Темы беседы с родителями об алкоголе. Беседа воспитание.doc - Профилактическая беседа "Разговор с родителями о воспитании и не только". Сейчас или прежде Вы замечали у ребенка

Как и любое клиническое интервью, беседа с родителями ребенка должна начинаться с откры­того вопроса и минимального «перекрестного оп­роса» для получения сведений о развитии наруше­ний, по поводу которых предъявляются жалобы.

Нужно точно выяснить, что именно имеют в виду родители, характеризуя ребенка как «непослушно­го», «капризного» или «депрессивного». Наблюда­ется ли тенденция к улучшению или ухудшению? Как влияют существующие проблемы на на школь­ную успеваемость ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, на семью? Как давно появились опи­санные родителями затруднения?

Далее в процессе беседы требуется получить систематизированную информацию, охватываю­щую состояние здоровья и поведение ребенка на данный момент времени (учитывая, что родители не обладают непосредственными знаниями о пси­хическом состоянии ребенка и могут быть не осве­домлены о наличии таких важных симптомов, как суицидальные мысли). Необходимо задать прямые вопросы, касающиеся следующих сфер: эмоцио­нальные симптомы (тревога, страх, депрессия,
склонность к самоубийству); поведенческие пробле­мы (воровство, агрессия, непослушание, драчли­вость, прогулы школьных занятий, побеги из дому); внимание и способность к сосредоточению; мотор­ные навыки (уровень активности, неуклюжесть); обмороки или судороги; патологические движения; поведение в школе (посещаемость, нарушения дис­циплины, отношения с учителями); взаимоотноше­ния со сверстниками и сибсами; контроль над фи­зиологическими отправлениями; соматическое здоровье (аппетит, масса тела, сон, серьезные забо­левания); недавние неблагоприятные события (на­пример, смерть кого-либо из близких, развод меж­ду родителями и т.д.).

Затем проводится сбор семейного анамнеза; при этом используется та же методика, что и в слу­чаях, когда пациентом является взрослый человек. Особенно важно установить, не страдает ли кто- нибудь из родителей психическим или личностным расстройством* есть ли у них какие-либо трудности во взаимоотношениях в браке. Если родители в раз­воде, следует уточнить детали. Поддерживает ли ребенок контакты с другим родителем? С кем он наиболее близок?

После этого переходят к изучению особеннос­тей семейной жизни и взаимоотношений между ребенком и другими членами семьи, обращая осо­бое внимание на ключевые аспекты: методы воспи­тания (в особенности дисциплинарные меры); фор­мы деятельности семьи, в которые вовлечен ребенок; роль ребенка в семье.

На следующем этапе задают ряд вопросов с це­лью сбора анамнеза жизни. Где родился ребенок? Как протекали беременность и роды (если были осложнения, надлежит получить о них более под­робные сведения)? Масса тела при рождении? Ка- кие-либо заболевания в неонатальном периоде? Сроки профилактических прививок; осложнения после вакцинации? Ранняя разлука с матерью (или какие-либо проблемы, касающиеся формирования эмоциональных связей между матерью и ребенком)? Овладение моторными и речевыми навыками? Се­рьезные заболевания? Типы школ, которые посещал ребенок?

В заключение остается выяснить, какой у ребен­ка темперамент, и получить представление об осо­бенностях его характера. Легко ли было приучить его к режиму, всегда ли он регулярно спал и ел? На­сколько хорошо он приспосабливается к новым си­туациям? Насколько сильно проявляет свои эмоции? Насколько ребенок обычно общителен? Быстро ли

он вступает в контакт - или, напротив, затормо­жен и медленно «разогревается»?

Еще по теме БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ:

  1. Беседа восьмая, исследующая вышеуказанную тему.О родителях нашего времени, которые менее развиты, чем их собственные дети, и поэтому не могут их услышать.О простой причине этого нового и необычного для нас явления.Дополнительные веские аргументы в пользу новой школы, устройства которой мы немного коснулись в предыдущих беседах. И о людях, проигравших свое поколение.
  2. 6.1. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА КАК ФОРМАУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА. ОСОБЕННОСТИПРОБЛЕМНЫХ ИЛИ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ БЕСЕД
  3. Беседа третья, продолжающая вторую, к концу которой мы с удивлением узнаем о том, что есть кое-что, самое главное в жизни, чему родители, даже при всем своем желании, не смогут обучить своих детей.

Детство значительно влияет на всю жизнь человека. Хорошо, если оно прошло беззаботно под опекой любящих родителей. Однако людей, которые дали жизнь, не выбирают, потому тысячам детей приходится рано взрослеть, потому что папа, мама или оба родителя сразу пристрастились к алкоголю. Что делать ребенку, если самые дорогие люди становятся пьяницами, и как болезнь родителей влияет на детей – расскажем в этой статье.

Находим корень проблемы

Если родители часто находятся в нетрезвом состоянии, ребенку нужно выяснить причину такого их поведения. В основном, поводом для тесной дружбы с алкоголем становятся следующие ситуации:

  • проблемы на работе;
  • разногласия в семье;
  • пьющая компания.

Самую большую опасность представляет ситуация, когда от алкогольной зависимости страдали дедушка или бабушка. Это обозначает, что у родителей генетически заложена предрасположенность к алкоголизму, а значит, их ребёнок тоже в группе риска.

Чтобы не повторить судьбу родителей, ребёнок должен всю жизнь остерегаться спиртных напитков и ни в коем случае не начинать знакомство с ними в юном возрасте.

Методы влияния на пьющих родителей

Если выпивает один из родителей, первое, что нужно сделать ребенку – поговорить со вторым родителем. В случае, когда спиртное губит отца, в откровенном разговоре с мамой следует:

  • дать понять, что сын или дочь ее понимает;
  • рассказать о собственных переживаниях, связанных с пьянством отца;
  • открыть страхи на счет собственного здоровья и здоровья мамы;
  • попросить о защите.

Зачастую такая беседа побуждает женщин действовать, ведь благополучие ребенка для большинства матерей – лучшая мотивация.

Мать-алкоголик – горе в семье, но мужчины во множестве случаев пытаются не замечать, что жена часто приходит домой с ненормальным блеском в глазах. Хотя женщина на первых порах пытается скрыть свою проблему, дети могут легко учуять неестественный запах и непривычное поведение мамы. Не стоит ждать более серьезных доказательств, что мать превращается в алкоголика. Если мама часто выпившая, нельзя откладывать разговор с отцом, в котором:

  • обратить внимание папы, что мама часто употребляет алкоголь;
  • выразить тревогу о ее здоровье;
  • указать на отрицательные изменения в поведении матери.

Не нужно думать, что беседуя на эту тему, ребенок предает пьющего родителя. Это – всего лишь попытка спасти близкого человека и защитить себя.

Всегда родители-алкоголики – серьезная травма для ребенка. Но он все-таки может сделать попытку повлиять на них. Психологи дают подросткам, чьи родители пьют, такие советы:

  • Начинайте беседу с родителями, когда они находятся в трезвом адекватном состоянии.
  • Не кричите, не упрекайте и не обвиняйте, не говорите, что они превратились в алкашей.
  • Сделайте акцент на проблемах со здоровьем, которые появились у родителей в весьма молодом возрасте. Намекните, что это связано с алкоголем.
  • Не надейтесь на чудо: если родители пьют не первый год, они вряд ли сразу же обратятся за помощью к наркологу.
  • Не идите на поводу у отца и матери, откажитесь покупать им спиртное, а тем более выпивать вместе с ними.
  • Если мама и папа не хотят предавать огласке свою болезнь, объясните, что препараты от алкоголизма анонимно можно купить в интернете.

Не все взрослые станут слушать ребенка, потому не лишним будет привлечь на свою сторону кого-то из родственников: бабушку, дедушку, тетю.

Действия ребенка во время запоев родителей

Под дурманящим действием алкоголя человек часто становится неконтролируемым. Что делать, если отец-алкоголик избивает жену и несовершеннолетнего ребенка? Ни в коем случае не терпеть и ждать лучших времен. О таком положении вещей подросток может рассказать школьному психологу, адекватным родственникам или заявить в полицию. Даже если трезвый папа ведет себя прилично, в пьяном состоянии он способен причинить серьезный вред окружающим, потому терпение с надеждой на лучшее может привести к трагедии.

Как вести себя, если в пьянках участвуют и отец, и мать? Посиделки родителей в компании таких же любителей выпить зачастую заканчиваются ссорами и драками, потому детям в такой ситуации лучше на время исчезнуть из дому. Переждать можно у родственников или друзей, в крайнем случае, обратиться в детский приют. Убегать из дома навсегда и ночевать на вокзале – не самое лучшее решение для несовершеннолетнего. Бездомные любого возраста часто имеют целый букет заболеваний, в том числе , так что могут быть еще опаснее, чем нетрезвые родители.

Не пытайтесь самостоятельно выдворить из квартиры пьяную компанию, особенно, если она состоит из мужчин. Это может .

Родители-алкоголики и слышать ничего не желают о лечении и постоянно пьянствуют, не уделяя внимания детям? Ребенок должен понять, что алкоголизм – это разновидность наркотической зависимости, и избавиться от него непросто. Подросток не должен контролировать взрослых, пожертвовав собой, своими интересами. Если терпеть запои матери и отца нет сил, нужно обратиться в органы опеки. После проверки показаний ребенка суд может лишить алкоголиков родительских прав. В таком случае опекуном несовершеннолетнего может стать родственник или же интернат.

Последствия алкоголизма родителей

Людям, чьи родители злоупотребляли спиртным, приходится рано взрослеть. Болезнь родителей отнимает у них детство, заставляя нянчиться с пьяными мамой и папой или стремиться изо всех сил их порадовать. Немало детей алкоголиков опекают, лечат их до конца жизни, в ущерб себе и собственной семье. . Созависимый человек берет на себя непосильную ношу спасителя близких людей, до последнего надеясь, что они одумаются и подарят ему ту любовь, которую он не получил в детстве. В итоге пьяницам с многолетним стажем комфортно пить и дальше, зная, что сын или дочь привезут продукты и лекарства. Взрослый ребенок разрывается между родителями и собственной семьей, постоянно чувствуя себя виноватым.

Народная мудрость гласит, что родители – это не те люди, которые дали жизнь, а те, что воспитали. Потому не стоит считать себя должником людей, которым водка была дороже, чем дети.

Вторая психологическая проблема называется синдром взрослых детей алкоголиков. Если родители не проводили и дня без рюмки, ребенок зачастую пытается как можно скорее покинуть родной дом. Он мечтает забыть кошмарное детство, стать успешным человеком, создать нормальную семью. Но, «благодаря» неблагополучным родителям, даже если их уже нет в живых, многие годы ребенок не чувствует себя полноценным, имеет заниженную самооценку, что препятствует достижению поставленных целей. Женщины с синдромом ВДА не считают себя достойными любви, а мужчины нередко становится деспотами и причиняют боль близким.

В любом случае требуется психологическая помощь родственникам алкоголиков, особенно детям. Ее можно получить у психотерапевта или же на занятиях в группах людей с такими же проблемами.

Как строить жизнь детям алкозависимых

Дети не виноваты в алкоголизме родителей. Даже если пришлось попасть в интернат, это не обозначает конец света. Хотя наследственность играет значительную роль, пьющие мама, папа или брат-алкоголик не решают судьбу человека, он необязательно тоже станет таким же. Сын или дочь пьяниц должны поставить для себя цель: «Мой ребенок никогда не увидит меня в нетрезвом виде и будет иметь счастливое детство». Начать двигаться к этой цели нужно, выполняя простые правила.

  • Не общаться с компанией, где присутствуют алкоголь, наркотики, криминал.
  • Постараться хорошо учиться, чтобы в будущем найти хорошую работу.
  • Найти для себя хобби, общаться с единомышленниками. Собирать гербарии, коллекционировать марки, заниматься футболом, танцами или авиамоделированием – сейчас существует множество секций для детей и подростков, где бесплатно или за символическую плату можно интересно проводить свободное время.
  • Вести здоровый образ жизни. Никакого спиртного, сигарет и прочих наркотиков.
  • Побольше читать. Книги расширяют кругозор, увеличивают словарный запас, что наверняка пригодится любому человеку в жизни.

Детям людей с алкозависимостью нужно выяснить и навсегда запомнить, почему отец стал пьяницей или почему начала пить мать. Но даже если до истины докопаться не удастся, жизненный девиз ребенка алкоголиков должен звучать так: «Я буду лучше, чем мои родители, я совсем другой человек».

(Visited 2 840 times, 1 visits today)

МОУ "Лицей № 3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области"
Профилактическая беседа "Разговор с родителями о воспитании и не только".
В современном обществе все больше людей склоняются к тому, что воспитание ребенка начинается
в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих
роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания,
благоговения и самообладания. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя
или к добру, или к злу.
ЗAДУМАЙТЕСЬ!!!
 Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
 Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
 Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
 Если ребенка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
 Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
 Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя.
 Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
 Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
 Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
 Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Эпизод 1. Правила выполнения домашнего задания.
Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно
сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему
уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо
начинать. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку
понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами,
которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было
дел, которые родители могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор –
его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить
игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама,
ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах
ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя
мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, ­ значит, уроки так
же важны, как работа, которую выполняют взрослые. Если вы решили помогать ребенку в
приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить

занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий
истинное удовольствие и пользу ребенку, и вам. Вам понадобится больше выдержки, сил,
уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить миссию, учитывайте основные правила
организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему
действительно пользу, а не вред.
1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить
ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение
классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без
стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника
дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4­5 часов, а затем
его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не
должна состоять только из школьных заданий.
3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти,
за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий
очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в
правильном выполнении помогает.
5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите
получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как
ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это
неправильно”.
7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть
систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не
была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не
понимает.
Эпизод 2.

«Совсем нет времени, чтобы заняться ребенком!»
 Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него
найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет
искать на стороне родственные души или привлекать внимание взрослых плохим
поведением.
 Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе
качество важнее количества) посидеть с ним, поговорить, помочь ребенку по домашним
делам, рассказать интересную, поучительную историю или обсудить мультфильм.

 Если ребенок пришел в школу без выполненных уроков, получил замечания от учителя,
ребенок получает стресс. Учитель в школе объяснил, показал, научил. Домашнее задание
какое? ДОМАШНЕЕ. Его ребенок обязан делать дома, под контролем родителей в
обязательном порядке. (см. Правила выполнения домашнего задания)
Эпизод 3.

«Меры наказания!»
 Физические наказания могут привести к утрате у ребенка отзывчивости, способности
сочувствовать и сопереживать другим людям.
 Наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние,
осуждение собственного поведения.

Ребенок всегда должен знать, за что его наказывают. Объясняя ему его провинность, не
обсуждайте его личность, а обсуждайте проступок, который совершил ребенок.
 Самое эффективное наказание – посадить на диван и заставить прочесть конкретный
рассказ и пересказать его.
Эпизод 4. «Если учительница не права»
Сохранение учительского авторитета в глазах ребенка важно не для учителя и не для школы, а для
нормального развития самого ребенка. Однако, что же делать, если учитель не соответствует своей
высокой роли? Такое, к сожалению, случается. В таких случаях выход существует только один:
объяснить ребенку, что учитель - обыкновенный живой человек, такой же как и все, просто в
данной конкретной ситуации его действия по той или иной причине не совсем верны, но не
допускать, чтобы в целом у ребенка сформировалось отрицательное отношение к учителю.
Чего нельзя говорить ни в коем случае:
1. Учитель тебя не любит.
2. Учитель ставит оценки несправедливо.
3. Ваш учитель – глупый.
4. Требование учителя выполнять не нужно – оно неправильное.
5. Поступать так учитель не имеет права.
То, что можно сказать ребенку, но лишь в крайнем случае:
1. Если учитель тебя ругает чаще других, несмотря на то что вы все ведете себя одинаково, значит
- он просто боится, что ты слишком быстро забудешь то, что он тебе уже говорил.
2. Отметка ставится не только за знания, но и за отношение к делу. Наверное, учитель решил, что,
если бы ты не ленился, то выполнил бы работу гораздо лучше.
3. Каждый может иногда о чем­то забыть или чего­то не заметить.
4. Возможно, в этот раз учитель случайно ошибся. Иногда такое бывает со всеми.

5. Мы ведь с тобой не знаем точно, почему учитель так поступил, поэтому лучше давай не будем
разбирать его поступок.
Эпизод 5.

«Тактичность родителей»
 Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребенок слышал учителя в школе, не
подрывайте авторитет педагога, не обсуждайте его в присутствии ребенка.
 Помните учитель, тоже человек, у него есть своя семья и дети. Он тоже хочет, после работы
уделить внимание своим домочадцам, а не работать учителем дома по телефону.
 Если вы хотите ознакомиться с успехами вашего ребенка в школе, приходите
непосредственно в школу. Этим самым вы покажите ребенку свою заинтересованность в его
обучении и свой контроль, что будет стимулировать желание хорошо учиться.
И еще, рассмотрим несколько секретов о воспитании детей со всего света.
«Подожди!»
Именно это слово говорят родители в некоторых европейских странах даже самым маленьким
детям, потому что считают, что ребенка надо приучать к тому, что нельзя получать все по первому
требованию. Именно с помощью небольших пауз родители добиваются того, чтобы дети росли
более самостоятельными.
Волшебные слова.
Кого из нас в детстве не учили «волшебным словам»? Поблагодарить после еды и сказать
«пожалуйста», если просишь кого­то о чем­то – мы знаем эти слова и учим своих детей
употреблять их, как когда­то учили этому нас. А вот для родителей такими же обязательными
словами помимо «спасибо» и «пожалуйста» являются «здравствуйте» и «до свидания». Замечено,
что вынудить маленького ребенка поздороваться со взрослым довольно трудно. Особенно если ты
приходишь с ребенком в чужой дом и взрослые незнакомые. Ребенок теряется, стесняется,
упрямится и молчит. Ты делаешь попытку, но она, скорее всего, обречена на провал, но ты и не
ждешь другого. Простое «здравствуйте» для ребенка и окружающих означает, что он может вести
себя цивилизованно. Так это «волшебное слово» задает тон общению между детьми и взрослыми. С
этими словами трудно не согласиться.
Кто в доме главный?
Во французских семьях вопрос о том, кто в доме главный, не стоит. Ребенок всегда знает о своем
месте, а если он иногда забывает о нем, французские мамы и папы говорят ему: «Здесь решаю я!»
Противопоставляя американскому методу воспитания детей французский Памела Друкерман
подчеркивает, что в Новом свете родители боятся ущемить свободу детей. Дело доходит до
абсурда. Ребенок в детском саду на замечание воспитательницы может ответить: «Ты мне не босс!»
и продолжить заниматься своим делом. В свободолюбивой Франции это просто исключено: «в
стране, где почитают революцию и баррикады, за семейным столом анархистов нет».
Отмечу, что во Франции очень строго очерчены границы того, что можно делать детям, а чего
нельзя. Кстати, что в рамках этих границ дети абсолютно свободны. Они могут шалить и

баловаться, и их никто не будет ругать за небольшие проступки, поэтому в принципе во Франции
детей наказывают очень редко:
«Устанавливая границы для детей, родители часто используют выражение «имеешь /не имеешь
право». «Не бей Жюля, – говорят они. – Ты не имеешь права его бить». И разница здесь не только в
семантике. Подобный запрет звучит совсем иначе. Это выражение подразумевает, что существует
некая фиксированная, организованная система правил для взрослых и детей. И если ребенок не
имеет права делать одно, у него есть право делать что­то другое.
Другая фраза, которую часто используют французские родители в общении с детьми, – «не
одобряю», которая несет в себе гораздо больше, чем обычное «нет». Таким образом, родители
показывают, что у них есть свое мнение, с которым ребенок должен считаться. При этом
допускается, что у малыша может быть свое мнение по любому поводу.
Возможно, именно поэтому за столом во Франции всегда царит такое спокойствие. Вместо того,
чтобы ждать большого скандала и прибегать к суровым наказаниям, родители предпринимают
множество маленьких вежливых превентивных шажков, основываясь на установленной системе
правил.
Взрослое время
Детей французы часто отправляют в летние лагеря отдыха. Родители не должны переживать
слишком сильно из­за ссадин или синяков, они должны доверять учителям и могут радоваться
возможности побыть без детей. Побыть только вдвоем – вполне обычный способ отдыха для
родителей. Они не мучаются угрызениями совести, если отправились куда­то без детей и не
паникуют из­за того, что с детьми никто не справится так, как они сами. Но помимо поездок и
выходов в свет вдвоем, «взрослое время» бывает ежедневно. Маленьких детей принято укладывать
спать довольно рано – после 8 часов вечера начинается время для родителей. Они отправляют
детей в их комнаты, и те, даже если не ложатся спать, то уже играют в своих детских. Никакой
беготни по всему дому и требований часами укладывать их в постель, в таких семьях нет. Утром
дети также не врываются в комнату к родителям, а ждут, когда те выйдут.
Отношения супругов.
Считается, что самое главное в семье – это взаимоотношения мамы и папы, а дети – на втором
месте. Действительно, очень много семей, которые во главу угла ставят ребенка или детей, если их
несколько. Такие семьи принято называть детоцентричными. Но что происходит с ними, когда дети
вырастают? Когда не надо куда­то с ними бежать, развивать, делать уроки, скатываться с горы?
Остается ли что­то, что делает супругов интересными друг другу безотносительно детей? Когда
дети маленькие, очень трудно поверить в то, что рано или поздно они покинут твой дом. Но на
самом деле это происходит стремительно. Казалось бы, еще совсем недавно ты тряс этот комочек в
коляске, а теперь он учится в институте, самостоятельно едет в другую страну и водит автомобиль.
Что же остается тебе? Только жить своей собственной жизнью, которая не должна зависеть
целиком и полностью от тех, кого ты родил и воспитал. И в этом я не могу не согласиться с
французами, которые, по статистике, считаются самыми счастливыми супругами в Европе.
Задумаемся над этим и будем счастливыми родителями для своих детей!

Материал для беседы с родителями " Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"

Автор: Анпилогова Любовь Николаевна МКОУ "Лозовская начальная школа - детский сад", учитель начальных классов
Назначение: Данный материал беседы будет полезен начинающим воспитателям, учителям начальных классов, молодым родителям, да и, наверное, родителям со стажем.
Цель: Помочь родителям проанализировать своё родительское поведение и отношение к воспитанию своих детей
Задачи: Рассмотреть в беседе с родителями положительные и отрицательные стороны в семейном воспитании детей;
обратить внимание на важность авторитета родителей в глазах ребёнка

Ход беседы:

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Посейте поступок – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу.
У. Теккерей

Часто можно слышать от родителей первоклассников детей дошкольного возраста, что ребёнок его не слушает, капризничает, иногда впадает в истерику. Почему?
Ответ на этот вопрос родителям нужно искать в самих себя, в своём поведении, взаимоотношениях между собой, в образе семейной жизни.
Обычно так бывает, когда родители не имеют авторитета. В глазах своих детей.
Авторитет - это не специальный талант, его корни находятся в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения. Иначе говоря, всю отцовскую и материнскую жизнь - работу, мысли, привычки, чувства, стремления.
Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью человека общества. По отношению к детям они должны быть на какой-то высоте, но высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления.
Авторитет родителей необходим в семье. Надо отличать истинный авторитет от ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.
Истинный авторитет основывается на человеческой деятельности, на чувстве, на знании жизни ребенка родителями, на их помощи ему.
Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу - все это слагаемые родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.
Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. Эта педагогическая мудрость известна наверное всем.
Вопросов о воспитании детей возникает очень много. В частности, не все родители умеют так общаться с ребенком, чтобы между ними складывались дружеские и доверительные отношения. Не все могут объяснить, почему ребенок ведет себя по-разному с мамой, папой, бабушкой, от кого это зависит – от малыша или от взрослого? Как сочетать требовательность взрослых к ребенку с вниманием, чуткостью, уважением. Прежде всего важно знать, каково Ваше влияние на процесс воспитания ребенка.
Каждый ребенок должен получить достаточно разумной родительской любви – она является своего рода прививкой от возникновения в будущем комплексов, трудностей в общении, необоснованной ревности и нездоровых отношений в его собственной семье. Детские обиды никуда не уходят – они остаются с человеком на всю жизнь. Ведь чаще всего они получены от самых родных людей, родителей, которым ребенок доверяет безоговорочно и каждое слово которых считает истиной априори. Конечно, взрослеющий человек многое переосмысливает, некоторые мотивы родительских поступков становятся ему понятны, и ко многому он начинает относиться иначе. Конечно, психологами придумано множество методик моральной ревизии и реанимации человеческой души. Однако психологическая травма, полученная в детстве, - та же болезнь, которую, как известно, предупредить легче, чем лечить. А душу излечить еще сложнее, чем тело.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Уважаемые родители уделяйте больше внимание своим детям и будьте для них во всём примером.
Ответьте на вопросы:

Можете ли Вы
1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке совершенной по отношению к нему? (не смотря на его возраст)

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

6. 6. Поставить себя на место ребенка?

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея? (прекрасный принц)

8. Рассказать поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном положении?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя, как хочет, ни во что не вмешиваться?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
14. Если вашему ребёнку уже 8 лет, советуйтесь с ним в некоторых вопросах, учите его рассуждать, ставьте перед ним проблемные ситуации и направляйте ход его мыслей, действий в нужное « русло».
Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, а принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые простым детским глазом.
Влияют ли взаимоотношения родителей на ребенка? И как?
Безусловно, на формирование личности оказывает влияние, как ведут себя родители друг с другом и с ребенком, как разговаривают. Ребенок, воспитанный небрежным человеком, будет небрежен, угрюмым – неразговорчивым. Но даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить, поэтому следует быть осторожным в своем поведении. Если мы простудились, стараемся не подходить к ребенку, но не все заботятся о том, чтобы не передавать ребенку свои недостатки. Помните об этом, контролируйте свое поведение. Склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребенка.
Авторитет не дается от природы, он может быть организован в каждой семье, и это в общем-то не очень трудное дело. Родители своим поведением, отношениями к событиям, реакцией на них воспитывают ребенка. «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями». Так представлял влияние родителей на своих детей известный педагог современности А.С. Макаренко. Таким образом, по отношению к детям родители «...должны быть на какой-то высоте, на высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления», - писал А.С. Макаренко, не уставая напоминать родителям об их родительском и человеческом долге перед своими детьми. Безусловно, это гораздо сложнее, чем просто приказывать и повелевать.
Родители должны показывать своим детям, что их радуют их хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое - постарайся быть ко мне снисходительным".
Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребенку это необходимо. Если ваш ребёнок уже младший школьник, интересуйтесь его увлечениями, друзьями, учёбой; не отталкивайте его, если он просит с вами поиграть.
Хочется сказать о роли авторитета папы, особенно если в семье растёт мальчик. Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала. Отец помогает малышу составить представление о самом себе и об окружающих.отцу присуща врожденная реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Роль папы представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец- олицетворение дисциплины и порядка. Отец- это наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви. То отец проводит малыша по пути к человеческому обществу. Для сына отец является примером, моделью для подражания.

На выходных не бойтесь доверить мужу как можно больше забот о ребенке, пусть гуляет с ним, играет и кормит. Вот увидите, с вашей помощью ваш муж станет не только кормильцем семьи, но и лучшим в мире папой!
Помните! : _ « Способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные моменты жизни ребенка. Образование, воспитание, окружающая среда оказывают большое значение на личность.
Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое "не слушается" и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.
«Ребенок должен нас уважать уже за то, что мы его родители!». Нет, не должен, осмелимся мы возразить. Уважение необходимо заслужить своими действиями, своим образом жизни. Гораздо легче заставить ребенка подчиняться. Легче, но не лучше! Он будет подчиняться, пока мал и не может дать отпора. А потом, когда ребенок вырастет, а родители состарятся и уже сами будут нуждаться в заботе и понимании, чем ответит такой задавленный в детстве ребенок. Он или будет, проклиная судьбу, «отдавать долг», или уйдет и не вспомнит о долге. Родители вместо авторитета проповедали авторитарность. А у такого типа воспитания очень опасные результаты.
Есть много семей, где ложные авторитеты приводят к непоправимым последствиям в жизни детей. В этих семьях дети испытывают глубокий дефицит семейного внимания, ласки и любви. Это так называемые деструктивные, неблагополучные семьи. Они отличаются от семей с позитивным потенциалом. В ее основе также способ организации взаимодействия в семье, отношение к ребенку, принятие или отвержение его ценностей. В представленной нами типологии к таким семьям можно отнести следующие: «семья, отвергающая ребенка», «контролирующая семья», «разрозненная семья». В основе взаимоотношений в таких семьях лежит, как правило, авторитарная позиция взрослых по отношению к ребенку.

Авторитет - это сочетание заботы и требовательности. Авторитет родителей растет, когда родители сочетают в своем подходе заботливость и требовательность. Детей нужно любить и одновременно следить за тем, чтобы дети вели себя как следует, в том числе по отношению к родителям. Если дети проверят родителей на прочность, родители должны показать свою твердость. Требовательность без заботливости воспринимается как давление, заботливость без требовательности не вызывает уважения: дети быстро «садятся на шею». Формула эффективного воздействия: «Умный человек с железной рукой в бархатной перчатке». Учитесь требовательности! Приучайте себя к заботливости!
Авторитет снижается и пропадает, когда родители требовательны без заботы и, более того, издеваются над ребенком.
Уважаемые родители, помните, что вы – зеркало души ребёнка, в которое он смотрит каждый день, каждый час, каждую минуту и секунду. Даже видит сны с вашим участием.

Данная беседа для родителей о вреде алкоголя построена на материале и опыте коллег. Материал собран на просторах глобальной сети,большое спасибо, очень пригодился,немного адаптирован. Расчитал на целевую аудиторию родителей 6 -9х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа в 6-9 классах

«Давайте задумаемся»

Педагог –психолог Емцова И.В.

Цели: предоставление информации для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни, негативного отношения к алкоголю; развитие познавательной активности; выработка собственной позиции по отношению к данной проблеме.

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы;

Крестины, свадьба и развод;

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство - без причин!

Когда впервые люди узнали об опьяняющих свойствах спиртных напитков?

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не позже чем за 8 тысяч лет до нашей эры - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда и различных плодов, в первую очередь дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия.

Если оставить на какое-то время в теплом месте виноградный, фруктовый, ягодный сок, то он скоро забродит. Это происходит потому, что находящиеся в соке дрожжевые грибки начинают усиленно размножаться. В процессе своей жизнедеятельности они превращают сахар, а также крахмал, содержащийся, например, в картофеле, свекле, зерне, в винный, или этиловый, спирт.

Что люди пьют?

Водку. При ее изготовлении используется этиловый спирт. А исходным продуктом для получения этилового спирта служат злаки, картофель, свекла, а также сульфитный щелок - отброс бумажного производства, и древесина, осахаренная химическим путем - действием кислот при высокой температуре и давлении. Сырой этиловый спирт (сырец) содержит много примесей, в том числе и ядовитых сивушных масел. В последующем спирт очищают путем перегонки в особых аппаратах. Но и в полученном таким путем спирте-ректификате все же сохраняется часть вредных для организма веществ.

Пиво составляет особую категорию слабых алкогольных напитков. Бытует мнение, что это - ценный продукт. Этот напиток иногда называют даже «жидким хлебом». Но немногие знают, что в пиве присутствуют различные вещества, повышающие чувствительность организма к алкоголю, усиливающие его всасывание. Поэтому смешение пива и водки, как правило, приводит к быстрому и сильному опьянению.

Суррогаты алкоголя. Их употребляют, или ошибочно принимая за этиловый спирт, или намеренно пренебрегая опасностями, как это иногда делают заядлые пьяницы. Подобно обычному спир ту, эти жидкости способны вызвать опьянение, но через 10-12 ча сов после их употребления появляются признаки тяжкого отравления: головная боль, тошнота, рвота, шаткая походка, слабость, затмение или даже потеря сознания. Смерть наступает от мозговых расстройств (через 1-2 суток) или поражения почек (через 1-2 недели).

Информация к размышлению...

Что надо, чтобы из крысы-трезвенника сделать крысу-алкоголика?

Способ спаивания животных очень прост: в воду для питья ежедневно добавляют все возрастающие дозы спирта. Через месяц-другой в клетку рядом с поилкой, откуда исходит запах спирта, ставят поилку со свежей

водой.

И что же вы думаете? Крыса пробует воду и презрительно крутит мордочкой, зато хмельную воду пьет с удовольствием. При отсутствии алкогольного напитка животные ведут себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Не которые крысы после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки - точь-в-точь как пьяница в состоянии похмелья.

Еще до первого знакомства со вкусом алкоголя у многих подростков образуется определенное представление об этом продукте, о его приятном возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем неожиданно оказывается совершенно не таким, каким представлялось: горький вкус, жжение во рту, головокружение, тошнота, в ряде случаев рвота. После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое время избегают алкоголя.

С чего начинается пьянство?

В 13-16 лет в связи с какими-либо событиями соблазн выпить вино возобновляется, причем постепенно он начинает приобретать новое содержание: от простого любопытства - к тем мотивам, которые формируют пьянство как тип поведения. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории утрачен или ослаблен интерес к познавательной деятельности. Подростки, потребляющие спиртное, почти не занимаются какой-либо полезной деятельностью. Существенные изменения наблюдаются у них и в сфере досуга: они ничем не увлекаются, не читают, не ходят в театры, не интересуются музыкой, живописью, по этому алкоголь для них становится своеобразным средством само утверждения в уличной группе товарищей. Беда в том, что такая форма самоутверждения ведет к пагубным последствиям.

Информация к размышлению...

Курьезная трагедия. Молодой парень, напившись с товарищами, ре шил отправиться купаться. Но дойти до реки он не смог по той причине, что на пути к ней оказалась большая лужа. Приняв ее за берег реки, пьяный разделся и с разбегу бросился в воду. Естественно, получил основа тельные травмы, в том числе сотрясение мозга. Утром его обнаружили односельчане. На спине потерявшего сознание сидели лягушки и громко квакали. Вот уж воистину: «Пьяному море по колено, а лужа по уши». Ведущий. Каковы последствия употребления алкоголя? История знает печальные случаи, когда великолепные художники, писатели или ученые становились алкоголиками. Систематическое злоупотребление спиртными напитками приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Сильно заблуждаются те, кто считает, что алкоголь способствует творческой деятельности.

Вот письмо в редакцию одной из газет: «Я думаю, что конец моей карьере видного специалиста, конец моей человеческой карьере наступил тогда, когда я, не имея уже денег на водку, отнес в букинистический магазин первую книгу из своей библиотеки. Постепенно я продал все книги, в связи с чем отпала нужда в книжных полках, которые я тоже продал за бесценок, лишь бы купить спиртное. Противиться обуревающей меня страсти не было сил. Я оживлялся лишь при виде бутылки, жил как в полусне. Мною овладела глубокая апатия. Все больше сужался круг интересов, пока не дошел до размеров бутылочного горлышка. Бывали вспышки, какие-то проблески, но все реже и реже. Я опустился, стал завсегдатаем «забегаловок». Позади остались профессиональный рост, прекрасная семья, заманчивые перспективы. Когда-то невероятно брезгливый, теперь я мог пить из замызганного стакана, пристроиться спать в подворотне, у мусорной свалки, а то и в уличном туалете. Падать всегда легче, чем подниматься. И я па дал».

Что такое алкоголизм и каковы его основные по следствия?

Чем отличается пьянство от алкоголизма? Врач-нарколог. Различие между ними состоит только в степени заболевания: пьянство - начальная стадия алкоголизма.

Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности.

Для алкоголизма опьянение представляется лучшим психическим состоянием.

СХЕМА РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛИЗМА

1. Начальная фаза.

Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к спиртному.

2. Критическая фаза.

Утрата контроля над собой после первого же глотка спиртного. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы. Утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к спиртному.

3. Хроническая фаза.

Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение рассудка. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются бессознательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

Ведущий. Передается ли алкоголизм по наследству?

Психолог. Статистически доказано, что сам алкоголизм не передается генетически, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. А быть человеку алкоголиком или нет - этот вопрос решается конкретной жизненной ситуацией, то есть условиями внешней среды. В развитии пьянства у детей алкоголиков решающую роль играют дурной пример родителей, обстановка пьянства в доме, в семье.

Взаимосвязаны ли пьянство и преступность?

У Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и без образных преступлений.

Установлено, что пьяными совершается 55 % всех краж, 79 % грабежей, 69 % нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем - так же результат пьянства. Более 80 % хулиганских действий приходится на подростков, пребывавших в нетрезвом виде.

Что вы знаете о борьбе с пьянством?

В некоторых, прежде всего мусульманских, странах были введены и религиозные запреты на употребление алкоголя.

Одно время и в России пьянство преследовалось государством. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль с надписью «За пьянство». Когда же пьянство начало угрожать производству, правящие классы стали применять другие, более решительные меры.

В 20-х годах XX века в США был введен «сухой закон», запрещающий производство и употребление спиртных напитков. Но полный запрет был заранее обречен на провал. Уже через несколько лет «черный рынок» США наводнился богатым набором спиртных напитков. Нелегальное производство алкоголя стало самым прибыльным занятием, и в 1933 году «сухой закон» был отменен.

Сейчас в ряде стран метод убеждения сочетается с более или менее энергичными административными мерами. Вы глядят справедливыми суровые наказания, имеющие место в некоторых странах для лиц, систематически пьянствующих и имеющих малолетних детей.

Давайте задумаемся! Почему люди идут в театры, на стадионы, в кино, на дискотеки? Чтобы отдохнуть, получить удовольствие, ответите вы. А что такое удовольствие? Все, что нравится, что вызывает положительные эмоции. Однако ради удовольствия выпить вина некоторые люди готовы пожертвовать здоровьем, учебой, работой, дружбой, семьей, своим счастьем. Подумайте, стоит ли это «удовольствие» вашего счастья, а порой и всей жизни?