То и клад коли в семье лад. Лад в семье. Р. Гамзатов. Мой дедушка

На что и клад, коли в семье лад

Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. Известно, что в отличие от деревьев со слабой корневой системой дерево с мощными корнями успешно выживает в неблагоприятных условиях — во время ураганов и снегопадов, при сильных заморозках и ветре.

Из корней в ствол и крону дерева поступают соки, которые позволяют ему расти вширь и ввысь, стремиться кроной к солнышку, и в этом ему никто не может помешать. Предки по этому поводу говорили: «Как не гнети дерево, оно все вверх растет».

Благодаря корням на деревьях созревают семена и плоды, от которых при попадании в добрую землю произрастает новая жизнь — побеги молодых деревьев. Очевидно, что бревно без корней и кроны или же неправильное посаженное дерево не могут «рожать» другие деревья. Потому: «Не сади дерева корнем кверху».

Любое дерево начинает свою жизнь с семени, попавшего в почву. Притом само малое семечко изначально содержит в себе всю подробную информацию о будущем большом дереве. Причем, каково семя, таково и дерево. Потому и говорили «От осины не родятся апельсины».

Последнее изречение относится также в переносном смысле и к роду, внутри которого все родственные взаимосвязи можно образно представить в виде большого разветвленного Древа. По такому типу строятся как раз Родословные (генеалогические) деревья. Более точно данную мысль передает пословица: «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын». Или же «какова матка, таковы и детки». И тут нечего добавить.

Еще предки говорили: «Где одному не справиться, там род поддержит». И это было непреложной истиной, поскольку на Руси всегда с малых лет всем сородичам прививались, и высоко ценились взаимопомощь и взаимовыручка. Отец и мать стояли насмерть за своих детей, брат не щадя живота своего стоял за братьев и сестер своих... Потому еще добавляли: «Русский человек без родни не живет». Родственники всегда приходили на помощь в любой беде, без этого было не выжить. Тогда выражение «все за одного и один за всех» произносилось не ради красного словца, а обладало вполне конкретным обязательным к исполнению для всех родичей содержанием.

К родителям и старикам было особое почтение. Говорилось: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает». Или: «Живы родители-почитай, умерли-поминай». Без благословения представителей старших поколений ни одно серьезное дело не начиналось. Вспоминается: «Родительское благословение на воде не тонет, и на огне не горит».

Верно подмечалось предками: «Семейная жизнь что кипящий котел». Потому и придавалось большое значение тому, чтобы в роду и семье царили согласие и взаимопонимание. По этому поводу до нас дошло множество пословиц. Приведем одну из них: «На что и клад, коли в семье лад». Притом: «Муж-голова, а жена-сердце».

Всегда помнили и о детях: «С детьми содом, а без детей могила». Или: «Малы детушки-что часты звездочки: и светят, и радуют в темну ноченьку». Мудро подмечали: «У кого детей много, тот не забыт Богом».

За каждым из подобных изречений стоит древняя культура семейно-родовых отношений, бытовавших ранее в славянских землях. Данная культура основывалась на глубочайших знаниях Бога, Вселенной, общества и людей. Пришло время возрождать полезное, но забытое.

А.Г. Ивановой, матери четверых детей, довелось поработать и трактористом, и токарем

Для каждого человека семья – начало начал. Каждое уходящее поколение оставляет новое, которое замещает его в жизни. Дети как переходящая жизненная ценность всегда скрепляли семью, давали особый смысл ее существованию.

Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющая ее членов. Недаром в пословицах и поговорках говорится, как хорошо себя чувствует каждый член семьи, когда в ней царит лад и дружба. Яркий пример этому семья Ивановой Александры Гавриловны, многодетной матери, жительницы деревни Окни нашего района.

В апреля будущего года у этой достойной женщины юбилей – 90 лет! И рядом с ней постоянно кто-то из детей и внуков. В преддверии весомой даты и 1 октября – Международного дня пожилых людей я побывала у нее в гостях.

О своем предстоящем юбилее Александра Гавриловна отозвалась так:

Сижу иногда и думаю – неужели я столько прожила? За 90 лет много пришлось пережить, и плохого, и хорошего. Самое плохое – это, конечно, война. Но хорошего было больше. Работа, семья большая, с мужем всегда ладили. Сейчас дети не оставляют одну, помогают, жалеют.

Доброжелательность и житейская мудрость отличают эту удивительную женщину. Она добра, приветлива и гостеприимна. Александра Гавриловна старается с радостью встречать каждый новый день. А за плечами у нее жизнь, полная различных событий. Оглянувшись назад, ей есть о чем рассказать.

…Александра Гавриловна родом из деревни Мошарино Новосокольнического района Псковской области. На годы ее молодости пришлась война. С июля 1941 года по февраль 1944 года находилась в оккупации, принудительно была вывезена немцами в трудовой лагерь, имеет статус узника концлагеря. «Было страшно, голодно, холодно», - тяжело и больно вспоминать об этом женщине. Все это выстрадано, вынесено на хрупких женских плечах.

После войны все создавать заново пришлось, - говорит она. – Вот и отправили меня в Новосокольники, где я выучилась на тракториста. Проработала шесть лет трактористом-учетчиком в тракторной бригаде. Освоив новую профессию, три года трудилась в мастерской токарем.

Труд везде был ручной. Работали за трудодни. Было тяжело, но люди работали по-боевому, с верой в светлое будущее. И трудно оценить, что было легче: воевать или восстанавливать города и села.

В 1947 году вышла замуж. С мужем Павлом Антоновичем хоть и небогато, но дружно прожили больше тридцати лет. Трудились. У них было небольшое хозяйство, огород.

Большая трудовая жизнь женщины прошла в местном колхозе. Здесь с 1959 года до самой пенсии она проработала дояркой. Да и на пенсии еще несколько лет отдала работе. Бесспорно, она достойна тех наград и почетных грамот, которые получила за свой труд.

Времена были тяжелые, жизнь не баловала. Александра Гавриловна родила четверых детей (один сын, к сожалению, в последствии умер), теперь у нее два внука, две внучки и две правнучки, старшая – Даша – в этом году пошла в первый класс. Сначала детям, чем могла, помогала, теперь они отдают свой долг.

Детьми своими и внуками я довольна, они моя радость, - делится женщина. – Звонят очень часто, о здоровье спрашивают, в гости приезжают. Ради этого стоит жить!

Конечно, годы берут свое. Но жизнь продолжается. Сейчас Александре Гавриловне трудно одной в своей квартире в деревне Окни, поэтому она живет по очереди у дочерей. Этим летом приехала к старшей – Лидии Павловне Куценко в деревню Старосокольники.

Лидия Павловна здесь живет летом, со своим мужем семь лет потратили на благоустройство старого дома и участка: переоборудовали веранду, снесли пристройки. Теперь кругом красота, чистота, идеальный порядок. Это достойный пример для окружающих. Честь и хвала хозяевам!

Визит корреспондента стал для обитателей этого теплого и уютного дома сюрпризом.

Не ожидали, - такой была реакция дочери. - Живем, как все. Ничего выдающегося за собой не замечали.

Редакция желает уважаемой Александре Гавриловне Ивановой здоровья, встретить свое 90-летие в кругу семьи, еще долгих лет жизни. Чтобы в таком же хорошем настроении, в окружении детей, внуков и правнуков встретила она свой вековой юбилей.

Ольга ВАСИЛЬЕВА.

Родные Александры Гавриловны адресуют теплые слова благодарности людям, которые всегда готовы прийти на помощь пожилой женщине. Достаточно одного слова, телефонного звонка – и они уже рядом.

Согласно славянским ведическим знаниям, на Руси существовала традиция: муж и жена один день в неделю посвящали друг другу, оставались дома наедине, отправляли детишек бабушкам-дедушкам и НАЛАЖИВАЛИ свои отношения, творили ЛАД в своей семье. Именовался сей процесс МИЛОВАНИЕ.

Супруги садились за стол переговоров, откровенно беседовали о прошедших событиях за минувшую неделю, делились своими переживаниями по поводу поведения друг друга, обидами, просили друг у друга прощения за неприятные моменты. Делились своими чувствами, какими-то болезненными моментами. Поднимали вопросы воспитания детей и общения с родителями, родственниками и друзьями. Кроме того, откровенно говорили о том, чего им недостает в отношениях и то, что каждый хотел бы получать от другого.

Обсуждения занимали столько времени, сколько было необходимо для решения всех вопросов. Таким образом, в отношениях не оставалось недомолвок и недосказанности.

КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД

В супружеских отношениях работал довольно действенный принцип — «не пороть горячку». То есть практически все проблемы решались по истечении какого-то времени, а «не с пыла с жару». (Кстати, очень хороший психологический прием!) Таким образом, у мужа и жены было время трезво оценить свои слова, действия по отношению друг к другу, разобраться в том, кто прав и кто виноват.

Подобная традиция действительно творила чудеса, давая уверенность супругам в том, что они будут услышаны. Таким образом, исчезали так называемые «незаконченные» чувства и ситуации, уходили недомолвки и недосказанность, обиды не копились… Все вопросы разрешались на семейном совете, и, соответственно, жизнь протекала без эмоционального груза негативных эмоций, обид, непонимания!

Конечно же, сия практика имела не повсеместное распространение, так как не все пары могли выносить на обсуждение свои чувства и эмоции, кто-то привык носить все в себе, а кто-то, в силу своего духовного несовершенства, был не готов к такого рода обсуждениям. Кто-то был изначально нечестен со своей второй половинкой! Причины разные.

Подобная практика не утратила своей значимости и сейчас. Первое время это может показаться трудным (не всем легко открыться, не все привыкли доверять, не все могут открыться даже самому себе!), но как говорится в поговорке: «Еда разогревает аппетит».

НА ЧТО КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД?

Таким образом, разговор по душам на семейном совете способствовал сохранению доверия и взаимопонимания в семье, творению ЛАДА во взаимоотношениях! Ведь так важно честно разговаривать друг с другом и прояснять все волнующие вопросы, ведь каждый из нас в состоянии понять и принять любимого! человека.

Кроме того, в этот день супруги обсуждали вопрос совместного развития: физического (занятия спортом, плавание, прогулки по лесу, бег и т.д.), интеллектуального (изучение познавательной литературы), духовного (видео, статьи в соц. сетях, поездки на семинары) и социального (общение с друзьями, вопросы трудоустройства и т.д.). На Руси, согласно ведическим знаниям, этот ритуал именовался ЛИКОВАНИЕ и включал в себя постановку общих задач на следующую неделю.

Вот таким образом наши предки создавали счастливые семьи, где царила теплая и гармоничная атмосфера — ЛАД В СЕМЬЕ. Супруги жили в состоянии внутренней свободы, удовлетворенности и благодарности друг другу, привнося свой новый опыт и помогая друг другу стать счастливее. СЕМЬЯ КРЕПКА ЛАДОМ.

Под редакцией Марины Белой.

(для детей среднего дошкольного возраста)

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Учить детей взаимодействовать друг с другом и родными в процессе игрового общения; выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, осанки, позы.

Учить передавать свои чувства средствами изобразительной деятельности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях любовь к своей семье, стремление совершать добрые поступки.

Развивающие задачи:

Развивать двигательную активность, открытость, умение выражать интерес и любовь друг к другу, способность ценить общение с родными и окружающими взрослыми.

Развивать навыки произвольного контроля, умения подчиняться правилам; творческие способности.

Материал: 2 обруча, орехи, каштаны, шишки, киндерсюрпризы; свеча в прозрачном сосуде, кубики по количеству участников; фломастеры, белая бумага; бросовый материал для Д\И «Что для чего годится».

Ход занятия:

Ведущая: Что нам нужно знать, чтобы общаться друг с другом? Открыть секрет?

Лишь пять вещей должны мы знать,

И нам язык не враг: кому сказать? О чём сказать?

Когда? И где? И как?

Воспитатель:

Здравствуйте! Добрая ласковость слова Стерлась на нет в ежедневном привете. Здравствуйте! Это же - будьте здоровы, Это же - дольше живите на свете. Е. Шевелёва

Здравствуйте дорогие взрослые! А где же ваши сокровища?

Сейчас позову: «Кто очень хороший, послушный, пригожий? Кто мамой любимый и Богом хранимый?» (Ответ взрослых : ребёнок).

Обнимают своих родных и под песню «Вместе весело шагать» пары взрослый с ребёнком: шагают, бегают, ходьба на носках, боковой галоп и построение по кругу парами лицом к лицу.

Дети: Ты и я, ты и я, (Ребёнок и взрослый показывают друг на друга)

Мы с тобой одна семья. (Кладут руки на плечи друг друга )

Вместе читаем, (Делают «очки»)

Вместе играем, (Прыгают на одной ножке )

Вместе во всём мы друзьям помогаем. (Хлопают в ладоши).

Игра-инсценировка «Поможем Белочке»:

Дети: Где ты, Белочка, была?

Что, прыгунья добыла?

Белочка: В рощу бегала с тележкой,

Собирала там орешки.

Дети: Где ж тележка, Белочка?

Где ж орешки, резвая?

Белочка: Ах, тележку я сломала,

А орешки растеряла.

Ведущая: Как поступим? Посочувствуем и пойдём дальше? Ведь если остаться и помочь, то придётся преодолевать трудности. Орешки в траве не видны. Нужно будет их искать на ощупь и стараться не перепутать их с плодами других деревьев. Что решили? (Останемся и поможем).

Для этого приготовлены: 2 обруча, повязки на глаза, орехи, каштаны, шишки, киндерсюрпризы.

Ребёнок и взрослый с завязанными глазами выбирают из рассыпанных в обруче предметов только орехи.

Ребёнок читает стихотворение «Все очень просто » Р. Саф:

Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Воспитатель проводит игру «Что для чего годится».

Игра развивает воображение, конструктивное мышление, наблюдательность, активизирует и уточняет знания об окружающем мире, расширяет кругозор, развивает речь.

Например: Камень – для чего? (Как груз; ударный инструмент; способ добыть огонь (высечь искру); строительный материал и т.д.).

Ведущий:

Вы детей растите в холе,

Детям вы дадите волю,

Но подумайте родители

Человека вы растите ли?

В детях мы души не чаем,

Все проступки им прощаем,

Может лишь из-за себя,

Лишь свою любовь любя?

Но под нашею опекой

Детям долго ли расти?

Что вы дали человеку

Для нелёгкого пути?

В каждой клетке, в каждой жилке –

То, что с детства в нас вложили,

С первых лет ДОБРО и ЗЛО

В кровь и в плоть у нас вошло.

Баловням своим родители

Силу духа вы дадите ли?!

Давид Кугультинов

Этическая беседа с элементами эксперимента:

Триединство человека выражается через семью. Целостным человек может быть только в семье. То есть: Отец- глава семейства – самая ответственная ипостась человека (дух); жена, мать (душа), непосредственная часть главы семейства-мужчины и третья ипостась, объединяющая отца и мать – ребёнок.

Взрослые и дети берут себе по кубику и садятся на ковре по кругу. Прозрачный сосуд с горящей свечой ставится в центре.

Ведущий: Бог - есть Любовь. А Свет Любви освещает жизненный путь человека, стремящегося к Богу. Поставьте свои кубики там, где вы сами хотели бы находиться по отношению ко Спасителю несущего людям Свет Любви. Обратите внимание на то, что чем ближе мы к ближним своим, тем ближе мы ко Господу. Если мы искренне стремимся к Богу, тем ближе, значимей, дороже для нас наши ближние.

Дети читают стихотворение Н. Григорьева «Стенгазета в нашем доме» :

В нашем доме стенгазета,

Как домашний почтальон,

Мы пришли, а папа где-то,

Нам письмо оставил он:

«Я у дедушки сейчас,

Дома буду через час».

Я пишу: «Пошёл гулять,

Дома буду ровно в пять».

Чтоб родных людей и близких

Поберечь, не волновать,

Лучше всё-таки записки

В стенгазете оставлять.

Каждый в своей паре рисует сообщение в семейной стенгазете .

Дети играют в игру «Продолжи цепочку».

Принимаем семейные правила:

В нашей семье каждый имеет право: ошибаться; дарить своё внимание; прощать; побыть наедине; не обижаться и т.п.

Ребенок:

«Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте» (О. Высотская).

Ведущая : «Вот и справились с задачей!

Разве может быть иначе?

Если дружен коллектив, подходящий дан мотив,

То с весёлой звонкой песней

Ждёт удача тех, кто вместе»

Под песню «Вместе весело шагать» выходят из зала.

Бирюкова Ж.В., воспитатель

МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 23

г. Белгород

Припомнимъ снова и то, что всѣ мы плохо знаемъ по-руски…

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка

…Намедни меня спросили, как правильно – слитно или раздельно – писать начало русской пословицы « На что и клад, коли в семье лад »: "на что " или "начто "?

В данном случае " начто́ " – это просторечное выражение, являющееся местоименным наречием и означающее "зачем", "для чего" (например, начто он мне сдался? ).

Как правило, такие наречия пишутся слитно (например, насчёт ).

В современных словарях, как "фундаментальных", так и "содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка ", местоименное наречие начто почему-то отсутствует.

В Толковом словаре Даля это слово приводится в слитном написании:

НАЧТÓ нар. нá што и начовó , вост .; начаё , тмб . зач ѣ м, къ чему, для чего, на какую потребу, пó что. Дай сюда вилы! «Начто?» Начто было трогать, коли не велятъ. Начто много знать: однако дураками помремъ! (Даль . Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тт. М.: ТЕРРА, 1995. Т. 2. С. 497).

Удалось отыскать это слово и в одном из современных толковых словарей русского языка, тоже в слитном написании:

НАЧТО" , мест. нареч. и созн. сл. (прост.). Зачем, для какой надобности. Н. он мне сдался? (т.е. зачем он мне нужен) (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 2002. С. 400).