Тайны драгоценных камней: почему рубин является сапфиром . Электрические свойства Электрические тела такие как алмаз сапфир

Бриллиант – самый дорогой и желанный камень в мире. Во все времена бриллианты дарили королям и невероятно красивым женщинам.

Алмазы крали, за них убивали. И ведь дело не только в изумительном блеске ограненного камня, не в его стоимости, а, скорее, в магии, которая заключена в тех, кого с легкой руки Мэрилин Монро называют «лучшими друзьями девушек». Вот о необычных способностях бриллиантов мы сегодня и поговорим.

Алмаз и бриллиант - разница

Для начала давайте разберемся в терминологии. Бриллиант и алмаз – это один и тот же минерал. Только алмаз – это естественный вариант камня до обработки, а бриллиант – это алмаз, ограненный до придания ему того неповторимого сияния, за которое он так ценится.

Когда речь идет об этом минерале применительно к ювелирной промышленности или к материальной ценности, его называют бриллиантом, а когда говорят о его природных и мистических свойствах, то – алмазом. Так как данная статья посвящена эзотерическим особенностям этого камня, то мы в основном будем использовать термин «алмаз».

Магические свойства алмаза (бриллианта)

Алмаз приносит своему владельцу кристально-ясное понимание происходящего, привлекает в его жизнь успех и любовь, защищает от нападок и происков врагов. В древности считалось, что алмаз, вставленный в рукоять меча, дает воину непобедимость в бою и оберегает от смертоносных ударов. Кроме того, этим минералам приписывают необычное свойство нейтрализовать воздействие злых духов и черных колдунов.

Алмаз способен «предупреждать» своего владельца об опасности. Если на вас надето украшение с правильно подобранным камнем, то вы перед началом неприятностей начинаете нервничать, а иногда в то место кожи, с которым соприкасается алмаз, как будто впиваются маленькие невидимые иголочки. Тот, кто вовремя реагирует на подобные знаки, реже других попадает в «передряги».

Кроме того, алмаз делает своего «хозяина» чище, великодушнее, благороднее. Он на мистическом уровне притягивает ситуации, в которых проявляются самые лучшие качества человека. Однако тут таится и опасность – если владелец алмаза идет по неправедному пути, камень начинает привлекать в его жизнь уже менее позитивные события. И если человек не делает соответствующих выводов, то его существование становится сложным и неприятным.

Алмаз помогает своему владельцу достичь высокого общественного и социального положения, и при этом способствует тому, чтобы человек оставался честным и не использовал свой статус во вред окружающим. Однако, как уже было сказано, алмаз может подкорректировать поведение «хозяина», но он не в состоянии сделать из злодея праведника. Так что если камню не удается ничего исправить, то чаще всего он либо «карает», либо теряет свои магические свойства. Правда, для того, чтобы камень вообще перестал воздействовать на своего владельца, человек должен обладать невероятно мощной энергетикой.

Лечебные свойства алмаза (бриллианта)

Считается, что алмаз – царь камней, соединивший в себе все возможные мистические свойства минералов. Он дарует своему владельцу здоровье и укрепляет память (как изумруд); оберегает от обмана (как аквамарин); приносит власть над умами и душами людей (как сапфир) и т.д. А еще алмаз способен исцелить человека от страха и избавить от сглаза.

Самое интересное, что для полного раскрытия способностей алмаза не надо проводить никаких дополнительных ритуалов. Главное – выбрать себе именно тот камень, который сразу признает вас своим владельцем. Вы это почувствуете. Алмаз обладает удивительным свойством теплеть в руках того, с кем он хотел бы «остаться», а человек ощущает волны спокойной уверенной силы, прилив положительной энергии и умиротворение.

Как выбирать алмаз (бриллиант)

Алмаз на самом деле камень мистический. Он будет верно и преданно «служить» своему владельцу, если помнить и соблюдать несколько простых правил.

Алмаз должен быть получен законным путем

Его нельзя красть. Те, кто пренебрегают этим правилом, попадают в неприятности, которые порой заканчиваются летальным исходом. Украденный единожды алмаз через некоторое время начинает собирать свою «кровавую жатву». Преступления, совершенные ради его обладания, с каждым разом становятся все изощреннее и ужаснее.

Перед тем, как носить алмаз, выясните его происхождение

Алмаз, полученный в дар от любящего человека, обладает наибольшей силой, однако перед тем, как принять такой подарок, стоит выяснить, кому камень принадлежал до этого момента. Если алмаз был куплен, то все в порядке. А вот если вам дарят фамильную драгоценность, то носить это изделие не рекомендуется.

У алмаза замечательная «память», он впитывает в себя и позитив, и негатив, поэтому запросто привлечет в вашу жизнь неприятные события, происходившие с прежним владельцем. Тут все еще хуже, чем с антикварными зеркалами. Бриллиант, в отличие от зеркала, имеет не одну отражающую поверхность, а несколько – по числу граней, поэтому и беды окажутся гипертрофированными.
Кстати, желательно помнить и о том, что алмаз, полученный в подарок от дурного человека, также становится источником неприятностей. Поэтому не стоит принимать его, если вы не уверены, что даритель имеет добрые намерения.

На магических свойствах сказывается качество камня

Приобретая алмаз, стоит очень тщательно просмотреть его на предмет темных вкраплений и трещин. Поврежденный камень не помогает, а вредит. Даже от алмаза со сколом рекомендуется отказаться, так как он «поставит» вас в какие-то жесткие условия. А темные пятна в теле алмаза меняют его положительные качества на отрицательные. И камень, в свою очередь, таким же образом изменяет своего владельца или привлекает к нему беды и болезни.

Алмаз «работает» только в тесной «связке» со своим владельцем

Если вы хотите, чтобы бриллиант стал для вас не просто статусным ювелирным украшением, но и помощником, помните, что он должен соприкасаться с кожей. Лучшее место для алмаза-талисмана – шея. А если вы покупаете или заказываете ювелиру кольцо, то выбирайте то изделие, камень в котором свободно ложится на палец, а не ограничен с внутренней стороны оправой. Бриллианты, вставленные в серьги, мистической силой, как правило, не обладают.

Алмаз (бриллиант) – как носить

Алмаз в качестве талисмана должен быть один. Причем эта фраза имеет два значения. Первое – алмаз «эгоистичен», поэтому откажитесь от других камней, когда надеваете своего «хранителя». И второе – от кольца или от подвески с множеством мелких камушков толку будет мало, а вот изделие, в которое вставлен один бриллиант, станет вам хорошим оберегом.

Как очистить алмаз (бриллиант)

Алмаз надо периодически очищать. Он принимает на себя всю негативную энергию, направленную в вашу сторону, поэтому хотя бы раз в неделю кладите его на некоторое время в прохладную проточную воду. Кроме того, стоит снимать камень на ночь. Он должен отдыхать от вас. Тут есть еще один маленький нюанс – когда вы спите, вы энергетически беззащитны, поэтому если в алмазе накопилось достаточно много негатива, то камень невольно может «вернуть» его вам.

Не передавайте алмаз третьим лицам

Алмазы обидчивы. Если вы чувствуете тесную связь со своим талисманом, никогда не давайте его мерить другим людям, и уж тем более, не стоит отдавать его «поносить» подруге или родственнице. Как любой магический инструментарий, алмаз должен находиться только в руках того человека, с которым он взаимодействует. Иначе он на самом деле как бы обижается и перестает защищать своего владельца и помогать ему.

Напоследок хочется добавить, что алмаз настолько энергетически мощный камень, что его не рекомендуется использовать для каких-либо магических обрядов. Даже если вы просто носите бриллиант в качестве ювелирного украшения, его желательно снимать, когда вы собираетесь заниматься чем-то менее безобидным, нежели гадание на картах.
Совершенно непредсказуемо, как камень себя поведет, и в каком обряде он поможет, а в каком – начнет жить своей мистической жизнью и навредит. Безукоризненно алмаз «слушается» только по-настоящему сильных людей, тех, кто обладает истинной энергией Солнца. А с остальными людьми этот камень лучше всего «работает» как оберег, и больше ни для чего его применять не стоит.

Надежда Попова специально для


С древних пор существовало одно непонятное заблуждение - люди отождествляли янтарь и магнит. Казалось бы, что общего между куском окаменевшей смолы доисторических деревьев, горючей и прозрачной, материалом для украшений, и совершенно не похожим на него магнитом?
Причиной этого служила их общая способность притягивать предметы. Свойство янтаря притягивать мелкие и легкие предметы впервые было описано знаменитым греческим философом Фалесом из города Милета. Дочь философа заметила, что к ее янтарному веретенцу так и липнут всякие мелкие ниточки и легкие частички мусора. Причем, если их, счищая, отбрасывать, то они снова стремительно летят к янтарю.
Вероятно, каждый из нас тоже наблюдал, как морозной зимой в хорошо отапливаемой квартире, когда воздух особенно сух, волоски, нитки и другой легкий мусор просто невозможно очистить от одежды. Но стоит выйти на улицу - и прилипшие частички тут же отпадают сами. Сейчас все знают, что это притяжение вызвано статическим электричеством, тем самым, которое накапливается и в янтаре, натертом шерстью. Поэтому принято считать, что первые наблюдения электрических явлений стали достоянием человечества с появлением трудов Фалеса Милетского. Но и до работ Фалеса многим народам было известно свойство натертого янтаря притягивать к себе предметы. Это следует хотя бы из названия янтаря: ведь «электрон» - «янтарь» по-гречески - означает «притягивающий к себе, увлекающий»; «кавуба» - то же по-персидски и т. д. Справедливости ради заметим, что греческое «электрон» означает также «блестящий металл», например, золото, которое, конечно же, и притягивает к себе, и увлекает. Сейчас выпускают даже сплав с названием «электрон» на основе металла магния, и не надо его путать ни с янтарем, ни с электроном-частицей. Из греческого названия янтаря и происходит слово «электричество». Английский ученый Вильям Гильберт (1544-1603), отец магнетизма, как его называли, был тем человеком, который впервые установил электрическую природу притяжения янтарем. Он же ввел в науку и само слово «электрика».
В. Гильберт всеми силами боролся с теми, кто считал янтарь и магнит близкими друг к другу; он решительно утверждал, что притяжение магнита и натертого янтаря - совершенно разные явления. Ученый ставил множество опытов, натирая самые различные материалы и испытывая их свойство притягивать. Прежде всего было установлено, что одни вещества обладают этим свойством, другие нет. Первые из них Гильберт назвал электриками. К ним он отнес: янтарь, гагат (плотный и блестящий каменный уголь), алмаз, сапфир, карбункул, разновидности кварца, аметист, опал, берилл, камедь, стекло, серу, сургуч и несколько других веществ, действие которых слабее. А ко вторым, названия которым он не дал, причислил: жемчуг, агат, яшму, халцедон, коралл и, главное, все металлы.
При этом было обнаружено, что натертые электрики притягивают все без исключения предметы, как твердые, так и жидкие, - металлы, дерево, камни, землю, воду и растительное масло, а не только сухую мякину и соломинки (как это считалось раньше). А ведь считалось, что янтарь, например, совершенно не притягивает листьев растения базилика, и это Гильберт сурово осудил как «лживые и постыдные россказни».
Кроме того, совершенно не вязалось с магнетизмом, что янтарь не только притягивает предметы, но в некоторых случаях и отталкивает их по непонятным причинам.
Особенно ценно то, что Гильберт отнес к электрикам и стекло. Этот практичный и дешевый материал был в дальнейшем широко использован для постройки электростатических машин, которые сейчас имеются в каждой школе.
Автор часто проделывал в детстве увлекательнейший опыт по электризации стекла, который вычитал из старого, дореволюционного учебника по физике Ф. Цингера 1905 г. издания. На книги толщиной 3 - 4 см кладут стекло, а под него на стол насыпают мелкие кусочки бумаги. Иной раз эти кусочки вырезают в форме прыгунов, балерин, зверей. Стекло энергично растирают сухим кулаком или куском замши, и, если воздух в комнате достаточно сух, через пару минут бумажки-прыгуны под стеклом начинают подлетать вверх, прилипать к стеклу, падать, снова подскакивать и так до тех пор, пока натирают стекло (рис. 300). Тот, кто проведет этот опыт самостоятельно, получит большое удовольствие!

Рис. 300. Электрический «театр» бумажных
прыгунов
Но тут выяснилось, что «противоречия» имеются не только между янтарем и магнитом, но и между электриками тоже. Французский ботаник Шарль Дюфе, как и древние ученые, заметил, что некоторые предметы притягивались к натертому янтарю, но одновременно отталкивались от натертой, т. е. наэлектризованной, стеклянной палочки. Самое удивительное было то, что одни и те же тела могли отталкиваться от янтаря и притягиваться к стеклу! Не в состоянии никак объяснить это явление, Дюфе предположил, что существуют два вида электричества. Один из них, возникающий при натирании янтаря (застывшей смолы) Дюфе назвал «смоляным», а другой, связанный с натиранием стекла, - «стеклянным». Ученые повторили опыты Дюфе и вынуждены были согласиться с ним, хотя и не поняли, как это одни и те же явления вызываются разными видами электричества.
И вот знаменитый американский физик (он же известный политический деятель США - его портрет вы можете видеть на 100- долларовой банкноте) Бенджамин Франклин (1706-1790) ставит свой опыт, позволивший решить этот запутанный вопрос. Опыт состоял в следующем.

Ь. Франклин (1706-1790)
Два человека, находящиеся друг напротив друга, изолировались от пола не проводящими ток восковыми пластинками. Затем один из них получал заряд электричества, натирая стеклянную трубку, а потом эту трубку брал другой человек и снимал с нее заряд на себя. При этом оказывалось, что оба участника опыта наэлектризовались разными видами электричества, хотя стекло могло производить лишь один его вид. При прикосновении друг к другу участников между ними пробегала искра, и заряд исчезал совсем.
Франклин объяснил это явление так. Тело, содержащее «стеклянное» электричество, заряжено избытком некоторой материи (или, по определению Б. Франклина, флюида), а телу, содержащему «смоляное» электричество, этого флюида не хватает. Человек, натирая стеклянную трубку, отдавал свой флюид, а снимавший заряд - получал его. Поэтому при соприкосновении тел флюид перетекает в виде искры от одного тела к другому, выравнивая количество флюида в них.
Объяснение это было в принципе верным, только «флюид» сейчас называют электронами, избыток которых, кстати, оказался в «смоляном» электричестве, а недостаток - в «стеклянном». Перетекания электрического заряда с одного тела на другое - это переход электронов от одного тела к другому. Когда их переходит мало - это маленькая искорка, когда много - грозная молния. Недаром электричество в старину называли грозовой материей.

Еще по теме Янтарь против стекла?:

  1. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Раздел I ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
  2. Раздел II ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
  3. Раздел III ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ

Драгоценный камень сапфир, относящийся к одному из многочисленных видов корунда, высоко ценится ювелирными мастерами. Он совсем немного уступает алмазу по красоте и прочности, а многие другие драгоценные камни заслуженно превосходит. Ограненный минерал обладает потрясающим свойством преломлять свет, при этом блеск, исходящий от изделия, завораживает взгляд. Популярность сапфира можно еще объяснить долговечностью, твердая поверхность выдерживает значительные механические нагрузки.

Началом исторического пути сапфира стала Древняя Индия, затем торговцы привезли россыпь камней в Египет. Местные жрецы по достоинству оценили минерал и использовали его в нагрудных украшениях, сама Клеопатра предпочитала этот вид драгоценных камней. В царские времена сапфир украшал головные уборы практически всех королей: от индийского махараджи до российского Ивана Грозного. При распространении христианства минерал вставляли в перстни епископов, считалось, что он помогает очистить тело и душу и обратить свои мысли к Богу.

Цветовая палитра натурального сапфира

Искусственный сапфир

На ювелирном рынке все чаще встречаются синтетические сапфиры, мало отличающиеся по химическому составу от настоящих камней. В их производстве используют специальный прибор, в который помещается дешевая крошка корунда, железо, титан и хром. Вся эта конструкция помещается в печь, при высокой температуре и давлении образуются кристаллы сапфира. Для образования цветных камней в первоначальный состав добавляется окись никеля, ванадия, кобальта или магния. Равномерное окрашивание происходит благодаря диффузному методу и специальному обжигу камней.

Способы определения натурального сапфира

Сапфир – свойства камня Эвклаз – камень для сильных духом
Полевой шпат и его свойства Берилл — камень-хранитель супружеских уз Сердолик – солнечный камень

Красота драгоценных камней пленяет. Особенно ценятся экземпляры, обладающие наиболее чистым и ярким цветом. В частности, изумруд должен быть зеленым, сапфир - пронзительно-синим, а рубин - насыщенно-красным. Но цвет драгоценностей обусловлен чаще всего не их собственной кристаллической решеткой, а наличием примесей. Они могут придать сапфиру зеленый цвет, а изумруду - синеватый или желтоватый.

Химическая формула сапфира очень проста: Al2O3 (оксид алюминия). Данный минерал используется в электронной промышленности благодаря особым полупроводниковым свойствам. В чистом виде он бесцветный и полупрозрачный и носит название "лейкосапфир", так как с греческого слово "leukos" переводится как "белый". Его выращивают искусственно в промышленных целях, поскольку в природе эти кристаллы почти всегда имеют примеси. Их содержание в драгоценных камнях измеряется в массовых процентах, отражающих соотношение примеси к массе "чистого" камня.

Синий цвет придают железо и титан, а ванадий вносит фиолетовый оттенок. Больше всего ценятся и довольно редко встречаются камни ярко-синего, василькового цвета. Их месторождения расположены в основном на Шри-Ланке. Большое количество железа придает сапфиру зеленоватый цвет. Корунды, содержащие много оксида железа, становятся желтоватыми.

Удивительно, но кристаллическое строение рубинов такое же, как и у сапфиров! То есть это два разных названия для одного и того же камня. Различаются они лишь цветом. Принято считать рубинами только красные камни с пурпурным оттенком (его обеспечивает примесь хрома), но в ювелирных магазинах нередко можно встретить бирку с подписью "рубин", прикрепленный к изделию с розовым камнем. На самом деле правильно было бы писать "розовый сапфир", но не все ювелирные магазины так поступают. Серьезные компании используют цветовые координаты, с помощью которых можно описывать цвет камней. Именно координаты указывают на то, что называется сапфиром, а что рубином. В некоторых системах оценки цвета существуют свои эталоны.

Изумруд - зеленая разновидность берилла, содержащая хром. Сам берилл, так же, как и лейкосапфир, бесцветный. Но примесные элементы могут окрашивать его в различные цвета. Так, железо может окрашивать берилл в голубой или желтый, ванадий - в зеленый, марганец - в розовый. В изумруде содержание двуокиси хрома может доходить до 2-2,5%. Наличие других примесей в изумруде (железо, ванадий) может немного менять оттенок камня, а также указывать на его месторождение. Например, для уральских изумрудов характерно высокое содержание железа, а для колумбийских - примесь ванадия.

Царем драгоценных камней считается алмаз. Это не только ценнейший и красивейший драгоценный камень, но и сверхтвердый технический минерал, химически стойкий к агрессивным средам, это эталонный полупроводник для электроники, модельный объект для физики твердого тела, а также индикатор высоких давлений и температур в науках о Земле.

"Окраска алмаза чаще всего связана с примесями и дефектами структуры, возникающими в результате вхождения примесей. Самой главной примесью в алмазе является азот, придающий алмазу желтый оттенок. Этот элемент может входить в структуру драгоценного камня в виде одиночных атомов или их группировок. Алмазы, содержащие азот в форме группировок, составляют около 98% от всего алмазного сырья. Количество азота в таких камнях может доходить до 0,3% от атомов углерода, а в среднем оно составляет сотые доли атомных процентов. А вот в виде одиночных атомов в алмазах азот встречается редко. Зато такая форма азота придает камню яркий желтый, так называемый "фантазийный" цвет. Объемные дефекты в виде плоскостей вызывают коричневую окраску, а в ряде случаев - редкую розовую. Крайне дорогие и редкие голубые алмазы получаются благодаря примеси бора, " - поясняет Ирина Екименкова, научный сотрудник кафедры минералогии геологического факультета МГУ .

Алмазы, не содержащие примесей, раньше называли камнями "чистой воды". Считалось, что если положить алмаз в воду, то он будет незаметен. На самом деле показатели преломления света у воды и этого прекрасного минерала отличаются колоссально, и алмаз будет прекрасно виден.

История многих драгоценностей с алмазами, изумрудами и корундами насчитывает века. Менялись эпохи, общество, мировоззрение, но эти камни неизменно притягивали людей своей древней и загадочной красотой.

«Я на самом деле считаю, что американские джентльмены - лучшие из всех, потому что когда тебе целуют руку, ты можешь почувствовать что-то очень-очень хорошее, но в отличие от поцелуев бриллианты и сапфировые браслеты вечны».

Анита Лус, «Джентльмены предпочитают блондинок»,1925

Что делает камень драгоценным? Специалисты выделяют целый ряд критериев, внешних и внутренних признаков, в их числе красота, редкость (единичность), износостойкость (прочность, твердость) . В мире моды говорят, что талантливая модель не должна быть идеально красивой, ее красота как раз в «уродстве» - необычности и непохожести на других. Точно также дело обстоит и с драгоценными камнями: в природе редко можно встретить бездефектные и безупречной чистоты драгоценные камни, поэтому, если попадаются такие образцы, они достигают очень высокой стоимости на рынке . Синтетические камни, в свою очередь, обладают лучшими качественными характеристиками, однако стоят в ряды дешевле.

Внутренние особенности камней (включения, зональность или распределение окраски, микроструктуры роста) также помогают установить, натуральный камень или искусственно выращенный. Для более обстоятельного наблюдения рекомендуется использовать лупу или микроскоп.

Приведу несколько наиболее часто встречающихся в ювелирной промышленности драгоценных камней и некоторые способы их идентификации (бриллиант, рубин, сапфир, аквамарин, изумруд, гранат) .

Бриллиант (алмаз)

П редположительно натуральный, если :

В нем имеются видимые включения минералов;

Практически весь свет, попадающий на поверхность камня, отражается, как от тысяч зеркал, от его нижних граней. Следовательно, если посмотреть на свет через бриллиант можно увидеть только светящуюся точку, а если надеть кольцо с бриллиантом, то камень не будет просвечивать (увидеть палец через бриллиант невозможно);

Соляной кислотой его не напугать;

В силу своих физических свойств оставляет царапины на полированных поверхностях других камней и на стекле, которые не исчезают, даже если протереть их влажной салфеткой. Поэтому для тестов выбирайте поверхности, которых не жалко;

В йодистом метилене или однобромистом монофтлене (растворы с показателем преломления близким к шпинели и сапфиру) камень не исчезает, а ярко блестит. Соответственно, заменители бриллианта в виде шпинели и сапфира не будут видны в растворе. Подобный (чуть менее отчетливый) результат имеет погружение камней в водный раствор глицерина;

Использовать старинный метод контрабандистов. Бриллиант опускают в воду, если он природный, его не будет видно в чистой воде;

Камень синтетический, если:

В нем имеются включения металлов (железа, никеля, марганца);

Характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции (свечение вещества, возникающее в результате его освещения и быстро затухающее после прекращения ) в ультрафиолетовом свете. Нередко наблюдаются крестообразные фигуры УФ-флюоресценции. Для приведенного способа проверки нужен специальный прибор.

В качестве имитации бриллианта используют стразы, хрустальное стекло, пластик, бесцветный циркон, титанит стронция; синтетические рутик, бесцветную шпинель, бесцветный сапфир, проч. Некоторые подделки легко отличить на глаз:

Они не обладают такой яркостью и свечением, как натуральный и даже синтетический алмаз;

Стареют от времени (стираются грани, блеск становится тусклям).

Для сложных случаев определения происхождения алмазов используются следующие методы: цветная и спектральная катодолюминесценция, спектроскопия в видимой и инфракрасной области, люминесцентная спектроскопия, пр.

Корунд (рубин, сапфир)

Рубин скорее природного происхождения, если :

Он не очень крупный. В природе редко встречаются рубины большого размера;

Имеются внутренние дефекты;

Если и присутствуют во внутренней структуре камня пузырьки, то зачастую они такого же цвета, что и камень;

При увеличении просматриваются иглообразные включения;

Камень обладает высокой прочностью (второй после алмаза), оставляет царапины на поверхностях с более низким показателем прочности;

Отсутствует спайность, его практически невозможно разбить;

При ярком свете цвет рубина становится темнее;

На нем могут быть трещины зигзагообразной формы, без сияния.

Имеет соответствующий сертификат и неприлично дорогой.

Рубин синтетический, если:

Имеет ярко выраженную идеальную форму;

Наблюдается криволинейная зональность;

Встречаются включения газовых пузырьков;

Характерна очень сильная красная УФ-флюоресценция, если на камень направить УФ свет, синтетический рубин станет оранжевого цвета;

При подробном рассмотрении с лупой или микроскопом в камнях, выращенных гидротермальным или флюсовым методом, имеются вкрапления тигля (платины, золота, меди) или флюса;

Имеются неправильные микроструктуры роста (при гидротермальном синтезе);

На нем имеется трещина правильной (прямой) формы, с сиянием.

Сапфир

Предположительно натуральный, если:

Представлен в разных цветах и оттенках (бесцветный, черный, желтый, оранжевый, фиолетовый и т.д., самый ценный – синий), на камне прослеживается эффект молочного тумана – белые блики (у кашмирского сапфира особенно);

Кашмирский сапфир не меняет цвет при искусственном освещении, считается эталонным сапфиром;

Свойственна зональная окраска;

Имеются включения из рутила (иглообразные волокна, при пересечении образующие угол 60 градусов), которые видны под увеличительным стеклом;

Имеются включения из циркона (особенность камней цейлонского происхождения);

При свете электрической лампы камень приобретает пурпурный оттенок. Это говорит о наличии в составе хрома и опять таки указывает на цейлонское происхождение;

При искусственном свете могут показаться черными (австралийские сапфиры);

Имеется сероватый металлический блеск (это говорит об американском происхождении камня);

Присутствуют внутренние дефекты;

- камень обладает высокой прочностью, оставляет царапины на поверхностях с более низким показателем прочности;

Имеет сертификат качества и очень дорого стоит.

Облагораживание корунда выдают «огненные знаки» от термообработки, контрастная зональная окраска и прочие указатели.

Танзанит (видимый красноватый оттенок), шпинель, аквамарин (видимый зеленоватый оттенок), индиголит могут показаться сапфирозаменителями, но их легко идентифицировать при помощи рефрактометра (устройство для измерения преломления света), а также в некоторых случаях на глаз.

Сапфир синтетический, если:

На вид более красивые, чем природные, отсутствуют природные включения, примеси, пузырьки газа, искривленные линии окраски;

Под ультрафиолетовыми лучами камень приобретает зеленый оттенок (говорит о наличии титана);

Имеются примеси золота, меди, платины.

Имитации сапфира изготавливают из пластика, страз (стекла), проч. Если с перечисленными материалами все понятно – их происхождение обычно определяется на глаз, то композитивные камни могут доставлять трудности. Композитивный камень (дублет, триплет) состоит из нескольких частей. В верхней зачастую размещают натуральный камень, к которому приклеивают схожую по цвету имитацию. В закрытой оправе достаточно сложно идентифицировать подделку, даже с применением рефрактометра, а вот если рассмотреть камешек в профиль, под увеличением и при ярком освещении, то спайку композитивного камня можно четко выявить. Кроме того, обычно натуральная вставка и имитация отличаются по цвету.

Берилл (аквамарин, изумруд)

Аквамарин природного происхождения, если при прикосновении к нему кончиком языка ощущается холод. Все имитации данного камня на ощупь кажутся более теплыми. Синтетический аквамарин пока не выращивают, все подделки под аквамарин - это или шпинель, или стекло.

Изумруд скорее натуральный, если:

- он прозрачен и имеет равномерно распределенный насыщенный цвет от желто-зеленого до сине-зеленого;

- почти всегда на камне есть расколы и трещины;

- к нему прилагается соответствующий документ и установлена высокая цена.

Камень синтетический, если:

- имеет насыщенный голубовато-зеленый цвет;

- при увеличении наблюдаются перекрученные вуали;

- имеются включения (трубчатые, коричневатые – оксиды Fe);