Смотреть что такое "Фрак" в других словарях. Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века

С атласными лампасами .

История

Такими особенностями своего вида фрак обязан тому, что он был первоначально элементом кавалерийской формы одежды офицеров , а его форма позволяла им с удобством сидеть в седле, верхом на коне, и при этом эффектно выглядеть.

Появился фрак во Франции в середине XVIII века и был исключительной военной одеждой и первоначально ни в коем случае не относился к парадной одежде. Но тот факт, что в те времена офицеры были из высшего сословия и, конечно же, часто появлялись на званых вечерах и балах, постепенно привёл к тому, что фрак стал модной в те времена одеждой для торжественных случаев.

Чтобы отличить участников мероприятия от обслуживающего персонала, также одетого во фраки, персонал надевает не белые, а чёрные жилеты и галстуки-бабочки.

Фрак подчёркивает малейшие изъяны в осанке, поэтому людям с дефектами позвоночника, сутулым и т. п. можно посоветовать вместо фрака надеть смокинг; следует, однако, иметь в виду, что фрак - одежда для официальных мероприятий, а смокинг - для неофициальных, хотя и торжественных.

Фрак в бальных танцах

Фрак является обязательной формой одежды в Европейской программе по бальным танцам. У танцевальных фраков другой крой пошива.

Люди высшего света, завсегдатаи светских раутов и торжественных мероприятий в силу своего статуса всегда должны выглядеть элегантно и эффектно. В их гардеробе найдется немало смокингов и фраков на любой случай. И об отличиях этих предметов мужского туалета они знают не понаслышке. Но и обычные люди порой испытывают необходимость подобающе одеться к какому-нибудь торжественному мероприятию. Свадьба, юбилей, корпоративное мероприятие – мало ли найдется подходящих поводов! Что выбрать: фрак или смокинг? В чем их отличительные черты? Рассмотрим подробнее.

Определение

Фрак — мужской вечерний парадный костюм особого покроя. Состоит из укороченного спереди пиджака с длинными узкими полами сзади и брюк с атласными или шелковыми лампасами.

Смокинг — разновидность костюма, предназначенная для особо торжественных случаев. Состоит из пиджака с открытой грудью и шелковыми лацканами, брюк с шелковыми или атласными лампасами, галстука-бабочки и пояса-кушака.

Сравнение

Фрак предмет одежды, предназначенный исключительно для официальных мероприятий. Смокинг же надевается по неофициальным, но торжественным случаям. Отличительной особенностью фрака является укороченный спереди пиджак с двумя длинными фалдами сзади. Традиционным материалом для его пошива служит креп черного цвета, лацканы же отделываются блестящим шелком. Характерной чертой смокинга также является пиджак с шелковыми лацканами и открытой грудью. Данный предмет гардероба можно назвать более демократичным, он не требует особой щепетильности в мелочах.

Фрак

Фрак дополняется брюками с атласными лампасами, накрахмаленной сорочкой со стоячим воротником, завязанным вручную белым галстуком-бабочкой и белыми перчатками. Обязательным дополнением смокинга служат брюки с шелковыми вставками по бокам, шелковый пояс-кушак и галстук-бабочка. Если смокинг принято застегивать на все пуговицы, то фрак носят расстегнутым. Ведь в противном случае не будет виден белоснежный жилет из пике с обтянутыми шелком или же дорогими перламутровыми пуговицами. Фрак выполняется в традиционно черном цвете, тогда как смокинг может иметь светлую цветовую гамму.


Смокинг

Выводы сайт

  1. Фрак предназначен для официальных мероприятий, смокинг – для неофициальных, но особо торжественных случаев.
  2. Отличительная особенность фрака – укороченный спереди пиджак с двумя длинными полами сзади.
  3. Для пошива фрака используется креп черного цвета, смокинг может быть пошит из разных материалов и иметь различные оттенки.
  4. Фрак носят расстегнутым, под него надеваются накрахмаленная сорочка и жилет белого цвета. Смокинг застегивается на все пуговицы, обязательным его элементом служит атласный пояс-кушак.
  5. Фрак требует соблюдения множества тонкостей и мелочей. Смокинг является более демократичным предметом одежды.

Для торжественной свадебной церемонии жениху стоит нарядиться во что-то более элегантное и праздничное, чем просто строгий костюм. Два лучших варианта: фрак и смокинг . На первый взгляд, разительного отличия нет, но если приглядеться и прикопаться к деталям, то можно найти. О том, в каких случаях на свадьбу надеть фрак или смокинг , расскажет статья от портала сайт.

Несколько слов о фраке

Уже несколько веков фрак – самая праздничная и нарядная деталь гардероба каждого публичного и великосветского мужчины. Жених не исключение. Сегодня фрак надевают в особенных случаях, если того требует дресс-код мероприятия. свадьбы, например.

Смокинг: из грязи в князи

Смокинг – более классический вариант праздничного костюма для жениха на свадьбу. Он более демократичен и не так кричаще аристократичен, как фрак. Родина смокинга – Англия. Джентльмены, как правило, встречались в клубах, чтобы поговорить, покурить сигары, выпить виски и обсудить дела политики и экономики. А смокинг был специальной одеждой, чтобы покурить. Отсюда и название.

Сегодня же смокинг стал частью делового стиля любого мужчины и незаменимым для жениха на свадьбе.

Фрак отличается наличием английского воротничка, спереди пиджак заострен, а сзади имеются две длинные фалды. Фрак лучше смотрится на женихах стройных и высоких. Небольшой рост и такой костюм в придачу могут забрать последние сантиметры.

Под фрак можно надеть еще и белый пикейный на трех всегда застегнутых пуговицах. А вот шелковый жилет под фрак считается признаком дурного тона.

Смокинг сильно открыт на груди и обшит атласными лацканами. Пиджак может быть однобортным или двубортным с воротником-лацканом или английским воротничком. Под смокинг нужно надеть рубашку белого цвета с двойными манжетами, черный жилет и черный галстук-бабочку.

Цвет смокинга и фрака: а в чем разница?

Традиционно цвет свадебного фрака – черный. В некоторых случаях допускается темно-серый. Под него жених обязательно надевает белоснежную рубашку и бабочку. В крайнем случае, вместо бабочки, можно надеть . Он придаст свадебному образу жениха романтичности и изысканности.

Цвет смокинга — классический черный, под него подбирают для жениха и туфли из тонкой кожи, лучше всего лакированные. Брюки также черного цвета, по внешнему шву – оторочка тесьмой из шелка.

Аксессуары для жениха — изюминка каждого костюма

Невысокий цилиндр и трость сделают из жениха настоящего великосветского денди, покорителя сердец и короля вечера. Не забудь также о белом носовом платочке в нагрудном кармане и белых перчатках (последний пункт – по желанию). Красиво и аристократично будут смотреться часы на цепочке, а не наручные. В целом, все аксессуары к фраку жениха должны быть белого цвета, кроме черных ботинок, цилиндра и носков.

Аксессуары для жениха

Образ жениха в смокинге будет полностью завершенным, если предварительно также позаботиться о носовом платке в нагрудном кармашке. А вместо традиционного широкого пояса из сатина или шелка предпочтительнее остановиться на белом жилете.

Хочешь удивить любимую и поразить ее своей оригинальностью и искренностью? Учись, как красиво сделать предложение руки и сердца, читая нашу публикацию

История костюма: почему фрак?

Почему форма для соревнований по выездке - именно фрак и цилиндр? Для конкура (прыжков через препятствия) необходим редингот - часть одежды для конной охоты. А почему фрак?.. До 1948 года выступать в конном спорте на Олимпиаде могли только офицеры - в силу чего форма была военной. Но вот в 48-м разрешили выступать гражданским - и почему эти гражданские решили натянуть фрак? Давайте поищем в истории.

Франция, ставшая в начале 19 века законодателем мира высокой моды, превратила моделирование, как и создание одежды из ремесла в искусство. Хотя свои собственные фасоны французы начали создавать только в конце 16 века. До этого во французских костюмах чувствовалось влияние итальянской и испанской моды.

Под влиянием французской революции мужской костюм начал оформляться в его современную форму: от многочисленных деталей и модной эксцентричности к простоте и единообразию. В начале 19 века мужская мода окончательно освобождается от влияния придворного церемониала, совсем исчезает парик и напудривание волос, а также треугольная шляпа, кружевное жабо и манжеты. Панталоны до колен - кюлот (culotte) — используются только в качестве придворной одежды, обычно же носят длинные панталоны. Универсальной одеждой становится фрак, который носят во всех случаях. Необходимой составной частью нового костюма становится цилиндр. Исчезают броские и роскошные материалы, какими в прошлом были, например, бархат и узорчатые шелковые ткани. Мужская одежда шьется теперь из простых шерстяных материалов. Основное внимание уделяется совершенству покроя и обработке костюма. И стечением времени окончательно взял верх идеал неброской элегантности

«Винер Цайтшрифт фюр Кунст.Литератур, Театр унд Моде» (Wiener Zeitschift fur Kunst, Literatur, Theater und Mode), 1819 г. Мужской костюм для бала или вечера: фрак с длинными фалдами, достигающими колен, воротник фатерморд, жилет в поперечную полоску, брюки по щиколотку и цилиндр.. Бакенбарды фавори (favoris)

Фраки в качестве военных мундиров следовали за общей модой. Разница между пехотой и кавалерией в длине фалд появилась только в 19 веке, когда фрачный покрой уже покорил все армии. У кафтана 18 века полы одинаково подвертывались и в пехоте и в кавалерии, для удобства, но не отрезались, поскольку так мода диктовала. Короткие куртки потемкинской армии являлись беспрецедентными - в них был обмундирован лишь южный корпус турецкого театра военных действий, другие части так и носили общеевропейские кафтаны немецкого типа.

Чтобы длинные мундиры не мешали при верховой езде, догадливые кавалеристы додумались подворачивать полы одежды. И совсем скоро новомодную тенденцию подхватила пехота, потом чиновники, так фрак превратился в повседневную одежду горожанина. Вскоре фраки стали кроиться с длинными фалдами и приобрели общий вид, который знаком и сегодня.
Под фрак надевался жилет, который появился в результате значительных преобразований прежнего жилета (камзола). Он стал коротким, удобным, функциональным. Спинка в нём, как и в прежнем жилете,выполнялась из полотна.

Военный костюм в 16 веке не имел единую форму, но считалось, что костюмы мушкетеров были более похожи на военную форму. Мушкетеры носили короткую куртку (пурпуан) ярко-красного цвета с малиновыми рукавами, а поверх нее надевали коричневые латы.

Мужской костюм начала 17 века находился под влиянием военизации, однако в середине века появился новый идеал мужской красоты — в подражание малолетнему королю Людовику XIV был создан полудетский облик. Костюм этого периода состоял из сорочки, богато украшенной кружевом и бантами, короткой куртки — весты с рукавами до локтя и штанов-ренгравов, доходящих до колен.

В конце века появился новый вид придворной одежды — жюстокор, покрой которого и сам термин заимствованы из военной форменной одежды. Жюстокор был костюмом короля и высшей знати, имел прилегающий силуэт, расширенный книзу, с поясом-шарфом на линии талии, с застежкой на ряд мелких пуговиц и петлиц. Рукава вверху узкие с расширенным низом и широкими отложными манжетами. Под него надевали камзол — одежду без рукавов и воротника. Камзол был короче на 10-15 см. чем жюстокор и контрастировал с ним по цвету.

18 век…

Французский мужской костюм состоял из белья, камзола, жюстокора и кюлотов. В первой половине 18 века сорочка украшалась кружевом на манжетах и высоких жабо. Жюстокор был прилегающего по талии силуэта и расширялся к низу. Нижняя часть жюстокора, состоящая из клиньев, была на жесткой полотняной или волосяной прокладке. Все детали подчеркивались вышивкой. Жюстокор шили из бархата, шелка, атласа, позже из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. К концу века он становится строже и проще. Камзол в начале века почти полностью повторяет фасонные и декоративные линии жюстокора. В течение 17 века камзол также меняет форму, он укорачивается и к 60-м годам становится на 20 см. ниже линии талии.

В 70-х гг. появляется изысканный мужской костюм - фрак, прилегающий по бедрам, со скошенными полами, узким рукавом и небольшим стояче-отложным воротником, впоследствии замененным высокой стойкой. Фрак сначала шили из шелковых и бархатных тканей, используя вышивки, и пышную отделку. К концу века фрак носят с камзолом, кюлотами, белыми чулками, плоскими туфлями. Обычно все три основные части мужского костюма (фрак, камзол и кюлоты) выполнялись в одном цвете или камзол и кюлоты — однотонные, фрак — в тональной гармонии с ними. Иногда камзол был белым с богатой вышивкой цветным шелком.

Между жюстокором и фраком в его привычном виде некоторое время существовал костюм под названием «аби» (АБИ с фр., букв. "одежда, платье") Аби похож на длинный современный смокинг - скругленные полы спереди и переходящие в фалды, часто расшивался узорами и носился с жилетом. В начале 19 в. название "аби" переносится на фрак и сохраняется во Франции до настоящего времени.

Фрак был без карманов, к нему полагалась шпага. У него был небольшой воротник и узкие рукава. Французский фрак имел срезы по бортам в отличие от английского, у которого полы сходились спереди. Аби расшитый шелком или золотом/серебром остался придворной одеждой для торжественных случаев.
Около 1760 года одноцветный фрак начинают носить в городских кругах. К нему прилагаются светлые кюлоты до колен. Последние два десятилетия перед Французской революцией синий или темно-коричневый фрак английского покроя сделался модным платьем высшего общества.
В 90-е годы 18 века шили из цветного сукна, одно время популярны были красные фраки с черными пуговицами. Их кроили с узкими длинными фалдами, а талию располагали выше ее естественного места нахождения. Жилет шили из ткани другого цвета, а галстук делали таким широким и пышным, что он закрывал подбородок. Вообще мода на расцветки менялась быстро, потому модникам приходилось очень внимательно следить за актуальными веяниями.

Писком 1791 года стал жилет с тройными отворотами под фрак. При таком покрое создавался эффект, будто один жилет надет поверх другого.

Во фраках наряду с черным цветом очень популярными были коричневый, синий, зеленый и серый цвета. Единственным украшением одежды остается игла в галстуке и карманные часы с цепочкой. Создается тип скромно, но идеально одетого мужчины — дэнди, образцом которого был Джордж Брайан Бруммел. Колыбелью дэндизма, который быстро распространился по всей Европе, была Англия. Среди его представителей можно назвать и всемирно известных деятелей культуры - Байрона, Бальзака, Бодлера.


«Винер Цайтшрифт фюр Кунст.Литератур, Театр унд Моде» (Wiener Zeitschift fur Kunst, Literatur, Theater und Mode), 1819 г. Мужской костюм для бала или вечера: фрак с длинными фалдами, достигающими колен, воротник фатерморд, жилет в поперечную полоску, брюки по щиколотку и цилиндр.

Одежда дэнди, несмотря на внешнюю простоту и неброскость, была очень дорога. Покрой их одежды, где мог быть использован и корсет, должен был быть совершенным. Поэтому стало модным иметь «своего» портного и шить у него. Возрастает роль галстука, который становится единственным наиболее броским украшением одежды.

Элегантный мужчина должен был ежедневно несколько раз переодеваться, его рубашка всегда должна была быть белоснежной. В одном частном письме, относящемся к тому времени, князь Германн Пюклер-Мускау пишет о том, что элегантному мужчине еженедельно требуется двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков.

Из украшений в мужской одежде остались булавка для галстука и часы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр. Лишь двум деталям мужского костюма — жилету и галстуку — разрешено было быть яркими.
Брюки иногда украшали лампасы с пуговицами по всей длине. К этому костюму предпочитали низкие туфли и трость.
Галстуки в то время были похожи на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком различными способами — то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались за жилет. Искусству повязывать галстук посвящено немало трудов. Особым шиком вреди денди считалось повязать галстук таким образом, чтобы казалось - это сделано за минуту. Но на подобный «эффект небрежности» могли уходить часы мучений.

Эжен Делакруа, Рисунки. Лувр, Париж. Эти рисунки Делакруа не модные эскизы, однако, они весьма точно передают силуэт мужской фигуры в рединготе и во фраке.


Во время правления императора Павла I в Российской Империи фрак побывал в опале - как символ Французской революции, непростительного вольнодумства и преступного посягательства на незыблемость монархического уклада. Александр I, и это не единственное его либеральное деяние, реабилитировал фрак, после чего постепенно в России, как и в Европе и Америке, фрак сделался деталью обыденной одежды.
В первые годы 19 столетия общий вид фрака изменился очень незначительно, разве что в 10-х годах XIX века, фалды фрака стали заметно выше колен, при высокой талии создавалось впечатление, что франт надел фрак своего младшего брата.


«Моддом» (Modes d"hommes), 1819 г. У редингота а ля шевальер (a la chevaliere) воротник-шалька, что было особенно модно.

С появлением длинных панталон (брюк) короткие штаны исчезли не сразу. В течение первых десятилетий их еще носили наравне с брюками, особенно в парадных случаях и на балах. В 1814 году короткие штаны в Париже были принадлежностью парадного костюма. В таких случаях при фраке и однобортном жилете надевались суконные штаны, завязанные у колен изящными бантами и с боковыми, вдоль шва, карманами.

20-е годы 19 века

В эпоху бидермейер (так впоследствии назвали период с 1815 по 1848 годы) фрак светлых тонов (синий, коричневый, зелёный) является повседневной одеждой. Фраки шили из тонкого сукна, а порой и из бархата. Новые модные цвета появлялись на сезон и сменялись другими, не менее модными.
Стали появляться галстуки других цветов, кроме белого: черные, красные, цветные.


Например, «Прибавления» к журналу «Московский телеграф» в 1825 году советовали надеть для визитов в Новый год фрак фиолетового цвета с бархатным воротником, бархатный жилет с золотыми цветочками, еще жилет из белого пике. Пике — белоснежная хлопчатобумажная ткань (редко шелковая) с выпуклыми узорами. Жилеты из белого пике являлись символом респектабельности. Щеголи вместо одного жилета носили сразу три (отголосок моды на жилеты с тройными отворотами). Надевали черный бархатный, на него красный, а поверх — суконный черного цвета. Рукава фрака надлежало сшить так, чтобы непременно виднелись манжеты рубашки, застегнутые запонками с бриллиантами или перламутровыми пуговками.

Благодаря Красавчику Браммелу, в моду вошла забота о личной гигиене. Чистота рубашек и перчаток должна была быть идеальной. По мнению одного из современников, элегантный мужчина должен менять в течение недели «двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжину жилетов и носков». Однако при этом для настоящего денди считалось дурным тоном быть одетым в костюм, новизна которого бросалась в глаза. Чтобы придать ткани фрака вид слегка потёртой. Модники неделю дома разнашивали новые ботинки, пока те не переставали скрипеть. Чтобы придать надлежащий вид новому костюму, тёрли ткань, и она становилась тоньше и мягче. Для этого нужно было долго и аккуратно водить по ткани лезвием ножа или серебряной монетой, но при этом постараться не оставить зацепок. Одежда должна быть чистой, идеально скроенной, из хороших материалов, но при этом обязательно не новой - таков модник этого периода.

Ширина галстука варьировалась. То шейный платок был таким широким, что утопала половина лица, то в моде были неширокие галстуки, а в журналах за 1826 год сообщалось, что «высоких галстуков совсем не носят».

В 1810—1830 годах в обществе встречались преимущественно белые шелковые вышитые жилеты. А когда в 1822 году фрак стал украшаться воротником в виде шали, то такой же точно воротник появился и на жилете.
В конце 20-х в моду входит окорокообразный рукав, а талия опускается на положенное ей место.

В 30-е годы мужчины носили фрак, который расширялся на бедрах, имел подбитую ватой грудь и временами окорокообразный, пышный у плеча рукав. Пышный рукав у плеча намекал на хорошо развитые плечи и широкую грудь, при этом кисти рук должны были быть изящными и тонкими. Чтобы добиться правильных модных пропорций, мужчинам приходилось туго шнуроваться в корсеты и страдать наравне с дамами.

Мужской и женский силуэты в романтическом костюме сходны: покатая линия плеч, расширение рукава у оката, плотное облегание груди и талии, расширение линии бедер.

Для бальных фраков используют бархат, для жилетов — разноцветную парчу.
В 1832 году появился фрак для верховой езды, отличавшийся особенно широкими фалдами, порой совершенно закрывавшими живот и только слегка скошенными, благодаря чему он напоминал сюртук с загнутыми внутрь полами. Как отложной воротник (сначала очень высокий), так и отвороты постоянно меняли свой покрой. С тридцатых годов высокий, закругленный вокруг шеи воротник и отвороты стали шиться все более и более прилегающими и, наконец, были совершенно пригнуты.
Фалды тоже постоянно меняли свой покрой: они были то короткими, то длинными, то закругленными, то угловатыми. До 1834 года преобладали узкие рукава, только у плеча несколько взбитые кверху, что достигалось следующим образом: при кройке верхняя часть рукава несколько уширялась и вырезалась фестонами, которые затем вшивались в сборку в плечевое отверстие.

Верхней части рукава нередко часто придавался окорокообразный фасон, но от локтя до кисти он так суживался, что на внутренней стороне приходилось делать ряд пуговиц и расстегивать их во время надевания фрака, иначе рука не проходила в рукав; над самой же кистью конец рукава снова расширялся так, что лежал на ней наподобие манжеты.
Это манжетообразное уширение сперва кроится с основным полотном рукава, затем его стали пришивать отдельно. С 1836 года рукава стали носить узкими и у плеча, а затем с 1848 года их стали постепенно расширять так, что они, наконец, приняли слегка изогнутую, трубообразную форму.

В 40-е годы 19 столетия полы фрака удлиняются и опускаются ниже колен, заниженная талия и узкий прямой рукав. Жилеты были различных покроев, часто из пестрой ткани. В моде очень широкий шейный платок, завязанный вокруг шеи бантом и расширенные к низу брюки. Рубашку носили белую, с высоким крахмальным воротничком. Галстуки могли быть как однотонными, так и пестрыми.

Во второй половине XIX века прошла мода на тонкие мужские талии, а их линия переместилась на естественное место или чуть ниже, отказались тогда и от многоцветности фраков и брюк. Цветные фраки и пестрые жилеты обнаруживали теперь «дурной тон» своего владельца. Мужские костюмы шили из шерстяных тканей табачного, серого, синего, зеленого и коричневого цвета, а панталоны — из более светлых шерстяных тканей. Тенденция в цвете — стремление к темным тонам.

Фрак и брюки черного цвета с белоснежным жилетом стали отличительным знаком респектабельности, символом преуспевания, достатка и высокого положения в обществе. Фрачные лацканы, часто покрывали шелком, а брюки, надеваемые к фраку имели лампас из шелковой тесьмы или ленты. Кстати, такая отделка фраков вошла в моду благодаря Бенджамину Дизраэли- премье-министру Великобритании. По легенде, его фраки отделывались скользящей шелковой тканью, чтобы пепел от сигар легко соскальзывал с костюма.
Из бархата и шелка шили только жилеты и придворные костюмы. Очень модными становятся к 40-м годам клетчатые ткани, из которых шили брюки и другие части костюма.

К фраку полагаются длинные брюки, неизменный цилиндр и галстук, завязыванию которого теперь уделяется еще больше внимания (выходят даже специальные учебники, посвященные этому искусству). Вскоре на смену пышным галстукам пришли более скромные в виде узкой ленты с плоским бантом, закреплявшейся сзади под воротничком при помощи пряжки.
Начиная с 1840 года покрой жилета изменяется: грудь его делается на ватной подкладке, вырез значительно сокращается, так как мода требует, чтобы вся рубашка была закрыта пестрым шелковым галстуком. Около 1843 года перед жилета стал удлиняться на животе в виде мыса.

После 1850 года фрак стал вечерним, бальным туалетом, длина пол и фалд менялась, но цвет оставался постоянным - черным. Лацканы делали из блестящего черного шелка. С фраком полагалось носить черные строгие брюки, белый пикейный жилет или вместо жилета специальный пояс.

К последней трети XIX столетия фрак практически исчез с улиц, уступив место смокингам и пиджакам, и превратился в парадный туалет для торжественных и официальных мероприятий, проходящих в соответствии со строгим протоколом. Со временем их стали носить также и танцоры, и музыканты.


Мужской костюм на протяжении второй половины XIX века не претерпел крупных, изменений, однако пополнился рядом новых одежд. Костюмы еще строже стали, делиться по назначению: визитный, бальный, домашний, каждодневный (который теперь фактически сделался рабочим). Кроме ведомственных мундиров, рабочей одеждой стали теперь пиджаки и жакеты, которые в 70—80-х годах обшивались по бортам черной тесьмой. Сюртук надевали в обычное время, а фрак сделался парадной одеждой. Иногда фрак дополнялся коротким «фрачным» плащом черного цвета на белой шелковой подкладке.
Жилет носили на протяжении всей второй половины столетия. Изменялся он лишь в деталях — в форме выреза и т. д. В последней трети к фраку надевали обязательно белый жилет на торжественные мероприятия.

Сегодня фрак - это вечерний костюм для балов, приемов, свадебных торжеств, концертов и пр.
Отделочным шелком обработаны лацканы фрака и лампасы брюк - полоски, нашитые на боковые швы по всей длине. Их может быть и две.
По этикету для представителей сильного пола полная парадная форма для фрака состоит из белой сорочки с воротником “бабочка”, галстука “бабочка” либо новомодного галстука “пластрон”, упруго накрахмаленной манишки под открытым жилетом. Все фрачные аксессуары обязательно должны быть белого расцветки, за исключением разве несомненно это черных носков, лакированных ботинок и головного убора (цилиндра). В зимнее время к фраку можно надеть черное пальто с белым шелковым шарфом, на руки - белые перчатки.
Фрачная белая жилетка обязательно застегивается на все три пуговицы. В нагрудный карман фрака можно положить белый носовой платок (если на фрак не прикрепляются ордена). Полочки фрака не застегиваются. Фрак нaдeвaют только лишь после 19.00.
Современный фрак во многом выполняется вручную, особенно это касается танцевальных фраков. Вместо клеевых прокладок используют бортовку с конским волосом. 8/ Библиотека арт-галлереи m/
Norah Waugh "The Cut of Men’s Clothes" Коллекция музея искусств «Метрополитан»
61.html?thread=3120749
Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. Е Суслина

Вечерний фрак отличается еще и тем, что он должен плотно прилегать к туловищу, хотя скроен так, что его нельзя застегнуть. Этого можно добиться только при условии, что он идеально повторяет контуры тела. Хороший фрак, готовый или сшитый на заказ, очень украшает того, кто его носит. Этот предмет одежды может любого превратить в Адониса, как утверждает историк моды Николас Антонджванни, будь он маленьким или долговязым, толстым или тощим, потому что этот фасон подчеркивает любые потенциальные достоинства, одновременно скрывая любые недостатки.

Верх

Фрак добавляет внушительности фигуре мужчины небольшого роста благодаря своей способности визуально поднимать линию талии. Как любой пиджак, сшитый на заказ, фрак обычно имеет линию талии, совпадающую с естественной линией талии того, кто его носит, но в отличие от других пиджаков его полы (и, соответственно, белый жилет) заканчиваются чуть выше талии. И поскольку линия между белым жилетом и черными брюками визуально разбивает фигуру на две вертикальные половины, эта плавно поднимающаяся линия создает ощущение более длинных ног.

На спинке и фалдах фрака не должно быть никаких складок. Воротник фрака должен сидеть плотно по шее и подниматься ровно настолько, чтобы закрыть запонку воротника и ленту галстука-бабочки, и в то же время значительное количество белой ткани должно оставаться на виду.

Рукава

Как и воротник, рукава должны быть достаточно короткими, чтобы чуть-чуть обнажать белые манжеты рубашки. Рукава фрака достаточно узкие, традиционно имеющие ширину, позволяющую втиснуться в них манжетам рубашки.

Фалды (полы) и лацканы

Центральная шлица, доходящая до линии талии, делит «юбку» фрака на две фалды или полы. Фалды обычно доходят до колена, они прямые и слегка закругляются внизу.

С начала 20 века остроконечные лацканы считаются традиционными. Их диагональные линии создают впечатление сильного V-образного торса. Среди винтажных фраков можно встретить и фраки с воротником-шалью, а некоторые современные дизайнеры украшают ультра-официальные фраки современными неформальными тупыми лацканами. Однако от фрака с воротником-шалью или с тупыми лацканами лучше воздержаться.

Ткань

Черный цвет является обычным для вечерней одежды с 1850-х годов, а темно-синий стал его прекрасной альтернативой в 1920-х годах. Типичная ткань для фрака – это камвольная шерсть, например, баратея. Мохер и шерстяные смесовые ткани стали приемлемой альтернативой с конца 1950-х годов.

Отделка лацканов

Лучшие отвороты лацканов делаются из чистого шелка, а менее дорогие шьют из ткани, которая содержит синтетические добавки. Шелк может быть как гладким атласным, так и иметь тонкий рубчик. Левый лацкан фрака должен иметь рабочую петлицу для бутоньерки. Качественный фрак также имеет держатель для стебля на обратной стороне лацкана. Обычно это очень маленький узелок, который держит стебель цветка, чтобы он не выпал из петлицы во время танцев или ужина.

Пуговицы

Поскольку двубортный вечерний фрак не застегивался с 1820-х годов, два ряда пуговиц на нем стали выполнять чисто декоративную роль. В каждом диагональном ряду – по три пуговицы, а расстояние между ними зависит от фасона. Пуговицы на рукавах также служат для украшения: их должно быть четыре, расположенных близко друг к другу, первая из которых находится приблизительно на 1,5 смвыше края рукава. Сзади на линии талии находятся еще две пуговицы, как напоминание о тех временах, когда фалды фрака для удобства поднимали и пристегивали при верховой езде.

Карманы

Согласно этикету середины 19 века, в карманах нужно было носить как можно меньше предметов, а парадный фрак должен был шиться вовсе без карманов. Причиной этого было то, что наполненные карманы портили грациозный силуэт наряда. Поэтому на фраке вы никогда не увидите боковых карманов, а нагрудный карман, появившийся в эдвардианскую эпоху, обычно держали пустым.

Отсутствие карманов представляло дилемму для джентльменов 19 века, которые должны были во время обеда снимать перчатки, которые в остальное время нужно было носить. Некоторые фраки имели потайные карманы во внутренних складках фалд фрака, и их по сей день можно встретить в лучших фраках.