Тема человек в семье. Психология семьи: то, о чем не знают ваши родители

Брак - это не только сексуальный, но и хозяйственно-бытовой союз.

Семейно-брачные отношения имеют давнюю историю и традиции. Впервые их законодательные основы были закреплены в римском праве. Римское право выделило институт семьи и брака, юридические понятия личных и имущественных отношений супругов, родителей и детей, усыновление, опеку и попечительство.

В России существенное воздействие на развитие семейного права оказало принятие христианства, признающего брак таинством и рассматривающего семью как основу развития общества.

В настоящее время в большинстве случае общество в той или иной форме регламентирует отношения между мужчинами и женщинами, устанавливая определенные рамки института брака. Формой такой регламентации выступает регистрация брака.

Коренным образом меняется и характер внутрисемейных связей и отношений. Структура семьи с подчинённым положением женщины и непререкаемым авторитетом отца-хозяина уступает место новым человеческим отношениям, основанным на чувствах привязанности, духовной близости, взаимном уважении и взаимопомощи. Эти положения находят своё закрепление в законодательных актах.

29 декабря 1995 г. Федеральным законом №223-ФЗ был принят Семейный кодекс Российской Федерации, который был введён в действие с 1 марта 1996 г.

Основные цели нового семейного законодательства - укрепление семьи, защита прав каждого отдельного человека в новых социально-экономических условиях развития нашего общества, обеспечение гарантии осуществления и охраны семейных прав граждан, а также установление мер, принуждающих граждан к выполнению возложенных на них законом семейных обязанностей.

Здоровый образ жизни - семейная традиция

Семейный кодекс закрепил и развил такие положения семейного права, как заключение и расторжение брака, усыновление, опека и попечительство, приёмная семья, с учётом нового законодательства, регулирующего семейные отношения.

Принятие Семейного кодекса является значительным шагом на пути создания развитой правовой системы, соответствующей складывающимся в нашем государстве новым экономическим и социальным отношениям.

В настоящее время основным актом, регулирующим семейные отношения, является Семейный кодекс, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:

    установление порядка и условий вступления в брак;

    личные и имущественные отношения, возникающие в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновлёнными;

    определение нормы и порядок устройства в семье детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассмотрим некоторые положения Семейного кодекса, которые необходимо знать, по нашему мнению, каждому гражданину Российской Федерации.

Семейное законодательство (глава 1)

Статья 1 Кодекса закрепляет, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».

Семейным кодексом установлено, что браком признаётся только тот брак, который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния.

Условия и порядок заключения брака (глава 3)

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака.

Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в ЗАГС.

Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Брак не может быть заключён, если хотя бы одно лицо из заключающих брак уже состоит в другом зарегистрированном браке. Не допускается заключение брака между близкими родственниками.

В Российской Федерации установлен единый минимальный брачный возраст в восемнадцать лет для мужчин и для женщин. Предельный возраст для вступления в брак не установлен.

    Выводы.

    Будущие родители должны хорошо знать и понимать, что рождение и воспитание ребёнка - это их долг перед обществом.

    В воспитании детей должны участвовать оба родителя.

    Уклад семьи и психологический климат в ней должны способствовать гармоничному развитию ребёнка.

    Семья формирует личность ребёнка, вырабатывает у него необходимые качества и основы взглядов и поведения в будущей жизни.

    Вопросы.

    Каковы условия и порядок заключения брака в Российской Федерации?

    Как Семейный кодекс Российской Федерации определяет личные права и обязанности супругов?

    Как Семейный кодекс Российской Федерации определяет имущественные права супругов? Для ответа на этот вопрос используйте раздел «Дополнительные материалы».

    Как Семейный кодекс Российской Федерации определяет права и обязанности родителей?

Семья и ее значение в жизни человека

Семья — это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья, рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений.

Важнейшая задача семьи — рождение и воспитание детей, развитие их физических и духовных сил. Ясно, что семья представляет собой большую ценность и в интересах общества необходимо всячески ее укреплять.

В прежнее время в обществе действовало множество факторов, препятствовавших формальному распаду семьи даже в том случае, когда она фактически переставала соответствовать своему назначению. Брак был наиболее «устойчивым», когда согласия жениха и невесты на вступление в него не требовалось: обо всем договаривались родители. В настоящее время браки заключают почти исключительно на основе взаимной любви.

Поскольку современный брак основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако этому препятствует прежде всего то обстоятельство, что молодые люди далеко не всегда способны различать качества возможного будущего супруга, необходимые для совместной жизни, навыки, которыми обладают представители противоположного пола, и их нравственные достоинства.

Семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы. Типичные до свадьбы мечты о семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованиями друг в друге, в семейной жизни. Вообще до свадьбы он и она стремились показать себя с наиболее хорошей, выгодной стороны, а после свадьбы начинают проявляться истинные качества и недостатки. Завоевывать друг друга уже не надо, молодожены расслабляются и часто перестают следить за собой (за своей внешностью, одеждой, манерой поведения, речью), забывают быть внимательными, нежными друг с другом, становятся неблагодарными и придирчивыми. Девушка из роли принцессы часто сразу после свадьбы попадает в положение служанки, которой никто не скажет спасибо за приготовленный обед или выстиранную рубашку. Атрибуты красивой свободной жизни исчезают, сменившись многочисленными семейными заботами. А если еще возникают проблемы, где жить, на что жить, как уживаться, то предмет обожания начинает казаться недостаточно хорошим или даже невыносимо плохим. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.

Многие не понимают, что в принципе конфликты между людьми вполне возможны, и важной пробой душевных качеств человека является его отношение к конфликту, умение разрешить его без ущерба для другого, что в любом конфликте победившей стороны все равно нет: проигрывают оба его участника.

Недостаточно уважительное отношение к людям приводит к стремлению, часто неоправданному, переделать супруга. А ведь если недостатки небольшие, то нужно, зная их, относиться к ним с пониманием, терпимостью. Не зря ведь сказано, что истинная любовь не только приемлет человека таким, каков он есть, но и хочет его именно таким. Если же недостатки эти большие, то нужно уметь увидеть их заблаговременно.

Браки среди юных людей, к сожалению, менее прочны, чем среди более взрослых. Нередко молодые люди неспособны разобраться в своих чувствах, отличить любовь от влечения, влюбленности. У многих молодых людей складывается неверное понимание семьи: девушки и юноши не осознают, что семья — это действительно ячейка общества, а не замкнутое в себе сожительство мужчины и женщины. Девять из десяти ранних браков заканчиваются разводами в течение пяти лет. Во многом браки среди юных с самого начала проблематичны, так как они вступают в брак, чтобы почувствовать себя взрослыми, наконец-то уйти от родителей, получить большую свободу либо чтобы преодолеть возражения и сопротивление родителей против брака и доказать им, что любовь тут самая настоящая. Некоторые молодые люди стремятся к браку, потому что боятся, что связывающие их узы не так крепки, чтобы выдержать те личностные изменения, которые произойдут с каждым из них в последующие годы. Это как бы попытки заморозить навечно те отношения, которые сложились в определенное время, что невозможно.

Ранний брак часто может помешать продолжить образование, получить хорошую профессию. Нехватка денег скажется на всем (нет своего дома, возможности модно одеваться), но хуже всего то, что многие потом жалуются: ранний брак лишил их радостей и экспериментов, свойственных молодости.

Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни

Гармония супружества во многом зависит от интеллектуальной, психологической совместимости супругов.

На психологическую совместимость супругов влияют многие факторы (схема 1). Рассмотрим основные из них.

Ценностно-идеологическая совместимость — совместимость жизненных ценностей, устремлений, интересов, убеждений людей. Чем ближе устремления, ценности, убеждения у супругов, тем легче им понять друг друга.

Согласованность функционально- половых ожиданий, представлений человека о своих правах, обязанностях, функциях в супружеском союзе, если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другим ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна.

Даже несогласованность представлений о том, как проводить свой досуг, распределять обязанности в домашнем труде, резкое несовпадение бытовых привычек могут серьезно нарушать взаимоотношения супругов.

Совместимость индивидуально- психологических характеристик. К примеру, благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями часто отличаются противоположными темпераментами супругов: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник как бы дополняют друг друга, нужны друг другу. Наиболее универсальные партнеры — флегматики. Семейные пары, в которых один из супругов флегматик, являются наиболее гармоничными. Люди с похожим характером не всегда могут ужиться вместе. Например, если оба властные, активные, резкие по характеру, то им трудно договориться. Легче ужиться, если один из супругов склонен к лидерству, а другой — к подчинению. Но есть качества характера, несоответствие которых затрудняет совместимость. Например, аккуратному трудно ужиться с неряшливым, честному — с лживым.

Многочисленные исследования совместимости людей позволили сформулировать закон совместимости: врожденные качества супругов в совместимых парах должны быть контрастными, а приобретенные качества — подобными, схожими.

Супружеские союзы людей , не слишком различающихся по происхождению, условиям жизнедеятельности, воспитанию, обычно более прочные, ведь вероятность совпадения в них установок, ценностей, интересов, идеалов, привычек (т. е. приобретенных качеств) супругов заведомо больше.

В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость к другим, доверие к другим.

Достичь взаимопонимания, сохранить любовь и уважение друг к другу в семейной жизни помогут следующие психологические советы:
. никогда не ссорьтесь, даже в критических ситуациях;
. если что-то не нравится, не ругайтесь, помогите друг другу;
. не пытайтесь перевоспитывать друг друга, не заставляйте друг друга менять те сложившиеся привычки, которые не доставляют вам удовольствия, если они, конечно, не во вред окружающим;
. не критикуйте друг друга, тем более в присутствии посторонних; нельзя критиковать человека, в крайнем случае можно критиковать только его действия; старайтесь ни о ком не отзываться дурно, а тем более о супруге;
. научитесь ценить друг друга;
. оказывайте друг другу знаки внимания, не забывайте поблагодарить друг друга (за вкусный обед, за помощь в стирке и т. п.), сделать маленький сюрприз (подарить цветы или галстук и т. п.);
. не считайте, что вы правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны;
. будьте вежливы: все, что говорится грубо, может быть сказано тактично; ругань — это психологическое, моральное уничтожение другого человека; в семье ругань недопустима;
. общайтесь; не молчите, говорите о том, что вы чувствуете, что вы думаете, что вас беспокоит; не копите раздражение, если что-то не нравится, скажите об этом;
. помните только хорошее; умение помнить хорошее — это умение забывать плохое; умейте прощать друг друга;
. берегите здоровье, свое и близких;
. предупредите других о своем плохом настроении или усталости; постарайтесь побыстрее привести себя в норму (примите душ, расслабьтесь), а не вымещать усталость или раздражение на близких.

Источники

http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_11/obzh_materialy_zanytii_11_02.html

https://yadi.sk/d/pSiDO6gaafDSb

http://gigabaza.ru/doc/93975.html

9* класс

Обществоведение

Тема 4. Человек в семье

Общество в миниатюре

Многогранные взаимодействия людей образуют человече­ское общество. У каждого из нас - своя собственная соци­альная микросреда, круг людей, с которыми мы общаемся более или менее постоянно, учимся, дружим, работаем, отды­хаем, развлекаемся. Но исходное первоначало здесь - ваша семья. Сейчас вы в семье родителей постигаете азы челове­ческого бытия. В ней каждый из нас проходит свою первую школу социализации, то есть становления человека, приобще­ния к культуре, познания других людей во всей сложности их межличностных отношений. Хорошо сказал по этому поводу американский педагог Феликс Адлер: „Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества".

В социальном плане семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных между собой общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Официальное признание семьи начинается с регистрации брака. Браком называют социальную форму отношений между мужчиной и женщиной. Посредством брака в обществе упорядочивается половая жизнь. Устанавлива­ются супружеские и родительские права и обязанности.

Семья и брак возникли еще в первобытном обществе. Исторически первой была кровно-родственная семья. Она поло­жила конец неупорядоченным половым отношениям между мужчиной и женщиной. В ней запрещались половые контак­ты между поколениями, родителями и детьми. На смену этой семье пришла групповая семья в которой исключались поло­вые контакты уже между внутриутробными братьями и се­страми. Таким образом, в такой семье ограничивалось крово­смешение, которое не давало полноценного потомства.

Зародившаяся в условиях матриархата тенденция по суже­нию круга половых партнеров в семье привела к возникновению парной семьи, в которой один мужчина живет с од­ной женщиной. Но в период родового строя такая семья часто распадалась, так как она не была еще хозяйствен­ной ячейкой, ей было трудно поддерживать домашнее хо­зяйство. Основной хозяйственной ячейкой в этот период был род.

С разложением родового строя возникает первая устойчи­вая форма моногамной (единобрачной) семьи - большая пат­риархальная семья во главе с отцом. Это произошло ввиду изменившихся экономических условий. Развитие скотоводст­ва, гончарного дела, изготовление более совершенных орудий труда способствовали росту богатства, которое начало скапли­ваться у отдельной семьи. Поскольку этими видами деятель­ности занимались главным образом мужчины, их роль в семье стала возрастать. Наследование начинает осуществ­ляться по отцовской линии, расторжение брака становится привилегией мужа.

В
большой патриархальной семье жило несколько млад­ших поколений со своими семьями. Они сообща обрабатывали поля, имели общий доход и т. д. Возникнув на экономической основе, большая патриархальная семья становится самостоя­тельной производственной ячейкой общества. Патриархаль­ная семья в различных ее формах сохранилась у многих народов и при феодализме. На Полесье, такие семейные общины, или, как их называли, дворища, существо­вали еще в XVI-XVIII вв.

Моногамная семья при родовом строе не была еще плодом индивидуальной половой любви. Она основывалась на эконо­мических условиях. Браки в ней заключались по расчету.

В средневековье с развитием нравственных и духовных ценностей появляется рыцарское отношение к женщине - романтическая любовь. Ради Прекрасной Дамы рыцарь готов был идти на величайшие жертвы и подвиги. Хотя, поклоня­ясь даме сердца, рыцарь тем не менее не снисходил до призна­ния в ней человека, равного себе. Романтическая любовь чаще возникала не в браке, а вне его.

Индустриализация, начавшаяся в Новое время, разрушила характерную для средневековья связь между семьей и про­изводством. Большинство семей уже состояло из супругов и их детей. Женщина в силу производственной необходимости в значительной мере была высвобождена от домашнего хозяй­ства и вовлечена в профессиональную, общественно-политиче­скую и культурную жизнь. Она стала экономически, социально и духовно самостоятельной и имела уже право выбора супруга. Брак из экономического союза превратился в мораль­но-правовой, основанный на любви и личном выборе.

Зачем нужна семья людям, обществу, государству? Как первичная ячейка общества, семья выполняет важные функ­ции. Прежде всего, она обеспечивает потребности мужчин и женщин в супружестве, в материнстве и отцовстве, в воспи­тании детей. Кроме функции воспроизводства человеческого рода, в семье осуществляется хозяйственно-бытовая деятель­ность. Здесь дети проходят первые этапы социализации, овла­девают родным языком, приобщаются к культуре, усваивают нормы поведения в обществе, его нравы и традиции.


В зависимости от родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая, или нуклеарная, семья. Она состоит из супружеской четы с детьми, которые еще не находятся в браке. Если кто-то из детей в семье сам состоит в браке, то образуется большая, или сложная, семья. Она может включать три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством.

Узы Гименея

Греческий и римский бог брака Гименей летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко го­рит пламя его брачного факела. Во время свадьбы хоры девушек призывают и молят Гименея благословить брак мо­лодых и послать радость в их жизнь.

„Горько!" - кричат на свадьбах молодым и просят подсла­стить. Этим самым молодым как бы говорят, что в случае каких-либо огорчений в их долгой супружеской жизни есть вот это верное средство.

Плохо, когда с первых дней в семье начинаются конфлик­ты. А связаны они зачастую с безответственным отношением молодых людей к ее созданию. Поэтому самым важным моментом, предваряющим союз двух сердец, является выбор мужа (жены). Прежде чем заключить этот союз, необходимо выяснить: насколько искренны и чисты ваши чувства? Осно­вывается ли ваш брак на любви, расчете или просто: „Стер­пится - слюбится"? Это не простые вопросы, потому что от них будет зависеть глубина интимных переживаний. В браке по любви интимная жизнь будет большим счастьем. А если он основан на расчете или легкомыслии - она станет простой, иногда неприятной, обязанностью. Половая дисгармония - частая, если не главная, причина супружеской измены и раз­вода.

Заключая брачный союз, следует узнать также и о таких негативных привычках, как употребление алкоголя, курение. Ведь пьянство супругов - один из главных источников конф­ликтов в семье. А какой вред наносит будущему потомству курение и употребление алкоголя матерью!

Вступление в брак - не только радостное, но и ответственное событие. В семье воспитываются дети. Оказывается взаи­мопомощь. Совместно организуются досуг и отдых. Также совместно ведется домашнее хозяйство. Семья - экономиче­ски независимая ячейка об­щества. Влюбленным стоит помнить обо всем этом.

Семейная жизнь наполня­ется радостью и блаженст­вом, когда муж видит свою любимую женственной, оба­ятельной, доброй, искренней, естественной, чуткой. А жена постоянно ощущает присутствие в доме сильного и забот­ливого мужчины, который честен, бескорыстен, справедлив.

Нравы семьи

Для укрепления брачных уз не меньшее значение имеют взаимоотношения молодой семьи с родителями. Следует вни­мательно отнестись к нравам, порядкам семьи, в которую вы входите. Подумайте о том, как лучше „вписаться" в них, может быть, иногда стоит предложить что-то из обычаев и традиций своей семьи. Необходимо также считаться и с пси­хологическими особенностями людей старшего поколения, особенно пожилых. С возрастом людям все труднее изменять свои взгляды на жизнь. Отсюда возникает вечная проблема „отцов и детей". „Отцы" не могут так же быстро „угнаться" за жизнью, как „дети". Но у старшего поколения есть чему поучиться. Это его жизненный опыт. Он опирается на вечные, общечеловеческие ценности - любовь к труду, к Родине, к де­тям, терпимость, великодушие. В любых семьях родители всегда главное внимание уделяли обучению детей различным трудовым навыкам. Воспитывали нетерпимость к разгильдяй­ству, презрение ко лжи. Родители учили также детей честно­сти, справедливости, доброте. Эти духовные ценности должны быть основой и вашей семьи.

Прочность семьи зависит и от характера проведения се­мейного досуга. Проводить время вместе не означает: „Будь только со мной", „От меня ни на шаг". Иногда кому-то из вас захочется побыть одному, поразмышлять. У вашего спутника жизни могут быть несколько другие интересы и увлечения. Познакомьтесь с ними. Это поможет вам лучше узнать друг друга. Не отказывайте, по возможности, жене (мужу) в совме­стном проведении досуга. Ибо частые отказы постепенно могут перейти в привычку, и вы не заметите, как ваши инте­ресы и взгляды на жизнь разойдутся и в отношениях в семье возникнет трещина.

1. Семья - первичная ячейка общества.

2. Сча­стливый брак и прочность семьи основываются на любви, равноправии, уважении друг к другу, усвоении жизненного опы­та старшего поколения.
Моногамия - единобрачие.

Нрав - обычай, уклад общественной жизни.

Обычай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.

Узы - то, что связывает, соединяет.


Совершенно не пригодны к созданию нормальной семейной жизни преступники, алкоголики, религиозные фанатики, „вещисты", эгоисты. Пороки губят в человеке одно за другим его положительные качества. Религиозный фанатик целиком посвя­щает себя служению Богу, для людей, в том числе и самых близких, его не остается.

„Вещист" все свои помыслы концентрирует на материальных благах. Люди для него - только орудия, инструменты, исполь­зуя которые он накапливает престижные вещи.

Нельзя назвать супружеством союз двух накопителей. У су­пружества, семьи совсем другое назначение.

Эгоист близок по духу „вещисту". Заботиться о других, сотруд­ничать с другими в общих интересах семьи он не способен. Семейные роли ему недоступны. В любой из них он может быть только потребителем, только берущим. (Н. Г. Юркевич.)

Что такое семейные роли? Почему, по мнению психолога, эгоисты, алкоголи­ки, „вещисты" и т. п. не способны их выполнять?

Кодекс о браке и семье Республики Беларусь (с изменения­ми и дополнениями на 1 января 1998 г.)

Статья 16. Брачный возраст устанавливается с 18 лет. В отдельных исключительных случаях исполкомы поселко­вых, районных, городских советов народных депутатов могут снижать установленный брачный возраст...

Статья 18. Права и обязанности супругов возникают со времени регистрации брака в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Брачный союз - первая ступень человеческого обще­ства.

Зависимость от жизни семейной делает человека более нравственным.

А. С. Пушкин

Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.

А. Шопенгауэр

Всякий брак, имеющий в основе одно личное благо, не может не быть причиной раздора.

Л. Н. Толстой

Жить в браке...- это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огром­ная духовная культура, духовная подготовка, школа муд­рости.

В. А. Сухомлинский

Природа, создав людей такими, каковы они есть, дарова­ла им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной.

У. Фоскало

Интересы семьи и общества

Полнокровная семейная жизнь начинается с рождения ребенка. Дети - источник счастья и вдохновения. Вместе с детьми появляются дополнительные права и обязанности. У супругов меняются на многое взгляды, а также взаимоотно­шения. Бескорыстная любовь к детям помогает родителям избавиться от неизбежных на первых порах эгоистических установок. Родительская любовь обогащает супружескую. Эмоциональная атмосфера в семье становится богаче. Дети цементируют семью во всех отношениях. Они укрепляют ее связь с обществом.

Во все времена воспроизводство поколений являлось глав­ной задачей семьи. Не слу­чайно у всех народов сущест­вуют свои обычаи, обряды, связанные с рождением ре­бенка. Но в последние деся­тилетия во многих странах четко обозначилась тенден­ция к снижению рождаемости. В Беларуси проблема рожда­емости также существует. Это может отрицательно ска­заться на развитии экономи­ки, культуры, науки и т. д.

Подсчитано, что, если бы все семьи были однодетными, быстрое вымирание населения Беларуси стало бы неизбежным, так как один ребе­нок восстанавливает численность родителей лишь наполови­ну. Если бы во всех семьях было бы только по двое детей, то в перспективе через 300 лет осталось бы менее 1 % нынешнего населения страны. Это происходит потому, что не каждая девушка выходит замуж, не каждая становится матерью, равно как и не каждый юноша становится супругом и не каждый супруг становится отцом. Поэтому, чтобы не возни­кало демографических проблем, желательна семья, ориенти­рованная на троих детей.

В однодетной семье возникают трудности с формированием личности ребенка. Единственный ребенок в семье одинок. Он с детства лишен общения с братьями и сестрами. Потому нередко становится эгоистичным, избалованным, конфлик­тным.

Установлено также, что в семьях, в которых двое и более детей, меньше разводов.

Жизнь в любви

В семье человек впервые знакомится с любовью. Это роди­тельская любовь к детям, детей к родителям, мужа и жены друг к другу, детей между собой. Любовь в широком смысле слова и есть та основа, на которой держится самое крепкое из объединений людей - семья. Именно семья учит человека жить в любви.

Родительская любовь к детям - прообраз любви старших к младшим. Ребенок - плод любви, тем он так дорог и ценен. Он растет, мужает, со временем сам становится полнокров­ным гражданином, отцом, матерью. Но родители тем не менее по-прежнему заботятся о том, чтобы он был здоров и жил счастливо.

Любовь детей к родителям - это пример отношений млад­ших к старшим. Ребенок представляет родителей как нечто великое, большое, необыкновенно важное и ценное, с которым следует обращаться нежно, чтобы не заставить страдать или тревожиться. Именно так относятся хорошо воспитанные дети к своим родителям и когда вырастают.

Любовь детей между собой - это любовь к равному. Ее основы также закладываются в семье.

Любовь мужа к жене и жены к мужу - это форма отношений между лицами различных полов. Она сложнее, чем всякая другая любовь. Половая любовь возникает в момент наступления физиологической зрелости человека. В половой любви, как и в других видах любви, есть элемент идеального, возвышенного воображения. Вспомните вспыхнувшее чувство Татьяны Лариной к Евгению Онегину:

Т
ы чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Не правда ль, я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала...

Что же идеализируется влюбленным в другом человеке? Одному нравятся в нем глаза, их цвет; другому - цвет волос, их длина; третьему - грациозная походка, улыбка и т. д. Пылкое воображение влюбленного возводит внешнюю красоту в ранг идеальной.

Вместе с тем брак был бы непрочным, если бы главным при выборе семейного партнера была его внешняя привлека­тельность. Есть еще и другой элемент, крепко связывающий семейную пару. Это душевный, духовный мир любящих, дающий возможность во взаимном единстве раскрыться каж­дому из них - испытать радость жизни, насладиться полным взаимопониманием, изведать чувства сопереживания и сострадания, которые наполняют их сердца чувством доброты и нежности. Совершенно правильно в индийском писании „Ветки персика" говорится:

Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь.

Родители, взрослые, дети

Американский психолог Эрик Берн обратил внимание на то, что в семье у каждого из нас формируются три внутрен­них духовных состояния (ядра) единого „Я". Он обозначил их как Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Р).

Родитель - это комплекс нравственных норм, убеждений, жизненных принципов, традиций и предрассудков, получен­ных людьми не только от родителей, но и от далеких предков. Родительское ядро личности обеспечивает воспитание детей. Учит их испытывать радость от труда, придерживаться запо­ведей „не убий", „не укради" и т. д. Тем самым, повзрослев, человек стремится оценивать окружающую действительность так же, как делали это его родители. Эта часть собственного „Я" - наиболее консервативная в человеке. Помните, что в каждом из нас живет Родитель. Он влияет на наше пове­дение, как правило, позитивно. Однако, зная о некоторой консервативности этой части „Я", слепо следовать старым представлениям о жизни не стоит, так как вы не в со­стоянии будете правильно оценивать события сегодняшне­го дня.

Взрослое состояние в нашем „Я" - это способность лич­ности получать, хранить и перерабатывать информацию на основе своего жизненного опыта. Это способность ана­лизировать ситуацию, быть независимым от предубежде­ний Родителя, уметь делать собственный выбор и само­стоятельно находить выход из затруднительных положе­ний. Взрослое состояние „Я" не имеет прямого отноше­ния к вашему возрасту. Известны смелые действия де­тей на пожарах; дети сочиняют музыку, пишут стихи и т. д.

Состояние же Ребенка в нашем „Я" - это способность мыслить, чувствовать, реагировать на события так же, как мы делали это в детстве, в возрасте от 2 до 6 лет,- импуль­сивно и искренне. Без такого „детского" качества личность теряет непосредственность чувств, теплоту, прелесть неожи­данности и превращается в робота. Как хочется порой и взрослому поиграть в снежки, получить подарок от Деда Мороза!


П
роцесс взаимодействия - между всеми тремя частями „Я" - позволяет каждому из нас находить оптимальные выходы из конфликтных ситуаций, создавать возможности для радостного общения. В случае, если взаимодействие между частями „Я" каждого из общающихся осуществляется в фор­ме параллельных векторов, общение носит приятный и ра­достный характер

И напротив, если общение между частями „Я" осуществля­ется в форме угловых и перекрестных векторов, то оно носит конфликтный характер. Например, если Родитель обращается к вам с просьбой как к Взрослому: „Сходи, пожалуйста, в аптеку за лекарством" и ты отвечаешь: „Хорошо, я сейчас схожу", то конфликта не будет, так как ты ответил ему как Взрослый Родителю. Но если бы на его просьбу ты ответил как Ребенок: „Мне некогда. Я хочу поиграть с друзьями", то, естественно, возникла бы конфликтная ситуация.

Вывод. 1. Полнокровная семейная жизнь начинается с рождения ребенка. 2. Любовь в широком смысле слова и есть та основа, на которой держится самый крепкий из объедине­ний (союзов) людей - семья. 3. Познание себя через формирова­ние в семье внутренних духовных состояний (ядер) единого „Я" (Родитель, Взрослый, Ребенок) учит вас общению с людьми.

Обряд - совокупность установленных обычаев, действий, в кото­рых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.

Прообраз - желаемый идеал взаимоотношений между людьми.

Неуважение к предкам есть первый признак безнравст­венности. А. С. Пушкин

Вину предков искупают потомки. Курций

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа , члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества , важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встре­чаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.

Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых м людей.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.

У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами.

Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.

В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.

Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы.

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.

Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называетсярасширенной. Она расширяется за счет 3– 4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

Имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин­ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци­альную задачу. Можно выделить следующие основные функ­ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

1) Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях.

2) В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.

3) Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

4) Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

5) Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

6) Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности.

7) Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи.

8) Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга..

9) Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

10) Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

11) Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

12) Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

http://shpargalki.ru/news/3887.html

100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (24) Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (9) Секреты, как влюбить в себя начальника Итак, ты пришла на новое место работы и встретила… (7) Мечты сбываются! Да не надо смотреть в телефон, не надо просить оправданий. Речь идёт про… (7) Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (5)

В семье растет ребенок, семейный климат

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальной ячейке советского общества, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и ее потребностях, создающих соответствующий нравственный микроклимат.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому на семинарах-практикумах педагог напоминает родителям, что воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Никакая «мелочь», нарушающая эмоционально-нравственную атмосферу, не может не влиять на ребенка.

От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья - школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств - первый кирпичик в будущем здании личности.

Семья-это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

Но воспитание в условиях коллектива не означает нивелировку личности, напротив, важно сохранять неповторимость индивидуальности, развивать свойственные данному ребенку психологические качества, проявляющиеся в его интересах (например, к природе, искусству и т.д.), чертах характера (любознательность, умственная активность), способностях (двигательно-пластических, музыкальных и т. д.)

Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослые-ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей!) определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

В семье дошкольник учится уважительному отношению к близким людям, их делам, производственной и общественной работе, их отдыху и досугу. Сама жизнь семьи выдвигает для этого множество поводов: «Мама пришла с работы усталая, встреть ее приветливо, помоги ей по хозяйству», «Папа отдыхает- не шуми», «К бабушке пришли за советом: ее мнением дорожат», «Посмотри, сколько у дедушки наград-он человек заслуженный».

Велика роль матери в жизни и воспитании ребенка. От нее во многом зависит создание эмоционально-психологической атмосферы в семье (теплота, уют, взаимопонимание). В беседах с родителями важно подчеркнуть ответственность отца, показать необходимость его участия в воспитании, ведении домашнего хозяйства.

Постоянно общаясь с родителями, педагог не может не учитывать характерные недостатки семейного воспитания. Педагоги отмечают: родители, зная и понимая цели и задачи воспитания, затрудняются в практическом их осуществлении. Семейному воспитанию недостает целенаправленности. Недооценивается воспитательная роль самостоятельной детской деятельности, а также содержательного общения между родителями и детьми. Отсутствует единство требований всех взрослых членов семьи к ребенку. В семейной практике преобладают принуждение, запреты и т. п. Иногда допускаются физические наказания, что идет вразрез с принципиально важным положением педагогики - уважением развивающейся личности.

Знание особенностей семейного воспитания позволяет воспитателю в беседе с родителями, предваряющей разбор педагогических ситуаций, дать им необходимые советы. Так, в качестве задачи на будущее педагог может посоветовать родителям постоянно уделять, внимание охране здоровья ребенка: соблюдению режима, рациональному питанию, полноценному сну, обеспечению максимальной двигательной активности, закаливанию организма. В нравственном воспитании он советует уделять внимание формированию у ребенка навыков культуры поведения, гуманных, коллективистических проявлений, начал патриотических и интернациональных чувств.

Для советской семьи характерно стремление правильно воспитывать детей. Но, к сожалению, есть еще семьи, где отец или мать допускают антисоциальные проявления.

Под девизом «Трезвость - норма нашей жизни» полезно обсудить с родителями вопросы, связанные с данной проблемой. Например, о том, что кормящая или ожидающая ребенка мать не имеет морального права курить или употреблять алкоголь, так как этим она наносит непоправимый вред формирующемуся детскому организму; о том, что алкоголь, употребляемый родителями нерегулярно, тоже может повлиять на здоровье будущего ребенка (можно упомянуть о старом обычае не подносить на свадьбе вина молодым); можно побеседовать о вреде пассивного курения и его последствиях для маленького ребенка и кормящей матери и др.

Педагог привлекает внимание родителей к отдельным публикациям, в которых раскрывается вред пьянства, отмечается его отрицательное воздействие на здоровье человека, на его интеллектуальные и умственные способности. Для участия в беседах воспитатель может пригласить квалифицированных специалистов: врачей, работников женских консультаций, юристов.

Основное внимание в беседах уделяется тому, что семья может воспитать полезного члена общества при условии, что все взрослые члены ее ведут здоровый образ жизни. В такой семье ребенок растет в нравственно-эмоциональной атмосфере, которая положительно сказывается на его психофизическом развитии.

Климат семьи зависит от наличия нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых, поэтому воспитатели расценивают организацию совместного досуга не только как важное средство воспитания ребенка, но и как средство укрепления семьи. Полезны рекомендации родителям: как провести выходной день с ребенком, семейный отпуск или экскурсию по родному городу, как подготовиться к проведению маминого праздника, дня рождения ребенка или старшего члена семьи, почитать книгу в кругу близких… Это не только рождает новые интересы, но и вызывает положительные эмоции. В этих условиях семья способна легче противостоять нахлынувшим на нее подчас невзгодам.

Источник:
В семье растет ребенок, семейный климат
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в
http://www.olegmartynov.com/%D0%B2-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0/

Общие Интересы — важное явление в развитии человека и его дел

» важное явление в развитии человека и его дел.

Людям от природы свойственно испытывать эмоцию интереса к любой новизне. Иное дело, когда дело касается выгоды или любимого дела. В этом случае данное психическое свойство имеет другой «окрас». Человек является социальным существом. Во многом людей или их групп связывают именно общие интересы. Ведь излюбленное дело, к которому душа лежит, приятней делить с кем-то ещё.

К примеру, вам интересны автомобили. Тот, кто имеет машину явно знаком со многими нюансами, начиная от вождения, и заканчивая её устройством и ремонтом. Два автомобилиста быстро найдут общие интересы в своей теме. Да можно взять любую сферу жизнедеятельности людей — быт, работа, хобби, увлечения, спорт, отдых, развлечения.

Люди везде стремятся, между собой, объединится в группы по личным интересам. Даже дружба между людьми появляется в силу определённых имеющихся интересов двух или более личностей. Общие интересы являются главной социальной связью общества. Намного реже встречаются взаимоотношения людей, которые связаны какими-то иными ментальностями. Вот ещё яркий пример, семья — в ней помимо любви и взаимопонимания также присутствует между мужчиной и женщиной общие интересы. Они направлены на поддержание семейного очага, воспитания своих детей, помощи родным и близким и т.д.

Интерес, как психическое качество, естественно, относится к положительным качествам. Человек, увлечённый и погружённый в свою тему, испытывает удовлетворение и наслаждение, ему в этом состоянии комфортно и хорошо. Рассматриваемое ментально-социальное качество жизни человека можно смело утверждать, что отношения, построенные на интересе, порождают качественное развитие, как людей, так и их продуктов деятельности.

Источник:
Общие Интересы — важное явление в развитии человека и его дел
Общие Интересы » важное явление в развитии человека и его деятельности.
http://mywebpro.ru/obsch_inter_vazh_yavl_raz_chelv_iyiv.html

Общие интересы и дела семьи

Общие интересы и дела семьи. Роль семьи в жизни ребенка и общества

Зачастую супружеские пары образуются из-за взаимного влечения друг к другу, большой любви или влюблённости. В эти моменты люди не задумываются о том, есть ли у них какое-либо общее хобби. А ведь это так важно — иметь общие интересы и дела семьи, потому что если любовь ничем больше не подпитывать и не иметь даже общих тем для разговоров, то рано или поздно такое положение дел неминуемо приводит к разводам.

К сожалению, в наше время наука о семье и о том, как её правильно построить, забыта. Поэтому так много в современном обществе семейных союзов, которые с виду кажутся благополучными и успешными. Но если углубиться чуть дальше, то выяснится, что счастье в них не присутствует.

В наш век современная семья уже имеет сложившийся стереотип семейной жизни, который для многих кажется нормой. Это когда муж приходит уставший после трудового дня с работы и сразу же усаживается смотреть телевизор либо играть за компьютер. В это время его супруга занимается хозяйством или какими-нибудь другими делами на кухне, а дети играют со своими игрушками. Многие скажут, что в этом союзе царят идиллия и гармония, но, по-видимому, общие цели и интересы семьи у них отсутствуют. У них нет совместных эмоций и сопереживаний, поэтому они со временем всё больше и больше отдаляются друг от друга.

Когда люди вступают в брак и отправляются в интересное путешествие под названием семейная жизнь, они должны чётко понимать, какие у них совместные цели, чтобы потом к ним вместе идти. До тех пор, пока они не намечены, человек не поймет, какими качествами должна быть наделена его вторая половинка.

Современная семья не должна забывать, что общие цели станут обязательно залогом долговечного счастья и взаимопонимания.

Распространенным считается понятие, что целью семьи должно быть рождение и воспитание хороших и здоровых детей. Это, конечно же, тоже важно. Но что будет с этим браком, когда дети вырастут и уедут строить уже свой путь? Всё, цель всей жизни будет достигнута, и общего ничего не останется. Поэтому супругам просто необходимо иметь другие общие интересы и дела семьи, помимо детей.

Считается, что заключённый брак между двумя людьми — это своеобразная школа любви. И если в семье по-настоящему ценят и уважают друг друга, то взаимосвязь с годами становится только крепче. Таким образом, подлинной целью супружеской жизни является достижение совершенной любви.

Основной целью у каждого супруга должна быть постоянная забота о своей половинке и задача сделать проще жизнь друг друга. Если все эти правила и напутствия соблюдать и не забывать о них, то возможно достичь доверия, гармонии и счастья между ними.

По статистике, которую вывели американские учёные, каждый второй мужчина в мире тратит своё свободное время на просмотр каких-либо телепередач. Но почему бы не посмотреть их вместе с женой? Ведь можно выбрать любую передачу, которая понравится обоим, или же скачать фильм, что очень просто сделать в наш век интернета. Даже такое совместное времяпровождение может стать звеном, которое связывает семью и даёт новую тему для разговоров и обсуждений. Например, можно сделать своей семейной традицией каждую пятницу устраивать такие совместные просмотры с попкорном и разными другими вкусностями.

Общие интересы и дела семьи возможно найти и вне стен дома. Хорошо, если это будет связано с какой-нибудь физической нагрузкой, так как учёные доказали, что пассивный образ жизни влияет не только на здоровье человека, а также и на его психику. Допустим, можно придумать следующие активные общие дела и интересы семьи. Примеры:

Совместный отдых на природе.

Пешая прогулка с привалом на перекус.

Занятие любыми активными видами спорта.

Настоящий поход с палаткой и ночёвкой в лесу.

Для такого вида отдыха вовсе не нужны большие затраты, а только лишь желание и стремление проводить время вместе.

Роль семьи в жизни ребёнка, несомненно, очень важна. Чтобы не упустить момент во время взросления чада и оставаться для него всегда другом, нужно с ним иметь, конечно же, обоюдные дела для совместного времяпровождения.

Совершенно не сложно найти общие дела и интересы семьи. Окружающий мир, если на него взглянуть только другими глазами, может подсказать массу идей для этого. Например, если ребёнок уже подрос и может ухаживать за домашним питомцем, нужно завести общего семейного любимца и выгуливать вместе, когда позволяет время. В такие моменты есть возможность в непринуждённой обстановке обговорить со своим ребёнком любые его проблемы и то, что, возможно, его беспокоит.

Родители могут освоить, если они ещё не умеют, катание на роликах или на лыжах, а затем проводить так весело время всей семьёй. Доброй традицией может стать утренняя пробежка или вечернее занятие йогой. Да всё что угодно, главное, чтобы вместе.

Когда в семье растёт ребёнок, очень важно, какой в ней царит семейный климат. От родителей ребенок получает подготовку к дальнейшей жизни в обществе. Поэтому нельзя отрицать то, что роль семьи выполняет важную функцию в формировании его личности.

Ребёнок словно губка впитывает то, что происходит в стенах его дома, а потом все эти устои и правила уже переносит в свою взрослую жизнь. Если у родителей принято иметь общие интересы и дела семьи, то в дальнейшем и их чадо будет также поступать в своём браке, усвоив это ещё с раннего детства. Когда дети растут там, где заведено общаться в дружественной и мягкой манере, то со временем они непременно будут так же строить стиль своего общения с окружающими людьми.

Вывод из того можно сделать только один - для того чтобы воспитать хорошего и успешного ребенка, нужно, чтобы в семье был здоровый нравственно-эмоциональный микроклимат.

Немаловажную роль в гармоничных отношениях супружеской четы играет духовная близость, которая по истечении лет может быть безвозвратно утрачена, если только над её присутствием в жизни постоянно не работать. Для этого можно выбрать совместное духовное увлечение, например танцы. Ведь нет ничего лучше и приятнее, чем кружить в паре с любимым человеком.

Сейчас нередко можно встретить ситуацию, когда уже пожилые супруги записываются на уроки танцевального искусства, для того чтобы придать своим отношениям некую изюминку и новизну. Многими психологами одобрено такое совместное времяпровождение, так как танец позволяет глубже проникнуть в личное пространство своей половинки.

Семья испокон веков считалась главной ячейкой общества. На неё возложено много функций, самой важной считается продолжение рода. Поэтому вся цивилизация и общественные отношения начинаются с семьи.

Как человек будет относиться к своим близким, так он будет относиться и к остальным людям. Если в доме царят предательство и ругань, то личность, которая воспитывается в таком институте семьи, будет со временем думать, что так же можно поступать и с людьми, являющимися ему совершенно чужими.

Поэтому никогда не нужно забывать очень простую вещь - отношения зависят в первую очередь от того, что люди готовы для них сделать сами.

Жить в браке... всю жизнь – это большой, ни с чем не сравнимый труд. Духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости.

В. А. Сухомлинский

Семья как первичная ячейка общества и социокультурная сфера человека

Семья – первичная ячейка общества, живущая но законам системно-функциональной достаточности, где субъекты объединены формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, проявляющихся в любви, привязанности, интимности .

Выдающийся социолог П. А. Сорокин считал вопрос об устройстве семьи гораздо более важным, чем вопрос о формах правления. Анализируя типы семьи у разных народов, с точки зрения воспитательного механизма он выделил три основных типа семьи:

  • 1) семья патриархальная , воспитывающая молодые поколения для жизни в общине или коммуне. Здесь весь уклад семейного воспитания давит всякую индивидуальность, личную инициативу, требует "не высовываться", жить как все, "как положено"; действовать, мыслить, веровать по обычаю и полагаться не на себя, свои знания, труд, энергию и волю, а на "общину", на "мир", на "коммуну". Жизнь индивида в таком типе семьи полностью регламентирована. Из лона такой семьи выходят личности без воли, без инициативы, привыкшие вести себя во всем по общей норме;
  • 2) семья ложноиндивидуалистическая . Всем своим укладом она приучает молодые поколения полагаться не на себя, не на общину, а на государство. Сообразно с этим все воспитание здесь ведется применительно к официальным программам. Главное – выдержать официальный экзамен, получить диплом и "тихо и плавно качаться" в качестве чиновника. При такой системе в людях не воспитывается ни инициатива, ни подчинение авторитету, которое имеет место в первом типе семьи, и люди получаются неустойчивые, безынициативные – "бумажные формалисты", как их характеризует П. А. Сорокин. Соответственно и общество, имеющее такой тип семьи, – неустойчивое, бюрократическое, с централизацией, обширным объемом вмешательства власти, с разбухшим государственным аппаратом и поглощением личности государством. Человек во всем полагается на государство и считает, что от его усилий почти ничего не зависит;
  • 3) семья индивидуалистическая . Ее уклад с малых лет приручает молодые поколения полагаться только на себя, свои знания, волю и энергию. Здесь обучают детей тому, что им действительно понадобится в жизни (а не тому, что требует община или государство). Простор дается личной инициативе, развитию индивидуальности. С малых лет за детьми признаются права, которые неотделимы от исполнения обязанностей. Из такой семьи выходят люди сильные, инициативные, энергичные. По мнению Сорокина, народы, имеющие подобный тип семьи, – "победители других народов". Данный тип семьи представлен в англосаксонских и скандинавских странах.

Русская семья , полагает ученый, занимает среднюю линию между семьей патриархальной и ложноиндивидуалистической. Молодые поколения в ней воспитывались или как будущие чиновники государства, или как "общинники", члены "мира", обязанные во всем походить на него и считаться с ним. Индивидуальности и личной инициативе не давалось простора . Эти выводы Питирима Сорокина сделаны им в 1923 г., но, как мы постоянно убеждаемся, с тех пор мало что изменилось, хотя определенная динамика движения в сторону семьи индивидуалистического типа все-таки прослеживается. Сегодня мы можем выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи .

Во-первых, идет процесс разукрупнения семьи – выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный, поскольку данная тенденция обеспечивает укрепление молодой семьи как самостоятельного коллектива. Переживаемые трудности укрепляют дружбу, солидарность, учат делиться радостями и бедами. Однако в первое время молодая семья испытывает трудности: бытовая неустроенность, финансовые проблемы и т.д.

Во-вторых, происходит уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости. Причины сокращения рождаемости разнообразны и сложны: занятость родителей; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая нагрузка женщины-матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи и др. Сокращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему – изучение и разработку методов воспитания в малодетной семье.

В-третьих, увеличивается количество разводов. Нужно иметь в виду, что развод – это не всегда плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. Наибольшее количество разводов (до 95%) приходится на долю супружеских пар первого года совместной жизни. Это объясняется неподготовленностью супругов к семейной жизни, неустроенностью быта молодой семьи.

В-четвертых, наблюдается увеличение количества семей, имеющих одного ребенка. Такая семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников – старших братьев и сестер. Ребенок становится центром семьи, которая отдаст ему всю ласку, внимание, заботу. Часто это имеет негативные последствия, когда происходит потеря родителями педагогической нормы в удовлетворении желаний и потребностей ребенка.

Основными функциями семьи являются:

а) генеративная (репродуктивная) функция , обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Семья без детей духовно неполноценна. В масштабе общества для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы на каждых двух человек противоположного пола приходилось не меньше двух детей. С учетом того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, желательно, чтобы большинство семей имели трех детей. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту "общественную функцию".

На выполнение семьей своей генеративной функции оказывает влияние качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране и др. По оценкам экспертов, 10–15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и т.д.;

  • б) функция первичной социализации детей (воспитательная) . Она обусловлена тем, что родившиеся дети несут в себе только задатки, предпосылки, признаки "человека разумного". Для того чтобы ребенок постепенно входил в общество, чтобы его задатки проявились, необходимо общение и деятельность именно в семье как первичной социальной единице. Семья воздействует на социализацию детей не просто фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми ее членами. Именно в семье закладываются фундамент нравственного опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества;
  • в) экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в российском обществе, вновь активизируют те стороны экономической и хозяйственнобытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях;
  • г) гедонистическая функция , которую также принято называть функцией здоровых сексуальных отношений, свя

зана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно, как потребности в еде, жилище и т.д. Поверхностное отношение к физической близости, нерегулярные сексуальные отношения со случайными партнерами вне семьи не только лишают физическую любовь ее психологического богатства и глубины, но и влекут за собой печальные криминальные или медицинские последствия;

д) рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что данный социальный институт – сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и т.д. Здоровая, неконфликтная семья – надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех невзгод.

  • См.: Лодкина Т. В. Система деятельности семейного социального педагога. М., 1997. С. 13.
  • См.: Сорокин П. А. То, о чем часто забывается // Сорокин П. А. Социология революции. М., 2005. С. 433–435.