Советы по воспитанию девочки. Вожак всегда последователен и справедлив. Роль физического воспитания

В своей книге «Семь духовных законов для родителей» доктор психологических наук Дипак Чопра пишет, что роль родителей в совершенном мире можно было бы выразить одной короткой фразой: «Показывать только любовь, быть только любовью». Говоря иными словами, с того момента, когда ваш ребенок появляется на свет, вы – его духовный учитель. Если вы создаете атмосферу доверия, открытости, неосуждения и приятия, эти качества усваивает и ваш ребенок.

Но в мире, в котором существуем мы, дети постоянно сталкиваются с поведением, лишенным любви. В основном, вне дома, но иногда и внутри. Вместо того чтобы беспокоиться о том, достаточно ли в вас любви, чтобы вы могли быть духовным учителем, постарайтесь посмотреть на духовность как на искусство жизни, потому что именно этим она и является.

Младенец, до года

… Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, - конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее…

- из лекции 1937 года «О воспитании детей»

Ключевые слова: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения сегодня уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец – чистое золото в духовном понимании. Так что на правильном пути те родители, которые являются учителями своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.

Ребенок, начинающий ходить, в возрасте от одного до двух лет

Ключевые слова: свобода, поощрение, уважение.

На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго. Здесь слово «эго» употребляется в самом простом смысле – «я», «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одну сторону, но страх и неуверенность тянут в другую. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: нужно убедить малыша, что мир безопасен.

Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, возможности для духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.

Дошкольники в возрасте от двух до пяти лет

Ключевые слова: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. До двух-трех лет он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания – ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру.

Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир – и, конечно же, все члены его семьи.

«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова «нет» и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания – это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила – духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия.

Без умолку болтающий двухлетний ребенок – это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

Возраст детского сада – первых классов начальной школы, пять-восемь лет

То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает, насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если, отдавая, мы рассматриваем это как потерю – я вынужден от чего-то отказаться, чтобы ты мог это иметь, – значит, духовный урок на этой стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты – это часть меня».

Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться – они любят делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении границ эго и включении в свой мир другого человека, – нет большего доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не вызывает такого блаженства.

То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Не обязательно прибегать к наказаниям – они лишь вызывают еще больший страх и искушение обманывать. Если вы воспитываете у ребенка отношение «говори правду, или у тебя будут неприятности», вы учите духовной фальши. Ваш ребенок должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать».

Дети старшего возраста, 8–12 лет

Ключевые слова: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.

К этому времени у детей развивается чувство независимости. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например, любовь к науке или искусству. Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно.

В возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо

Ранние юношеские годы, 12–15 лет

Ключевые слова: самоосознание, экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается, и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности.

Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды. Отрочество – время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания. Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика.

Это внутреннее Я – неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир.

Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) – наблюдать, как в результате экспериментов с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание. Ребенок, который получает духовное образование, обретает способность ответить на самые главные вопросы о том, как работает Вселенная.

Он сумеет понять источник творчества как внутри себя, так и снаружи. Он сможет придерживаться неосуждения, приятия и искренности. А для взаимодействия с другими людьми это важнее всего, чем может обладать человек, – он будет свободен от калечащего его страха и беспокойства о смысле жизни, что иссушает сердца многих взрослых, признают они это или нет.

Если количество детей, выросших в соблюдении семи духовных законов, достигнет критической массы, это окажет влияние на всю цивилизацию. Любовь и сострадание, которые часто так опошляются в наши дни, смогут превратиться в жизненную необходимость для каждого человека, живущего на Земле.

(5 голосов : 5,0 из 5 )

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть ) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Воспитание детей в семье только сначала кажется довольно легким и простым действием. Но при этом необходимо понимать, что от вас будет зависеть будущее вашего ребенка, насколько он вырастет отзывчивым, чутким, благородным и понимающим. Именно воспитание детей в семье играет самую большую роль в становлении характера и образа жизни ребенка, поэтому стоит отнестись к нему внимательно и может в чем-то творчески. Ребенок должен расти и воспитываться в позитивной и доброжелательной обстановке. Главной задачей родителей является развитие у ребенка уверенности в себе и индивидуальности.

Воспитание детей в семье - методы воспитания детей

Методы воспитания, используемые родителями в разных странах, чаще всего обусловлены традициями и обычаями своего народа. Например, согласно японской системе воспитания, детям до пяти лет разрешают абсолютно все, но мало кто знает, что следующий возрастной период связан с большим количеством запретов и ограничений, в беспрекословном повиновении своим родителям.

А вообще, методов воспитания очень много, как признанных, так и бытовых, так называемое семейное воспитание детей. Например, воспитание детей в семье методом убеждения: он подходит для ребенка любого возраста уже способного понимать речь, его основной смысл заключается в спокойном и уравновешенном объяснении ребенку, как нужно себя вести. К тому же, особенности воспитания детей состоят в умении сдерживать отрицательные эмоции и не выплескивать их ни в коем случае на ребенка. Или метод предупреждения, который позволяет избежать наказания, осмыслив свое поведение. Самым распространенным является метод пряника и кнута, который состоит в комбинации положительного и отрицательного подкрепления своим действиям в ответ на поведение ребенка.

Роль физического воспитания

Большую роль в правильном развитии организма ребенка, скелета, дыхательной системы, а также силы и выносливости играет физическое воспитание детей. Очень важно подобрать ребенку небольшой комплекс физических упражнений согласно его возрасту. Обычно физическое воспитание детей начинается уже в ясельном возрасте, в этом случае можно попросить крошку попрыгать как заяц или лягушонок, или изобразить ласточку и походить «гусиным шагом». Для детей постарше комплекс должен состоять из самых разнообразных упражнений, заставляющий работать мышцы ног и рук, позвоночник, но помните, что гимнастика не должна быть слишком длинной и утомительной. Все действия должны быть ребенку в радость, тогда в будущем это привьет ему любовь к спорту и здоровому образу жизни.

Нравственное воспитание детей – нужно ли оно современному ребенку?

Очень многие родители воспитывают в ребенке лидерские качества, а также, порой и слишком развитое самолюбие и эгоизм: «не давай в саду никому свои игрушки, а то сломают!» или «конфет мало, ешь сам - ни с кем не делись!». А потом удивляются, почему сын или дочь абсолютно не помогают им в старости, не звонят, чтобы просто побеседовать с родителями и узнать как их здоровье. Уважаемые родители, это ваше нравственное воспитание детей. В первую очередь, оно начинается с родителей. Несмотря на то, что современные дети растут более реалистичными и не верят в сказки, необходимо внушать им элементарные вещи. Обижать слабых нельзя, им нужно помогать, девочек бить нельзя, друзей в беде не бросают, нельзя быть жадным – и все это только на своем примере! Вот и думайте, важно ли нравственное воспитание детей в наши дни, и какие плоды его отсутствия вы будете пожинать в старости, а может и раньше?

Воспитание детей раннего возраста – когда и с чего начать?

Начните с установления правильного режима сна и бодрствования. Дети, растущие без режима, часто хнычут днем, а ночью не могут заснуть. Они растут нервозными и плохо прибавляют в весе. Трехмесячный ребенок может бодрствовать час – полтора, и чтобы он спокойно уснул, необходимо организовать эти полтора часа правильно - сначала еда, потом игра – подвесьте над кроваткой яркие игрушки, разговаривайте с малышом, пусть он будет занят и тогда он легко уснет. Чем старше ребенок, тем большее количество часов он может бодрствовать. Например, 10-ти месячный ребенок может легко не спать 2,5 часа, полуторагодовалый уже 4 часа, а ребенок 3-х лет и все 6 часов. Уже с года необходимо разрешать ребенку делать некоторые вещи самостоятельно, это пойдет ему только на пользу. Например, дети очень капризничают при приеме пищи – дайте малышу ложку и пусть он сам попробует покушать, так через 3-4 месяца он будет есть сам и с удовольствием! Не ограждайте ребенка от внешнего мира и от посильной физической нагрузки, например, самому одеться на прогулку или собрать игрушки, иначе он вырастет изнеженным и безвольным. Проблемы воспитания детей начинаются с желаний их родителей все сделать за них – так и будете всю жизнь все делать и удивляться, почему вырос неумехой и равнодушным, ведь всю душу отдали, а в итоге?

Очень много книг по воспитанию детей можно найти, почитайте и вы узнаете много нового!

Подойти к вопросу воспитания своего ребенка нужно очень ответственно и аккуратно. Не пускайте проблемы на самотек, будьте внимательны и доброжелательны к своему ребенку и всегда открыты для общения, и тогда вы вырастите настоящего человека!

В своей книге «Семь духовных законов для родителей» доктор психологических наук Дипак Чопра пишет, что роль родителей в совершенном мире можно было бы выразить одной короткой фразой: «Показывать только любовь, быть только любовью». Говоря иными словами, с того момента, когда ваш ребенок появляется на свет, вы – его духовный учитель. Если вы создаете атмосферу доверия, открытости, неосуждения и приятия, эти качества усваивает и ваш ребенок.

Но в мире, в котором существуем мы, дети постоянно сталкиваются с поведением, лишенным любви. В основном, вне дома, но иногда и внутри. Вместо того чтобы беспокоиться о том, достаточно ли в вас любви, чтобы вы могли быть духовным учителем, постарайтесь посмотреть на духовность как на искусство жизни, потому что именно этим она и является.

Младенец, до года
Ключевые слова: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения сегодня уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец – чистое золото в духовном понимании. Так что на правильном пути те родители, которые являются учителями своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.

Ребенок, начинающий ходить, в возрасте от одного до двух лет
Ключевые слова: свобода, поощрение, уважение.

На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго. Здесь слово «эго» употребляется в самом простом смысле – «я», «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одну сторону, но страх и неуверенность тянут в другую. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: нужно убедить малыша, что мир безопасен.

Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, возможности для духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.

Дошкольники в возрасте от двух до пяти лет
Ключевые слова: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. До двух-трех лет он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания – ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру.

Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир – и, конечно же, все члены его семьи.

«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова «нет» и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания – это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила – духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия.

Без умолку болтающий двухлетний ребенок – это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает, насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если, отдавая, мы рассматриваем это как потерю – я вынужден от чего-то отказаться, чтобы ты мог это иметь, – значит, духовный урок на этой стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты – это часть меня».

Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться – они любят делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении границ эго и включении в свой мир другого человека, – нет большего доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не вызывает такого блаженства.

То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Не обязательно прибегать к наказаниям – они лишь вызывают еще больший страх и искушение обманывать. Если вы воспитываете у ребенка отношение «говори правду, или у тебя будут неприятности», вы учите духовной фальши. Ваш ребенок должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать».

Дети старшего возраста, 8–12 лет
Ключевые слова: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.

К этому времени у детей развивается чувство независимости. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например, любовь к науке или искусству. Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно.

В возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт. К ребенку изнутри приходит глубинное понимание того, почему это правильно или нет, почему так много значат доверие и любовь.

Ранние юношеские годы, 12–15 лет
Ключевые слова: самоосознание, экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается, и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности.

Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды. Отрочество – время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания. Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика.

Это внутреннее Я – неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир.

Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) – наблюдать, как в результате экспериментов с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание. Ребенок, который получает духовное образование, обретает способность ответить на самые главные вопросы о том, как работает Вселенная.

Он сумеет понять источник творчества как внутри себя, так и снаружи. Он сможет придерживаться неосуждения, приятия и искренности. А для взаимодействия с другими людьми это важнее всего, чем может обладать человек, – он будет свободен от калечащего его страха и беспокойства о смысле жизни, что иссушает сердца многих взрослых, признают они это или нет.

Если количество детей, выросших в соблюдении семи духовных законов, достигнет критической массы, это окажет влияние на всю цивилизацию. Любовь и сострадание, которые часто так опошляются в наши дни, смогут превратиться в жизненную необходимость для каждого человека, живущего на Земле.

«Не беспокойтесь о том, что дети вас не слушают. Беспокойтесь о том, что они всё время на вас смотрят» – это высказывание американского эссеиста Роберта Фулхэма широко разошлось в англоязычном Интернете и даже стало появляться в русских «цитатниках для ICQ». Истина, казалось бы, прописная. Но следовать ей почему-то совсем не просто.

У родителей, особенно молодых, часто происходит расслоение сознания: вот в этой части они остро озабочены воспитанием ребёнка по последнему слову педагогики, а тут – ведут свою обычную жизнь, в которой сами ещё толком не повзрослели.

Вычитаешь, скажем, что у ребёнка эндокринная система незрелая и до трёх лет его надо ограждать от добавленных сахаров, особенно если в семье есть предрасположенность к диабету. Разве можно спокойно жить с такой информацией? Конечно, тут же начинаешь ограждать. Надо предупредить всех друзей, родственников; избегать места, где разгуливают дети с мороженым и леденцами; вдумчиво относиться к приглашениям на детские дни рождения… Уф-ф , кажется, всё предусмотрели! Надо теперь к чаю чего-то купить, а то вечером сладенького захочется. Собственно, почему у нас в семье предрасположенность к диабету – любим, понимаешь, полкило халвы умять под вечерний телесериал. Нам-то уже не три года, правильно? Мысль о том, что ребёнок привыкает к виду родителей, постоянно жующих сладкое, в голову приходит не сразу. Порой слишком поздно.

Ещё бывает так: специально создаёшь обучающие ситуации, вычитанные в педагогических трактатах, заманиваешь в них ребёнка, скачешь козочкой, поёшь соловьём, увлекаешь «полезным развивающим занятием». А если увлечь не выходит, печалишься, коришь себя за недостаточную приверженность идеалам Гленна Домана*. Может, я плохая мать? Может пора в частный садик, где профессионалы возьмутся за дело? Иной раз и на ребёнка попеняешь, мол, ничего-то тебе не надо, что ж ты такой, нелюбознательный.

А бывает, делаешь свои взрослые дела, и тут ребёнок прибегает с криком: «Тоже хочу!..» Машет скалкой или тряпкой, рассыпает муку, разводит на полу лужу, опутывает нитками ножки стульев, колотит молотком почём зря… Родителей это приводит в бешенство! Ребёнок непослушный, нахальный, неловкий, лезет со своим баловством не вовремя: «Ты всё испортил! А ну убирайся в свою комнату!» или что-нибудь мягче, но с тем же желанием отделаться от помощника: «Иди поиграй с новой игрушкой! Иди мультик посмотри».

Поднятное дело, мыть пол или посуду, подметать, печь пироги, гладить бельё, шить и вязать гораздо быстрее и сподручнее в одиночку. Главное, вовремя сообразить, что вот она и есть, эта желанная ситуация, когда ребёнок развивает мелкую моторику, получает новые тактильные впечатления, учится быть ответственным, наблюдает причинно-следственную связь – всё, чему учат в школах сенсорики, монтессорики и прочего раннего развития.

А еще, конечно, все родители хотят, чтоб их дети были счастливы. Для многих обеспечение детского счастья становится смыслом жизни, они заранее все продумывают, планируют, стараются сами «соответствовать» и с раннего детства приучать ребёнка. Они как диспетчеры в центре управления космическими полетами: всецело посвященные контролю над ситуацией. Они сами не успевают жить, и дети-астронавты растут закомплексованными и нервозными.

Неважно, в чём, по мнению родителя, состоит счастье. Социальное положение, карьера, удачное замужество, идеальная внешность, свобода творчества, нонконформизм, активная гражданская позиция – любая ценность переворачивается с ног на голову, если её преследуют с чрезмерным энтузиазмом. Нам кажется, вот сейчас мы поднапряжёмся, а потом для всех наступит светлое будущее. А оно что-то никак не наступает.

Веду я к тому, что главная задача всех родителей, мечтающих о счастье для своих детей, – разобраться с собой. Научиться самим быть счастливыми, не тревожиться по мелочам, радоваться жизни, приятно проводить время, вне зависимости от внешних обстоятельств. Любить друг друга, себя, ребёнка такими, какие уже есть, и не пытаться ломать, дрессировать, подстраивать и подстраиваться. И будет счастье.