Теория множественных интеллектов гарднера. Множественный интеллект

Последнее обновление: 08/11/2014

Когда Вы слышите слово «интеллект», наверняка Вам на ум сразу приходит мысль о тесте IQ. Интеллект часто определяют как наш интеллектуальный потенциал; то, с чем мы рождаемся; то, что можно измерить, но очень трудно изменить. В последнее время, однако, появились и другие взгляды на интеллект. Одной из таких концепций является теория множественного интеллекта, предложенная психологом Говардом Гарднером. Эта теория предполагает, что традиционные психометрические виды интеллекта слишком ограничены. Сначала Гарднер изложил свою теорию в книге «Структура разума. Теория множественного интеллекта», которая вышла в 1983 году. В ней он высказал предположение о том, что у людей встречаются различные виды интеллекта. Гарднер предложил, что их восемь и что, возможно, существует ещё и девятый - известный как «экзистенциальный интеллект» (он охватывает качества, характерные для всех выделенных им ранее интеллектов).
Стараясь охватить весь спектр способностей и талантов, которыми обладают люди, Гарднер предположил, что люди не имеют только интеллектуальный потенциал, но много различных интеллектов - в том числе музыкальный, межличностный, пространственно-зрительный и вербальный.
Человек может быть особенно способным в одной конкретной области, например, музыке, но нельзя при этом забывать, при этом обладает целым спектром способностей. Теория Гарднера подвергается критике со стороны как психологов, так и педагогов. Критики утверждают, что определение интеллекта, которое даёт Гарднер, является слишком широким, и что его восемь различных «интеллектов» просто представляют таланты, черты личности и способности. Теория Гарднера страдает и от недостатка исследований, подтверждающих её.
Несмотря на это, теория множественного интеллекта пользуется значительной популярностью у педагогов. Многие учителя используют теорию множественного интеллекта в своей философии преподавания и работают над интеграцией теории Гарднера с конкретными подходами к обучению.

Пространственный интеллект

К сильным сторонам обладающего им человека можно причислить отличное визуальное и пространственное восприятие.
Такие люди визуализируют окружающий их мир. У них не возникает проблем с ориентированием в незнакомом городе, чтением карт, схем, обработкой видео и фотографий.
Обладатели пространственного интеллекта:

  • любят читать и писать;
  • без труда решают головоломки;
  • легко интерпретируют изображения, графики и диаграммы;
  • любят рисунок, живопись и изобразительное искусство.

Чаще всего такие люди становятся архитекторами, художниками, инженерами.

Вербальный интеллект

Сильные стороны: языки, речь и письмо. Люди с вербальным интеллектом могут довольно ловко управляться со словами, причём как устно, так и письменно. Эти люди, как правило, очень хорошо пишут, кроме того:

  • хорошо запоминают письменную и устную информацию;
  • любят читать;
  • хороши в обсуждении или произнесении убедительных речей;
  • способны доходчиво объяснять;
  • часто прибегают у юмору, рассказывая истории.

Эти люди - потенциальные писатели, журналисты, юристы и учителя.

Логико-математический интеллект

Сильные стороны: анализ проблем и математические операции. Люди, обладающие логико-математическим интеллектом, отлично умеют рассуждать, распознавать образы и логически анализировать проблемы. Эти люди склонны думать концептуально о числах, отношениях и моделях.
Обладатели логико-математического интеллекта обычно:

  • имеют отличные навыки решения проблем;
  • любят размышлять над абстрактными идеями и понятиями;
  • любят проводить научные эксперименты;
  • способны проводить сложные вычисления.

Потенциальные профессии для таких людей - учёный, математик, программист, инженер, бухгалтер.

Телесно-кинестетический интеллект

Сильные стороны: физическая активность, контроль движений. Те, кто обладает телесно-кинестетическим интеллектом, способны хорошо двигаться и контролировать свои движения. Такие люди, как правило, имеют отличную координацию рук и глаз, а также очень ловки.
Обладатели телесно-кинестетического интеллекта:

  • хорошо танцуют и любят спорт;
  • с наслаждением создают вещи своими руками;
  • запоминают, делая, а не при помощи слуха или зрения (моторная память).

Такие люди вполне могут становиться танцорами, строитель, скульпторами, актёрами.

Музыкальный интеллект

Сильные стороны: ритм и музыка. Люди, у которых развит музыкальный интеллект, хорошо распознают ритмы и звуки. Они очень любят музыку и зачастую хорошо ещё исполняют.
Для людей с музыкальным интеллектом характерно то, что они:

  • наслаждаются пением и игрой на музыкальных инструментах;
  • легко распознают музыкальные мотивы и тона;
  • хорошо запоминают песни и мелодии;
  • хорошо понимают музыкальные структуры, ритм и ноты.

Такие люди чаще всего становятся музыкантами, композиторами, певцами, учителями музыки, дирижёрами.

Межличностный интеллект

Сильные стороны: понимание и взаимоотношений с другими людьми. Те, у кого имеется межличностный интеллект, хорошо понимают других людей и взаимодействуют с ними. Эти люди способны правильно оценить эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих.
Люди с межличностным интеллектом:

  • коммуникабельны;
  • способны общаться как вербально, так и невербально;
  • способны рассматривать ситуации с разных точек зрения;
  • формируют позитивные отношения с другими людьми;
  • способны участвовать в урегулировании конфликтов в группах.

Чаще всего человека с межличностным интеллектом ждут: карьера психолога, консультанта; работа в сфере продаж; политика и философия.

Внутриличностный интеллект

Сильные стороны: самоанализ и рефлексия. Обладатели внутриличностного интеллекта хорошо осознают своё собственное эмоциональное состояние, свои чувства и мотивы. Они, как правило, пользуются рефлексией и анализом, они мечтательны, они готовы исследовать отношения с другими людьми и способны правильно оценивать свои сильные стороны. Такие люди обычно:

  • хорошо знают свои сильные и слабые стороны;
  • любят анализировать теории и идеи;
  • хорошо осознают самих себя;
  • понимают основу собственных мотивов и чувств.

Среди них чаще всего встречаются философы, писатели, теоретики, учёные.

Натуралистический интеллект

Сильные стороны: нахождение общего языка с природой.
Натуралистический интеллект - последнее дополнение к теории Гарднера. Его появление было встречено с ещё большим сопротивлением, чем оригинальные семь интеллектов. Согласно Гарднеру, люди с натуралистическим интеллектом стремятся к гармонии с природой и проявляют интерес к исследованию окружающей среды и изучению других видов. Эти люди, как считается, хорошо чувствуют даже небольшие изменения в среде.
Обладатели натуралистического интеллекта:

  • интересуются такими предметами, как ботаника, биология и зоология;
  • легко справляются с классификацией и каталогизацией информации;
  • наслаждаются кемпингом, садоводством, походами и проведением исследований на открытом воздухе;
  • не любят ничего, что не имеет никакого отношения к природе.

Естественно, такие люди становятся биологами, защитниками окружающей природы, садовниками или фермерами.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Расскажу-ка я вам про Ховарда Гарднера (Howard Gardner) и его теорию множественных интеллектов.

В 1983 году в США вышла книга Ховарда Гарднера «Структура разума» (Howard Gardner, Frames of Mind) в которой автор утверждал, что не существует единого интеллекта, так называемого general intelligence или «g», измеряемого известным IQ-тестом. Как раз наоборот, существуют множественные интеллекты, которые независимы друг от друга и не могут измеряться стандартными тестами. В книге он выделил 7 видов интеллекта, к которым впоследствии добавил ещё два: лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно - кинестетический, музыкальный, натуралистический, межличностный, интраперсональный и экзистенциальный интеллекты. Все виды интеллектов равноценны, каждый представляет собой особый способ взаимодействия с окружающей действительностью, и оценивание одних интеллектов выше, чем других - это исключительно культурная традиция.

Наше западное общество высоко ценит лингвистический, логико-математический и интраперсональный интеллекты. Ребёнок, который хорошо говорит и пишет, и/или отлично разбирается в математике, и/или является лидером в классе(школе), скорее всего не будет иметь проблем с учёбой и будет считаться успешным.

А вот в других культурах ценятся другие виды интеллекта. Так, например, в Нигерии в племенах Ананг способность хорошо петь (музыкальный интеллект) и танцевать (телесно-кинестетический) приведут вас к вершине социальной лестницы быстрее, чем умение логически мыслить или хорошо говорить. У северных народов (Чукчи, Эскимосы, Инуиты) визуально-пространственный вид интеллекта всегда ценился очень высоко. Люди с таким интеллектом обладали способностью замечать малейшие изменения в цвете и структуре снега, что помогало не оказаться на отколовшейся льдине или приготовиться загодя к снежной буре.

Психологическое сообщество приняло книгу без особого энтузиазма, зато она была очень позитивно воспринята многими профессионалами от образования. Некоторые школы в США даже стали пересматривать свои программы, чтобы подстраиваться под различные виды интеллекта. К сожалению, реальность такова, что если трудно учить ориентируясь на один-два типа интеллекта, то как учить ориентируясь на девять?

Родителям, обучающим своих детей дома, конечно легче. Зная о различных видах интеллекта, можно подобрать такой подход к обучению, который лучше всего подойдет именно вашему ребенку. К тому же, при обучении дома не стоит задачи научить всех одному и тому же, и вы сможете сосредотачивать своё внимание на сильных интеллектах вашего ребёнка, вместо того, чтобы убиваться по поводу его слабых сторон.

О том, как родители могут использовать свои знания о множественных интеллектах в практике обучения своих детей, я расскажу позже отдельным постом.

А теперь таблица отсюда .

Вид интеллекта

Описание

Лингвистический

(word smart)

Способность оперировать словами как устно (например, как это делает рассказчик, оратор, политик), так и письменно (поэт, писатель, драматург, журналист, редактор). Сложившаяся педагогическая практика сегодня апеллирует к развитию этого вида интеллекта наиболее интенсивно. В школе мы слушаем, пишем, читаем и говорим.

Логико-математический

(number smart)

Способность оперировать числами (математик, бухгалтер, статистик) и мыслить рационально (ученый, компьютерный программист, логик). Этот тип интеллекта также активно задействован в школьных программах.

Визуально - пространственный

(picture smart)

Талант воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию (охотник, скаут, гид) , а также трансформировать пространство (архитектор, художник, изобретатель, дизайнер интерьеров). Человек, у которого развит этот тип интеллекта, восприимчив к цвету, форме, линиям, и отношениям между объектами в пространстве. Он может графически выражать свои идеи.

Телесно - кинестетический

(body smart)

Умение использовать тело для самовыражения, передавать эмоции и чувства движениями (атлет, танцор, актер), использовать руки для трансформации разнообразных вещей (ремесленник, скульптор, механик, хирург).

Музыкальный

(music smart)

Речь идет о способности воспринимать музыку, оценивать ее (музыкальный критик), трансформировать, создавать музыку (композитор), исполнять (исполнитель). Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек легко запоминает мелодии и способен воспроизвести. Он восприимчив к ритму.

Натуралистический

(nature smart)

Натуралист обладает способностью ориентироваться среди многих живых организмов (ботаник, ветеринар, лесник), а также обладает чувствительностью и внимательностью, интересом к определенным характеристикам окружающего мира (метеоролог, геолог, археолог).

Межличностный

(people smart)


Умение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей. Способность коммуницировать, т.е. обмениваться информацией с другими людьми вербально и невербально, посредством языка жестов, музыки, речи.

Интраперсональный

(self-smart)

Четкое видение себя, понимание своих сильных и слабых сторон, ограничивающих убеждений, мотивации, настроений, желаний. Высокий уровень самоконтроля, понимания себя, самооценки (психолог, психиатр, философ). Этот вид интеллекта проявляет себя через другие виды, выделенные Гарднером.

Экзистенциальный

(problem solving smart)

Способность и склонность формулировать вопросы о жизни, смерти и прочих экзистенциальных вещах.


Говард Гарднер. "Структура разума. Теория множественного интеллекта". Вильямс, 2007г.
Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences

Что есть наш интеллект? Адаптивная способность к жизни или способность ориентироваться в школьных науках? Принято определять способности человека и его ум с помощью теста IQ, который, как считают его создатели, способен разносторонне оценить умственный потенциал человека. Но насколько оценка объективна, если задания способны протестировать лишь логико-математический интеллект? А ведь ты знаешь, что образ мышления каждого из нас индивидуален. К слову, в Штатах из-за этой системы оценки интеллекта перед некоторыми детьми закрыты многие дороги, ведь школа оценивает лишь отдельный аспект знаний ребенка.

В 1983 году доктором Говардом Саденером, профессором Гарвардского университета, была разработана теория о , которая объясняет то, как люди взаимодействуют с окружающим миром. Узнав об этих типах интеллекта, ты сможешь понять, где же лежат сильные стороны твоей личности, на которые стоит сделать упор.

Пространственный интеллект

Его еще называют визуальным интеллектом. Это способность воспринимать мир в трех измерениях, иначе говоря, в трехмерной модели. Люди, которые обладают этим интеллектом, часто имеют хорошее воображение и преуспевают в таких областях, как искусство, архитектура, графический дизайн. Людям с подобным мышлением очень легко даются головоломки и задачи с лабиринтами.

Личностный интеллект

Этот интеллект помогает понять себя и дает понимание того, как мы видим мир. Люди с подобным складом ума, как правило, застенчивы, но в то же время они очень мотивированные и предпочитают сами принимать решения касательно собственной жизни. Эта форма интеллекта полезна в областях, где изучают людей, например, психологии или философии, ведь легче понимать других, когда полностью понимаешь самого себя.

Лингвистический интеллект

Если ты любишь изучать языки и , то можно смело говорить, что твой интеллект является лингвистическим. Люди с подобным складом ума могут отлично выразить себя в письменной форме. Как правило, они строят карьеру в области журналистики. В эту категорию попадают писатели, авторы, ораторы, которые могут написать речь, что воодушевит людей на великие свершения или же приведет к определенному выводу.

Телесно-кинестетический интеллект

Этот тип интеллекта относится к людям, которые в совершенстве овладели своими телами. В эту категорию, как правило, попадают спортсмены, танцоры, люди, выполняющие работу, для которой требуется полное владение собственным телом. Как ни странно, но у хирургов тоже широко развит этот , ведь работа требует четких движений.

Межличностный интеллект

Межличностный интеллект особенно сильно развит у тех людей, чья деятельность тесно связана как с вербальным общением, так и невербальным. Эти люди чаще всего становятся учителями, политиками, актерами, тренерами. Иными словами, людьми, которые много времени проводят в общении с массами и поиске общего языка с ними.

Экзистенциальный интеллект

Люди с этим типом интеллекта могут сочетать в себе несколько предыдущих или последующих разновидностей мышления. Как правило, этот тип помогает человеку ответить на такие вопросы, как «Зачем я пришел в этот мир?», «Что я из себя представляю?». То есть он направлен на то, чтобы помочь найти ответы на волнующие нашу душу вопросы.

Логико-математический интеллект

Как не трудно догадаться, эти люди живут в мире чисел и логики, имеют отличные способности к дедукции, так что на любимый Шерлок, вероятно, очень высоко оценил бы этот тип интеллекта. Как правило, этим типом мышления обладают люди, которые трудятся в научных и математических областях, а вот у гуманитариев он развит не так сильно.

Каждому из нас дано стать гением в той или иной области. Но в детстве нас учили не тому и не так, как требовал наш тип интеллекта, и мы заблудились среди тысячи профессий, не умея найти себя и свое предназначение. Как определить этот тип и помочь себе и своему ребенку найти свое место в мире людей? Как открыть свой настоящий талант?

У каждого человека свой тип интеллекта

«Если судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, он проживет всю жизнь, считая себя дурой» , – сказал как-то , эти слова как нельзя лучше характеризуют индивидуальные особенности каждого человека, которые и могут сделать его особенно успешным лишь в той или иной области. Многие родители, словно сопротивляясь этому утверждению, с малых ногтей пичкают свое чадо всевозможными кружками и секциями, буквально обрушивая на него самые разнообразные развивающие талант возможности. Конечно, талантливый человек талантлив во всем, но вряд ли даже Микеланджело Буонарроти, который, как известно, был всесторонне развитым человеком, скульптором, архитектором, художником, поэтом и мыслителем был универсален настолько, что мог бы выдержать такую нагрузку.

Конечно, среди известных людей встречались гении-универсалы, которые совмещали на первый взгляд несовместимые таланты, например, как Омар Хайям – математику и поэзию. Мало кому известно, что автор знаменитых мудрых рубаи – величайший восточный поет – был к тому же выдающимся астрономом своей эпохи, который построил самую большую в мире обсерваторию, осуществил реформу календаря за пятьсот лет до реформы папы Григория XIII, вывел формулу, которую через полтысячи лет назвали «биномом Ньютона», имеет 8 ученых трудов по математике, астрономии, философии и медицине. Кто-то может сказать, что уровень развития наук того времени позволял этим людям быть такими универсальными «наимудрейшими мудрецами столетий», царями философов. Наверное, это именно так. Но, согласитесь, все-таки нам эти универсалы больше известны как скульптор-художник Микеланджело и как поэт-философ Омар Хайям. То есть наиболее сильно они проявили себя именно в той области интеллекта, который был развит в них больше всего.

Известный американский философ Говард Гарднер считает, что существует такое понятие как «множественный интеллект», то есть человек имеет 8, а может и 9 видов интеллекта, а не два, как считалось раньше, когда все человечество делили условно на «физиков» и «лириков». Вполне возможно, что типов интеллекта еще больше, потому что, интеллектуальные способности, как и темперамент в чистом виде – явление весьма редкое. Скорее всего в человеке проявляются в той или иной степени разные типы интеллекта, но ведущим, основополагающим, формирующим личность и отражающим потенциальные способности к тем или иным областям знания, искусства или общения, остается все-таки какой-то один. Именно на его развитие и следует обращать внимание родителям, если они хотят, чтобы их ребенок достиг каких-то высот в жизни и сумел реализовать свой внутренний потенциал.

Какие типы интеллекта существуют?

Лингвистический или вербальный;
Логико-математический;
Телесно-кинестетический;
Музыкальный;
Межличностный;
Внутриличностный;
Визуальный или пространственный;
Натуралистический;
Экзистенциальный.

Лингвистический тип

Человек, обладающий таким лучше воспринимает вербальную и знаковую информацию. Эти люди любят слушать, читать, говорить. Они быстро усваивают, а точнее, чувствуют тонкости языка, интонации, подтексты. Любят спорить и играть словами, чувствуют и могут оценить эту игру и сами любят экспериментировать в области лингвистики. Такой ребенок рано начинает читать и строить сложные предложения, пересказывать услышанное и рассказывать об увиденном. Он сочиняет разные истории и с удовольствием записывает их. Иногда он обладает интуитивной грамотностью и не любит заучивать правила, а особенно исключения из них, не объяснимые логикой развития языка.

Лучшие профессии для лингвистического типа личности:

Журналист;
Писатель;
Драматург;
Сценарист;
Корректор;
Редактор;
Политик;
Общественный деятель;
Переводчик.

В обучении такому ребенку нужно дать максимум свободы, ведь он любит сам искать информацию, много читает, сравнивает, спорит, анализирует прочитанное. Любимой формой его обучения является дискуссия или творческое словесное рисование.

Логико-математический тип

Понятно, что этот связан с цифрами и логическими построениями. Решение задач, головоломок, поиск выходов из логических лабиринтов, составление алгоритмов и схем – любимое занятие представителей этого типа. Они мало говорят и если говорят, то объясняются скупо и аргументировано. У них прекрасная память на даты и цифры, они с первого раза запоминают номера машин и телефонов, быстро считают и рассчитывают, любят во всем порядок, систематизацию. Эффективны в абстрактных построениях и аналитическом оформлении мысли.

Профессии:

Математик;
Физик;
Аналитик;
Бухгалтер;
Детектив;
Логист;
Ученый.

Лучше воспринимается материал в виде схем и таблиц, логических задач и цифровых рядов. Ребенку такого типа нравятся задачи на поиск решения путем сопоставления или расчета. Любят практические задания на вычисление стоимости, расходов, доходов и убытков.

Телесный тип

Чаще свойствен людям- , у которых развито чувственное восприятие на основе прикосновения. Тактильные и вкусовые рецепторы развиты у этих людей на высоком уровне. Они прекрасно чувствуют на ощупь фактуру и состав материала, интуитивно смешивают ингредиенты в приготовлении блюд или косметики. Прекрасно владеют своим телом и любят выражать себя через танец или движение. Как правило, это физически хорошо развитые люди, умеющие следить за своим здоровьем и чувствующие физическое состояние свое и других. Они умеют складывать из предметов конструкции, любят мастерить, вязать, шить, вышивать и плести. То есть делать что-то руками.

Профессии кинестетиков:

Повар;
Швея;
Строитель;
Сомелье;
Дегустатор;
Спортсмен;
Артист;
Дизайнер;
Скульптор;
Декоратор;
Хирург;
Модельер и модель;
Танцор и др.

В обучении таких детей должна учитываться кинестетическая составляющая, то есть возможность использования физической нагрузки, мелкой моторики, непосредственного ручного труда. Такой ребенок с радостью занимается спортом, танцами, музыкой, театром, ему следует давать возможность проявить себя физически – выступить в спектакле, показать силу, показать владение инструментом, материалом.


Музыкальный тип

Как правило, это люди аудиалы, которые лучше воспринимают информацию на слух. Им необходимо не только увидеть, прочитать, но и услышать. Легко осваивают различные инструменты, любят импровизировать со звуком, чувствуют его высоту, тон, ритм. Их невозможно обмануть, по голосу они безошибочно определяют тонкости интонации и сами способны модулировать самые сложные мелодии.

Профессии:

Музыкант;
Композитор;
Аранжировщик;
Звукооператор и звукорежиссер;
Диктор;
Исполнитель (пианист, скрипач, гитарист и т.п.);
Суфлер.

Дайте музыканту инструмент и оставьте его наедине со звуками, пусть придумывает свои мелодии и слушает музыку ветра. Пусть поет и играет на разных музыкальных инструментах, декламирует и играет своим голосом. С таким человеком показано общаться с помощью голоса или звука, иначе он может неправильно вас понять. Написанное слово действует на него совершенно не так, как звучащее.


Межличностный тип

Люди-коммуникаторы, экстраверты, активисты, лидеры и руководители, которых страшно привлекает копание в межличностных связях, которых невозможно запереть в четырех стенах наедине с самим собой. Им прекрасно известны рычаги и способы манипуляции, они с детства умеют подчинить своей власти детей и взрослых, потому что знают слабые человеческие стороны и умеют на них играть. Это те, кто умеет продать слона и раскрутить вас на крупную сделку, повести за собой на баррикады и навешать на уши высококачественной лапши. Они читают по лицам, словам и жестам и сами умело пользуются НЛП. Кто-то владеет скрытыми и явными экстрасенсорными способностями, гипнозом и обладает сверхчувствительностью к состоянию других людей. Этому типу, как никому другому свойственна эмпатия – вчувствование, сочувствование – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека.

Профессии:

Психолог;
Учитель;
Политик;
Менеджер;
Дипломат;
Лектор;
Гипнотизер.

Родители, как правило, легко могут определить этот тип личности по тому, как умело ребенок уже в раннем возрасте умеет ими манипулировать. Он порой превращается в настоящего маленького диктатора или деспота, который веревки вьет из всех окружающих. Не дайте пропасть таланту, направьте его в нужное русло. Пусть руководит котами, друзьями в песочнице, облаками и нарушителями правил дорожного движения. Такому ребенку необходимы участники процесса. Зрители и подопытные, над которыми он будет проводить свои межличностные эксперименты по примирению поссорившихся, организации неорганизованных. Такие лидеры вечно устраивают праздники, революции и совместные мероприятия, умело продвигают и продают залежавшийся товар (любого свойства).

Внутриличностный тип

Философ-меланхолик, глубоко погруженный в себя и в изучение своего внутреннего мира. Он любит одиночество и умеет использовать его для поиска наилучшего для себя состояния взаимодействия с миром. Он хорошо понимает свои эмоции и свои реакции на внешние раздражители и любит копаться в этих ощущениях. Он умеет планировать свою жизнь и хорошо знает, что ему нужно, чтобы чувствовать себя комфортно. Такие люди, как правило, хорошо знают свои возможности и умеют согласовывать их со своими желаниями, чтобы найти состояние равновесия, спланировать свою жизнь, бюджет, отношения. Такой человек прекрасно понимает свое внутреннее состояние: стресс, раздражение, гнев, возбуждение, вдохновение.

Профессии:

Писатель;
Философ;
Психолог-теоретик;
Ученый в области этики, религии;
Священник;
Психиатр.

Ребенок такого типа любит одиночество, раздумья и погружения в свой мир. Лучше всего он выполняет задания творческого характера, требующие умения заглянуть внутрь себя и других.

Визуальный тип

Прекрасно ориентируется в пространстве, видит разницу и сходство предметов, их связь между собой. Он любит геометрию и обладает развитым пространственным представлением. Никогда не заблудится в лесу и в городе, четко улавливает направление, соответствия, детали. Этот человек интуитивно подбирает лучшие сочетания тонов и форм, может изобразить увиденное и гармонизировать окружающее пространство. Ему не по душе беспорядок, дисгармоничность форм и красок, он прекрасно одевается и обладает чувством стиля.

Профессии визуала:

Архитектор;
Художник;
Модельер;
Колорист;
Маляр;
Инженер;
Мультипликатор;
Костюмер.

Ребенок любит рисовать и чертить, ему нужно не только услышать, но и увидеть и написать. Творческие задания, связанные с построением гармоничных фигур, сопоставление красок, визуальные сочетания и соединения – лучшие формы работы, с которыми успешно справляется визуал. Ему не нужно подсказывать выбор туалета или цвета, он сам видит, что ему больше всего подходит и с радостью делиться информацией об этом с окружающими.

Натуралистический тип

Ботаник, который лучше всего чувствует себя среди животных и растений. Он видит внутренние и скрытые от обычного взгляда процессы, происходящие в природе. Ему как Жаку Иву Кусто хочется проникнуть поглубже в океанскую абиссаль и найти самых экзотических животных на планете. Часами изучают жизнь в муравейнике или улье, в дупле или в луже. Каждая травинка может быть предметом исследования и бесконечного наблюдения. Без домашних животных не видит смысла жизни.

Профессия:

Биолог;
Кинолог;
Океанолог;
Зоолог;
Ветеринар;
Фермер;
Лесник;
Вулканолог.

Такой ребенок с радостью заменит чтение книги на общение с попугаем, будет старательно ухаживать за домашним питомцем, дрессировать собаку и кошку, изучать породы деревьев и виды почв и камней, наблюдать за явлениями природы, сменами сезонов, размножением бактерий под микроскопом, короче говоря, всем, что связано с природой.

Экзистенциальный тип

Этот тип кажется человеком не от мира сего. Это так и есть, ведь такой человек погружен в обдумывание Вселенских законов, в космические пространства, в фантазии о параллельных мирах, потусторонних существах – во все необычное, необъяснимое и малопонятное всем вокруг, только не экзистенциальному типу личности. Он верит в пришельцев и тщательно изучает данные уфологов, читает фантастику, придумывает загадочных существ, типа Барабашки, домовых, призраков и духов. Многозначительные замечания, неторопливая речь, постоянная задумчивость и склонность к медитации – характерные черты такого человека. И это не поза и не игра, эти люди действительно, что-то такое чувствуют.

Профессии:

Эзотерик;
Священник;
Инструктор по йоге, учитель восточных практик;
Экстрасенс;
Уфолог;
Фантаст;
Ученый в области мифологии, космоса;
Психолог;
Учитель.

Такой ребенок, как правило, постоянно сочиняет необычные истории, героями которых являются странные сказочные существа из параллельных миров. Не стоит останавливать его фантазии, а также игнорировать рассказы. Ему обязательно нужны свидетели и слушатели, которые поверят их фантазиям. Не вздумайте говорить, что все это выдумки, наживете себе врага. Когда-то Игорь Сикорский рассказал своей матери, что обязательно построит летательный аппарат, который придумал Жюль Верн. Так вот быть Жюль Верном, то есть первопроходцем невероятных изобретений, может только ребенок с именно таким способом мышления. Он не знает, как это осуществить технически, для этого нужны инженеры-кинестетики и визуалы, но он точно знает, что такое возможно.

Найти себя, изучив тип своего интеллекта, помочь своему ребенку понять, к чему больше всего лежит его душа, и стать успешным и поможет нам теория о девяти типах интеллектах. Просто стоит более внимательно отнестись к этому вопросу.