Тематическое занятие-сказка «Магнит. Конспект НОД на тему: "Волшебный магнит" Занятие в саду чудесные свойства магнита

Дети очень любознательны и, удивляясь чему-либо, готовы узнать причины чуда. Родителям следует воспользоваться этими особенностями, чтобы начать знакомить ребенка, в том числе неусидчивого, с наукой. Особенно у малышей пользуются успехом опыты и эксперименты. Помните, что детям всегда интересны развивающие занятия в виде игры, и составить план-сценарий может каждый родитель.

В статье подготовлена подборка самых простых, но познавательных экспериментов с минимумом необходимого реквизита: понадобится магнит и еще несколько вещей, которые найдутся абсолютно в любой квартире. Опыты с магнитом для дошкольников можно проводить дома или демонстрировать свойства на природе.

В каком возрасте ребенок поймет опыты с магнитом?

Вообще, ограничений педагоги не делают: показывают и в детском саду, и в школе. Малыши магнетизм воспринимают как настоящее волшебство, старшие дети через опыты с магнитом глубже познают явления, происходящие в окружающем мире. Во время опытных занятий развивается любознательность и активизируется мыслительная деятельность ребенка. Поэтому излишне беспокоиться, что ребенок не поймет суть эксперимента. Развитие познавательных интересов - тоже хорошая цель опыта с магнитом. А когда малыш дорастет до новых знаний, можете повторить занятие и объяснить причины происходящих явлений.

Опыт 1: что притягивает магнит

Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов - легких и знакомых малышу. Например:

  • носовой платок;
  • бумажная салфетка;
  • карандаш;
  • гайка;
  • копейка;
  • кусочек пенопласта;
  • карандаш и т.д.

И, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать.

Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.

Обязательно разбирайте результаты опыта с магнитом. Дети впитывают знания как губка, так что не стоит бояться "нагрузить" малыша ненужной информацией. Именно в этом возрасте закладывается способность учиться и желание познавать новое.

Опыт 2: «Найди клад в пустыне»

Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры. Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее?

Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло.

На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

Кстати, опыт можно превратить в еще одну игру. Сделайте на листе бумаги аппликацию, например, цветочную поляну. Из цветной бумаги вырежьте бабочку, закрепите на ней скрепку и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одного цветка на другой.

Опыт 3: магнит, вода и магнитное поле

Удивительными детям кажутся эксперименты с водой. Возьмите стаканчик из или стекла, опустите туда скрепки и начинайте водить магнитом по стенке стакана. Предметы из воды будут «ползти» вверх за движением магнита.

Еще один эксперимент - действие магнита на расстоянии. Начертите на листе бумаги на различном расстоянии линии. У каждой положите скрепку. Попросите ребенка проанализировать, на какое расстояние действует магнит, приближая его к опытным материалам.

Магнит проявляет свою силу только на определенном расстоянии от предмета. Когда расстояние между предметом и магнитом значительное, предмет оказывается вне области действия. Таким образом, возможно уменьшить или вообще ее нейтрализовать.

Это явление можно показать с помощью монетки. Обвяжите ее ниткой, приклейте нить к картону и положите его на стол. Поднесите магнит к монетке на расстояние одного метра. Перемещайте магнит ближе к монете, пока монетка не начнет двигаться. Измерьте расстояние линейкой. Поднесите магнит еще ближе, чтобы монета притянулась к нему. Снова измерьте. Когда магнит находится в пределах линии, он притягивает монету. Но когда магнит оказывается вне линии, монета остается на месте.

Таким образом, вы сможете объяснить понятие магнитного поля и его свойства, а затем и показать. Обычно магнитное поле невидимо, но с помощью металлической стружки вы можете продемонстрировать его границы. Насыпьте на лист бумаги или стекла металлических опилок, поднесите магнит с обратной стороны - стружка соберется в объемный узор. Это влияние магнитного поля, которое можно заметить и приложив магнит также снизу листа под площадью, которую занимают опилки на листе. Стружка расположится по линиям поля.

Магнитное поле «глушит» песок

Еще один эксперимент на это свойство с песком. Опустите иглу в стакан и насыпьте в него немного песка. Поднесите магнит к стенкам стакана - игла не реагирует на магнит. Теперь поместите иглу в стакан с водой и проделайте с магнитом то же самое. Игла будет следовать за магнитом к краям стакана.

Объясните, что магнитное поле проникает через воду. Если бы стенки стакана состояли из какого-нибудь магнитного материала, то игла все равно притягивалась бы к магниту, но не с такой силой. Магнитное поле ослаблялось бы стенками стакана.

Опыт 4: магнит-проводник

Магнит может передавать свойства притяжения через железо. Для этого эксперимента вам понадобится сильный магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесьте к магниту скрепку, а к ней - следующую. Попросите ребенка вам помочь, прикрепляя «звенья» к магнитной цепи.

Еще почти подобным экспериментом можно показать, что магнитное поле легко создать искусственно. Уберите магнит от цепочки скрепок, если потом подносить их друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Это происходит потому, что атомы в железном предмете под влиянием магнитного поля выстраиваются в такой же ряд, как и в магните, на время приобретая его свойства.

Опыт 5: компас

Можно продемонстрировать действие магнитного поля Земли. Для этого потребуется компас, иголка и прозрачная тарелка. Объясняйте все этапы проведения опыта с магнитом.

Подержите иголку несколько минут на магните, потом нанесите на нее масло и опустите в тарелку с водой. Иголка начнет двигаться, пока не замрет в одном положении. Поднесите компас к тарелке, если прибор исправен, его стрелка покажет то же направление, что и намагниченная иголка.

Расскажите ребенку, что Земля - это тоже магнит. И магнитное поле планеты направляет магнитную стрелку компаса на север.

Эксперимент с компасом можно провести на природе - так увлекательно и еще познавательнее. Конечно, определять направление таким образом будет не очень удобно, но интересно. Таким образом, вы продемонстрируете пример «волшебных» свойств привычных предметов, которые могут заменить в походе компас.

Чудо-магнит

Интересны не только опыты с магнитом, но и короткий рассказ о нем. Покажите ребенку, что магниты есть во многих вещах: телефонах, компьютерах, шкафах и т.д. Магниты используют в автомобилях, электродвигателях, музыкальной аппаратуре, игрушках и т.д. Расскажите ребенку:

  1. Происхождение магнита.
  2. О магнитах в Солнечной системе.
  3. О естественных и искусственных магнитах.

Познавательное занятие можно провести до опытов, во время опытов или после раскрыть все секреты. Мы немного вам поможем, впрочем, наш материал легко дополнить и расширить.

Что такое магнит?

Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитах. Магнит - от названия региона, где обнаружили магнитные залежи - Магнисия. Это в Малой Азии.

Мы уже говорили, что Земля - магнит, добавьте также, что в человеке тоже существует магнитное поле. Расскажите о людях, которые притягивают железные предметы. В интернете много роликов и фотографий с примерами. Магнитное поле в человеке делает видимым и его энергетическую оболочку через специальное оборудование.

Если ребенку вы рассказывали о галактике, то ему покажется интересным факт о том, что планеты в Солнечной системе тоже являются гигантскими магнитами.

Расскажите ребенку о видах магнита. Бывают природные - залежи магнитных руд - и искусственные - созданные человеком из или с помощью электрического тока.

ВОЛШЕБНЫЕ СВОЙСТВА МАГНИТОВ

Цель: Формирование представления о различных предметах и их выраженных качествах и свойствах.

Задачи:

    Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и его свойствах.

    Учить обследовать предметы и экспериментировать с ними, выделяя выраженные качества и свойства.

    Познакомить со способами использования магнита в практической и игровой деятельности.

    Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, любознательность, познавательную активность.

    Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности.

Оборудование: рукавица из ткани;

    тарелка с фасолью и металлическими предметами;

    тарелка с различными предметами (бумага, лоскутки ткани, мех, предметы из резины и пластмассы);

    магниты по числу детей;

    стакан с водой и металлической скрепкой;

    макет “Автодрома” с машинками по числу детей

    Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята, я рада видеть вас, вы такие нарядные и красивые и конечно же очень веселые и сообразительные, поэтому спешу поскорее сказать вам “Доброе утро!” (ответы детей):

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро, солнцу и птицам!
- Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку. (здороваемся с гостями)

2. Игра “Волшебная рукавица”

Воспитатель: Теперь я вижу, что у вас хорошее настроение, а Золушка расстроена и огорчена. мачеха со своими дочерьми уехала на бал а Золушку оставила дома одну и заставила перебирать фасоль. Давайте поможем Золушке. Как же нам быстро перебрать фасоль? (достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).

У меня есть рукавица, С ней я просто мастерица. Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите (Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами).

С помощью моей “волшебной рукавицы” я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).

    Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)

    А я вам могу подсказать, эти предметы примагнитились.

Мы перебрали фасоль и теперь Золушка успеет на бал.

А сейчас, ребята предлагаю послушать одну старинную легенду. (дети садятся на коврик)

В давние времена на горе Ида один пастух по имени Магнис пас овец.Он заметил что его сандалии подбитые железом и деревянная палка с металлическим наконечником липнут к черным камням которые в изобилии валялись под ногами. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил своих соседей. От имени пастуха Магнис и появилось название магнит.

Существует и другое объяснение слова магнит по названию древнего города Магнесия где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют природными магнитами.

Со временем люди научились и сами изготавливать магниты намагничивая куски железа.

3. Исследовательская лаборатория

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам стать учеными исследователями.

    А кто такие ученые исследователи? (это человек, который что-то изучает).

    Ученые исследователи начинают свою работу с опытов и экспериментов. И мы с вами будем тоже экспериментировать и изучать свойства магнитов.

Сейчас я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию, но сначала напомню некоторые правила. В исследовательской лаборатории должны быть тишина и порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы (одеваем бейджики со словом ученые приглашаю пройти за столы).

Итак, задание:

1. Рассмотрите магнит и предметы, лежащие на ваших столах в тарелочке, и определите из каких материалов они сделаны.

Выбранные предметы я попрошу положить в отдельную тарелочку.

    Вы определили, из какого материала сделаны эти предметы?

    Какой вывод мы можем сделать: на какие предметы не действует магнит и на какие действует.

    Предлагаю пройти к гостям и проверить какие предметы у них примагнитятся (заколки, застежки, молнии)

    В. Действует ли магнит через другие материалы? Давайте проверим. Возьмите лист картона, положите на него скрепку поднесите магнит снизу картона. Что происходит?

    Д. Скрепка следует за движением магнита.

    В: Что же двигает скрепку?

    Д: Магнитная сила.

    В: Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

    (То же самое с тканью)

    В. Возьмите магнит и поднесите к нему скрепку. Что произошло?

    Д. Она намагнитилась

    В. Возьмите еще одну скрепку и поднесите к первой скрепке. (Еще две скрепки). Что происходит?

    Д. Они примагнитились друг к другу.

    В. Теперь уберите магнит. Что происходит?

    Д. Скрепки держатся друг за друга.

    В: Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Магнит передал свою силу на некоторое время скрепкам.

    ФИЗМИНУТКА РЫБАЛКА

    В. Уронила скрепки в воду «нечаянно»

    В. Ребята, а как достать скрепку не замочив руки

    Д. версии детей

    В надо вести магнит по внешней стороне стакана

    Что двигает скрепку

    Д Магнитная сила

    В Какой можно сделать вывод

    ВЫВОД Магнитная сила проходит через стекло.

    В: Ребята, а через воду магнитные силы пройдут?

    Д: Ответы детей.

    В: Сейчас мы это проверим. Опустите одну скрепку в тарелочку с водой. Проведите магнитом над водой.

    (Дети проводят магнитом над водой, скрепка находящиеся на дне, притягивается к магниту).

    В: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

    Д: Я провел над тарелочкой с водой магнитом, и скрепка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась,

    В: Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду.

Ребята, ваши магниты раскрашены в два цвета синий и красный - У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.

    Поднести два магнита друг к другу.

    Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. Что происходит?

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА МАГНИТ

6. Игровая деятельность детей с макетами “Автодром”

Воспитатель: Зная свойства магнита можно придумать поиграть в интересные игры. Приглашаю в игровой зал. Я приготовила для вас игру “Автодром. С помощью магнитов вы можете передвигать машинки по дорожкам автодрома. Но прежде чем вы начнёте играть, давайте вспомним, что нового вы узнали о магните и его свойствах, чему научились.

Наталья Владимировна Кушнарёва
Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство детей со свойствами магнита» для старших дошкольников

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

(опытно- экспериментальная деятельность ) .

Тема «Знакомство детей со свойствами магнита » .

Актуальность :

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых знаний, сведений.

Экспериментирование связано со всеми видами деятельности , такими, как наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность , ФЭМП.

Цель :

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи :

Познакомить детей со свойством магнита : притягивает металлические предметы. Развивать активность, любознательность (Познание) .

Формировать умение работать сообща, обсуждать, договариваться (Социально – коммуникативное) .

Формировать грамматически правильную речь. Активизировать словарь детей : магнит , притягивает, исследовательская лаборатория (Речевое) .

Материал и оборудование :

Демонстрационный : игра «Ловись рыбка» , коробочка с магнитом , схема : «Какие предметы притягивает магнит » , картинки с изображением, где применяется магнит , познавательная игра «Волшебные магнитики » .

Раздаточный : магнит на каждого ребенка , набор предметов из различных материалов : пластмассовая ложка, стеклянная баночка с водой, металлические скрепки, кусочек ткани, деревянный кубик.

Ожидаемые результаты :

формирование представлений детей о природном объекте - магните ;

формирование познавательного интереса;

обогащение словарного запаса.

Предварительная работа :

Чтение легенды о магните , стихотворений, загадывание загадки, рассматривание иллюстраций по теме «Опыты , экспериментирование с магнитом ».

Опытно- экспериментальная деятельность .

Организационный момент.

Воспитатель :

В круг быстрее становитесь

И друг другу улыбнитесь.

Глазки вниз, глазки вверх,

Смелей вперёд.

Нас много интересных

В лаборатории открытий ждёт!

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам на некоторое время стать учёными - исследователями и отправиться в нашу лабораторию.

Воспитатель вносит коробку с большим магнитом . Коробка закрыта.

Воспитатель : Сегодня к нам в институт привезли предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

Он поможет, непременно,

Найти иголку в стоге сена.

Дети (магнит ) .

Воспитатель показывает магнит детям и поясняет о том, что магнит – это камень .

Воспитатель : Возьмите на столе магнит и определите , какой он на ощупь?

Ответы детей (гладкий, холодный и т. д.) .

Воспитатель : Как вы думаете, он лёгкий или тяжёлый?

Ответы детей (тяжёлый) .

Воспитатель предлагает дать определение магниту .

Ответ детей (магнит - это камень , поверхность его холодная, гладкая, он тяжелый).

Воспитатель : Какое еще свойство имеет магнит , отличающее его от обычных камней?

Ответы детей (притягивает предметы) .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит ? Ответы детей (нет) .

Воспитатель : Давайте проверим ваши предположения.

Воспитатель : Возьмите те предметы, по вашему мнению, которые может притянуть магнит .

Дети делают самостоятельный выбор.

Воспитатель : Как проверить правильный ли выбор вы сделали? Давайте проведем опыт – эксперимент .

Дети проводят эксперименты с помощью магнита , подтверждая или опровергая свой выбор .

Опыт № 1

Воспитатель : Возьмите бумагу и попробуйте притянуть её магнитом . Сделайте вывод.

Ответы детей : Магнит не притягивает бумагу.

Опыт № 2

Воспитатель : Возьмите ткань и попробуйте притянуть её с помощью магнита .

Сделайте вывод.

Ответы детей (магнит не притягивает ткань) .

Опыт № 3

Воспитатель : Возьмите пластмассовую ложку, попробуйте притянуть её с помощью магнита . Какой вывод можно сделать?

Ответы детей (магнит не притягивает пластмассовые предметы) .

Опыт №4

Воспитатель : У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте змейку из банки не опуская руку в банку с водой.

Воспитатель : Ребята, какой можно сделать вывод?

Ответы детей (магнит действует через стекло) .

Воспитатель : Давайте проведем еще один эксперимент и узнаем, только ли через стекло действует магнит ?

Опыт № 5

Воспитатель : Попробуйте управлять металлическим предметом с помощью магнита , находящим под деревянной крышкой парты.

Воспитатель : Какой можно сделать вывод?

Ответы детей : (магнит действует через дерево) .

Физкультурная минутка.

Воспитатель : Сейчас мы поиграем в игру «Притягивает – не притягивает» . Я буду бросать вам мяч, если магнит притягивает предмет , вы хлопайте в ладоши. А если не притягивает, то вы приседайте.

Воспитатель : А кто из вас хотел бы порыбачить?

Проводится игра «Рыболов»

Воспитатель : Как вы думаете, проявляет ли магнит свойство притяжения металла в воде?

Ответы детей (магнит притягивает металл в воде) .

детей на схему , где изображены предметы : пластмассовая пуговица, кусочек ткани, бумага, булавка, гвоздики.

Воспитатель : Кто из вас желает поставить фишки напротив тех предметов, которые притягивает магнит .

Дети работают со схемой у доски.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Магнит » .

Как мне нравится магнит

Он так меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Воспитатель обращает внимание детей на экран компьютера , на котором изображены картинки, где человек применяет магнит .

Воспитатель : Ребята, поясните, где применяется магнит ?

Ответы детей (в медицине, в машиностроение, в космонавтике, и т. д.) .

Итог опытно-экспериментальной деятельности .

Воспитатель (смотрит на часы) : Как быстро летит время. К сожалению, нам пора возвращаться домой. Но перед тем как вернуться, я хочу вам задать несколько вопросов. Как называется место, где проводятся различные исследования и ставятся опыты ?

Ответы детей (лаборатория)

С каким волшебным камнем вы познакомились ?

Ответы детей (магнит )

Используемая литература :

1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников ».

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста ». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет ». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

4. «365 научных экспериментов» .

Цели.

  1. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
  2. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
  4. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию ,самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок П.П. Бажова "Серебряное копытце", "Огнивушка-поскакушка", "Малахитовая шкатулка".
  • Беседы по прочитанному из детской энциклопедии "Почемучка":

Что такое подземные богатства?

Из чего делают железо?

Что внутри шахты?

Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:

"Рыболов", "Магнитная геометрическая мозаика", "магнитная касса цифр и букв", "Подбери предмет", "Четвёртый лишний".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила и провела воспитатель

II квалификационной категории

Романова Юлия Михайловна

(подготовительная к школе группа),

МДОУ «Детский сад № 24 «РОДНИЧОК»

г.Вольска Саратовской области

Занятие по познавательному развитию

"Волшебные свойства магнита"

Цели.

  1. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
  2. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
  4. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию 4 самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказок П.П. Бажова "Серебряное копытце", "Огнивушка-поскакушка", "Малахитовая шкатулка".
  2. Беседы по прочитанному из детской энциклопедии "Почемучка":

Что такое подземные богатства?

Из чего делают железо?

Что внутри шахты?

Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:

"Рыболов", "Магнитная геометрическая мозаика", "магнитная касса цифр и букв", "Подбери предмет", "Четвёртый лишний".

Методические приёмы:

  1. демонстрация опытов воспитателем;
  2. объяснение воспитателя;
  3. фронтальный опыт детей;
  4. индивидуальная работа с детьми;
  5. подведение итогов занятия;
  6. мотивация "Лаборатория доктора Зная";
  7. сюрпризный момент "Подарок доктора Зная".

Оборудование и материалы;

  1. магниты полосовые (каждому ребёнку),
  2. различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т другие),
  3. лоскутки ткани, меха,
  4. предметы из резины, пластмассы,
  5. штатив с гвоздём, висящим на нитке,
  6. лист бумаги,
  7. стекло,
  8. толстая книга,
  9. картон (на каждого ребёнка),
  10. железные опилки,
  11. подковообразный магнит.

Ход занятия

  1. Ребята, проходите в группу. Посмотрите вокруг себя, скажите, вы догадались, куда мы сейчас попали?
  2. Сегодня мы снова приглашены в лабораторию дедушки Зная.
  1. Напомните мне, пожалуйста, где мы с ним познакомились?
  2. Садитесь по удобней. Ребята, как ведут себя учёные в лаборатории (тихо, внимательно, аккуратно)? Дедушка Знай предлагает нам продолжить знакомство вот с этим предметом.
  3. Вспомните, как он называется?

Этот предмет обладает очень интересными свойствами, подскажите мне каким? (притягивает к себе железные предметы).

А теперь посмотрите на мой стол. Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём.

Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит? Давайте проверим. (Нитка с гвоздём отклонится).

Почему это произошло? (Магнит притягивает к себе гвоздь).

Вывод: Нитка с гвоздём отклонилась от своего первоначального положения потому, что гвоздь притягивается к магниту.

Всегда ли магнит притягивает, то есть примагничивает металлический стержень?

А если между ними поместить другой предмет. Притянется ли стержень к магниту?

Ребята, помогите мне повторить опыты.

Дети по одному проводят опыты с листом бумаги, стеклом, толстой книгой.

Скажите, всегда ли магнит сохраняет свою волшебную силу притяжения?

Вывод: магнит притягивает к себе гвоздь, когда находится на близком расстоянии, и когда между ними нет других толстых предметов.

Сейчас мы с вами вспомним опыты, проделанные нами в прошлый раз. У вас на столе есть
магнит. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите.

Какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).

Перед вами находится поднос с различными предметами из разного материала.

По очереди поднесите его к этим предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту,
положите в оранжевый поднос, а которые не притянутся - в зелёный поднос, а я пойду посмотрю
на вас во время опыта. На рабочем столе учёных порядок, а в лаборатории - тишина.

Молодцы, справились с заданием. А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту. (Металлические)

А на какие предметы не действуют силы магнита? Из какого материала они сделаны?

Ребята, сядьте правильно, отодвиньте подносы на край стола.

(Рассказ на фоне демонстрации).

А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. Работайте тихо, не мешайте друг другу делать опыт. Вы сейчас учёные, а они работают, аккуратно и помогают друг другу. Молодцы, вы у меня настоящие учёные - умело справились с опытом. Почему скрепки не распались? Что с ними произошло?

Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами

Посмотрите друг на друга - все убрали магниты от скрепок и положили на стол.

А сейчас мы дружно встанем, выйдем все ко мне в кружок. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.

Физминутка.

Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок,

Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1-2-3-4-5 - хочет Хомка сильным стать.

А ребята хотят стать тоже сильными, умными, воспитанными.

А теперь присядем на места.

Продолжим наши эксперименты с магнитом. Поможет нам в этом наш друг - опыт.

Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается.

Подумайте, почему это так бывает? (Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время).

А теперь возьмите на столе картон, положите на него скрепки, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях.

Что происходит со скрепками? (Скрепки как будто "танцуют")
Почему двигаются скрепки?

Вывод. Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.

Посмотрите ещё один опыт с магнитом. Подношу полосовой магнит к железным опилкам на
подносе, а потом круглый.

Ребята, у меня на подносе железные опилки (сравнение рисунка между двумя магнитами) - чем
отличаются рисунки опилок на подносе? (Форма, размер, количество опилок)

Вывод: правильно, сила круглого магнита больше, чем полосового, так как он больше размером (сила ребёнка - взрослого).

Ребята, обратите внимание на окраску вашего магнита. В какие цвета он окрашен? (Синий и
красный). Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами.

Что происходит с ними?

А теперь приложите красным и синим концами. Что произошло с магнитами?

Вывод Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные -отталкиваются.

  1. Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства (д.и. "Магнитная мозаика", "Магнитная азбука", "Рыболов", зажим на шкафчики, крепления картин к доске).
  2. Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом.

На этом лаборатория дедушки Зная заканчивает свою работу. А нам нужно вспомнить, что нового и * интересного мы узнали сегодня о магните.

Итог. Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

Волшебная сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.

Магниты не только притягивают предметы и сами друг к другу, но и одинаково окрашенные концы отталкиваются.

Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята-учёные. Наши гости педагоги из школы увидели, как вы хорошо работали и с удовольствием продолжат с вами проводить более серьёзные опыты в школе, а дедушка Знай преподносит вам в подарок игру, где присутствует наш добрый друг-магнит. (Дидактическая игра "3 в одном: шашки, шахматы, нарды на магнитной доске"). Свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы ещё не раз убедимся.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Конспект

непосредственно- образовательной деятельности

по познавательной деятельности

в старшей группе

на тему: «Магнит. Свойства магнита».

выполнила:

Змеева Т.Г. воспитатель

ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани

г. Сызрань, 2015 год

Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (подгрупповая, индивидуальная, парная)

Приоритетная образовательная область : «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель образовательной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; через какие материалы и вещества может воздействовать магнит.

2. Сформировать представление о полюсах магнита, познакомить со способом изготовления самодельного компаса.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию, через экспериментальную деятельность.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Обогащать словарный запас детей: магнетизм, магнетические, немагнетические.

Активизировать словарный запас детей: манит, притягивает, отталкивает, полюс, южный, северный.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

1. Побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками игровую ситуацию.

3. Закреплять знания о правилах безопасности в экспериментальной деятельности.

4. Воспитывать доброжелательные отношения.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

1. Приобщать детей к музыкальным и художественно – литературным произведениям, малым фольклорным формам (загадкам).

2. Развивать умение понимать смысл произведений, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

3. Закреплять навыки схематичного рисования предметов.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

2. Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

Познакомить детей с магнитами разной формы, дать возможность проверить их свойства; магнитная игра «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», «Подбери предмет»; использование на занятиях магнитной доски; заучивание песни «Почемучки» музыка и слова Л. Труниной; беседа о профессии учёных; рассматривание иллюстраций деятельности учёных в лаборатории, рассматривание глобуса; просмотр телепередачи «Что? Где? Когда?»; изготовление сувениров - магнитов из соленого теста; собирание коллекции предметов, с использованием магнита.

Оборудование и материалы:

Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», мультимедийная установка, запись видеописьма от «Почемучек», слайды с изображением «Золушки», «Буратино»; белые халаты по количеству детей, вывеска «лаборатория», столы, стулья. Коробочки со знаками «+», «-»; магниты различной формы и разных размеров по количеству детей и наборы предметов из железа, дерева, бумаги, пластмассы, стекла; канцелярские скрепки; миски с горохом, карточки - схемы каждому ребёнку; ключ металлический, шнурок, банка с водой; компас, миска с водой, иголка, лист бумаги круглой формы, магнитный театр «Заюшкина избушка».

Методы и приёмы:

1. Практические (динамическая пауза «Буратино», пальчиковая гимнастика «Точка внимания», экспериментальная деятельность, работа с карточками - схемами).

2. Наглядные (видеописьмо, коллаж «Магнетические и немагнетические предметы»; слайды с изображением «Золушки», «Буратино»).

3. Словесные (беседы, проблемные ситуации, загадка, рассказ педагога и детей о свойствах магнита).

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

Проведение экспериментов.

Цель: закреплять знания о свойствах магнита, умение отделять магнетические предметы от немагнетических. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, осуществлять эксперимент.

Работа с карточками – схемами.

Цель : закреплять умение детей пользоваться схемами, отображающими свойства магнита с помощью условных знаков.

Рассматривание коллажа.

Цель: закрепление знаний о свойствах магнита, взаимодействии с предметами. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Моделирование.

Цель: познакомить детей со способом изготовления самодельного компаса. Развивать познавательный интерес, изобретательность.

Игровая

Игровая ситуация

«Исследовательская лаборатория».

Цель: побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками в игровую ситуацию. Воспитывать доброжелательные отношения.

Коммуникативная

Беседа , рассказ, проблемное общение.

Цель: обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей. Развивать коммуникативные навыки.

Музыкальная

Пение песни, слушание музыкального произведения.

Цель: приобщать детей к музыкальным произведениям. Развивать желание петь знакомую песню. Создать положительную атмосферу.

Восприятие

художественной литературы и фольклора

Отгадывание загадки.

Цель: прививать интерес к малым фольклорным формам. Развивать умение отгадывать загадки, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

Слушание сказки.

Цель : прививать интерес к сказкам, внимательно слушать, понимать их смысл, народную мудрость. Воспитывать доброту, сочувствие, умение сопереживать главному герою сказки.

Изобразительная

Рисование символов.

Цель : Отображать свойства магнита с помощью условных знаков. Закреплять навыки схематичного рисования предметов.

Двигательная

Динамическая пауза.

Цель: Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

Пальчиковая гимнастика.

Цель : Развивать мелкую моторику рук, предупредить утомляемость воспитанников.

Ход образовательной деятельности:

(Воспитатель вместе с детьми под музыку Л. Труниной входят в группу, встают в круг и исполняют песню «Почемучки», сопровождая текст песни движениями, здороваются с гостями)

Воспитатель: Ни для кого не будет секретом, если я скажу, что дети самый любознательный народ. Они хотят очень многое узнать и задают много вопросов. Таких детей называют «Почемучками». Ответы на свои вопросы дети находят у своих родителей, из телепередач, из книг, энциклопедий. Вам всем знакома игра «Что? Где? Когда?». В этой игре есть команда Знатоков, которым задают различные вопросы. На эти вопросы Знатоки стараются ответить, используя свои знания. Вы, ребята, знаете, кого можно считать Знатоками?

Ответы детей : (Тех людей, которые многое знают. Они очень умные, читают много книг).

Воспитатель: Вы хотели бы стать Знатоками?

Ответы детей.

Воспитатель: Уважаемые, Знатоки, так теперь я вас буду называть, в наш клуб пришли гости. Они хотят знать, как мы будем выполнять необычные задания и давать ответы на сложные вопросы, а я вам буду в этом помогать. Свои исследования мы будем вносить в карточки – схемы с помощью условных обозначений. Сегодня пришло видеописьмо от Почемучек, сейчас мы его просмотрим, присаживайтесь на стулья.

Воспитатель включает установку для просмотра видеописьма.

В видеописьме девочка рассказывает легенду: «В давние времена жил – был Иван- мастер. Иван мастерил шкатулки из дерева. Материал для своих поделок Иван искал в лесу. Как-то, отправился Иван за материалом для будущих поделок, да так увлёкся, подбирая необходимое, что обронил резак - инструмент для резьбы по дереву. Стал искать его Иван, да никак найти не может. Долго ходил Иван по лесу, устал, сел на пенёк и думает, что же я без резака делать буду. Вдруг, слышит Иван, пищит кто-то жалобно, смотрит – птенец из гнезда выпал. Поднял птенца Иван, да и в гнездо положил. Вдруг откуда ни возьмись, старичок появился и говорит: « Давно я за тобой, Иван, наблюдаю, вижу - добрый ты человек, помогу я тебе». Дал старичок Ивану камень. « Спасибо, тебе дедушка. А зовут- то тебя, как?»- спрашивает Иван. Старичок отвечает: « А зовут меня Нит. Кто ко мне с добром придёт, тот добро и найдёт». Только старичок произнёс эти слова, как тут же исчез. Думает Иван: « Что за диво, старичок просто маг какой-то. А что я с этим камнем делать буду». Положил Иван камень в суму, а сам стал опять резак искать, вдруг что-то со звоном «прилипло» к суме. Поднял Иван суму, а к ней его резак «прилип». Вот так чудеса, камень – то волшебный! Пришёл Иван домой рассказал матушке, что с ним в лесу приключилось. А она ему и говорит: « Это ты с магом Нитом встретился, всё до чего он прикоснётся, потом притягивать к себе может, вот как этот камень. Ребята, существует ли на самом деле «волшебный» камень, который может притягивать к себе некоторые другие предметы?»

Воспитатель: Ну, что, Знатоки, вы внимательно слушали первый вопрос. Теперь нам предстоит на него ответить. Предлагаю пройти в нашу лабораторию и научно доказать или опровергнуть версию о «волшебном» камне. Кто из вас знает, как называются профессии людей, которые работают в лабораториях?

Ответы детей : (Учёные, исследователи, лаборанты.)

Воспитатель: А как нужно вести себя в лаборатории и почему?

Ответы детей : (Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус.)

(Дети проходят в импровизированную лабораторию, занимают за столами свои места).

Воспитатель: И так, как вы думаете, Знатоки, о каком «волшебном» камне идёт речь?

Ответы детей. (Это не «волшебный» камень, а обыкновенный магнит. Он притягивает к себе предметы.)

Воспитатель: А какие по форме вы знаете магниты?

Ответы детей . (Магниты бывают колечком, палочкой, подковкой, пластинкой…)

Воспитатель: Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.

(У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла).

Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Те предметы, которые притягивает к себе магнит поместите в коробку со знаком «+», а остальные - в коробку со знаком «-».

(Дети самостоятельно проводят эксперимент).

Воспитатель: И так, Знатоки, я смотрю, ваша работа завершена. Какие же предметы притягивает магнит, а какие нет?

(Дети перечисляют предметы).

Воспитатель: Кто из вас сможет это отобразить на таблице? На этой таблице изображены различные предметы вокруг магнита: болт, скрепка, шишка, кнопка, чашка, карандаш, надо провести стрелку от магнита к тому предмету, что он притягивает.

(Ребёнок выполняет задание самостоятельно).

Воспитатель: Знатоки, вы все согласны с данным решением?

(Дети высказывают своё мнение, воспитатель обобщает их ответы).

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, сделаем пальчиковую гимнастику:

«Точка внимания »

Понемножку по ладошке,
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке,
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

Давим,

крепко сжать кулаки

Тянем,

напряженно вытянуть пальцы

Отдыхаем.

расслабить кисть

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

Воспитатель: А сейчас внимательно просмотрим видеописьмо со следующим вопросом.

(На экране появляется девочка: «Ребята, отгадайте загадку о сказочном герое»:

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.

(После того, как дети отгадали загадку, на экране появляется изображение Золушки).

«Вам всем знакома сказка «Золушка». Злая мачеха заставляла её выполнять различную работу, а как только бедняжка заканчивала, то мачеха высыпала мешки с крупой в одну большую кучу, а потом заставляла Золушку отделять одну крупу от другой. А на этот раз Мачеха придумала для неё новое испытание: высыпала в горох скрепки. Золушка хочет успеть на бал во дворец, чтобы вновь увидеться с Принцем. Как помочь Золушке быстро справиться с работой?»)

Ответы детей : (Надо использовать магнит. Подержать магнит над миской с горохом и скрепки притянутся к магниту.)

Воспитатель : Хорошо, приступайте к работе, помогите Золушке.

(Воспитатель знакомит с символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с работой. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива!

Воспитатель: Знатоки, вы наверно, обратили внимание, что не все скрепки притянулись прямо к магниту. Некоторые скрепки прицепились к другим скрепкам. Стальные скрепки намагнитились и сами стали магнитом. Посмотрите, что я вам покажу.

(Воспитатель осторожно отсоединяет первую скрепку от магнита, вторая держится, так же осторожно подносит эту скрепку к другим ранее намагниченным скрепкам – получается цепочка из скрепок).

Воспитатель: А сейчас попробуйте сами всё это проделать.

(Дети выполняют эксперимент со скрепками, воспитатель подбадривает. Помогает тем, у кого не всё получается).

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Предлагаю всем просмотреть следующее видеописьмо.

(На экране появляется мальчик: «Мой любимый сказочный герой Буратино. Я люблю придумывать сказки. В моей сказке Карабас Барабас придумал новое испытание для Буратино. Он спрятал кукол в тёмном чулане и закрыл дверь на замок. Ключ от этого замка Карабас Барабас бросил в банку с водой. Если Буратино сможет достать этот ключ, не сливая воду и не замочив руки, то он откроет замок, и куклы будут свободны. Что же нужно сделать Буратино, чтобы достать ключ из банки с водой, не замочив руки?»).

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино достать ключ из банки. Что же делать?

(Дети высказывают своё мнение, что может быть так же поднести магнит к банке с водой, как это было с горохом и скрепками).

Воспитатель: Что ж, Знатоки, стоит попробовать.

(Воспитатель предлагает одному из Знатоков проделать этот эксперимент. Ему удаётся достать ключ из воды с помощью магнита, привязанного к концу шнурка).

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Молодцы, и на этот раз вы смогли помочь сказочным друзьям. Теперь Буратино откроет двери чулана, а куклы окажутся на свободе и будут всех радовать своими новыми представлениями!

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать физкультминутку с Буратино .

(На экране появляется изображение Буратино).

Физкультминутка «Буратино»:

Буратино потянулся, (Стоя потянуться, прогибая спину)

Раз нагнулся, два нагнулся (Руки на поясе, наклоны вправо, влево)

Руки в стороны развёл (Развести руки в стороны)

Оглянулся и пошёл. (Оглянуться вправо, влево, ходьба на месте)

Воспитатель: А как вы думаете, притягиваются ли магниты друг к другу?

(Мнения детей расходятся).

Воспитатель: Сейчас мы проверим ваши предположения. Возьмите два магнита и проверьте. Что произошло?

(У одних детей магниты со звуком прилипли друг к другу, а у других - магниты «убегают» друг от друга.)

Воспитатель: У любого магнит два полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются. А одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный в красный.

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Предлагаю просмотреть следующее видеописьмо.

(На экране появляется мальчик: «Мой папа часто ходит в походы со своими друзьями и каждый раз с собой берёт предмет, похожий на часы, но стрелка, почему то одна. (Мальчик показывает компас). Что папа берёт с собой в поход и зачем ему это?

Воспитатель: Кто из вас, Знатоки, знает этот предмет?

Ответы детей : (Это компас.)

Воспитатель: Обратите внимание у компаса стрелка с одной стороны синяя, а с другой красная. И как бы я не повернула компас, его стрелка всегда будет показывать на север. Как вы думаете почему?

Ответы детей: (Потому что стрелка у компаса магнитная).

Воспитатель: Стрелка компаса притягивается к северному полюсу Земли. Получается, что наша Земля – это тоже магнит, только очень большой. И у Земли тоже есть два полюса – северный и южный.

Воспитатель: Зачем нужен компас?

Ответы детей: (Компас помогает найти дорогу, чтобы не заблудиться, не сбиться с пути военным, туристам.)

Воспитатель: Я сейчас вам покажу, как можно сделать самим компас. (Воспитатель берёт блюдце с водой, кладёт на поверхность воды бумажный круг, по центру которого лежит намагниченная игла - нужно провести по игле 20 раз в одном направлении. Круг начнёт медленно поворачиваться, а потом остановится. Иголка всегда будет показывать направление север – юг.)

Воспитатель: Таким компасом можно воспользоваться на прогулке и поиграть в кладоискателей.

Воспитатель: Остался последний вопрос от Почемучек.

(Воспитатель с детьми просматривают видеописьмо. Девочка: «Моя подруга, большая фантазёрка и выдумщица. Она мне сказала, что можно двигать предметы, не касаясь его руками? Правда ли это?».).

Воспитатель: Чтобы найти ответ на этот вопрос я приглашаю всех в театр, посмотреть сказку.

Сказка «_Заюшкина избушка»

(Воспитатель рассказывает и показывает сказку).

Воспитатель: Из чего сделаны герои моей сказки?

Ответы детей : (Из бумаги.)

Воспитатель: Экран, какой?

Ответы детей: (Бумажный.)

Воспитатель: В чем секрет моей сказки, почему бумажные герои передвигались по бумажному экрану?

(Если дети не догадались, то раскрываю секрет и предлагаю им сделать то же самое).

Воспитатель: И так как мы ответим на вопрос: «Можно ли двигать предметы, не дотрагиваясь до них руками?»

Ответы детей: (Можно.)

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Вы тоже можете вырезать любых героев сказок, с обратной стороны приклеить металлические пластинки и будете показывать сказки. И так, Знатоки, о чем шла беседа в нашем клубе сегодня?

Ответы детей: (О магните.)

Воспитатель: Что вы можете рассказать о магните , о его свойствах. При рассказе можете использовать карточку – схему.

Ответы детей: Магнит имеет свойство притягивать к себе металлические предметы. У магнита два полюса, разные полюса притягиваются друг к другу. А одинаковые – отталкиваются. Магнит не теряет свои свойства, если перед ним стоит преграда из бумаги, картона, дерева, железа. Магнит людям необходим, он приносит пользу: компас, предметы бытовой техники, игры, сувениры, застёжки на карманах, сумках и т.д.

Воспитатель: Понравилось ли вам находить ответы на вопросы Почемучек?

Ответы детей: (Да, понравилось)

Воспитатель: А что понравилось больше всего? Почему?

(Дети высказывают свои мнения).

Воспитатель : Мне тоже понравилось с вами сотрудничать. Вы молодцы! И вправе называться настоящими Знатоками! Я хочу вам вручить каждому - эмблему с изображением совы, которая является символом мудрости и знаний.

(В конце занятия воспитатель дарит каждому ребёнку по магниту и предлагает обследовать группу. Гостей приглашает посмотреть выставку с различными магнитными играми, предметами и поделками, где есть магнит).

Используемая литература:

1. «Неизведанное рядом», О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.

3. «Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии», Н.В.Рудель.

4. «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И.Ковалько.