Традиции древнего Китая — деформация ступней. Страшная тайна «золотого лотоса»: история дикой китайской традиции бинтования ног

Описание: Лотосовые ножки являлись основным объектом гордости девушек в Китае средних веков. Несмотря на жуткие муки, которые им приходилось терпеть, мало кто отваживался воспротивиться обряду. Но известны случаи, когда девушки сами приступали к калечащему бинтованию собственных ног.

Про легендарные «лотосоподобные ножки» китаянок слышал практически каждый. Большинство людей этот обычай бинтования ног, который в действительности сродни методам компрачикосов, видит обыкновенным бинтованием ножек, вследствие чего они больше не растут, сохраняя детский размер и форму. Однако такое представление весьма далеко от реальности: древность изобиловала разными методами, из-за которых стопы деформировались ужасающим образом.

История появления обычая

Этот древний ритуал бинтования стоп девушек принято относить к средневековью Китая, но достоверно неизвестен период появления этого ритуала. Предания гласят, что некая дама, по фамилии Ю, была знаменита своей грацией и высоким владением искусством танца. К одному из своих выступлений эта артистка сделала туфельки, напоминающие цветы лотоса, а их размер был столь маленьким, что от силы вмещал несколько сантиметров. Дабы поместиться в туфельки, Ю обмотала стопы полосами шёлка. Именно в таком виде дама предстала перед публикой. Её крошечные шажочки, колебания тела не просто превратились в легенду, а также заложили фундамент многовекового обычая.

Удивительная стойкость такого жестокого ритуала поясняют стойкость культуры Китая, что хранил собственные устои не одно тысячелетие. Специалисты подсчитали, что за последнюю тысячу лет, которая прошла с мгновения зарождения традиции, через ритуал «бинтования ног» прошло порядка 1 млрд дам. Ведь идеальная красавица средневековья обязана была обладать ножками, напоминающими бутоны лотоса, иметь семенящую походку и покачивающуюся на ветру фигуру. Лишь такая девушка могла рассчитывать на удачное замужество.

Как проходил ритуал бинтования?

В Китае средних веков малышкам начинали забинтовывать стопы с четырёхлетнего возраста, поскольку новорождённые девочки ещё не могли претерпевать страдания от сдавливающих бинтов, калечащих их ступни. Итог таких страданий: к десятилетнему возрасту у них формировалась «лотосовая ножка», размер которой редко превышал 10 см. Далее ещё на протяжении 2-3 лет они учились искусству «взрослой» ходьбы и лишь после этого обретали статус девушки «на выданье».

Размеры ноги являлись значительным критерием для заключения браков. Девушки со здоровыми, однако «большими» стопами постоянно претерпевали унижения, поддавались насмешкам, как простолюдинки, которые вынуждены работать в полях, а значит, не могли позволить себе бинтовать ноги. Если попытаться описать сам процесс, то он выглядел приблизительно так:

  1. Предварительно стопы китаянок отмачивали в тёплом травяном настое либо крови животных.
  2. Далее ножки бинтовались полосами ткани до тех пор, пока пальцы не примыкали к подошве.
  3. На следующем этапе стопы бинтовались горизонтально, дабы прогнуть их наподобие лука.

С течением времени ступня дальше не росла в длину, однако она выпирала вверх, таким образом формируя треугольник. Такая форма стопы лишала девушек прочной опоры, и они были вынуждены раскачиваться во время ходьбы, подобно воспетой в лирике иве. Однако это не пугало девушек и некоторые из них, желая максимально уменьшить стопы, не пренебрегали костоломством. Порой их передвижение было настоящей проблемой, поэтому они были способны перемещаться только с посторонней помощью. Если у дамы получалось ходить самой, то ей, по сути, доводилось ступать на внешнюю сторону подогнутых под стопу пальцев. Пятка, внутренняя арка стопы такой дамы зачастую выглядели как подошва.

На ногах у прошедших бинтование китаянок формировались практически каменные мозоли, ногтевые пластины врезались в кожу, ступня истекала кровью и гноилась, а кровоток в стопах почти прекращался. Такие дамы хромали в процессе ходьбы, опирались на палку либо нуждались в помощи других людей. Дабы избежать падения, женщинам приходилось делать мелкие шажочки. По сути, любой такой шаг являлся падением, избежать которого китаянке удавалось, лишь мгновенно предприняв другой шаг. То есть обычная прогулка требовала со стороны женщины колоссальных усилий.

Видовые отличия и разнообразие форм

Следует отметить, что в различных районах страны были в почёте различные формы «лотосовых ножек». В некоторых регионах приветствовалась узкая форма стопы, в иных же отдавали предпочтение стопе покороче, поминиатюрнее. Соответственно отличалась и форма, материалы и орнаментное украшение «лотосовых туфелек». Такие туфельки, считавшиеся интимной вещью, преднамеренно выставлялись напоказ, поскольку они были показателем достатка, статуса, а также индивидуального вкуса их владелиц. Сейчас такая традиция видится варварством древности и ещё одним методом ущемления женских прав. Тем не менее многие китаянки гордились собственными «лотосовыми ножками».

Традиция «бинтвиания ног» расценивалась жителями Китая как необходимый и красивый обычай, поэтому неудивительно, что он просуществовал порядка десяти столетий. Справедливости ради нужно отметить, что изредка всё-таки отмечались поползновения малышек освободить свои ступни, однако такие противницы обряда всегда выглядели «белыми воронами». Ритуал, по сути, являлся неотъемлемой частью общественной психологии. При брачном соглашении сватающая сторона вначале уточняла информацию о стопах девушки и лишь затем о красоте её лица. Можно сказать, что стопы считались основным достоянием девушки. Многие мамы лишь так ободряли страдающих дочерей, обрисовывая им в процессе процедуры блистательные перспективы удачного замужества, которое становилось возможным благодаря «лотосовым ножкам».

Хотя это и сложно вообразить европейцам, однако стопы, напоминающие бутоны лотоса, являлись не только объектом гордости знатных женщин, но и наиболее желанным предметом сокровенных мечтаний мужского пола. Всего лишь мимолётный вид таких стоп был способен спровоцировать у мужчины сильнейшее сексуальное возбуждение. Обнажение «лотосовой ножки» являлось вершиной самых смелых фантазий китайцев. Если судить по канонам литературы, то в идеале лотосоподобные стопы являлись маленькими, утончёнными, выгнутыми, остроносыми, симметричными и ароматными.

Один из эссеистов Китая, который, похоже, являлся редким ценителем такого обычая, провёл описание 58 видов лотосоподобных ножек, вдобавок оценив разновидности стоп ещё и по девятибалльной шкале. Так, он отмечал такие виды, как:

  • лепесток лотоса;
  • побег бамбука;
  • стройная дуга;
  • молодая луна;
  • китайский каштан.

Особо подчёркивались такие достоинства стоп, как их мягкость, гуттаперчивость и пухлость. Он также создал классификацию стоп. Так, он подчёркивал достоинства «божественной» стопы, которая обладала всеми перечисленными характеристиками в высшей степени, а также отмечал «дивную» стопу, с её слабостью, утончённостью. Однако он безжалостно поддавал критике неправильные формы, к примеру, обезьяноподобную большую пятку.

Несмотря на то, что ритуалу сопутствовала опасность, поскольку неверное наложение полос ткани было сопряжено со множеством удручающих последствий, тем не менее редко какая девушка могла вынести унижения из-за «большеногости» либо стыд незамужней доли. Однако обладательницы «божественных стоп» тоже не расслаблялись. Такие девушки всё равно неустанно придерживались этикета, соблюдение которого было связано со множеством ограничений, табу. Так, обладательницам «лотосовых ножек» воспрещалось:

  • передвигаться с поднятыми кончиками пальцев;
  • ходить с расслабленными пятками;
  • шевелить нижними конечностями при отдыхе;
  • двигать юбку во время сидения.

Кстати, следует заметить, что тот же литератор оканчивает труд весьма уместным (для мужчин) советом, а именно: не снимать бинты, дабы взглянуть на обнажённые стопы женщины, поскольку это наверняка оскорбит эстетические чувства мужчины. Сексуальность «лотосовой ступни» заключалась в её сокрытости от глаз других, а также на той тайне, которой окружался уход за ней. В тех редких случаях, когда бинты снимались, стопы омывались в будуаре с соблюдением строжайшей тайны. Количество таких процедур могло быть разным: от 1 раза в неделю до 1 раза в год.

Омовение стоп способствовало восстановлению кровотока и вдобавок в процессе обрабатывали мозоли, вросшие ногти. В такой процедуре зачастую применялись квасцы, парфюмерия. Образно говоря, вся процедура напоминала разворачивание мумии, дополнительную её обработку и повторное бинтование. Другие части тела никогда не мыли параллельно со стопами. Вдобавок, по этикету порядочной женщине полагалось «умереть со стыда», если мужчина становился свидетелем этого процесса. Такая позиция вполне понятна: зловонная разлагающаяся плоть стопы стала бы шокирующим открытием для любого мужчины.

Скрытые выгоды ужасного ритуала

Бинтование стоп превращало китаянок не только в востребованных невест, но, по словам сильного пола, способствовало их духовному развитию. Так, китайские мужчины поясняли необходимость в интеллектуальном и физическом ограничении дам расхожей идеей, что ежели дев не ограничивать, то они превращаются в извращённых, похотливых развратниц.

Малышек учили лишь домоводству, готовке, вышиванию. Китайцы свято верили, что рождение в женском теле – это расплата за злодеяния прошлой жизни, а бинтование стоп являлось их спасением от ужаса ещё одной такой реинкарнации.

На деле же, эта традиция превращала девушек в заложниц собственного дома. Именно поэтому обычай длительный период замалчивался просвещёнными китайцами. Тема постыдности ритуала была предана общественности лишь в начале ХХ века, во время активного продвижения в Китае культуры европейцев. Именно с тех пор обряд превратился в символ бесчеловечности, а также рабского бесправия девушек. Несмотря на то, что традиция официально прекратила своё существование в 1912 г., однако до сих пор ещё можно встретить женщин, подвергшихся этой «пытке красотой».

В этой стране курьезов под названием «золотая лилия» (иногда «золотой лотос», но здесь нет большого разногласия, т.к. в Китае лотос еще называют «водяной лилией») является не наш очаровательный цветок, а изуродованная копытообразная нога китаянки, считающаяся у сынов Небесной империи, как известно, верхом красоты. Площадь соприкосновения таких ножек с землей была чрезвычайно мала, поэтому трудно было не только ходить, но и стоять.

Благодаря таким изуродованным ногам, походка китаянок бывает обыкновенно очень медленна и неграциозна. Чтобы удержаться на ногах, женщина выпячивала ягодицы и слегка наклоняла верхнюю часть корпуса вперед, удерживая баланс. Шаги коротенькие, будто она «стреножена», и ходьба сопровождалась сильным размахиванием руками и своеобразным покачиванием туловища. Но именно это-то шатание и уподобляется китайцами нежному колыханию лилий, а вызывающие его изуродованные ноги - самой лилии.

Обычай бинтования распространился в эпоху Сун. Существует распространенное мнение, что «бинтование ног» возникло в среде танцовщиц императорского гарема. Где-то между IX и XI веками император Ли Ю приказал любимой балерине стать на пуанты. Легенда повествует об этом следующим образом: «У императора Ли Ю была любимая наложница по имени «Прекрасная Девушка», которая обладала утонченной красотой и была одаренной танцовщицей. Император заказал для нее лотос, сделанный из золота, высотой около 1.8 см, украшенный жемчужинами и с красным ковром в центре. Танцовщице было приказано обвязать ступню белой шелковой материей и подогнуть пальцы таким образом, чтобы изгиб стопы напоминал лунный серп. Танцуя в центре лотоса, «Прекрасная Девушка» кружилась, напоминая восходящее облачко».

Поначалу бинтование было доступно только богатым барышням, поскольку на 10-сантиметровым ножкам не побегаешь, и красавиц должны были носить на закорках служанки. Некоторым недостойным дамам из низших каст бинтование было и вовсе запрещено.


При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице. Ступня считалась ее главным человеческим качеством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги. На праздниках, где обладательницы крошечных ножек демонстрировали свои достоинства, отбирались наложницы в гарем императора. Женщины сидели рядами на скамьях, вытянув ноги, а судьи и зрители ходили вдоль проходов и комментировали размер, форму и убранство ног и обуви; никто, однако, не имел права дотронуться до «экспонатов». Женщины с нетерпением ждали этих праздников, так как в эти дни им разрешалось покидать дом.

Китайцы полагали, что походка женщины со ступнями в виде лилий, так же, как и стройная фигура, тонкие брови и нежный голос, имела особую сексуальную привлекательность. Однако забинтованные ноги выполняли и определенную социальную функцию: маленькие ножки ограничивали свободу передвижения женщины и, соответственно, ее общественную свободу.

Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», вызывали ужас и отвращение. Они предавались анафеме, их презирали и оскорбляли.

Жертва, брошенная женщиной на алтарь красоты, была действительно большой: бинтование ног серьезно отражалось на её здоровье. Во-первых, это была очень болезненная процедура. Во-вторых, нарушение нормальной циркуляции крови в ступнях нередко приводило к гангрене. В-третьих, сидячий образ жизни приводил ко многим болезням. И через все это женщина должна была пройти ради того, чтобы оставаться женщиной: красивой, желанной и сексуально привлекательной.


Характерно, что этот противоестественный обычай распространился в века реформы и возрождения конфуцианства. Конфуцианцы полагали, что женская фигура должна «блистать гармонией прямых линий», поэтому иногда бинтовались и груди.

В XVIII – XIX вв. обычаи бинтования стали вызывать все больший протест, но лишь Синьхайская революция с ними покончила.
Традиция «бинтования ног» существовала около 1000 лет. Подсчитано, что за тысячелетие, минувшее с момента появления обычая, через «бинтование ног» прошло около миллиарда китайских женщин.

В целом, этот жуткий процесс выглядел так. В четыре годика девочкам перебинтовывали ноги так, чтобы ступни не могли развиваться. Возраст был подобран сознательно: сделай это раньше – и ребенок не выдержит болевого шока, а позже процедура не даст ожидаемого результата. Ноги девочки бинтовали полосами ткани до тех пор, пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу как лук. Со временем стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх и обретала вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно лирично воспетой иве.

Достигшая лишь 10 см в длину нога, переставала расти и искривлялась в форме полумесяца. После этого страдалицы начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье».

С тех пор, как бинтование ног возобладало в быту, размеры «золотых лилий» стали важным критерием при заключении браков. Невесты, делавшие первый шаг из свадебного паланкина в доме супруга, удостаивались за маленькие ножки самых восторженных похвал. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.
Интересно, что в разных краях Поднебесной были модны разные формы «золотых лилий». В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других – более короткие и миниатюрные.
Существовало также искусство походки, искусство сидения, стояния, лежания, искусство поправления юбки и вообще искусство любого движения ног. Красота зависела от формы ноги и от того, как она двигалась. Естественно, что одни ноги были красивее других. Размер ступни менее 3 дюймов и полная бесполезность были отличительными чертами аристократической ноги.

После первых - красных туфелек, которые обычно шила мать к началу бинтования, по мере уменьшения стопы надевали новые, все меньшие (на 3-4 мм) по размеру. И продолжался этот процесс в течение 2 - 3-х лет, пока не завершалось формирование ступни, и тогда она становилась похожей на нераспустившийся бутон лилии.

Искусство ношения обуви было главным в эстетике «перевязанной ноги». На ее изготовление уходили нескончаемые часы, дни, месяцы. Существовала обувь на все случаи всех цветов: для прогулок, для сна, для особых случаев вроде свадеб, дней рождения, похорон; существовала обувь, обозначавшая возраст владелицы. Красный цвет был цветом обуви для сна, поскольку он подчеркивал белизну кожи тела и бедер. Дочь на выданье делала 12 пар обуви в качестве приданого. Две специально изготовленные пары дарились свекру и свекрови. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек».
Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были подлинным мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц

Интерсно, что сказала бы на это лилия, если бы она только могла говорить?!

"Когда житель Поднебесной империи берет в руки крошечную женскую ножку, он испытывает чувства, сходные с теми, которые у европейца вызывает упругая девичья грудь. Все китайцы, которых я опросил по этому поводу, отвечали чуть ли не слово в слово: "Ах, маленькие ножки! Вы не в состоянии понять, как это изысканно, как сладко, как увлекательно!" ~ Стерлинг Сигрейв, "Династия Сун".

История знает немало примеров, живописующих приношения на алтарь красоты - от хладнокровно накладываемых румян на основе мышьяка или свинца, до невообразимо садистского пирсинга и еще больших крайностей в сфере модификации тела. Один из самых диких - тысячелетний обычай ломать и перевязывать ноги китаянок, чтобы они вмещались в изящные туфельки в форме лилий или лотосов.

КУЛЬТУРНОЕ И СЕКСУАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Примерно тысячу лет в Китае изувеченные, зато миниатюрные стопы считались верхом эротичности, а "лотосовая походка" - девушки вынуждены были передвигаться мелкими "жеманными" шажками и все равно были весьма неустойчивы - не только возбуждала мужчин, но и делала сексуальную анатомию "более сладострастной и чувственной" в их представлении. Во времена династии Цин в ходу было "любовное руководство", подробно описывающее 48 различных способов ласкать лотосовые ножки.

Тем не менее, даже в постели, будучи в остальном совершенно обнаженными, женщины (так и хочется добавить - несчастные) не снимали полотняные бинты и носили специальные тапочки, скрывающие деформированные конечности. Привлекательность нивелировалась тем, что было скрыто от посторонних глаз. Известная цитата Фен Сюаня гласит: "Если вы снимете обувь и полотно, эстетика будет уничтожена навсегда".

Влияние перевязанных ног китаянок простиралось далеко за пределы спальни - хотя практика была, несомненно, орудием мужского доминирования, помогая обеспечить целомудрие жены. Дамы высших сословий, у которых, буквально, были связаны ноги, не могли свободно участвовать в жизни общества - пойти, к примеру, на обычную прогулку. Они постоянно нуждались в физической поддержке и не могли самостоятельно передвигаться на значительные расстояния, что держало их в зависимости от семьи, от воли окружающих людей.

Культура и традиции - основа китайского мировоззрения, поэтому женщины сами стремились к лотосовым ножкам, полагая, что это способствует здоровью и рождаемости, несмотря на сокрушительную и долговременную боль, которую приходилось ради этого переносить. В сущности, биологический недостаток превратился в социальное преимущество, повышая шансы выйти удачно замуж. Девушка, пусть и высшего сословия, при наличии ног нормального размера могла рассчитывать разве что на брак с представителем менее престижного класса, а дама более низкого социального статуса рисковала и вовсе быть проданной в услужение.

"Тысячи ведер слез ждут ту, кто увязывает ноги". ~ Старая поговорка

Девочкам от двух до пяти лет, которым "повезло", предстоял невероятно болезненный процесс достижения идеала "женщины золотого лотоса". Ноги будущих красавиц погружали в теплую смягчающую смесь отваров трав с кровью животных и некоторое время массировали. Далее пальцы с силой подворачивали и туго перебинтовывали стопу, заключая ее в хлопковый бандаж.

Изначально мучительная, процедура продолжалась еще ужаснее: кости, удерживающие свод стопы, ломали и продолжали сдавливать ноги бинтами, добиваясь того, чтобы пальцы плотно прилегали к подошве, а основание большого пальца касалось пятки. Концы повязок плотно сшивались.

Затем бедные маленькие ножки регулярно распеленывали, промывали и мяли, снова и снова раскалывая сросшиеся было кости, сжимая их все плотнее. После перевязки девочка должна была сразу же встать и ходить, чтобы деформация усугублялась. Анестезию при этом не применяли.

Проделывали все это профессиональные "связывальщицы", либо старшие члены семьи, матерям ответственное дело не доверяли - опасались, что жалость помешает им ломать пальцы дочери как следует. Чем строже, тем лучше для достижения цели: размер ноги примерно 7,5 см. Процедуры занимали около двух лет, но ноги оставались связанными на всю жизнь.

Часто случались осложнения - от отеков и заполненных гноем язв на ранней стадии, до паралича и серьезных инфекций, таких, как гангрена. Для профилактики и лечения страдалицы окунали култышки в различные жидкости, начиная от туалетной воды и заканчивая мочой. Возврат к нормальной жизни был невозможен - если ноги оставались незабинтованными в течение длительного времени, боль становилась столь же сильной, как и на начальном этапе.

Предвестником кошмарной на взгляд современного человека практики стала временная тугая бинтовка ног танцовщиц; сегодня для этого балерины надевают пуанты. Примерно в 970 году нашей эры супруга императора Ли Ю династии Тан исполнила танец на пьедестале «золотой лотос», изящно обернув стопы шелком. Правитель и придворные были настолько очарованы красотой перфоманса, что имитация дизайнерской находки стала хорошим тоном.

Отсюда мода распространилась среди высших классов и, в конце концов, достигла всех слоев общества. Во время правления династии Сун (960 - 1276), положение женщин понизилось - у них стало меньше прав в контексте брака и семьи. Им перестали, как раньше, давать образование, лишили прав собственности и стали рассматривать как говорящий предмет обстановки. Искалеченные ноги только упрочили свой статус метода управления и контроля.

Несмотря на повсеместное применение, никогда не было однозначного представления о том, как должна выглядеть лотосовая ножка. Например, крестьяне и другие низшие классы были склонны связывать ноги девочкам постарше и не так сильно - они не должны были утратить мобильность, ведь на полях полно работы. Для женщин высшего общества применялись более экстремальные методики. Таким образом, деформация стоп, неустойчивость, боль и страдания стали нормой жизни китайских женщин на целое тысячелетие.

В 1911 году китайское правительство, наконец, объявило лотосовые ноги вне закона. Давление шло не только со стороны феминисток, но и всех образованных людей, обеспокоенных тем, как внешний мир воспринимает Китай. Даже после этого людям просвещенным пришлось потрудиться, чтобы обесценить веками укоренявшееся мнение о лотосовой ножке, как о прекрасном символе возвышенной эротичности. Конечности продолжали уродовать тайно.

Непременно должна была иметь чарующий взгляд, семенящую походку, покачивающуюся, словно ива, фигурку и «лотосовую ножку». Конечно, получить такое «приданое» было непросто. Но современные красавицы вряд ли догадываются о том, что их стильные «лодочки» - всего лишь слабая и безобидная копия миниатюрных «лотосовых туфелек», которые на протяжении веков меняли ступни и судьбы девушек в Китае.

В стиле Ю

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому Средневековью, хотя точное время его зарождения доподлинно неизвестно.

По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала, изгибаясь, подобно иве или молодому месяцу. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции. Красавицы китаянки принялись подражать Ю, и вскоре мода на маленькие ножки стала повсеместной.

Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже сто лет (бинтование официально запретили в 1912 году), связанные с этим обычаем вековые стереотипы оказались крайне живучими. Даже сейчас можно встретить молодых китаянок, которые, решив пококетничать на людях, начинают совершенно подсознательно имитировать семенящие шажки «лотосовых ножек».

И они не одиноки в своем подражании древнекитайской моде. Пару веков назад удерживающие титул королев моды парижанки тоже усердно копировали «лотосовые туфельки», зорко приметив их рисунок на китайском фарфоре. А французские дизайнеры Нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали ее не иначе как «китайские туфли».

Обычай бинтования ног был привилегией женщин из высших слоев китайского общества, не считая певичек-проституток. Миниатюрная ступня считалась важнейшим критерием элегантности, вкуса и сексуальности. Естественно, живучесть этого странного специфического обычая объясняется особой стабильностью китайской цивилизации, сохранявшей свои устои на протяжении последней тысячи лет.

Добровольная экзекуция

Ученые подсчитали, что за время, прошедшее с момента появления обычая, через бинтование ног прошли около миллиарда китайских женщин. В целом, этот жуткий процесс выглядел так. Ноги девочки бинтовали полосами ткани, до тех пор пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали горизонтально, чтобы выгнуть стопу, как лук. Со временем, стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх, обретая вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно воспетой в поэзии иве. Иной раз ходьба была настолько затруднена, что обладательницы миниатюрных ножек могли передвигаться только при помощи посторонних.

Бинтование ног стало частью общей психологии и культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем - о ее лице. Ступня считалась главным женским достоинством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

В старину в Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к десяти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье».

Размеры «лотосовой ножки» были важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как походили на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе такую роскошь, как бинтование ног.

В разных областях Китая были модными разные формы «лотосовых ножек»: в одних предпочитали более узкие ножки, в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек». Неизменным на протяжении веков оставалось одно: диким и ужасным способом девушек обрекали стать калеками на всю жизнь, меняя им не только форму стопы, но и будущее.

Заложницы традиций

Это трудно представить, но «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и плотских вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид «лотосовой ножки» мог вызвать у китайцев сильнейший приступ сексуального возбуждения. Не говоря уже о ее «раздевании», которое было вершиной сексуальных фантазий сильной половины. Исходя из литературных канонов, идеальные «лотосовые ножки» для мужчин были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и... ароматными.

Правда, сами китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Хотя бинтование ног являлось опасным - неправильное наложение или изменение давления повязок имело массу неприятных последствий, все равно никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней, а потому они снова и снова проходили через эту процедуру, чтобы затем, заполучив-таки вожделенные идеальные ножки, всю жизнь быть обреченными на физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до настоящего костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять и нормально себя чувствовать.

Кроме того, женщины с маленькими ножками оказывались пленницами внутренних покоев и не могли покидать дом без сопровождения. Не случайно этот обычай долгое время стыдливо замалчивали даже «просвещенные» китайцы.

Впервые тема «лотосовых ножек» стала предметом общественных дискуссий в 1860-х, с началом активного вторжения в Китай европейской культуры. Для европейцев «лотосовые ножки» стали позорным символом порабощения, уродства и бесчеловечности. В 1875 году английский миссионер Джон Макгован, потративший 15 лет на борьбу с бинтованием ног, собрал китайских женщин-христианок в Сямыне и предложил им подписать обещание отказаться от этого обычая. Лишь 9 прихожанок последовали его увещеваниям, пообещав не бинтовать ноги своим дочерям. Вторившие европейцам китайские ученые мужи, рискнувшие затронуть эту тему в своих творениях, поначалу подвергались нападкам цензуры и даже попадали в тюрьму за подрыв общественных нравов.

Но в 1894 году, при поддержке знаменитого реформатора Кан Ювэя, было основано Общество отказа от бинтования ног, которое, в итоге, насчитывало более 10 000 членов. В 1898 году в докладе императору по поводу реформ 8 Китае Кан не преминул напомнить, что «ничто не унижает нас столь сильно, как бинтование ног».

Но окончательно отказаться от такого жестокого обычая в Китае смогли только в XX веке. Однако и сейчас среди китайцев, рожденных не позже 1970-х годов, можно встретить тех, кто помнит, что у их бабушек были такие маленькие ножки. А женщины, обладающие таким «сокровищем», и сейчас, в XXI веке, уверены, что «лотосовые ножки» - их самое главное достоинство.

Мужчины в Китае были уверены, что:

Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины...
. женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия...
. ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны. а крошечные ступни мягко проникают под покрывало...
. при ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично...
. только крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений..

Существует множество легенд, откуда пошел обычай бинтования ног в Древнем Китае. Самая распространенная из них гласит, что у императора Сяо Баоцзюань была наложница с крохотными ногами. Она танцевала босиком на золотом помосте, украшенном жемчугом, где были изображены цветы лотоса. Восхитившись, император воскликнул: «От каждого прикосновения её ножки расцветают лотосы!»

Вероятно, именно после этой легенды в обиход вошло выражение« нога-лотос», то есть очень маленькая перебинтованная ступня.

Деформированные стопы, по мнению китайцев, подчеркивали слабость и хрупкость женщины, а вместе с тем придавали ее телу чувственность. Чудовищная практика была не только мучительна, но и смертельно опасна. Женщина, по сути, становилась заложницей собственного тела — без возможности свободно передвигаться, ее жизнь была полностью подчинена прихотям мужчин.

Популярное

Идеальная нога не должна была превышать 7 сантиметров в длину — именно такие ноги назывались« золотыми лотосами».

Кровь и сломанные кости

Бинтование ног было не просто болезненным, но и очень долгим процессом. Оно проходило в несколько этапов, первый из которых начинался, когда девочке было лет 5−6. Иногда дети бывали старше, но тогда кости были не так податливы.

Бинтовали ноги мать или другая старшая женщина в семье. Считалось, что мать в таких делах не очень хороша, потому что жалеет собственное дитя и оттого недостаточно сильно стягивает ножку.


Сначала девочкам подрезали ногти, чтобы предотвратить их врастание, обрабатывали ступни настоями трав и квасцами. Затем брали ткань метра 3 в длину и 5 см в ширину, подгибали все пальцы, кроме большого, и перебинтовали ноги таким образом, чтобы пальцы стремились к пятке, а между ними и пяткой образовывалась арка.


Вот как вспоминает процесс своего бинтования пожилая китаянка в 1934 году:

« После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. <…> Мать никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.


Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3−4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. <…> Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. <…> Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли — как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног».

Конечной, самой большой опасностью была инфекция ног. Хотя ногти девочкам постригали, они все равно врастали, это приводило к воспалению. В результате временами возникал некроз тканей. Если инфекция перекидывалась на кости, пальцы отпадали — это считалось хорошим знаком, потому что позволяло забинтовать ноги еще туже. Значит, ступня уменьшится и приблизится к заветным 7 сантиметрам.

Неспособность женщин передвигаться и постоять за себя провоцировала зверства со стороны мужчин.

Андреа Дворкин в своей работе« Гиноцид, или китайское бинтование ног» пишет: «Мачеха или тетя при „бинтовании ног“ проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…»


Там же приводится еще один случай. Если деревня подвергалась опасности, то женщины с искалеченными ногами не могли убежать: «Около 1931… разбойники напали на семью, и женщины, прошедшие обряд „бинтования ног“, не смогли убежать. Бандиты, раззадоренные неспособностью женщин быстро двигаться, заставили их снять повязки и обувь и бегать босиком. Те кричали от боли и отказывались, несмотря на избиения. Каждый бандит избрал жертву и заставлял ее танцевать на острых камнях… Еще хуже относились к проституткам. Их руки пробивали гвоздями, ногти заталкивали внутрь тела, они кричали от боли в течение нескольких дней, после чего умирали. Формой пытки было привязывание женщины таким образом, чтобы ее ноги висели в воздухе, причем к каждому пальцу ноги привязывали по кирпичу, пока пальцы не вытягивались или даже отрывались».

«Сладострастные бедра»

Забинтованные ноги были одним из мощнейших сексуальных фетишей китайцев. Рядом со слабой, неспособной на самозащиту женщиной любой мужчина чувствовал себя« героем» — на этом и строилось притяжение. Мужчины безнаказанно могли делать с женщинами все, что им захочется, и те не могли убежать или спрятаться. Вседозволенность искушает.

Впрочем, ирония была в том, что, несмотря на возбуждающее действие деформированных стоп, мужчины никогда не видели их без обуви — вид голой женской ноги считался в высшей степени неприличным. Даже на так называемых« весенних картинках», китайских эротических изображениях, женщины были изображены обнаженными, но в обуви.

Одним из сильнейших эротических переживаний было, к примеру, созерцание следов женских ног на снегу.

Представления китайцев о последствиях такого увечья были двойственными: с одной стороны, они якобы делали женщину целомудренной, с другой — чувственной. Из-за постоянного нагрузки на небольшую площадь ноги бедра и ягодицы отекали, становились полнее, и мужчины называли их «сладострастными».

Вместе с тем мужчины были убеждены, что женщины с маленькими ногами своей походкой укрепляли мышцы влагалища, а прикосновения к ним приносило женщине наслаждение. Ноги считались слишком крупными, если они были устойчивыми — к примеру, если женщина могла противостоять ветру. Китайская сексуальная эстетика рассматривала искусство походки, искусство сидения, стояния, лежания, искусство поправления юбки и искусство любого движения ног.

Маленькую ступню идеальной формы сравнивали с молодым месяцем и с весенними побегами бамбука.


Один из китайских авторов писал: «Если вы снимете обувь и повязку, то эстетическое наслаждение будет навеки разрушено». Перед сном женщина могла лишь слегка ослабить бинты, меняя уличную обувь на домашние туфли.

В 1915 году один китаец написал сатирическое эссе в защиту обычая:

« Бинтование ног есть условие жизни, при котором мужчина обладает рядом достоинств, а женщина всем довольна. Поясню: я китаец, типичный представитель своего класса. Я слишком часто был погружен в классические тексты в юности, и мои глаза ослабели, грудная клетка стала плоской, а спина сгорбленной. Я не обладаю сильной памятью, а в истории прежних цивилизаций есть еще много такого, что надо запомнить перед тем, как познавать дальше. Среди ученых я невежда. Я робок, и голос мой дрожит в разговоре с другими мужчинами. Но по отношению к жене, прошедшей обряд бинтования ног и привязанной к дому(за исключением тех моментов, когда я беру ее на руки и несу в паланкин), я чувствую себя героем, мой голос подобен рыку льва, мой ум подобен уму мудреца. Для нее я целый мир, сама жизнь».

А если не бинтовать?

Женщина с забинтованными ногами была показателем статуса мужчины. Считалось, что чем меньше она способна двигаться, чем больше времени проводит в праздности, тем состоятельнее ее муж.

Долгое время считалось, что бинтование ног существовало только среди китайской элиты, но это было не так. Забинтованные ноги могли« проложить дорогу» к лучшей жизни. Крестьяне, чьи женщины были вынуждены работать в поле, бинтовали ноги не так туго, как девочки из хороших семей, но старшей дочери, на которую возлагали большие надежды в плане замужества, доставалось больше других.


Женщин с обычными ногами презирали, над ними смеялись, издевались, они были исключены из общества с его зверскими законами. Шансов на удачный брак у таких девушек почти не оставалось. Они даже не могли устроиться прислужницами в богатый дом, потому что даже прислуга оттуда была с забинтованными ногами. Так, девочки предпочитали пройти через пытки, но не остаться незамужними.

Это была чудовищная практика порабощения женщин. Девочек калечили собственные матери в угоду эротическим фантазиям мужчин.

Полного запрета на бинтование ног удалось добиться только к приходу коммунистов в 1949 году, хотя указ императора о запрете вышел еще в 1902 году.


Последняя пара туфелек для« золотых лотосов» была сшита в 1999 году. После этого состоялась торжественная церемония закрытия обувной фабрики, а товар, оставшийся на складе, был передан в дар этнографическому музею.