Слова для чтения для начинающих читать детей. Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению

В данной статье Вы найдете самые простые карточки для чтения по слогам , в них есть лишь короткие предложения, которые содержат до 5 слов.

Как правильно читать по карточкам: вначале Вы сами читаете по слогам, водя пальцем по читаемому слову, а как только дойдете до слова-картинки , дайте ребенку назвать его. Так ребенок будет все время прикован к картинке и тексту. Это значительно ускорит его обучение чтению по слогам.

Карточки "Читаем по слогам" можно распечатать.

Правила обучения ребенка чтению

Не забывайте поддерживать интерес ребенка к чтению постоянно, но без лишнего давления. Если читаете вслух, читайте ребенку ежедневно небольшие истории, предлагая прочесть вместе то или иное слово , затем фразу , а потом уже и целое предложение .

Читайте названия на банках и упаковках: пусть это станет постоянным занятием - тогда вы очень быстро заметите плоды ваших трудов - ребенок автоматически захочет читать все, что видит: вывески, названия плиток шоколада, названия улиц, надписи на этикетках и ценниках, названия магазинов и так далее. Такое бытовое чтение, с одной стороны, ненавязчиво, а с другой стороны заставляет мозг ребенка активно работать и постоянно искать новые надписи для прочтения.

После занятий чтением и вообще любых уроков устраивайте ребенку разрядку : смех, салки (игра в лова), положительные эмоции, щекоталки, игры в ладошки на скорость, кувыркания и другие подвижные игры должны идти после умственных трудов. Поэтому смело устраивайте час "подвижного дурачества" после уроков.

Если у ребенка нет желания заниматься, предложите ему на выбор 1 задание из 5 разных. Например, в случае с чтением:

  1. чтение по слогам слов,
  2. чтение только слогов,
  3. чтение коротких фраз,
  4. чтение букв,
  5. чтение по карточкам.

Если ситуация посторяется несколько раз, посмотрите, что ребенок выбирает чаще: возможно ему трудно даются другие задания? Не торопите его, учите играя.

Запомните! Ребенок всегда будет брать с вас пример, поэтому если вы будете читать книги для себя, а не только для него, он заинтересуется чтением еще больше.

Чтобы ребенок освоил чтение, нужно терпение, время и качественные короткие простые тексты для чтения, которые ребенок сам смог бы прочитать по слогам, понять и пересказать. Предлагаем вам подборку таких текстов.
Для вашего удобства рядом с каждым текстом написано количество слов, чтобы вы выбрали текст, оптимальный по объему для своего ребенка. Каждый текст доступен для скачивания в формате *.docx крупным шрифтом по слогам. Детям на начальном этапе стоит предлагать только тексты, разбитые по слогам, напечатанные крупными буквами. К некоторым текстам прилагается небольшая картинка раскраска, как маленький приз за прочитанный текст.

Белоснежка
Белоснежка по утрам готовила гномам завтрак. Она готовила всё очень вкусно. Белоснежка наливала им чай с молоком, пекла блины со сгущенкой и вареньем. Но она никогда не разрешала садиться за стол с грязными руками. Гномы привыкли и стали мыть руки перед едой без напоминания.
(44 слова)

Новый год
Перед Новым Годом в детском саду нарядили красивую пушистую ёлочку. Дети сами вешали на неё разные игрушки, шары, шишки, гирлянды и флажки. А мальчик Саша надел на макушку ёлки красную звезду. Дети с нетерпением ждали Деда Мороза и дружно кричали: «Дед Мороз!». Дед Мороз пришел к детишкам с большим мешком подарков. Подарков хватило всем.
(54 слова)

Котенок и щенок
Однажды щенок увидел котёнка. - Как тебя зовут? – спросил щенок котёнка. -Гав, - ответил котёнок. - Чего ты дразнишься? – обиделся щенок. - Это меня так зовут – ГАВ! - сказал котёнок. – Я не хотел тебя обидеть. Давай дружить! Так Котенок и Щенок стали друзьями.
(43 слова)

Полевые цветы
Был жаркий летний день. Солнце светило ярко. Небо было голубое. Три девочки Катя, Марина и Юля собирали в поле цветы. Они набрали по букету разных цветов: ромашки, васильки, одуванчики. А потом сплели из полевых цветов красивые венки на голову.
(39 слов)

Как Саша увидел самолёт
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолёт. Засмотрелся Саша на самолёт, а лодочки уплыли.
(36 слов)

Котёнок
Мама с папой купили мне котёнка. Котёнок был маленький. Я поила его молоком. Котёнок спал и я его не будила. А когда просыпался – играл со мной.
(26 слов)

Бабочка
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала жёлтая бабочка. Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочку и захотела её съесть. Испугалась бабочка и села на жёлтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.
(47 слов)

В зоопарке
Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львёнком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.
(36 слов)

Летние каникулы
Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Чёрном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы.
(34 слова)

Кубики
Мама подарила Вове кубики. Кубики были красивыми, яркими: жёлтые, красные, синие, зелёные. Вова был очень рад подарку! Он сразу стал строить из кубиков высокую башню. Вечером Вова пригласил к себе в гости Никиту. Мальчики вместе играли в строителей.
(38 слов)

Грибы
Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.
(38 слов)

Добрая девочка (К.В. Лукашевич)
Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.
(61 словj)

Ёжик
Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.
(50 слов)

Во какие!
Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и небыло! Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдём. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые. (Ю. Качаев.)
(103 слова)

Комментарии

надя 2015-10-14 02:38:21

спасибо за качественные тексты!

Ответить

Альбина 2015-11-22 20:35:36

Спасибо!Очень понравились тексты!

Ответить

Ирина 2015-12-12 12:46:37

Спасибо! Отличные тексты для дошкольника!

Ответить

павп 2019-01-13 05:21:28

и школьнику 6 класснику тоже который дали на каникулы списать 5 коротких текстов епт не только для дошкольника
:(

Ответить

катя 2015-12-27 21:25:20

спастбо Очень понравилось

Ответить

юлия 2016-01-27 15:51:08

огромное спасибо.. то что искала!!!1

Ответить

Обучение ребенка чтению. Запоминаем слоги. Обучение чтению слога. Слияние букв в слоги. Слогослияние. Как научить ребенка читать слоги. Переход от буквы к слогу.

В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. К сожалению, многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа "сложи слоги с буквой А и прочитай их", "составь, запиши и прочитай слоги", а иногда и не имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?

Так, Н. С. Жукова в своем "Букваре" иллюстрирует слияние согласного и гласного с помощью "бегущего человечка". Предлагает показать карандашом (указкой) первую букву, передвигая карандаш (указку) ко второй букве, соединять их "дорожкой", при этом тянуть первую букву до тех пор, пока "ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась".

Еще один способ облегчения слогослияния находим к книге Ю. В. Тумалановой "Обучение детей 5-6 лет чтению". В методической части книги предложены разные варианты сопровождения слогослияния:

Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая "падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы,

Взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней,

Взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.

На страницах, предназначенных для работы с ребенком, видим следующие оригинальные изображения слогов:


Изложенные выше приемы относятся к звуковому аналитико-синтетическому методу обучения чтению. "Буква И после согласного обозначает его мягкость, значит, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". Примерно так выглядит цепочка умозаключения при чтении слога посредством звуко-буквенного анализа. А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста, которые благодаря высокой организации аналитико-синтетического мышления способны успешно освоить чтение таким образом. Но для большинства детей этот способ слишком трудный. Он не соответствует возрастной организации познавательной деятельности. Даже при использовании вспомогательных приемов, изложенных выше, чтение по звуковому аналитико-синтетическому методу дети пока еще освоить не могут, или же формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы (заниженная самооценка, протестные реакции, замедление развития познавательных процессов, свойственных данному возрасту).

Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы просто по памяти воспроизводите разные типы слогов и осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звуко-буквенном составе слова.

Исходя из этого, можно понять, что проще для ребенка научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний. Наиболее успешным такой способ обучения чтению будет для детей старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается и совершенствуется память, все ее виды (слуховая, зрительная, память "на движения", комбинированная, смысловая и др.) и процессы (запоминание, хранение и воспроизведение информации).

Заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:

Многократное называние слога взрослым;
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;
- самостоятельное называние - "чтение" слога.

Конечно, ребенку должно быть интересно заниматься. При ознакомлении ребенка со слогами можно использовать короткие сказки, составленные по одному и тому же принципу: согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные буквы все по очереди, они в паре поют "песенки" - слоги. Согласная буква может "отправиться в лес за грибами", может "кататься на лифте", может "ходить в гости к подружкам - гласным буквам" и еще многое другое, на что способна ваша фантазия. Можно изготовить большие вырезанные из цветного картона буквы с лицами и ручками, тогда гласная и согласная буквы еще и "за ручки берутся и поют вместе песенку" (слог). Не думайте, что вам придется сочинять такие сказки для каждой согласной буквы. Ребенок вскоре сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.

Порядок ознакомления со слогами не принципиален, его определит та азбука, которую вы выберите для обучения чтению ребенка. Некоторые азбуки задают последовательность изучения согласно частотности употребления букв в языке, другие в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей, третьи - по замыслу авторов пособий.

После первичного ознакомления ребенка со слогами, которые можно составить с помощью согласного, нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог. Напишите слоги на отдельных листочках, разложите перед ребенком:

Попросите привезти на грузовике "кирпичик" КА, или КО, или КУ и т. д.;

- "превратите" листочки со слогами в конфетки, угостите куклу "конфеткой" КИ, или КЕ, или КО и т. д.;

Поиграйте "в почтальона" - разносите "письма"-слоги членам вашей семьи, например: "Отнеси бабушке КУ", "Для папы отнеси письмо ПЕ" и т. д.;

Разложите слоги на полу, "превратите" ребенка в самолетик, командуйте, на какой аэродром приземлиться.

Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению ("Покажи Буратино слог ПУ!", а сразу после показа - "Скажи ему, какой это слог").

Можно разрезать написанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали (но не по вертикали, иначе слог будет разделен на буквы). Вы даете ребенку верхнюю часть слога, называете слог, просите найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.

Если ребенок уверенно держит карандаш в руке и умеет писать или обводить буквы, напишите пунктирной линией слоги, которые заучиваете с ребенком, предложите обвести названный вами слог, можно разные слоги обводить карандашами разного цвета.

Всегда после выполнения заданий на поиск слога спрашивайте ребенка, какой это слог (но не "Прочитай, что написано! "). Ребенку в данных учебных ситуациях нужно только припомнить, задание с каким слогом он выполнял, вы сами этот слог называли, когда давали задание. Если ребенок не может вспомнить слог, предложите ему на выбор несколько вариантов ответов: "Это ГО или ГУ?", "ЛЕ? BE? СЕ?". Так вы оградите ребенка от вынужденного побуквенного анализа слога ("Г и О, будет... Будет... Будет..."), который вызовет у него отрицательные эмоции, так как осложнит процесс чтения. Дети, которые привыкают "видеть" в слоге отдельные буквы и пытаются их "складывать", часто длительное время не могут перейти к слоговому чтению и чтению целыми словами, "складывание" слов из букв не дает им возможность увеличивать скорость чтения.

Стоит ли с одинаковым упорством заучивать все слоги? Нет! Обратите внимание на слоги, которые редко встречаются в русском языке (чаще с гласными Ю, Я, Э), не настаивайте на уверенном чтении этих слогов, если ребенок их трудно запоминает. Слова РЮША, РЯСА, НЭЦКЕ и подобные не так часто встречаются в книгах!

Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать Слоговой домик, который будет "строить" сам ребенок по мере изучения слогов-слияний. Для его изготовления потребуется большой лист бумаги (ватман, обои), фломастеры или краски, клей и цветная бумага или картон. На большом листе бумаги нужно изобразить "каркас" дома: внизу по горизонтали напишите гласные буквы (можно изобразить их в арках-подъездах), по вертикали снизу вверх напишите согласные буквы в том порядке, который предлагает ваша азбука или букварь (интереснее будет, если согласные буквы будут "стоять на балкончиках"). Каркас готов. Теперь на отдельных листочках бумаги - "кирпичиках" - напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого "кирпичика" в доме (по горизонтали - "этаж", по вертикали - "подъезд"), приклейте слог на его место. Теперь можно после занятий с группой слогов вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ребенок будет видеть свои успехи в освоении чтения.


Фактически Слоговой домик - аналог таблицы для чтения по методике Зайцева. Но в этом варианте перед глазами ребенка будут только те слоги, которые он уже начал осваивать, а порядок слогов определяете вы сами (по своему усмотрению или по порядку появления букв в азбуке).

Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:

Поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);

Чтение цепочек слогов - по гласной (МА - НА - РА - ЛА - ПА -...), по согласной (ПА-ПО-ПУ-ПЫ-...);

Чтение слогов с договариванием до слова (КА - каша, КУ - курица,...);

В дальнейшем по таблице можно загадывать ребенку слова, показывая их по слогам, или ребенок по своему замыслу или заданию взрослого сможет сам составлять слова. В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых "кирпичиков" - ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.

Довольно редко, но все же встречаются в книгах-тетрадях такие задания. Ребенку нужно раскрасить картинку, разделенную на части. Каждая часть подписана слогом. Каждый слог раскрашивается своим цветом.


При выполнении такого задания возникает естественная возможность многократного называния слога, а значит, и его запоминания. Работайте над задание последовательно: сначала один слог, затем другой... Сначала сами покажите и назовите слог, определите цвет для его закрашивания, затем, когда ребенок будет находить и закрашивать соответствующую деталь картинки, спрашивайте, какой слог здесь написан.

Слог + картинка

На этапе самостоятельного чтения используется упражнение "Слог + картинка". Такого рода задания редко встречаются в учебных пособиях, но они очень полезны, так как способствуют раннему формированию осмысленного чтения.

Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название.

ВНИМАНИЕ! Обращаем ваше внимание на то, что в этом и последующих упражнениях слова надо подбирать такие, в которых произношение 1-го слога совпадает с его написанием (например, слово "вата" годится, а "вода" нет, т.к. произносится "вада").

В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку нужно выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке.

Можно самостоятельно изготавливать такие задания: используйте ранее написанные вами слоги и подбирайте к ним соответствующие картинки из любой настольной игры или из лото.

Наиболее сложными при обучении чтению дошкольников являются слоги-слияния, о которых мы говорили выше, но в русском языке кроме слогов-слияний существуют и другие типы слогов - обратный слог (AM, АН...), закрытый слог (СОН, КОН...), слог со стечением согласных (СЛО, СКО...). Каждый из этих типов слогов требует отдельного внимания при обучении, тренироваться в их назывании-прочтении необходимо для упрощения дальнейшего перехода к чтению словами.

Так, нужно предупредить неправильное чтение обратного слога: они состоят, так же как и слияние, из согласного и гласного, и дошкольник может прочитать обратный слог как слияние, переставив буквы местами при чтении (ТУ вместо УТ). Полезным будет сравнение и прочтение пар слогов - слияния и открытого, состоящих из одинаковых букв (МА - AM, МУ - УМ, МИ - ИМ и т. д.).

При обучении чтению закрытого слога предлагайте ребенку читать пары и цепочки таких слогов, схожих по входящему в их состав слиянию (ВАМ - ВАС - ВАК - ВАР - ВАН и т. д.) или по "причитываемому" согласному (ВАС - MAC - ПАС, МОС - МУС и т. д.). Аналогичную работу необходимо проводить и при обучении чтению слогов со стечением согласных (СКА - СКО - СМУ - СПО, СКА - МКА - РКА - ВКА - ЛКА и т. д.) Упражнений данного содержания, которые представлены в выбранном вами учебном пособии, может быть недостаточно, такие цепочки вы можете составлять сами. Иногда детям такой вид работы не нравится из-за некоторой его монотонности, в таком случае предлагайте не только читать слог, но и договаривать его до слова (СКО - скоро, МОС - мост...). Такое упражнение не только увлекательное, но и развивает фонематический слух ребенка, а также в дальнейшем будет способствовать осмысленному чтению слов.

Итак, при обучении чтению слога помните!

Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к усвоению правил слогослияния и их использования при чтении.

Прежде чем ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.

Если ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное чтение слога.

Самыми сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.

Темп освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано узнавать-читать слоги.

Навык чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению целыми словами.

Вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

РЕП-КА

По-са-дил дед реп-ку и го-во-рит:

Рас-ти, рас-ти, реп-ка, слад-ка! Рас-ти, рас-ти, реп-ка креп-ка!

Вы-рос-ла реп-ка слад-ка, креп-ка, боль-шая — пре-боль-шая.

По-шёл дед реп-ку рвать: тя-нет — по-тя-нет вы-тя-нуть не мо-жет. Поз-вал дед ба-бку.

Баб-ка за дед-ку,

Дед-ка за реп-ку -

Тя-нут — по-тянут, вы-тя-нуть не мо-гут.

Поз-ва-ла баб-ка внуч-ку.

Внуч-ка за баб-ку,

Баб-ка за дед-ку,

Дед-ка за реп-ку -

Тя-нут — потянут, вы-тя-нуть не мо-гут. Поз-ва-ла внуч-ка Жуч-ку.

Жуч-ка за внуч-ку,

Внуч-ка за баб-ку,

Баб-ка за дед-ку,

Дед-ка за реп-ку-

тя-нут — по-тя-нут, вы-тя-нуть не мо-гут. Поз-ва-ла Жуч-ка кош-ку.

Кош-ка за Жуч-ку,

Жуч-ка за внуч-ку,

Внуч-ка за баб-ку,

Баб-ка за дед-ку,

Дед-ка за реп-ку -

тя-нут — по-тя-нут, вы-тя-нуть не мо-гут. Поз-ва-ла кош-ка мыш-ку.

Мыш-ка за кош-ку,

Кош-ка за Жуч-ку,

Жуч-ка за внуч-ку,

Внуч-ка за баб-ку,

Баб-ка за дед-ку,

Дед-ка за реп-ку-

тя-нут — по-тя-нут — и вы-тя-ну-ли реп-ку!! !

Ежик в тумане.

Жи-ли бы-ли в ле-су Ё-жик с мед-ве-жон-ком. Жи-ли о-ни хо-ро-шо, друж-но, но вре-мя от вре-ме-ни про-ис-хо-ди-ли с ни-ми не-о-бык-но-вен-ные при-клю-че-ни-я…

Трид-цать ко-ма-ри-ков вы-бе-жа-ли на по-ля-ну и за-иг-ра-ли на сво-их писк-ля-вых скрип-ках. Из-за туч выш-ла лу-на и, у-лы-ба-ясь, по-плы-ла по не-бу.

«Ммм-у!..» — вздох-ну-ла ко-ро-ва за ре-кой. За-вы-ла со-ба-ка и со-рок лун-ных зай-цев по-бе-жа-ли по до-рож-ке.

Над ре-кой под-нял-ся ту-ман, и груст-на-я бе-ла-я ло-ша-дь у-то-ну-ла в нём по грудь, и те-перь ка-за-лось — боль-ша-я бе-ла-я ут-ка плы-вёт в ту-ма-не и от-фыр-ки-ва-ясь, о-пус-ка-ет в не-го го-ло-ву.

Ё-жик си-дел на гор-ке под сос-ной и смо-трел на ос-ве-щён-ну-ю лун-ным све-том до-ли-ну, за-топ-лен-ну-ю ту-ма-ном.

Кра-си-во бы-ло так, что он вре-мя от вре-ме-ни вздра-ги-вал: не снит-ся ли е-му всё э-то?

А ко-ма-ри-ки не ус-та-ва-ли иг-рать на сво-их скри-поч-ках, лун-ные зайцы пля-са-ли, а со-ба-ка вы-ла.

«Рас-ска-жу — не по-ве-рят!» — по-ду-мал Ёжик и стал смот-реть на до-ли-ну и вни-ма-тель-не-е, что-бы за-пом-нить до по-след-ней тра-вин-ки всю кра-со-ту.

«Вот и звез-да у-па-ла, — за-ме-тил он, — и тра-ва на-кло-ни-лась вле-во, и от ёл-ки ос-та-лась од-на вер-шин-ка, и те-перь о-на плы-вёт ря-дом с ло-ша-дью…»

» А ин-те-рес-но, — ду-мал Ё-жик, — ес-ли ло-шадь ля-жет спа-ть, о-на за-хлеб-нёт-ся в ту-ма-не?»

И он стал мед-лен-но спус-кать-ся с го-ры, что-бы то-же по-пасть в ту-ман и по-смот-реть, как там внут-ри.

Вот, — сказал Ё-жик. — Ни-че-го не вид-но. И да-же ла-пы не вид-но. Лошадь! — поз-вал он.

Но ло-шадь ни-че-го не ска-зала.

«Где же ло-шадь?» - по-ду-мал Ё-жик. И по-полз пря-мо. Во-круг бы-ло глу-хо, тем-но и мок-ро, лишь вы-со-ко ввер-ху сум-рак сла-бо све-тил-ся.

Полз он дол-го- дол-го и вдруг по-чувст-во-вал, что зем-ли под нимнет и он ку-да-то ле-тит.

«Пус-кай ре-ка са-ма не-сёт ме-ня!» — ре-шил он. Как мог, глу-бо-ко вздох-нул, и е-го по-нес-ло вниз по те-че-нию.

Ре-ка шур-ша-ла ка-мы-ша-ми, бур-ли-ла на пе-ре-ка-тах, и Ё-жик чувст-во-вал, что сов-сем про-мок и ско-ро у-то-нет.

Вдруг кто-то до-тро-нул-ся до е-го зад-ней ла-пы.

Лиса и журавль.

Ли-са с жу-рав-лём по-дру-жи-лась.

Вот и взду-ма-ла од-наж-ды ли-са у-гос-тить жу-рав-ля, пош-ла звать е-го к се-бе в гос-ти:

— При-хо-ди, ку-ма-нёк, при-хо-ди, до-ро-гой! Уж как я те-бя у-го-щу!

И-дёт жу-равль на зва-ный пир, а ли-са на-ва-ри-ла ман-ной ка-ши и раз-ма-за-ла её по та-рел-ке. По-да-ла и пот-чу-ет:

— По-ку-шай, мой го-луб-чик ку-ма-нек! Са-ма стря-па-ла.

Жу-равль хлоп-хлоп но-сом, сту-чал-сту-чал, ни-че-го не по-па-да-ет. А ли-си-ца в э-то вре-мя ли-жет се-бе да ли-жет ка-шу — так всю са-ма и ску-ша-ла. Ка-ша съе-де-на; ли-си-ца и го-во-рит:

— Не о-бес-судь, лю-без-ный кум! Боль-ше пот-че-вать не-чем!

— Спа-си-бо, ку-ма, и на э-том! При-хо-ди ко мне в гос-ти.

На дру-гой день при-хо-дит ли-са, а жу-равль при-го-то-вил о-крош-ку, на-клал в кув-шин с уз-ким гор-лыш-ком, по-ста-вил на стол и го-во-рит:

— Ку-шай, ку-муш-ка! Не сты-дись, го-лу-буш-ка.

Ли-си-ца на-ча-ла вер-теть-ся во-круг кув-ши-на, и так зай-дет и э-так, и лиз-нет е-го и по-ню-ха-ет; тол-ку всё нет как нет! Не ле-зет го-ло-ва в кув-шин. А жу-равль меж тем клю-ет се-бе да клю-ет, по-ка все по-ел.

— Ну, не о-бес-судь, ку-ма! Боль-ше у-го-щать не-чем.

Взя-ла ли-су до-са-да: ду-ма-ла, что на-ест-ся на це-лую не-де-лю, а до-мой пош-ла, как не-со-ло-но хле-ба-ла. С тех пор и друж-ба у ли-сы с жу-рав-лем врозь.

Однако специалисты в области педагогики не рекомендуют так нагружать малыша в этом возрасте, ведь двухлетке и без того есть что постигать. В это время должны формироваться навыки социализации, коммуникации, без которых в будущем ребенку будет сложно найти свое место в обществе.

Родители могут возразить: ведь детки очень хорошо узнают буквы на картинках! Действительно, это так. Малыши 2-3 лет хорошо запоминают и узнают графические изображения букв, но расценивают их только как картинки.

Но соотнести букву со звуком, соединить две буквокартинки в слог - слишком сложные задачи для ребенка раннего дошкольного возраста. Учиться читать в 2-3 года еще рановато.

Признаки готовности ребенка к началу обучения

Первое правило, касающееся сроков обучения такому навыку как чтение, гласит, что начинать этот процесс необходимо тогда, когда малыш уже:

  • хорошо говорит,
  • не пропускает и не «глотает» звуки,
  • успешно справляется с трудновыговариваемым «р»,
  • не шепелявит и не присвистывает.

Если кроха начнет учиться читать до устранения этих проблем, в будущем у него могут возникнуть проблемы не только с самим чтением, но и с письмом: перестановка звуков и букв, пропуск звука во время говорения и буквы при написании слов.

Еще одним условием благополучного обучения грамоте является наличие у ребенка развитых навыков анализа и синтеза. Именно они помогут малышу разобраться, что он видит не просто изображение, а именно, букву, которой соответствует определенный звук. А также понять, что две буквы образуют слог, который можно произнести.

Как правило, этими навыками ребенок овладевает к 5 годам. Именно в это время опытные педагоги и рекомендуют начинать освоение навыка чтения по слогам.

Помимо этого, следует заниматься с ребенком чтением тогда, когда он к этому готов, то есть может в течение 15-20 минут сосредоточиться на одном деле. В противном случае наука не пойдет впрок, и обучение малышу совсем не понравится.

Подготовительный этап: осваиваем буквы и звуки

Еще одним условием, без которого чтение по слогам, а уж тем более беглое, просто невозможно, является знание ребенком всех букв и звуков. Важно, чтоб ребенок понимал, какому изображению соответствует тот или иной звук.

Именно поэтому начинать обучение чтению следует с изучения грамоты. Для этого можно использовать любую детскую книгу с крупными буквами.

Но все же лучше приобрести букварь: это проверенное годами пособие, способствующее поэтапному овладению навыком. Здесь и буквы, и звуки, и интересные картинки по теме. Обучение будет и продуктивным, и интересным.

Освоение гласных

Как правило, звукобуквенный состав языка начинают изучать с гласных А, О, Э, У, Ы, И. Ребенок запоминает, как выглядят эти буквы и как произносятся соответствующие звуки. Покажите малышу, как хорошо пропеваются гласные. Следом за простыми гласными можно изучить йотированные, составив все 10 звуков в пары: А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е плюс еще одна пара Ы - И.

В таком сочетании ребенок быстро освоит гласные звуки. Не стоит углубляться в фонетику и объяснять ребенку, что йотированные гласные обозначают два звука, и уж тем более не нужно употреблять на занятии сам термин. Достаточно просто изучить сами буквы и звуки. Теорию детям подробно объяснят в школе.

Разучивание согласных

Разобравшись с «поющими» гласными, можно переходить к согласным. Обычно сначала изучают сонорные - Л, М, Н, Р и звонкие звуки. Затем можно приступить к освоению глухих согласных, используя тот же метод, что и при изучении гласных - соединение букв (звуков) в пары: Б - П, З - С и так далее.

После этого наступает очередь непарных шипящих и Й. С «беззвучными» буквами - Ь и Ъ - знакомятся в последнюю очередь.

Важный момент: впервые показывая ребенку буквы, произносите не их названия, а звуки, то есть не «бэ», а «б», не «эн», а «н». Так малышу будет легче соотнести звук и букву. В противном случае пятилетка может перепутать название буквы и звук и выдаст загадочное «эноэс» вместо простого и понятного «нос».

Начинаем читать по слогам

Сонорный + А

Учиться читать слоги следует с самых простых примеров. Как правило, на первых этапах осваиваются слоги, начинающиеся с сонорных и оканчивающиеся на А: МА, ЛА, РА и так далее. На данном этапе важно объяснить малышу, что во время чтения слога один звук как бы притягивается к другому, звуки нужно произносить слитно.

Используя сочетание «сонорный + гласный» можно наглядно показать слияние звуков, произнеся слог нараспев: «ммммаааа». Еще нагляднее суть соединения звуков можно продемонстрировать на примере сочетания двух гласных: АУ, УА.

Конечно, такое сочетание слогом не является, но использование его на данном этапе поможет ребенку понять, как один звук постепенно, безотрывно переходит в другой.

Сонорный +другие гласные

Разобравшись с сочетанием сонорного и гласного А, можно приставить к тем же согласным новый гласный звук. Далее можно заменить и согласные - на другие звонкие или глухие: ЖИ, КО, СА. Поняв принцип сложения звуков, в дальнейшем маленький читатель сможет самостоятельно произносить и составлять слоги.

Некоторые методики предлагают уже на этом этапе попробовать прочитать слова, состоящие из знакомых ему слогов: «мама», «молоко». Если у малыша все получается, можно закончить занятие прочтением фразы из старого советского букваря: «Коси, коса, пока роса».

Если же обучение проходит не слишком легко для ребенка, не стоит пока нагружать его чтением слов и фраз.

Осваиваем более сложные слоги

Традиционно более сложными считаются закрытые слоги (то есть оканчивающиеся на согласный звук): АМ, ОК, ЭХ. Можно изучать их, сравнивая с уже знакомыми открытыми: МА - АМ, КО - ОК. Так ребенок поймет, что одинаковые буквы и звуки можно складывать в слоги, разные не только по написанию, но и произношению.

Когда освоены закрытые слоги, можно перейти к трехбуквенным сочетаниям: конструкции «согласный + гласный + согласный». Например: КОТ, НОС, ТОМ.

Более сложным вариантом является трехбуквенный слог, где два согласных звука идут подряд: ТРА, ПЛИ, СТО. Изучение трехбуквенных слогов подготавливает ребенка к чтению слов.

Переходим к чтению слов и предложений

Читаем слова из открытых двухбуквенных слогов

Конечно, между частями слова будут оставаться небольшие паузы, ничего страшного в этом нет. Однако нужно следить, чтоб пауза не слишком затягивалась, иначе слово превратится просто в слоги.

Осваиваем более сложные слова

Далее можно потренироваться в чтении трехбуквенных слов конструкции «согласный + гласный + согласный»: «рот», «сон», «мир». Объясните ребенку, что эти слова не что иное, как сложные слоги, которые вы уже тренировались читать вместе раньше.

Следующий этап предполагает чтение сложных в фонетическом плане слов с двумя согласными подряд: «стол», «плита», «травка», а также с Й, Ь и Ъ.

Особенности обучения прочтения слогов и слов

Стоит сказать, что сегодня методик обучения чтению очень много. Их авторы по-разному распределяют материал.

Предложенной последовательности обучения ребенка чтению по складам можно предложить следующую альтернативу: освоив простые слоги с одним гласным, к примеру, с А, можно приступать к чтению более сложные слогов с этим же звуком, а затем попробовать складывать и слова (например, «забава», «парад»).

Затем следует пройти такой же путь с другими гласными, после чего пробовать читать по слогам целые предложения, например: «Мама мыла раму». Слоги и слова с Й, Ь и Ъ традиционно остаются на конец периода обучения.

Важно, что общим моментом всех современных методик является закрепление материала в игровой форме. Игра - важнейший элемент обучения в наши дни, тем более если речь идет о дошколятах.

Как сделать обучение ребенка более продуктивным?

Основные моменты

Итак, обучая ребенка чтению по слогам, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Повторимся: буквы следует называть как звуки: «м», а не «эм», «к», а не «ка».
  2. Следите, чтоб ребенок произносил слоги правильно, и исправляйте ошибки сразу во избежание запоминания неверных вариантов.
  3. Не перегружайте малыша лишней информацией, в частности фонетическими терминами, а также звукобуквенным анализом. К примеру, не вдавайтесь в подробности о том, что некоторые буквы в определенных положениях в слове обозначают два звука.
  4. Переходя к чтению слов, предоставляйте ребенку текст в книге с правильным их написанием, без дефисов, которые затрудняют восприятие слова целиком.

Интерес ученика - ключ к успеху

Старайтесь делать занятия интересными для ребенка, проводите их в игровой форме. Только в этом случае можно надеяться на результат.

Чтение - сложная наука, и без наглядности здесь не обойтись. Используйте яркие картинки, карточки с буквами для складывания слогов и со слогами для составления слов, представляйте информацию в виде мини-кроссвордов.

Вместе с ребенком иллюстрируйте прочитанное, используйте настольные игры и образные средства (классические примеры: слоговой паровозик или гусеничка), включайте малышу обучающие онлайн игры и видео на компьютере или планшете - в общем, разнообразьте и дополняйте учебный процесс всем, что душе угодно.

Цель одна: устойчивый интерес к занятиям у ребенка. Заскучавший ученик информацию практически не воспринимает.

Научить ребенка читать по слогам может каждый родитель. Для этого не нужно педагогического образования, достаточно ознакомиться с пособиями, которые сегодня в большом ассортименте, поинтересоваться основными методиками, выбрать понравившуюся и следовать советам автора.

А если вы сделаете освоение этого нужного навыка еще и увлекательным, то можете быть уверены, что в первый класс ваш малыш пойдет уже умея читать как минимум по слогам.