Творческий отчет по экологическому воспитанию. Отчет работы по экологическому воспитанию. «Экологическое воспитание дошкольников»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа - интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск

«Экологическое воспитание в школе».

Сафонова Мария Григорьевна,

учитель биологии и географии

МКОУ « Общеобразовательная школа –

интернат психолого – педагогической

поддержки»

Мариинск

была бы Земля наша».

А.П. Чехов

В наше время проблема экологии стала актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания.

Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая обеспечение экологического воспитания, формирующего ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Выполнение экологических обязанностей во многом зависит от уровня сознательности человека, чему способствует экологическое воспитание.

Мне очень нравятся слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда». А в результате, каждый житель должен, а вернее обязан думать о будущем нашей Планеты.

На уроках биологии и географии раскрываю детям мир растений, животных, среду, что их окружает. Помогаю осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, разумно взаимодействовать с ней, видеть красоту природы. Все это способствует формированию нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение побуждает к природоохранной деятельности. Мы с детьми знакомимся с окружающим миром, через материал учебников, художественную литературу, видео фильмы. Но самыми результативными формами являются экскурсии и практическая работа. В течение учебного года в школе проводятся недели экологии (Приложение 2). Во время, которых проходят эколого-психологические тренинги, познавательные, практические мероприятия, субботники. Акции «Помоги пернатым», «Встретим братьев наших меньших», дети изготавливают скворечники, кормушки (Приложение 3), а так же сувениры и различные поделки из бросового, растительного материалов, используя разные техники.

В школе разработан экологический проект «Школа наш дом» (Приложение 1). Считаем, что он поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. А также будет способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья.

МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинска, расположенная в центре микрорайона «Стройка», должна естественным образом стать одним из самых уютных и красивых уголков города, так как в данном образовательном учреждении проживают и обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Именно этих детей мы должны окружить красотой и теплом.… На территории школы построена спортивная площадка для культурного отдыха молодежи всего микрорайона, а внешний облик не благоприятный. Поэтому, активная жизненная позиция детей, эстетичность в оформлении мест досуга, экологическая обстановка, сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи. Во время реализации проекта дети сами сеют семена, выращивают саженцы, а в дальнейшем высаживают все в клумбы. Занимаются чисткой аллей и прилежащих к территории насаждений. На территории школы посадили Аллею памяти к 65-летию Победы из 65-и сосен и елей, а к 70летию досадили еще 5 деревьев, липовый уголок, сиреневую аллею.

Все экологические акции в школе проводятся в системе - круглогодично. К работе привлекаются не только учащиеся, педагоги, но и родители.

Мы считаем, что эффективность экологического воспитания школьников будет лишь в том случае, если будет предусмотрено следующее:

Оптимизация содержания непрерывного экологического образования всех возрастных групп школьников, освещение экологических вопросов в процессе изучения отдельных предметов, использование внутри и межпредметных связей;

Создание в школе надлежащей учебно-материальной базы (уголков охраны природы, живых уголков и др.);

Совершенствование форм и методов экологического воспитания, активное привлечение школьников к природоохранной деятельности;

Формирование мотивов ответственного отношения к природе, стремление глубже познать ее, приумножать ее богатства

И в заключении хотелось бы сказать, что экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

Приложение 1.

Название проекта: «Школа – мой дом»

Испытатели проекта:

Администрация МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск;

Учителя трудового обучения, биологии, начальных классов;

Классные руководители, воспитатели;

Начальник ЛОЛ;

Учащиеся МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск;

Родители.

Название ОУ:

МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск

Территория: г. Мариинск.

I. Обоснование актуальности проекта

«Если бы каждый человек на клочке земли

своей сделал все, что он может, как прекрасна,

была бы Земля наша».

А.П. Чехов

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи. Мы выбрали эту проблему потому, что:

Школьный двор находится в удовлетворительном состоянии;

Пришкольный участок недостаточно озеленен;

Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. А также будет способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья. МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолога – педагогической поддержки» г. Мариинска расположенная в центре микрорайона «Стройка», должна естественным образом стать одним из самых уютных и красивых уголков города, так как в данном образовательном учреждении проживают и обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Именно этих детей мы должны окружить красотой и теплом.… На территории школы построена спортивная площадка для культурного отдыха молодежи всего микрорайона, а внешний облик не благоприятный. Поэтому, активная жизненная позиция детей, эстетичность в оформлении мест досуга, экологическая обстановка, сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи.

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - Значит, пересесть из него просто некуда».

Антуан де Сент-Экзюпери

II. Цели и задачи реализации проекта

Цель проекта - содействие улучшению экологической обстановки в микрорайоне, через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка

Задачи проекта

Способствовать воспитанию экологической культуры и экологического сознания школьников;

Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;

Усилить региональную направленность экологического образования;

Сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;

Развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории;

Преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;

Провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;

Исследовать различные формы растений, произрастающих на территории Кемеровской области;

III. Сроки и этапы реализации проекта

Сроки: 2016 – 2017год.

1 этап – подготовительный – март – май 2016 г.

2 этап – практический (исследовательский) – 2016 – 2017 г.

IV. Сведения об исполнителях проекта

Исполнителями проекта являются учащиеся, педагогические работники школы, жители микрорайона.

V. Партнеры проекта:

Администрация муниципального Мариинского района;

Родители;

Управление спорта и молодежной политики;

Отдел культуры Мариинского района.

VI. Ожидаемые результаты:

Благоустройство, озеленение школьной территории и мест культурного отдыха;

Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

Развитие организаторских способностей учащихся;

Ежегодная организация экологического отряда МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинска;

Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;

Привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;

Пропаганда экологической культуры учащихся;

Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;

Использование пришкольного участка на уроках развития речи, биологии, географии, ИЗО, трудового обучения.

V II . План основных мероприятий проекта

Сафонова М.Г.

Макаровец Л.В.

Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы.

апрель

Сафонова М.Г.

Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта

апрель

Директор школы, учит.биологии

Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, уборка территории от мусора)

Апрель-май

Учителя труда, классные руководители, воспитатели, учащиеся школы

Организация работы экологического и трудовых отрядов

Май-июнь

Учителя труда, классные руководители, воспитатели

Проведение открытых уроков, недели биологии, экологии, конкурсов рисунков по экологии и др. внеклассных мероприятий

В течении года

классные руководители, воспитатели, учитель биологии

Проведение семинара-практикума «Дизайн и ландшафт»

октябрь

Сафонова М.Г.

Подведение итогов I этапа проекта

май

Сафонова М.Г.

Практический

2016-2017 года

«Цветочная рассада – наш подарок школе» (подготовка ящиков, посев семян, рассаживание рассады).

Создать оптимальные условия для роста и развития сеянцев.

Провести пикировку сеянцев.

Регулярно проводить фенологические наблюдения за ростом и развитием рассады.

Регулярно осуществлять технологии по уходу за рассадой (полив, поддерживание светового и температурного режима, подкормки).

Май-июнь

Март-июнь

Апрель-май

В течении роста и развития

В течении роста и развития

Уч-ся, учителя, воспитатели

Сафонова М.Г,

уч-ся

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Создание цветущих клумб на школьном участке по разработанному эскизу и уход за ним.

Разработка цветочных клумб, ваз-цветочниц.

Подготовить почву для посадки рассады.

Перенести схему цветочной композиции, составленной на бумаге, на участок земли, выделенный классу для создания «объекта зеленого строительства».

Посадить цветочную рассаду по схеме композиции.

Регулярно ухаживать за клумбами: полив, подкормка, прополка.

Май-июнь

Май-июнь

Май-июнь

Май-июнь

Май-июнь

Май- август

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г. учителя трудового обучения.

Экологическая группа,

Основные оформленные клумбы на территории школы, закрепленные за определенными классами

Фотографии, презентация

Май

В течении лета

Экологическая группа,

Сафонова М.Г. учителя трудового обучения

Учащиеся,

учителя, воспитатели

Организация и участие учащихся в занимательных конкурсах, тематических праздников в летнем лагере.

учебно-развивающие мероприятия:

Конкурс рисунков на тему «Наши цветы» для учащихся начальной школы;

Создание фотоальбомов «Цветы вокруг школы в 2013 году»

Работа на школьной территории (прополка, полив, уборка и т.д.)

В течении года

Сентябрь 2016

Сентябрь 2016

Май-август

Учащиеся,

учителя, воспитатели

учителя, воспитатели

Учащиеся,

учителя, воспитатели

экологическая группа,

Сафонова М.Г. учителя трудового обучения

Высадка саженцев плодово-ягодных растений (смородина, шиповник, малина, рябина)

Август-сентябрь

Экологическая группа,

Сафонова М.Г. учителя труд.обучения

Приведение в эстетическое состояние спортивных объектов

Сентябрь-октябрь 2016

Эколог.группа,

Выращивание рассады

Март-май 2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Оформление клумб и посадка вьющихся растений

Май-июнь2017

эколог.группа

Сафонова М.Г., учителя труд.обучения

Составление карт видового состава деревьев и трав на территории пришкольного участка

Июнь2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории

В течении года

Коллектив и уч-ся школы

Подведение итогов проекта

Сентябрь2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта

Октябрь2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Анализ полученных результатов и обобщение опыта работы

декабрь2017

эколог.группа

Сафонова М.Г.,учителя труд.обучения

Издание материалов проектной деятельности и методических разработок учителей

Ноябрь-декабрь 2017г.

эколог.группа

Сафонова М.Г., учителя труд.обучения

Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта

Октябрь 2017

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта

В течении проекта 2016-2017г.

эколог.группа,

Сафонова М.Г.

Материально – техническое обеспечение проекта.

Список инвентаря длительного пользования

лопата

грабли

вилы

ведра

лейки

Поливочный шланг

Мини тяпки

Бюджет проекта:

I . Оплата труда.

Оплата труда осуществляется за счет средств образовательного учреждения МКОУ « Общеобразовательная школа - интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск

II. Основные расходы

1.Транспортные расходы:

всего

Услуги транспорта

3100

2. Расходы на приобретение семян, саженцев и необходимого материала:

Наименование

Количество

Стоимость

Семена

Агератум

16 п.

240

Астра

8 п.

Амарант

6 п.

120

Дихондра

6 п

288

Доротеантус

6п.

ипомея

4п.

Георгины однолетние

4 п.

Гелиотроп

4 п.

180

Годеция

9п.

135

Гипсофила

6п.

120

Василек

140

Лаватера

8п.

120

Лобелия

12п.

180

Лобулярия

7п.

105

Лен

3п.

Портулак

1п.

Душистый горошек

2п.

Левкое

Кохия

6п.

Кларкия

6п.

Маргаритки

8п.

Бархатцы

6п.

Шафраны

180

Циния

Клещевина

Настурция

Подсолнух декор.

Флокс

Цинерария

105

Эдельвейс

Анютины глазки

Виола

50

3068

II

1

земля

7 200

2

гравий

7500

3

щебень

8000

4

пиломатериал

1куб

5000

3. Канцелярские расходы:

III. Непрямые расходы:

3130

IV. Полная стоимость проекта:

всего

Статья «Основные прямые расходы»

34 868

Статья «Непрямы расходы »

3130

Итого:

37 998

Отчёт по самообразованию по теме

«Экологическое воспитание дошкольников»

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации:

Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2013год

Дата окончания работы над темой: май 2015 года

Предполагаемый результат:

Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- в оспитание защитников природы;

Творческая активность воспитанников;

Внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

В результате проделанной работы:

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Сформированы начала экологической культуры детей;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки детей;

Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:

1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3. Акция «Кормушка для пичужки»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция: «Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

6. Акция «Домик для скворца»

7. Весенняя Неделя Добра

8. Акция «Посади дерево или цветок»

9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»

10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)

11. Экологическая игра «Загадки природы»

13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

14. Проект «Волшебница зима»

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Капитошка» по теме «Круговорот воды в природе». Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект.

Участниками этой проектной деятельности были воспитанники средней группы – воспитатели - родители.

Цель - систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании.

Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.

Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.

В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.

Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:

Развивайте, играйте, творите!

Пусть для нас будет правилом:

«Сегодня не получилось

Обязательно получится завтра,

Надо только захотеть! »

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Отч ёт по экологическому воспитанию .

(Воспитатель: Метенова С.Ш.)

Создание условий по экологическому воспитанию.

В группе созданы все условия по экологическому воспитанию.

В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, предназначенные для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. А также есть методические пособия, альбомы, энциклопедии для детей.

В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.

Знания и умения детей.

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит ежедневный уход за обитателями уголка природы, наблюдает за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль), за ветками деревьев в вазе (февраль – март), за пробуждениями мать- и -мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы. Вместе они одевают куклу. Дети знают некоторых домашних и диких животных. Могут называть отличительные особенности внешнего вида животных (лиса – рыжая,у неё длинный пушистый хвост).

Поведение и отношение к природе.

Общение детей с природой – это отдельное взаимосвязанное мероприятие, позволяющее научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой способствует эстетическому воспитанию детей. Развивает ответственное отношение ко всему живому и неживому, воспитывает чувство любви

Развитие практических навыков по уходу за объектами живой природы.

В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев. Кроме этого, активно работают с календарём, наблюдают за погодой, за изменениями в природе, наблюдают за ростом лука в воде, делают выводы.

5 . Самооценка профессиональных навыков воспитателя. Методы, приёмы, формы работы.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через картины, беседы имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Главная задача воспитателя вовлечь ребёнка в мир природы, в мир растений и животных. Формы экологического воспитания, влияющие на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, представляют собой некоторые типы занятий, где проводится обучение детей дошкольного возраста. Это занятия такого типа, как первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные.

Оценка форм взаимодействия родителей по данной проблеме.

В экологическом уголке помещены советы для родителей, способствующие экологическому воспитанию. Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляют внимание и заботу о детях. Важно находить новые пути к сотрудничеству с родителями, так как у воспитателя и родителей цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.

Цели задачи экологического воспитания.

Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

Пусть будет в человеке всё прекрасно.

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше и больше внимания. 2013 год в России и нашей республике объявлен Годом охраны окружающей среды. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Мир природы удивителен и прекрасен! Однако, далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Мой опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической возможности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей –то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Цели, которые я преследовала:

Дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру и правильному отношению к объектам живой и неживой природы

Осознание исследования, как способа познания окружающего мира. С помощью игр, постановки опытов, проведение экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.

Формы и методы работы:

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Передо мной стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Я стараюсь объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также стараюсь воспитать у них уважение ко всем формам жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды . В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным и практическим методами. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале « Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы, вата и т.д.), размещены ящики с почвой, с природными ископаемыми, растения за которыми ведется уход и наблюдения. Уголок природы служит не только украшением группы, но и методом для саморазвития детей. Рядом на удобном и доступном для детей стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц. Коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

Наш детский сад находиться в уникальной природной зоне, сама природа создала разные виды ландшафтов. Рядом с детским садом расположен лесной массив. Созданы две экологические тропы . Малая тропа – по территории детского сада, большая – к лесу. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, в поле, в сад и т. д. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель, должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. На территории детского сада есть огород. Где мы с ребятами весной сажаем лук, фасоль, морковь, свеклу. И потом наблюдаем за процессом прорастания семян, поливаем, ухаживаем и осенью собираем урожай. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью. Еще на территории нашего детского сада есть участок естественного луга . Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Лег для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга. Вооружившись лупами, мы с ребятами исследовали каждый его уголок.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому я собрала большую картотеку опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста.

На прогулках мы знакомимся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Так же организуем игры-опыты с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, перчатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных", игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций: «Посади дерево», «Красивый детский сад», «Подари цветок детскому саду». Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе. В акции, которая сейчас проходит «Мой дом – чистая планета! » я хочу донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект . Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. Я внедрила такие проекты « Лаборатория волшебства», где мы с детьми ставили разнообразные опыты и эксперименты; «Открытие птичьей столовой!», целью которого было воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

Цикл непосредственно-образовательной деятельности, с использованием опытов о воде «Земля - голубая планета» и о воздухе « Воздух-невидимка»

Цель: развитие представление о воде и воздухе, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

В детском саду ежемесячно проводим конкурс детских рисунков и поделок " Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок". Или такой конкурс "Лучшая поделка из природного материала". Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Рисунки показывали пример положительного отношения к природе. Дети рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое видение состояния и сохранения природы, воспевают ее красоту.

Осенью проводим конкурс на тему: "Необычный урожай года", где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей через опытно-экспериментальную деятельность я использую как традиционную форму (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание мы начали с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Такую форму работы, как консультации,папки-раскладки, например "Опыты и эксперименты с детьми дома", родителям очень интересны. Родители сами с большим интересом узнают и экспериментируют с детьми дома. Мы показывали родителям о наших достижениях на открытых занятиях и викторинах, таких как КВН, « Экспериментируем вместе», « Что я знаю расскажу и покажу». После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи, ставить совместные опыты дома и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой, "Открой себя" Е.В. Рылеевой, "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой, "Семицветик" Ашиковых, "Мы" Н.Н. Кондратьевой.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей;

Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Я планирую в этом учебном году организовать кружок "Юный эколог", что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей. Кружок будет носить интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребёнка. Буду продолжать работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!