Своевольный ребенок — ошибки воспитания или трудный характер? Секреты воспитания трудных детей

Несносный характер, трудный ребенок, очень с ним тяжело... Довольно часто приходится слышать подобные жалобы, но значительно реже, чем следовало бы.

Скверный характер, непослушание, лень и неряшливость, как правило, представляются родителям исключительно проблемами воспитания : мы обсуждаем эти трудности с близкими, жалуемся на них друзьям, просим совета, обмениваемся опытом. Пытаемся справиться с нарушениями в поведении ребенка, не задумываясь о том, почему он такой трудный. Безусловно, имеют значение и темперамент, и характер, и навыки общения, усвоенные им в столкновении с действительностью, - здесь возникают проблемы в основном воспитательные и педагогические, надо учитывать здесь очень важный фактор - состояние детского здоровья, в первую очередь здоровья физического.

Ведь и у долго болеющего взрослого характер портится. Что же говорить о ребенке, психика которого вообще неустойчива, а характер только формируется... И то, что по поводу тяжелого характера к психиатру обращаются реже, чем надо бы, а зачастую и с опозданием, достойно сожаления.
- У нее невозможный характер с самого рождения, - энергично, с напором сообщает вполне интеллигентного вида мама двенадцатилетней девочки.

С первого дня она трудная, даже в роддоме кричала и плакала больше других детей. Всегда всем недовольна, с утра ворчит, мрачная, всё не по ней. Медлительная, вареная, неповоротливая... И ужасная грязнуля: моется только если заставишь, комната - форменный свинарник, всюду грязное белье вперемешку с огрызками яблок. Если делаешь замечание, срывается, и так грубо - где только слов таких набралась! И, знаете, мы ее наказываем ремнем.
Женщина умолкает, ждет реакции; детский психолог от комментариев воздеоживается. Беседа продолжается, и выясняется: девочка нездорова с первых дней жизни. Она страдает тяжелой аллергией: почти все продукты вызывают моментальную реакцию - тяжелую экзему; совсем чистой кожа не бывает никогда, высыпания чешутся, мокнут, нагнаиваются. Более или менее здоровой она себя чувствует лишь в Крыму, куда родители увозят ее из Подмосковья, спасаясь от цветущих весной в средней полосе деревьев и трав.
Девочка действительно несколько заторможена и, похоже, подавлена; рядом с многословной, экзальтированной и яркой матерью выглядит особенно мрачной и неуклюжей. Темперамент у них совсем разный: матери все время хочется расшевелить дочку, но это никак не получается... Однако постепенно выясняется: есть у девочки и способности, и интересы. Занимаясь тем, что ей нравится, она оживляется, становится активной, веселеет. Тем не менее ясно: здесь понадобится вмешательство специалиста - обследование, а затем и лечение. Все это подробно излагается матери, но прежде всего категорически запрещено наказывать ребенка физически.
Мать, услышав это, буквально светлеет лицом.
- Правда, ее нельзя бить? Я и мужу могу сказать: доктор запретил! Вы не представляете себе, какое я испытываю облегчение. Ведь я знаю: бить ребенка нельзя, чувствую себя при этом ужасно, гипертонию себе нажила... Но ведь нужно же как-то ее к порядку приучать... А ремень - это единственное, что действует...
Но ребенок-то болен, болен серьезно. Матери это известно, и она «ложится костьми»: лечит, готовит специальную еду, добывает экологически чистые продукты, увозит на несколько месяцев каждый год в Крым... И воспитывает. Воспитывает так же, как воспитывали ее, старается приучить девочку к «порядку». Девочка же, как и всякий человек, страдающий хроническим соматическим заболеванием, эмоционально неустойчива и раздражительна, у нее рассеянное внимание и подавленное настроение. Такой ребенок труден для семьи; но значительно труднее приходится ему самому - ведь зачастую вместо понимания, психологического комфорта и врачебной помощи ему достаются попреки и наказания.
Не менее сложную ситуацию для соматически ослабленного ребенка создает наше бездумное стремление «развивать» его - любой ценой и без учета его реальных возможностей. Слаб и неуклюж - будем заниматься спортом, ходить в походы, тренироваться дома; неловок в движениях, быстро устает - будем каждый день делать физические упражнения. Но они не тренируют и закаливают, а истощают, подтверждая и без того невысокое мнение ребенка о собственных возможностях. Или обычные наши сетования на то, что ребенок ленив и неусидчив, - мы заставляем его сидеть часами за уроками, читаем нотации... Одним словом, «воспитываем», хотя он, возможно, страдает нарушением концентрации внимания, и ему требуется специальная помощь...
Такие примеры можно было бы множить. Обстоятельства самые разные, но по сути все такие ситуации схожи. Мы пытаемся исправить следствие, не задумываясь о причине, и нередко усугубляем для ребенка его и так не очень нелегкую жизнь, сами превращаем его в трудного.

Или вот еще пример из жизни, в котором четко просматривается связь между заболеванием ребенка и его поведением.

Вот девочка-подросток. Родители неустанно пытаются приучить ее к труду, вменяя в обязанности ежедневную чистку пыльных ковров вручную, щеткой для одежды. При этом жилищные условия оставляют желать лучшего, и девочка, проживая в однокомнатной квартире с матерью и отчимом, практически живет на кухне, зимой обогреваясь с помощью газовой плиты. Так ребенок, приходя домой из школы, ежедневно чувствует колоссальную усталость, уже не до уроков, родители ругаются, тот же пресловутый ремень, крики, упреки. А ребенок настойчиво думает о самоубийстве, так как нету сил просто жить, не то что убираться. Родители увлечены проблемой воспитания и наказывают, пилят, упрекают, приводят в пример других хороших девочек и мальчиков. В результате, после очередной диспансеризации в школе выясняется, что у девочки - туберкулез легких. При этом диагнозе все проявления "трудного характера" становятся очевидны.

Лучшее воспитание - это побольше любви и внимания к своему ребенку.

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые . Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.

Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда "трудных" детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так "неразумны"? Да потому, что не знают , как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи . Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!"

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками "отплатить" родителям, и с потерей веры в свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным - нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение .

Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев .

Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас - обида .

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности , а порой и отчаяния .

Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?

Первый и общий ответ на него такой - постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг.Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача - перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, "со стажем". И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или от чего он "воевал". А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Что же касается его привычных "выходок", то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.

Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо "методом подстройки" - вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позволь же мне, наконец, жить своим умом". Помните, что прожить чужую жизнь - задача неблагодарная.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя в этом случае - перестать требовать "полагающегося" поведения. Стоит "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это - единственный путь воспитания.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

Трудный ребенок. Как быть?

Как воспитывать импульсивного, возбудимого ребенка, готового устроить скандал по самому невинному поводу, и при этом не чувствовать себя «самой ужасной матерью на свете» и не сходить с ума от каждой очередной выходки своего чада?

Чаще всего, все начинается как обычно - маленький, умилительно сопящий конверт, перевязанный ленточкой, оказывается в своей кроватке, и в очередь к нему выстраиваются заботливые родственники. Странные вещи происходят чуть позже. Младенец, которому природой назначено мирно спать двадцать часов в сутки, вместо этого днем и ночью кричит, требует внимания и не слазит с рук. Измученные и издерганные родители отправляются к невропатологу, который говорит что-то о последствиях гипоксии и синдроме гипервозбудимости. Лечебный массаж и легкие седативные препараты, лишь немного улучшают обстановку. Тем, кому повезло больше - забывают об этих проблемах вместе с окончанием младенческого периода, и истории о бессонных ночах переходят в разряд семейных легенд. Но не все дети так удачно компенсируются и перерастают свои проблемы. Некоторые из них и в более старшем возрасте остаются очень возбудимыми, плаксивыми и требовательными. А иногда, так начинают вести себя и те дети, которые в младенчестве казались очень спокойными, кричали тихо и слабо, и очень уставали во время кормления.

«Пограничные» дети - за шаг до благополучия

«Как только не называли мою дочь - манипуляторшей и притворщицей, ребенком с ужасным характером и дурной наследственностью, гиперактивной, капризной, невротизированной и даже «одержимой». Совершенно непонятные перепады настроения, тотальное непослушание, сплошные истерики, отказы и протесты - сопровождали весь ее дошкольный возраст. Стало легче только после первого класса. Если бы у меня не было ее старшего брата - покладистого, рассудительного и спокойного парня, я бы чувствовала себя самой ужасной мамой на свете и полным ничтожеством не умеющим справляться с собственным ребенком» - призналась как-то в беседе мама Ольги - двадцатилетней умницы, красавицы и почти спортсменки.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД), пренатальная энцефалопатия (ПЭП), вегетососудистая дистония (ВСД), и прочие странные аббревиатуры могут быть записаны или не записаны в карточке ребенка. Но независимо от этого и так понятно - общаться с ребенком может быть очень непросто, да и его самому тяжело с самим собой: что-то беспокоит, что-то мешает нормально развиваться, воспринимать и адекватно реагировать на события и поступки окружающих. В любом случае, такое поведение основано на нарушении работы нервной системы, различной степени - от самой легкой до довольно тяжелой, проявляющейся в нарушении моторики, задержке речевого развития, поведенческих проблемах, которые выражаются в протестных реакциях, истериках, бурном и активном нежелании выполнять любые правила. Такие дети - действительно, развиваются иначе, чем их более нейроблагополучные (новомодное словечко из слэнга зарубежных коллег) сверстники.

Поэтому, те родители, которым выпал нелегкий жребий растить и воспитывать маленькую вредину - должны всегда помнить о том, что тяжелый характер и «невоспитанность» их ребенка, чаще всего, имеет вполне объяснимую нейрофизиологическую основу. Ведь «плохой характер» или «взрывной темперамент» не появляются из воздуха. Все это закономерное следствие незначительных нарушений мозговой деятельности, причин возникновения которых, помимо генетической предрасположенности в наше экологически неблагополучное время может быть миллион. И если нам не приходит в голову ругать ребенка с плохим зрением за то, что он не может прочитать страницу текста, написанного мелкими буквами, то также следует относиться и к ребенку с нарушением поведения.

И в этом случае, очень важно не столько победить или даже «поломать» непростой характер ребенка, сколько помочь ему адаптироваться и к своим собственным особенностям и к требованиям общества.

Путь в никуда

Любой ребенок растет и развивается, и по мере этого, его нервная система крепнет, процессы возбуждения и торможения становятся более сбалансированными, а его поведение - более адекватным и уравновешенным. Как правило, это происходит в период с 7 до 12 лет. Однако, очень часто происходит так, что к этому возрасту ребенок, имеющие в раннем детстве «тяжелый характер» и поведенческие проблемы приходит с психикой, покалеченной всеми возможными доморощенными педагогическими концепциями, которые чаще всего сводятся к одному - физическому наказанию.

«Я ее один раз так отлупила, что у меня аж рука заболела. Вмиг перестала сладости выпрашивать!» - гордо заявляет на детской площадке мама двухлетней девочки, раздавая «воспитательные» советы. И многие, наслушавшись рассказов о таких «действенных» способах начинают срочно пополнять свой арсенал воспитательных средств. Вот только не у всех детей это проходит без серьезных последствий. «А как еще?!» - удивленно хлопая глазами, заявляет мама пятилетнего мальчика, страдающего от обширных тиков и заиканий. Глубоко вздохнув, психологу приходится в тысячапервый раз объяснять, что наказывая его за «дурацкие кривляния» она только усугубляет проблему, ведь нервная система ребенка и так еле-еле справляется с нагрузкой, а тут еще фактор постоянного страха и дополнительного напряжения.

А сколько скандалов и разногласий возникают между супругами, которые никак не могут согласовать свои позиции по поводу воспитания своего чада с непростым характером! «Это ты его избаловала, на голову сел и ноги свесил!»- кричит папа и хватается за ремень. «Это из-за тебя он такой, потому что отца не видит, то на работе, то на рыбалке!» - парирует мать. «Вырастили малолетнего преступника, по нему тюрьма плачет!» - авторитетно заявляет бабушка. И вся эта безобразная сцена проходит под аккомпанемент воя нашкодившего отпрыска.

Разумеется, последствия такого воспитания очень плачевны - одни дети, выплескивают свою агрессию на все что движется, другие - ищут понимания и утешения на улице, третьи - быстро учатся манипулировать взрослыми и превращаются в домашних тиранов, четвертые - зажимаются, начинают болеть и чахнуть.

Все это специалисты называют вторичными патопсихологическими проявлениями. Они и являются теми самыми «наслоениями», которые появились вследствие даже не столько обычных родительских ошибок воспитания (с кем не бывает), сколько из-за тотального неуважения и неприятия личности ребенка. Нервная система уже в состоянии выдерживать нагрузки, которые предъявляет современному ребенку жизнь, а психологически он уже сломан, подавлен и не способен не то что к продуктивной учебе или работе, а даже к более-менее конструктивному диалогу.

Так, к своим восьми годам, Витя - сын высокоинтеллектуальных и успешных родителей, помимо своего «родного» диагноза «задержка психического развития», был крайне невротизирован очень высокими требованиями родителей, которые, несмотря на советы специалистов, отдали сына в престижную гимназию, с программой которой он не справлялся. Энурез и энкопрез, повышенная тревожность, страхи, нервные тики, писчий спазм - все это было только видимой частью айсберга всех проблем мальчика. Родительские и школьные требования оказались непосильной ношей для его неокрепшей нервной системы. Мозг Вити, вместо того, чтобы спокойно «дозревать» и компенсировать последствия преждевременных родов, был вынужден работать с двойной нагрузкой. А если бы амбициозные мама и папа позволили ребенку развиваться в собственном темпе, много гулять, свободно играть на свежем воздухе, большинства этих проблем можно было бы избежать. Но, к сожалению, таких детей очень много.

Спокойствие, только спокойствие!

Однако, среди детей с минимальной мозговой дисфункцией, есть категория очень возбудимых, и даже агрессивных малышей, склонных к истерикам и негативизму.

«Ему все крушить и ломать, нет, чтобы сказку послушать, порисовать» - вздыхает мать такого забияки. «Вчера в луже валялся, не хотел с улицы уходить, сегодня еле-еле увела его от ларька с игрушками. Он плевался, кусался, орал так, что люди оборачивались и пальцами показывал. На горке толкнул девочку, в малыша запустил ведерком. Я просто боюсь с ним на улицу выходить».

И хотя, каждая такая мама, искренне верит, что ее ребенок «самый ужасный и невоспитанный» - подобные жалобы звучат довольно часто. И если в семье завелся «маленький монстр», пожалуй, не остается ничего другого, как спокойно, терпеливо уверенно и настойчиво учить тому, чему обычно детей не учат - раз за разом объяснять, что посторонним взрослым говорят "вы", что когда все дети в саду делают аппликации, нужно заниматься тем же, что нельзя открыв рот и забыв обо всем идти следом за тетенькой с огромным сенбернаром на поводке.

И конечно, придется забыть о неспешных беседах с другими мамами о новых моделях памперсов и преимуществах соков в баночках, в то время как их дети мирно играют в песочнице.

А для того, чтобы выработать в себе это спокойствие и уверенность, родителям придется научиться очень многому - не реагировать на комментарии окружающих, по поводу поведения ребенка, забыть о своих родительских амбициях и мечтах по поводу всюдууспевающего-суперпокладистого отличника, легко выигрывающего международные конкурсы по музыке, литературе и дзюдо. И отказаться от поездок к строгой бабушке, которая запрещает прикасаться к ее вещам и считает что «приличные дети должны говорить шепотом». И смириться с тем, что тройка - вполне нормальная оценка. Ведь здоровье действительно дороже.

В общем, даже самым юным мамам и папам придется стать мудрее и взрослее, если им выпало воспитывать «трудновоспитуемого» ребенка. И если ребенок истеричен и возбудим, взрослым придется стать вдвое спокойнее - «за себя и за того парня».

А еще родители ребенка, имеющего отклонения в развитии, должны постараться выяснить, что в поведении ребенка является проявлением болезни, а что - уже успевшими сформироваться негативными паттернами поведения, над исправлением которых нужно работать особенно настойчиво. Так, к примеру, рассеянность, которая так раздражает родителей, может быть проявлением дефицита внимания. И ругать, а тем более наказывать ребенка, регулярно забывающего игрушки в детском саду, как минимум, неконструктивно.В то же время, плаксивость и истеричность, может быть как следствием проблем со здоровьем, так и удачно подобранных маленьким манипулятором «отмычек» к сердцу родителей. Поэтому информированность о том, что происходит с ребенком, что можно исправить, а что необходимо просто принять как данность, очень важна.

Что такое слово «сам»?

Ещеодной трудностью, с которой приходится сталкиваться родителям «пограничных» детей является отсутствие у них явного желания делать что-то самостоятельно. И в то время, как его сверстники во время кризиса трех лет, активно борются с заботливыми мамами, бабушками и нянями за свое право надевать колготки, застегивать пуговицы и орудовать ложкой, детей с отклонениями в развитии все это не интересует. Они предпочитают жить так, как им комфортно - пусть мама завязывает шнурки, а бабушка кормит кашей. Не спешат они и приучатся к горшку. Это происходит оттого, что формирование социального «я» у них происходит с задержкой. А это в свою очередь, приводит к тому, что потребности в преодолении трудностей (чтобы убедится в том, что "я могу", как это часто бывает в норме) у таких детей почти нет. Внутренняя мотивация достижения снижена, желание получить одобрение взрослых тоже. Это делает воспитание такого ребенка действительно сложной задачей.

Ребенок, будто всем своим поведением провоцирует взрослых к тотальному контролю. Он неловок и несамостоятелен и родителям приходится многое делать за него. Однако, со временем, это имеет очень негативные последствия. Ребенок становится более тревожным (ведь он много не знает и не умеет, без мамы этот мир кажется ему враждебным), мнительным (ведь постоянные одергивания и замечания не позволяют сформироваться уверенности в себе), инфантильным (ведь с каждым месяцем расстояние между тем, что может и умеет он и его сверстники - растет). Помимо этого, гиперопека не позволяет ребенку практиковаться в умении планировать свои действия, в произвольной регуляции своих движений и душевных порывов, в самоконтроле и внимательности.

Получается замкнутый круг - с одной стороны ребенок не имеет особого желания развивать именно те качества, которые и так у него отстают в развитии, с другой - родители, своей чрезмерной заботой и контролем, не позволяют ему это делать. И надо сказать, очень упорно, не позволяют ребенку взрослеть и развиваться, путая заботу с гиперопекой. Мотивы такого поведения родителей очень просты - гораздо удобнее иметь дело с ребенком, который полностью зависит от взрослого. Таким ребенком проще управлять. Он больше нуждается в опеке взрослых, что позволяет им испытывать чувство своей собственной значимости и восстребованности. Но потребность матери, а иногда и отца, подольше сохранить симбиотическую связь с чадом, оборачивается для него катастрофой. Разрыв между желаниями, потребностями и возможностями подрастающего человека увеличивается с каждым месяцем, а умения, навыки и простой жизненный опыт, которые уже есть у сверстников, у такого ребенка отсутствуют. Вместе с ним растет, формируется и крепнет его комплекс неполноценности.

Прочь из замкнутого круга

Поэтому от родителей требуется обеспечить физическую безопасность ребенка, но заставить себя перестать беспокоится за чистоту в квартире и сохранность не самых ценных вещей, . Ребенок должен сам ощутить на деле действия своих поступков - что разлитый на пол сладкий чай, если его не вытереть, противно липнет, что забытый на столе кусок хлеба очень быстро зачерствеет и станет невкусным, что заброшенную неизвестно куда шапку придется долго искать перед прогулкой. Единственное условие - устранять последствия своей невнимательности или неосторожности ребенок должен сам. Поэтому, прежде, чем бросаться с криками «осторожно, разольешь!» на помощь чаду, неуклюже пытающемуся налить лимонад из большой бутылки, стоит задуматься - а может, ему нужны эти ошибки? Разлил - вытер за собой, насорил - убрал. Об этих несложных правилах вполне можно договориться. Однако очень часто родители не придают значения этим очень простым на словах, но очень непростым на деле вещам.

Ведь, в норме, маленький человек должен сам стремиться разрывать пуповину, связывающую его с матерью. Если этого не происходит, родителям нужно спокойно и ненавязчиво стимулировать ребенка к выполнению самостоятельных действий. Ставить его в ситуации, когда он будет вынужден принимать самостоятельные решения и делать что-то для самообслуживания.

Так, к примеру, одной маме шестилетнего мальчика, который наотрез отказывался одеваться сам, приходилось выдумывать ситуации, когда она ждала сына во дворе, а мальчик должен был одеться, закрыть дверь и спуститься во двор, чтобы пойти с ней в магазин «за подарком».

В другой ситуации, когда восьмилетняя девочка рано просыпалась и будила мать, чтобы та накормила ее завтраком, папа девочки научил ее делать бутерброды и объяснил на какой полке холодильника будут лежать продукты для ее утренних трапез. И хотя мама поначалу сопротивлялась (так как она считала своим священным материнским долгом «накормить малышку»), уже через несколько дней это позволило всей семье вздохнуть с облегчением. Девочка могла позаботиться о себе и не будить никого во время своих утренних трапез, за что потом получала свою долю внимания от благодарных выспавшихся родителей.

И арсенал подобных родительских хитростей должен быть очень велик. Что делать, если уж пришлось воспитывать нестандартного ребенка, стандартные методы здесь могут быть бесполезны. Зато можно каждый день придумывать новые гениальные психологические приемы, для воспитания несговорчивого чада.

Однако, прежде, конечно же стоит обучить несложным алгоритмам действий - прежде чем выйти из дома, нужно проверить выключены ли все бытовые приборы, взять ключи на полочке и закрыть дверь на замок. Для того, чтобы эта ситуация была возможна и опыт удался, предварительно следует разбивать все эти действия на более мелкие операции - научить ребенка открывать и закрывать ключом дверь, выбирать одежду по погоде, выключать бытовую технику.
Если всего этого не делать, ребенок, конечно же, тоже будет расти и развиваться. При условии нормального интеллекта, который всегда выступает как очень значимый ресурс развития, многие эти проблемы исчезнут. Однако ребенок будет расти с ощущением своей неполноценности и инаковости (которую, к сожалению, и упорными занятиями не всегда удается преодолеть) и менее приспособлен к посещению детского сада, а потом и школы.

Сдерживающий фактор

Еще один очень важный шаг к гармонизации не только развития ребенка, но и отношений в семье - установление границ (состоящие из запретов и разрешений) и согласованных правил. Дети, нуждаются в ощущении безопасности, а дети с отклонениями в развитии - особенно. Им нелегко справляться с собственными аффектами, поэтому мир вокруг них должен быть понятен, стабилен и структурирован. И если сегодня мама разрешает то, что вчера она категорически запрещала, а папа запрещает то, что разрешал позавчера этот мир кажется очень нестабильным, а взрослые - крайне ненадежными существами. И это вызывает у ребенка потребность каждый раз проверять эти границы, на прочность, и желание манипулировать взрослыми. Поэтому, в семье должен существовать свод никогда-низачто-ненарушаемых правил, которые должны быть хорошо известны ребенку. Чтобы правила работали, их не должно быть много лучше 5, а максимум 7-8.

Относительно всех прочих больших и мелких, глобальных и локальных конфликтов и конфликтиков всегда можно договориться. И именно это слово «договариваться» должно лежать в основе воспитания ребенка с трудным характером. В своей замечательной книге «Взрывной ребенок», ее автор американский психиатр Росс Грин, предлагает подход к воспитанию детей с нарушениями поведения, который называется «метод совместного принятия решений». Он заключается в том, что родители вполне благожелательно и спокойно предлагают ребенку самому найти компромиссное решение, для выхода из сложной ситуации.

Наряду с развитием самостоятельности, формирования ответственности за свои поступки, такой подход, значительно облегчает жизнь родителям трудного ребенка.


Редких родителей не выводит порой из себя ребенок. Однако некоторые дети кажутся неуправляемыми от природы и плохое поведение для них – норма.

ХОРОШИЕ РОДИТЕЛИ

Строптивость, капризы, ничем необъяснимое упрямство таких детей могут вызывать у родителей не только приступ гнева, но иногда и враждебности. При одной только мысли о подобном отношении к собственному ребенку у любящих родителей появляется чувство ужаса. Но это нормальная реакция и с этим можно справиться. Во-первых, абсолютно недопустимо думать и тем более говорить вслух, что вы не любите своего ребенка. А прежде чем помочь своему чаду изменить поведение, родители должны отбросить эмоции, чтобы четко увидеть стоящую перед ними конкретную проблему. По большому счету, все родители в той или иной степени испытывают двойственное чувство к своим детям – хотя большинство из них боится даже признаться себе в этом. Произнести вслух, что ваш ребенок недостоин любви – равнозначно признанию своей родительской несостоятельности, считают американские психологи. "Это то же самое, что получить неудовлетворительную оценку в своей родительской зачетной книжке”, – заявляет Джейн Григ, специалист по вопросам семьи и брака из Нью-Йорка. Родителям трудно привыкнуть к мысли, что их можно вывести из себя. Всех с детства учат, что неумение владеть своими отрицательными эмоциями – это плохо. Поэтому каждый раз после вспышки гнева вы испытываете чувство вины. Но, когда дети плохо себя ведут, открыто не повинуются и игнорируют вас, очень трудно поверить, что они делают это не специально. Когда ребенку 4 года, вы можете дать более или менее разумное объяснение его упрямству ("он еще не понимает”). Но когда ему 14, вы абсолютно уверены, что он уже все понимает или, по крайней мере, должен понимать. "Я видела многих обиженных, подавленных и растерянных родителей, – говорит Нэнси Самалин, руководитель Центра работы с родителями в Нью-Йорке. – Они уверены, что дети умышленно их раздражают, перечат им и спорят”. Конечно, если плохое поведение ребенка вы принимаете на свой счет, строить с ним отношения становится очень трудно. И чем он старше, тем сложнее это сделать.

Постоянные неудачи и переживания родителей по этому поводу могут стать причиной страха, что вся ответственность за возникшие с ребенком проблемы целиком лежит на них. Многие отцы, однако, предпочитают всю вину за антисоциальное поведение ребенка переложить на мать. "У большинства из нас, еще до того как мы станем родителями, уже имеются определенные представления о том, какими мы будем родителями и как мы будем воспитывать своего ребенка, – говорит врач Мелани Кацман, специалист из медицинского центра в Нью-Йорке. – А когда ребенок не оправдывает наших ожиданий, разрушается наше чувство родительской ответственности”. Специалисты считают, что для решения проблемы родители должны поставить себя на место своих детей. Потребуется много времени, чтобы сделать даже незначительный шаг вперед в изменении поведения трудного ребенка.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК – ЛИЧНОСТЬ

"Понимая умом, многие родители с трудом осознают это эмоционально, – говорит врач Роберт Музыкантов, психолог из больницы Линден Оукс, штат Иллинойс. – У них естественное желание защитить свое чадо и им трудно признать тот факт, что у ребенка могут возникнуть проблемы, в решении которых они не в состоянии ему помочь. А ведь иногда надо просто отойти в сторону и не вмешиваться в его дела”. Вспомните хотя бы время, когда ребенок только родился. Всегда ли вам удавалось прекратить его плач? Легко ли было вам заставить его съесть кашу? И сейчас вы не сможете запереть его в комнате, чтобы заставить делать уроки. Пока поведение ребенка не противоречит закону или действительно не становится опасным для его здоровья, лучше просто наблюдать за естественным развитием событий.

ПРОЯВЛЯЙТЕ СВОИ ЧУВСТВА В ТАКОЙ ФОРМЕ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ХОТЕЛ ИХ ПРИНИМАТЬ

Дайте понять ребенку, что несмотря на его плохой поступок или дерзкое поведение, вы все равно его любите. Как бы вам ни хотелось уломать ребенка и заставить его сесть за учебники, как бы вы ни негодовали по поводу отказа помочь вам что-либо сделать, помните – реальные перемены в его поведении возможны лишь в том случае, если вы найдете в нем единомышленника. Называя его глупым и ленивым или требуя: "Пора повзрослеть и вести себя соответственно возрасту”, – вы тем самым вызываете в нем чувство обиды и унижения, что еще больше усложняет ваши отношения. Старайтесь, выражая свое негодование его поведением, не принижать человеческое достоинство и самолюбие ребенка. Вы никогда не завоюете его уважения и доверия обвинениями или наказаниями. И если вы критикуете ребенка за несносный характер, а не за плохое поведение, он займет глухую оборону и с ним будет еще труднее договориться.

НЕ БОЙТЕСЬ ОГРАНИЧИВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ

Однако признание того, что ваш ребенок самостоятельный человек, отнюдь не означает, что ему все дозволено. Вам необходимо четко сформулировать свои пожелания, правила поведения и неукоснительно придерживаться их, не впадая в излишнюю строгость. Когда ваш капризный 5-летний ребенок на практике определяет границы дозволенного, вы проявляете благоразумие; проявляйте такую же дипломатичность со строптивым 15-летним подростком, который не хочет открывать учебник. Если вы будете слишком сильно давить на него, дерзкий ребенок и впредь не захочет вам повиноваться. Вы также не продвинетесь вперед, если будете требовать от него, чтобы он обещал никогда больше не курить и не пить. Намного действеннее дать ему понять, почему вы не одобряете эти его привычки. Правила должны быть жесткими и последствия за их нарушения четко сформулированными. Найдите способы обсудить со своим ребенком варианты решения всех возникающих проблем и последствия, которые его ждут в случае непослушания: "Ты задумывался о том, что произойдет, если будешь прогуливать уроки? Классный руководитель сказала, что тебя временно могут отстранить от учебы и все лето тебе придется сдавать зачеты и экзамены. А в результате ты не сможешь совершить уже запланированную поездку”. Вне всяких сомнений некоторые ваши указания должны выполняться без обсуждения, особенно когда это касается вопросов безопасности.

Объясните детям, что если они откажутся вас слушаться, вы будете вынуждены контролировать их поведение, как это делают с маленькими детьми.

НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СВОИМИ ТРУДНОСТЯМИ

Дети не всегда умеют объяснить, что их волнует и тревожит. Их поведение – иногда единственный способ выразить свои чувства. Поэтому родители должны постоянно пытаться определить причины того или иного поступка ребенка. Плохое поведение может быть также попыткой преодолеть какую-то стрессовую ситуацию. Родителям следует устранить причину детских переживаний и научить ребенка преодолевать трудности. Как только вы определите причины плохого поведения, вы получите благоприятную возможность помочь ребенку понять себя и свои чувства. Однако помните, что ваши пожелания должны высказываться не в негативной, а в позитивной форме. Не говорите ребенку, что он не должен это делать, скажите лучше, как бы вы хотели, чтобы он себя вел. Будьте терпеливы и ставьте перед ним небольшие и достижимые цели. Поведение не меняется в одночасье. Если у вашего ребенка за целый день было не пять вспышек раздражения, как обычно, а всего две – это уже большой прогресс. Когда вы чувствуете, что не можете самостоятельно справиться с поведением ребенка, без колебаний обратитесь за помощью к специалистам. Опытный психолог поможет вам и вашему ребенку разобраться в своих чувствах и подскажет, как прийти к взаимопониманию.

МОЖЕТ БЫТЬ, ПРОБЛЕМА В ВАС?

Иногда причиной конфликта с ребенком могут оказаться ваши проблемы. Обратите внимание на свое эмоциональное состояние. Может быть, у вас какие-то сложности на работе или вы поругались с близким человеком? А может быть, наблюдая как ваш ребенок постепенно становится независимой личностью, вы чувствуете себя менее нужным ему? В этом случае беседы с другими родителями, учителями в школе или специалистами могут развеять ваши тревоги и подсказать решение проблемы.

С КАЖДЫМ РАЗОМ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ

Вместо того, чтобы при каждой неудаче выражать свое недовольство и тревогу, попытайтесь увидеть в ребенке прилежного маленького человека, которому вы хотите помочь найти себя. Можно также пересмотреть надежды, которые вы возлагали на своего ребенка, чтобы не впадать постоянно в отчаяние. Вы должны понять для себя, что несмотря на неприятие поведения вашего ребенка, вы продолжаете его любить.

ГОВОРЯ "НЕТ”, ДЕРЖИТЕ СЛОВО

Все родители знают, что дисциплина должна быть всегда и во всем. Однако об этом принципе легко забывают, когда сталкиваются с отпором со стороны непослушного ребенка. Вот несколько советов управления детьми, которые огрызаются.

* Отделяйте проблему от личности ребенка. Прежде чем добиться взаимопонимания, ребенок должен знать, что вам не нравится его поступок, а не он сам. Вы можете сказать что-то типа: "Я люблю тебя, но ненавижу, когда ты мне лжешь”.

* Твердо и спокойно скажите ребенку, чту вы считаете недопустимым в его поведении и каким вы хотели бы его видеть.

* Когда ребенок постоянно отказывается что-то делать, спорит с вами или меняет тему разговора, используйте технику заезженной пластинки – повторяйте свой приказ или предупреждение снова и снова.

* Пытайтесь решать проблемы в духе сотрудничества. Прежде всего сформулируйте основные правила. Выделите определенное время для обсуждения спорных вопросов. Договоритесь относиться друг к другу с уважением. Это значит, что во время разговора нельзя ни кричать, ни иронизировать, ни отвечать грубостями. Далее договоритесь, что в течение определенного времени – скажем, пяти минут – вы можете высказать друг другу все. Когда рассказал один, другой должен повторить все его или ее претензии, чтобы быть уверенным, что они правильно услышаны и осознаны.Затем обсудите сообща пути их решения, по очереди перечисляя все возможные варианты.

* Вы в чем-нибудь пришли к согласию? Пошли ли вы оба на взаимные уступки, чтобы достигнуть компромисса? Практически все дети – 4 им года или 14 – готовы к сотрудничеству, когда их понимают и ведут с ними диалог.

Если ваш отпрыск не поддается контролю – не отчаивайтесь. Вы тем не менее можете оказывать на него влияние. Для этого нужно, чтобы родители видели в своем ребенке потенциального союзника, а не противника.

Однажды Микеланджело Буонарроти спросили, чем он зарабатывает на жизнь. Микеланджело не стал говорить, что он художник «Я отсекаю лишний мрамор, чтобы раскрыть хранящуюся внутри камня красоту», - сказал он. Воспитание сложных детей похоже на процесс выживания.

Навыки выживания для родителей трудных детей

Сложные дети - это те люди, которые могут изменить мир. Своей энергией, своими порывами они способны внести любые перемены. Они отчаянные борцы за жизнь. Но вряд ли они смогут раскрыться без мудрой и тактичной помощи родителей. Папам и мамам таких детей требуются терпение, доброе сердце и добрая душа.

«Терпеливый слух»

Говоря о терпении, я имею в виду «терпеливый слух» - то есть умение выслушать ребенка, понять его истории, понять ценности, которых он придерживается, понять надежды, мечты и разочарования, таящиеся внутри него. Это настоящая проблема, потому что большинство людей способны либо говорить, либо ждать очереди, чтобы заговорить.

Освободите уши и откажитесь от подростков, притворства и условностей, которые заставляют нас делать неправильные выводы. Всегда легче говорить что-то, чем слушать, но сложные дети не похожи на остальных, они уязвимее других детей, поэтому наберитесь терпения и все-таки выслушайте их.

Родителям сложных детей часто приходится слушать «между строк». Сложные дети в пылу страстей говорят очень обидные и надрывающие сердце вещи. Способность родителей разглядеть (расслышать) за обидными словами страх и волнение позволяет им оставаться спокойными в бурное время и сохранить доброжелательность в семье.

Доброе сердце

Доброе сердце предполагает способность сочувственно относиться к детям, видеть позитивные стороны в их поступках, то есть, иными словами, способность разглядеть то, чего в самом деле хотят добиться дети своими поступками.

Сильное возбуждение сложных детей может вызвать у некоторых взрослых желание контролировать их. Но бессмысленных битв лучше избегать. Лучше вспомнить об огромном потенциале этих детей и попытаться раскрыть их внутреннюю красоту.

Родители сложных детей, как правило, получают массу советов. Большинство из них бесполезны и напоминают нечто похожее на «розги пожалеешь - ребенка испортишь». Не слушайте таких советов, ищите свой путь. Никто не знает вашего ребенка лучше вас. Мы все допускаем ошибки время от времени, теряем контроль над собой и утрачиваем перспективы.

В конце концов важно не то, что вы выполните все педагогические инструкции, а то, что вы сделаете все возможное, чтобы остаться другом своего ребенка, готовым признать свои ошибки, всегда сдерживающим свои обещания и сохраняющим добрые отношения невзирая на обстоятельства.

Я слышал, что Моцарт написал однажды музыкальное произведение, которое было абсолютно гармонично и сбалансировано с точки зрения техники. Но оно оказалось бездушным и скучным. Тогда он переписал его часть, добавив диссонирующие отрывки и некоторые ноты, звучащие несколько дольше обычного в таких произведениях, чтобы создать напряжение и драматичность. В некоторых случаях люди схожи с этим: наше несовершенство делает нас интересными.

Доброе сердце предполагает также сочувственное отношение к себе.

Добрая душа

Добрая душа требует времени для самовосстановления. Воспитание - самая тяжелая и самая прекрасная работа из всех существующих, а воспитание сложных детей, ко всему прочему, напоминает забег на выносливость в снежный буран ночью. Находя время для собственного сна, обеспечивая себя всем необходимым для жизни вне дома, а также смеясь, вы не только помогаете себе сохранить перспективы, но и воспитываете в себе более правильного родителя.

Кларисса Пинкола Эсте, автор книги «Женщины, бегущие с волками» («Womcn Who Run With the Wolves"), изобрела прекрасную концепцию под названием «жизнь ручной работы». Каждый человек напоминает гончара, который придает форму собственной жизни, отсекая излишки и сглаживая неровности. Конечно, проще (а иногда это неизбежно) придавать форму своей жизни с помощью посторонних людей и внешних сил. Однако только вы отвечаете за сохранность собственной неповторимости.

Сложные дети часто обуреваемы желанием соответствовать окружающим, пусть даже ценой собственной индивидуальности. Поддержка родителя, который учит быть социально успешным, не отказываясь от индивидуальности, помогает сложному ребенку не упустить из виду свои сильные стороны и развить таланты. В этой связи важно взглянуть на самого себя. Родитель, не подстраивающийся под общие мерки, способен доказать сложным детям, что всегда нужно оставаться самим собой.

Сложных детей не нужно исправлять и чинить, потому что они не ломались. Однако их нужно научить проявлять свои сильные стороны и, главное, - научить способам общения в мире. Таким детям необходимо показывать, как преуспевать в жизни, и лучшие люди, кто может это сделать, - вы, родители.

В вопросе «ручной работы» приходится быть немного разрушителем и контрреволюционером. В мире, где люди мчатся все быстрее и быстрее, работают все больше и больше, а смеются все меньше и меньше, важно помнить, что именно связь с другими людьми - главным образом с семьей - придает смысл жизни.

Стоит задать себе четыре вопроса:

1. Когда вы перестали петь?

2. Когда вы перестали танцевать?

3. Когда вы перестали слушать и рассказывать истории?

4. Когда вы разочаровались в молчании?

Стройте причастность

Причастность - существенная часть сопротивления злу. Это самый сильный из известных нам барьеров на пути к суициду, насилию и наркомании. Сложному ребенку необходимо умение сопротивляться, а где он может его получить, как не от вас!

Причастность предлагает лекарство от страхов детства - отверженности, одиночества и заброшенности. Сложные дети боятся этого больше других детей.

Когда семейная жизнь протекает слишком бурно, с часто повторяющимися скандалами, с выяснением отношений, чувство причастности уменьшается. Так давайте подумаем, как вернуть его назад.

Развитие умения сопротивляться плохому и развитие чувства причастности в семье требуют

1) определенной стратегии воспитания; чувства причастности;

2) развития культуры взаимодействия;

3) ясности по поводу того, чего вы хотите.

Намечаем стратегию воспитания

Определите, что вам нравится, а что не нравится в собственном ребенке, какие качества помогут ему в жизни, а какие, наоборот, навредят. Надеюсь, это поможет вам определить стратегию воспитания.

Изменение чувства причастности у сложного ребенка требует некоторого времени. Сначала подумайте, как вы можете улучшить свои отношения с ним. Один отец решил играть с сыном в компьютерные игры каждый день по полчаса. Другая мать разработала план, как дать всем в семье знать, что их любят.

В старой поговорке говорится: одной то же дело приводит к одному и тому же результату. В семье, где нарушены связи, вам придется начать с чего-то необычного, чтобы построить прочные отношения со своим сложным ребенком. Придумайте, что может понравиться вашему сыну или дочери, и займитесь этим. Хотя бы на двадцать минут забудьте о том, что вы взрослый человек, перестаньте быть требовательным, займитесь чем-нибудь таким, чтобы ребенок заполучил вас в свое распоряжение. Вот некоторые мысли на этот счет.

Создавайте культуру взаимодействия

Родители сложных детей часто жалуются, что им иногда кажется, что под одной крышей живут совершенно разные люди. Это существование, а не полноценная жизнь, говорят они. Семья уничтожена конфликтами, разногласиями и откровенной враждебностью. Время от времени такое происходит со всеми семьями.

Миссис Хармон рассказала про свою дочь Эмили: - Жизнь стала похожа на ходьбу по осколкам. Всякий раз, когда мы просили сделать ее что-нибудь, начиналась настоящая война. В какой-то момент стало проще вообще ни о чем ее не просить, не привлекать к участию в жизни семьи. Постепенно мы перестали общаться. Но при этом и мы, и она чувствовали себя несчастными.

Просьба о сотрудничестве

Создание культуры взаимодействия означает рост ваших собственных ожиданий о возможностях семьи.

Первое, что необходимо сделать, - это повысить число требований в семье. Люди не смогут научиться быть полезными, пока вы не предоставите им возможность оказывать помощь другим.

Большинство семей, где есть сложный ребенок, бросают попытки просить его о помощи. Это вполне понятно: вероятный результат не стоит душевных затрат. Проблема в том, что такая политика ведет к атмосфере жертвоприношения, а не взаимопомощи. Просить надо, просить полезно. Просьбы ведут к дальнейшей, большей взаимопомощи. Если вас просят что-то сделать и вы делаете это, вы наверняка поможете и в следующий раз. Увы, сложных детей не часто просят помочь, родители и учителя давно отказались от этого.

Просьба всегда должна быть вежливой, независимо от ее важности:

Я понимаю, что в семьях со сложными детьми далеко не все просьбы встречаются с энтузиазмом. «Да, мам, я сделаю это прямо сейчас» - такого вы не услышите. Все нормально, так и должно быть на первых порах. Но и вам следует изменить свою тактику. Теперь вы будете не только чаще просить, но и попробуете чаще говорить «да».

Когда вы получите равнодушное «нет» в ответ на просьбу, не выпускайте пары. Мило улыбнитесь и пробормочите что-то похожее на «Что ж, спасибо и на этом» - и сразу уходите. Не задерживайтесь и не вступайте в дискуссию. Ваша цель - создание более позитивной атмосферы в доме, а не развязывание войны!

Демонстрируйте готовность к взаимодействию

Родители сложных детей признаются, что они часто отвечают «нет», потому что не знают, во что все выльется. Отнеситесь к этому как к эксперименту: от «нет» к «да».

Создание культуры взаимодействия означает, что вы тоже должны идти на сотрудничество. Проведите день, говоря своему сокровищу только «да». Что бы он ни предложил, со всем соглашайтесь! Это не сложно, но страшновато. Он говорит: «Хочу пойти на вечеринку», и вы отвечаете: «Здорово, подожди, я только надену пальто». Он говорит: «Я не хочу в школу», а вы ему в ответ: «Не вопрос, чем займемся вместе?» Он говорит «Хочу полететь в Африку», и вы соглашаетесь: «Замечательно, давай подумаем, как нам это сделать». Он говорит: «Хочу лягушачьи лапки с мороженым на обед», а вы снова: «Превосходно, я куплю мороженое, а ты налови лягушек».

Идея ясна? Вы соглашаетесь делать практически все вместе с ним. Скорее всего, к концу дня ребенок либо устанет от вашей уступчивости, либо серьезно задумается над вашей вменяемостью. Но все же необходима решительность такого рода, чтобы превратить семью, в которой все делалось по злому принуждению, в семью, где появляется подобие добровольного согласия.

Ваша вторая задача показать ребенку, какое поведение для вас приемлемо. Дети копируют то, что видят в поступках других. Сложные дети особенно чувствительны к своему окружению. Если вы хотите видеть ребенка спокойным и уравновешенным, вам самому придется стать спокойным и уравновешенным. Вспомните, что я говорил о разговоре двух крокодилов.

Изменение вашего поведения означает, что вы больше не играете по правилам своего ребенка. Такое наверняка смутит его. У него за плечами огромный опыт ведения борьбы. Он знает, как вести себя, когда вы сердитесь или стараетесь настоять на своем. Если ребенок начинает спорить, ссориться или оскорблять вас, скажите: «Я даю тебе две минуты, чтобы успокоиться. Если не сможешь говорить на эту тему спокойно, я уйду, а ты подойдешь ко мне, как только остынешь». Если ребенок по-прежнему кипит от злости, уйдите немедленно. Ничего нельзя добиться, скрежеща зубами и мирясь с безобразным поведением, а вот потерять можно многое.

Некоторые семьи видят пользу в кодовых словах или жестах, означающих: «Давай передохнем от этого спора минут десять».