Способы поощрения и наказания ребенка в семье. Наказания и поощрения детей, контроль требований и запретов

Правила поощрения

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления.
Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением».
Поощрения должны исполняться. Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребёнка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь долгий и трудный для него день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы.
По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна. Поэтому выделяют ограничители: не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.) за исключением случаев наличия у ребёнка физического недостатка или «комплекса неполноценности»; не хвалить больше двух раз за одно и то же; не хвалить из жалости; не хвалить из желания понравиться. Но обязательно хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Способы похвалить ребёнка

1.У тебя все получилось.
2.Очень хорошо.
3.Отличная работа!
4.Ты на верном пути.
5.Великолепно!
6.Правильно!
7.Это именно то, что надо!
8.Ты сделал это легко.
9.Ты делаешь это очень хорошо.
10.Ты сделал это так быстро!
11.Это невероятно!
12.Вот это да!
13.Я не смог бы сделать лучше.
14.Наконец-то! Я верил в тебя!
15.Супер!
16.Это намного лучше.
17.Именно так!
18.Это неплохой результат.
19.Так держать!
20.Необыкновенно!
21.Прекрасно!
22.Неплохо, очень даже неплохо.
23.Ты быстро учишься.
24.Тебя просто не узнать сегодня.
25.Прекрасная идея!
26.Отлично!
27.Это была первоклассная работа.
28.Замечательно!
29.Лучше не бывает!
30.Это уже успех!
31.Это твоя победа!
32.Ты понял это так быстро!
33.Чудно!
34.Фантастика!
35.Ты сделал сегодня много работы.
36.Вот таким ты мне нравишься!
37.Ты сделал это очень хорошо.
38.Превосходно!
39.Поздравляю!
40.Грандиозно!
41.Мне нравится ход твоих мыслей!
42.Ты превзошел сам себя сегодня.
43.Я верю в тебя!
44.Я очень рада за тебя.
45.Как ты хорошо все запомнил!
46.Большое тебе спасибо.
47.Ты делаешь это очень красиво!
48.Просто здорово!
49.Как ты много сделал сегодня!
50.Я очень горжусь тобой.
51.Совершенно новый подход к делу!
52.Я никогда не видел(а) ничего лучшего.
53.Я знал(а), что ты можешь сделать это.
54.Ты, наверное, долго тренировался?
55.Я горжусь тем, как ты сегодня работал.
56.Это лучшее, что я когда-либо видел!
57.Еще немного, и у тебя это получится.
58.Я счастлив (а) видеть такую твою работу.
59.Ты делаешь это сегодня значительно лучше.
60.Это лучшее из того, что у тебя получалось.
61.Ты хорошо справляешься с этим заданием.
62.Продолжая так работать, ты добьешься еще лучших результатов.
63.Ты выбрал правильный способ, чтобы выполнить эту работу.
64.С каждым днем у тебя получается все лучше.
65.Ты действительно сделал сложную работу играючи.
66.Какой оригинальный способ решения!
67.Теперь ты чувствуешь свои возможности?
68.Ты точно добьешься успеха, если будешь продолжать работать в этом направлении.
69.Твоя ежедневная работа дала прекрасные результаты!
70.Твоя работа доставила мне много радости.

Когда и как следует хвалить?

По мнению опытных психологов, следует хвалить и совсем маленьких детей, и взрослых людей:
при наличии физического недостатка;
при признаках душевных недостатков – склонности к воровству, лживости или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться);
при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности;
в положении гонимого, «козла отпущения»;
после какой-либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности;
после провала на ответственном испытании, на экзамене;
при болезни;
при несчастной любви;
просто так, профилактически – бывают моменты, когда похвала уже только за то, что человек живет, может спасти ему жизнь.
Главный принцип – похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу.

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье»

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет.
Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д.
Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним. Используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился распоряжаться деньгами разумно.
Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Правила наказания

Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
Наказание никогда не должно вредить здоровью.
Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
Наказан – значит, прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Нельзя наказывать лишением любви!

Педагогические требования к применению наказаний следующие:

Уважение к детям. Не ровный голос требуется от родителя, когда он наказывает ребёнка за серьёзный проступок, а уважение к ребёнку и такт.
Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительным на наказания.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и кто сделал это преднамеренно.
Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям.
Соответствие между отрицательным поступком и наказанием.
Значимость. Наказание должно быть значимым для ребёнка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.
Твёрдость. Если наказание объявлено, то не следует его отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость.
Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.

Простые советы родителям

1.Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.
2.Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
3.Всякое повышение требований к ребёнку надо начинать с похвалы, даже авансом.
4.Ставьте перед ребенком достижимые цели.
5.Вместо приказаний ребёнку следует просить у него совета или помощи, как у равного или старшего.
6.Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
7.При необходимости наказания, помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
8.Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания, требования просто не нужны.
9.Любой ребенок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом![i][u][b]

Задачи:

  • Повышение психологической компетентности родителей
  • Знакомство родителей с принципами использования поощрений и наказаний;
  • Способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы для развития ребенка;
  • Профилактика отклонений в поведении детей.

Программа рассчитана на родителей детей от 3-х до 10 лет, а так же их близких родственников.

Формы работы: мини-лекции, групповые упражнения, самостоятельная работа; вопросы к слушателям; ситуации для анализа.

Подготовительная работа: анкетирование родителей (Приложение 1)

Оборудование: магнитофон, ватманы, маркеры, аудиокассета с релаксационной музыкой.

Оформление кабинета

  • Если ребенок чувствует поддержку, он учится быть уверенным в себе

<Рис.1>.

  • Если он живет в атмосфере враждебности, он учится драться


<Рис. 2>.

  • Если ребенок чувствует одобрение, он учится уважать себя


<Рис. 3>.

2. Рисунки детей.

Ход встречи

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу.

Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время прийти на очередное заседание нашего клуба. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему как наказание детей. У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.

Давайте вспомним наши правила работы в группе:

  1. Доверительный стиль общения.
  2. Общение по принципу “здесь и теперь” (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
  3. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
  4. Активность, постоянное участие в работе.
  5. Недопустимость непосредственных оценок человека.

Приветствие (знакомство группы):

Каждый участник называет свое имя и характеризует себя, как родителя, тремя прилагательными.

Психолог: В наши дни среди педагогов, и среди родителей (если посмотреть на результаты анкетирования (Приложение 2) ) бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний.

Давайте начнем нашу встречу, попытавшись ответить на следующие вопросы:

  • Какие наказания и поощрения применялись в ваших родительских семьях?
  • Как вы к ним относились в детстве?
  • Как вы к ним относитесь сейчас?
  • Какие из них оказали на вас наибольшее воздействие?

Человек усваивает 10% того, что слышит, 50 % – того, что видит, 70% – того, что сам проговаривает, 90 % – того, что сам делает. Используя этот принцип давайте приступим к следующей части нашей встречи.

Групповое обсуждение темы “Влияние наказаний на поведение ребенка”.

Члены группы делятся на две подгруппы:

1-я подгруппа – сторонники наказаний; 2-я – противники.

Члены малых групп записывают на большом листе бумаги аргументы. Первая группа записывает аргументы “за” наказания, вторая - “против”.

Есть ли допустимые и недопустимые физические наказания? Или все запрещены?

Психолог: Телесные наказания – недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно теряет свою педагогическую функцию.

Наказание – это не действие со стороны взрослого, а то, что происходит с наказываемым ребенком, то, что он при этом переживает. Цель “не топить” ребенка, а спасти через прощение.

Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.

Обсуждение ситуаций.

1. А сейчас давайте обсудим такую ситуацию:

Ситуация 1 – бить (читает психолог).

Пятилетний мальчик подбежал к девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: “Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!”.

Правильно ли поступил родитель? Почему ребенок не может понять, почему нельзя драться? Каким способом воспользовалась мать, пытаясь доказать сыну его неправоту и добиться от него послушания? Что чувствовал ребенок?

Следующие ситуации пронумерованы и написаны на листочках. Родители по очереди выбирают листок, знакомят с текстом остальных и озвучивают предложенные вопрос. Родители делятся на 2 группы: “РОДИТЕЛЬ”, “РЕБЕНОК”, и отвечают дополнительно на следующие вопросы: “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).

После обсуждения способа наказания относят его к эффективным или бесполезным методам воспитания ребенка. Результаты заносятся в таблицу на стенде (Приложение 3) .

Ситуация 2 – обзывать, угрожать.

“Где ты был, я тебя спрашиваю?! Опять с тунеядцем Витькой?! Поговори еще, поговори, врун. Еще раз увижу чьи-то следы на ковре – ты у меня получишь!”

Ситуация 3 – назначать “наряды вне очереди”.

Диалог матери с ребенком:

– Сережа, почему ты опоздал?

– Мам, мы лепили огромного снеговика.

– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

– Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.

Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? “Наряды вне очереди” прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).

Ситуация 4 – высказать неодобрение.

Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань. Села на стул возле мальчика и сказала: “Ты поступил плохо. Я огорчена твоим поступком”.

Наказала ли мама ребенка? Каким способом воспользовалась она для оценки его поступка?

(Специалисты называют этот способ наказания прямым неодобрением. Оценивая, мы внушаем ребенку: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. В этом случае ребенок либо принимает навязываемую роль, либо не принимает роль хулигана, предателя и борется. Как? Так, как нам этого не хочется.)

Есть ли разница в следующих высказываниях: “Ты плохой” и “Ты сделал плохо”?

Психолог предлагает родителям заменить варианты предложенного высказывания на правильный:

– Ты жестокий – …

– Ты грязнуля – …

Психолог дает понятие о приемах и способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков “Я-высказывание” и “Ты-высказывание”.

“Ты-высказывание” содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”, “Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека. На такие высказывания ребенок обычно отвечает обидой, защитой.

“Я-высказывание” характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации без оценочной характеристики поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, мы оставляем за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослых. “Я-высказывание” – это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения (“Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?”).

Практические упражнения. Тренировка в построении “Я – высказывания”.

“Ты – высказывание” может говорить ведущий (психолог).

Проблема Ты – сообщение Я – сообщение
Сын (дочь) не может выучить стих. О чем ты только думаешь?
Неужели тебе трудно запомнить?
Ты меня в могилу сведешь …
Давай вместе разберемся…
Я надеюсь, что у тебя при старании все получится …
Ребенок грубо ответил Вам на замечание. Когда ты научишься разговаривать с родителями?
Ты вечно дерзишь!
Мне больно это слышать.
Я думаю, что ты просто поторопился.
На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне.
Плохое поведение Ты всегда ужасно себя ведешь! Меня обижает такое поведение.
Ты умеешь быть другим, поэтому в следующий раз будь более сдержан.

Родители обсуждают предложенные диалоги.

Ситуация 5 (не на карточке) – строить Я-сообщение.

Вы который раз зовете дочь к столу обедать. Она отвечает: “Сейчас”, – и продолжает заниматься своим делом. Вы начинаете сердиться.

Какими будут ваши слова? Выберете варианты ответа, который оказался бы более эффективным на ваш взгляд, обоснуйте:

– Да сколько же раз тебе надо говорить!

– Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже!

– Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 6 – отменить ритуал.

Каждый раз на прогулке Маша стала есть снег. Мама перепробовала много разных способов отучить девочку, но ничего не помогало. Однажды маме в голову пришла идея.

– Маша, есть снег нельзя.

– Почему?

– У тебя будет болеть горло.

– Ну и что?

– Раз снек такой вкусный я не буду печь сегодня твой любимый яблочный пирог.

Как вам понравилась идея мамы?

Лишить ребенка чего-то приятного, ожидаемого – более эффективное наказание. Нужно всегда иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, ели он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их если случится проступок действительно ощутимый. Однако, не угрожайте их отменой по пустякам. Например: прогулки, поход в цирк, чтение книг на ночь, просмотр мультфильмов – все это может стать ритуалом для ребенка.

После обсуждения предложенных ситуаций психолог знакомит родителей с памяткой “Если ребенок провинился” (Приложение 4) .

Конечно, эти советы, проверенные практикой, не могут быть восприняты всеми однозначно как руководство к действию и с помощью собственного опыта могут быть изменены. Текст памятки должен быть у каждого родителя. Сначала психолог предлагает самостоятельно ознакомиться с памяткой. Затем организует обсуждение:

  • Каких правил вы придерживаетесь в практике и советуете применять другим, т.к. их использование имело успех?
  • С какими правилами не согласны?
  • Какое из правил вы видите впервые и решили его применить?

Ситуация 7 – наказывать спустя время.

Ребенок что-то испортил, стащил или напакостил. Родители узнают об этом спустя 3-4 недели. Как вы поступите: накажите или простите?

Родители с авторитарным стилем воспитания особенно важно указать на то, что запоздалые наказания напоминают ребенку неприятное прошлое, не дают стать другим. В подобных случаях лучше не наказывать, а простить, поскольку есть риск задержки душевного развития. Ведь даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности совершения правонарушения.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие способы поощрения вы знаете и используете в воспитание детей?
  • Как вы думаете, за что нужно благодарить, хвалить ребенка?
  • Чего надо опасаться во время похвалы?
    В похвале всегда есть элемент оценки: “Молодец, ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая!”, “Ты такой храбрый!”
  • Чем плоха оценка-похвала?

Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок начинает понимать: где похвала там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы – ждать, искать ее. В-третьих, он может заподозрить, что вы неискренны. Пример:

Сын: Не получаются у меня эти буквы!

Мама: Что ты, ты прекрасно их написал!

Сын: Неправда, ты нарочно так говоришь, что бы я ни расстраивался.

Лучше просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения “я”, “мне”, вместо “ты” (“Я-сообщения”).

  • Покупка какой-нибудь вещи – самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший?

Психолог: Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.

Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

Упражнение “Кулачок”

Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

  1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
  2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
  3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
  4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

Памятки для родителей:

Последствия детских наказаний (Приложение 6) .

Что вместо наказания? (советы психолога) (Приложение 7) .

Заключительный этап.

Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка?

Психолог: Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе.

Поэтому одно из главных правил – использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

И если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет.

Неверно поступают родители, отменяющие в порядке наказания ранее данные ребенку обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно иногда отсрочить на некоторое время обещанный.

Что же касается телесных наказаний – то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.

Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Но, ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся. Нельзя использовать в качестве наказания лишение детей еды, прогулок.

“Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности”, - подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. А. С. Макаренко советует родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. Помните, что дети не должны постоянно находиться под страхом вашего гнева и наказания.

Рефлексия результатов встречи:

  • Что было самым важным для вас в течение сегодняшней встречи?
  • Измените ли вы что-то в своем поведении?
  • Какие вопросы Вы хотели бы обсудить в рамках этой темы?

Литература:

  1. Журнал “Психолог в детском саду”/ О поощрении и наказании (из опыта проведения родительского собрания). Автор Резепина Е. А .. 2005, № 3, 80 с.
  2. Журнал “Дошкольная педагогика”/ Психологическая поддержка компетентности семьи в вопроса воспитания и детско-родительских отношений. Лебедева Н. Б. октябрь 2008 г., 55 с.
  3. Журнал “Обруч”/ Мама всегда права. Кузьмишина Т. 2007 № 5, 12с.

Многие родители зачастую задумываются, как правильно воспитать ребенка. Для того чтобы этот процесс происходил правильно, необходимо знать основные принципы поощрения и наказания. В идеале ни одна из сторон воспитания не должна доминировать над другой. Грамотное сочетание – ключ к правильному развитию ребенка.

Основные принципы наказания

В современных реалиях почти все родители стремятся уйти от примитивных форм поведения при осуществлении наказания. Многие родители вообще отказываются от мер наказания, что является неправильным. Наказание должно нести пользу ребенку. Для этого существует ряд правил:

  • Ни физическое, ни психическое здоровье ребенка не должно пострадать во время наказания;
  • Не занимайтесь «профилактикой». Если вы не уверены, что нужно наказать – не делайте этого;
  • После одного проступка должно следовать одно наказание;
  • Наказание не должно быть запоздалым;
  • Ребенок не должен бояться наказания и гнева, он должен переживать о том, что огорчил родителей;
  • Ни в коем случае нельзя унижать ребенка;
  • Если ребенок уже получил наказание, не вспоминайте больше о его проступке;
  • Необходимо сдерживать свои эмоции во время наказания;
  • Трудотерапия – это не наказание. Иначе потом ребенок будет относиться к работе как к наказанию;
  • Нельзя наказывать ребенка во время его болезни; после пробуждения или перед сном; во время принятия пищи; во время обучения или игры; после душевных переживаний или физических травм; при неудачной попытке сделать что-то правильно.

Основные принципы поощрения

Для того, чтобы правильно поощрить ребенка, необходимо помнить, что поощрение может быть и полезным, и вредным. В целях избегания ошибок при воспитании, следуют усвоить несколько правил:

  1. Похвала не должны быть преувеличенной. Главное – искренность. Правильно построенная похвала должна направить ребенка на размышления: так он сможет осознать свои способности.
  2. Одобрять нужно поступок ребенка, не затрагивая весь комплекс умений и личность ребенка.
  3. Нельзя хвалить за то, что ребенок должен делать в естественном порядке (например, правильное социальное поведение).
  4. Одобрение не должно переходить в финансовое русло. Так, ребенок будет не искренен, его стремления будут направлены на зарабатывание денег.
  5. В многодетных семьях важно помнить, что поощрение одного ребенка может вызвать зависть у других.
  6. Недопустимо создавать из поощрения культ еды, иначе возможно развитие чрезмерного отношения к еде.
  7. Поощрение должно следовать непосредственно после хорошего поступка, а не гарантироваться до него.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная школа-интернат VIII вида

ст-цы Тенгинской Краснодарского края

Родительское собрание

«Поощрение и наказание

детей в семье»

Подготовила:

педагог-психолог

Наумова Наталья Евгеньевна

2015 год

Родительское собрание

«Поощрение и наказание детей в семье»

С детьми необходимо мягкое обращение,

потому что наказания ожесточают их. Ш.Монтескье

Если физические наказания повторяются часто,

то они вырабатывают упрямца,

а если родители станут наказывать детей за их упрямство,

то они сделают их еще упрямее. И.Кант

Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью,

так чтобы дети видели,

что конечной целью наказаний служит

только их исправление. И.Кант

Цель : познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.

Задачи:

    формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

    Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей.

    Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье.

Ход собрания:

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

Это к счастью,

Это к счастью!”

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью,

Это сделал я.

Ты разиня,

Ты растяпа” -

Скажет мне семья.

    Вступительное слово.

Уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания «Поощрение и наказание детей в семье». Занимаясь воспитанием детей, мы, конечно, используем всевозможные способы и методы. И главные из них – это поощрение и наказание.

Как воспитывать ребенка, чтобы раскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет, и не может быть.

Точно так же, как нет идеальных детей, и поверьте, не существует идеальных родителей.

Быть родителями – значит, все время учиться ими, быть: развивать интуицию, самообучаться по мере того, как растут дети, помогать себе и им стать ближе друг другу.

Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются.

Нужно ли вообще поощрять и наказывать детей? Разве он должен быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным?

В самом деле, наблюдая иные семьи, где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь задумываться о правильности применения этих, древних как мир воспитательных средств.

И все же поощрения и наказания нужны, только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость, восторг или огорчение, стыд, а порой страх, связанный с наказанием, все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

При подготовке к родительскому собранию, с учащимися 6-х – 9-х было проведено анкетирование на заданную тему. Предлагаем посмотреть, что по этому поводу думают дети?

Результаты анкетирования учащихся.

Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись - они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость - они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать.

Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие его поступки будут предупреждены.

Можно выделить следующие виды наказаний :

* словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);

Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. В общем, просто из - за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы вроде «Всё из – за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» (а то и похуже) сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность. Ведь взрослый является для ребёнка в детстве огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Представляете, какую самооценку сформирует постоянное использование таких высказываний при общении с ребёнком? Принимая на веру эти утверждения, дети начинают думать: «Наверное, я и в правду «идиот», «тупица». Ничего хорошего из меня не выйдет. А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка: опять – таки агрессивность, замкнутость, неуравновешенность и т. д.

Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое?

* физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);

Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее – младших детях, животных, иногда игрушках. А, став взрослым, такой ребёнок сам начнёт применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям. Жестокость порождает жестокость.

Да, к сожалению, зачастую физическое наказание становится не столько «воспитательной мерой», сколько проявлением мести за себя и жестокости по отношению к своим детям.

*наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);

Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными членами семьи никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по необходимости (приглашение к обеду, отход ко сну). Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно, особенно в младшем школьном возрасте, когда семья для ребёнка – главная ценность.

Такой метод наказания применяют и сами дети в среде сверстников. Но в школе, участвуя в наказании своего товарища, они не могут так или иначе не сопереживать ему. Одним такое наказание другого приносит радость, других огорчает. Бывает, что школьники, подражая поступкам взрослых, сами объявляют бойкот тому, кого чаще других наказывает учитель. Наглядным примером такого поведения детей является кинофильм Р. Быкова «Чучело», в финале которого Железная Кнопка кричит: «Тогда я сама всем! Всем! Объявляю бойкот!».

Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

*наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением); Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению

*наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.).

Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям? Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: « Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь здесь идёт о наказании лишением. Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями, так любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр. Психологи называют это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребёнок просто не усваивает материал.

Определить необходимое наказание очень сложно. Оно должно соответствовать проступку. Дети очень чувствительны к справедливости наказания. Если родители используют авторитарные методы наказания, то они оказывают мало влияния на ребёнка.

Каждый воспитательный прием, как лекарство, может приносить пользу, а может – вред.

Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным, отмечающим какое-либо серьезное достижение, требующее значительных усилий.

Поощрение всегда предполагает серьезные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие-то нелегкие для него требования.

Если поощрение не сочетается с разумной требовательностью, оно теряет свою положительную силу воздействия на человека.

И все-таки поощрения детям нужны. Лучше всего, если они не носят материального характера.

По уровню культуры мы очень скупы на похвалу. Она необходима любому человеку, а ребенку – особенно.

Кому не нравится, если его хвалят? Похвала должна возникать спонтанно , ее не стоит планировать, ее нельзя ждать как по расписанию.

Она должна быть конкретной, за конкретное дело. Хвалить следует так, чтобы в похвалу верилось.

Подарки детям – одно из важнейших средств поощрения детей, проявление любви, заботы. Своим подарком взрослые стараются доставить радость. Для детей начальной школы подарки следует выбирать такие, из которых им придется что-нибудь сделать, приложить фантазию: чтобы это было запоминающимся моментом. Предпочтительнее покупных подарков – подарки сделанные своими руками.

Следует отметить, что наиболее существенные педагогические ошибки допускают родители именно при поощрении детей: награда за хорошую учебу.

Поощрять за успешную деятельность – значит постепенно приучать ребенка к тому, что все его действия будут награждаться извне.

Постоянное подчеркивание успехов или качеств ребенка, восхищение его способностей приводит к тому, что дети верят в свою исключительность.

Похвала может дезориентировать ребенка. Если в семье часто хвалят, то у него создается завышенный уровень притязаний и самооценки. В результате формируется эгоцентрическая личность. Нельзя чтобы ребенок делал все ради поощрения, получая его за каждую мелочь.

Похвала приводит к зазнайству , к завышенной самооценке, что может не совпадать с реальной деятельностью ребенка. Тогда все успехи ребенок будет связывать с собой, а во всех неудачах винить других.

Частые похвалы и награды обесцениваются в глазах ребенка, он теряет к ним интерес.

Отсутствие похвалы и подарков, к которым привыкают дети, очень часто приводят к нервным срывам, вызывает капризы, которые со временем очень трудно исправить.

Подумайте, все ли вы делаете, для того чтобы не создавать такие ситуации?

Душевное тепло – это важнейшая основа воспитательного климата, и оно так нужно для нормального роста детей.

Анкетирование родителей.

Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать своё поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили. В заключение предлагаю вам памятку, которая поможет сделать правильный шаг в выборе этих методов.

Презентация «Я буду любить тебя вечно».