Умения 3 месячного ребенка. Развитие малыша на третьем месяце жизни

В этой статье:

В первый год жизни развитие ребенка наиболее активное. После года, когда кроха научится ходить, он будет меньше набирать в весе и не так интенсивно расти. Поговорим о том, какие изменения происходят с крохой в 3 месяца, насколько более самостоятельным становится малыш и что умеет к этому возрасту.

Начнем с того, что в 3 месяца грудной ребенок так же зависим от мамы, как и раньше, в большинстве случаев находится на грудном вскармливании, ест и спит по часам. Многие малыши приучены к укачиванию перед сном, поэтому самостоятельно засыпают с большим трудом, требуя постоянного внимания взрослых.

Тем не менее, если сравнивать грудничка в 3 месяца с младенцем в первые дни после выписки из роддома, изменения колоссальны. Кроха выглядит уже не таким маленьким и беспомощным. От частого сосания у него округляются щеки, появляется второй подбородок и складочки на руках. Малыш воспринимает информацию более осознанно, узнает лица родных, радует близких открытой улыбкой.

Физические изменения малыша

В три месяца грудничок продолжает активно набирать в весе, особенно если получает грудное молоко по требованию. В среднем такая прибавка составляет 900-1000 граммов в месяц, но в отдельных случаях может достигать 1500 граммов. В длину малыш увеличивается примерно на 3 см. Ползунки, пеленки, распашонки, которыми мама пользовалась с рождения, становятся
безнадежно малы, поэтому самое время отправиться в магазин за обновками.

В 3 месяца у грудничка активно проявляется комплекс оживления, то есть бурная реакция на появление родных, а особенно мамы. Ребенок стучит ногами по кроватке, машет руками и пытается издавать звуки. Комплекс оживления лишний раз подтверждает, что развитие малыша протекает нормально.

Также можно отметить, что в 3 месяца грудничок уже достаточно уверенно и долго держит голову в вертикальном положении, а если его положить на живот, поднимает не только голову, но и плечи, выпрямляя руки, и будет осматриваться по сторонам. Некоторые детки уже в этом возрасте могут перевернуться со спины на бок и обратно.

Психологические изменения

Ярким подтверждением того, что психика малыша развивается в достаточно активном темпе, является его интерес к собственным частям тела, в частности к ручкам. Грудничок в 3 месяца уже совершенно осознанно может непродолжительное
время рассматривать руки и даже пробовать поймать одной другую.

Координация крохи пока несовершенна, поэтому сделать это ему сложно. Задача родителей - мотивировать кроху продолжать проявлять заинтересованность не только к ручкам, но и к игрушкам.

Достаточно будет вложить в руку младенцу небольшую и удобную игрушку, чтобы он ей не просто заинтересовался, но и попробовал поиграть. Сначала кроха рассмотрит новый предмет, затем обязательно прислушается к издаваемым им звукам и попробует на вкус.

Наблюдать за грудничком в такие моменты очень интересно. Слыша новый звук, кроха будет замирать, пытаясь не пропустить самое интересное, пробуя снова и снова повторять наиболее удачные движения. Именно с таких примитивных,
на первый взгляд, действий начинается выработка навыка самостоятельной игры.

Нужно ли родителям принимать участие в забавах младенца? Конечно же, нужно. Желательно сопровождать игры крохи комментариями, подбадривая его поглаживаниями и похлопываниями. Будет здорово, если ребенок сможет играть разными по текстуре игрушками для сравнения тактильных ощущений.

Задатки речевого развития

Конечно, о полноценной речи в 3 месяца говорить рано, тем не менее задатки
ее уже имеются. Груднички вполне осознанно агукают, пытаются произносить другие слоги, стараясь всеми силами привлечь внимание родителей и принять участие в разговоре.

Более развитым становится и слух малыша. Ребенок активно реагирует на звуки, ищет глазами их источник, поворачивая голову из стороны в сторону. Считается, что груднички положительным образом реагируют на классическую мелодичную музыку. Родители время от времени могут включать такие мелодии, таким образом способствуя развитию слуха крохи и помогая ему достичь спокойствия.

Стоило ли сомневаться, что в 3 месяца любимым среди звуков является мамин голос? Его кроха ни с чем не спутает и его рад слышать в любое время дня и ночи. Когда у малыша болит живот, голова или просто плохое настроение, ласковый и нежный мамин голос помогает ему найти силы и успокоиться, улыбнуться или уснуть.

Понимая это, мамы должны подумать о том, какие колыбельные они будут использовать для укачивания малыша. Будет лучше, чтобы это были одни и те же песни и мелодии, которые кроха запомнит
и которые будут у него ассоциироваться с мамой и безопасностью.

Стоит обратить внимание, что психическое и физическое развитие детей в 3 месяца имеют самую тесную и прямую связь. Общение с малышом, чтение книг, прослушивание любимых мелодий и игры будут способствовать общему развитию, как психическому, так и физическому, равно, как и регулярные занятия с зарядкой по утрам, играми на фитболе и купаниями.

Как ухаживать за грудничком?

В 3 месяца малыша можно попробовать перевести на определенный режим дня, если до этого это сделать не получалось из-за постоянно беспокоящих кроху коликов. Желательно придерживаться определенных часов кормления, сна, прогулок и купания.

Небольшие отклонения допустимы, но чем лучше получится соблюдать график, тем проще будет как маме, так и грудничку. В 3 месяца ребенок по-прежнему может есть через каждые 2-3 часа, купать его
нужно будет каждый день, гулять с ним – не менее 3 часов в день утром и после обеда.

Очень важный момент - это гигиена крохи. Регулярно нужно прочищать ему ушные проходы, нос, умывать глаза. Часто грязь и корочки скапливаются за ушами грудничка. Чтобы их удалить, нужно использовать специальное детское масло.

С помощью этого же масла можно удалять и корочки на голове, если к трем месяцам они еще не пропали самостоятельно. Снимать корочки нужно с помощью натурального гребня, после того как они размякнут в течение 15 минут.

Чтобы ребенок себя не царапал, ему нужно регулярно обстригать ногти как на руках, так и на ногах, причем делать это лучше всего во время сна и специальными безопасными ножницами, чтобы не поранить кроху.

Если в 3 месяца вы все еще продолжаете пеленать грудничка, то лучше от этой привычки отказаться. Чтобы развитие крохи протекало нормально, ему нужно быть достаточно активным, двигая руками
и ногами до усталости. Пеленание сковывает движения малыша и ограничивает его активность, а значит, и развитие.

Кроме обычного купания, грудничку очень полезно время от времени устраивать воздушные ванны, особенно летом. Дайте крохе возможность полежать нагишом и без памперса. В это время можно поговорить с малышом, показать ему игрушки, позаниматься с ним легкой гимнастикой. В помещении, где ребенок будет получать воздушные ванны, должно быть достаточно тепло.

Еще одно удивительное событие, с которым столкнутся родители грудничков в 3 месяца, - это первые слезы во время плача. Малыши к этому времени начинают плакать по-взрослому, со слезами, поэтому нужно будет обязательно протирать им глазки кипяченой водой.

Что нужно знать про колики?

В 2-3 месяца кишечные колики - это наибольшая проблема как для ребенка, так и для родителей. Чаще всего живот у малыша начинает болеть во время и после кормления. Если кроха начинает резко краснеть, отказывается от груди и плачет, то, скорее
всего, его беспокоят именно боли в животике. Продолжаться они могут от несколько минут до нескольких часов.

С чем связано появление мучительных коликов? В первую очередь с тем, что кишечник сформирован не до конца и пока только учится справляться с пищей, даже если это грудное молоко. Кроме того, дети не умеют самостоятельно выпускать газы, поэтому проще всего у них это получается во время плача. Как только колики заканчиваются, малыш засыпает, не тревожа больше близких пронзительным плачем.

Можно ли облегчить страдания малыша во время болей в кишечнике? Существует несколько способов:


Ближе к четырем месяцам кишечные колики будут мучить малыша все реже, вместе с тем появится новая проблема - зубы. Но пока об этом думать рано.

Навыки трехмесячного грудничка

В 3 месяца нормально развивающийся ребенок обычно способен:


Конечно, ни один ребенок никому ничего не должен, поэтому перечисленные выше навыки не являются обязательными.Каждый малыш развивается по своему сценарию и может в 3 месяца чего-то не уметь, зато к 5 перегнать сверстников по многим пунктам. Поэтому родителям нужно будет набраться терпения и продолжать общаться и играть с малышом, стимулируя его развитие.

Особенности питания грудничка

Если грудничок в качестве основного питания получает грудное молоко, то в 3 месяца не так просто определить то количество, которое он съедает за один раз. В среднем это 120-140 граммов за одно кормление и, при условии шестиразового питания, порядка 800-850 граммов в сутки.

Чтобы узнать,
сколько молока нужно крохе, достаточно будет его вес разделить на шесть. Если молока очевидно не хватает, малыш не наедается, а улучшить лактацию не представляется возможным, можно в рацион в качестве прикорма ввести адаптированные под грудное молоко молочные смеси.

Ни в коем случае нельзя пробовать кормить грудничка в 3 месяца магазинным молоком. Состав его совершенно не подходит для малышей этого возраста. Некоторые мамы уже в 3 месяца пробуют вводить первый прикорм в виде фруктового сока или пюре. Так ли это необходимо в вашем случае? Правильным будет до принятия решения получить консультацию у педиатра.

Как развивать трехмесячного грудничка?

В 3 месяца ребенок уже достаточно любознателен. Он проявляет интерес к новым предметам, пытается все потрогать как пальчиками, так и ртом. Полезным в этом возрасте будет развитие тактильных навыков крохи. Так, например, можно на бортиках его кроватки закрепить игрушки, издающие при касании мелодичные звуки.

Также развивать тактильные навыки крохи можно с помощью разных на ощупь
игрушек или игрового коврика. Развивать зрение малыша можно простым способом, надевая на его ручки и ножки цветные носочки и меняя их местами.

Не стоит забывать разговаривать с крохой, повторяя его звуки, пытаясь установить контакт «глаза в глаза». Общаться с грудничком нужно постоянно, в том числе во время переодевания, гимнастики, игр и купания. Это положительным образом скажется на его психическом развитии.

Развлечения для малыша в 3 месяца

В три месяца кроха уже способен концентрировать внимание на протяжении трех минут. За это время ему можно рассказать короткий стишок, потешку или спеть песенку. Также малыш проявляет интерес к игрушкам, которые пробует на зуб и активно вертит в ручке.
Можно поиграть с крохой, делая вид, что пытаетесь забрать игрушку. Такое развлечение ему обязательно придется по душе.

Для развития моторики, а значит, и речи в будущем обязательно стоит играть с малышами в пальчиковые игры, например в «сороку-белобоку», которая помогает ладошкам расслабиться.

В 3 месяца грудничку уже можно показывать разнообразные яркие и контрастные картинки с изображениями животных, природных явлений, лиц людей, выражающих разные эмоции.

Медицинское сопровождение

В 3 месяца малыш должен пройти медосмотр у врача, который определит уровень его физического и психического развития. С врачом можно будет обсудить режим дня малыша, питание, а также прививки и оздоровительный массаж.

Ребенок в три месяца – любопытный грудничок, который становится всё более активным и самостоятельным, приспосабливаясь к новому большому миру. Меняется режим дня, грудничок меньше времени тратит на сон, и бодрствование посвящает общению и освоению движений. Как развивать малыша на 3 месяце жизни?

Рост младенца в этом возрасте возрастает на 3 см за 30 дней, а вес увеличивается на 800 г.

Таблица 1. Рост, вес, обхват груди и головы у детей в 3 месяца (средние показатели)

Если у ребёнка проблемы со здоровьем (серьезнее, чем сопли), его физическое и психическое развитие происходит в индивидуальном порядке (иногда дети имеют указанные показатели в год).

Если дитя питается молоком мамы, врач должен следить, обеспечивает ли его потребности. Обеспечивается ли полноценный рост, растет ли вес. Это касается и питательной смеси, если малышу показано искусственное питание.

Двигательные навыки

В 3 месяца жизни качество и разнообразие движений крохи значительно улучшается. Что должен уметь делать ребенок в этом возрасте?

  1. Умеет лежать на животике, приподнимать туловище, опираясь на локти и предплечья, высоко подняв голову;
  2. Умеет хорошо держать голову в вертикальном положении (на руках у взрослого);
  3. Умеет сидеть при поддержке за таз, переворачивается со спинки на бок.

В год малыш уже должен контролировать своё тело более совершенным образом.

Развитие ребёнок в 3 месяца

Зрительное и слуховое восприятие

У 3-месячной крохи продолжается развитие зрительного и слухового анализаторов, вырабатываются сложные условные рефлексы. Когда малыш тратит время на бодрствование, а не на сон, он начинает различать цвета (в год уже будет уметь это идеально). Он должен фиксировать взгляд на предмете. Ориентация в пространстве и слежение за звуковым раздражителем, пока длится бодрствование, тоже возникают на этом этапе. Если у грудничка сопли и ОРВИ, то развитие навыков тормозится до момента выздоровления.

Каким основным требованиям должен соответствовать слух, зрение и эмоциональная сфера ребёнка в 3 месяца жизни расскажет таблица №2 :

Навык Характеристика
Зрительно-ориентировочные реакции Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице взрослого, яркой игрушке);

Открывание рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки;

Натыкается на висящие в детской кроватке игрушки, учится их хватать, если они имеют небольшой вес.

Звуково-ориентировочные реакции Поворачивает голову к источнику звука;

Чувствует ритм, различает мелодии (заинтересован в музыкальных игрушках)

Эмоции и социальное поведение, развитие речи Появление у ребёнка «комплекса эмоционального оживления» при разговоре с родителями (улыбка, смех, зрительный контакт, активная мимика);

Узнает мать;

Криком выражает тревогу, если его оставляют одного или изменяется график, по которому проводят вскармливание;

Ребенок начинает гулить вне перерывов на сон, различает интонирование речи (в год уже будет использовать интонации сам).

Питание

Большинство деток в 3 месяца питаются от груди мамы. Для кормления некоторых малышей в периоде 1 месяц 1 год жизни, чтобы они набирали вес, используются исключительно смеси, или их применяют комбинировано вместе с материнским молоком. Поэтому различают такие виды кормления детей:

  1. Естественное вскармливание;
  2. Искусственное вскармливание;
  3. Смешанное вскармливание.

Если родители придерживаются графика кормлений, то в этом возрасте грудничку показано съедать молоко каждые 3,5 часа в течение дня. Ночной перерыв на сон составляет 6 часов, можно давать съедать молоко или бутылочку смеси ночью по требованию.

Бодрствование во время дня занимает больше времени в жизни ребёнка, сон длится от 1 до 1,5 часа между приемами молока или смеси. Поддерживайте правильный питьевой режим (давать воду, соки). Чтобы дитя сходило в туалет, используйте памперсы.

С 3 месяца жизни грудное вскармливание можно дополнять фруктовыми соками. Режим употребления зависит от конкретного ребенка. До конца дня малышу разрешено давать съедать пока не больше 30 мл сока. Его предлагают после кормления молоком (бутылочкой смеси, если показано искусственное питание). Суточный объем должен делиться на 1-3 приема.

Через 1-2 недели после введения сока младенцу можно давать фруктовое пюре. Начинают с очень маленького количества, а потом постепенно увеличивают дозировку. Объем пюре, который может съедать дитя на протяжении дня, должен быть на 10 г меньше, чем объем сока.

С 3,5 месяца жизни крохе можно давать яичный желток. Педиатры рекомендуют такой режим этого продукта. Берут 0,25 одного сваренного вкрутую желтка, растирают с материнским молоком и в виде суспензии перед кормлением (молоком мамы, бутылочкой смеси, если назначено искусственное питание) дают съедать грудничку. К 4 месяцу количество желтка увеличивают.

3-месячный младенец ходит в туалет чуть реже новорожденного.

В год ребенку уже хватает обычной пищи, поэтому дети отказываются от груди или питательной смеси.

Детки, для которых выбрано искусственное вскармливание, имеют такой же режим кормлений, как их сверстники. Для такого ребёнка используют специальные адаптированные смеси (стартовые смеси), приближенные по составу к молоку.

Развитие ребенка в 3 месяца

Развивающие игры для трехмесячного малыша

Нервная система трехмесячного малыша осуществляет активный рост. Развитие достигнет своего пика в 10 месяцев-1 год жизни. Днем, когда бодрствование направлено на исследование мира, ребенок уже включается в социальные контакты (это затруднено, если у малыша сопли и т.д.). Чтобы помочь крохе овладеть новыми умениями, применяются развивающие игры. Встройте их в индивидуальный режим вашей семьи для каждого дня.

Какими же они бывают?

  • «Что и где звучит?»

Подберите интересные мелодии и включите их на компьютере в соседнем с детской помещении. Или используйте музыкальную игрушку. Затем можно взять дочку или сына на руки и вместе идите искать, что же это звучит. Проговаривайте каждое действие, похвалите крошку, когда дойдете до источника звука.

  • «Поймай колечко!»

Купите колечко (минимальный вес), сделанное из резины, или возьмите одно из колец с детской пирамидки. У 3-месячного младенца, когда длится бодрствование, исчезает гипертонус мышц ручек, и происходит их активный рост. Он уже пытается что-либо схватить. Нужно давать кольцо малышу, говоря «Возьми», потом с интонацией просьбы сказать, чтобы малыш его вернул. После этого поблагодарите юного исследователя.

  • «Умница и газета»

Под присмотром взрослого нужно давать крохе коснуться листа бумаги, смять его, и если получится – разодрать на кусочки. Но помните, чтобы малыш не должен пробовать бумажные полоски на вкус.

  • «Какой я в зеркале?»

Эта игра выполняется перед зеркалом. Станьте или сядьте прямо перед ним, держа ребенка на руках. Опишите, что вы видите. Нужно давать названия частям тела, потом показать разные выражения лица.

Смотрите в зеркало в конце дня перед тем, как грудничка ожидает сон. Еще до того, как ему исполнится год, малыш сможет узнавать своё отражение. Это особенно важно, если воспитываете девочку.

Развитие координации

Чтобы помочь малышу развивать координацию движений, ускорить рост мышц, регулярно (ежедневный режим занятий, за исключением времени, когда у дитяти сопли и т.д.) выполняйте с ним упражнения:

  • Поочередно поднимайте и опускайте ножки крохи, рассказывая стишок;
  • Подтягивайте грудничка за ручки к себе из положения, когда он лежит на спинке, чтобы его туловище полностью отрывалось от поверхности. Потом медленно опустите.
  • Расположите крошку на животике у себя на коленях. Зафиксируйте её головку и поддерживайте спину, затем начните раскачивать свои ноги вперед и назад, чтобы малыш оказался, будто на кораблике.
  • Чтобы младенец умел переворачиваться со спинки на живот и обратно, а также лежать на боку, ему нужна помощь взрослых (режим упражнений должен быть гибким, рост и вес малыша роли не играет). Для этого поместите руку под плечами крохи и начните легонько раскачивать вправо и влево. Затем выложите грудничка на бок, и бережно подталкивайте, стимулируя самостоятельное переворачивание.

Ребенку будет интересно делать движения под музыку после того, как закончится сон.

Развитие мышления

Три месяца – время, когда детки начинают играть с погремушками и учатся их захватывать. Выберите яркую погремушку, которая имеет длинную тонкую ручку. Поднесите её к лицу ребёнка, встряхните несколько раз. Добивайтесь, чтобы кроха реагировала на зрительные и звуковые раздражители.

Чтобы развивать интеллект подойдут занятия с мячиком. Выложите младенца на животик. Перед лицом грудничка положите цветной мяч, затем можно начать им двигать в разные стороны. Когда малыш заметит игрушку, то попытается до неё добраться.

Приобретите несколько колокольчиков, что имеют разную высоту звучания. Поочередно звоните в колокольчики, находясь в разных концах детской кроватки. Потом спрячьте каждый и наблюдайте, как дитя старается определить источник звука и поворачивает голову в нужном направлении.

Придумайте режим и план занятий на месяц и точно следуйте ему. Рост малыша и психическое развитие ускорятся, если он получает полноценное материнское или искусственное вскармливание. Если вы приложите достаточно усилий в течение каждого дня, то будете поражены успехами чада, когда ему исполнится год (кроху будет даже проще приучить ходить в туалет на горшок в будущем).

Развиваем движения и тактильные ощущения

Процедуры ухода тоже помогают младенцу лучше ориентироваться в окружающем мире. Не забывайте проговаривать каждое действие, поддерживать зрительный контакт с малышом в то время, что занимает естественное или искусственное питание, купание и прогулки. Приобретите достаточное количество сенсорных игрушек, какие будут стимулировать развитие всех систем восприятия ребёнка.

  • Для развития тактильных ощущений можно собрать коллекцию предметов, имеющих различную поверхность – шершавую, гладенькую, с пупырышками и т.д.
  • Можно сделать самостоятельно сенсорную книгу или панно, нашив на плотную ткань кусочки разных материалов и давать малышу под присмотром (оно вам пригодится и в будущем, когда ребенку будет год).
  • Можно пошить несколько мешочков-подушечек (должны иметь небольшой вес), внутрь которых положить ароматные растения и пуговицы (бусины) различной формы. Такие игрушки стимулируют осязание и обоняние, происходит развитие мелкой моторики. Положите их в кроватку, где проходит сон ребёнка.
  • Можно выложить в течение дня рядом с крохой резиновые игрушки, что издают писк при касании, пусть малыш учится с ними играть;
  • Можно выбрать несколько привлекательных погремушек (какие имеют маленький вес), это поможет крошке научиться держать предметы. Вкладывайте их грудничку в руки поперечно ладони, чтобы большой палец находился отдельно от остальных.

Дети этого возраста быстро устают. Чтобы их развитие было гармоничным, им необходим регулярный сон, естественное или искусственное вскармливание без задержек. Информацию преподносите дозировано, контролируйте длительность занятий. Составьте режим активности и отдыха, строго его придерживайтесь.

Три месяца – рубеж в жизни ребёнка, когда происходит рост всех систем организма. В этот период психическое развитие малыша определяет контакт с матерью (совместное бодрствование во время дня и сон ночью, грудное вскармливание или искусственное кормление с помощью бутылочки смеси). Каждый родитель должен быть очень внимателен к самочувствию и успехам крохи. При отклонениях в состоянии здоровья младенца рекомендуют обращаться к врачу.

Развитие ребенка в 4 месяца

Время летит незаметно, и вот вашему малышу уже 3 месяца. Ребёнок заметно подрос, при виде взрослых малыш широко улыбается, заставляя сердца любящих его людей биться быстрее от радости и переполняющего их счастья. Казалось бы, какие тут могут быть переживания? Но родителей, как и раньше, продолжают посещать мысли о правильности развития ребенка в три месяца. Это необходимо, чтобы вовремя увидеть возможные тревожные сигналы, по возможности скорректировать их и обеспечить здоровье и счастье ребенка в будущем.

Сколько должен весить ребенок в три месяца

Каждое посещение педиатра обычно сопровождается измерением таких антропометрических показателей как рост, вес, объем груди, объем головы, которые различаются в зависимости от пола ребенка. Благодаря этому можно оценить насколько гармонично развивается малыш и в случае необходимости вовремя провести коррекцию. Особенно большое внимание уделяют весу малыша, как главному показателю благополучия его здоровья.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Часто мамы переживают из-за малейших несоответствий нормам, которые являются весьма условными. В случае если антропометрические показатели вашего ребёнка не совпадают с табличными, не стоит паниковать. Если малыш хорошо кушает и спит, проявляет интерес ко всему новому и активно играет, значит всё в порядке

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Гораздо более информативными показателями, по которым можно судить о правильности развития ребенка в три месяца служит последовательность, в которой он учится управлять своим телом или двигательные навыки. В этом возрасте важно не стеснять движения малыша, чтобы он в полной мере получал удовольствие от возможности управлять своим собственным телом.

Двигательные навыки

  1. Вся мышечная система ребенка развивается сверху вниз. От умения держать голову в три месяца ребенок переходит к освоению умения управлять мышцами спины. Это выражается в том, что он учится, удерживая голову, приподниматься над подстилкой, опираясь на предплечья. Здесь важно помочь ребенку, но в то же время не стоит расстраиваться, если малыш еще не готов.
  2. Большинство детей в этом возрасте получают удовольствие от движений собственного тела. Бодрствуя, ребенок постоянно двигает ручками и ножками, находясь на спине, причем ножки совершают движение, похожее на езду на велосипеде. Двигающиеся в его поле зрения ручки занимают его внимание, уподобляясь игрушкам.
  3. Ребенок активен настолько, что при укладывании его спать набок, он сам способен перевернуться на спину или наоборот, поэтому пеленальный столик становится для него источником опасности.
  4. Малыш способен поднять голову, чтобы разглядеть что-то заинтересовавшее его.
  5. Координация зрения и движения в этом возрасте развита недостаточно, поэтому ребенок пока только случайно наталкивается на игрушки.

Для проверки крепости мышц спины можно провести небольшой тест. Потяните ребенка лежащего на спине за ручки, как бы переводя его в сидячее положение. При этом голова ребенка и верхняя часть спины должны остаться в одной плоскости, оставив прогнутой только среднюю часть спины. Такое положение тела указывает на достаточно крепкие мышцы верхней части спины и скорую готовность приподняться над поверхностью на предплечьях.

Физиологическое развитие

В трехмесячном возрасте происходят значительные перемены во внешности ребенка.

  1. У малыша появляются пухленькие щечки и кожные складки — «перевязочки». Особенно хорошо заметны ягодичные и бедренные складки. Асимметричность ягодичных складок может указывать на дисплазию тазобедренных суставов и необходимость консультации врача ортопеда.
  2. Изменяются пропорции. Головка ребенка уже не кажется такой большой как раньше.
  3. Исчезают сосудистые пятна на лбу и затылке, которые хорошо заметны в период новорожденности. Они могут сохраняться, если у ребенка были тяжелые нарушения мозгового кровообращения или гемангиомы.
  4. Пушковые волосы на плечах, затылке потихоньку выпадают и меняются на луковичные. Однако при некоторых заболеваниях нервной системы пушковые волосы на спине могут оставаться и дольше.
  5. Родничок пока ещё мягкий, но с каждым месяцем он становится всё меньше.

Важно! Разнообразные кожные изменения ребенка в первые месяцы жизни часто сочетаются с поражениями центральной нервной системы и требуют консультации не только дерматолога, но и невропатолога.

Кроме внешних изменений, происходят значительные изменения во всех органах и системах организма.

  1. В ответ на прикосновение к различным частям тела ребенок реагирует на них ответными движениями рук. Так, прикосновение к ресницам ребенка не только заставляет его зажмуриться, но и потянуться к ним ручками.
  2. Возрастает болевая и температурная чувствительность . Это приводит к большему дискомфорту от мокрых пеленок. Особенно чувствительными становятся дети с повышенным внутричерепным давлением.
  3. Появляется выраженная реакция на запахи. Приятные запахи вызывают замирание ребенка или оживление, а неприятные гримасу или чихание.
  4. Заканчивают свое формирование слезные железы. В это время уже можно увидеть первые слезы ребенка. Орган зрения обретает способность к самоочищению и постепенно хлопот с гигиеной глаз малыша становится все меньше.
  5. Желудочек увеличивается почти в два раза. Грудничок по-прежнему питается лишь грудным молоком или смесью, если грудное вскармливание по каким-то причинам невозможно. Важно не забывать о профилактике рахита и давать прописанный педиатром витамин D.
  6. Врожденные рефлексы малыша постепенно угасают. Младенец уже не поворачивается в ответ на прикосновение к щечке, а губки не складываются хоботком от прикосновения к ним пальцем или другим предметом. В то же время рефлексы Моро, ползания, сосания в 3 месяца хорошо выражены.
  7. Стул и мочеиспускания ребенка. Здоровый ребёнок в 3 месяца должен какать 6-8 раз в день, а писать не менее 12 раз.

В три месяца следует обязательно проверить зрение малыша, показав его детскому окулисту. Для проверки врач берёт яркую игрушку, показывает её младенцу, затем плавно приближает и удаляет объект. Исходя из реакции ребёнка, ставится заключение.

Психологическое развитие

  1. Малыш уже умеет издавать некоторые звуки, громко смеяться, реагировать на разговор со взрослыми улыбкой или движениями ручек и ножек. Чтобы развивать речь ребёнка старайтесь больше разговаривать с ним, описывать свои действия, читайте ему стишки и сказки. Познакомьте кроху с разными предметами, озвучив их названия.
  2. Звуки, издаваемые ребенок в этом возрасте, еще нельзя назвать речью, это всего лишь способ выразить свою готовность общаться с окружающими людьми. Замечено, что, издав звук, ребенок как бы ждет ответа взрослого, выдерживая паузу. Если он слышит ответ, то через некоторое время издает звук вновь. Такая реакция наблюдается только на голос. Вместе с тем, когда младенец остается один в издаваемых им звуках опять прослеживается ритмическая картина, характерная для диалога. Такая игра с издаваемыми звуками и собственными ручками – это излюбленное занятие трехмесячного ребенка. В ответ на посланную улыбку ребенок также улыбнется.
  3. Ребёнок хорошо знает всех членов семьи, при появлении их в поле зрения он улыбается. При появлении незнакомых людей малыш внимательно изучает незнакомца, всматриваясь в лицо, и уже через некоторое время начинает улыбаться и смеяться. Ребёнок открыт и готов самостоятельно идти на контакт с окружающими людьми. Трехмесячный малыш уже способен выразить свою радость, проявить неудовольствие или удивляться собственным ощущениям.

Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Как развивать трехмесячного ребенка

  1. Массаж и гимнастика. Обязательно уделяйте данной процедуре 10-20 минут в день. Проводить массаж и гимнастику нужно не раньше, чем через 1 час после кормления. Ребёнок должен хорошо поспать перед массажем, иначе он будет капризничать. Ваши руки должны быть тёплыми, а в комнате должна поддерживаться оптимальная температура. Заранее приготовьте масло или крем для массажа.
  2. Малыш будет рад новым играм и занятиям. Например, он будет в восторге от занятий на фитболе, кроме того, это поможет . Важно создать вокруг ребенка развивающую обстановку. Предложите ему интересные предметы, больше общайтесь.
  3. Познакомьте его с другими детьми. Играть кроха с ними пока не сможет, зато получит массу эмоций.
  4. Знакомство с домашними питомцами. Ребёнок, безусловно, будет очень рад знакомству с хвостатым членом семьи. Покажите малышу, где у животного ушки, а где носик. Но запомните, что нельзя оставлять ребёнка наедине с домашним животным.
  5. Прогулки. Не забывайте гулять с ребёнком каждый день в любую погоду и время года, ведь свежий воздух очень важен для гармоничного развития младенца.

Играя с ребенком всегда надо помнить, что его реакция гораздо медленнее, чем ваша. Особенно, если игра заставляет использовать его возможности на сегодня до предела. Поэтому старайтесь вести игру на удобной для ребенка скорости. Разговаривая с ребенком, дождитесь «ответа» на свою реплику, не говорите вновь. Важно, чтобы ребенок сделал ответное действие, дождаться ответа, только цель игры будет достигнута. Важно учитывать и характер маленького человечка и подбирать игры – тихие или шумные.

В это время детям очень нравится играть голышом, так как одежда не сковывает их движения, и при этом можно свободно изучать свое собственное тело. Конечно же, при этом нельзя забывать о безопасности и комфортной для ребенка температуре воздуха в помещении. Лучшее место для игры в этом возрасте – середина дивана или двухспальной кровати, застланная мягким махровым полотенцем, но только до тех пор, пока грудничок не научится переворачиваться.

Игрушки для развития ребёнка

С трех месяцев младенцы с интересом относятся к любым новым предметам, а знакомые и уже хорошо изученные игрушки не занимают их внимание. Ребёнок познаёт звуки, цвета и форму предметов, поэтому игрушки ему нужны самые простые. Идеально подойдёт яркая погремушка, которая издаёт звук. Дети в таком возрасте любят пробовать окружающие их предметы на вкус, поэтому позаботьтесь о том, чтобы игрушки были безопасными. Лучше если это будут игрушки из пластмассы, дерева или резины.

Требования к игрушкам:

  • чистота;
  • материал, поддающийся влажной обработке;
  • отсутствие острых краев и мелких, отделяемых частей.

Привлекают детское внимание подвесные погремушки и мобили. В то время как малыш увлечённо наблюдает и пытается дотянуться ручками до игрушек, мама может спокойно заниматься своими делами.

Плюсы подвесных погремушек и мобилей:

  • многообразие форм, размеров, цветов;
  • игрушки хорошо видны ребенку, фиксируют его взгляд;
  • привлекают внимание ребенка, заставляя тянуться к ним, формируя координацию движений и развивая опорно-двигательный аппарат;
  • тренируют глазомер.

Нет необходимости вешать сразу много игрушек – внимание ребенка будет рассеиваться, и он будет быстро утомляться. Хорошо изученные надоевшие игрушки можно на некоторое время спрятать, а затем показать вновь. Причем это могут быть не только игрушки, а совершенно любые предметы, и не обязательно совершенно новые, а другой формы, из другого материала или издающие другие звуки.

Важно! В этом возрасте лучшая для ребенка игрушка – вы сами и если вы готовы оказать ему помощь, подарить любовь, внимание, то лучшей игры нельзя придумать.

В этом возрасте наиболее типичным поведением для ребенка становится не просто контакт с висящей игрушкой, а попытка как бы измерить расстояние до нее с целью схватить. Сначала кроха смотрит на игрушку, потом на ближайшую руку, поднимает руку, «оценивает» расстояние повторно и так до тех пор, пока он не дотронется до игрушки. Поэтому просто качающиеся игрушки в этом возрасте не лучший вариант для развития ребенка. Оптимально, если это будет перекладина, укрепленная поперек кроватки примерно на расстоянии 20-25 см от глаз ребенка, но так, чтобы малыш не мог легко дотронуться до закрепленных на ней игрушек. Интересно будет ребенку и понаблюдать за собой, поэтому зеркало, подвешенное над кроваткой на безопасном расстоянии, будет по достоинству оценено маленьким исследователем.

Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Девиз этого месяца:
«Ни дня без новых достижений или открытий!»

На третьем месяце жизни ребенок проявляет уже гораздо большую активность - как в физическом, так и в эмоциональном плане. Научным языком говоря, срабатывает «комплекс оживления» - малыш демонстрирует позитивную эмоциональную реакцию в ответ на обращение к нему взрослого . Это свидетельствует о правильном развитии малыша.

В два месяца ребенок узнает знакомых взрослых не только зрительно, но и по голосу, по запаху. Он улыбается, отвечает «агуканьем», если с ним говорить, старается подражать каким-то звукам, активно машет ручками-ножками . Это свидетельствует о развитии эмоциональной сферы ребенка.

Ребенок в третий месяц жизни, находясь в хорошем настроении, может подолгу гулить, произнося гласные и согласные звуки , сливая их в незамысловатые комбинации типа «а-а-а-а-у», «г-у-у-у» и др. Это подготовительный этап развития речи.

Малыш начинает смеяться (до этого только улыбался). Он видит, как взрослые реагируют на его «разговоры» и смех и начинает осознанно налаживать контакт с окружающими . Пробует визжать, изучая возможности своих голосовых связок.

Ребенок в два месяца становится более восприимчивым к окружающим звукам. Его могут разбудить шаги, шум воды, звук звонка или телефона и т.п. На незнакомый звук реагирует, как и раньше, замиранием.

Если малышу что-то не нравится, он обязательно даст об этом знать кряхтением или недовольным видом. Теперь ребенок даже плачет по-разному в зависимости от ситуации. Мамочка уже может различить, что означает тот или иной плач: хочет ли малыш есть, спать или просто привлечь к себе внимание взрослого.

Ребенок начинает улавливать закономерность - после его плача следует внимание со стороны взрослых (кормление, переодевание и т.д.).

Растет малыш по прежнему стремительно (до 3-5 см за месяц!), а масса тела может увеличиться на 800 грамм. Еще бы: ведь за сутки малыш съедает грудного молока около пятой части своей массы. В этот период некоторые мамы начинают ощущать нехватку грудного молока.



Главное - не паниковать, увеличить потребление жидкости и помнить , что сигналом для выработки пролактина (гормона, ответственного за выработку грудного молока) является сосание груди ребенком, частота кормлений и их длительность.

То есть прикладывайте малыша к груди по первому требованию. В случае необходимости проконсультируйтесь со специалистом по грудному вскармливанию.

Но если вы все же решили ввести смесь в рацион ребенка, то внимательно прочитайте инструкцию по ее приготовлению, разведите компоненты строго по инструкции и вводите смесь в рацион постепенно: в первый раз дайте ребенку не более 20 мл, увеличивая объем смеси с каждым новым кормлением.

Родничок малыша в два месяца все еще открыт, хоть и немного уменьшился.

В два-три месяца ребенок умеет:

  • Управлять своими ручками . Хватательный рефлекс постепенно угасает, - и малыш начинает осознанно брать предметы в руки. Движения ребенка становятся осмысленными и более скоординированными. Яркую игрушку он наверняка захочет взять в ручку и… попробовать на вкус. А вдруг вкусная?
  • Кулачки к третьему месяцу жизни ребенка становятся немного более разжатыми , малыш пытается хлопать, с интересом ощупывает свои ручки.
  • Приподнимается на локтях и удерживает головку, лежа на животике. В таком положении гораздо больше интересного вокруг можно рассмотреть. Некоторые дети с удовольствием подолгу готовы лежать на животике и осматривать все вокруг.
  • Малыш к третьему месяцу жизни может фокусировать взгляд на каком-то ярком предмете и смотреть на него до полминуты!
  • При не быстром перемещении яркого предмета ребенок следит за ним и даже поворачивает голову вслед за предметом.
  • На звук реагирует поворачиванием головы и ищет источник звука , если тот находится вне поля зрения малыша. На ваш голос ребенок сразу найдет вас глазками, если вы в поле его зрения.
  • Открывает ротик при виде груди или бутылочки со смесью . Рефлекс поиска постепенно угасает к трем-четырем месяцам.
  • Ребенок начинает делать попытки перевернуться со спинки на бочок или даже на живот . Но большинство карапузов совершают свой первый переворот в 3-4 месяца.
  • Малыш сосет все, что попадаем ему в ротик . Будь то соска или собственный пальчик, но ребенок уже хорошо понимает разницу, поэтому, будучи голодным, он откажется сосать соску и быстро выплюнет ее.


Занятия с ребенком в третий месяц жизни:

Малыш в два месяца все больше времени проводит, бодрствуя , у него появляется больше возможностей, чтобы изучать окружающий мир. Некоторые около 2-х часов могут не спать, просыпаясь даже ночью, чтобы немного поиграть.

Днем любую свободную минутку нужно использовать с пользой. «Развивающими» можно сделать даже самые обычные процедуры по уходу за ребенком: переодевание, купание, прогулки на улице.

  • К массажу и гимнастике можно добавить процедуры закаливания. Разденьте малыша на несколько минут, пусть подрыгает ручками и ножками в свое удовольствие. Потом переверните его на животик, пусть немного полежит так. Оптимальная температура для занятий 22 градуса.
  • Купите цветные носочки и надевайте попеременно на ручки . Малыш будет рассматривать свои ручки, тянуть их к себе и таким образом освоит новые возможности в управлении своим телом.
  • Попеременно вкладывайте в ручки ребенка небольшие предметы с разной на ощупь поверхностью . Малыш с удовольствием будет ощупывать и изучать игрушки. Подобные занятия способствуют развитию моторики рук, что тесно связано с развитием зон мозга, отвечающих за речь ребенка. Также это начальный этап в обучении самостоятельно удерживать ложку, ручку, карандаш.
  • Придерживая ребенка за ручки, подтягивайте и усаживайте его . Данное упражнение полезно для осознания малышом себя в вертикальном пространстве, в новом положении «не лежа».
  • Тренируйте речь ребенка уже сейчас! Говорите «агу», и он будет пытаться что-то ответить, повторяйте за малышом его «слова», читайте коротенькие стихи, напевайте песенки.
  • Выучите несколько стишков, потешек наизусть и рассказывайте их малышу , например, во время переодевания, купания, особенно если ребенок не любит эти процедуры. Возможно, стихотворение сможет его отвлечь. Если какие-то рутинные действия будут сопровождаться стихами, у ребенка начнут формироваться причинно-следственные связи. Например, можно рассказывать одно и то же стихотворение или петь песенку, когда спускаетесь по лестнице на прогулку, готовите одежды для переодевания и пр.
  • Носите ребенка на руках, показывайте комнату, смотрите в окно, постоянно комментируйте все, что видите. Гуляя на улице, тоже поднимайте ребенка и показывайте ему окружающий мир.


  • Следите за тем, чтобы во время занятий малыш хорошо себя чувствовал , был настроен на общение. Если он начинает капризничать, то, скорее всего, кроха устал, нужно прекратить занятия и дать ребенку отдохнуть.
  • Не оставляйте малыша одного на диване или других высоких поверхностях . Хоть и кажется, что он никуда не денется, но на самом деле, ребенок (даже в два-три месяца!) запросто может перевернуться и упасть. В крайнем случае, обложите его одеялами и подушками, которые не позволят крохе повернуться.
  • Если вы еще не записались в бассейн с малышом, то поспешите это сделать. Младенец после рождения еще сохраняет способности к плаванию до 3-4 месяцев. Он рефлекторно задерживает дыхание при нырянии и даже умеет держаться на воде.
    Изучив методику обучения младенцев плаванию, вы можете принимать с малышом ванну. Тем более что благоприятный эффект плавания трудно переоценить. Плавание благотворно влияет на физическое и психомоторное развитие ребенка, ускоряет формирование его двигательных умений, укрепляет нервную систему, оказывает массирующее воздействие и закаливающий эффект.
  • Прохладная погода не должна быть препятствием для прогулок на свежем воздухе . Даже в зимнее время нужно проводить на улице 2-3 часа. Одевая ребенка на улицу, нужно учитывать не только температуру воздуха, но и влажность, и силу ветра.
    Не закрывайте малыша от солнечного света, на третьем месяце жизни возможно развитие рахита у крохи. Потому наоборот, позволяйте ребенку принимать солнечные ванны, но исключая попадание прямых солнечных лучей с 11 до 16 часов дня.
  • И помните, если малыш в третий месяц жизни делает немного больше (или немного меньше) упомянутого, не паникуйте . Ребенок никому ничего не должен. Не научился сегодня - научится завтра.

Как часто вы ходили с ребенком на прогулку? Что умел делать ваш малыш в два месяца?