к творчеству, рождающих у ребенка подлинное желание творить. Одно из решений – показать не только продукт творчества, но и сам процесс, чтобы ребенок собственными глазами увидел, как рождается картина, скульптура.

Ребенок в процессе рисования не только овладевает новыми изобразительными навыками и умениями, которые расширяют его творческие возможности, но и учится осознанно их применять. Это важный фактор с точки зрения психического развития.

Этапы творческой деятельности

В творческой деятельности ребенка можно выделить три основных этапа:

  • зарождение, развитие, осознание и оформление замысла;
  • процесс создания изображения;
  • анализ результатов.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Замечание 3

Тема будущего изображения может определяться самим ребенком или предлагаться воспитателем, но конкретное решение должен определять только сам ребенок. Следует отметить, что чем младше ребенок, тем больше его замысел обладает ситуативным и неустойчивым характером. Изначально дети трехлетнего возраста только в $40\%$ случаев могут сразу воплощать задуманное. Иногда замысел меняется несколько раз в процессе работы. И только к концу года систематических занятий у $70-80\%$ детей, замысел и воплощение начинают совпадать. Причин этому две, во-первых - ситуативность мышления ребенка, во-вторых - небольшой опыт деятельности, который не дает возможности ребенку соотнести задуманное со своими изобразительными возможностями и поняв свое неумение, ребенок отказывается от первоначального замысла.

В процессе создания изображения также имеются свои особенности. Тема задания направляет воображение ребенка, но воспитатель при этом не должен регламентировать решение. Более широкие возможности возникают, если ребенок рисует по собственному замыслу, а педагог задает только направление выбора темы. На данном этапе от ребенка требуется умение владеть способами изображения и выразительными средствами.

Логическим продолжением и завершением двух первых этапов является анализ результатов. Просмотр и анализ рисунков детьми реализуются при их максимальной активности. Это дает возможность полнее осмыслить результаты собственной деятельности. Обсуждение работ педагог должен проводить каждый раз по-новому. Например, если дети делали елочные украшения, то по окончании занятия все игрушки развешиваются на елку. Если в процессе работы создавалась коллективная композиция, то следует обратить внимание на общий вид картины и вместе с детьми подумать, можно ли дополнить панораму.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов выразил так: "...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы:
- творчество есть общественное явление,
- его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью".

Другой исследователь, В. Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста? Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.

Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?

Педагог В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.

Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

А. А. Волкова утверждает: "Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное".

И. Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка:
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
видение новой функции предмета (объекта);
видение проблемы в стандартной ситуации;
видение структуры объекта;
способность к альтернативным решениям;
комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

И. Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

В правильности этой мысли мы убедились на собственной практике. Однако заметим: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию (первая черта по Лернеру) у детей может проявиться, если они научатся воспринимать предметы, объекты действительности, научатся выделять их формы, включая в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета. (Иными словами, как обводим предмет, рассматривая его, так и рисуем - карандашами, кистью, фломастерами.) Только тогда дети смогут применять этот способ самостоятельно, только тогда постепенно приобретут свободу изображения любых предметов, даже тех, что не имеют четко фиксированной формы, например облаков, лужиц, плывущих льдин, нерастаявшего снега.

Вторая черта по Лернеру - видение новой функции предмета (объекта) - проявляется, когда ребенок начинает использовать предметы-заместители, например превращает нарезанные узкие и широкие полоски в части предметов или объектов; играет ложками, представляя, что играет в оркестре. Это умение выделять в процессе восприятия форму, части, которое мы формируем у детей, подводит их к видению структуры объекта, овладению способами ее передачи в рисунке, лепке, аппликации. Вот почему мы рекомендуем на творческих занятиях включать в план работы тему "Учить создавать образы животных, форма и строение которых усвоены".

Знакомя детей с произведениями искусства (изобразительное искусство, литература, музыка), мы тем самым вводим их в мир эталонов прекрасного, т.е. претворяем в жизнь те цели и задачи, о которых сказано выше, - к пониманию выразительности средств и образного решения, разнообразию цветового и композиционного построения. Зная, к примеру, секреты дымковской росписи, ребенок, несомненно, использует их, создавая образы сказочных животных, птиц; осмысливает качества изображаемого, запомнившиеся характерные особенности.

Чем же характеризуется творчество? Б. М. Теплов в этой связи пишет: "Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение".

Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, "которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции". Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности.

Так возникает педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание "сочинять". Такой стимул нашел Лев Николаевич Толстой. Приступая к обучению крестьянских ребятишек, великий русский писатель уже понимал, сколь значима задача "развивать детское творчество"; как одно из возможных решений он предлагал детям совместные сочинения (см. статью "Кому у кого учиться писать?"). Итак, в чем суть вовлечения детей в художественное творчество, по Л. Н. Толстому? Показать не только продукт, но и самый процесс творчества писания, рисования и т.д. с тем, чтобы собственными глазами увидеть, как "это делается". Тогда, как пишет отечественный исследователь психологии детского творчества Е. И. Игнатьев, ребенок "от простого перечисления отдельных деталей в рисунке переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется роль слова в изобразительной деятельности, слово все больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и спосо бы изображения".

В процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства; как мы уже отмечали, радуется красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимы чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). Работая над изображением, приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т.п.
Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых - Г. В. Латунской, B. C. Кузина, П. П. Пидкасистого, И. Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной - и наши многолетние исследования позволяют нам сформулировать его рабочее определение. Под художественным творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем создание субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра); создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление инициативы во всем.

Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игр-драматизаций в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи, изобразительной, игровой, музыкальной.

Из предполагаемого нами понимания художественного творчества очевидно: для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта.

Для малыша (младшие группы) творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов. Поясню эту мысль: идет занятие, дети лепят яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает самостоятельно слепить яблоко поменьше, или побольше, или другого цвета (желтое, зеленое), для него это уже творческое решение. Проявление творчества у младших дошкольников - это и какие-то дополнения к лепке, рисунку, скажем, палочка - черешок.

По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка - важный стимул развития его творчества. Педагог отмечает и поощряет творческие находки детей, открывает в группе, в зале, вестибюле выставки детского творчества, оформляет работами воспитанников учреждение.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Наши исследования показывают: первоначально трехлетние дети только в 30-40 процентах случаев могут воплощать задуманное. Остальные в основном меняют замысел и, как правило называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое. Порой замысел меняется несколько раз. Лишь к концу года и то при условии, если занятия проводятся систематически (в 70-80 процентах случаев), замысел и воплощение у детей начинают совпадать. В чем причина? С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным. С другой - называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности. По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились. Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.
Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому. Так, если дети изготовляли елочные украшения, то в конце занятия все игрушки развешиваются на мохнатой красавице. Если создавали коллективную композицию, то по завершении работы педагог обращает внимание на общий вид картины и предлагает подумать, можно ли дополнить панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети украшали платье куклы, то все лучшие работы "выставляются в магазине", чтобы кукла или несколько кукол могли "выбрать" понравившееся.

Специалисты выделяют три группы средств, цель которых - повысить уровень эстетического воспитания: искусство во всех видах, окружающая жизнь, включая природу, художественно-творческая деятельность. Благодаря этим взаимосвязанным средствам ребенок активно приобщается к опыту творческой деятельности взрослых. Однако эффективное руководство возможно при условии, если педагог знает и учитывает те психические процессы, которые лежат в основе детского творчества, и, что самое главное, систематически развивает их.

О каких психических процессах идет речь? Из всех средств эстетического воспитания, всех видов художественной деятельности мы выделяем общие группы, составляющие основу творческих способностей.

1. Восприятие предметов и явлений действительности и их свойств, которое обладает индивидуальными различиями. Известно, в своих рисунках, лепке, аппликациях дети отражают впечатления, полученные от окружающего мира. Значит, у них сложились разнообразные впечатления об этом мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшее условие творчества - развивать восприятие у детей (зрительное, осязательное, кинестезическое), формировать разнообразный сенсорный опыт.

Как же должно осуществляться воспитание, чтобы у детей возникли необходимые знания и представления? Психологи отмечают: синкретичность, слитность и недостаточная отчетливость образов восприятия характерны для детей младшего дошкольного возраста. Чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен представлять все его основные свойства и передавать их так, чтобы изображение было узнаваемо. Для маленького художника это весьма существенно.

Знания и представления об окружающем педагог формирует целенаправленно. Это и специальные наблюдения, и рассматривание предмета в ходе дидактических игр. Педагог направляет восприятие ребенка на те или иные свойства и качества предметов (явлений). Ведь далеко не все дошкольники приходят в детский сад, имея богатый опыт восприятия окружающего - образный, эстетически окрашенный, эмоционально положительный. У большинства он ограничивается фрагментарностью, односторонностью, а зачастую просто бедностью. Чтобы развить эстетическое восприятие у детей, педагог должен сам обладать способностью эстетического видения. Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал: "Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоционально-эстетическим видением мира".

Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства: форму, строение, цвет и др. Они должны увидеть его художественные достоинства, которые предстоит изображать. Далеко не все способны самостоятельно определить красоту предмета. Показывает им это педагог. Иначе понятие "красивое" не приобретет в глазах воспитанника конкретный смысл, останется формальным. Но, чтобы он понял, чем красивы тот или иной предмет, то или иное явление, педагог сам, повторяем, должен чувствовать, видеть прекрасное в жизни. Это качество он развивает в себе и детях постоянно.

Как это сделать? День за днем наблюдайте с детьми за явлениями природы - за тем, как набухают почки на деревьях, кустах, как они постепенно распускаются, опушая дерево листвой. А как разнообразны гонимые ветром непогоды серые тучи, как быстро меняются их форма, положение, цвет! Обратите внимание на красоту движения облаков, изменения их формы. Понаблюдайте, как красиво освещаются небо и окружающие предметы лучами заходящего солнца.

Такого рода наблюдения можно проводить с разными объектами. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Недаром в Японии, где так высока культура эстетического восприятия, педагоги развивают у детей наблюдательность, умение вслушиваться, вглядываться в окружающее - улавливать разницу в шуме дождя, видеть и слышать, как гулко стучат по стеклу тяжелые капли, как радостно звенит внезапно налетевший летний "грибной" дождь.

Объекты для наблюдений находятся ежедневно. Их цель - расширить представления детей о мире, его изменчивости и красоте. Русский язык так богат эпитетами, сравнениями, метафорами, поэтическими строками! На это в свое время обращала внимание Н. П. Сакулина.

Л. С. Выготский, говоря о роли обучения, подчеркивал: обучение ведет за собой развитие. При этом он обращал внимание: "Обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия".

Именно о таком отдаленном результате можно говорить, когда речь идет о формировании у детей образных представлений в процессе обучения изобразительной деятельности. Утверждение неслучайное. Доказательство тому - работы Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгера, К. Н. Поливановой, Е. Ю. Сутковой, тема которых - подготовка детей к школе, диагностика психического развития и его коррекция. Авторы отмечают: "Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому если у ребенка, поступающего в школу, имеются проблемы, то их надо как можно скорее "компенсировать" изобразительной и конструктивной деятельностью – в свободное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием".

Характеризуя мышление ребенка, психологи обычно выделяют стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое. Наглядно-образное опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Известно, вступление в новую стадию мышления не означает изживания предшествующей его стадии. Оно сохраняется у ребенка, помогает в развитии мышления новой стадии, составляет основу формирования разнообразной деятельности и способностей. Более того, специалисты считают - эта форма мышления необходима не только для детского творчества, но и для творчества человека любой профессии. Вот почему так важно развивать образное мышление, как и воображение, положительное эмоциональное отношение, овладение способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации.

Журнал "Дошкольное воспитание" № 2, 2005

Яна Капкайкина
Проект «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста»

ПРОЕКТ

Тема проекта : «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста ».

Актуальность :

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми , а значит, и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество – одна из главных задач дошкольного воспитания . Это и определило тему проекта : «Развитие детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста ».

Изобразительное творчество – это процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации и т. д.

Детское изобразительное творчество – это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации. Рисование – это естественная потребность ребенка, да и взрослого человека. На скучном совещании, или при длительном телефонном разговоре, рука непроизвольно начинает выводить линии. Древнейшие изображения - линии , отпечатки ладоней, рисунки животных, выполненные человеком, относятся к эпохе палеолита. Большую роль играло изобразительное творчество в воспитании и образовании детей в России еще в XVIII веке, правда оно имело тогда сословный характер.

Огромное значение изобразительное творчество имеет для психологов. Продукты творчества использовались для изучения поведения еще на заре становления современной психологической науки. Изобразительное творчество применяется арт-терапевтами для снятия напряжения, борьбы со страхами, стрессовыми состояниями, депрессиями, искаженной самооценкой, соматическими заболеваниями. «Искусство само по себе обладает целительным действием» (Э. Крамер) .

При подготовке детей к школьному обучению, большинство родителей уделяет особое внимание формированию навыков чтения и счета, тогда, как творческое развитие , остается на дальнем плане. Сложно переоценить значение рисования, лепки и других видов изобразительного творчества для всестороннего развития ребенка . В любой области человеческой деятельности ценятся люди с развитым творческим мышлением , на самые престижные должности требуются «креативные» работники, умеющие нестандартно, творчески решать поставленные задачи. Отсюда и наиболее важная из задач педагогики – формирование творческой личности . Эффективнее всего эта задача решается посредством занятий изобразительным творчеством .

Цель проекта :

Развитие изобразительных умений и расширение диапазона творческих проявлений детей средней группы .

Задачи :

1. изобразительная деятельность

- Развивать интерес к изобразительной деятельности . Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности , умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук формировать образные представления.

- Развивать самостоятельность , активность, творчество .

Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы , репродукции произведений живописи и др.) как основы раз-вития творчества детей . Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей . Учить выделять средства выразительности .

Рисование

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (деревья на нашем участке зимой) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.) .

Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположении их частей.

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине : дерево высокое, а куст ниже, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый) ; формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.

- Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. К концу года формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш (при слабом нажиме на карандаш получается светлый тон, а при более сильном - темный или более насыщенный).

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения .

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо) ; ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием другого цвета краски. Формировать умение правильно передавать расположение частей при

рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Продолжать развивать интерес к лепке ; совершенствовать умение ле пить из глины (из пластилина, пластической массы) . Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (клюв у птички) . Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с использованием стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений .

Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться

ими. Обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезания

по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять

из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.) . Учить детей вырезать круглые формы из квадрата и

овальные из прямоугольника путем скругления углов. Использовать

этот прием для изображения в аппликации овощей , фруктов, ягод, цветов и т. п.

Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг - на полукруги, четверти; квадрат - на треугольники и т. п.) .

Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

Методическое обеспечение проекта :

1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред . М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

2. Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Средняя группа / авт . -сост. Н. А. Атарщикова (и др.) . – Волгоград : Учитель, 2011. 99с.

3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во средней группе детского сада . Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез,2009. – 96 с., цв. вкл.

4. Занятия по аппликации в детском саду , / А. Н. Малышева, З. М. Поварченкова. – Ярославль : Академия развития , 2010. – 160 с.: ил. – (Детский сад : день за днём. В помощь воспитателям и родителям).

5. Простые поделки из пластилина / Екатерина Румянцева. - 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 144с.: ил. – (Внимание : дети) .

Материально- техническое обеспечение проекта .

1. Пластилин, глина, доска для лепки, стека (на каждого ребёнка) .

2. Бумага цветная, золотая и серебряная, большой лист белой или тонированной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка, клеёночка (для каждого ребёнка) .

3. Краски гуашь (фломастеры, восковые мелки, бумага белая или любого бледного тона, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка) .

Реализация учебного проекта (табл. 1) .

Таблица 1.

Перспективный план работы с детьми

Тема недели Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы Эстетические наблюдения и обследования объектов

окружающего мира Совместная деятельность (игровая, восприятие произведений искусства, конструктивная, изобразительная ) Нерегламентированная непосредственно -образовательная деятельность Взаимодействие с семьями воспитанников

Деревья Репродукции :

Иллюстрации различных деревьев, презентация на тему : «Деревья и кустарники» . Рассматривание :

Распускающихся почек, цветущих деревьев и кустарников. Беседа :

«О пользе деревьев для человека»

Чтение художественной литературы :

О. Дриз «Мальчик и дерево» , Э. Машковская «Дедушка-дерево» , С. Козлов «Такое дерево» .

«К названному дереву беги» .

«Найди листок, как на дереве» , «Узнай чей лист» .

Лепка :

«Кисть рябины» .

Аппликация :

«В загадочном лесу» .

Рисование :

«Сказочное дерево» . Выставка книг о деревьях и кустарниках.

Репродукции :

Букет цветов, картины художников по теме : «Цветы» , картинка – натюрморт. Рассматривание : - весенних цветов.

Наблюдения :

За полетом семян одуванчика;

За всходами на огороде (клумбе) после дождя. Беседа :

«Цветы луговые и полевые» .

Разучивание стихов, отгадывание загадок.

Чтение художественной литературы :

С. Вангели. «Подснежники» .

«На цветочной полянке» , «Бабочки подружки» .

«Найди ошибку» , «Будь внимательным» ,

“Назови ласково”, “Подбирай, называй, запоминай”.

Лепка :

«Цветик семи цветик» .

Аппликация :

«Вырезывание и наклеивание красивого цветка» .

Рисование :

«Цветы для Ромашки» . Предложить выполнить вместе с детьми проект «Цветочный город» .

Комнатные растения

Репродукции :

Плакат : «Что растёт на подоконнике» . картинки с изображением комнатных растений , презентация «комнатные друзья – наши друзья» .

Наблюдения :

За цветением растений.

Посадка цветочных семян. Беседа :

«Для чего нужны комнатные растения»

Чтение художественной литературы :

Е. Благина «Цветок- огонёк» .

«Найди себе пару» , «Узнай растение» .

«Отгадай, что за растение» , «Третий лишний (растение) ». Лепка :

«Кактус» .

Аппликация :

«Волшебный сад» .

Рисование :

«Расцвели красивые цветы» . Консультация по вопросам родителей. Совместная работа детей и родителей : папка передвижка «Комнатные растения» .

Насекомые Репродукции :

Разрезные картинки, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых .

Наблюдения :

- за насекомыми : пчелой, майским жуком, бабочками, стрекозами. Беседа :

«Кто где живёт» .

Отгадывание загадок (про бабочку, стрекозу, божью коровку, комара) .

Чтение художественной литературы :

В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

«Песенка стрекозы» , «Улиточка» , «Бабочки, лягушки и цапли» .

«Загадай, мы отгадаем» , «Бывает – не бывает» . Лепка :

«Гусеница» .

Аппликация :

«Божья коровка» .

Рисование :

«Бабочка» . Выставка детских рисунков , тема : «Бабочки»