Соотношение закономерностей и принципов воспитания

Педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся имеет определенную структуру, структура педагогического процесса состоит из совокупности частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Знание структуры педагогического процесса помогает преподавателю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым - разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.

Структура педагогического процесса включает четыре компонента: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный (рис. 30).

В начале XX в. в классической педагогике возникла идея целостности педагогического процесса как единства обучения и воспитания. Было введено (И.Ф. Гербарт) понятие воспитывающего обучения. Однако к концу XX в. педагогика вновь разделилась на две части: теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания, хотя в реальном педагогическом процессе такое разделение весьма условно. Воспитание и обучение - два взаимообусловленных процесса, подчиненных единым закономерностям.

Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса - как внешними (социальная среда), так и внутренними (между методом и результатом). К наиболее общим закономерностям педагогического процесса относятся связи между воспитанием и:
социальной системой: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями;
обучением: подразумевает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство;
деятельностью: согласно одному из основных законов педагогики, воспитывать - значит включать ребенка в различные виды деятельности;
активностью личности: воспитание успешно, если его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, т.е. обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности;
общением: воспитание всегда протекает во взаимодействии людей - учителей, учеников и др. Формирование ребенка зависит от богатства межличностных связей.

В педагогическом процессе участвуют два субъекта - учитель и ученик. Деятельность учителя определяется задаваемыми обществом целями (социальный заказ), в соответствии с которыми отбирается содержание образования, разрабатываются соответствующие организационные формы, методы обучения и контроля, средства обучения и контроля. Деятельность учащегося также определяется целями, осознанными и неосознанными. Ученик в процессе обучения использует методы и средства, которые он освоил ранее. Деятельность этих двух субъектов далеко не всегда совпадает, поэтому требуется специальная организация по их взаимодействию.

Основные функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, социальная и развивающая. Наиболее сложной и неоднозначно понимаемой является развивающая функция, выражающаяся в качественных изменениях психической деятельности обучающегося. Если обучение (воспитание) опирается на уже сформировавшийся уровень развития, т.е. дает ребенку то, что он уже знает и умеет, то такое обучение не оказывает влияния на развитие. Обучение может тормозить психическое развитие, например, в том случае, если к обучающемуся предъявляются завышенные требования или его лишают возможности проявлять инициативу и активность. Л.С. Выготский предложил ориентироваться при обучении на «зону ближайшего развития» ребенка, когда ему предлагаются задания, с которыми он не может справиться самостоятельно, но способен выполнить под руководством учителя.

В современной российской педагогике распространены четыре теоретически обоснованные и экспериментально подтвержденные концепции развивающего обучения, появившиеся почти одновременно в 1960-1980-х гг.

Во-первых, это предложенная Л.В. Занковым дидактическая система для начальной школы, предполагающая ведущую роль теоретических знаний, высокий уровень трудности, быстрый темп с повторением и закреплением в новых условиях. Во-вторых, охватывающая весь учебный процесс начальной и средней школы концепция Д.Б. Элько-нина и В.В. Давыдова, в которой основной акцент делается на формировании теоретического мышления и способов умственных действий. Как результат у учеников формируется способность генерировать новое знание, прослеживая происхождение того или иного понятия, явления, вещи. В-третьих, развивающая система «Школа диалога культур» B.C. Библера. Эта теория подразумевает обучение через диалог, дискуссию, деловое общение, мыследеятельность. Допустимо только проблемное изложение знаний, учитель не дает готового ответа, а выслушивает все предлагаемые учениками варианты, помогает им высказывать свою точку зрения. И наконец, система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества, разработанная Ш.А. Амонашвили. Эта воспитательная система строится не по принципу подготовки к жизни, а на основе реальной жизни ребенка, его опыта и переживаний.

Построение педагогического процесса опирается на определенные принципы, некие нормативные основы . Принципы реализуются через систему правил. Например, принцип социальной защиты растущего человека проявляется в требованиях гуманизации педагогического процесса, т.е. в создании таких отношений между обучающим и обучающимися, в которых главным является ценность человека. Отсюда вытекают следующие правила: защищенность и эмоциональная комфортность в педагогическом процессе, признание прав ребенка и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на положительные качества воспитанников, создание ситуации успеха.

Педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся имеет определенную структуру, состоящую из совокупности частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Знание структуры педагогического процесса помогает преподавателю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым - разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.

Педагогический процесс включает четыре компонента: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный (рис. 30).

В начале XX в. в классической педагогике возникла идея целостности педагогического процесса как единства обучения и воспитания. Было введено (И.Ф. Гербарт) понятие воспитывающего обучения. Од-

Рис. 30. Компоненты педагогического процесса нако к концу XX в. педагогика вновь разделилась на две части: теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания, хотя в реальном педагогическом процессе такое разделение весьма условно. Воспитание и обучение - два взаимообусловленных процесса, подчиненных единым закономерностям.

Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса - как внешними (социатьная среда), так и внутренними (между методом и результатом). К наиболее общим закономерностям педагогического процесса относятся связи между воспитанием и:

  • социальной системой: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями;
  • обучением: подразумевает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство;
  • деятельностью: согласно одному из основных законов педагогики, воспитывать - значит включать ребенка в различные виды деятельности;
  • активностью личности: воспитание успешно, если его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, т.е. обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности;
  • общением: воспитание всегда протекает во взаимодействии людей - учителей, учеников и др. Формирование ребенка зависит от богатства межличностных связей.

В педагогическом процессе участвуют два субъекта - учитель и ученик. Деятельность учителя определяется задаваемыми обществом целями (социальный заказ), в соответствии с которыми отбирается содержание образования, разрабатываются соответствующие организационные формы, методы обучения и контроля, средства обучения и контроля. Деятельность учащегося также определяется целями, осознанными и неосознанными. Ученик в процессе обучения использует методы и средства, которые он освоил ранее. Деятельность этих двух субъектов далеко не всегда совпадает, поэтому требуется специальная организация по их взаимодействию.

Основные функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, социальная и развивающая. Наиболее сложной и неоднозначно понимаемой является развивающая функция, выражающаяся в качественных изменениях психической деятельности обучающегося. Если обучение (воспитание) опирается на уже сформировавшийся уровень развития, т.е. дает ребенку то, что он уже знает и умеет, то такое обучение не оказывает влияния на развитие. Обучение может тормозить психическое развитие, например, в том случае, если к обучающемуся предъявляются завышенные требования или его лишают возможности проявлять инициативу и активность. Л.С. Выготский предложил ориентироваться при обучении на «зону ближайшего развития» ребенка, когда ему предлагаются задания, с которыми он не может справиться самостоятельно, но способен выполнить под руководством учителя.

В современной российской педагогике распространены четыре теоретически обоснованные и экспериментально подтвержденные концепции развивающего обучения, появившиеся почти одновременно в 1960-1980-х гг.

Во-первых, это предложенная Л. В. Занковым дидактическая система для начальной школы, предполагающая ведущую роль теоретических знаний, высокий уровень трудности, быстрый темп с повторением и закреплением в новых условиях. Во-вторых, охватывающая весь учебный процесс начальной и средней школы концепция Д.Б. Элько- нина и В.В. Давыдова, в которой основной акцент делается на формировании теоретического мышления и способов умственных действий. Как результат у учеников формируется способность генерировать новое знание, прослеживая происхождение того или иного понятия, явления, вещи. В-третьих, развивающая система «Школа диалога культур» В.С. Библера. Эта теория подразумевает обучение через диалог, дискуссию, деловое общение, мыследеятельность. Допустимо только проблемное изложение знаний, учитель не дает готового ответа, а выслушивает все предлагаемые учениками варианты, помогает им высказывать свою точку зрения. И наконец, система психического развития младших школьников на основе"реализации принципа сотрудничества, разработанная Ш.А. Амонашвили. Эта воспитательная система строится не по принципу подготовки к жизни, а на основе реальной жизни ребенка, его опыта и переживаний.

Построение педагогического процесса опирается на определенные принципы, некие нормативные основы обучения. Принципы реализуются через систему правил. Например, принцип социальной защиты растущего человека проявляется в требованиях гуманизации педагогического процесса, т.е. в создании таких отношений между обучающим и обучающимися, в которых главным является ценность человека. Отсюда вытекают следующие правила: защищенность и эмоциональная комфортность в педагогическом процессе, признание прав ребенка и уважение к нему в сочетании с разумной требователь- 252

ностью, опора на положительные качества воспитанников, создание ситуации успеха.

Закон – это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе.

Законы менеджмента выступают основой для создания и функционирования организации. Они отражают объективные и достаточно устойчивые связи и взаимодействия элементов системы в пространстве и во времени. Познание законов организации является важнейшей задачей менеджера. Применительно к организации закон – это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Среди основных законов менеджмента можно выделить четыре основных: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития и закон композиции.

Закон синергии .

Закон энергии выражается в приросте энергии организации, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно как увеличение, так и уменьшение энергии. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально- экономического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности .

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. Информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В то же время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т.п.

Закон развития.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом развитие организации должно осуществляться целенаправленно. Цель – это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления обычно рассматривается как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

Закон композиции.

Закон композиции отражает стремление организации к объединению. Для предприятий закон композиции особенно актуален в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Разумеется, для всех участников объединения должна существовать единая цель, в рамках достижения которой участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

Если закон выражает существенные внутренние связи явлений, то закономерности – это частное проявление его действия.

Закономерности управления отражают объективно существующие, существенные взаимосвязи различных повторяющихся элементов, а также явлений в процессе управления. Их разделяют на общие и единичные (рисунок 1.3.1.). Общие закономерности присущи всем системам управления, а единичные связанные с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.

Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства приводит к созданию систем управления адекватных форм собственности на средства производства. Так приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Закономерность подавляющего эффективности сознательного равномерного управления заключается в том, что система управления с плановой регуляцией этих процессов, протекающих в ней, и потенциально, и фактически эффективнее системы управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому является широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Закономерность соотношение управляющей и управляемой систем , субъекта и объекта управления означает соотношение сферы управления требованиям объекта управления.

Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении . Закономерность отражает, с одной стороны, будущий горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, связанные с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управленческих систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обуславливает его координацию, то есть согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Если общие закономерности, присущие управлению в целом, то единичные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления.

Рис. 1.3.1. Закономерности менеджмента

Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожения других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и распределение прибыли, то на уровне каждого магазина, который входит в торгового дома, решаются преимущественно тактические вопросы, которые связаны с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.

Закономерность концентрации функций управления заключается в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, то есть до расширения и роста численности управленческого персонала. Эту закономерность заочно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, что наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отображает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие семи подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Выходные данные учебника:

Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.