Скала Шаман-камень (Байкал): фото и отзывы. Сакральные места

Давным-давно жил могучий седой богатырь Байкал. Не было равного ему по силе и богатству. Он был суров, стоило ему рассердиться, так волны громко бились о скалы. Много рек и речушек было под властью у повелителя.

Была у Байкала единственная дочь – Ангара. Первой красавицей она была на всём белом свете. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею. Даже перелётные птицы: гуси, лебеди, журавли – спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Говорили они: «Разве можно светлое чернить?»

Очень сильно любил свою дочь Байкал, но был строг к ней и часто держал её взаперти, в недоступных глубинах. Часто-часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…

Но однажды прилетела на берег чайка, села на один из утёсов и стала рассказывать речкам и речушкам о далёких степях, откуда держала путь. Рассказывала она им о самом сильном и красивом богатыре Енисее, о славном сыне Саяна. Услышала Ангара о Енисее от горных ручьёв, ещё больше заскучала и возжелала увидеть Енисея. Но как же ей тогда вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца?

Взмолилась Ангара: «О, тэнгэри! Сжальтесь над пленной душой! Не будьте суровы и строги ко мне, заточённой в темнице. Пожалейте, юность мою в могилу толкает запретом Байкал… Дайте мне смелость и силу сбежать, одолев эти стены из скал».

Узнал о помыслах любимой дочери Байкал, запер её ещё крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь столь далеко от родины. Выбор Байкала остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал Байкал гонцов за Иркутом, чтобы поженить Ангару с ним. Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала. Умоляла она, просила не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал не стал слушать, ещё глубже спрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами и приказал Ольхону сторожить её. Пуще прежнего взмолилась Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы.

Близилась свадебная ночь. Тэнгэри послали на Байкал и его стражей множество сновидений. Крепко спал в эту ночь старик Байкал, и Ольхон, утомлённый разговорами и смехом речушек, прилёг рядом отдохнуть, думая что Ангара никуда не сбежит под его надёжным и лёгким сном. Но Ангара с сестрицами тихо взломали запоры, и она выбежала из темницы. А ручейки всё рыли и рыли тайный проход, и, наконец, Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею.

Вдруг проснулся старик Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил - испугался. Кругом шум, треск. Проснулся в ужасе Ольхон и увидел, что Ангара с речушками взломали темницу, доложил Байкалу, что Ангара сбежала. Понял Байкал, что случилось, рассвирепел. И поднялась буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от злости небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Выбежал из дворца могучий Байкал, ударил по седой горе, отломил от берега целый утёс и с проклятием бросил его вслед убегающей дочери, надеясь закрыть ей проход.

Но поздно. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит с тех пор на том месте, где прорвала утёсы Ангара. Это и есть скала Шаман-камень. Иркут побежал за ней, но только и успел схватиться за её длинную фату.

Тысячи лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив всё на пути своими водами».

В истоке реки Ангара находится, выступающая по середине реки, скала. В древности местные жители Приангарья наделяли Шаманский камень чудодейственной силой. По древним верованиям, это было место обитания хозяина Ангары – Ама Сагаан нойона. На Шаманском камне проходили особо важные шаманские обряды, здесь давали клятвы и молились, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, сюда на ночь привозили преступника и оставляли его одного над холодным, леденящим потоком, чтобы к утру он сознался в содеянном.

Если к утру вода не забирала его, если он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали. Свидетельством почитания священного камня является усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

МЫС РЫТЫЙ

Мыс Рытый расположен на западном берегу Байкала, напротив самого широкого места озера. Для местного населения это место является священным и запретным для посещений. Ни под каким предлогом ни один из аборигенов не соглашается высаживаться здесь на берег.


Некоторые считают, что на этом месте когда-то был древний город, о чем свидетельствует искусственная каменная стена. Другие говорят о повышенном радиоактивном фоне. До сих пор на Рытом соблюдаются старинные запреты: нельзя рубить дерево, стрелять зверя, иначе будет обеспокоен местный дух.
На мысе нет деревьев и никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходит автомобильная дорога, и здесь нет даже тропы по побережью. По неизвестным причинам на посещение мыса местным населением было наложено табу, и этот запрет действует и в наше время. Жители старательно избегают посещений, именуя его проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много загадочных историй, связанных с этой священной местностью. Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию , и, чтобы здесь высадиться на берег, нужно специальное разрешение от администрации. Заповедный режим в сочетании с местными шаманскими запретами посещать священный мыс сделали свое дело: только редкие одиночки осмеливаются заходить в глубь ущелья, а их рассказы о загадках Рытого превратили его в главное аномальное место на Байкале. Последние годы вокруг этого района сложено немало легенд. Ответвляющий разлом ущелья р. Риты обладает аномальными особенностями, и с древних времен на его посещение наложено табу местными жителями. Больших причин нет нарушать эти запреты и сейчас, нет смысла просто ради любопытства заходить в «страшное и священное место», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры и наводящие порчу на посетителей их жилища. Шаманские заклятия действуют и в наше время, в этом легко убедиться, отследив судьбу людей, нарушавших вековой запрет и проникавших в ущелье. Многие из них преждевременно и скоропостижно ушли из жизни. По местным обычаям, нельзя проезжать мимо этого места, не почтив духов Рытого.

МЫС ХОБОЙ

Мыс Хобой (по-бурятски хобой – «клык, коренной зуб») – самый северный мыс на . Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада.


Местное название скалы – Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это – окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» – превратили ее в скалу.

Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак – красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.



С мысом Хобой связана легенда о драконе, который, пролетая над священным озером, обронил свой клык. Упав на Хобой, клык мифологического животного ушел глубоко в землю, оставив в очертаниях острова характерный след. Некоторые ученые предполагают, что это предание связано с воспоминаниями о падении некоего космического тела (возможно, небольшого метеорита), случившемся много тысяч лет тому назад. Именно такая локальная катастрофа и могла стать причиной сильной геомагнитной активности, проявляющейся в этой части Ольхона. Парапсихологи, часто посещающие Хобой, отмечают в районе мыса постоянный мощный выход астральной энергии, что сопряжено с многочисленными случаями появления здесь призрачных субстанций. Местные жители уверяют, что иногда на мысе можно встретить духов своих умерших предков или даже увидеть собственные прежние воплощения. Особую известность получил дух Белого шамана, выходящего из вод Байкала. Считается, что увидеть духа – к большой удаче.

Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда.

СКАЛА ШАМАНКА

Одно из самых загадочных байкальских мест – скала Шаманка на мысе Бурхан, состоящая из белого мрамора, гранита и кварца.
Шаманка ранее именовалась «камень-храм». Первые исследователи Байкала - в частности, известный российский исследователь Владимир Обручев - отмечали, что это место вызывает суеверный ужас прибайкальских бурят. Никто, кроме шамана, не имел права приближаться к заповедному месту. Если же нужда заставляла, то копыта коней обматывали войлоком и кожей, чтобы не потревожить цоканьем покой хозяина Байкала. Женщинам полагалось обходить скалу за две версты.


Через скалу Шаманка насквозь проходит пещера. По меркам спелеологов, она не столь уж большая: длина - примерно на 12 метров, в ширина - до 4,5 метров, высота - местами 6,5 метров. Однако, именно эта пещера стала центром культового поклонения.

Буряты были уверены, что в пещере Шаманской скалы живет эжин - хозяин Байкала. В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с небес вершить суд над людьми и выбрали разные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай поселился в пещере Скалы Шаманка.



По свидетельствам жителей поселка Хунжир, расположенного неподалеку от мыса Бурхан, на протяжении столетий пещеру посещали шаманы многих народов, населявших древнюю Сибирь. Жрецы языческих религий проводили в пещере ритуалы, связанные с очищением родовой кармы и снятием проклятий; впадая в транс, получали возможность созерцать картины прошлого и будущего.

МЫС БОГАТЫРЬ НА О. ОЛЬХОН

Большой притягательностью для служителей шаманских культов с незапамятных времен обладает Богатырь – мыс самого крупного . Старинное название мыса – Огненный – связано с тем, что первые русские путешественники, приплывшие к острову в конце XVI века, неожиданно увидели огромный столб огня, взметнувшийся перед ними из байкальских вод к небу. Огненная стена будто не пускала иноземцев на священную землю острова. Подобное явление на мысе время от времени отмечалось и позже.


Со слов бурятского шамана Уирбека известно, что на мысе Богатырь принято проводить ритуалы, связанные с заклинанием стихий силы: огня, ветра и воды. Вплоть до первой четверти XX века среди вождей и старейшин местных племен и селений было принято приносить на мыс новорожденных младенцев мужского пола. Считалось, что попав в это место, будущий вождь или воин обретает особую физическую и духовную силу и получает долголетие.

ОЗЕРО ШАРА-НУР

Неподалеку от Байкала, по пути к пади Ташкинэй, окруженное дремучим лесом и сопками, расположено небольшое озеро Шара-Нур, что в переводе с бурятского означает «Желтое озеро». Подобное название оно получило за мутный цвет воды, чрезвычайно насыщенной сероводородом. По этой причине в наши дни водоем привлекает людей, страдающих заболеваниями суставов. Говорят, недуг бесследно проходит после нескольких купаний больного в водах Шара-Нура. В прежние же времена местное население боялось погружаться в озеро, так как верило, что в нем обитает гигантский желтый змей – Шара-Каая.


Местные легенды гласят: когда-то в этих краях жил смелый богатырь, который прогневил злого духа Эркина, не уступив ему в жены свою красавицу сестру. В наказание злой дух превратил богатыря в огромного змея, повелев ему вечно жить в водах озера и питаться падалью озерной да человечиной. Считается, что именно поэтому в Шара-Нуре никогда не находят тел утопленников – их поедает Шара-Каая. Правда, по предположению ученых, Шара-Нур, расположенный более чем на 100 метров выше уровня моря, соединен с Байкалом сетью подземных туннелей, через которые вместе с вытекающей водой и уходят тела утопленников. Однако и в наши дни местные охотники и рыболовы утверждают, что иногда слышат доносящиеся из мутных вод звуки, похожие на рычание неведомого гигантского существа.

ГОРА АЛХАНАЙ

Самая высокая гора на территории Агинского Бурятского национального округа – Алханай (1665 м) – связана с историей буддизма и именем Чингисхана.
Это одна из буддистских святынь бурят. У ее основания находится храм Великого блага. Одно из интересного здесь – естественный грот, в своде которого есть трещина, уходящая в глубину скалы, и из нее сочится вода, которая считается целебной. Верующие пьют воду и делают подношения – зерном или монетами.


Астрологические вычисления буддийских монахов показали, что именно эта вершина является местом посещения среднего мира, в котором живут люди, миром Всевышним, где обитают боги. А главным покровителем самой высокой точки Алханая является божество Дэмчог - один из пяти главных Будд, имя которого в переводе с тибетского языка означает Вечное благо.

С древних времен племена бурят и монголов одухотворяли эти места. На Алханае находится 12 святынь. Самая почитаемая из них – Уудэн Сумэ (Храм Ворота). Эта природная арка в скале, как считают ламы, образует канал, связывающий наш мир с Шамбалой.



Каменный брусвер высотой с метр окружает тропу, по которой паломники идут к храму. Паломники поднимают с тропы камни и таким образом облегчают путь идущим за ними. Под аркой находится субурган – небольшая буддистская ступа, возведенная в 1864 году.

СТОЛ ЧИНГИСХАНА

Легендарное место, связанное с именем великого воина, - это Стол Чингисхана («Чингис хаанай шэрээ») в междуречье Угутэрэ и Барун-Хандагай. Он представляет собой огромный валун, на который, по легенде, были нанесены древние письмена. Расположен в предгорьях Тункинских Гольцов, в 4 км западнее бывшего Хандагатайского дацана. Его размеры – 8х6х1,5 м, форма снизу яйцевидная, а сверху плоская.


С северной стороны «камень-стул» размером 3х1,5 м. Почитаемое у местных жителей место совершения буддистских и шаманских обрядов.

Очень большое значение вкладывается в слово «шэрээ»: это не просто стол, а престол.

БЕЛАЯ ГОРА

Священное эвенкийское место. Находится в центральной части Витимского плоскогорья, на восточной окраине Мало-Амалатской впадины, на левом берегу реки Багдаринка. У подножья Белой горы находится центр Баунтовского эвенкийского района – с. Багдарин. Село названо в честь горы – ее эвенкийское название Багда-урэ (белая гора).


Высота горы – 170 м. Она сложена светло-серыми доломитами, и поэтому издалека кажется белой. Крутой юго-западный склон полностью лишен почвы и растительности. Верхняя часть украшена целым рядом отвесных причудливых скальных останцев в виде башен, пирамидок, столбов.
Белая гора имеет статус священного места. С давних времен совершают здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями, предназначенными величественному и всемогущему духу горы.

ГОРА ЖИМА

Жима – высочайшая точка Ольхона, являет собой гору 1276 метров высотой над уровнем моря. Находится на востоке острова, на мысе Ижимей.
«Ижимей» уходит корнями к слову «эжин», означающему «хозяина местности». В шаманской мифологии древних говорится о боге грома, отпрыске самого Божественного Неба, возжелавшим обитать подле знаменитого ольхонского шамана Нагре-бо. Позднее дворец горы Жима перешел чете шаманов, Угэтэ-нойон переселился ближе к кромке воды.


Аборигены чтят гору, относятся к ней как святыне. Согласно преданиям, на Жиме обитали боги и духи. Макушку горы раньше венчала избушка, сложенная из дерева, также стоял сосновый шалаш, созданный руками ольхонских шаманов. Воплощение духа горы – седовласый и бородатый старик. Местные жители нередко рассказывали истории о заплутавших путниках, коим помог выйти к людям некий древний старец.

Восхождение на гору вкупе со спуском займет весь день, а тропа как таковая попросту не существует. Идти придется, прибираясь сквозь густые заросли леса и источников воды на пути не встретится. Поэтому живительную влагу стоит захватить с собой.

ГОРА-БЫК (БУХА-НОЙОНОЙ-ХЭБЭТШЭ – СВЯЩЕННАЯ ГОРА)



Гора возле села Торы Бурятии к северу от реки Иркут. Связана с культом сакрального предка представителей бурятского племенного союза булагатов Буха Нойона – земного божества, покровителя стихии земли и пастбищ, скотоводства. Культ Буха Нойона в дальнейшем заимствован хонгодорами. В настоящее время на этом месте проводят шаманские и буддистские обряды все тункинские буряты.

ГОРА ЕХЕ-ЁРД

На правом берегу реки Анги в всего в двух километрах от Байкала, в восьми километрах от поселка Еланцы над долиной возвышается в форме купола курган высотой в 42 метра. Очертания кургана, сложенного гнейсами, гранитными пегматитами, кварцевыми жилами, кажутся рукотворными, хотя до сих пор геологи не нашли признаков, указывающих на то, что эти плиты сюда привезли люди. Нет и на горе Ерд или рядом характерных обо – культовых пирамидальных груд камней, которые свидетельствовали бы, что в древние времена к горе Ерд, во время какого-либо праздника приносили или привозили камни.

Гора Ехе-Ёрд находится на одной прямой от Малой Ердинской сопки к священной горе на берегу озера Байкал, напротив этих двух сопок на скалах левого борта долины реки Анги хорошо сохранились наскальные рисунки с изображением животных. О древности рисунков свидетельствует и то, что нижние из них засыпаны осадочными породами. Древние рисунки включают в себя большое количество изображений бегущих оленей и рисунки рогатых людей.

Заповедная скала с мистическим названием Шаман-камень возвышается у истока Ангары. Этот уникальный природный памятник — одна из жемчужин Прибайкальского национального парка. Шаман-камень по праву считается символом Байкала. Над водой порой видна бывает лишь верхушка скалы. Подводные склоны массива уходят вглубь на сотни метров. Шаман-камень играет важную экологическую роль. Благодаря ему не замерзает в холода красавица Ангара. В ее 5-15-километровой полынье зимует до 15 000 водоплавающих птиц. Эта зимовка является единственной незамерзающей на территории всей северной Азии.

Шаман-камень — сакральный символ Байкала

Скала — не просто природное образование. История ее появления овеяна легендами. Их много веков из уст в уста передают жители окрестных поселков и деревень. Легенда о Шаман-камне — красивый сказ о противоборстве природных сил. Считается, что того, кто не знает историю скалы, она к себе не подпускает. Легенда, которую рассказывают туристам на Байкале, заучит так.

Давным-давно это было. Во времена далекие на Земле жили витязи, богатыри, сыны природы. Великим и полным несметных богатств был огромный Байкал. Его уважали, почитали. Пред ним преклонялись, и никто ослушаться короля природы не осмеливался. Была у Байкала дочка-красавица. Полноводная речка Ангара росла гордой, своенравной. Она была отрадой великого отца.

Настал черед красавице Ангаре мужа выбирать. Дело было летом, в канун великого праздника Сурхарбана. Байкал призвал богатырей силами помериться, отвагу свою показать, завоевать сердце принцессы. Среди статных красавцев был силач, особенно старику любый. Удалый Иркут всем хорош: и водами полными, и бегом быстрым, и силою богатырской. Но как ни нахваливал своего любимца Байкал, непреклонно оставалось сердце Ангары.

В день Сурхарбана сошлись богатыри в схватке силой мериться. Всех превзошел молодой Енисей, сын грозного Саяна. Отвага и доблесть его покорили сердце принцессы Ангары. Осерчал Байкал, разгневался, не дал родительского благословения. Молодым пришлось расстаться. Много дней и ночей уговаривал величественный Байкал дочь свою своенравную сердце Иркуту отдать. Непреклонной была красавица река. Нашел Байкал на дочь управу, заточил ее в темницу. Ангара потосковала, да вскоре на побег решилась. Призвала братьев младших — ручейков на помощь. Поспешили молодцы вызволять сестрицу, темницу вмиг размыли, вырвалась на свободу Ангара.

Люто рассердился отец Байкал, вздыбил пенные гребни в страшном шторме. Несколько дней сотрясались земля и небо. В страхе покинули родные места звери и птицы. Но не остановил шторм на Байкале Ангару. Бежала она от отца без оглядки. В погоню за красавицей пустился силач Иркут, не догнал. Почти добежала Ангара до Енисея, но тут молния блеснула в небе, обрушилась наземь страшным грохотом, расколола прибрежную скалу. Схватил разгневанный Байкал глыбу каменную и бросил дочери вслед. Но успел Енисей Ангару в объятья заключить, от стихии спасти. С тех пор реки неразлучны. Осколок скалы, брошенный Байкалом Ангаре вслед, так и лежит, где упал. Вода вокруг него никогда не замерзает. Легенда гласит, что это следы Ангары, Байкала, Иркута и Енисея.

Скалу в старину люди прозвали Шаман-камнем. Он священен, находится в сакральном месте. Много столетий подряд приносили подношения здесь хмурому, опасному Байкалу. Считалось, что скала способна карать преступников и лжецов. Издавна испытывали на Шаман-камне людей, кто правое дело делал, по преданию, выживал.

Старики говорят, что характер у озера испортился после бегства дочери его любимой. Когда-то Байкал был светел и ласков. Сегодня характер его склочен, поведение непредсказуемо. Если вновь разгневается старик Байкал, смоет вмиг Шаман-камень, а за ним и весь мир.

Научная история Шаман-камня

Учеными подтверждено неестественное с природной точки зрения перемещение скалы. Свидетельствует это о том, что в районе Байкала в древности происходили определенные тектонические события. Свидетелями природных катаклизмов были тогдашние жители этих мест. Они и сложили легенду об осерчавшем старике, его красавице-дочери, борьбе рек-силачей за сердце Ангары.

В древности во время природных катаклизмов образовывались новые стоки озера, перекрывались старые. Все это сопровождалось буйством стихии, землетрясениями, сильнейшими штормами на Байкале. Не удивительно, что озера боялись, его почитали, с ним считались. До сих пор бурятские шаманы проводят различные ритуалы на берегах озера. Недоступен сегодня для подношений Шаман-камень. Он практически полностью затоплен после строительства Иркутской ГЭС. В ясную погоду скала возвышается всего на 1-1,5 метра над водами истока Ангары. Но своего сакрального значения Шаман-Камень не утратил.

Увидеть сегодня легендарную скалу можно во время экскурсии в поселок Листвянка. Здесь расположена смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на полутораметровую шапку Шаман-камня, практически полностью скрытого под водой, но величественного, таинственного. Эта скала уникальна. Шаман называют камнем, заставляющим вздрогнуть. Этот уникальный природный памятник рекомендуется посмотреть каждому гостю Байкала.


Отдыхающим базы отдыха «Кругобайкальская» предлагаются экскурсии к легендарному Шаман-камню. Поездка сродни путешествию во времени. Один лишь взгляд на сакральный символ Байкала перенесет вас на много веков назад. Кажется, что со смотровой площадки в Листвянке видна лишь шапка скалы… Но через минуту пред вашим взором развернутся события давно минувших лет. Вы увидите убегающую Ангару, разгневанного отца Байкала, услышите шум волн и ветра, грохот падающих камней. Здесь, в одном из самых интересных мест нашей планеты, теряется ощущение реальности. Так величественный, немного хмурый, своенравный, требующий беспрекословного подчинения Байкал встречает тех, кто открывает ему свое сердце.


Одним из самых известных природных памятников Национального парка Прибайкалья является расположенный у истоков Ангары Шаман-камень. Это признанный символ великого озера, который иногда именуют "одиноким гольцом". Он разделяет и озеро Байкал.

В ясную погоду над водой видна только его верхушка, которая выступает на полтора метра. Под водой находится скальный массив. Благодаря ему Ангара зимой не замерзает. В огромной полынье, которая протянулась почти на пятнадцать километров, гнездятся около пятнадцати тысяч водоплавающих птиц. В Северной Азии это единственная незамерзающая зимовка.

Расположение

Если отправиться на одну из двух площадок у берега, которые расположены возле Камня Вампилова и Камня Черского, то можно увидеть, что Шаман-камень - это одиночная скала, разделяющая воды Ангары на две части.

Географическое положение камня: исток р. Ангары, в полукилометре от условного створа. Координаты: 51°52′18.65″ с. ш. 104°49′14.89″ в. д. Этот крохотный островок, оставшийся здесь от Приморского хребта, который в древности размыла Ангара, является очень популярным местом на Байкале. Шаман-камень имеет большое скальное основание, которое образует порог перед глубинами Байкала.

Это камень окружен водами, и на сегодняшний день одним неосуществившимся покушением на него можно считать версию о взрыве, совершенном для наполнения водохранилища

Чем известен камень?

История Шаман-камня (на Байкале) окутана множеством легенд. Известно, что он служил культовым пристанищем, где проводили молитвенные обряды Долгое время он был неким «клятвенным» местом. Сюда отправляли людей, подозреваемых в измене или лжи. Чаще всего сюда попадали неверные жены. Местные жители свято верили в то, что человек, сказавший неправду, на этом камне будет обязательно наказан за грех.

Подтверждение этих фактов можно найти в работах немецкого историка Г. Ф. Миллера, который описывал Сибирь в XVIII веке. Некоторые исследователи предполагают, что существующая легенда об удивительном перемещении этого камня - это прямое подтверждение того, что древние люди могли быть свидетелями неких геологических катаклизмов, происходящих на берегах озера Байкал. В первую очередь это касается катастроф, в результате которых появлялись новые стоки из озера, а старые, к примеру, в районах Бугульдейки или Култука, перекрывались.

Легенда

Шаман-камень, фото которого вы видите ниже, с глубокой древности вызывал интерес местных жителей. Шаманы проводили здесь таинственные обряды. Коренные жители считали, что здесь обитал Ама Саган Нойона - хозяин Ангары. Все это находило отражение в многочисленных сказаниях и легендах, которые с удовольствием рассказывают старожилы этих мест. Ниже мы представим одну из самых красивых и романтичных из них.

Это случилось в те давние времена, когда в мире жили доблестные витязи и могучие богатыри. Был в ту пору Байкал велик и богат. Его все почитали и уважали. И была у него дочь, которую звали Ангара. Перед неземной красотой девушки все преклонялись. Байкал любил и баловал свое единственное дитя. А Ангара тем временем росла гордой и своенравной.

Иркут

Шли годы, и пришло время выбирать красавице мужа. Дело было летом, в преддверии праздника сурхарбан. Созвал великий Байкал к себе богатырей из всех окрестных сел, чтобы они померились отвагой и силой и попытались завоевать сердце его дочери. Среди претендентов был и тот, кто был особенно люб отцу невесты - красавец- богатырь Иркут.

Енисей

Но никакие хвалебные слова Байкала в его адрес не находили отклика в сердце дочери. Наконец наступил праздник, богатыри сошлись мериться силой, и увидела среди них Ангара Енисея, сына могучего Саяна. Он был самым сильным, ловким, его доблесть и отвага покорили сердце красавицы.

Но Байкал остался недоволен выбором дочери и не дал своего согласия на этот брак. Молодым пришлось расстаться. Дни и ночи напролет отец уговаривал свою любимицу выйти замуж за сильного и смелого Иркута. Однако дочь оставалась непреклонной. В гневе Байкал заточил ее в темницу, а спустя некоторое время он сообщил, что дал согласие Иркуту на брак.

Побег из неволи

И тогда Ангара решила бежать. Она обратилась за помощью к своим младшим братьям - ручейкам, которые размыли стену темницы. Гордая Ангара вырвалась на свободу. Разгневанный Байкал требовал, чтобы беглянка вернулась. В это время над Землей поднялся ужасный ветер, сверкали молнии, раскаты грома сотрясали все вокруг. В страхе искали укрытия звери и птицы.

Вслед за Ангарой бросился богатырь Енисей. И в это время молния, как щепку, расколола старую гору. Байкал подхватил осколок горы и бросил его вслед непокорной дочери, чтобы преградить ей путь. Но не успел - Ангара уже была рядом с Енисеем, и он подхватил ее в свои объятья. С той самой поры они неразлучны. Все слезы радости и горя, которые выплакали Байкал, Ангара, Енисей и Иркут, превратились в водные потоки. А осколок той самой скалы, который разгневанный Байкал бросил вслед дочери, с тех пор люди знают как Шаман-камень. Легенда гласит, что если Байкал сильно разгневается, то он смоет водой это камень и затопит весь мир.

Чтобы не гневить Байкал, местные жители долгое время приносили сюда различные подношения, а сейчас бросают в воду монетки. Другая легенда, точнее, сказание, гласит, что если долго всматриваться в скалу, то можно увидеть лица шаманов, которые в былые времена проводили здесь таинственные обряды. Уже несколько лет Шаман-камень на Байкале разрушается, и местные старики видят в этом дурной знак.

Этот удивительный природный памятник является не только свидетелем прошлого народов Байкала. Шаман-камень - это некая мистическая составляющая этих мест. Если вам представится возможность побывать в этих местах, посетите знаменитый камень, оцените красоту местных пейзажей, послушайте многочисленные легенды. Кстати, сегодня увидеть легендарную скалу может каждый, кто посетит экскурсию в поселок Листвянка. Здесь находится обустроенная смотровая площадка, с которой открывается отличный вид на камень.

Шаман-камень - заповедная скала возле озера Байкал, у истока реки Ангара.
Не нужно путать Шаманский камень, лежащий у истока Ангары и скалу Шаманка на острове Ольхон! После строительства Иркутской ГЭС уровень воды в истоке Ангары поднялся, и сейчас в хорошую погоду можно увидеть лишь самую вершину (1-1,5м)выступающую из воды легендарной скалы Шаман-камень.

С этой скалой связана красивая легенда.

Это было очень и очень давно. Байкал в то время был самым могучим и почитаемым, и были у него несметные богатства. И была у Байкала единственная дочь – Ангара. И не было красивее ее на белом свете. И кто бы не проезжал мимо Ангары, все любовались ей. Отец очень сильно любил свою дочь, и одаривал ее всевозможными подарками и берег ее пуще своего сердца. Но время шло и наступил момент, когда Ангаре нужно было выходить замуж. И решил великан Байкал кинуть клич всем местным богатырям. Но Ангара всех отвергла, а Байкалу очень нравился молодой Иркут (один из притоков Ангары). И решил он поговорить с дочерью, чтобы убедить ее выйти замуж за Иркута.

Река Иркут.

На празднике большом летнем – сурхарбане устроили богатыри состязание, чтобы показать свою силу и мощь и понравится красавице Ангаре. И был среди них потомок гордого Саяна – Енисей.

Енисей

Далеко превзошел он всех остальных богатырей, чем поразил сердце неприступной красавицы. Но пришлось уехать Енисею домой, Ангара стала скучать и решил тогда Байкал выдать поскорее дочь за Иркута. Но отказалась девушка, и тогда заточил ее отец в темницу, пока она не согласиться. И решила ангара убежать к Енисею и попросила о помощи у своих друзей: больших и малых ручьев. Вырвалась Ангара на свободу и рассердился Байкал, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птиц унеслись к солнцу. Ударил Байкал по седой горе и кинул вслед беглянке огромный камень, но было уже поздно. И не смог ее уже догнать и богатырь Иркут. Прибежала Ангара к Енисею и кинулась к нему в объятья.

Исток Ангары

А камень, который кинул вслед дочери Байкал назвали Шаманским. Говорят, что если разгневается еще раз Байкал, то сорвет Шаман-камень и хлынувшая вода затопит весь мир. Поэтому испокон веков приносили ему на Шаман-камне богатые жертвы.

Эта легенда перекликается с тем, что Ангара единственная река, которая вытекает из Байкала. Все остальные реки и ручьи впадают в него. В Байкал впадает 336 рек и ручьёв, однако это число учитывает лишь постоянные притоки.

В древности местные жители Приангарья наделяли Шаманский камень чудодейственной силой. По древним верованиям, это было место обитания хозяина Ангары, Ама Сагаан нойона. На Шаман-Камне проходили особо важные шаманские обряды, здесь давали клятвы и молились, сюда на ночь привозили преступника и оставляли его одного над холодным, леденящим потоком. Если к утру вода не забирала его, и он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала - его прощали. Шаман-Камень - один из символов озера Байкал.

Согласно той же легенде человеческие лица, которые можно увидеть, всмотревшись в скалу - это лица древних шаманов. С 2003 года скала начала разрушаться. И как говорят местные жители это плохое предзнаменование.

Свидетельством почитания священного камня является усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

Напротив Шаман-камня находится смотровая площадка, на которой располагаются сувенирные лотки и продавцы рыбы. Здесь широкий выбор сувениров из сибирских самоцветов: чароита, нефрита, лазурита, сердолика. На пирсе всегда можно арендовать для прогулок по Ангаре и к Шаман-камню моторные лодки.

Чтобы увидеть Шаман-камень Вам достаточно приехать в п. Листвянка, который расположен в 70 км от города Иркутск.

Кто знает, возможно эта легенда описывает какой-то природный катаклизм, который привел,к тому,что река Ангара прорвала берега.
под катом фотографии в качестве иллюстраций.