Тест кем вырастет ваш ребенок. Детская психология: как определить призвание ребенка

Вы спросите, зачем в столь юном возрасте думать о профессии? Да, может быть, рано, но зато становится ясно, чего ребенок сам ждет от жизни. Так вот: профориентационные тесты раскрывают склонности ребенка и могут порекомендовать ему кружки и секции, где он смог бы их развивать. Чтобы не быть голословными, мы обратились к кандидату психологических наук Кузнецову Кириллу Геннадьевичу, руководителю отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии» при МГУ.

    Что дают тесты на профориентацию?

    Благодаря им можно правильно выбрать профильное учебное заведение после начальной школы или те кружки и секции, которые действительно будут интересовать ребенка, а не являться выбором, который за него сделали родители.

Первый тест, который выявляет темперамент ребенка, проходит за компьютером сам родитель. Там совсем не сложные вопросы: Легко ли ребенок встает утром? Как быстро делает уроки? Хорошо ли кушает? И т. п.

Второй тест, на логику, проходит за компьютером сам ребенок. Этот тест состоит из задач на вербальную и математическую логику. Представьте реакцию родителя, который готовит свое чадо к филологической карьере, на решение теста о том, что у сына или дочери превалирует математическая логика?! Оказывается, ребенок – потенциальный математик, а не филолог!

Наконец, третий тест – это работа с психологом по карточкам. На них изображены различные виды деятельности, и ребенок отбирает то, что ему более по душе.

iconmonstr-quote-5 (1)

Всего времени на тестирование уходит порядка двух часов, по итогам которых можно узнать:

  • интеллектуальный потенциал ребенка (уровень развития логических способностей);
  • его профессиональные интересы;
  • особенности темперамента;
  • варианты дополнительного развития/подготовки для ребенка (кружки/секции).

- Примерно сколько младших школьников проходят тестирование в год?

  • У нас младших школьников немного, около 200 человек в год в Московском регионе, к примеру, старшеклассников более 7 000, если же брать регионы, то эта цифра еще больше.

- Есть ли, кроме моего случая, факты резкого изменения сферы интересов ребенка после тестирования?

Это бывает, но нельзя сказать, что очень часто. Скорее мы расставляем акценты и информируем о возможностях дополнительного образования.

Бывает, что в тесте раскрываются способности ребенка, о которых родители даже не предполагали, учитывая слабую успеваемость в школе. Мы тогда можем попробовать порекомендовать обратить внимание на интересы ребенка, что позволяет повысить мотивацию ребенка к учебной деятельности.

- Как по-вашему, зачем и кому нужно тестироваться в столь юном возрасте?

  • Во-первых, следует сказать, что не очень часто родители готовы серьезно рассматривать интересы ребенка и в соответствии с этим, выбирать дополнительные занятия. Чаще выбираются занятия, которые были бы полезны ребенку, с точки зрения родителя. И это действительно может быть так, но выключая сына или дочь из процесса выбора, мы лишаем его умения это делать (выбирать) и далее, в старшем подростковом возрасте, предложив ребенку выбрать профессию, мы можем поставить его в тупик. Ему чрезвычайно сложно будет это сделать самостоятельно. Умению выбирать нужно учиться.

Во-вторых, выбирая кружки и секции, родители руководствуются субъективными наблюдениями. Важно посмотреть на ребенка со стороны и получить экспертное мнение.

- Какие типичные проблемы, с которыми к вам обращаются родители младших школьников для профтестирования?

Конечно, иногда задают вопросы и про конкретные профессии, но для выбора профессии еще не подошло время, а вот для того, чтобы вовремя совершить правильный выбор, нужно готовится уже младшем школьном возрасте, даже в дошкольном.

Наверняка все родители задумываются, кем в будущем станет их малыш. Разумеется, пока ребенок ещё мал, рано говорить о возможном выборе профессии. Но все же можно выявить некоторые особенности, которые так или иначе предопределят выбор ребенка. Мы предлагаем вашему вниманию следующий тест, с помощью которого вы можете лучше узнать своего сына или дочь.

Предлагаются два утверждения, ребёнок должен выбрать одно.

1. а) мне нравится бывать в разных местах, путешествовать;
б) мне не нравится бывать в разных местах, путешествовать.

2. а) я люблю гулять под дождём;
б) Когда на улице дождь, мне больше нравится сидеть дома.

3. а) мне нравится играть с животными;
б) я не люблю играть с животными.

4. а) Мне бы хотелось стать участником интересного приключения;
б) меня пугает сама возможность каких-либо приключений.

5. а) я бы хотел, чтобы у всех исполнялись все желания;
б) я понимаю, что все желания людей исполнится не могут.

6. а) я не люблю быстро ездить.
б) Я люблю быстро ездить.

7. а) когда я вырасту, я бы не хотел(а) стать начальником;
б) когда я вырасту, я мечтаю стать начальником.

8. а) я не люблю спорить с другими;
б) я не боюсь спорить, потому что это бывает очень интересно.

9. а) я иногда не понимаю взрослых людей;
б) я всегда понимаю взрослых.

10. а) я бы не хотел(а) попасть в сказку;
б) я бы хотел(а) попасть в сказку.

11. а) я бы хотел(а), чтобы жизнь была веселой,
б) я бы хотел(а), чтобы моя жизнь была спокойной.

12. а) я медленно вхожу в холодную воду, когда купаюсь в море или в реке,
б) я стараюсь как можно быстрее прыгнуть в холодную воду.

13. а) я не очень люблю музыку;,
б) я очень люблю музыку.

14. а) я считаю, что быть невоспитанным и грубым плохо,
б) я считаю, что плохо быть скучным и занудным человеком.

15. а) я люблю веселых людей,
б) я люблю спокойных людей.

16. а) мне было бы страшно полетать на дельтаплане или прыгнуть с парашютом,
б) я с удовольствием попробовал(а) бы полетать на дельтаплане или прыгнуть с парашютом.

Ключ к тесту

Когда ваш ребёнок ответит на все вопросы, сверьтесь с этой шкалой.
1) а. 5) б. 9) а 13) б.
2) а. 6) б. 10) б. 14) б.
3) б. 7) б. 11) а. 15) а.
4) б. 8) б. 12) б. 16) б.

Если ответ совпадает с ключом, то поставьте один балл. Потом подсчитайте результаты.

Если ваш ребёнок набрал от 11 до 16 баллов – он всегда стремится к новым впечатлениям. Повседневная, рутинная, однообразная жизнь его не устраивает. Соответственно, профессия, требующая монотонной работы, вряд ли покажется ему привлекательной. Ваш ребенок склонен к риску, он может прекрасно проявить себя в творческой сфере. Старайтесь по мере взросления предлагать ему такие занятия, которые связаны с частой сменой впечатлений.

Если ваш ребёнок набрал от 6 до 10 баллов – он прекрасно умеет контролировать себя. Его, несомненно, привлекает новая информация. Но он никогда не позволит себе рисковать. Ваш ребенок сдержан и рассудителен. Ему прекрасно подойдет сфера деятельности, требующая вдумчивости и спокойного поведения. Ребёнок может решиться на рискованный поступок, но прежде он как следует все обдумает. Ему может подойти практически любая сфера деятельности (разумеется, в зависимости от его собственных интересов). Он сможет преуспеть в таких профессиях, для которых требуется смена впечатлений, и в тех, которые связаны с монотонной упорядоченной работой.

Хотите узнать, кем станет ваш малыш? Присмотритесь к его любимым игрушкам.

Хотите узнать, кем станет ваш малыш? Присмотритесь к его любимым игрушкам

Игрушка - это не просто забава, - убеждена Ольга Карабанова, профессор психологического факультета МГУ. - Для ребёнка это уменьшенное изображение окружающего мира. Играя, ребёнок учится действовать, мыслить и выстраивать свои отношения с другими людьми. Поэтому игрушечные предпочтения позволяют не только лучше узнать его характер, но и заглянуть в будущее.

Конструктор

Дети, которые другим игрушкам предпочитают конструктор, упорны, усидчивы и терпеливы. Конструирование развивает логическое мышление, учит концентрировать внимание, приучает к самостоятельности. Таких детей больше интересует предметная сторона дела, а не межличностные отношения.

Ребёнок, с наслаждением возводящий сложные сооружения из детского конструктора, как правило, связывает свою жизнь с системой знаков. Это будущие математики, программисты, системные администраторы или архитекторы.

Солдатики

Солдатики - любимое увлечение многих поколений мужчин. Эта игра способствует развитию полноценной личности - ведь командование даже игрушечной армией требует стратегии, иерархии, вырабатывает интерес к деталям и учит смотреть на ситуацию со стороны. Практика показывает, что подросшие «генералы» переключаются на игру в шахматы, где совершенствуют свои навыки.

Игру в солдатики любят дети с задатками лидеров - трудно сказать, кем они станут, но на «вторых ролях» остаются редко.

Обычно в машинки играют дети, которые хотят быть похожими на взрослых сильных мужчин. Вершиной мужественности многие малыши считают водителей, которые играючи управляются с «железным зверем». Это игра не самого высокого уровня - машинки не оставляют простора для творчества, поэтому подобное времяпрепровождение носит чисто манипулятивный характер.

Дети, предпочитающие машинки, редко добиваются больших высот в жизни. Если не хотите , чтобы ваш ребёнок всю жизнь «крутил баранку», постарайтесь переключить его на другие игрушки.

Мягкие игрушки

Детская, уставленная крокодилами, бегемотами, обезьянами и кашалотами, показывает, что у вас растёт общительный, коммуникабельный ребёнок. Отношения между людьми его интересуют гораздо больше, чем предметы и явления. Игрушки, как правило, «очеловечивают» - их кормят, учат, укладывают спать. К тому же мягкая игрушка - идеальный друг: добрый и отзывчивый, который всегда ведёт себя правильно.

Мягкие игрушки обожают будущие гуманитарии - филологи, журналисты, работники социальной сферы.

Динозавры

Не пугайтесь - вымершими монстрами обычно увлекаются младшие школьники, которые узнали о них на школьных уроках или в музеях. Такие дети смышлёные и любознательные, они схватывают всё на лету. Как правило, фигурками динозавров дело не ограничивается. Малыши начинают систематизировать полученные данные - смотреть фильмы о динозаврах, читать о них книги и вырезать из журналов их изображения.

Перед вами - будущий исследователь. Скорее всего, сфера его интересов - естественные науки (биология, химия, физика).

Если мальчик играет в куклы. Эпизодическое увлечение можно не брать в расчёт. А вот упорный интерес к игрушкам противоположного пола действительно настораживает. Обычно мальчик играет в куклы в двух случаях: когда растёт в неполной семье или если с трудом находит общий язык со сверстниками. Такого ребёнка нелишне показать психологу.

Противоположный случай - девочка, с увлечением играющая в машинки, - встречается реже. Обычно это говорит о порывистости, импульсивности и переизбытке энергии, который нельзя выплеснуть в спокойных девичьих играх.

Юлия Аганина, Лидия Юдина

Пока остается открытым вопрос: выбирает ли ребенок игрушки исходя из собственных, пока скрытых, предпочтений или эти предпочтения возникают как раз оттого, что ему чаще всего покупают игрушки именно данного вида.

Психологи в целом дают утвердительный ответ на оба варианта. С их точки зрения, человек составляет представление об окружающем мире и своем месте в нем довольно рано: к пяти-шести годам его мировоззрение уже фактически сформировано. Это именуется термином «импринтинг». Именно благодаря импринтингу большинство людей так консервативны. Вот как все происходит.

Новорожденный появляется на свет совершенным инопланетянином и доверчиво принимает условия новой игры. «Ах, вот как у вас тут все интересно устроено! Собачка говорит «ав-ав», киса говорит «мяу-мяу», а папа говорит «Дайте мне яду и пять минут покоя». По небу плывут белые подушки, в лесу растут елки и живут медведи, дворник дядя Петя смешно пахнет, а девочек нужно бить лопаткой по голове, потому что они дуры и ябеды». Пять-шесть лет знания о мире текут в нашу голову широким потоком, после чего мы говорим: «Ну хватит, я понял все ваши странные правила, давайте же теперь играть по-настоящему!» Отныне все новые идеи с трудом будут встраиваться в прочную систему базовых, импринтинговых знаний. Роль, которую в этих базовых знаниях исполняют детские игрушки, огромна. Именно их дети используют в качестве моделей для проверки поступающих сведений. Катая зайку на паровозике или расстреливая огнедышащих мокрожаборогов из лазерной рогатки, ребенок создает сценарии своих действий в любой возможной в будущем ситуации. Так что весь этот разноцветный хлам с отломанными ногами в его комнате - это огромная лаборатория, в которой дитя конструирует свою биографию.

Теоретически (учти, гарантий мы не даем!) ты можешь повлиять на этот процесс, приобретая ребенку те игрушки, которые будут вести его в желаемом тебе направлении. Чтобы было понятно направление, мы провели от каждой игрушки стрелочки в сторону того, кем может стать твой ребенок, если он увлекается именно этой штукой. Заметь, мы проявили гуманность: в целом положительных вариантов развития событий у нас несколько, а неприятный приговор - только один.


Машинка


Любовь ко всему, что на колесиках и умеет быстро делать «вжик-вжик», появляется неспроста. Это ответ на внутренний протест, который ребенок испытывает из-за необходимости существовать в столь жалком, медлительном и неуклюжем теле. Это тело не умеет летать, ему нужно то какать, то писать, а если оно врежется в стенку с разбега, то потом долго будет плакать. Кроме того, оно такое маленькое, а все взрослые вокруг здоровые и крутые. Новость о том, что мы умеем совершенствовать наши чахлые тела при помощи машин, приводит ребенка в восторг: отныне он может часами ползать по полу, катая перед собой самосвал размером с крысу и издавая звуки ревущего мотора (очень похожие). Известный американский детский психолог Джон Холт советует родителям маленьких автолюбителей уделять больше внимания детскому спорту . Такой «комплекс физической неполноценности», если машинки сами с ним не справятся, может привести к ряду психологических проблем во взрослом возрасте. Например, к маниакальному стремлению накачать гору мышц или прокачать своего виртуального супердвойника до 80-го уровня. Кстати, любовь к машинкам с детства - это чисто мужское. Девочки куда спокойнее относятся к игрушечным автомобильчикам, потому что большинство из них не слишком беспокоится о недостатке собственной мощи, а спокойно сидит на ручках у папы и показывает пальчиком, что нужно сделать, кого достать со шкафа и какую бяку прогнать.


Оружие


Не важно, шпага это из швабры, лук из березы или настоящий огнемет из лучшего китайского пластика. В любом случае это волшебная палочка для мгновенного уничтожения проблем. Нервные мамы очень любят рассказывать по телевизору, какая это глупость - дарить детям оружие, пусть даже игрушечное, и развивать в невинных крошках агрессию. Их можно успокоить: агрессивным детям оружие ни к чему . Агрессивные дети дерутся кулаками и первыми подвернувшимися под руку предметами, не воображая, что табуретка у них в руке, - это пылающий магический Эскалибур. Больше всего игрушечное оружие любят как раз дети неагрессивные, зато обладающие богатой фантазией, которая мгновенно переносит их из детской на далекие планеты, в криминальные районы или в кровавое прошлое, где они играют в борьбу за выживание. Как и машинки, пистолетики и пулеметики свидетельствуют о том, что ребенок не очень уверен в том, что выиграл бы в такой борьбе, случись она по-настоящему. В будущем он не будет ввязываться в проблемы, зато с удовольствием понаблюдает за ними со стороны, рассуждая, как это все можно было бы замечательно решить.


Солдатики


Глядя, как твой сын расставляет свои многотысячные полки (от былинных дружинников на правом фланге до дивизии «Мертвая голова» в арьергарде, по соседству с индейцами), не торопись гордо думать, что у тебя растет будущий Суворов. Вероятнее всего, у тебя растет будущий бухгалтер. Чтобы расстрелять всю эту орду за минуту из пластмассовой пушки, ее нужно битый час расставлять. Но в этом-то и вся прелесть. Склонность к систематизированию фактов, к собирательству и коллекционированию, к различению объектов по мельчайшим деталям и объединению их в группы по различным характеристикам говорит об уме последовательном, стремящемся к накоплению сведений. Эти качества полезны и в науке, но особенно они востребованы в юриспруденции, статистике, управлении финансами и т. д. Правда, имей в виду, что без достаточных мотиваций (допустим, в виде кучи родительских денег, потраченных на его образование) такой систематизатор вполне может удовлетвориться карьерой отливщика серийных болванок на каком-нибудь замшелом заводе. Лишь бы они получались такими восхитительно аккуратными.


Кукла


Это одна из самых сложных, важных и даже в чем-то опасных для ребенка игрушек. Мальчики обычно редко любят ими играть, особенно потому, что с младенчества им внушают: эта штука только для девчонок, а мужчине возиться с куклами стыдно. Тем не менее, если твой сын восхищенно застыл перед стойкой с Барби или пупсиками, не спеши бежать за валерьянкой.

«Ошибочно считается, что девочками, играющими в куклы, движет материнский инстинкт, - пишет сследовательница детской психологии, автор книги «Окна в мир ребенка» Вайолет Оклендер. - Девочка, беседующая с куклой, занимается прежде всего самоанализом, исследованием своей сущности и природы человека вообще». Кукла - это модель человека, в том числе самого ребенка. И именно поэтому куклы-девочки вызывают меньше интереса у мальчиков своей явной половой неидентичностью.

Зато мальчик проводит подобные психологические манипуляции с солдатами, бравыми космонавтами и отважными ковбоями. Поэтому очень желательно, чтобы у него были в детской куклы-мужчины не самого мелкого размера. Оживляя куклу и наделяя ее частью сознания, ребенок, кроме того, обучается важнейшей функции нашего вида - общению с себе подобными, контакту и передаче информации от личности к личности. «Именно общаясь с куклой, ребенок формулирует нормы поведения, эмоциональные оценки, свои первые общие этические тезисы, - продолжает Оклендер. - Кукла - это всевидящий и всеслышащий, все понимающий объект, который одновременно полностью покорен своему обладателю». Говоря проще, кукла для ребенка - это бог, раб, друг и одновременно это его собственное отражение. В отличие от живого человека - брата, приятеля или родителя, она не обладает собственной волей, что делает ее незаменимым объектом для всякого рода психологических тренировок.

Кстати, частично функции кукол могут исполнять домашние животные, особенно собаки, которые при всей своей нечеловекообразности обладают достаточным разумом, чтобы стать подходящим, на все согласным собеседником.


Плюшевый мишка


Или зайка, собака, лошадка - не важно. Во-первых, дети, которые предпочитают в качестве наперсника модель не человека, а животного и при этом не любят кукол, демонстрируют довольно развившееся чувство видовой самоидентификации. Они с подозрением и даже неприязнью относятся ко всему, что похоже на человека, но человеком не является. Этот важный механизм встроен в большинство живых существ природой с целью регулирования сексуальных контактов со схожими, но непригодными для размножения видами. Объект, по внешним признакам похожий на «своего», но имеющий ряд «чужих» характеристик, вызывает отторже- ние, страх или брезгливость. Кстати, это свидетельствует о здоровом желании продолжения своего рода. Такие дети часто стесняются смотреть на обезьянок, испытывают отвращение к клоунам , боятся людей с физическими нарушениями или представителей других рас. Куклы кажутся им неприятной пародией на человека, поэтому они избегают играть с ними. Во-вторых, важной особенностью игрушечных (да и живых) зверьков являются их мягкость и пушистость, которые очень важны для детей, по какой-либо причине часто испытывающих страх. Прикосновение к мягкому мы воспринимаем как успокаивающее и защищающее, переносящее нас в далекое первобытное младенчество, когда мы спасались от опасностей, крепко вцепившись в роскошные гривы или шерсть наших матерей.


Конструктор


Не торопись закупать литературу о малолетних гениях, посмотрев на собранный из «Лего» Нотр-Дам и действующий «Феррари», свинченный из тех жутких железных пластинок с дырочками, которыми ты сам в детстве только пулял из рогатки в голубей, имевших неосторожность пролетать мимо твоего окна. Большинство малолетних гениев весьма скептически отнеслись бы к перспективе просидеть полдня, вкручивая, согласно инструкции, деталь А в отверстие Б. Недаром конструктор - любимая игрушка детей-аутистов, которых больше всего восхищает, когда из пяти кружочков получается пирамидка, но которые способны впасть в истерику, если кто-нибудь подсовывает туда кружочек неправильного диаметра и портит всю логическую и единственно верную композицию. Удовольствие от того, что все идет по плану, удовлетворение от ожидаемых результатов кропотливой работы свойственно детям-консерваторам, которые могут блестяще показать себя в тех профессиях, где важны собранность, аккуратность, въедливость и строжайшее следование протоколу. Ребенок же с ярко выраженными творческими способностями скорее сложит из разноцветных кубиков уродливую башню, обмажет ее кетчупом, замурует в ней кота и попытается поджечь всю эту конструкцию с целью отправки ее на Луну.


Неигрушки


В два года, когда понятие частной собственности еще недоступно ребенку, он играет с чем попало. Самое главное в предмете для него - новизна и необычность. Но уже в три года ребенок учится понятиям «мое» и «чужое» и начинает рассматривать свои игрушки как законную часть себя. Он предпочитает играть именно с ними и совершает набеги на чуждые владения, только если там завелось что-то ужасно интересное - типа папиного нового ноутбука, который наверняка будет отлично плавать в ванне, если налить туда побольше шампуня. Но некоторые дети, к отчаянию их родителей, продолжают отвергать игрушки, развлекая себя с помощью предметов бытового обихода. В сотый раз упав в обморок при виде рассыпанной по полу муки с красиво выложенным на ней узором из маминых противозачаточных таблеток, родители обычно тащат младенца на прием к психотерапевту, который и объясняет, почему это происходит: от глубокого недоверия к окружающим. Ребенок подозревает, что ему, как маленькому и слабому, подсовывается дрянь (положа руку на сердце, в чем-то этот мелкий скептик прав), а самые клевые вещи родители, конечно, оставляют себе. С одной стороны, такое отрицание собственности может сделать из ребенка будущего борца за свободу и братство во всем мире. Но также не исключено, что вырастет патологический клептоман. Так что почаще приглашай к ребенку гостей, чтобы он, увидев, как пришельцы захватывают его самолетики и заводных лягушек, понял их ценность.


Краски, карандаши, пластилин и глина


В доме может не быть хлеба и целых ботинок, но желательно, чтобы в нем имелись перечисленные выше вещи. Не потому, что ты желаешь вырастить Пикассо или Микеланджело, а потому, что творческие способности пригодятся ребенку на абсолютно любом поприще. Способность к созданию образов и объектов с нуля, практически из ничего, закладывается в самом раннем детстве. Очень важно не дразнить младенца за те страшные мазюки, какие он производит, не обучать его рисовать домики «правильно», не давать разрисовывать книжки-раскраски, в которых за него все уже придумали и нарисовали специально обученные взрослые. Лет до пяти-шести можно вообще не показывать ему целенаправленно картины других художников, не обучать даже азам техники, потому что стать подражателем и копировщиком он всегда успеет, а в детском творчестве куда важнее абсолютная свобода самовыражения. Если ребенок болтает, когда рисует; если он сопровождает порчу бумаги рассуждениями вроде «А тут наши подлетают - тра-та-та! Бух! Убит и падает», то все идет правильно, фантазия зарождается, образы сменяют друг друга, юный демиург создает воображаемые миры. Даже если эти миры заканчиваются большими бурыми закаляками на весь лист, удержись от критических замечаний. Ты просто не видишь, какое кипение жизни происходит там, внутри, под всеми этими кляксами и загогулинами.

Наверняка все родители задумываются, кем в будущем станет их малыш. Разумеется, пока ребенок еще мал, рано говорить о возможном выборе профессии. Но все же можно выявить некоторые особенности, которые так или иначе предопределят выбор ребенка. Мы предлагаем вашему вниманию следующий тест, с помощью которого вы можете лучше узнать своего сына или дочь.

Предлагаются два утверждения, ребенок должен выбрать одно.

1. а) мне нравится бывать в разных местах, путешествовать;

б) мне не нравится бывать в разных местах, путешествовать.

2. а) я люблю гулять под дождем;

б) Когда на улице дождь, мне больше нравится сидеть дома.

3. а) мне нравится играть с животными;

б) я не люблю играть с животными.

4. а) Мне бы хотелось стать участником интересного приключения;

б) меня пугает сама возможность каких-либо приключений.

5. а) я бы хотел, чтобы у всех исполнялись все желания;

б) я понимаю, что все желания людей исполнится не могут.

6. а) я не люблю быстро ездить.

б) Я люблю быстро ездить.

7. а) когда я вырасту, я бы не хотел(а) стать начальником;

б) когда я вырасту, я мечтаю стать начальником.

8. а) я не люблю спорить с другими;

б) я не боюсь спорить, потому что это бывает очень интересно.

9. а) я иногда не понимаю взрослых людей;

б) я всегда понимаю взрослых.

10. а) я бы не хотел(а) попасть в сказку;

б) я бы хотел(а) попасть в сказку.

11. а) я бы хотел(а), чтобы жизнь была веселой,

б) я бы хотел(а), чтобы моя жизнь была спокойной.

12. а) я медленно вхожу в холодную воду, когда купаюсь в море или в реке,

б) я стараюсь как можно быстрее прыгнуть в холодную воду.

13. а) я не очень люблю музыку;,

б) я очень люблю музыку.

14. а) я считаю, что быть невоспитанным и грубым плохо,

б) я считаю, что плохо быть скучным и занудным человеком.

15. а) я люблю веселых людей,

б) я люблю спокойных людей.

16. а) мне было бы страшно полетать на дельтаплане или прыгнуть с парашютом,

б) я с удовольствием попробовал(а) бы полетать на дельтаплане или прыгнуть с парашютом.

Когда ваш ребенок ответит на все вопросы, сверьтесь с ключом.

1) а. 5) б. 9) а 13) б.

2) а. 6) б. 10) б. 14) б.

3) б. 7) б. 11) а. 15) а.

4) б. 8) б. 12) б. 16) б.

Если ответ совпадает с ключом, то поставьте один балл. Потом подсчитайте результаты.

Если ваш ребенок набрал от 11 до 16 баллов – он всегда стремится к новым впечатлениям. Повседневная, рутинная, однообразная жизнь его не устраивает. Соответственно, профессия, требующая монотонной работы, вряд ли покажется ему привлекательной. Ваш ребенок склонен к риску, он может прекрасно проявить себя в творческой сфере. Старайтесь по мере взросления предлагать ему такие занятия, которые связаны с частой сменой впечатлений.

Если ваш ребенок набрал от 6 до 10 баллов – он прекрасно умеет контролировать себя. Его, несомненно, привлекает новая информация. Но он никогда не позволит себе рисковать. Ваш ребенок сдержан и рассудителен. Ему прекрасно подойдет сфера деятельности, требующая вдумчивости и спокойного поведения. Ребенок может решиться на рискованный поступок, но прежде он как следует все обдумает. Ему может подойти практически любая сфера деятельности (разумеется, в зависимости от его собственных интересов). Он сможет преуспеть в таких профессиях, для которых требуется смена впечатлений, и в тех, которые связаны с монотонной упорядоченной работой.

Если ваш ребенок набрал от 0 до 5 баллов – он очень осторожен и предусмотрителен. Он не стремится к новому, новизна пугает его. Ему противопоказаны сферы деятельности, связанные с частой сменой впечатлений. Ваш ребенок сможет преуспеть там, где нужна усидчивость, вдумчивость и внимательное отношение к процессу деятельности.