Тренинг на родительском собрании "семья и дети". Родительские собрания

Родительское собрание - тренинг «Вместе»

Цель: сплочение родительского коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
  • Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
  • Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
  • Осознание себя командой.

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка. Как Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка? (упадет) Правильно, упадет! Или вспомним басню Крылова «Лебедь, рак и щука» - «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, выйдет из него не дело, только мука!». Отсюда вывод, что нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с Вами 4 года будем жить одной, я надеюсь, дружной семьей.

В коллективе необходим позитивный микроклимат, взаимопонимание и взаимодействие… Поэтому сегодняшнюю нашу встречу мы решили посвятить более близкому знакомству, сближению и сплочению нашего коллектива родителей. Ведь сплочение - это возможность для всей команды стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. И сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. Поэтому мы с вами сегодня проведем время интересно. И поиграем, и поразмышляем.

«Правила группа»

Цель: определить правила для эффективной работы в группе.

Материалы: ватман с уже написанными правилами.

Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

«Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на тренинге. Обсуждаются и принимаются основные правила групповой работы: правило активности, правило контроля времени, правило организованной коммуникации, правило чуткости к себе и окружающим, правило закрытости информации и дисциплины.

А теперь присядьте в круг и сейчас мы повторим условия, т.е. принципы проведения тренинга.

«Здесь и сейчас»- разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент; исключение общих, абстрактных рассуждений.

Персонификация высказываний - отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают».

Акцентирование языка чувств - избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний.

Активность - включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.

Доверительное общение - искренность, открытое выражение эмоций и чувств.

Игра знакомство.

Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих. Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Работает всю жизнь в одном учреждении»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Кто родился весной»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет»; «Любит свою работу»; «У кого дома есть домашнее животное»; любит болтать по телефону; кто любит красный цвет; кто любит мороженое; кто любит ходить в кино; кто любит петь; кто любит танцевать; кто первый раз участвует в тренинге; любит ли смотреть телесериалы и т.д.

Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. А для этого нам и самим, я думаю, стоит быть немного дружелюбнее, ближе друг к другу.

Атомы и молекулы (оставить в парах)

Знакомство в парах.

Все родители разбиваются на пары путем совпадения при движении во - внешнем и во - внутреннем кругах. За 10 минут общения, разойдясь по разным местам, чтобы не мешать, друг другу, стараются узнать как можно больше информации о другом ребёнке (имя, что любит, что ценит, чем увлекается, кто друзья, интересы вне дома и школы). Затем все родители снова собираются в общий круг, и каждый представляет ребенка своего партнера.

Мы многое узнали друг о друге, а следующим упражнением я хочу посмотреть насколько вы внимательны друг к другу.

Упражнение «Кто как выглядит» (на наблюдательность)

Участники делятся на пары, встают спинами друг к другу и описывают, как выглядит человек, стоящий за спиной.

Сплочённость - это:

совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;

атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников - построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется - им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

«Индивидуальность» Время:10 мин.

Процедура проведения: Игра с помощью, которой можно лучше узнать друг друга. Называется ситуация, на которую участникам, проигрывая, следует ответить.

Варианты высказываний:

Тот, у кого есть брат, должен щёлкнуть пальцами».

У кого голубые глаза - трижды подмигните;

Чей рост больше 1м 70см, пусть крикнет «Кинг Конг»;

Чей рост меньше 1м 70см, пусть крикнет «Ура»;

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

Кто родился с января по май, пусть возьмет за руку одного члена группы и потанцует с ним;

Кто родился с апреля по декабрь, пусть возьмутся за руки и поводят хоровод, сначала в одну сторону, затем в другую;

Кто любит собак, должен пролаять;

Любящие кошек скажут «Мяу!»;

Те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что он сегодня замечательно выглядит, причём в разных формах;

У кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это и тебе советую;

Кто пьет кофе с сахаром и молоком, встаньте по росту;

Пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

Кто рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»;

Кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

Кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;

Тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

Те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко чмокнете.

Упражнение «Моя изюминка»

На листочке бумаги каждый участник пишет свое качество, свою особенность, которая его ярко характеризует. Затем листочек складывается в «самолетик» и запускается в центр круга. Каждый участник берет по одному самолетику, еще раз запускает его в центр круга, вновь самолетики разбираются и разворачиваются. По очереди зачитывается то, что написано на листочках, и группа угадывает, кто этот человек.

По окончании упражнения обсуждается, легко ли было найти в себе качество-«изюминку», «насколько я себя знаю», «как меня воспринимают окружающие», каково было, когда приписывали чужие качества…

Невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней - более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Обсуждение тренинга

Притча древнегреческого мудреца Эзопа.

Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».

Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.

Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца, повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

— Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы - единое целое, каждый из вас - важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы - сила! Спасибо всем за участие!

Обратная связь

МБДОУ "ДС №6 "Буратино" город Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Педагог-психолог Котова Юлия Викторовна

Психолог проводит родительское собрание «Культура общения» с элементами тренинга для родителей, в котором рассказывается о родительской культуре общения между детьми и взрослыми.

Цель родительского собрания : повышение педагогической культуры родителей дошкольников.

Задачи родительского собрания:

  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
  • формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения;
  • развитие доверия к другим людям;
  • снятие психоэмоционального напряжения.

План проведения собрания :

  1. Организационный момент.
  2. Беседа «Что такое педагогическое общение?». «Кувшин наших эмоций».
  3. Упражнение: «Правила плохих родителей».
  4. Динамическая пауза.
  5. Практикум «Варианты общения».
  6. Презентация «Дети дают советы».
  7. Обратная связь. Упражнение «Коробочка пожеланий»

Ход родительского собрания

1. Подготовительный этап

  • Подготовить наглядный материал «Кувшин наших эмоций».
  • Подготовить презентацию «Дети дают советы».
  • Подготовить памятки для родителей «Способы и правила общения с детьми».

2. Организационный этап

Вначале собрания перед педагогом стоит задача сконцентрировать внимание родителей, объединить общей идеей. Для этого проводится игра «Европейский город». Для проведения игры педагог-психолог и родители встают в круг. Все участники - это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола. Один удар колокола - здороваются ладонями, два удара - здороваются спинами, три удара - берут друг друга за плечи и легонько потряхивают.

3. Этап проведения беседы: «Что такое педагогическое общение?». «Кувшин наших эмоций».

Педагог-психолог: Что такое педагогическое общение? Это - … (система взаимодействия родителя с детьми с целью их познания, оказания воспитательного воздействия, формирования благоприятного микроклимата) .

Как вы думаете, что является условием успешного общения с детьми? (Главное условие успешного общения - это хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное состояние, умение разобраться в причинах эмоций).

Психологи различают 6 основных видов эмоций. Какие самые неприятные? (Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными - они разрушают и самого человека, его психику, здоровье; и его взаимоотношения с окружающими).

Давайте представим «кувшин» наших эмоций. В первой - самой верхней его части (открывает 1 часть) - гнев, агрессия, раздражение. Подумайте, а от чего возникает гнев? (Высказывания родителей).

Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно… Гнев - чувство вторичное, а происходит он от переживаний другого рода, таких как (открывает 2 часть кувшина на рисунке): боль, обида, страх. Успешное общение - это понимание причин возникновения эмоций второго ряда «кувшина наших эмоций».

Педагог-психолог: Боль, обида, страх возникают у человека... (открывает 3 часть кувшина на рисунке) от неудовлетворенных потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным. За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность. Например, потребности в:

  • любви - познании;
  • внимании - свободе;
  • ласке - независимости;
  • успехе - самоопределении;
  • понимании - самосовершенствовании;
  • уважении - развитии;
  • самоуважении;
  • реализации собственного потенциала.

Давайте проследим, что обычно слышат наши дети в течение дня в детском саду, дома: «Вставай! Сколько можно повторять! Быстрее одевайся! Посмотри, как у тебя заправлена рубашка… Гулять не пойдешь, пока…».

Если умножить эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит… Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще от самых близких для него людей! Ребенку постоянно приходится доказывать себе и взрослым, что он чего-то стоит!

Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник…, а просто за то, что он есть (открывает 4 часть кувшина) . Базисные стремления: «Я - хороший. Я - любим. Я - ЕСТЬ».

В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких людей. У маленького ребенка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне. Окружающие люди, в первую очередь, родители строят его!

Вывод: положительное отношение к себе - основа психологического выживания.

4. Упражнение «Правила плохих родителей»

Педагог-психолог: Сейчас я хочу попросить пап составить правила «плохих пап», а мамы составляют правила «плохих мам» индивидуально на листочке, затем зачитать по желанию.

Примеры: «Никогда не играй со своим ребенком», «Не спрашивай его об увлечениях, интересах», «Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж».

Обсуждение: Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? (Чтобы никогда не следовать им).

5. Динамическая пауза

Эти игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности, а также способствуют эмоциональному и двигательному раскрепощению.

«Путаница»

Участники игры встают в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого участника, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Таким образом образуется путаница.

Задача участников - распутаться, не отпуская рук.

В этой игре используется веселая, бодрящая музыка.

«Сборщики»

Масса всевозможных мелких игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего обеими свободными руками каждая группа должна собрать как можно больше предметов.

При сборе используется веселая энергичная музыка.

6. Этап проведения практикума «Варианты общения»

Педагог-психолог предлагает родителям разбиться на пары или вызываются разные пары родителей для демонстрации позиций.

  • Позиция «Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно». По сигналу ведущего разговор прекращается.
  • Позиция «Спина к спине». Во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, А другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
  • Позиция «Низко - высоко». Один участник из пары садится на маленький стульчик, другой встает перед ним на стул.
  • Позиция «Далеко - близко». Участники садятся на стулья на расстоянии 3- 4 метров друг от друга.

Обсуждение:

  1. Комфортно ли вам было общаться друг с другом в предложенных ситуациях?
  2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
  3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
  4. Что помогает вам в общении?

8. Презентация «Дети дают советы»

Педагог-психолог: Мы просили детей дать свои советы папам и мамам, давайте проанализируем их. (Просмотр слайдов).

Обсуждение: Какие эмоции вызывают у вас советы детей? Как хочется их прокомментировать или лучше задуматься и помолчать.

Вывод. Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребенка и получением выгод, и лишь изредка можно заметить проявления искренней заботы о родителях.

9. Обратная связь. Упражнение «Коробочка пожеланий»

Всем участникам предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим на собрании, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в коробочку - пожеланий.

Затем ведущий перемешивает в коробке все пожелания и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.

Я благодарю всех за участие и откровенность. Спасибо. Всего доброго!

  • Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если хотите что-то исправить, кому-то помочь. Избыток внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка.
  • Не бывает правильных и неправильных действий, у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь получить порицания, осуждения.
  • Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Главное - не результат, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которого последуют, свобода мысли, свобода внешних проявлений. Дети сами выберут пример для подражания.
  • Не выражайте симпатии и внимание в избыточной форме, это тоже может навредить. Глобальная оценка, даже похвала, - слишком большая нагрузка для ребенка.
  • Используйте разные формы несловесной поддержки - улыбку, пожатие руки, поглаживание по спине, голове, подмигивание и так далее.
  • Лучше воздействовать на ребенка реже, но обдуманнее.

Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, когда он будет видеть, что она постоянно проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу.

Задачи :

1. Формирование эмоционально-положительного отношения к ребенку.

2. Обучение навыкам самоанализа.

3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Форма проведения собрания :

Беседа, тренинг.

Вопросы для обсуждения :

1. Анализ ответов детей.

2. Тренинг «Родительская любовь»

3. Выводы по проблеме.

Подготовительная работа к собранию.

1. Анкетирование детей по проблеме собрания.

2. Вручение пригласительных билетов для родителей за неделю до собрания.

3. Подготовка памяток для родителей.

Ход собрания

В каждой семье, когда рождается ребенок, родители мечтают, чтобы он был счастливым, чтобы у него все сложилось в жизни. Но все это требует очень большого труда физического и морального, а самое главное – большой духовной отдачи от родителей.

Ребенок постоянно задает родителям вопрос: «Ты меня любишь?» Ребенок задает этот вопрос чаще всего своим поведением, а не словами, и мы даем ему ответ тоже своим поведением. И ответ на этот вопрос имеет очень большое значение в жизни ребенка. Если он чувствует, что наш ответ – «да», то ребенок спокоен и чувствует себя в безопасности.

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, то и в ответ ничего не получишь. К сожалению, сегодня многие дети не чувствуют себя искренне любимыми в семье. Однако редко можно встретить родителей, которые бы не любили своего ребенка.

2. Анализ анкетирования учащихся.

Анкета для детей.

1. Любишь ли ты родителей?

2. Любят ли тебя родители?

3. Как родители проявляют свою любовь к тебе?

4. Хватает ли тебе душевного тепла со стороны родителей?

5. Одинаково ли родители относятся к тебе и брату (сестре)? Что не устраивает тебя в этих отношениях?

6. Продолжи предложение: «Трудные родители - это...».

7. Продолжи предложение: «Самые лучшие родители – это...».

8. Как ты представляешь себе теплое, душевное отношение родителей к тебе?

Ответы детей.

(Сообщаются обработанные данные анкеты, цитируются самые интересные ответы детей)

Обсуждение услышанного родителями.

Были ли ответы, которые Вас удивили, почему?

Какие выводы можно сделать из результатов анкетирования?

3. Мини – тренинг для родителей «Родительская любовь»

(Тренинг может проводить как психолог, так и классный руководитель, который заранее хорошо изучил методику проведения тренингов)

«Мне хочется, чтобы я почаще понимала, что я дорога своим родителям, чтобы чаще звучали ласковые слова, чтобы в семье не было скрытности, чтобы не считали, что я ребенок и ничего не понимаю», - так говорят дети о родительской любви. И мы любим их, наших родных детей. Но так ли? Правильно ли?

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача - научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой. Сегодня мы попытаемся построить модель человеческих отношений между родителями и ребенком.

Родителям предлагается сесть либо по кругу, либо за круглым столом , чтобы находиться лицом ко всем участникам. Ведущий объясняет правила тренинговой работы в группе, если такая форма проводится впервые.

Правила работы тренинговой группы

1. Правило строгого выполнения распорядка групповых занятий – каждый участник не должен пропускать занятия в течение всего времени работы группы.

2. Правило конфиденциальности – участники группы не должны выносить за ее пределы обсуждаемые на занятиях проблемы.

3. Правило «Стоп» - каждый член группы имеет право прекратить

обсуждение его проблем.

4. Правило искренности – участники не должны скрывать своих

чувств, даже если они кажутся «неприличными».

5. Правило безоценочного отношения к другим членам группы – не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

6. Правило выполнения требований ведущего.

Упражнение «Знакомство»

Цель: знакомство участников друг с другом, с правилами работы тренинговой группы, снятие напряжения и обращение внимания участников на свои ощущения и чувства.

Инструкция: Каждый участник представляется и рассказывает о своем эмоциональном состоянии. Ведущий также представляется, рассказывает о себе и правилах работы группы.

Упражнение «Три моих Я»

Цель: диагностика ожиданий участников от занятий тренингом, обращение внимания участников на собственные чувства.

Инструкция: Каждый участник группы повествует о себе как о родителе и о своей родительской любви в форме рассказа «Я – в прошлом, я – в настоящем, я – в будущем».

Упражнение «Сильные стороны» – 30 минут.

Цель: демонстрация участникам группы возможности анализа любой ситуации без осуждения и критики, находя в ней сильные стороны.

Инструкция: Участники делятся на пары: первый член пары в течение 1-2 минут рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме в воспитании ребенка. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и рассказать об этом подробно. Потом роли меняются.

Все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера;

Кому было трудно это сделать;

Кто не мог удержаться от осуждения и почему.

Упражнение « Помоги беде»

Цель: формирование позитивного отношения к любому поступку ребенка.

Инструкция. Участники делятся на пары, в которой один – родитель, второй – ребенок. Ребенок сообщает родителю какую-то свою неудачу, родитель пытается успокоить и настроить на позитив.

Удалось ли успокоить ребенка и найти выход из ситуации;

Кому в данной ситуации было труднее.

Упражнение «Вызов эмоции» - 10 минут.

Цель: развитие способности вызывать различные эмоциональные состояния, связанные с общением с ребенком.

Инструкция: Участникам дается задание вспомнить и описать самые чудесные переживания их жизни, связанные с ситуациями взаимодействия с ребенком. Самые счастливые мгновения – восторга, радости, счастья. «Представьте себе, что эта ситуация повторилась и вы сейчас находитесь в этом состоянии. Вообразите себе, какие образы – зрительные, слуховые, кинестетические – сопровождали это состояние. Сделайте такое же лицо: та же улыбка, тот же блеск в глазах, тот же румянец, тот же учащенный пульс и т. д. Почувствуйте это состояние всем телом, осанкой, походкой, позой, жестами и т. д. Постарайтесь удержать и запомнить эти физические проявления радости и счастья, чтобы потом воспроизвести их по собственному желанию».

Обсуждение проводится по схеме:

Какие образы удается воссоздать легче всего;

Что помогает, а что мешает воссозданию образов.

Упражнение «Клубок» – 10 минут.

Цель: завершение занятия, групповое сплочение, настрой на позитив и фиксация основных достижений тренингового занятия.

Инструкция: Каждый участник по очереди передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о том, что понравилось, запомнилось, что было неожиданным, выражает свои чувства. Ведущий выступает последним, подводит итоги, настраивает на позитив.

Все мы считаем себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно - как мы проявляем это чувство.

4. Заключительное слово классного руководителя.

Так как же в повседневной жизни мы можем выразить нашу любовь к ребенку?

Для этого мы должны найти в себе силы перестроиться, научиться терпению, любви, - а самое главное – дать почувствовать ребенку, что он любим, что его любят таким, каков он есть. Тогда ребенок будет уважать и любить себя и будет чувствовать себя уверенно!

Доброе отношение с детьми должно войти в наш повседневный быт. Сердце радуется, когда видишь родителей, которые открыли в себе секрет общения с детьми.

Основные секреты проявления родительской любви.

1. Обмен взглядами.

Задумываемся ли мы о том, какое воздействие мы производим на ребенка, когда смотрим ему в глаза? Ребенок внимателен, когда смотрит в глаза. И чем больше родители смотрят суровыми взглядами на ребенка, тем быстрее истощается Ваше взаимопонимание . Помните, что вы совершаете большую ошибку, когда, наказывая, смотрите в глаза ребенку. Особенно пугаются малыши и не понимают взгляда и не в состоянии понять, где их любят, а где нет. Со временем ребенок перестает искать взгляды и старается не смотреть в глаза собеседнику. А ведь очень трудно говорить с человеком, когда он не смотрит тебе в глаза. И в этом случае можно ожидать, что когда он вырастет, у него наверняка появятся проблемы с одноклассниками, друзьями, на работе из-за того, что ему трудно наладить с ними взаимоотношения и почувствовать себя уверенным в жизни.

2. Целебное прикосновение.

Здесь нужно иметь в виду не только поцелуй, обнимание и тому подобное, но и любой тип физического контакта. Это так просто: коснуться плеча ребенка, слегка пощекотать его или взъерошить волосы.

3. Чудеса общения.

Разговаривайте с ребенком, слушайте его, советуйтесь с ним, и тогда он доверит вам все свои секреты, радости и неудачи. Постоянное общение с ребенком поможет Вам в проявлении родительской любви.

В заключение нашего собрания необходимо ответить на вопрос: что такое родительская любовь? Родительская любовь – это, прежде всего, безусловное принятие ребенка.

Памятка для родителей

1. Принимайте ребенка со всеми его особенностями, недостатками, ошибками.

2. Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

3. Предоставьте право на свободу выбора.

4. Смотрите на проблему глазами своего ребенка, помните, он переживает свои неудачи острее, чем Вы.

5. Учитесь слушать ребенка, отвечайте на вопросы честно и терпеливо.

6. Показывайте ребенку, что Вы его любите не за его успехи, а таким, какой он есть.

1. Итог собрания.

Литература

1. Дереклеева родительских собраний в 1–11 классах / . – М.: Русское слово, 2000. – 48 с.: ил.

2. Захаров у детей / . – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с.

3. Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006. № 19. – С. 38.

4. Черноусова, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) / /М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.

5. Овчарова формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ «сфера», 2006. – 282 с.

СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области

«Детский сад №14»

Старший воспитатель

Тема: «Дети и родители»

Цель : способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Задачи:

    обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;

    обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга и интерактивных форм работы.

Участники: воспитатель, педагог – психолог, родители.

Подготовительная работа:

    Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующее задание:

1. Выбрать из определенного набора игрушек одну, которая больше нравится; (воспитатель фотографирует ребенка с этой игрушкой).

2.Провести анкетирование детей (те же вопросы будут заданы родителям на собрании).

3. Предварительно дети выбирают из трех предложенных фигур (круг, треугольник, квадрат) одну, а затем раскрашивают ее.

    Подготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.

    Подготовить анкеты, тесты.

    Сделать мультимедийное сопровождение собрания.

    Изготовить буклет - конспект собрания, который вручить в конце каждому родителю.

План:

1. Вступительное слово.

5. Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?"

8. Мини-лекция "Живая сила воды. Живая сила слова"

11. Тест №3 «Моя любимая игрушка».

12. Подведение итогов собрания.

13. Анкетирование «Ваше мнение».

Ход собрания

Воспитание может сделать многое,
но не безгранично.
С помощью прививок можно заставить
дикую яблоню давать содовые яблоки,
но никакое искусство садовника
не сможет заставить её приносить жёлуди.
В.Г.Белинский

1. Вступительное слово.

Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.

Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.

2. Игра "Здравствуйте, давайте познакомимся"

Цель: Дать возможность участникам переключиться на ситуацию "Здесь и теперь", сплочение группы. Актуализировать потребность ребенка в ежедневном общении с родителями.

3. Упражнение "Узнай своего ребенка"

Цель: Осознание родителями актуальных потребностей своего ребенка.

Психолог дает общую интерпретацию выбора в работах детей :

треугольник - потребность в лидерстве, управлении,

круг - потребность в общении,

квадрат - потребность в познании;

желтый - потребность в общении;

красный - потребность в двигательной активности;

синий и белый - потребность в спокойствии и уединении;

зеленый - потребность в самовыражении и самоутверждении;

черный и коричневый - потребность в свободе и самостоятельности (тревога, негативизм, неуверенность).

4. Тренинг-размышление родителей на тему: "Что надо знать о своем ребенке?"

Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Мнения родителей, работа в подгруппах)

Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ на данный вопрос: о ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, надо стараться быть ближе к нему.

    Знать, чем он живет, кого и за что любит.

    Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.

    С чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.

Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное:

    состояние его здоровья,

    темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик),

    эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость),

    замкнутость (повадки интроверта),

    общительность,

    направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).

5. Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?" (сделать памятку и раздать)

* Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: воспитатели, а в будущем и учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода. (памятка прилагается)

* Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!".

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами.

Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности - вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Если педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

6. Педагогический практикум «Мой ребенок»

Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Я предлагаю вам сочинение из педагогической литературы.

Сочинение "Мой ребенок".

"Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это не удавалось. Я Уже решила, что я неполноценная женщина,.. когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу... но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым, и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума".

Какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию. Побудьте в роли этой женщины, которая одна воспитывала сына и связывала с ним все свои надежды. Станьте ее ребенком, которого мама ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки. Что вы почувствовали в той и другой роли? Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины? Есть ли разница в ваших чувствах и переживаниях? Что вы об этом думаете?

7. Упражнение "Что меня в моем ребенке огорчает, а что радует?"

Цель: Определение тем для просвещения родителей и воспитателей. Повышение значимости узких специалистов (психолога, логопеда, невропатолога) в решение тех или иных проблем.

Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

Для размышления предлагается таблица с текстом (ответы той же женщины):

Таблица на экране.

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы я хотела видеть моего ребенка

Красивый

Неразвитый

Развитым

Несообразительный

Сообразительным

Ленивый

Трудолюбивым

Злой

Добрым

Драчливый

Послушным

Плохо себя ведет

Хорошим учеником

Плохо учится

Правдивым

Лживый

Общительным

Конфликтный

Честным

Нечестный

8. "Живая сила воды. Живая сила слова"

Цель: Просвещение родителей по проблеме влияния социума на развитие ребенка.

Опыт 1: опыты проводились над водой. Вода забиралась и замораживалась из трех мест: из святого источника; вода стояла в месте, где постоянно ругались; вода, которая стояла перед экраном телевизора во время передач с демонстрацией ситуаций жестокости и трагедий. Кристаллы воды из святого источника были в форме симметричной красивой звезды. Кристаллы воды из места, где постоянно ругались и выясняли отношения, были уже в форме ассиметричной и негармоничной фигуры, похожей на что-то неприятное. Кристаллы воды стоявшей перед телевизором были не просто безобразны, а ужасны и напоминали персонажей из фильма ужасов.

Опыт 2: вода была набрана из одного источника (из-под крана) в три стакана. Один стакан воды отставили и не разговаривали с ним, другой постоянно ругали, третьему говорили только хорошее. Через некоторое время вода, на которую не обращали внимание, она зацвела, которую ругали она, затухла, а та которой говорили только хорошее по своему составу и ее кристалл были похожи на воду, взятую из святого источника.

Вывод: Исследования показали, что все недуги и проблемы от дурных слов и образов.

Задумайтесь, если плохое слово влияет даже на воду, как оно может повлиять на ребенка? Какой он будет расти, если будет слушать в свой адрес только критику, ругань и негатив?

В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама признала, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь ему избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на своего ребенка такими глазами.

9. Тест №1 "Какой вы родитель".

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

Фразы.

Баллы

Сколько раз тебе повторять.

Не знаю, чтобы я без тебя делала.

И в кого ты только уродился!

Какие у тебя замечательные друзья.

Ну, на кого ты похож!

Я в твоё время!

Ну что за друзья у тебя!

О чем ты только думаешь!

Какая ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети как дети, а ты!

Какой ты у меня сообразительный!

Посоветуй мне пожалуйста.

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов . Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка.

Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о себе самом?

Я вам предлагаю ответы ваших детей. Как они сами оценили свои недостатки и достоинства, и какие фразы вы чаще всего им говорите. Изучите мнение ребенка.

(Пока родители читают, звучит тихая музыка.)

Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете почему?

(Идет обсуждение.)

Я тысячу раз говорила тебе:

Сколько раз надо повторять:

Я в твоё время:

О чем ты только думаешь:

Неужели трудно запомнить:

Ты становишься:

У всех дети как дети, а ты:

Отстань, некогда мне:

Почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет:

И употреблять чаще:

Ты у меня самый умный:

Как хорошо, что у меня есть ты:

Ты у меня молодец:

Я тебя очень люблю:

Спасибо тебе:

Без тебя я бы не справилась:

Ты моя опора и помощник (ца)!

Помните, что дети учатся жить у жизни. (Слова на экране)

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородными.

Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

10. Тест №2 "Хорошо ли я знаю своего ребенка".

Самое любимое занятие Вашего ребенка

Как Вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?

Что больше всего любит кушать Ваш ребенок?

Какая любимая сказка Вашего ребенка?

Напишите имя лучшего друга или подруги Вашего ребенка

Предварительно ответы на эти вопросы дают дети, а затем на собрании отвечают родители. И ответы сравниваются самими родителями.

12. Тест №3 «Моя любимая игрушка».

Дети выбирают игрушку из предложенного им набора игрушек (книга, кубики, мозаика, машина, кукла и т.д.) и воспитатель фотографирует ребенка с этой игрушкой. На собрании родители из того же набора должны выбрать игрушку, которую, по их мнению, выбрал их ребенок. Сравнивают свой выбор с фотографией.

13. Подведение итогов собрания.

Подводя итоги собрания, нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример тому.

Себастьян Брант.

Предлагаются в подарок буклеты с основными выдержками, советами из собрания.

Авторитетные родители - инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским, капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители считают, что ребенку, не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении вопросов.

Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы?

Что полезного вы узнали на собрании?

В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки и буклет с советами и рекомендациями.

(Раздаются буклеты всем родителям)

Обратная связь.

Уважаемые родители! Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, я прошу вас ответить на вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут мне лучше увидеть положительные моменты и отрицательные стороны проведения родительских собраний. Мне очень хочется с учетом ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.

АНКЕТА-ОТЗЫВ

    Ваши впечатления от родительского собрания ____________________________________

    Что Вам больше всего понравилось? _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? Почему? _________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Собрание, посвященное какой теме, Вы хотели бы посетить в следующий раз?_________________________________________________________________________

Благодарю Вас за помощь!



Родительское собрание-тренинг

Я ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ!

Цель : Помочь родителям проанализировать свое поведение, обратить внимание на положительные моменты воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями (далее ООП), формы проявления любви к ребенку.

Задачи:

Раскрыть значимость выражения своих чувств и улучшения взаимоотношений с детьми;

Развивать у родителей способность относиться к детям с пониманием, вниманием, и любовью;

Повышать самооценку родителей.

Оборудование: мяч, цветная ладошки, шаблон цветка, ручки, листочки для рисования солнца, шаблоны ладошек, 1 ватман с нарисованным солнцем, маркеры, 3 стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, краски.

Ход собрания-тренинга:

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

В различных источниках понятия «брак » и «семья » зачастую используются как синонимы. А Вы как думаете: брак и семья - это синонимы?

Современные и отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их совместную жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья же представляет собой сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других близких родственников.

Но основным связующим звеном между всеми членами семьи являются родители. И сегодня мы поразмышляем над тем, какие мы родители, как мы любим и, умеем ли мы любить своих детей? Постараемся выделить слагаемые вашей родительской любви.

Для того что бы мы начали работать на сегодняшнем собрании-тренинге предлагаю выполнить следующее упражнение-разминку.

Упражнение-разминка «Удержи мяч»

(цель - сплочение группы, настрой на сотрудничество)

Встаньте, пожалуйста, все в круг. Вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть, пусть он прокатится по нашим ладошкам, сначала в одну сторону, затем в обратную сторону.

Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Прошу каждого сказать хотя бы одно предложение. (Родители высказываются по кругу).

Поэтому сегодня мы будем работать плодотворно и эффективно, и для этого нам необходимо обсудить правила работы. А правила нашей встречи следующие:

1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.

2. У нас нет зрителей, работают все.

3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, и не сплетничаем.

Принимаем правила? Хорошо. Приступаем к работе.

Упражнение «Этажи»

(цель - помочь родителям принять ребенка таким, какой он есть)

Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

На первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;

На втором этаже - обычные товары средней цены и качества;

На третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобретать товар?

Обсуждение : когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умным…. А может быть, с его помощью воплотим свои несбывшиеся мечты. Но, к сожалению, так в жизни не бывает.

Каждый ребенок уникален. В нем есть чуть-чуть от первого, второго, третьего этажей. И ваши, дети не исключение. В них есть то, что вам нравится и то, что вы хотели бы изменить. И ваша задача принять своего ребенка, без каких либо условий, такого, какой он есть.

Следующая ваша задача выделить положительные стороны вашего ребенка.

Упражнение «Цветок»

(цель – выделить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку)

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание ребенка к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к нему по имени. А как вы называете своего ребенка?

Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам, цветка запишите имя своего ребенка. На листочках положительные качества ребенка, а на лепестках ласковые слова.

Обсуждение: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Насколько трудно было выполнять задание? Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? А может было легко с этим справиться?

Таким образом, ласковые слова или «Я люблю тебя», ребенок хочет слышать всегда от своих самых близких людей. Именно эти слова питают все существование и развитие личности малыша - это ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ воспитания.

ВТОРОЙ СЕКРЕТ предлагает известный семейный терапевт Вирджиния Сатир.Она рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. И считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день !

Для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день !

Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось, и каким бы он не был. Это питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает должных знаков, то появляются отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Каждому ребенку, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою НЖНОСТЬ .

А для того чтобы узнать ТРЕТИЙ СЕКРЕТ воспитания и общения с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.

Упражнение «Стаканы»

ель - с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка)

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек черной краски и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает тем же отвечать нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности. Такова суть ТРЕТЬЕГО СЕКРЕТА воспитания.

Игра «Какой он - мой ребенок»

(цель – определение детско-родительских отношений, близость отношений, насколько хорошо родители знают своего ребенка и каким они его видят)

Ваша задача на предложенном шаблоне ладошки на каждом пальчике написать по букве имени ребенка. Затем расшифровать буквы, то есть назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Ладошки приклеиваются на ватман.

Обсуждение : наличие положительных характеристик, позволяет Вам увидеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех, а так же выявить насколько хорошо вы знаете своего ребенка. И позволяет сделать определенные выводы о сформированности личности ребенка.

Упражнение «В лучах родительского солнца»

(цель - выявление способов проявления родительской любви к ребенку, обмен родительским опытом)

Вам предложен круг, который символизирует Вас – родителей. Ваша задача каждому нарисовать луч. Рисуя лучик, вы должны дать ответ на вопрос: Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю? (например: Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него. Я добрая и т.п.)

Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!

Обсуждение: Давайте поделимся своими педагогическими находками со всеми. На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?».

А теперь внимательно посмотрим, что у нас получилось. Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно. Выражение родительской любви точно передал в своем высказывании известный педагог С.Соловейчик:

«Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю».

Упражнение «Почему я хороший родитель»

(цель - повышение самооценки роли родителей)

Родителям по кругу предлагается продолжить предложение «Я - хороший (ая) отец, (мать) потому что...».

При возникновении трудностей у родителей, следует помочь им найти в себе положительные родительские черты.

У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, напишите ответы на три предложения:

АНКЕТА-ОТЗЫВ

1. Ваши впечатления от родительского собрания______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что Вам больше всего понравилось?______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за помощь!

Упражнение «Аплодисменты»

(цель - снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения)

Уважаемые родители сегодня мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.