Список литературы для направления верность и измена. Как правильно написать сочинение верность и измена. Как, по-вашему, связаны понятия верность и любовь

Темы итогового сочинения 2017 - 2018

«Верность и измена». Направление нацеливает на рассуждение о ценности искренности во взаимоотношениях, о путях достижения честности, доверия между людьми, животными, а также между человеком и его Отчизной. Это могут быть отдельно взятые двое, будь то друзья или возлюбленные., но предательство бывает не только по отношению к одному человеку, но и к группе людей, и даже к Родине.

Это направление подразумевает анализ истоков, последствий измены, важности верности, доверия. Не стоит забывать про то, что верность бывает и по отношению к самому себе, своим принципам. Также нужно помнить о братьях наших меньших, которые могут хранить нам верность даже после нашей смерти. Примером этого в реальной жизни может служить история знаменитой собаки по кличке Хатико?

Во многих литературных произведениях можно заметить разные проявления человеческих чувств, будь то теплота отношений или неприязнь людей друг к другу. Предательство - одна из тех самых страшных вещей, которые портят взаимоотношения людей. Предательство простить тяжелее всего, порой, оно трогает человека настолько, что он решается даже на месть. Даже спустя лета, порой, после предательства не удается восстановить прежнее доверие к человеку. Литература также пестрит такими литературными персонажами, которые являются примером доброты, беспрекословной искренности и верности. Для них - предательство хуже смерти.

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2017. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Верность и измена" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы. (Мария Эбнер Эшенбах)
  2. Измену простить можно, а обиду нельзя. (А. Ахматова)
  3. Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?
  4. Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить? (Конфуций)
  5. В требовании верности — жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберёт (О. Уайльд)
  6. Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
  7. Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству. (А.П. Чехов)
  8. Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит. (Август Платен)
  9. Счастье нуждается в верности, несчастье же может обойтись без неё. (Сенека)
  10. Только один раз мы теряем жизнь и доверие. (Публилий Сир)
  11. Постоянство — основа добродетели. (О. Бальзак)
    Хранить верность — это достоинство, познать верность — это честь. (Мария Эбнер-Эшенбах)
  12. Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
  13. Благородное сердце не может быть неверным. (О. Бальзак)
  14. Люди часто изменяют ради честолюбия, но потом уже никогда не изменят честолюбию ради любви. (Ф. де Ларошфуко)
  15. Постоянство — это всегдашняя мечта любви. (Вовенарг)
  16. Любят тех, кто собирается предавать, но ненавидят уже предавших. (Дм. Аркадий)
  17. Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться.? (К. Мелихан)
  18. Будь верен тому, кто верен тебе. (Плат)
  19. И в дружбе, и в любви рано или поздно наступает срок сведения счётов. (Д.Б. Шоу)
  20. Измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой, потому что от него этого меньше ожидаешь. (Этьен Рей)
  21. Измена другу — преступленье Без оправданья, без прощенья. (Лопе де Вега)
  22. Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельман)
  23. Наполовину друг — предатель вполовину. (В. Гюго)
  24. Мельчайшую неверность в отношении нас мы судим куда суровее, чем самую коварную измену в отношении других. (Ф. Ларошфуко)
  25. В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (Высоцкий В. С.)
  26. Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
  27. Читатели могут изменять писателю сколько угодно, писатель же должен быть верен читателю всегда. (У. Х. Оден)
  28. Существует только одно преступление, которое не искупается, - это измена своему государству. Родину нельзя изменить, ее можно только предать. Человек, истинно любящий Родину, всегда знает ей цену… Чтобы высказать свое мнение, не обязательно быть известным человеком... (Е.В.Гущина)
  29. Невежество, эгоизм и предательство - вот три непримиримых врага патриотизма. (Гарегин Нужде)
  30. Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество. (Ф.М. Достоевский)
  31. Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны. (Гюго В.)
  32. Р азве от себя убежать возможно, родину бросив? (Гораций)
  33. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».(С.А. Есенин)
  34. Долг каждого - любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
  35. Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. (Ф. де Ларошфуко)
  36. Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены. (Ф. де Ларошфуко)
  37. Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Тацит Публий Корнелий)
  38. Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (Шекспир)
  39. Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения. (У. Черчилль)
  40. Кто верен только себе, неверен всегда с другими. (Л. Сухоруков)
  41. Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину. (Ж. Жубер)
  42. Кто предает себя же самого, не любит в этом мире никого. (Шекспир)
  43. Белый Клык не любил Серого Бобра - и все же хранил верность ему наперекор его воле, его гневу. Он ничего не мог с собой поделать. Таким он был создан. Верность была достоянием породы Белого Клыка, верность отличала его от всех других животных, верность привела волка и дикую собаку к человеку и позволила им стать его товарищами. (Дж. Лондон)
  44. Верность - это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки. (А.П. Чехов)
  45. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души — само собой разумеющееся состояние. (Г. Троепольский)

1 «Верность и измена» - аргументы для итогового сочинения Верность-измена как категории, определяющие систему ценностей героя Верность заповедям Христовым, Закону Божию становится нерушимой категорией нравственной оценки человека еще в древнерусской литературе. Немыслима победа героя, предавшего свою веру. Таков нравственный канон. В «Житии Александра Невского» создан образ князя, чьи прославленные победы являются плодом убежденной веры. «Не в силе Бог, но в правде», говорит он дружине перед началом битвы с иноземными захватчиками. И помощь в борьбе за правое дело оказывают ему и «сродники» великомученики Борис и Глеб, и небесное воинство. Для русской литературы измена, предательство христианской веры есть прямой путь к гибели нравственной и физической. Отступничество и ересь приводят к возмездию и Божьему суду. В стихотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям» читаем: Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Обличение несправедливого судейства, отступничество от Божьих заповедей, по мнению лирического героя, грозит возмездием: И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Тема измены Божьим законам звучит и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскол в душе главного героя, еретическая теория, созданная им, ведут на край гибели. Любовь как основу мира Раскольников пытается изменить, заменить на силу: "Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же..." Однако путь в никуда еще не пройден, покуда есть та, кто снова дарит веру: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят».

2 Верность Богу немыслима без любви к человеку. Убить человека значит совершить великую измену, подобно Каину. ВЕРНуться (стать верным вновь) можно через покаяние. Верность измена Отчизне, родному краю Проблема верности Родине в трудные годы испытаний или в мирное время не остается без внимания русской классики. «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Клятва в верности братьям по оружию для героев «Бородино» М.Ю. Лермонтова это и клятва своей Отчизне. Быть верным родной земле значит, по мысли ветерана той битвы, быть готовым сложить за нее голову. Поэтому поколение новобранцев, живущих «под бременем познанья и сомненья», вызывает горькую усмешку. Способны ли они на тот же подвиг или изменят в трудную минуту, ибо вовсе не богатыри?.. Лермонтов оставляет читателя наедине с этой мыслью, дает возможность рефлексирующим современникам определиться с отношением к России родине и государству Верность своей стране, готовность служить ей до последнего вздоха является главной мыслью и в поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Словно подхватывая и развивая мысль поэтапредшественника, он создает новую формулу верности: Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Знаменитый рефрен не оставляет сомнений: ведь земля она та самая, родная! Измена ей это измена семье, детям, любимым, всему, что дорого и свято. Эта мысль становится лейтмотивом всей литературы периода Великой Отечественной войны. Свидетели событий: поэты, писатели, военные корреспонденты донесли до потомков идею верности и готовности к самопожертвованию как залога грядущей победы. Причины отступничества, измены интересовали классиков литературы не меньше героических этапов истории страны. На страницах книг мы знакомимся

3 не только с образами патриотов. Персонажи изменников, созданные в литературе, помогают нам определиться с собственной нравственной позицией. А.С. Пушкин «Полтава»: в 1708 году Мазепа перешел на сторону противника Российского государства в Северной войне шведского короля Карла XII. За измену и предательство его наградили орденом Иуды. В поэме Александр Сергеевич показал Мазепу как вероломного лицемера, для которого нет ничего святого ("не ведает святыни", "не помнит благостыни"). Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: младший сын Тараса Бульбы «мазунчик» Андрий жил не по законам Запорожской Сечи, а по зову сердца. Из-за любви казак предает свою Отчизну. "А что мне отец, товарищи и отчизна? Отчизна моя ты!" говорит он возлюбленной. Для казаков, чей закон гласит: «Нет уз святее товарищества», Андрий не кто иной, как предатель. Казалось бы, неразрешимую дилемму простить сына-изменника или покарать неверного Тарас Бульба разрубает как гордиев узел. Ведь атаман не мыслит себя вне Сечи и предательство Андрия он простить не может. Но не только на войне чтят верность. Не только на войне возможна измена. Иногда тихий подвиг Левши (Н.С. Лесков «Левша») звучнее и действенней батального грома. «Мы к своей родине привержены», говорит Левша, отказываясь остаться в Лондоне. Его образ, как и образ генерала Платова, по-казачьи прямодушного и грубого, противопоставлен образу императора Александра Павловича. Восхищение царя всем иностранным сказитель воспринимает с обидой. А вслед за ним и читатель задумывается о том, что чувствует Александр по отношению к стране, в которой поставлен быть царем... По-своему тема верности родной земле, своим корням развивается в «Прощании с Матерой» В.Г. Распутина. Пронзительной болью в душе читателя отдаются слезы старухи Дарьи: «Могилки, значитца, так и оставим? Могилки наши, и родные. Под воду?» Разоренные могилы, сожженные дома, затопленная деревня, погибший «царственный листвень» трагедия разыгрывается на фоне равнодушия и молчаливой измены. Андрей, Соня, Павел пока не осознают, как страшно может откликнуться предательство. Изменения необратимы: «Если мы с тобой кинули, нас с тобой не задумаются кинуть. О-ох, нелюди мы, боле никто...». С чего же начинается путь к измене? Как и любое зло, измена начинается с маленькой лжи, с минутного сомнения в том, в чем сомневаться нельзя. А.И. Солженицын свою Нобелевскую речь закончил русской пословицей: «Одно

4 слово правды весь мир перетянет». А самым простым, доступным ключом праведной жизни писатель считал личное неучастие во лжи: «пусть ложь всем владеет, но в малом упрёмся: пусть владеет не через меня!». Верность измена в отношениях между людьми Рассмотреть антитезу «любовь-измена» можно и под другим углом. Верность и измена в отношениях между людьми. Здесь уместно привести аргументы не только из отечественной литературы. Обратимся к трагедии В. Шекспира «Гамлет». Имена друзей-предателей Гильденстерна и Розенкранца уже давно стали символом вероломства. Решиться на обман принца Гамлета было не так уж трудно, когда измена оплачена. Размышления главного героя о собственной судьбе также связаны с рассматриваемой проблемой, ведь перед принцем неразрешимая дилемма: остаться верным памяти отца, выполнить его просьбу и отомстить, либо уподобиться изменщице-матери и жить, закрыв глаза на правду. Сомнения и метания Гамлета находят свое воплощение в известном монологе: Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? Умереть. Забыться. Свой выбор принц все же делает. Окруженный изменниками Гамлет идет до конца, чтоб вывести вероломных на чистую воду. Не менее яркий пример измены в дружбе рисует А. Дюма в романе «Граф Монте-Кристо». Эдмон Дантес, преданный друзьями, через всю жизнь пронес мысль о мести, о возмездии. Но герою не чужда справедливость. Верный другу капитан Моррель получает неожиданную помощь в самую трудную минуту. Его семья, оказавшаяся на грани разорения, снова получает возможность жить безбедно, спокойно, не уронив ни чести, ни достоинства. Примеры верной дружбы в зарубежной литературе должны быть знакомы школьникам. Здесь и герои романа А. Дюма «Три мушкетера», и команда «Дункана», посвятившая себя поискам капитана Гранта (роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта»), и многие другие произведения.

5 Верность и измена в любви Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены: Его любовь постыла мне. Мне скучно, сердце воли просит... (Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы»). Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же. Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других. Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям. Но я другому отдана; Я буду век ему верна. (Татьяна. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости.

6 По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда-то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным. Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна: «Я вас люблю (к чему лукавить?). / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение. «Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») Бэла и княжна Мери, Вера и ундина такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь? Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее жизнь, где каждый борется за своё место. Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его,

7 готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи тем не менее постоянно неверным в отношениях с женщинами. «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза») Верность и измена это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена предательство трудно простить. «Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир»). История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все-таки осуждает измену героини. «Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Темные аллеи»).

8 Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту». А что же герой? Для него отношения с Надеждой мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство. «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»). Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру. Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты она готова на все

9 ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину. В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству. История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи... Любовь, забыть которую нет сил Тому из нас, кто истинно любил. (Данте Алигьери. «Божественная комедия»). Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной? Измена Родине, любимой, друзьям Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника в ад! Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви: Нет, не клянись Обманчивой луной В любви до гроба деве молодой! Иль будешь, как луна, непостоянен...

10 (Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта»). Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей». Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из таких произведений, как «Мать изменника», сказки «IX, XI» из «Сказок об Италии» М. Горького; «Анна Каренина» Л. Толстого; «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» А. Куприна; «Сотников» В. Быкова; «Тихий Дон» М. Шолохова и др. Верность измена присяге, долгу При таком подходе к раскрытию темы мы явно увидим переклички с темой чести и бесчестия. Ведь измена присяге бесчестит человека. Вероломство делает героя клятвопреступником. "Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака" (Гринев. А.С. Пушкин "Капитанская дочка"). Предатель Алексей Швабрин не берег честь смолоду. Автор характеризует его как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности, как низкого человека, изменника, труса, предателя. Когда во время штурма и взятия Белогорской крепости Швабрин понимает, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, он переходит на сторону Пугачева. Позже, для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. Алексей Швабрин навсегда останется чужим среди своих, своим среди чужих. Он предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. И отношение "своих" к нему всегда будет презрительным. В. Шекспир "Король Лир" В "Короле Лир" представлена целая галерея предателей. Вот любящие дочери клянутся в верности и любви своему отцу, соревнуясь в пышности сравнений и изысканности гипербол. "Как не любили дети / Доныне никогда

11 своих отцов", начинает Гонерилья. Ей вторит Регана: "Не знаю радостей других, помимо / Моей большой любви к вам, государь!". И лишь одна младшая и любимая Корделия говорит просто, искренне: "Я вас люблю, как долг велит, / Не больше и не меньше". Но Лира такие слова не устраивают, подобное поведение дочери видится ему не просто непочтительным предательским. Поэтому он отдает все королевство ее сестрам. Среди этих разборок появляется и Эдмунд, незаконнорожденный сын графа Глостера, служившего Лиру много лет. Эдмунд задумал очернить своего брата Эдгара в глазах отца, чтобы завладеть его частью наследства. Корделия становится королевой Франции и выигрывает. Лир первый месяц живет у Гонерильи, которая его ни во что не ставит, давая понять, кто здесь главный. Дочерний долг забыт. От прежней любви и верности отцу не осталось и следа. Гонерилья предает родного человека, отказывает ему в заботе и внимании. Прилюдное унижение суждено испытать Лиру и от Реганы. И только тогда он осознает, как был несправедлив к Корделии. Эдмунд предает Глостера, который в итоге лишается глаз. Кажется, сама земля не может выдержать этот неиссякаемый поток измен, предательств. Все умерли. Говоря словами Эдмунда, "колесо судьбы свершило свой оборот". Лир сходит с ума. Верная дочь, Корделия, узнав о несчастьях отца, жестокосердии сестер, спешит к нему на помощь. Эдмунд приказывает убить их обоих. Корделию убивают по приказу Эдмунда. Лир не может этого пережить и умирает. Гонерилья закалывается, перед этим отравив сестру. О, эти лживые льстецы! Как крысы, Они перегрызают пополам Святые узы крови, угождают Страстям господ, льют масло в их огонь. И леденят их каменные души. Главная задача, стоящая перед автором сочинения, заключается в том, чтобы определить, какой из предложенных аспектов требует раскрыть заданная тема. Не стоит делать попытки «объять необъятное». Следует сориентировать учащихся на четкое определение заявленной в теме проблемы и подбор материала для рассуждения и аргументации таким образом, чтобы антитеза «верность-измена» не затерялась в рассуждениях о том, «как надо» и «как нельзя».

* Верность другу:

** Фёдор Достоевский «Преступление и наказание» (Дмитрий Разумихин поддерживает своего друга, Родиона Раскольникова, несмотря ни на что)

** Владимир Короленко «В дурном обществе» (Дети из подземелья: Валек и Маруся подружились с мальчиком из «высшего» сословия Васей. Ребята настолько верны друг другу, что готовы не предавать под пытками. Вася даже совершил неблаговидный поступок: украл из собственного дома для больной Маруси куклу, чтобы скрасить последние дни ее жизни)

* Измена другу:

** Александр Пушкин «Капитанская дочка» (Петр Гринев и Швабрин. Некогда дружившие герои оказываются врагами из-за разных взглядов на такие понятия, как честь, верность, благородство. Швабрин в итоге предает Гринева, а из-за любви к одной и той же девушке-Маше Мироновой делает все возможное, чтобы уничтожить Гринева, с которым некогда дружил)

** Михаил Лермонтов «Герой нашего времени» (Грушницкий из-за зависти и ревности идёт на предательство Печорина, так как тот оказался счастливее его в любви. В Печорина влюбляется княжна Мери Лиговская, которая прежде симпатизировала Грушницкому, имевшему на девушку свои планы. Лишённый великодушия, Грушницкий не может простить Печорину своего поражения и решается на подлый шаг - бесчестную дуэль. Он клевещет на Печорина, обвиняя того в близких отношениях с княжной Мери, а во время поединка предлагает бывшему приятелю пистолет, заряженный холостыми патронами.)

** Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» («Мы больше не хотим тебя видеть» — и никакого объяснения. Четыре его лучших друга в одночасье отрезали его от себя — и от его прежней жизни. Через 16 лет уже повзрослевшему Цукуру придется вновь встретиться со своими друзьями, чтобы выяснить, что же на самом деле произошло. Оказалось, Белая обвинила его в изнасиловании и друзья поверили этому)

* Верность профессии/своему делу:

** Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» (о событиях, который произошли в жизни советского лётчика Алексея Мересьева в годы Великой Отечественной войны. Во время боя самолёт подбили немцы. Он спасся, но у него были раздроблены пальцы ног. Восемнадцать суток Мересьев пробирался по лесу. В госпитале ему сделали ампутацию. В результате настойчивых тренировок и огромной силы воли Алексей добился возможности летать, как раньше. В невероятно трудных условиях жизни он остался предан выбранной профессии, выбранному делу.)

** Андрей Платонов «Песчаная учительница» (Мария Никифировна Нарышкина выбрала нелегкую профессию учителя. Когда по распределению ее направили в деревню Хошутово, где «царствовали» пески и не было никакой растительности, она не стала отказываться. В этом маленьком поселении люди умирали от голода, повсюду была нищета и разруха, но Мария не сдалась, а решила использовать свой преподавательский дар во благо: учить жителей бороться с песками. Благодаря ее трудам в деревне появилась растительность, и на

уроки стало приходить больше крестьян. После проделанной работы ее направили помогать кочевому народу. Она могла отказаться, но, вспомнив о безысходной судьбе этого народа, решила поставить общественные интересы выше собственных. Своими поступками и силой духа она доказала, что верность своей профессии не ограничивается стенами кабинета. Мария Никифоровна стала прекрасным примером бескорыстного профессионализма, доброты и отзывчивости и показала, как сложен и важен путь педагога.)

* Верность любимому

** Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта» (дети воинствующих кланов против указов родителей встречаются друг с другом. Джульетта решает притвориться мёртвой и избежать свадьбы с другим. Не зная, что его любимая спит, Ромео принимает яд. Проснувшись, Джульетта видит мёртвого Ромео и убивает себя кинжалом)

** Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита любила своего избранника так сильно, что продала душу дьяволу. Она была готова искать его по всему миру и за его пределами. Она осталась верной ему, даже когда не было надежды найти Мастера.)

** Александр Куприн «Гранатовый браслет» (Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств. Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности — трагическая обреченность на гибель.)

* Неверность (измена) любимому

** Александр Островский «Гроза» (главная героиня Катерина влюбилась в Бориса, изменив своему мужу (Кабанов Тихон), и затем совершает самоубийство)

** Николай Карамзин «Бедная Лиза» (богатый дворянин Эраст соблазняет Лизу, а затем, получив желаемое, бросает её, уезжая «в армию», но затем они встречаются через 2 месяца и он объявляет ей, что помолвлен (ему пришлось жениться на богатой вдове, т.к. он проиграл в карты своё состояние). В финале героиня совершает самоубийство)

** Лев Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова духовно изменила Андрею Болконскому с Анатолем Курагиным) /примеч.: + причины предательства + когда измена оправдана - Ростова, в силу своего возраста и неопытности, не смогла подумать о последствиях своего выбора)

* Верность своему слову

** Леонид Пантелеев «Честное слово» (говорится о мальчике лет семи-восьми, которому во время игры старшие мальчишки доверили охранять воображаемый пороховой склад и взяли с него честное слово, что он не оставит поста. Заигравшись и забыв о часовом, мальчишки давно разбежались по домам, но наш герой остался. В парке уже темнело, когда рассказчик увидел маленького часового, который ни за что не хотел оставлять вверенный ему пост, так как боялся нарушить обещание. И только разрешение майора, которого рассказчик случайно находит на трамвайной остановке, освобождает мальчика от его слова и позволяет идти домой. Рассказчик говорит, что не знает ни имени, ни фамилии, ни родителей этого мальчика,

но одно он знает точно: из него вырастет настоящий человек с сильной волей и сознанием верности слову.)

** Александр Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина была воплощением нравственной силы и искренности. Поэтому она отвергла любовь Онегина и осталась верной супружеской клятве, несмотря на то, что любила его.)

* Верность самому себе

** Иван Бунин «Тёмные аллеи» (героиня сумела сохранить в душе верность своей первой и единственной в жизни любви — к Николаю. Проходят годы, Надежда становится самостоятельной, крепко стоящей на ногах женщиной, но она осталась одинока. Верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.) /примеч.: верность своим принципам + верность любви + прощение предательства/

** Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (Мастер настолько верил в то, что он делает, что не смог предать дело всей своей жизни. Он не смог оставить его на растерзание завистливым критикам. Чтобы спасти свое произведение от неправильного толкования и осуждения, он даже уничтожил его.)

* Верность/измена Родине

** Александр Пушкин «Капитанская дочка» (Пётр Гринёв верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность, когда Швабрин предаёт Родину, честь офицера, друзей, спасая свою жизнь) /примеч.: + причины предательства/

** Николай Гоголь «Тарас Бульба» (младший сын Тараса - Андрий - влюбился в панночку и предал Родину) /примеч.: + непрощение предательства со стороны Тараса)

** Михаил Шолохов «Судьба человека» (Главный герой Андрей Соколов проявил патриотизм, самоотверженность и мужество не только во время военной службы, но и в плену. Герой, будучи очень голодным и усталым, отказывается пить и есть в честь победы немцев. Ведь Андрей до конца верен своему вонскому долгу, он не боится расстрела за свой отказ фашисту. Андрей Соколов - человек с большой буквы. Именно такие люди, преданные Родине, и спасли страну, защитили её.)

Инга Маяковская


Время на чтение: 16 минут

А А

Что может быть приятнее, чем чашечка ароматного кофе вечерком под шелест страниц интересной книги? Только две интересных книги!

Вашему вниманию — лучшие, по мнению читателей, произведения о преданности и верности. Читаем и наслаждаемся!

1-я публикация: 1947-й г.

Интеллектуальная, драматическая и увлекательная проза — экранизированный шедевр литературного сюрреализма от Виана.

Даже сегодня это произведение, увидевшее свет более 70 лет назад, выходит огромными тиражами по всему миру. История любви и преданности в трогательном, неформальном романе-загадке. Никто не останется равнодушным!

1-я публикация: 1925-й г.

Миллионеры бурных 20-х прошлого столетия, сломанные судьбы, ложные цели и бессмысленность культивируемых ценностей: тонкая, изысканная история о крахе иллюзий и нерушимости любви для тех, кто ценит хорошие книги.

1-я публикация: 1940-й г.

Мощный, увлекательный роман, который создавался автором более 10-ти лет. Книга, которая заставляет думать. Книга, давно разобранная на цитаты. Книга, которую стоит прочитать и перечитать.

1-я публикация: 2008-й.

Кого мы считаем нашими самыми верными друзьями? После родителей, конечно. Каждый второй скажет — «собаки!». Именно они, наши четвероногие преданные товарищи, понимают с полуслова, любят беззаветно, всегда ждут домой.

Книга С. Гарта — это история, рассказанная самим псом. Искренняя, талантливая и подкупающая своей добротой книга о любви Энцо к хозяину-автогонщику. В самый трудный час пес не оставит его в одиночестве.

1-я публикация: 1830-й.

Мировой шедевр литературы 19-го века.

Книга о талантливом молодом человеке, поднявшемся «с низов» по социальной лестнице.

Сильная драма, смешавшая социальный «анализ» общества, борьбу честолюбия и жажды славы, а также бурную страсть, за которую платят жизнью.

Авторы: А. и Б. Стругацкие.

1-я публикация: 1964-й г.

Его отправили наблюдателем далеко за пределы Земли — на ту планету, где уровень развития еще схож с нашим «средневековьем». И вмешательство в ход истории недопустимо.

Задача героя — спасение светлых умов государства…

1-я публикация: 1849-й г.

Яркое, богатое на события, ироничное произведение, которое захватывает с 1-х строк. Магия слов и внутренний диалог читателя/автор, легкий слог, отсутствие сантиментов и искусственных образов, запредельный реализм на 800 страницах.

Удивительно живая история с отрицательным героем «в главной роли» — книга «на одном дыхании».

1-я публикация: 1967-й г.

Писатель, книги которого стоят у его почитателей по всем миру.

Магический реализм сочной латиноамериканской прозы, реалистичное и глубокое произведение из рваных сюжетных линий.

Книга для души, для размышлений, для осмысления жизни.

1-я публикация: 1984-й г.

Открываешь книгу и сразу понимаешь — твоя! Срочно на полку, в личную библиотеку!

Эта книга — тот самый вариант, когда под обложкой можно найти целую жизнь. Полное погружение в сюжет, слова и буквы, эмоции героев.

Книга, которая проходит через душу, мозг и даже через кожу мурашками. Любовь и жизнь — белой нитью.

1-я публикация: 1936-й г.

Знаменитый по всему миру роман о жизни троих друзей в тяжелом послевоенном мире.

После возвращения к мирной жизни их преследует призраки прошлого, но унынию нет места, когда рядом друзья, способные отдать последнее ради дружбы, и любовь, которая не знает границ.

Неоднократно экранизированная, покорившая миллионы сердец история — правдивая, как жизнь, не оставляющая иллюзий.

1-я публикация: 1963-й г.

Светлая и грустная история о талантливом человеке, которого судьба заставила полностью переосмыслить свою жизнь.

1-я публикация: 1940-й г.

Бестселлер, переведенный на 25 языков.

Простой сюжет, легкий слог и море эмоций после прочтения. Добрая, трогательная и нестареющая история с «хэппи-эндом» для чтения всей семьей.

Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами о прочитанных книгах!

Тема "Что такое измена?"
Литературные произведения, использованные в аргументации:
- рассказ И. А. Бунина "Кавказ ";
- повесть В. Распутина "Живи и помни ".

Введение:

Что же в современном понимании значит слово "измена"? Для меня её понятие равноценно слову "предательство" и выражению "нож в спину". Это нарушение верности и подлый поступок, который человек совершает против другого человека. Порой измену можно расценивать также и как предательство государства, своей родины. Однако самое страшное, на мой взгляд, это измена собственным взглядам. Человек может запутаться в себе, в других, и вот уже ради мнимых ценностей он обманывает свою семью, его осуждают, но правильно ли это? Конечно, ситуации бывают разные, и никто из нас не застрахован от них, но как же в таком случае быть с изменниками? Неужели прощать?

Для того, чтобы простить, нужно сначала разобраться в ситуации. Ведь всем известна фраза о том, что предавшие один раз, предадут и второй. Поэтому, прежде всего необходимо задуматься, а настолько ли сильно вы доверяете изменившему вам человеку, чтобы давать ему второй и даже третий шанс. На самом деле, прощать или нет-дело лично каждого человека, и оно зависит только от его моральных устоев. Даже в том случае, если человек будет прощён, то простивший его будет время от времени задумываться об этом, вспоминать и припоминать. Простить раз и навсегда, я думаю, у многих бы не получилось, им бы попросту не хватило сил.

Аргумент:

Чтобы проиллюстрировать ситуацию, в которой измена сыграла с человеком злую шутку, рассмотрим рассказ И. А. Бунина "Кавказ". Замужняя женщина уезжает со своим любовником на юг. Её муж после долгих поисков совершает самоубийство. Причина такого поступка остаётся неразгаданной. Убил ли он себя из-за утраты любимого человека или из-за чести, благородства? И всё же, анализируя ситуацию со стороны изменившей ему жены, читатель может сделать вывод, что та поступила подло и неподобающе, в конце концов, она не подумала о чувствах, которые будут терзать её мужа и, самое главное, о последствиях. Измена в данном произведении сыграла ключевую роль в смерти главного героя. Такую измену он не смог простить.

Но вот пример и невозможной верности любимому человеку. В повести В. Распутина "Живи и помни" Настёна, жена дезертировавшего Андрея, на протяжении долгих месяцев помогала мужу выживать в совершенно диких условиях. За всё это время она могла бы его предать, ведь он совершил страшное деяние - предал свою родину. Однако это не помешало Насте проявлять к нему сострадание и человечность. Здесь мы находим пример того самого прощения измены, когда ситуация зависит от обстоятельств. Нам тяжело осуждать Андрея, ведь к дезертирству его побудила страсть к жизни, и также, вероятно, нам не понять всего того, что пережили главные герои в страшные годы войны.

Заключение:

В заключение своих мыслей, хочу дополнить, что измена, какой бы она не была-поступок, носящий ужасный характер. Она может легко разбить жизнь людей, привести к необратимым последствиям. Но также, в измене следует искать причины. Порой то, что кажется нам изменой, вовсе ей не является. Никогда не стоит осуждать людей почём зря, но и быть слишком доверчивым тоже не нужно. Во всём должна быть своя грань, от нас же требуется только внимательность.