Учимся красиво писать буквы. Как быстро научиться красиво писать ручкой взрослым и детям

Красивый почерк – явление редкое, особенно в наше время. Это в девятнадцатом веке в школе был такой предмет, как каллиграфия, на котором детей учили выводить каждую буковку. Тогда в этом была необходимость: принтеров и ксероксов не было, вся документация писалась и размножалась вручную. И, чтобы можно было понять написанное, почерк у писавших должен был быть четкий, понятный, ровный и красивый. Сейчас, в век компьютерных технологий, люди постепенно утрачивают умение писать от руки. А тем более – писать красивым каллиграфическим почерком. Даже в системе образования в наше время почерку придается не такое значение, как раньше.


С одной стороны, это правильно: не всем малышам даются ровные буквы, к тому же есть более важные и нужные умения. С другой стороны, способность красиво писать еще никому не мешала, а многим собственный красивый почерк доставляет немалое удовольствие.

Что же делать? Как научиться писать красивым почерком? Это вполне возможно при наличии желания и некоторой усидчивости. Хотя некоторые считают, что умение красиво писать - врожденное качество и тому, кому не повезло им обладать, не стоит и пытаться. На самом деле это не совсем так. Хотя существует некоторая природная предрасположенность к красивому почерку, так же, как существуют способности к рисованию или сочинению музыки, но можно эту предрасположенность в себе развить. До уровня умения или даже мастерства. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом!

Советы для тех, кто пишет не лучше, чем курица лапой, обозначая буквы невнятными и неупорядоченными символами, которые невозможно прочитать.

  1. Практикуйтесь. Пишите как можно больше. Причем делать это надо с полным вниманием: медленно, сосредоточено, выводя каждую буковку.
  2. Купите пропись. Ту самую, в которой рисуют свои палочки, кружочки и крючочки первоклассники. Заодно вспомните детство. Это методика, проверенная десятилетиями и реально работающая. Ваше преимущество перед первоклассником заключается в том, что вы, в отличие от него, будете заниматься не из-под палки, а по доброй воле, с энтузиазмом и желанием. Поэтому и результаты ваши должны быть более значительные, чем у первоклассника. Хотя бы по сравнению с вашими собственными результатами в этом возрасте.
  3. Переходите к тетради. Когда заполните пропись, можете купить еще одну и снова ее заполнить. В том случае, если вам понравилось или, наоборот, вы не очень довольны результатом и хотите его улучшить. После прописи, где вы пишете крючочки по специальным линеечкам, можно переходить к написанию их в обычной тетради. Лучше взять школьную тетрадь в линейку, такую, где есть обычная линия, но нет вспомогательной. Теперь пишите то же самое, что писали в прописи, только в этой тетради. Сравните результат. Если результат в тетради хуже, старайтесь еще.
  4. Отдельные буквы. В прописи и в тетради вы писали палочки, крючки и прочие загогулины, и только в конце – буквы. Теперь сосредоточьтесь на написании отдельных букв. Берите любую букву и начинайте ее выводить. Строчную, заглавную, снова строчную, снова заглавную и т.д. Обычно обнаруживается, что какие-то буквы получаются лучше, какие-то хуже. Те, которые получаются хорошо, вы готовы писать хоть целый день, а те, которые не получаются, вызывают у вас раздражение, переходящее в ненависть. Расслабьтесь. Глубоко вдохните. Выдохните. И продолжайте работать над нелюбимыми буквами до победного результата.
  5. Не торопитесь. Вряд ли у вас получится писать красивым и безупречным почерком через пару дней занятий. Настройтесь на долгий процесс. Но не превращайте это в неприятную обязанность. Занимайтесь с удовольствием. Тогда и результат придет быстрее, и от процесса вы получите удовольствие.
  6. Развивайте мелкую моторику пальцев. Это помогает сформировать красивый почерк. Занимайтесь любыми действиями с мелкими предметами: плетите из бисера, вяжите крючком, лепите поделки из пластилина и глины, уделяя особое внимание мелким деталям.
  7. Рисунки. Рисование, особенно рисование мелких предметов и деталей также помогает улучшению почерка. Так что как можно больше рисуйте, для начала лучше рисовать ручкой. Можно не рисовать, а обводить рисунки. Найдите какое-нибудь графическое изображение с обилием деталей, и начинайте обводить все линии. Еще можно заняться штриховкой, это тоже будет очень полезно. Купите книжку-раскраску и заштриховывайте рисунки небольшими и ровными параллельными линиями.
  8. Работайте не только запястьем. Если при письме вы используете только запястье, а мышцы предплечья в работе не задействованы, вам будет трудно добиться красивого почерка. Ведь у вас не будет нужного размаха, амплитуды, и, соответственно, плавности и округлости.
  9. Следите за осанкой. Правильная осанка при письме важна не только для вашей стройности и здоровья позвоночника, но и для красивого почерка. Если вы сутулитесь, опускаете одно плечо или вытягиваете шею вперед, в вашем теле возникают ненужные зажимы и лишнее напряжение, которое мешает писать легко и свободно.
  10. Тренируйтесь в воображении. Вы должны очень четко представлять, как выглядит та или иная буква, как прорисовываются соединения букв, каким должно получиться все слово целиком. Заниматься подобными воображаемыми тренировками навыков письма можно в любое время и в любом месте. Например, если вы застряли в пробке или сидите в очереди у стоматолога. После того, как буква или слово нарисованы в воображении, можно очертить их контуры пальцем на любой поверхности или в воздухе. В очереди у стоматолога лучше этим не заниматься. Ваши действия могут вызвать у медсестер подозрения.
  11. Пишущие инструменты. Когда более или менее освоите обычную шариковую ручку, попробуйте писать другими инструментами: простым карандашом, цветными карандашами, пером, которое нужно окунать в чернильницу, перьевой ручкой, фломастерами и даже красками при помощи кисточки. Зачем это нужно? Во-первых, эти занятия могут принести вам немалое удовольствие. Возможно, вы даже погрузитесь в состояние медитативного транса, как бывает у буддистов, рисующих иероглифы специальной кисточкой. Это хорошее упражнение для снятия стресса. Во-вторых, таким образом вы закрепите приобретенные умения и, возможно, разнообразите и украсите свой почерк.
  12. Фирменный стиль. Когда у вас начнут получаться ровные, достаточно красивые и во всех смыслах приличные буквы и даже целые слова, стоит задуматься о выработке вашего собственного, оригинального и непохожего на другие, почерка. Ведь почерк, которому учат в прописи, при всей своей ровности и понятности, не очень подходит взрослому человеку. А мы стремимся к тому, чтобы почерк был не только понятным, но и красивым. Подумайте, как его можно украсить. Возможно, вы удлините какие-то вертикальные линии, добавите черточки над некоторыми буквами, внесете какие-то завитки и другие элементы украшения. Ваш почерк может быть крупным и округлым, мелким и вытянутым, среднего размера и приземистым. Считается, что почерк зависит от характера человека. Возможно, это и так. Вы можете изменить что-то в своем почерке и повлиять тем самым на свой характер или просто его украсить.
Исправить почерк в лучшую сторону вполне реально. Нужно просто проявить терпение и упорство в развитии каллиграфических способностей.

Умение красиво выводить буквы, делать одинаковые закорючки, создавая ровный каллиграфический шрифт - дело, которое по плечу не каждому.

Почерк считают чуть ли не наследственным фактором: если пишет, как курица лапой - значит так и будет всю жизнь.

Это заблуждение легко опровергнуть. Почерк можно изменить, и сделать это под силу каждому, в любом возрасте. Нужно только работать над собой, выполнять упражнения, которые помогут развить навыки.

В человека заложен потенциал, развивая который приобретают различные навыки.

Сегодня проблема плохого почерка становится острой из-за частой замены ручного письма печатью.

Компьютеризация упростила труд во всех организациях и сферах жизни, люди стали реже пользоваться ручкой. Письма сегодня отправляются в основном по электронной почте.

Мало кто помнит, как красиво писать от руки. А умение по-прежнему необходимо развивать, независимо от возраста.

Каллиграфический почерк - это красивые ровные буквы с закруглёнными линиями. Красота его построена на ровных одинаковых линиях.

Добиться такого эффекта не сложно, принципы письма каллиграфическим почерком не отличаются от обобщённых правил чистописания.

Правила, соблюдая которые, вы научитесь писать каллиграфическим почерком:

Правила Дополнительная информация
1 Сидите прямо Вспомните школьный урок по правильному положению спины и локтей. Спина прямая, подвиньтесь ближе к столу.

Локти находятся за пределами стола, руки свободно лежат на поверхности. Голова чуть опущена. Следите, чтобы спина не начала изгибаться, приближая лицо к тетради

2 Держите ручку правильно Зажмите ручку тремя пальцами на расстоянии полутора сантиметров от видимой части стержня
3 Ежедневные тренировки Чтобы привить себе новый навык уделяйте этому от 10 до 30 минут в день - сколько можете себе позволить.

Любая цель требует времени и усилий. Тренируйтесь ежедневно, и результат не заставит себя ждать

4 Медленное повторение Начните с того, чтобы сделать все написанные буквы ровными и красивыми. Для этого выводите буквы по одной, через равные интервалы.

Делайте это аккуратно и медленно. Рисуйте их. Когда станет получаться легко, увеличьте скорость написания, переходите к целым словам.

Но не позволяйте себе небрежности в угоду скорости писания, ведь целью является эстетическая составляющая

5 Урок чистописания Вспомните, как в первом классе обводили буквы по образцу. Скачайте из интернета картинку с образцом каллиграфического почерка.

Скачайте из интернета шрифт, который вам по душе, заполнить им вордовский документ и распечатать.

Обводите буквы, учитесь выводить красивые завитушки от руки самостоятельно. Тренируйтесь на каждой букве отдельно

Как красиво писать цифры?

Красиво писать цифры не сложно. Их всего 10.

Учимся красиво писать цифры:

  1. Сядьте за стол, пододвиньте стул ближе, выпрямите спину.
  2. Возьмите ручку и листок бумаги.
  3. Выводите цифры медленно.
  4. Следите, чтобы у каждой был одинаковый наклон и размер в обе стороны.
  5. Когда станет получаться, попробуйте писать немного быстрее.
  6. Меняйте ручку: пишите гелевыми и шариковыми ручками. Для тренировки используют карандаш и фломастер.

Следите, чтобы получалось одинаково красиво с любым предметом в руках.

Как аккуратно писать печатными буквами?

Вспомните школьный предмет - черчение. Там важно точно и правильно передать на рисунке все параметры фигуры.

Подписываются они строго печатными буквами. Первые уроки отводились тому, чтобы научиться красиво писать эти самые буквы. Черчение требовало точности и чёткости во всём, включая почерк.

Не путайте: написание прописных и печатных букв очень отличается. Правила остаются прежними: усердные ежедневные тренировки, медленное выведение каждой буквы в отдельности.

Постепенный переход к написанию целых слов и предложений.

Важно! Когда навыки письма войдут в привычку, тренируйтесь писать текст под диктовку. Вы научитесь делать это быстро и машинально.

Как научить ребенка красиво писать?

Значительно легче научить красиво писать ребёнка. Его навык владения ручкой находится в стадии формирования примерно до 5 класса.

За это время уделите внимание его манере сидеть, способу захвата ручки и старательности.

Объясните ребёнку, насколько важно иметь красивый почерк, как это умение пригодится в жизни. Вдохновлённый ребёнок будет старательно соблюдать все ваши указания.

Приёмы, помогающие детям развить навыки красивого почерка:

  • Привяжите банковскую резинку к кончику ручки, и перекиньте через запястье. Это тренировка для мышц руки, кисти, пальцев. Повторяйте ежедневно.
  • Только человек с хорошей моторикой и развитой мускулатурой может красиво и ровно писать.

    Занимайтесь спортом с ребёнком, делайте ежедневно зарядку. Уделяйте внимание мышцам спины, рук и кистей.

  • Обозначьте на пальце ребёнка фломастером точку соприкосновения с ручкой. Это поможет привить навыки правильного захвата. А правильно положение ручки в руке - уже половина успеха.
  • Учите взрослых и детей, используя простую шариковую ручку. Для детей выбирайте тонкую, чтобы было удобно держать в руке. Причиной плохого почерка бывает неправильный выбор ручки.
  • Выполняйте с ребёнком упражнение: пусть он возьмёт ручку тремя пальцами за самую верхушку и постепенно, надавливая на стол, спустится пальцами вниз.

    Так ручка правильно ложится в руку. Помогите ребёнку запомнить это положение.

  • Развивайте мелкую моторику - от неё зависит, как мы пишем. Пусть ребёнок занимается оригами, бисероплетением, перебирает крупы в мешочке. Даже простые чётки способны развить мелкую моторику.

Улучшить почерк – значит сделать его более выразительным, каллиграфическим, более понятным для чтения и приятным восприятия. Если у вас далеко не идеальный почерк, то начать занятия по его улучшению нужно с анализа исходных данных, а именно: ответить на вопрос, чем плох тот почерк, которым вы владеете.

Обладая достаточно развитой самокритикой, с анализом можно справиться самому. Для этого, взять страничку с текстом, написанным собственноручно и дать объективную оценку тому, что у вас перед глазами.

  1. Буквы слишком мелкие, слишком большие, либо разной высоты;
  2. Наклон чрезмерно скошен вперед, назад, или вообще отсутствует;
  3. Нажим слишком сильный, или слишком слабый;
  4. Соединение букв отсутствует или неоднородно;
  5. Какие-то буквы написаны просто невыразительно, а какие-то вовсе нечитабельны, написаны с отклонением от норм каллиграфии.

Что касается пункта 5, то его лучше анализировать с посторонней помощью, потому что человек привыкает к своему почерку и зачастую не понимает, почему для других людей он не читабелен.

Итак, анализ исходных данных сделан. Он и будет той программой-минимум, которую надо выполнить посредством занятий для улучшения почерка.

  • Если буквы слишком мелкие, слишком крупные или разной величины, значит надо заново учиться писать ровными буквами, используя обычную ученическую тетрадку-прописи, чтобы не выходить за рамки горизонтальных линий.
  • Если наклон слишком скошен вперед, назад или вообще отсутствует, то необходимо обзавестись стопкой тетрадей в косую линейку и методически работать над написанием слов и букв под правильным наклоном. Кстати, графологи утверждают, что манера письма с наклоном вперёд - признак сердечности, эмоциональности; а почерк с наклоном назад - признак холодности и сдержанности. Так что, кроме улучшения почерка вы еще и узнаете кое-что о себе с точки зрения графологии.
  • Если нажим слишком сильный, значит нужно учиться контролировать то, как вы держите ручку. Не надавливайте на нее, учитесь держать ее непринужденно. Следить, чтобы во время письма шея, плечи, руки были расслаблены, а осанка была бы правильной.
  • Если соединение букв отсутствует, либо оно неоднородно, рекомендуется упражняться в написании букв, используя метод «безотрывного» письма. Он предполагает соединение букв, не отрывая ручку от бумаги. Кроме того, вам опять же пригодятся прописи для отработки написания соединительных элементов.

Труднее всего, конечно, справиться с отдельными буквами. Их нужно учиться писать заново по всем правилам каллиграфии, выводя все элементы от начала и до конца. Заниматься этим нужно систематически, но без принуждения. Чтобы в написании букв задействовать механическую память, придется писать отдельные буквы и отдельные слова по нескольку страниц до победного результата.

Еще несколько практических советов:

  • Сформировать красивый почерк помогают упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев. Это любые действия с мелкими предметами: плетение, вязание, лепка и пр.
  • Определите цель, к которой вы стремитесь: каким вы хотели бы видеть свой почерк. Выберите желаемый вариант из образцов рукописных или компьютерных шрифтов. Создайте образец на листе бумаги, а затем тщательно имитируйте выбранный стиль письма.
  • Выберите для тренировок прозу или стихи классиков – так вы не только улучшите почерк, но и повысите свой культурный уровень.
  • Если вы владеете техникой медитации, используйте ее для работы над совершенствованием почерка. Представляйте, как вы ровно и красиво пишете. Придумайте соответствующую аффирмацию, чтобы ускорить желаемый результат.
Раздел:

А что требуется в первую очередь: красота или удобочитаемость? Даже напечатанный на компьютере или в книге каллиграфический текст не всегда легко понять. Закорючки только сбивают.

Если именно так, чтобы потом самому понять написанный текст, и другим... Имеет смысл посмотреть на многие образцы букв. Отобрать что-то для себя. Попытаться представить, чтобы могло подойти непосредственно самому - ведь почерк, так или иначе, отражает нашу индивидуальность. Постараться отбросить какие-то стереотипы. Да, техника написания букв должна быть максимально удобной.

В своё время, на первых курсах в ВУЗе выводил такие каракули, что про меня говорили, что, наверное, специально шифрую. Однажды это надоело. Кажется, непоследнюю роль сыграла книжка про историю Петра Великого. Увидел несколько образцов писем того времени, и задумался: "Да на кой ляд вообще так уж надо эти буквы соединять?!" Кое-что почти без изменений позаимствовал оттуда; но разумеется, в целом постарался привести к современному виду. И так, чтобы было удобно в соответствии с собственной порывистостью движений, угловатостью; а также записывать, когда сидишь, например, не за столом, а на диване. Не скажу, что с тех пор у меня очень красивый почерк, но он вполне соответствует именно моему чувству прекрасного, и в основном его можно прочесть. Правда, когда требуется писать ну очень быстро - регулярно срываюсь на небрежность, и текст становится таким же непонятным. Но скорее всего, это от того, что в принципе мало пишу от руки за последнее время, а больше печатаю. Нужна регулярная тренировка, как упомянуто в первом ответе.

Первое время, между прочим, кое-кто из родственников негодовал по этому поводу. И слышал разговоры о том, что-де образованные люди соединяют буквы, а полупечатный текст - признак неграмотных. Здесь же продолжу свою крамольную мысль и скажу: на хрен эту систему русского рукописного письма! Она - не совершенна. И вообще не подходит для языков с кириллицей. Являясь при этом, как всегда, максимально скопированной с западных образцов.

В кириллице в принципе буквы гораздо однообразнее и геометричнее, чем в латинице. Но когда написано от руки, то "...при быстром письме иногда становятся неразличимы строчные формы букв и/п/н/л/к, у/ц, ш/т/м, с/е, г/ч. Такие примеры порождают неоднозначность и затрудняют восприятие написанного" (Wiki). Причём это может быть так и при очень красивом внешне почерке. Наоборот, латинские буквы гораздо более, скажем так, индивидуальны по форме, и легко выделяются в строчке; и даже техника их написания больше подходит для соединений.

Между прочим, первое время пробовал изменить и латинский почерк. Вот тут получилось некрасиво, и действительно, как у колхозника. Потом посмотрел на старые записи, и, ВНЕЗАПНО, обнаружил, что тексты на английском вполне себе читаемы, даже когда написаны впопыхах. И по-любому смотрятся лучше, чем те, что написаны с разделом букв. Так что здесь "реформа провалилась". Не помогли никакие поиски, как, например записывать "s" на манер рун. Прямоугольные линии - не для большинства букв латинского алфавита. Наоборот, просмотрев некоторые старые учебники по английскому, чуть подкорректировал некоторые буквы (которые раньше писал как печатные (заглавная "L", "z")), и остался вполне доволен результатом.

Красивый почерк, как его создать и что от него зависит?

Впереди новый учебный год, у многих школьников, да и у взрослых, плохой почерк. Казалось бы, зачем в современной жизни это нужно? Все печатают на компьютере…Поговорим на эту тему?


Многие забывают о том, что почерк также играет свою роль в обучении.

И если неразборчивый почерк красит врачей, то всем остальным он может только помешать, особенно в процессе обучения. Необходимо научится писать не только правильно с грамматической точки зрения, а также красиво и эстетично. Именно такие письменные работы получают высший бал. Зависит от него ваша успеваемость в учебе. Дело не только в эстетичности и красивом оформлении, а еще и в том, что из-за неразборчивого почерка, то, что вы написали, может быть воспринято не так, посчитают за ошибку, а вашу оценку снизят.

Проблемы с некрасивым почерком усугубляются в том случае, когда вместо того, чтобы что-то написать от руки, люди в основном печатают все на компьютере. Таким образом, люди пишут все более неразборчиво и все менее красиво.

Здесь стоит отметить, что ваш почерк зависит от того как часто и как старательно вы пишите. На любой бумаге и любой ручкой ваш почерк должен быть красивым. Правда, для того, чтобы работать над его созданием рекомендуется выбрать более плотную бумагу и ручку, которая пишет не слишком тонко.

Понятно, зачем нужен красивый почерк в учебе. А зачем он нужен в жизни? Для того, чтобы писать красиво на открытках, а также на других важных документах и т.д.

Если постепенно все ведется к тому, что все будет компьютеризировано, то со временем все же люди потянутся к handmade, а тенденция уже собственно и наблюдается .

При таком раскладе будут цениться те люди, которые умеют писать красиво и разборчиво.

Да, еще одно требование к почерку это разборчивость. Необходимо, чтобы было легко понятно, что именно написано и легко читалось. Некоторые профессии будет трудно освоить, если почерк предоставляет определенные ограничения. Думайте об этом, пока не поздно и работайте над своим почерком, пока еще это представляется возможным.

А для того, чтобы писать красиво, можно заниматься соответственно специальным методикам и как можно больше писать. Вот, например, понадобились вам банкетные карточки для свадьбы, а сами никак не можете их создать, тогда вам нужно обратиться к специалистам, которые помогут создать их в лучшем виде. Карточки для гостей способны украсить любую свадьбу и порадовать гостей. Хорошо ведь организовать праздник, который оставит лучшие впечатления. Красивый почерк может понадобиться в самых неожиданных ситуациях. Подумайте об этом и о том, как над ним работать. Портится почерк, как правило, тогда, когда люди пытаются писать быстро и много. Лучше использовать сокращения, чем портить свой почерк.

Как научиться писать красивым почерком?


Красивый почерк – явление редкое, особенно в наше время. Это в девятнадцатом веке в школе был такой предмет, как каллиграфия, на котором детей учили выводить каждую буковку. Тогда в этом была необходимость: принтеров и ксероксов не было, вся документация писалась и размножалась вручную. И, чтобы можно было понять написанное, почерк у писавших должен был быть четкий, понятный, ровный и красивый. Сейчас, в век компьютерных технологий, люди постепенно утрачивают умение писать от руки. А тем более – писать красивым каллиграфическим почерком. Даже в системе образования в наше время почерку придается не такое значение, как раньше.


С одной стороны, это правильно: не всем малышам даются ровные буквы, к тому же есть более важные и нужные умения. С другой стороны, способность красиво писать еще никому не мешала, а многим собственный красивый почерк доставляет немалое удовольствие.

Что же делать? Как научиться писать красивым почерком? Это вполне возможно при наличии желания и некоторой усидчивости. Хотя некоторые считают, что умение красиво писать - врожденное качество и тому, кому не повезло им обладать, не стоит и пытаться. На самом деле это не совсем так. Хотя существует некоторая природная предрасположенность к красивому почерку, так же, как существуют способности к рисованию или сочинению музыки, но можно эту предрасположенность в себе развить. До уровня умения или даже мастерства. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом!


Советы для тех, кто пишет не лучше, чем курица лапой, обозначая буквы невнятными и неупорядоченными символами, которые невозможно прочитать.

1. Практикуйтесь. Пишите как можно больше. Причем делать это надо с полным вниманием: медленно, сосредоточено, выводя каждую буковку.

2. Купите пропись. Ту самую, в которой рисуют свои палочки, кружочки и крючочки первоклассники. Заодно вспомните детство. Это методика, проверенная десятилетиями и реально работающая. Ваше преимущество перед первоклассником заключается в том, что вы, в отличие от него, будете заниматься не из-под палки, а по доброй воле, с энтузиазмом и желанием. Поэтому и результаты ваши должны быть более значительные, чем у первоклассника. Хотя бы по сравнению с вашими собственными результатами в этом возрасте.

3. Переходите к тетради. Когда заполните пропись, можете купить еще одну и снова ее заполнить. В том случае, если вам понравилось или, наоборот, вы не очень довольны результатом и хотите его улучшить. После прописи, где вы пишете крючочки по специальным линеечкам, можно переходить к написанию их в обычной тетради. Лучше взять школьную тетрадь в линейку, такую, где есть обычная линия, но нет вспомогательной. Теперь пишите то же самое, что писали в прописи, только в этой тетради. Сравните результат. Если результат в тетради хуже, старайтесь еще.

4. Отдельные буквы. В прописи и в тетради вы писали палочки, крючки и прочие загогулины, и только в конце – буквы. Теперь сосредоточьтесь на написании отдельных букв. Берите любую букву и начинайте ее выводить. Строчную, заглавную, снова строчную, снова заглавную и т.д. Обычно обнаруживается, что какие-то буквы получаются лучше, какие-то хуже. Те, которые получаются хорошо, вы готовы писать хоть целый день, а те, которые не получаются, вызывают у вас раздражение, переходящее в ненависть. Расслабьтесь. Глубоко вдохните. Выдохните. И продолжайте работать над нелюбимыми буквами до победного результата.

5. Не торопитесь. Вряд ли у вас получится писать красивым и безупречным почерком через пару дней занятий. Настройтесь на долгий процесс. Но не превращайте это в неприятную обязанность. Занимайтесь с удовольствием. Тогда и результат придет быстрее, и от процесса вы получите удовольствие.

6. Развивайте мелкую моторику пальцев. Это помогает сформировать красивый почерк. Занимайтесь любыми действиями с мелкими предметами: плетите из бисера, вяжите крючком, лепите поделки из пластилина и глины, уделяя особое внимание мелким деталям.

7. Рисунки. Рисование, особенно рисование мелких предметов и деталей также помогает улучшению почерка. Так что как можно больше рисуйте, для начала лучше рисовать ручкой. Можно не рисовать, а обводить рисунки. Найдите какое-нибудь графическое изображение с обилием деталей, и начинайте обводить все линии. Еще можно заняться штриховкой, это тоже будет очень полезно. Купите книжку-раскраску и заштриховывайте рисунки небольшими и ровными параллельными линиями.

8. Работайте не только запястьем. Если при письме вы используете только запястье, а мышцы предплечья в работе не задействованы, вам будет трудно добиться красивого почерка. Ведь у вас не будет нужного размаха, амплитуды, и, соответственно, плавности и округлости.

9. Следите за осанкой. Правильная осанка при письме важна не только для вашей стройности и здоровья позвоночника, но и для красивого почерка. Если вы сутулитесь, опускаете одно плечо или вытягиваете шею вперед, в вашем теле возникают ненужные зажимы и лишнее напряжение, которое мешает писать легко и свободно.

10. Тренируйтесь в воображении. Вы должны очень четко представлять, как выглядит та или иная буква, как прорисовываются соединения букв, каким должно получиться все слово целиком. Заниматься подобными воображаемыми тренировками навыков письма можно в любое время и в любом месте. Например, если вы застряли в пробке или сидите в очереди у стоматолога. После того, как буква или слово нарисованы в воображении, можно очертить их контуры пальцем на любой поверхности или в воздухе. В очереди у стоматолога лучше этим не заниматься. Ваши действия могут вызвать у медсестер подозрения.

11. Пишущие инструменты. Когда более или менее освоите обычную шариковую ручку, попробуйте писать другими инструментами: простым карандашом, цветными карандашами, пером, которое нужно окунать в чернильницу, перьевой ручкой, фломастерами и даже красками при помощи кисточки. Зачем это нужно? Во-первых, эти занятия могут принести вам немалое удовольствие. Возможно, вы даже погрузитесь в состояние медитативного транса, как бывает у буддистов, рисующих иероглифы специальной кисточкой. Это хорошее упражнение для снятия стресса. Во-вторых, таким образом вы закрепите приобретенные умения и, возможно, разнообразите и украсите свой почерк.

12. Фирменный стиль. Когда у вас начнут получаться ровные, достаточно красивые и во всех смыслах приличные буквы и даже целые слова, стоит задуматься о выработке вашего собственного, оригинального и непохожего на другие, почерка. Ведь почерк, которому учат в прописи, при всей своей ровности и понятности, не очень подходит взрослому человеку. А мы стремимся к тому, чтобы почерк был не только понятным, но и красивым. Подумайте, как его можно украсить. Возможно, вы удлините какие-то вертикальные линии, добавите черточки над некоторыми буквами, внесете какие-то завитки и другие элементы украшения. Ваш почерк может быть крупным и округлым, мелким и вытянутым, среднего размера и приземистым. Считается, что почерк зависит от характера человека. Возможно, это и так. Вы можете изменить что-то в своем почерке и повлиять тем самым на свой характер или просто его украсить.

Исправить почерк в лучшую сторону вполне реально. Нужно просто проявить терпение и упорство в развитии каллиграфических способностей.

ПОЧЕМУ ИСЧЕЗЛА КАЛЛИГРАФИЯ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ БУКВАРЕЙ.



Когда я стала изучать учебники Букварь за 1959, 1962, 1980 и 2011. Я увидела тенденцию, что каллиграфию просто исключили из учебного процесса. Тогда я задалась вопросом, ПОЧЕМУ? И вот что я нашла в интернете:

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.

Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.

Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.