Сказкатерапия для детей младшего возраста. Сказка про пуговичку которую потеряла Наташа

Пуговица — предмет маленький, простой, но это в обычной жизни. А в сказке пуговицы волшебными бывают. Однажды ёж нашел пуговицу. Сначала он хотел оставить её себе, но белка его отговорила…

Сказка «Волшебная пуговица»

Жил-был ёж. Однажды он шел по тропинке и нашёл пуговицу.

— Славный подарочек для моего нового сюртучка, — подумал еж.

Но соседка белка сказала, что хорошо бы найти того, кто потерял эту пуговицу.

— Синице эта пуговица принадлежать не может, у неё жёлтый жилет, а пуговица красная, — сказал ёж.

— Зайцу она тоже не подходит. У него пальтишко серое или белое, — подсказала белка.

— Может, пуговицу потеряла рыжая лиса или бурый медведь? — прикидывали белка и еж. Но ни с лисой, ни с медведем друзьям встречаться не хотелось.

А свежую новость принесла сорока на хвосте. Она сказала, что пуговицу потеряла Баба-Яга, и что эта пуговица волшебная.

Ёж и белка обрадовались, но немного и расстроились. Они обрадовались, что пуговица волшебная, а волшебство – это всегда интересно, а расстроились потому, что надо идти к Бабе-Яге, а она вечно что-нибудь да намудрит.

Но делать нечего, пошли еж с белкой к Бабе-Яге. Она как пуговицу свою увидела, так сразу улыбнулась.

— Это от моего сарафана, — сказала она. А потом хитро прищурилась, посмотрела на добродушных ежа и белку и говорит:

— Я подарю эту пуговицу вам. Она непростая. Если её слегка потереть, то она начнёт рассказывать сказки.

Обрадовались друзья, поблагодарили Бабу-Ягу.

Теперь, когда еж с белкой посумерничать выходят, они берут с собой волшебную пуговицу. А она им сказки рассказывает…

Михаэль Энде

Приключения Джима Пуговицы

Первая глава, в которой все начинается

Страна, в которой жил Лукас-машинист, называлась Ласкания, только она была очень маленькая.

Особенно по сравнению с другими странами - с Германией, там, с Африкой или с Китаем. Она состояла в основном из горы с двумя вершинами: одна повыше, другая пониже.

Гору опутывала железная дорога с мостиками и тоннелями.

Дома там тоже были - один обыкновенный, другой с магазином. И маленькая станция у подножия горы. Там жил Лукас-машинист. А между двумя вершинами стоял замок.

Как видите, страна не пустовала. Но и слишком много в нее не помещалось.

Приходилось бдительно следить за тем, как бы не нарушить государственную границу, иначе промочишь ноги. Потому что Ласкания была островом посреди безбрежного океана, и волны шумели на границе день и ночь. Когда море утихало, в его глади отражалось днем солнце, а ночью луна. Тогда Лукас-машинист сидел на берегу и любовался.

Почему остров назывался Ласканией, а не как-нибудь иначе, никто не знал. Но когда-нибудь это, конечно, выяснится.

Итак, здесь жил Лукас-машинист со своим паровозом по имени Эмма. Эмма была очень хорошая, хоть и старая модель. Ну разве что немного толстоватая.

Конечно, может возникнуть вопрос: зачем в такой маленькой стране паровоз?

А как же: иначе что водить машинисту? Не лифт же! Ведь он бы тогда был лифтером. А он машинист. А настоящие машинисты водят только паровозы. К тому же, в Ласкании и нет лифтов.

Самого Лукаса ничуть не беспокоило, нужен ли еще кому-нибудь его паровоз. Он носил комбинезон и кепку. Глаза у него были голубые, но лицо и руки черные от сажи и мазута, хоть он каждый день мылся специальным мылом для машинистов. Сажа въелась глубоко в кожу.

Лукас курил трубку и часто улыбался, сверкая белыми зубами, которыми он мог разгрызать любой орех. Еще он мог завязать железную штангу бантиком. Но свою удивительную силу применять ему не приходилось, потому что он предпочитал спокойствие и мир.

Кстати, еще он мог точным плевком искусно погасить спичку на расстоянии трех с половиной метров и мог плевать мертвой петлей.

Каждый день Лукас ездил по извилистой железной дороге через пять тоннелей с одного конца острова на другой и обратно. Эмма пыхтела и посвистывала. И Лукас иногда насвистывал. А то они свистели вместе, это было здорово, особенно в тоннеле, потому что там гулко.

Помимо Лукаса и Эммы Ласканию населяло еще несколько человек. Например, король, который правил страной и жил в замке между двумя вершинами. Его звали Альфонс Без-Четверти-Двенадцатый, потому что он родился в двенадцать без четверти. Это был очень хороший правитель. Плохого про него никто не мог сказать, потому что про него вообще трудно было что-либо сказать. В основном он сидел в замке с короной на голове, в бархатном халате и клетчатых шлепанцах и звонил по телефону.

У короля Альфонса Без-Четверти-Двенадцатого было двое подданных, если не считать Лукаса, который, собственно, был не подданный, а машинист.

Один подданный - господин по фамилии Рукав - ходил гулять в котелке и с зонтиком. Он жил в обыкновенном доме и не имел других занятий, только ходил гулять, подвергался правлению короля и раскрывал зонтик, когда шел дождь.

Вторым подданным была женщина - правда, очень славная. Круглая, румяная, как яблочко, и звали ее госпожа Каак, с двумя а. Видимо, кто-то из ее предков был туговат на ухо и все время переспрашивал: ка-ак? Люди так и стали ее называть.

Госпожа Каак жила в доме с магазином, там можно было купить все, что хочешь: жевательную резинку, газеты, шнурки, молоко, стельки, масло, шпинат, ножовку, сахар, соль, батарейки для карманного фонарика, точилку для карандашей, кошелек, бусы из искусственного жемчуга, сувениры, клей - короче говоря, все.

Сувениры, правда, почти не покупали, потому что в Ласканию не приезжали туристы. Разве что господин Рукав от случая к случаю купит какой-нибудь сувенир - больше так, из любезности. Потому что дешево. Ну и чтобы поболтать с госпожой Каак.

Чтобы не забыть: короля можно было увидеть лишь по праздникам, в остальное время он был занят правлением. Но в праздники, ровно без четверти двенадцать, он подходил к окну и приветственно махал рукой. И его подданные ликовали и бросали вверх шляпы, а Лукас дергал паровозный свисток. После чего для всех подавалось ванильное мороженое, а по большим праздникам - земляничное. Мороженое король заказывал у госпожи Каак, она была большая мастерица его готовить.

Так и шла себе мирная жизнь в Ласкании, пока в один прекрасный день - да, вот тут-то и начинается, собственно, вся история.

Вторая глава, в которой приходит посылка

Однажды к берегу Ласкании причалил почтовый корабль, и почтальон с большой посылкой в руках спрыгнул на землю.

Здесь живет некая госпожа Зубояд или что-то в этом роде? - осведомился он очень официально, чего за ним раньше не водилось.

Лукас вопросительно взглянул на Эмму, Эмма посмотрела на обоих подданных, а те друг на друга, и даже король выглянул из окна, хотя не было ни праздника, ни двенадцати без четверти.

Досточтимый господин почтальон, - сказал король с некоторой укоризной. - Уже многие годы вы доставляете сюда почту. Вы отлично знаете меня и моих подданных, и вдруг вы спрашиваете, не живет ли здесь госпожа Зубояд или что-то в этом роде!

Да, но, ваше величество! - смутился почтальон. - Взгляните сами, ваше величество, тут написано.

И он протянул посылку королю в окно. На ней было написано:

Король прочитал адрес, потом надел очки и прочитал еще раз. И поскольку от очков ничего не изменилось, он пожал плечами и обратился к подданным:

Действительно, черным по белому, хотя я ничего не понимаю.

Странный адрес, - сказал господин Рукав.

Да, - подтвердил почтальон. - Не разберешь. Нам, почтовым служащим, это причиняет массу неудобств.

Король поискал на посылке адрес отправителя:

Здесь написано только «Чертова дюжина».

Очень странно! - снова заметил господин Рукав.

Ну, странно ни странно, а Тосканией может быть только Ласкания. Значит, кто-то из нас и есть госпожа Зубояд! - От этого вывода король сразу успокоился и вытер со лба пот.

Да, но у нас на острове вообще нет третьего этажа! - воскликнула госпожа Каак.

Тоже верно, - признал король.

И это верно, - огорчился король.

Номера 133 и подавно нет, - Лукас сдвинул кепку на затылок. - Мне ли не знать, я исколесил остров вдоль и поперек. Должно быть, это ошибка.

Программное содержание:
Образовательные.
-Закрепить представления детей о роли пуговиц в жизни человека, о многообразии пуговиц, назначении и пользе, об истории появлении пуговицы в жизни человека.
-Закрепить умение классифицировать пуговицы по определенным признакам (форма, размер, цвет, материал)
-Дать детям понятие, что пуговицы можно разделить на виды (платьевая, костюмная, брючная, детская)
-Учить драматизировать сказку с помощью самодельных кукол.
Развивающие.

Развивать инициативность, способствовать проявлению индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
-Развивать практические умения в продуктивной деятельности (лепка, ручной труд).
-Развивать творческие способности, фантазию, конструктивное мышление.
-Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику.
- Развивать чувство защищенности, надежности и уверенности в себе.
-Способствовать сплочению группы, созданию доверительной атмосферы, повышению самооценки у детей, снятию напряжения и высвобождению эмоций.

Воспитательные.
-Воспитывать проявления сочувствия, чувства сплочения и взаимовыручки.
-Воспитывать чувство собственной индивидуальности и уважения к другим.

Ход
Дети заходят в групповое помещение. Здороваются с гостями по-разному.
Воспитатель предлагает сесть на стульчики.
Проблемная ситуация.
Одна девочка встаёт и в отчаянии говорит, что потеряла пуговицу со своей коллекции.
Конечно, ты расстроена, потому что потеряла свою любимую пуговицу из коллекции, которую ты давно собирала. Ребята, а может мы, поможем Соне найти эту пуговицу, ведь она для нее так дорога. Я уверена, что если мы все вместе займемся поиском пуговицы, то у нас обязательно все получится.
- Ребята, какие вы молодцы, что помогли Соне найти любимую пуговицу.
Вы показали этим, что вы не оставите друг друга в беде и придёте всегда на помощь.
Беседа
Пуговица – простой предмет, а каким он может быть важным для человека, сколько может таить в себе историй и тайн.
-Ребята, а что вы знаете о пуговицах. Для чего она человеку?
- А вы знаете, что раньше пуговиц не было… Презентация в слайдах
-А если исчезнут все пуговицы, что будет? (Предположения детей)
-Кто знает пословицы о пуговице? А сказки вы слушали?
-Зачем они нужны человеку? (Пуговицы служат для застегивания и отделки платья)
Чем отличаются пуговицы друг от друга? (формой, цветом, размером, количеством дырочек, материалом, узором)
Какие они бывают по форме?
(По форме – круглые, овальные, квадратные, треугольные).
-Из каких материалов выпускают пуговицы? (Изготавливают пуговицы из разных материалов – они могут быть деревянные, пластмассовые, стеклянные, металлические, обтяжные из ткани).
Давайте поиграем в игру. Какие пуговицы бывают по назначению?
Для платья-плательные,
Для пальто-пальтовые,
Для костюма-костюмные,
Для брюк-брючные,
Для формы-форменные,
Для детской одежды-детские.
- У Сони такая красивая коллекция пуговиц. Они все разные. К какой группе можно отнести найденную нами пуговицу. А на какие еще группы можно распределить пуговицы. Подумайте по каким признакам можно это сделать. (распределяют по группам)
-Молодцы! Прекрасно справились с заданием
-А сейчас я хочу вас пригласить в наш музей «Госпожи пуговицы».
-Давайте рассмотрим с вами каждую полочку внимательно.
-Что находится на этих полочках?
2 часть. Ребята, а это что? Похоже на книгу, интересно, что там написано.
«Далеко, далеко за дремучими лесами, цветущими лугами жили веселые и озорные пуговки-человечки …».
-Ребята, мне кажется, что это начало сказки. Интересно, что же произошло дальше с героями? Нам нужно отправиться с вами в страну сказок.
Где-то далеко-далеко, совсем в другой Галактике, находится Пла¬нета чудес. И там, на этой Планете, за диковинными горами, за чудес¬ными лесами, за волшебными морями, находится чудесная страна - мир сказки. И попасть в эту страну совсем непросто. Туда нельзя приехать ни в машине, ни на поезде, нельзя приплыть на корабле, невозможно прилететь на са¬молете или вертолете, даже в ракете и то нельзя... Но туда можно про¬сто перенестись, вообразить этот мир, оживить его и увидеть все, что там происходит. У каждого из нас есть своя маленькая чудесная страна. Чтобы попасть в эту чудесную страну, вам нужно встать в круг прикоснуться ладошками к ладошкам товарищей слева и справа сжать ладошки друг друга и закрыть глаза.
Звучит спокойная музыка, приглушается свет.
Сначала вам может показаться, что вы ничего не видите, кругом темно. Присмотритесь. Сильно-сильно зажмурьте гла¬за, теперь расслабьте их. Еще раз сильно-сильно сожмите веки, вот вы уже начинаете различать какие-то пятна. А теперь включите свою фан¬тазию. Потому что, если сильно захотеть, можно увидеть многое. Вы начинаете различать зубчатые башни, высокие стены, дремучий лес, огромную долину с необычными цветами, освещенную ярким солн¬цем. Попробуйте приблизить к себе это изображение, затем отдалите его, дополните его всем тем, что придет вам на ум. А теперь сделайте глубокий вдох, выдох и откройте глаза. Теперь ваши глазки настроены на сказочное царство.
А вы, я вижу, любите волшебство? Давайте сегодня вместе с вами будем волшебными сказочниками. У меня есть книга… Послушайте сказку. (книга состоит только из обложки) Далеко- далеко за дремучими лесами, цветущими лугами жили веселые и озорные пуговки-человечки…..
Окончание сказки: ...и вот дети приходят домой…
Здесь только конец сказки.
Что же делать? Как нам узнать, что произошло в этой сказке? (ответы детей, повторяем получившуюся сказку)
А теперь сыграем эту сказку. Но у нас нет сцены и декораций. Ребята, а вы хотите стать художниками - оформителями? (ответы) Сначала все вместе смастерим сцену. Она будет не такая большая как в настоящем театре (переворачиваем парту, обговариваем декорацию). Решили сделать дерево, облака, цветущий луг.
Дерево. Я нашла мягкую проволоку и у нас есть пуговицы. Давайте сделаем цветущее дерево.
Вместо цветов я возьму 2 пуговицы, а вместо листьев одну большую зеленую пуговицу. Насаживаем пуговицу на проволоку. Когда все пуговицы будут на проволоке, закрепим их на основе дерева.
Облако. А кто мне скажет на что похожи облака? А вы заметили, что на каждом облаке есть свой узор. Я предлагаю сделать такие облака. Давайте представим, что наши кусочки картона и белый пластилин, это облака. Отломим с помощью стеки кусочек пластилина и начнем раскатывать его в руках, что бы он стал теплым. Затем налепим его на картон и растянем по всей поверхности картона. А еще нам надо сделать узоры на наших облаках, чтобы они были как настоящие. Для этого нам пригодятся обыкновенные пуговицы. Выбирайте себе пуговки, узор на которых вам нравится больше всего и украсьте ваши облака узорами. А затем наклейте белые и голубые пуговки в любом месте облака.
Цветочная поляна. У нас есть зеленая лужайка, но на ней нет ни одного цветочка. Украсим наш лужок. Для этого мы возьмем пуговицы, которые мы сделали сами из соленого теста и с помощью шнурка подвяжем их на зеленый коврик. А что бы было не заметно узелок завяжем с обратной стороны коврика. И цвет шнурочка постараемся подобрать под цвет наших цветов.
Ребята, теперь выберете, что вам нравится больше всего.
Физминутка..
(спрашиваю нескольких детей о последовательности выполнения работы). Приступаем к работе.
После занятия рассматриваем работы, отмечаем наиболее удачные, оформляем декорацию. Декорация готова, а теперь дело за артистами. А где же наши сказочные герои? Посмотрите, какие интересные у нас будут куклы. Раз у нас все из пуговиц, то и герои- сказочно-пуговичные. (определяем героев- по цвету. Форме, размеру.. Выбираем артистов., вспоминаем какие у нас есть персонажи сказки и выберем из этих кукол. Драматизация сказки. Аплодисменты, поклон.
Выход на игру. Дети становятся в круг и берутся за руки, выбирается «пуговка»- ребенок, который стоит в центре круга. Дети начинают ходить по кругу со словами:
Пуговка, ты пуговка
Маленькие ножки
Захотела убежать
По прямой дорожке
Мы тебя сейчас поймаем
И на место пришиваем.
По сигналу дети останавливаются и делают «воротики» из рук «пуговка» бегает через «воротики» забегают в круг и выбегают из него. По сигналу «воротики» закрываются. Если «пуговка» осталась в кругу, значит ее поймали и пришил (проиграть 2-3 раза.)

Ребята вам понравилось в стране сказок, но нам пора возвращаться.
(Ритуал выхода).
-Ребята в моих руках моток обыкновенных нитей, но в наших силах превратить эти нити в Нити Удачи. Для этого нам необходимо разместиться так, чтобы образовался круг.
Сядьте, пожалуйста, плотнее, так чтобы чувствовать плечо друг друга. А сотворить чудо нам поможет наше сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. Сейчас в ваших руках окажется моток нитей. Подержите его в своих руках, сотворивших чудо, подумайте о чем-то приятном. Поднесите этот моток к сердцу. Пусть нити «пропитаются» вашей удачей, запомнят ваше биение сердца.
А теперь нежно, осторожно и бережно передайте этот моток стоящему рядом с вами человеку и произнесите ему добрые и теплые слова. Лена, возьми с пожеланиями радости и света!
Дети передают моток друг другу.
И вот обыкновенный моток, совершив путь от одного счастливого человека к другому, становиться мотком Нитей Удачи!
Смотрите, ребята, у меня в кармане оказалась пуговица.
Наверное, она из страны сказок, в которой мы с вами сегодня побывали?
И у нас есть Нити Удачи!
Воспитатель: А помните, ребята, в начале нашего путешествия я рассказывала о том, что пуговица была оберегом. А может, мы сделаем с вами из этой пуговицы оберег?
Делают оберег.
-Я думаю, что вы хотели бы, чтобы у каждого из вас был свой оберег? У меня есть волшебный короб.
Мы положим в него наш оберег и соединим руки над ним. Вы помните, что вы еще волшебники и в ваших руках сосредоточена волшебная сила!
Дети садятся вокруг короба, протягивают руки, образуя звезда.
Посмотрим, что у нас получилось.
Открывают короб, он полон оберегов.
Ребята каждый из вас может выбрать понравившийся вам оберег.
Дети выбирают обереги, вешают на шею.
Посмотрите у нас еще остались обереги, может, подарим их нашим гостям!
Дети дарят обереги гостям.