Техники работы с клиентом с использованием суггестивных методов. Методы суггестивной психотерапии

Недавно мне пришлось проводить мастер-класс на Зональном Научно-практическом Семинаре » Работа психолога образовательного учреждения с педагогическим коллективом».

Тема моего выступления «Опыт использования суггестивных методов работы для восстановления ресурсного состояния педагогов», выбрана была не случайно. Так сложилось, что суггестивными техниками я занимаюсь уже почти 15 лет из которых больше 7 лет это была ежедневная работа с пациентами Подмосковного санатория им.Горького.Сегодня с педагогами школы, где работаю, я практикую не чаще одного раза в неделю, но эффективность этой работы однозначна и подтверждена временем и педагогами…

Время моего выступления было ограничено получасом и это вынудило меня сократить теоретическую часть до минимума. Хотелось дать возможность участникам МК вкусить прелесть альфа-состояния и получить ресурс.

Но без теории вряд ли возможно уверенно использовать эти методы, поэтому решила выложить здесь краткую версию моего доклада.

Итак, суггестивная терапия — это форма психотерапии. Суггестия от лат. suggestio — внушение.

Суггестивная терапия объединяет группу методов для устранения телесных и психических нарушений. Этот лечебный эффект достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Суггестивные формулировки описывают состояние, которое должно быть достигнуто, при этом они должны быть только в позитивной форме — не допускается использование отрицательных языковых конструкций (правильная формулировка — «курение безразлично», но не «курить больше не хочется»).

Суггестивная терапия наиболее эффективна при нарушениях концентрации, памяти, сна, обучения, а также при фобических страхах, скованности, тиках, мигрени. В психологической практике внушение адресуются самому себе.

Суггестивные техники помогают клиенту преодолеть психологические защиты, мешающие конструктивному поведению, оказывают глубинное психологическое воздействие, помогающее придать клиенту чувство уверенности в себе, преодолеть тревожность, застенчивость и т.д., получить доступ к своим бессознательным ресурсам.

К целостным суггестивным техникам психотерапевтического воздействия можно отнести аутотренинг, метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием (СОЭВУС) Г.Н.Сытина, гипнотерапию, гипнотическую технику М. Эриксона.

Суггестивная психотерапия предполагает введение пациента в состояние гипнотического транса, характеризующееся динамическим сужением поля сознания в диапазоне «сон-бодрствование» и формированием раппорта, то есть избирательного эмоционально-вербального контакта между психотерапевтом и гипнотизируемым. В состоянии транса пациент проявляет повышенный уровень внушаемости и сниженный контроль сознания.

Хотелось бы остановиться на этом удивительном состоянии, секретах работы мозга и современном взгляде на проблему воспитания в этом свете.

Человеческий разум не останавливается ни на секунду. Но обыкновенный человек использует не более 2% потенциала своего разума. Оказалось, что выдающиеся люди стали выдающимися просто благодаря тому, что научились более полно использовать ресурсы своего разума.

Мозг излучает электромагнитные волны очень малой интенсивности. Частота этих импульсов зависит от эмоций и настроения. Диапазон этих электромагнитных волн составляет от 0,5 Гц до 30 Гц.

Чем сильнее эмоция, тем выше частота электромагнитных колебаний в мозге и тем меньше задействован разум.

Именно поэтому, когда мы сильно волнуемся и нервничаем мы совершаем массу ошибок, о которых потом жалеем.

Обычные люди находятся в сознательном состоянии начиная с 21 Гц и выше. А вот во время медитации или с помощью суггестивных методов можно снизить частоту электромагнитных волн и расширить диапазон сознательности. Чем более глубокие уровни сознания на которых остается клиент в сознательном состоянии, тем больше ресурсов мозга он сможет использовать.

Интересно, что мозг новорожденного ребенка до 2 лет работает с очень низкой частотой (до 2 Гц) Природа позаботилась о том, чтобы ребенок быстро усвоил способы выживания, культуру народа и семейные установки. Лишь к 6-7 годам мозг ребенка ускоряется до 4 Гц и эта частота работы мозга позволяет впитать социальные установки и правила выживания в Мире. В этом возрасте мир полон фантазий, сказок, волшебства которые пронизывают реальность. Ребенку трудно отделить одно от другого…

Мозг продолжает «разгоняться» и лишь к 12 годам частота электромагнитных волн достигает 12-14 Гц. Появляется осознанность…

В свете этой информации становится понятным безусловное, безоговорочное принятие всего, что слышит ребенок до 6 лет. Он находится, как бы в состоянии гипноза и воспринимает все слова взрослых БУКВАЛЬНО!

Родители часто заблуждаются, надеясь, что дети понимают их метафоры, поговорки, намеки и смешливые «обзывалки- прозвища». Все попадает в подсознание ребенка и потом влияет на жизненный сценарий этого человека. Призываю быть осторожными в словах обращенных к детям, особенно до 6 лет!

Часто нас удивляют нелогичные поступки людей. Часто мы сами поступаем нелогично, но быстренько проворным умом создаем логичную «объяснялку» этому поступку. Целебность погружения в альфа-состояние состоит именно в том, что появляется возможность встроить целебные утверждения в подсознательные программы заложенные ранее.

Итак, суггестивный метод работы с клиентами (педагогами) включает два этапа: замедлить работу мозга до альфа-уровня (14 Гц) и внушить клиентам установку на оздоровление, успокоение, повышение работоспособности, обретение стройности и уверенности в себе.

В психотерапевтической практике гипноз применяется:

1. как самостоятельный метод с целью достижения седативного и вегетонормализующего эффекта;

2. для усиления действия целенаправленного внушения;

3. для проведения возрастной регрессии и гипнокатарсиса (при наличии психотравм в анамнезе),

4. для гипнотической десенсибилизации (снижения остроты негативных переживаний).

Показаниями к применению суггестивных методов в работе с педагогами являются стрессогенность педагогической деятельности, перегрузки, конфликтные ситуации и профилактика профессионального выгорания педагогов.

Оснащенность кабинета при проведении сеансов приветствуется, но как показывает опыт, даже отсутствие музыкального сопровождения и удобных кресел, не помешает педагогам расслабиться, войти в ресурсное состояние, восстановить работоспособность, эмоциональное состояние и даже разрешить свой индивидуальный запрос.

Первые сеансы направлены на установление раппорта, т.е. установление контакта с психологом, доверия к нему для быстрого вхождения в суггестивное состояние(альфа, дельта, тетта). Далее используются установки на оздоровление, формулы саморегуляции или элементы метода словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием (СОЭВУС) Г.Н.Сытина.

Надеюсь, что информация об особенностях работы мозга, возрастном развитии и владение суггестивными техниками поможет педагогам-психологам, работающим с педагогами в образовательных учреждениях, сохранить их работоспособность, здоровье и удовольствие от Жизни.

Суггестивная терапия (от лат. suggestio – внушение) – форма психотерапии, в которой устранение телесных и психических нарушений достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Суть терапии состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Суггестивные формулировки описывают состояние, которое должно быть достигнуто, при этом они должны даваться только в позитивной форме – не допускается использование отрицательных языковых конструкций (Кондрашенко и др., 2001).

К суггестивной терапии относятся гипноз, внушение и аутотренинг.

Гипноз – это особое состояние сознания, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся как от сна, так и от бодрствования и сопровождающееся значительным повышением восприимчивости к специфически направленным психологическим факторам при резком понижении чувствительности к действию всех других факторов внешней среды.

Единой теории, объясняющей природу гипноза, в настоящее время нет. Существуют отдельные концепции, в той или иной степени обоснованные системы взглядов на механизм этого явления.

По И. П. Павлову, гипноз – это частичный сон. Он представляет собой промежуточное, переходное состояние между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных с разной степенью интенсивности участков головного мозга присутствует бодрствующий, «сторожевой» пункт в коре больших полушарий, обеспечивающий возможность «раппорта» между гипнотизируемым и гипнотизером.

По Фрейду, гипноз – это перенесение в сфере бессознательного на личность гипнотизера врожденных воспоминаний о племенном вожде, вытесненных отношений детей к родителям (например, сына к отцу). Этот феномен перенесения и создает, по мнению Фрейда, неодолимую власть гипнотизера по отношению к гипнотизируемому. Гипнотические взаимоотношения, по Фрейду, имеют эротическую основу.

Помимо физиологической теории И. П. Павлова и психоаналитической теории Фрейда, являющихся, по существу, антиподами, существует большое количество концепций, пытающихся объяснить природу гипноза.

Внушение – это различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям.

Посредством внушения могут быть вызваны различные ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения, изменения соматовегетативных функций организма.

Следует отличать убеждение и внушение как психологические категории и гипноз как особое состояние высших отделов центральной нервной системы. Внушение отличается от убеждения прежде всего тем, что информация при внушении воспринимается без должной критической обработки.



В то же время внушение является одним из методов психотерапевтического лечения. Врач, пользующийся авторитетом и доверием у больных, обстановка и процесс психотерапевтического лечения сами по себе, безотчетно или сознательно, оказывают на больных суггестивное воздействие.

Различают гетеросуггестию – внушение, производимое другим лицом, и аутосуггестию – самовнушение. Внушение, вызванное каким‑либо процессом, действием, называют реальным, вызванное же с помощью слов – вербальным.

Внушение, реализуемое непосредственно через слово врача, определяют как прямое. Больной обычно может установить связь между произведенным прямым внушением и вызванным им действием, то есть источник поступления информации им осознается. При косвенном внушении врач прибегает к помощи добавочного (промежуточного) раздражителя, с которым больной, как правило, и связывает полученный лечебный эффект.

Внушение с лечебной целью может проводиться в бодрствующем состоянии, в гипнозе, а также в состоянии неглубокого естественного и наркотического сна.

Не последнюю роль при этом методе психотерапии играет аффективное состояние пациента. Подмечено, что страх, гнев, экстаз и другие эмоционально насыщенные состояния способствуют резкому повышению внушаемости и создают возможность осуществления массового внушения наяву (при боевых действиях, на митингах и т. д.). Внушение в бодрствующем состоянии показано при всех формах неврозов, особенно при истерическом, при алкоголизме и табакокурении, с целью коррекции девиантного поведения. Особенно эффективен этот метод лечения у детей и у лиц с повышенной внушаемостью.

Существует несколько вариантов техники внушения наяву .

Вариант 1. После предварительной разъяснительной беседы врач усаживает пациента напротив себя и, пристально глядя ему в глаза, повелительным, не вызывающим сомнения тоном повторяет несколько раз: «Вы безразличны к алкоголю, вы будете отказываться от алкоголя везде, где бы вам его ни предлагали». У наиболее внушаемых пациентов можно выработать тошнотно‑рвотную реакцию на вид и запах алкоголя.

Вариант 2. Пациент усаживается поудобнее на стул или в кресло. Врач становится напротив и негромким, но уверенным голосом приказывает: «Закройте глаза!» Затем кладет пальцы своих рук на виски больного и, слегка сдавливая голову, напряженным, уверенным голосом 3–4 раза подряд с интервалом в несколько секунд произносит формулу внушения: «Вы спокойны, сердце ваше совершенно здорово. Здорово!» В интервалах между фразами нужно несколько уменьшить сдавливание висков. Можно положить руку на область пищевода и несколько раз повелительным тоном повторить: «Пища по пищеводу будет проходить легко и свободно».

Речь врача может быть тихой или, наоборот, нарочито громкой, но обязательно эмоционально окрашенной, выразительной и уверенной.

Вариант 3. Пациент укладывается на кушетку, закрывает глаза и внимательно слушает врача, который проводит внушение. Иногда рекомендуется предварительно проводить внушение полного безволия, полного подчинения. «Вы не спите, вам совершенно не хочется спать, но вы не оказываете сопротивления, вы полностью подчиняетесь мне, и все будет так, как я вам говорю…» Далее следует внушение, которое можно расценивать как вариант гипносуггестии.

Внушение в состоянии естественного сна. В настоящее время сон рассматривается как результат активного функционирования синхронизирующих сомногенных систем головного мозга. Доказано наличие в мозге не только активных механизмов, поддерживающих бодрствование, но и систем, участвующих в организации сна. Выделяют несколько стадий сна: переход от релаксации к дремоте, дремота, поверхностный сон, сон средней глубины и глубокий сон.

В связи с различной глубиной сна могут возникнуть различные фазовые состояния: уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и наркотическая фазы сна. Фазовые состояния во время сна обусловливают избирательную чувствительность к определенным раздражителям, посредством которых можно поддерживать контакт с внешним миром.

Раппорт со спящим человеком можно установить с помощью речи. При этом верификация внушаемой информации в силу изолированности сигналов бывает очень низкой, а эффект внушения высоким. Не обязательно добиваться, чтобы пациент запомнил информацию, вводимую во время сна. Наоборот, внушение более действенно, если сказанное во время внушения после пробуждения подвергается амнезии.

В практике наиболее часто применяются следующие варианты внушения в состоянии естественного сна.

Вариант 1. Больного переводят из состояния сна в просоночное, налаживают с ним речевой контакт и после этого осуществляют внушение. Для этого прикасаются к спящему и, когда он слегка проснется, ему предлагают пошевелить рукой, ногой. Убедившись, что речевой контакт установлен, проводят лечебное внушение.

Вариант 2. С пациентами проводится предварительная беседа, во время которой им объясняется смысл лечения. Им говорят, что ночью они будут спать, но сквозь сон услышат сигнал (например, счет до десяти) и слова внушения. Текст внушения записывают на ленту магнитофона и предварительно дают прослушать (весь или только начало) пациентам в бодрствующем состоянии. Внушение проводится непосредственно врачом или посредством магнитофонной записи, которая включается и выключается автоматически или медицинским персоналом. Текст внушения может быть унифицирован (при однородном контингенте больных) или, наоборот, индивидуализирован. Чаще этот метод применяется при коллективных сеансах терапии.

Наиболее широкое применение данный метод нашел при лечении фобий и истерических симптомов у детей. Используется также для коррекции девиантных форм поведения, при ночном энурезе. У взрослых применим при различных формах неврозов и хроническом алкоголизме.

Гипносуггестия. Наиболее широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом нашел метод внушения в гипнозе. В основе метода лежит тот факт, что в состоянии гипноза значительно снижается верификация поступающей информации, а следовательно, повышается внушаемость.

Основным условием для осуществления метода внушения в гипнозе является умение врача вызвать состояние гипноза и уже на его фоне провести лечебное внушение. Весь процесс лечения можно условно разделить на несколько периодов (этапов): подготовительный, гипнотизации, лечебного внушения в состоянии гипноза, дегипнотизации с постгипнотическим внушением.

Лечение следует начинать только тогда, когда для этого созданы соответствующие условия.

Важным этапом подготовительного периода является предв арительная беседа с пациентом. Прежде всего нужно выяснить отношение больного к лечению гипнозом. Если больной по каким‑то причинам боится гипноза и не хочет ему подвергаться, то спешить с гипнотизацией не следует. Гипнологи знают, что существует так называемый антисуггестивный ба рьер. Чем он выраженнее, тем меньше внушаемость.

Пробы на внушаемость . Многие врачи, прежде чем перейти непосредственно к гипнотизации, используют в своей практике пробы (приемы, тесты) на внушаемость: внушение невозможности разжать кисти рук, сомкнутых в «замок»; внушение несуществующих запахов при предъявлении больному трех чистых пробирок; внушение падения вперед или назад после того, как терапевт уберет руку от лба или затылка пациента; проба с маятником (пациенту внушают, что груз на нитке, которую он держит в руке, раскачивается сам собой), и другие.

Суггестивные техники. На современном этапе существует множество психотерапевтических концепций, использующих внушение, суггестивное воздействие, к их числу можно отнести эриксоновский гипноз, аутогенную тренировку и многое другое. Суггестивные воздействия, техники погружения клиента в особые состояния сознания известны человеку с древних времен. Важным является тот фактор, что специалист, применяя суггестивные техники, может аппелировать к неосознаваемым переживаниям клиента, миновав цензуру сознания. Часто в экстремальной ситуации для человека, потерявшего дом, родных, в сознании появляется табу, например на то, чтобы чувствовать себя счастливым не только в данный момент (что понятно и естественно), но и в будущем. Техники внушения разнообразны, среди них есть тех--ики, применение которых экономично по времени, не требует дополнительного инструментария. Существуют техники, применение которых возможно в любых условиях (не обязательно изолированное помещение и т.д.)

7. Методы релаксации и саморегуляции

Человека, как явление природы, в довольно упрощенном виде можно представить как сложную двухкомпонентную систему, состоящую из телесной и психической подсистем.

Люди научились более или менее сносно управлять гигиеной своего тела, работой мышц, мыслительными процессами; однако многие остаются по существу бессильными в сфере управления собственными эмоциями и страстями. Неспособность человека регулировать свои настроения отрицательно сказываются не только на взаимоотношениях с окружающими (конфликты, несовместимость, вражда, и т.д.), но и на качестве выполнения профессиональных обязанностей. Длительное пребывание во власти негативных эмоциональных состояний (тревоги, ожидания неизвестного, вины, неудовлетворенности, злости и т.д.), неумение снизить остроту переживания неблагоприятных воздействий чревато еще и тем, что оказывает разрушающее воздействие на организм, физическое и психическое состояние.

В идеале, и психика должна поддерживать себя в здоровом равновесии.

Это также естественно, как и дышать. Но в условиях непрерывного стресса естественная, бессознательная саморегуляция нарушается и, как следствие, рушится и совершенная система под названием человек. Поэтому очень важно взаимодействовать с почти неуловимой стороной нашей психики – бессознательным.

Методы психической саморегуляции (ПСР) используются для восстановления функционального состояния при наличии умеренно выраженной психоневрологической симптоматики (нарушения сна, высокий уровень тревожности, раздражительность и пр.), а также для оперативного (за 20-30 мин) снятия утомления, эмоционального напряжения, увеличения работоспособности в сложных условиях деятельности на период до 7 часов. Кроме того, предварительное формирование навыков управления своим состоянием с помощью методов ПСР уже само по себе повышает устойчивость клиента к действию стресс-факторов, а в случае возникновения экстремальных ситуаций активизирует необходимые резервы.

Наиболее важным результатом ПСР является снижение эмоциональной напряженности, выраженных стрессовых реакций и, как следствие, предотвращение их нежелательных последствий. Это достигается посредством обучения вхождению в так называемое состояние "релаксации" (от латинского relaxatio - уменьшение напряжения, расслабления) и на его основе различных степеней аутогенного погружения. В процессе освоения ПСР это состояние претерпевает закономерные изменения не только количественного, но и качественного характера. В начале формируется состояние релаксации, которому свойственны ощущения тепла, тяжести во всем теле, отвлечения от внешних раздражителей, переживания состояния покоя, отдыха, внутренней безмятежности, снятия тревоги и беспокойства.

Более глубокие стадии аутогенного погружения сопровождаются ощущением легкости, невесомости тела, внутренней свободы, максимальной концентрацией на внутренних ощущениях как следствия измененного состояния сознания (ИСС) активной природы.

Достижение этих ИСС позволяет перейти к следующему, более сложному кругу задач ПСР: активизации восстановительных процессов и усилению мобилизации ресурсов, что создает предпосылки формирования состояний с высокой активностью и работоспособностью; решению некоторых частных, индивидуальных проблем человека, т.е. "целенаправленной регуляции отдельных процессов, реакций и состояний".

Достоинства методики ПСР:

1) доступность, сравнительная простота освоения;

2) возможность группового обучения вхождению в состояние аутогенного погружения (ИСС) в виде гетеротренинга;

3) возможность в дальнейшем самостоятельно применять методику ПСР;

4) использование простых "ключей доступа" для вхождения в состояние аутогенного погружения.

ПСР включает выработку навыков управления вниманием, оперирования чувственными образами, регуляции мышечного тонуса и ритма дыхания, а также словесного внушения.

Методики, техники и способы регулировать свое состояние несложны и легко выполнимы. Одним из достоинств метода психической саморегуляции,как уже упоминалось выше, является то, что его упражнения доступны каждому и не требуют каких-то особых условий, специального оборудования.Для овладения ими и повышения их эффективности ведущую роль играет систематичность и регулярность занятий. Вместе с тем, сложность состоит в том, что количество этих техник велико, и в этом многообразии важно, как говорится, «попасть в десятку». Эффективность любой техники зависит от правильного выбора, адекватного тому состоянию, которое нужно скорректировать или изменить.

Итак, психическая саморегуляция (ПС) - это свойство организма, которое определяется как регуляция различных состояний, процессов и действий, осуществляемых самим организмом с помощью психической активности. Необходимость освоения приемов ПС обусловлена возможностью для клиента с их помощью предупреждать различные психосоматические расстройства (нарушение сна, аппетита, снижение работоспособности, нарастание слабости, повышение артериального давления), невротические расстройства и даже органические заболевания (гастрит, язвенная болезнь, вегето-сосудистая дистония и пр.). Такие расстройства являются результатом истощения внутренних энергетических ресурсов человека вследствие нервного напряжения и физического переутомления, вызываемых особыми условиями работы.

Успех в приобретении навыков психической саморегуляции зависит от индивидуальных возможностей клиента. Это значит, что каждый, кто начнет обучаться психической саморегуляцией или ее методическими приемами, сможет улучшить свою память, волевые качества, внимание и т.д., но не сразу. Для этого требуется время и терпение. Достижение значительных результатов – длительный и многоэтапный процесс.

Существует огромное количество методов релаксации и саморегуляции. К ним можно отнести суггестивную технику аутогенной тренировки, технику активной мышечной релаксации, технику пассивной мышечной релаксации, медитации, а также огромное количество других методов. Использование этих методов в экстремальных условиях позволяет решать специалисту-психологу сразу несколько проблем. Это помощь пострадавшим, их родственникам; огромное значение применение этой группы техник, приобретает при оказании помощи специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС, специалистам, обеспечивающим социальную помощь и поддержку пострадавшим; также большое значение имеет применение этих методов для обеспечения высокой работоспособности самих психологов.

При использовании суггестивного воздействия возрастает ответственность консультанта, ведь он внушает что-то человеку против его воли

Суггестивное воздействие – воздействие, которое действует на подсознание человека через различные внушения, оно отличается от рационального воздействия – обращения к логике и фактам.В основном суггестивное (внушающее) воздействие – это обращение к подсознанию человека через прямое внушение или ритуал. Другими словами, суггестия – это метод психотерапии, при котором используется словесное влияние на сознание пациента с целью улучшения его психического здоровья.

Зачастую такое влияние называют психологическим, ставя его в противовес рациональному воздействию. Конечно, противопоставлять эти понятия не совсем корректно, ведь обращение к логике и фактам это тоже психологическое воздействие. Обычно говорят о таком воздействии в тех случаях, когда прямого влияния на разум не хватает, и требуются более тонкие методы влияния.

Не стоит думать, что разговор, обмен впечатлениями, передача различной информации это суггестивное воздействие. Нет! Когда люди разговаривают, спорят, анализируют это обычное явление, а не внушение.

Пример аутосуггестии (самовнушения) и суггестии

Харизматический человек обладает положительной энергетикой, уверен в себе и имеет некоторый авторитет среди окружающих. Если у вас поубавилось сил, вы устали от жизни и свои ежедневные обязанности воспринимаете как груз, то вы сами в силах это изменить. Это сделать несложно! После утренних процедур встаньте перед зеркалом. Пошлите своему отражению очаровательную улыбку и скажите: «Я проснулся, я хорошо себя чувствую. Сегодня для меня будет самый удачный день. Мне нравится моя работа, и я с удовольствием ее выполняю. Меня уважают коллеги, и я дружелюбно к ним отношусь…» после проведения такого ритуала, вам сразу станет лучше, и вы почувствуете некоторое облегчение.

Как только вы научитесь влиять на себя, вы сможете оказывать влияние на других – мотивировать людей к каким-то действиям, воодушевлять их. Например, вы тренер спортивной команды и от того, как вы запрограммируете спортсменов на успех, зависит результат матча.

Принципы результативного суггестивного воздействия

Чтобы добиться успеха в этом деле, нужно придерживаться некоторых принципов:

  • Помните поговорку «Встречают по одежке, провожают по уму»? Всегда обращайте внимание на то, как вы одеты, ведь в первые минуты общения человек делает выводы о вас исходя из вашего внешнего вида.
  • Мотивировать людей к каким-либо действиям вы сможете только в том случае, если сами свято верите в положительный исход дела. Вы можете передать окружающим только то, что сидит в вашем сознании.
  • Выражать свои чувства и мысли нужно четко, тогда они возвратятся к вам в четком виде.
  • Как можно чаще четко и с гордостью произносите свое имя и фамилию, тогда окружающие вас запомнят.
  • Будьте активными, обаятельными, проявляйте инициативу и не бойтесь делать первый шаг, ведь обособленное поведение никогда не приведет вас к успеху.
  • Будьте притягательны – научитесь быть в центре внимания и удерживать это внимание на себе длительное время.
  • Сначала думайте, затем говорите. Вызвать интерес слушателей возможно лишь в том случае, когда вы сосредоточенно и спокойно разговариваете.
  • Используйте силу своих глаз для повышения внушения спокойствия и уверенности в том, что вы говорите.
  • Будьте благодарны близким людям, так вы откроете их сердца и души. Тогда близкие будут стараться повторить свои положительные действия относительно вас.
  • Суггестивный посыл должен идти из глубины вашего сердца и быть направленным к сердцу нужного вам человека. При разговоре следите не только за правильностью своей речи, а и за ее эмоциональным оттенком, за своими жестами и мимикой, чтобы заставить людей не только услышать вас, но и пережить какие-то эмоции.

Суггестивное воздействие по методу академика Георгия Лозанова

Георгий Лозанов – это болгарский ученый, получивший всемирную славу за открытие особой методики запоминания и проведение спецоперации по дезинформированию американских спецслужб.

Этот талантливый ученый был не только психотерапевтом, но и специалистом в различных направлениях йоги. Ссылаясь на древнеиндийское учение, умение быстро запоминать и воспроизводить информацию – это особое состояние человека, в котором он получает доступ к информации, занесенной не в его мозг , а в пространство, откуда ее можно считать.

Потратив много времени и усилий на изучение такого состояния человека, ученый выявил некоторые закономерности и сделал настоящий прорыв в науке, открыв суггестопедический метод. Он заключается в усвоении большого количества информации, умении гибко приспосабливаться под общение с разными людьми и при этом активно использовать свои информационные знания, переносить усвоенные знания и навыки в другие ситуации, избавление от комплексов, страха, скованности.

Суггестивное воздействие по методу академика Георгия Лозанова позволяет быстро выучить английский или любой другой иностранный язык с нуля за короткий промежуток времени. Это возможно через реализацию внушения необходимости раскрыть личностные резервы человека за счет таких факторов:

  • творчество и авторитет преподавателя;
  • эмоциональный оттенок учебного процесса;
  • мотивация учебной деятельности;
  • создание преподавателем специальных методов и приемов обучения.

Суггестивная терапия

Суггестивная терапия (гипнотерапия) – психотерапевтическая методика, действующая на основе внушений в состоянии гипноза и направленная на замену негативных мыслей позитивными. Такая терапия состоит примерно из 10-15 консультаций, которые длятся до 40 минут.

Консультация суггестивной терапии имеет такую структуру:

  1. Налаживание контакта.
  2. Обсуждение проблемы и составление гипотез.
  3. Проверка выстроенных гипотез на уровень отрицания (это покажет насколько клиент готов действовать и решать свою проблему).
  4. Прямое внушение или ритуал, через который проводится внушение.

После проведения внушения клиент должен начать действовать. Консультант должен четко представлять, какие действия должен предпринять клиент. Если же он не представляет эти действия, то внушение не произойдет.

Также консультант не должен говорить клиенту «в лоб», что ему нужно сделать, суггестивное воздействие должно быть непрямым и маскироваться под рациональное.

Например, «вы взрослый умный человек, и вполне можете сами сделать нужные выводы без моего вмешательства. Ваши сомнения – это вполне нормальное явление для данной ситуации. Здесь возможны два варианта – либо тщательно все взвесить и действовать, либо оставить все как есть. Какой из этих вариантов правильный, вы не узнаете, но если вы не начнете что-то предпринимать, то не узнаете, как бы все было, будь вы решительнее».

В сеансе внушения существует два основных правила:

  1. Консультант должен понимать, к чему нужно подтолкнуть клиента (например, выйти на улицу).
  2. Замаскировать это действие так, чтобы оно было вполне естественным и ненавязчивым (вместо «выйди на улицу» сказать «купи хлебушек», действие покупки хлеба само по себе подразумевает выйти за ним на улицу). Это может быть не только просьба, а рассказ, в котором запрятано нужное действие.

Если проводить сеанс суггестивной терапии правильно, то в результате клиент должен забыть, что именно ему внушали, или вообще не понять, что ему что-то внушалось.

Еще важным моментом является то, что нельзя проводить воздействие на клиента в те моменты, когда он его ожидает. Ожидание воздействия сводит к нулю всю его эффективность. Смысл суггестивного внушения заключается в том, чтобы обойти рациональный план действий. Проводить его нужно тогда, когда клиент отвлечен и не ожидает его, здесь консультанту нужно либо самому отвлечь клиента, либо выждать некоторое время.

Во время сеанса внушения можно прибегать к таким приемам:

  • директивный или недирективный гипнозы;
  • проведение ритуалов;
  • эмоциональное воздействие окружающих;
  • использование сказок, рассказов, различных метафор.

Использование ритуала здесь проходит не как наведение трансового состояния (хотя использование транса никто не запрещал), а как метафора внушаемых действий.

Психотерапевтическая работа имеет такую структуру:

  1. Предварительные воздействия.
  2. Проведение основного ритуала.
  3. Итоговые внушения.

Предварительные воздействия заключаются в введении в трансовое состояние клиента, внушение высокой результативности предлагаемого ритуала в решении проблемы. На этом этапе нужно описать саму суть ритуала, акцентировать внимание на выгоде, которую получит клиент после его проведения. Также нужно предупредить клиента, что эффект от ритуала возможен только при четком следовании пунктов инструкции. После этого надо получить от клиента согласие на проведение ритуала.

Затем можно переходить к основному ритуалу. Ритуальные действия могут быть по определенному направлению или без него. После ритуала делаются итоговые внушения, обычно на этом этапе клиенту внушается высокая способность осуществить задуманное в реальности.

В каких случаях применяется суггестивная терапия?

Оптимальным вариантом для использования подобных методов является тот случай, когда психолог еще не определился с гипотезами и методами работы, а клиент склонен к различным ритуалам и он эмоционально протестует против конкретных установок.

А Вы уже сталкивались с суггестивным воздействием? Или сами применяли суггестивную терапию для своих пациентов? Расскажите об этом в