Страхи родителей: ошибки воспитания и особенности психологии. Нельзя приуменьшать или обесценивать страх ребенка. Нельзя наказывать за «трусость»

Для большинства родителей, чей ребенок начал учиться в школе, неминуемо встают вопросы: “Как следует относиться к школьным отметкам?”, “Как реагировать на мнение учителя о своем ребенке?”, “Следует ли помогать ребенку в учебе дома или нет?” и т.п. Обычно ответы на эти вопросы определяются полуосознанным и полузабытым школьным опытом самих родителей. Ведь фигура учителя для многих взрослых продолжает оставаться символом контроля и источником тревожности. Будучи одновременно учителем-предметником, классным руководителем и родителем детей я имею свой взгляд на эту проблему. Но сначала остановимся на типичных страхах родителей, которые выделяют психологи:

  • страх перед тем, что его ребенок не получит хорошего образования, а значит, не займет достойного места в жизни. Причем понятие «хорошая школа» часто отождествляется ими с понятием «престижная школа». При этом под престижем многие понимают солидность вывески, высокую учебную нагрузку, большое количество дополнительных занятий и учебных дисциплин. Возможности ребенка, его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще;
  • страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами. И здесь родители либо стараются наладить личные отношения с учителем, либо начинают выступать в роли экспертов действий педагогов;
  • страх, что ребенка будут обижать в школе. В этом случае мы часто сталкиваемся с заменой воспитания у ребенка умения взаимодействовать с другими детьми воспитанием агрессивности;
  • страх перед неделикатностью школы в отношении индивидуальных особенностей детей. Он порождает скрытность родителей, затрудняет конструктивность взаимодействия.

Как родитель я тоже подвержена этим страхам, именно теперь, когда мои дети оканчивают 11 класс, моя тревожность только возрастает. Сначала не ошибиться в выборе предметов для сдачи ЕГЭ, затем получить допуски по всем предметам, написать пробное ЕГЭ, получить необходимые баллы по ЕГЭ для участия в конкурсе в ВУЗе, не ошибиться с выбором профессии.

Ко всем вышеперечисленным страхам, которые выделили психологи добавим ещё несколько – наиболее распространённые. Из своей практики могу сказать, что некоторые родители очень нервно воспринимают оценки своих детей, как, будто эти оценки поставлены им самим. Это происходит потому, что родители бессознательно относятся к оценке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Иными словами, родители, просматривая тетрадь или дневник, часто забывают, кто они сейчас на самом деле: отцы и матери своих детей или же дети некоего Суперродителя, символом которого выступает учитель.

Если мы помогаем ребенку делать уроки, то главным критерием для нас должна быть обратная связь от него типа «понял – не понял», а не то, какую отметку за совместно достигнутое с нами понимание он получит завтра в классе. Поэтому в домашней работе с ребенком не стоит пытаться копировать деятельность учителя: он делает свое дело, а мы должны делать свое. Наша задача – обеспечить ребенку атмосферу безопасного познания, вне зависимости от складывающихся у него отношений с учителем и школьной успеваемости. И, естественно, подчеркнуть, что наши чувства к нему и наше отношение к себе не зависят от оценок, которые он принесет из школы.

В работе классного руководителя мне приходилось сталкиваться с родителями, которые используют бытовые «воспитательные» формулировки типа: «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» или «У мамы из-за твоей двойки заболело сердце – так она расстроилась». К этому же типу эмоционального шантажа можно отнести и интерпретацию родителями школьной успеваемости ребенка как признака его отношения к родителям («Если бы ты нас любил, ты бы не огорчал нас двойками».) Все эти «воспитательные меры», адресованные отнюдь не к познавательной, а к эмоциональной сфере ребенка, будучи во многом обусловлены родительскими «школьными страхами», заставляют и ребенка бояться школы: ведь это пространство, где может произойти нечто, «из-за чего меня будут меньше любить, или, что еще ужаснее, подумают, что я их люблю недостаточно».

Подобного рода эмоциональный шантаж эксплуатирует уже имеющуюся у ребенка способность в отношении своеобразного обмена: менять свои действия на чьи-то чувства и своими чувствами вызывать действия окружающих .

Проявление страхов родителей перед школой
можно наблюдать на родительском собрании, когда вполне уверенные в себе взрослые люди превращаются на глазах в притаившихся и со страхом ожидающих, когда прозвучит их фамилия. Поэтому на родительском собрании я стараюсь говорить только о хороших моментах из школьной жизни ребёнка, обязательно похвалю и ребёнка за его успехи в школе, и родителей – за хорошее воспитание в семье. Если есть негативная информация, то я стараюсь не конкретизировать, а говорить только в общем, не переходя на фамилии. При необходимости поговорить с родителем, я прошу задержаться после собрания для индивидуальной беседы. Эта форма работы намного эффективнее, ибо родитель видит перед собой соучастника его проблемы, а не врага, который хочет его опозорить в присутствии всех родителей.

Иногда родительские страхи перед школой, вынесенные ими из их собственного детства, настолько велики, что находят свой выход в жестоком и агрессивном отношении к детям. Учителя, зная это, чувствуют себя скованными и в оценке таких детей, и в разговоре с их родителями. Взрослый человек, испытывая страх перед "унижением", делает ответственным за свою самооценку ребенка: "Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет. Ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания". Эта позиция носит чрезвычайно распространенный характер: "Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо".
Тогда ребенок вынужден нести бремя двойной ответственности: и за себя, и за эмоциональное состояние родителя. Часто такой груз оказывается непосильным для ребенка, и он выстраивает систему психологических защит от всего сразу: и от школы, и от родителей, и от учения.

Предупреждая страхи родителей по поводу влияния неблагополучных или криминальных компаний, хочется заметить следующее. Если в вашего ребёнка вы с раннего детства закладывали моральные принципы – представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; если вы всегда уважали и ценили его личность; если развивали его ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, то за ребенка вы можете быть спокойны. Но если тревога не покидает вас, есть уникальный, но очень сложный способ решения проблемы, на который редкие родители могут отважиться: воспитывать вашего сына не самого по себе, а вместе с его компанией. Для этого создайте ребятам благоприятные условия для общения в вашем доме. Да, у вас дома будет страшно шумно – это первый минус, вы потратите на это много времени – второй. Но зато ваш ребёнок будет у вас на глазах, а не слоняться неизвестно по каким подъездам. Следовательно, вам будет спокойней – это плюс. Еще один плюс состоит в том, что вы будете знать (а точнее, слышать) об интересах и увлечениях вашего сына, и вовремя сможете на них повлиять. Третий плюс – вы лучше узнаете друзей своего ребенка и сможете разобраться, почему именно эти дети ему интересны.

В условиях развивающегося общественно-государственного характера управления школой типичные страхи родителей, если с ними не работать, способны свести на нет все усилия школы по воспитанию детей. Вот почему так важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

Как только малыш появляется на свет, жизнь родителей превращается в череду постоянных переживаний за него. Каждый этап взросления ребенка сопровождается радостью, гордостью, счастьем и … тревожностью родителей за него. Сначала мамы и папы беспокоятся о количестве съеденных граммов и приросте веса, своевременном появлении зубов и первых неуверенных шагах крохи. Потом расстраиваются за первые неумелые попытки отстаивания себя в детском саду или в песочнице. Чуть позже приходит время родительских волнений по поводу поступления в школу, овладения учебными навыками и умением общаться с одноклассниками. Кажется, что еще немного, и жизнь мам и пап станет чуть спокойнее. Ведь ребенок становится взрослее, и он может позаботиться о себе сам.

Но, как только ребенок входит в подростковый возраст, родительские переживания превращаются в огромные, лишающие сна и покоя, страхи. Мамы и папы с грустью вспоминают то время, когда их малыш доверчиво прятал свою ладошку в их ладони, когда в сотый раз просматривая знакомый мультфильм, смеялся над приключениями главного героя. Они тоскуют по совместным семейным праздникам и по тому времени, когда ребенок нуждался в их заботе и постоянном внимании. Но самое главное, они начинают реально бояться за его жизнь.

«Мне страшно отпускать ребенка во взрослую жизнь, - говорит мама подростка. И, пытаясь справиться со своими страхами, начинает излишне контролировать, принимать только собственные решения, ставить запреты.

Все эти попытки подольше удержать подростка в роли «ребенка» вызывают, обычно, мощный протест и сопротивление с его стороны. Родители начинают больше бояться реакций подростка и увеличивают давление и контроль. Получается замкнутый круг, разорвать который сложно как взрослым (срабатывают стереотипы и привычки), так и детям (они бы и хотели изменить отношения с родителями, но не знают каким образом это сделать).

Самыми сложными и трагичными вариантами подросткового «спасения» из надоевших, «изживших» себя детско-родительских отношений считаются подростковый суицид, ранние сексуальные отношения и употребление ПАВ (психоактивные вещества). И именно этого боятся абсолютно все родители, дети которых переживают непростое подростковое время. Боятся потому, что не знают как себя вести и как реагировать на какие-то пугающие их проявления ребенка, его повышенную раздражительность и агрессивность, или, наоборот, апатию и безразличие, вранье и протесты, молчание и скрытность. Сегодня мы поговорим о возможных мотивах, заставляющих подростков задумываться о самоубийстве, и о причинах появления в их жизни ранних сексуальных отношений и употребления ПАВ.

Сразу хочется успокоить тех родителей, для которых хорошие доверительные взаимоотношения с ребенком всегда были важнее постоянной критики и недовольства. Ведь известно, что подростки, у которых есть рядом человек, способный спокойно выслушать и понять, редко попадают в описываемые нами ситуации. Психологи едины во мнении, что все причины подросткового суицида или склонности к ранним сексуальным отношениям лежат в отсутствии родительского тепла, поддержки и внимания. Абсолютно любой ребенок рано или поздно сталкивается с жизненными трудностями, которые ему приходится преодолевать. Это могут быть: безответная любовь или отвержение одноклассников, одиночество или предательство лучшего друга, отсутствие успехов в учебе или других увлечениях, проблемы с внешностью или физический недуг. Если в подобных жизненных моментах у подростка есть поддержка родителей, он всегда найдет для себя возможность опереться на их опыт, принять оказанную помощь. Если же в сложной ситуации ребенок окажется в одиночестве, либо встретится с непониманием, унижением, оскорблением и давлением со стороны родителей, то его дальнейшее развитие точно будет дорогой в темноту, а не к свету.

Согласно данным статистики, в нашей стране самое большое количество попыток покончить жизнь самоубийством приходится на подростковый возраст (от 13 до 16 лет). Это случаи, когда дети просто не видят другого выхода, кроме собственной смерти, из создавшейся сложной ситуации. И абсолютно точно, любого ребенка можно спасти, если вовремя обратить на него внимание и помочь преодолеть возникшие трудности. Родителям, прежде всего, стоит знать, что ни один ребенок, решившийся на столь отчаянный шаг, не хочет умереть по-настоящему. Это, скорее, его крик о помощи, сигнал о том, что мучающая его проблема кажется ему не решаемой и безвыходной.

Существует, по крайней мере, три самых серьезных мотива, которые толкают детей на попытки суицида и ранний необдуманный опасный секс.

Первый мотив: отношения с родителями. Отсутствие внимания со стороны родителей, невозможность договориться, обращение с ребенком только с помощью требований, запретов и наказаний, абсолютное отсутствие понимания со стороны близких взрослых провоцируют на желание отомстить, сделать «родителям плохо». «Вот умру, и они еще пожалеют, что так со мной обращались», - размышляет уставший от ссор подросток. Ребенок с заниженной самооценкой может принять страшное решение, дабы «освободить родителей от такого ничтожества». Многие подростки на самом деле наивно считают, что, уйдя из жизни, помогут родителям ощутить желанную свободу и дальнейшую счастливую жизнь. Также есть внешне благополучные семьи, в которых дети ощущают отвержение и родительское безразличие. В таких семьях нет семейных традиций и общего времяпрепровождения, там есть всегда занятые собой мама и папа. И есть абсолютно ненужные никому подростки, часто задающиеся вопросом собственной значимости в этом мире.

Вторая крайность отсутствия теплых близких отношений между родителями и детьми, заставляет последних искать замену этим отношениям за пределами семьи. Если в семье требовательный и жесткий отец, который постоянно подвергает издевкам и унижениям подросшую девочку, ей ничего не останется, как поискать любви и внимания у другого мужчины. И девочке не важны ни его возраст, ни её роль в его жизни. Ей хочется только ощутить собственную нужность хоть кому-нибудь. Не находя душевного спокойствия и принятия, девочка будет постоянно менять партнеров и ждать от каждого из них тех слов любви, которые должен говорить каждый отец своей дочери.

Второй мотив: одиночество. Чувство одиночества, испытываемое подростком, довольно часто приводит его к мыслям о самоубийстве или принятию решения о внезапно предложенном сексе. Основной потребностью подросткового возраста является общение. Если подросток одинок, потребность в общении блокируется, то уровень тревожности вырастает в несколько раз. Справиться с собственным напряжением и депрессивным состоянием ребенок не в силах. Именно поэтому любое внимание (пусть даже лишь внимание к телу), проявленное в кризисный момент, ребенок воспримет как помощь. Даже сексуальное насилие может быть объяснено как «минуты нужности кому-то». Если же никакого внимания ребенок так не получает, его одиночество достигает критической отметки, и он совершает уже непоправимый поступок.

Третий мотив: любовные отношения. По причине неразделенной любви подростки совершают не только суицидальные попытки, но и бросаются в «омут» опасных интимных связей с малознакомыми людьми. Желая отомстить оставившему их или не ответившему на чувства человеку, юноши и девушки перестают заботиться о сохранности своего физического здоровья, бесконечными сексуальными контактами заслоняя тяжелые эмоциональные переживания и нанесенную обиду.

Родителям подростков всегда следует помнить, что многие из них совершают столь необдуманные поступки, на самом деле не желая умирать или наносить себе физический вред. Их целью является решение накопившихся проблем или избавление от сильной душевной боли. Если подросток чувствует безнадежность ситуации, он начинает верить, что ему никто уже не сможет помочь. Сложность проблемы, заставляющей его страдать, увеличивается с каждым днем. Именно поэтому, какими бы сложными не были отношения родителей и ребенка, ребенок должен ЗНАТЬ, что родители придут ему на помощь, если помощь ему понадобится. Каждый подросток должен быть уверен в том, что мама и папа помогут ему справиться с любой ситуацией, даже если вчера они, к примеру, все сильно поссорились и родители наказали его за какой-то проступок. Также родители всегда должны быть в курсе того, есть ли у их ребенка хотя бы один друг, который выслушает его и разделит с ним его переживания. Если же подросток тяжело сходится со сверстниками, задача родителей записывать его во всевозможные подростковые клубы, программы для общения и инициировать любую дружбу, даже если избранник ребенка им не очень нравится.

Добрый день, уважаемые читатели. Мы с Вами уже говорили о детских страхах, и почитать о них можно . Но, ни для кого не секрет, что родители (особенно мама) и дети очень тесно связаны эмоционально. Ведь не зря же в народе говориться: «Спокойная мама – спокойный и ребенок».

Чем младше ребеночек, тем сильнее на него влияет страх человека, который проводит с ним много времени. Обратите внимание, если мама тревожная, то тревожным становится и ребенок.

Что такое тревога?

Это эмоция, которая выражает ощущение неопределенности, ожидания каких-то негативных событий. Это страх по поводу будущего. Тревога возникает в ситуациях, когда еще нет реальной угрозы, и может даже не быть, но человек ее ожидает и не понимает, как с ней справиться.

Страх мамы за ребенка. Какими бывают мамины страхи?

Страх за жизнь малыша

Он появляется еще до рождения крохи и сопровождает маму всю жизнь.

Почему появляется страх за жизнь ребенка?

Мама волнуется за то, как пройдут , мама переживает, когда ребеночек долго спит и, тихонько подкрадываясь, прислушивается к его дыханию. Каждая мама волнуется за то, хватит ли карапузу молока. И так всю жизнь…

Каковы признаки маминой тревоги?

Она часто раздражается.
Плачет.
Не ухаживает за собой.
У мамы нарушен сон и аппетит.
Мама постоянно делает уборку.
Не дает себе возможность отдыхать.
Не просит помощи у близких людей.
Целыми днями не отходит от малыша ни на шаг.

Если мама в таком состоянии находится долго, ребенок тоже будет тревожным, ведь не зря говорится, что мама и дитя психологически едины.

Поэтому, чтобы помочь ребенку справится с тревожностью, нужно начинать с мамы.

Как помочь себе справиться со страхами? Как преодолеть мамины страхи?

Полностью расстаться со страхами нам не получится, поскольку мама ухаживает за ребенком, и волноваться за него – естественно. Чего только стоят детские болезни. Но, можно сделать это волнение таким, чтобы чувствовать себя счастливой, а не обеспокоенной.

Для того чтобы себя лучше чувствовать, нужно больше отдыхать, снимать нервное напряжение. Для этого воспользуйтесь нашими советами:

Делайте упражнения для расслабления.
Высыпайтесь. Если чувствуете усталость, ложитесь спать вместе с ребеночком даже днем.
Принимайте теплые ванны.
Не отказывайтесь от помощи близких людей.
Найдите увлечение для души, с помощью которого Вы могли бы расслабиться: читайте, рисуйте, вышивайте, вяжите и т. д. Очень хорошо, например, помогает расслабиться рисование. Достаточно просто отобразить на бумаге то, что Вас волнует, и Вы поймете, что это не так уж и страшно.
Не держите свои страхи в себе. Расскажите их близкому человеку (маме, мужу, брату, сестре) – они помогут Вам их развеять.

Каким еще может быть страх мамы за ребенка и как с ним справиться?

1. Страх за здоровье ребеночка. Или страх перед детскими заболеваниями

Помните, что Ваше грудное молоко обеспечивает ребенку надежную иммунную защиту. Бывают ситуации, когда вся семья заражается , а малыш остается здоровым.

Да, дети часто болеют. Но, от этого становится крепче иммунитет, большое количество заболеваний легче переносится именно в детстве.

2. Страх ошибки

Каждая мама волнуется за то, что по неопытности может допустить ошибку. Но, даже самая юная мама интуитивно чувствует, когда, что и в каких количествах нужно ее малышу. Это инстинкт, и он очень сильный. Не бойтесь доверять ему и своему сердцу.

3. Боязнь за то, что мама не справится с уходом за крохой

Вам нужно понять, что в первое время после рождения ребенка – именно он должен быть самым важным объектом для Вас. Остальные обязанности можно немного отодвинуть на задний план. Поймите, с рождением крохи Ваша жизнь сильно поменяется. Вы теперь не сможете обеспечить идеальную чистоту в доме, но это не страшно. Когда Вы адаптируетесь к новой роли, сможете .

4. Страх за то, что родители не смогут дать ребенку все самое лучшее

Подумайте о том, что перспективы уверенного, надежного будущего есть не у всех. Каждый может остаться без работы, второй половинки, поддержки родителей. А может быть и наоборот. С рождением малыша, Ваша жизнь может сильно измениться, у Вас могут появиться новые возможности.

5. Страх за то, что не получится наладить грудное вскармливание

Некоторым женщинам кажется, что – это целое искусство, которым нужно научиться владеть после рождения ребеночка. Здесь главное настроится на то, что это естественный процесс и никаких особых навыков он не требует. Важно просто с первого раза , а дальше все пойдет, «как по маслу».

6. Страх за то, что ребенок может причинить себе вред

В возрасте примерно 6 месяцев кроха начинает активно изучать окружающий мир. Он ползает, трогает все вокруг, пробует на вкус. Но Вы заранее можете подумать о его безопасности. Уберите предметы, которые могут причинить ему вред. Поставьте заглушки на розетки, постарайтесь сгладить острые углы, обратите внимание на ступеньки.

7. Страх за то, что ребенок упадет

Детки значительно крепче, чем Вы о них думаете. Они в своем развитии проходят сложные этапы, которые просто невозможны без падения, особенно это касается попыток научиться самостоятельно стоять и ходить. Природа наградила ребеночка сильными связками и мускулатурой, но оставлять его без присмотра, ни в коем случае нельзя.

8. Страх за то, что ребенок не проснется

Этот страх преследует всех родителей до того возраста, пока кроха не научится переворачиваться и держать голову. А вдруг он уткнется в одеяло либо матрасик и не сможет дышать? Для этого нужно правильно организовать спальное место карапуза и контролировать его сон.

9. Страх за собственную жизнь

С рождением ребеночка, ответственность за него ложиться на родителей. И страх, что малыш может потерять Вашу заботу, нежность, тепло, вполне объясним. Но, рано или поздно, он отпустит Вас, останется только чувство умиления и радости за малыша.

Родители беспокоятся и волнуются за деток и это нормально, но помните о том, что Ваше беспокойство может передаваться крохе и на этом фоне развиваются другие страхи.

Это инструмент и инструкция по работе с детскими страхами и страхами родителей. Она не только о тревожности и страхах, но и об отношениях родителей и детей, о том, как помочь взрослым понять малышей и подружиться с ними, о том, как помочь детям почувствовать себя счастливее.

От авторов
Введение
Глава 1 — Мамины страхи
Глава 2 — Первые страхи и беспокойства младенца
Глава 3 — И снова о маминых страхах
Глава 4 — Страхи детей от года до трех лет
Глава 5 — Страшные взрослые: Дед Мороз и Клоун
Глава 6 — Как ожидания родителей влияют на ребенка
Глава 7 — Страхи детей от трех до пяти лет
Глава 8 — Мальчишки и девчонки, а также их страхи
Глава 9 — Почему дети боятся врачей?
Глава 10 — О смелости
Глава 11 — Зачем малышу расслабляться?
Глава 12 — Ситуации, которые тревожат ребенка и способствуют появлению страхов
Глава 13 — Когда действительно нужно беспокоиться
Глава 14 — Как подружиться со страхом
Послесловие
Первые отзывы о книге

Если Вам интересен мой отзыв на книгу, вот он:

«Страхи — это то, что есть у каждого человека. А когда у женщины рождается ребенок, то страхов у нее становится еще больше. И не многие мамы задумываются о том, что ее страхи легко передаются и ее малышу.

Книга «Большие страхи маленьких детей и их родителей» рассказывает мамам о том, какие переживания могут возникать у деток с самого рождения, какие страхи передаются от мамы малышу, что делать со своими материнскими страхами (переживаниями) и перечень самых «стандартных» детских страхов.

«Изюминкой» книги является «рецепт» для лечения страхов — сказка. К каждой главе книги написана сказка не только для ребенка, но и для мамы. Сказки помогают родителям стать более уверенными в своих словах и действиях.

Книга подойдет всем будущим родителям, которые с опаской вглядываются в будущую жизнь. Так же можно порекомендовать эту книгу всем мамам, которые уже имеют детей и хотят воспитать их счастливыми».