Урок окружающего мира: "Золотое кольцо России". Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» Окружающий мир золотое кольцо

  • кольцо
  • России
  • Выполнила
  • учитель начальных классов
  • МОУ СОШ № 48
  • Грешнякова Ольга Петровна
Сергиев Посад
  • Золотое кольцо России
  • Сергиев Посад
  • Александров
  • Переяславль
  • Ростов Великий
  • Ярославль
  • Кострома
  • Иваново
  • Палех
  • Суздаль
  • Владимир
  • Город Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь.
  • Сергиев Посад
  • Начало городу Сергиев Посад положил крупнейший в России Троицкий монастырь, основателем которого был Преподобный Сергий Радонежский. В честь Преподобного Сергия город получил свое первоначальное название
  • Александров
  • Александров– город удивительной судьбы. Из небольшого дворцового села, охотничьего становища переславских и московских князей он, по воле Ивана Грозного, на несколько лет превращается в фактическую столицу Русского государства.
  • Александровская слобода известна с середины XIV века. В 1513 здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III.
  • С 1564 по 1581 в слободе находилась резиденция Ивана Грозного, фактически Александровская слобода являлась столицей Московского государства.
  • В 1778 году получил статус города
  • На его гербе были изображены две на-ковальни и тиски в знак того, что в Александрове славились своими изделиями кузнецы
  • В 1870 через город прошла железная дорога Москва - Ярославль. На ней расположена узловая станция - Александров I. Кроме неё, в городе есть ещё одна станция - Александров II.
  • Александров
Ростов Великий, один из старейших городов России, являющийся настоящей «жемчужиной» региона.
  • Ростов Великий
  • Ростов Великий, один из старейших городов России, являющийся настоящей «жемчужиной» региона.
  • Впервые Ростов упоминается в летописи под 862 годом, однако земли возле озера Неро были населены ещё в доисторические времена. Впоследствии здесь жило угро-финское племя меря. В конце IX века в междуречье Оки и Волги появляются славяне-кривичи и новгородцы.
Тогда же, видимо, и возникает на берегу озера мерянско-славянское поселение Ростов, ставшее уже в Х веке одним из самых больших городов на северо-востоке древнерусского государства. Первым независимым ростовским князем стал Юрий Долгорукий. При нём княжество расширилось, а Ростов получил прозвание – Великий.
  • Тогда же, видимо, и возникает на берегу озера мерянско-славянское поселение Ростов, ставшее уже в Х веке одним из самых больших городов на северо-востоке древнерусского государства. Первым независимым ростовским князем стал Юрий Долгорукий. При нём княжество расширилось, а Ростов получил прозвание – Великий.
Ярославль - один из наиболее значительных в культурном отношении и крупнейший среди городов Золотого кольца России. Город Ярославль расположен на правом берегу реки Волги, в 282 км к северо-востоку от Москвы. По преданию Ярославль был основан князем Ярославом Мудрым в 1010 году. С 1218 года город становится столицей самостоятельного удельного княжества и приобретает известность как развитый культурный центр, однако уже в 1238 году мирная жизнь Ярославля прерывается монгольским вторжением.
  • Ярославль
  • Ярославль - один из наиболее значительных в культурном отношении и крупнейший среди городов Золотого кольца России. Город Ярославль расположен на правом берегу реки Волги, в 282 км к северо-востоку от Москвы. По преданию Ярославль был основан князем Ярославом Мудрым в 1010 году. С 1218 года город становится столицей самостоятельного удельного княжества и приобретает известность как развитый культурный центр, однако уже в 1238 году мирная жизнь Ярославля прерывается монгольским вторжением.
  • В 1380 году ярославские дружины принимают участие в Куликовской битве, положившей конец ордынскому владычеству на Руси, а с 1463 года Ярославское княжество входит в состав Русского государства.
Кострома – древний русский город, раскинувшийся на берегах великой русской реки Волги. Кострома была основана в 1152 г. Суздальским князем Юрием Долгоруким.
  • Кострома
  • Кострома – древний русский город, раскинувшийся на берегах великой русской реки Волги. Кострома была основана в 1152 г. Суздальским князем Юрием Долгоруким.
Название города Кострома происходит от древнего языческого славянского праздника Костромы, занимавшего видное место в цикле летних ритуальных игрищ в честь всесильного бога солнца Ярилы. Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре.
  • Кострома
  • Название города Кострома происходит от древнего языческого славянского праздника Костромы, занимавшего видное место в цикле летних ритуальных игрищ в честь всесильного бога солнца Ярилы. Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре.
  • Палех - небольшой городок срединной России, один из районных центров Ивановской области. "Село - академия", прославившее страну неповторимыми изделиями из папье-маше с многоцветным изящным рисунком в узорном золотом орнаменте, мастерством известным в мире как "палехская миниатюра".
  • Палех
  • От поколения к поколению передавалось среди жителей искусство иконописи, сохраняя свои традиции. Иконописцы как правило работали в мастерских, выполняя заказы и сбывали свою продукцию скупщикам. Были в Палехе надомники. Икону писали сразу несколько живописцев. Многие мастера работали в отъезде, писали фрески в храмах, занимались реставрацией. Палехские иконописцы реставрировали Грановитую палату в Москве, соборы Троице - Сергиевской лавры. .
  • Палех
  • Предполагают, что основали Палех люди, бежавшие от монголо-татарских погромов, что среди этих поселенцев были и такие, кто хорошо владел иконописным мастерством. Окруженный глухими лесами, отрезанный от густо населённых мест бездорожьем, находившийся в стороне от больших рек Палех жил обособленной и замкнутой жизнью
  • Палех
Суздаль по праву считают «жемчужиной» «Золотого кольца». Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году.
  • Суздаль по праву считают «жемчужиной» «Золотого кольца». Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году.
  • У Суздаля - счастливая и заметная в истории страны судьба. Хотя на протяжении веков город не раз разрушали, он страдал от пожаров и эпидемий, но вновь и вновь возрождался к жизни.
  • Не было в России ни одного крупного исторического события, в котором не участвовал бы Суздаль или его граждане
  • Суздаль
  • Владимир
  • В истории России Владимир более 250 лет выполнял важную роль, являясь столицей Древнерусского государства. Вплоть до 1432 г. Великие князья венчались на княжение во владимирском соборе Успения Пресвятой Богородицы.
  • Город Владимир
  • называют воротами
  • "Золотого кольца
  • России". И не только
  • потому, что знаменит
  • он своими древними
  • Золотыми воротами
http://www.tourizm.ivanovo.ru
  • источники
  • http://www.tourizm.ivanovo.ru
  • www.alexandrov-city.msk.ru
  • www.goldenringofrussia.com
  • www.hotel-sokol.ru
  • www.sergievposad-grad.ru
  • www.kostroma-online.ru

Мармулева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №15 г.Черемхово»

Урок окружающего мира

Тема: «Золотое кольцо России».

Цель: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину в рамках реализации ведущей содержательной линии «Человек и общество»: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину.

Задачи:

    Познакомить с городами, составляющими Золотое кольцо.

    Учить узнавать город по его основным достопримечательностям и воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании изученные сведения о городе.

    Продолжить формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности.

Формируемые метапредметные результаты:

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; о владение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: презентация «Золотое кольцо России», карточки для групп, учебник «Окружающий мир»

Ход урока :

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Контрольно-оценочная деятельность

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть такого ясного солнечного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. (Дети поворачиваются друг к другу, соединяют ладони и настраиваются на работу. “Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, если будет трудно я тебе помогу…”.

- Мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется?

(Путешествие по городам и странам)

-Изучая этот раздел чему мы будем учиться?(с. 85)

Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники или туристы)

И сегодня отправляемся в виртуальное путешествие, представим себя в роли туристов. Побываем в нескольких древних русских городах.

Создание проблемной ситуации:

1) Выполните арифметические действия и составьте слово.

Кот – т + крыльцо – кры = ?

Как вы понимаете, что такое кольцо?

Для чего служат кольца? Какие бывают кольца?

Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название.)

-А что это за самоцветы?

Давайте посмотрим на карту. (Показ карты на слайде через проектор)

«Золотое кольцо России» - тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам.

Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

Так какая тема сегодняшнего урока?

- Золотое кольцо России

Выполняют арифметические действия, отгадывают слово КОЛЬЦО.

Отвечают на вопрос.

Высказывают предположения.

Кольцо- это ювелирное украшение, предмет в форме окружности..

Кольца бывают обручальные, олимпийские, гимнастические…

Станции, остановки на маршруте, украшения, города…..

2. Целепологание

Каковы же цели нашего путешествия?

    Почему кольцо ?

    И почему Золотое ?

Какие города входят в состав Золотого кольца России?

Узнать о достопримечательностях и знаменитых людях этого города

Принятие цели урока, планирование деятельности

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей;

осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

3. Выявление места и причины затруднения.

Впутешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

Что вы знаете о Москве?

Город Москва столица нашей Родины. Он был основан в1147 году на берегах реки – Москвы. Его основал Юрий Долгорукий.

Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира.

Отвечают на вопросы.

Формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания)

Исследовательская работа с текстом -.

Путешествовать будем парами. Знакомиться с городами Золотого кольца вам поможет алгоритм на инструкционных картах

Каждая группа (пара) будет работать по этому алгоритму, анализируя материал учебника, вписывая добытые сведения в маршрутные листы . Потом заслушаем отчеты групп

Читают текст (учебник с.). Отвечают на вопросы.

Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

извлечение необходимой информации из текста.

5. Реализация построенного проекта.

Организация самостоятельной работы

Правила работы в группе и в паре

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2.Не согласен – объясни почему.

3.Доказывай свое мнение спокойно, вежливо

4. Говори только по делу

5.Работай дружно, помогай друг другу

Гимнастика для глаз.

Работают в группах – составляют небольшой рассказ-повествование о городе.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация отчета групп, во время рассказа обучающихся дети заполняют карту с. 54

Сколько городов входит в состав Золотого кольца?

Члены каждой группы рассказывают об одном из городов Золотого кольца.

Оценивают свою работу

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

7. Самостоятельная работа

(Тест) .

Организация самостоятельной работы индивидуально

Проверка по ключу.

    Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол». Это Углич?

    Плес-это город художников?

3.Нижний Новгород входит в состав Золотого кольца России?

4.Золотые ворота находятся во Владимире?

5. Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского?

6. Часовой завод «Чайка» находится в городе Кострома?

7. Ярославль основал Ярослав Мудрый?

8. В Иваново изготавливают украшения из финифти?

9. В Переславле-Залесском улицы расположены в виде веера?

10. Золотое кольцо России- это города в котором делают золотые украшения?


Обучающиеся зотвечают на вопросы текста, заполняют карточку ответов и оценивают себя.

Умение делать выводы, используя различные виды чтения.

8 Рефлексия учебной деятельности .

Организует игру «Выбери фразу».

Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же - кольцо?

Давайте посмотрим на карту (Эти города образовали кольцо.

А кто может сказать, почему «золотое»?

Правильно, каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию древнерусской архитектуры.

- Наше путешествие подошло к концу. Результатом нашей совместной деятельности стала маршрутная карта по древним городам Золотого кольца России с обозначением их главных достопримечательностей.

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске (Слайд):

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я научилась(ся) …

Я почувствовал (а) …

Мне захотелось …

Формулирует домашнее задание.

    Выполнить задание в рабочей тетради с. 57.

    Составить презентацию об одном из городов Золотого кольца

Выбирают фразу из «рефлексивного экрана» на доске.

Слушают домашнее задание.

Эмоционально-личностная оценка, умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния.

Развивающая:

Способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;

Развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

Формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.

Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».

Метапредметные

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Используемые на уроке современные педагогические технологии:

Здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),

Проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),

Игровая технология.

Методы обучения:

Частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;

Объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

Репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

Беседа, диалоговое взаимодействие;

Практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).

Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на группы по 5-6 человек)

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап урока

1. Положительный настрой на урок

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.

Руки - на месте.

Ноги - на месте.

Локти - у края.

Спинка - прямая.

2. Актуализация знаний

Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?

(В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком)

А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?

(Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)

Путешествовать -

А зачем люди путешествуют?

А на чём можно отправиться в путешествие?

3. Самоопределение к деятельности

Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?

Что я держу в руках? (Показать проволоку)

А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)

Ребята, а что я сделала из проволоки?(Показать окружность)

На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)

Окружность - это что… (Геометрическая фигура)

Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)

Кольцо - карточку со словом прикрепить на доску

А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)

Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)

Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)

А когда употребляем это слово в переносном значении?

Золотое - карточку со словом прикрепить на доску

Составьте с данными словами предложение.

Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)

Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)

Россия - карточку со словом прикрепить на доску

Назовите тему урока.

Золотое кольцо России - карточку с темой урока прикрепить на доску

Какова цель нашего путешествия?

(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)

Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» - карточки прикреплены на доске обратной стороной

Что вы знаете по этой теме? (Открыть первую карточку «Знаю»)

Что хотите узнать? (Открыть вторую карточку «Хочу узнать»)

На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)

На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)

Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)

Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)

Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)

А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)

Достать из чемоданчика карту (Приложение 1)

Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)

Карту прикрепить на доску (большая)

II . Операционно-исполнительский этап урока

1. Начало путешествия

Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы для заметок, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия. Распределите обязанности в группе: кто пишет в листках для заметок, кто отмечает места, где мы побываем в маршрутных листах, кто фотографирует (Приложение 2, 3)

Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)

Слайд 2 (Презентация «Золотое кольцо России»)

Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)

Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа - храм Василия Блаженного

Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Приложение 4)

Отметьте пункт отправления на маршрутных листах. (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

Фотографию на память в маршрутный лист и в чемоданчик (Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Что мы напишем в листок путешествия? Какие эмоции вы испытываете? (Ответы обучающихся)

Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.

2. Сергиев Посад

Слайд 3

Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? (Сергиев Посад)

Найдите на карте этот город, отметьте флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Работа в группах. На столах лежат конверты с карточками

Открываем голубой конверт, читаем текст и составляем вопросы по тексту для других групп.

Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в ХІV веке. Слава Преподобного Сергия Радонежского и основанного им монастыря влекли богомольцев. Постепенно вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад, а монастырь - Троице-Сергиева лавра, значит, главный, самый важный монастырь России.

Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)

Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?

Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!

Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? (Ответы обучающихся)

3. Ростов

Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. Поприветствуем их. (Все машут рукой)

Отметьте город в маршрутном листе. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Ростов - один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города - Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?

Правильно, видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по особенному.

Вы хотите послушать знаменитый звон Ростовских колоколов?

Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол.

Слайд 4

Звучит Ростовский колокольный звон

Так, когда звучал 32 тонный колокол?

Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?

- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.

(Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок для заметок

4. Физкультминутка

Вдруг 3 класс внезапно ожил.

Посмотрел он вправо, влево.

К солнцу руки протянул.

И друзьям во след махнул.

(Помахали другому, улетающему воздушному шару)

5. Ярославль

Слайд 5

Внизу мы видим, какой город? (Ярославль)

Отметьте флажком этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Ярославль - древнейший город Золотого Кольца России, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем - Ярославом Мудрым.

Кто уже догадался, что будет являться одним из украшений города Ярославля? Покажите. (Обучающиеся называют Церковь Ильи Пророка)

Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.

Давайте запишем в листки путешествий, что мы узнали о городе Ярославле и какие эмоции испытали.

7. Кострома

Слайд 6

Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?

В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.

Отметьте этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Возьмите розовый конверт. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.

Если посмотреть на город сверху, можно заметить, что улицы расположены в виде --__________. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой ______. Вот город и сделали таким необычным.

Какая существует легенда о городе Костроме?

Раскрыть веер

Вам захотелось побродить по улицам города?

Посмотрите, ребята, внизу мы видим Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

Вам нравится он?

Что привлекло ваше внимание?

Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу.

Скорей делайте фотографию на память, пока ветер не унёс наш шар. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Делаем заметки.

9. Владимир

Слайд 7

Ребята, наше путешествие, наверное, завершилось?

Над каким городом мы ещё не пролетали? Посмотрите на маршрутный лист.

Отметьте его в маршрутном листе флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах.

Осмотритесь вокруг. Что вы видите?

Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.

Слайд 8

Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

Возьмите зелёный конверт.

Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните в нём ошибку, не соответствие действительности.

Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Волга.

Учитель подходит к каждой группе. Дети шепнут учителю на ушко о найденной ошибке.

Молодцы, все с заданием справились. Почему? Какие вы путешественники?

Прочитайте правильно предложение.

Так как нужно путешествовать?

Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

10. Закрепление изученного материала

Слайд 9

Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?

Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?

Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали

Так как расположены города?

Назовите города нашего маршрута.

Слайд10

Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы.

Мы побывали в некоторых древних городах Золотого кольца. В маршрут входят и другие города Переславль-Залесский, Иваново, Суздаль и близлежащие города: Муром, Углич, Плёс и другие.

Вы продолжите знакомство с ними на следующих уроках.

III . Рефлексивно-оценочный этап урока

Учитель читает стихотворение В. Степанова

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Плёс и Кострома,

Башенки резные, чудо-терема.

Города старинные - к солнышку лицом -

Для России стали Золотым кольцом.

Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?

В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?

Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.

2. Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» - на доске

Поработаем теперь с карточкой «Узнал» (Открыть третью карточку «Узнал»)

Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы обучающихся)

3. Рефлексия

Вам понравилось наше путешествие?

Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом?

Отметьте на маршрутном листе флажком, в каком городе вам захотелось побывать?

Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе?

А на каком транспорте лучше отправиться, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями городов? Почему?

Ребята, а когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой?

(Сувениры, фотографии)

Мы тоже фотографировали с вами некоторые достопримечательности городов Золотого кольца. Следующий урок окружающего мира мы начнём с того, что будем вспоминать о нашем путешествии, и я вам предлагаю создать фотоколлаж и рассказать другим ребятам, где мы с вами были, и что на нас произвело впечатление.

Достать из чемоданчика рамку и фотографии для фотоколлажа

I V. Подведение итогов

Каким было наше путешествие?

Где мы с вами виртуально побывали?

Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу - гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо - гордость России.

Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие по Золотому кольцу России.

Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо!

VI . Д ифференцированное домашнее задание

Ребята, а что вам захотелось сделать дома?

Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?

Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе?

А кто захотел рассказать родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?

Презентация может быть использована на уроках окружающего мира любой программы обучения. Материал содержит карту Золотого кольца, красочные фотографии достопримечательностей городов, входящих в Золотое кольцо России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 3 класс

на тему «Золотое кольцо России»

Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.

Задачи:

  1. Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;
  2. Расширять словарный запас, продолжить работу по формированию связной речи;
  3. Развивать память, мышление, воображение, творческие способности;
  4. Воспитывать любовь к России, ее духовному наследию;
  5. Воспитывать культуру поведения, взаимопомощь;
  6. Создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке для поддержания работоспособности и сохранения здоровья.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, презентация, раздаточный материал, план рассказа о городе, фотографии достопримечательностей, лист А4, клей

Ход урока

1.Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

С вами все должны понять,

Много нового узнать

2. Постановка цели урока

– Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей. )

– Мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе окружающий мир: Путешествие по городам и странам. Откройте учебник на стр.84-85 и давайте прочитаем, о чём мы с вами будем говорить на уроках.(Читаем)

И первый урок называется Золотое кольцо России. Слайд 3

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Катись, катись, колечко,
По краешку Земли,
От Северного моря
И голубой тайги,

По рощам и долинам
До волжских берегов,
Где древняя Россия
В названьях городов.

Владимир, тихий Углич,
Залесский Переславль,
Жемчужина России –
Нарядный Ярославль.

Ростов Великий, Суздаль
И Сергиев Посад…
Их имена как песня
Народная звучат.

Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей. ) Слайд 4

– Целью нашего урока будет узнать какие города входят в Золотое кольцо и почему оно называется кольцом.

Какие вопросы у вас появились, после того, как вы прочитали тему урока? (Почему кольцо? Почему Золотое?)

Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов? (Ответы детей. )
Тогда мы с вами можем выдвинуть гипотезы (
предположения ):

– Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.

– Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим оказались ли наши гипотезы верными. Слайд 5

– Готовы? Тогда в путь! Руки на месте, ноги вместе, локти у края, спина прямая. (Напоминание о правильной осанке во время урока. )

3. Организация восприятия и осмысления новой информации

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы . Давайте посмотрим на карту России.

(На карте указан маршрут следования.) (Слайд 4)

- Покажите на карте столицу нашей Родины.

Что особенно запомнилось?

Кто основал Москву?

(ученик выходит к доске и отвечает : Князь – Юрий Долгорукий.)

- Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.

(Говорит в микрофон.)

Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад. (Слайд 5)

Он назван в честь святого Сергия Радонежского , который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра . Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!

Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.

(Слайд 6)

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов. (Слайд 7)

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути! (Слайд 8, 9, 10)

5. Работа в группах

А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас побыл в роли экскурсовода. Вы будите работать в группах. Ваша задача рассказать о городах как можно ярче, интереснее, чтобы каждый из присутствующих захотел отправиться в путешествие по этим городам.

У вас на столах план составления рассказа о городе, фотографии достопримечательностей, учебник, дополнительная литература и лист А3(+клей).

На выполнение задания у вас 15 мин.

По истечению времени слушаем ответы групп.

6. Физкультминутка

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках

Столько раз?

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять

Топаем ногами

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопаем руками.

(слова дети сопровождают движениями)

Путешествие наше закончилось и мы опять с вами вернулись в наш родной город. Столицу нашей Родины – Москву. А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца.

7.Закрепление материала

Разгадываем кроссворд

8.Итог урока

А сейчас давайте подведем итоги, что же мы с вами узнали? Подтвердилась ли наша гипотеза, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо?

Почему это кольцо Золотое?

Вам понравилось наше путешествие?

9.Домашнее задание составить рассказ по плану об оставшихся 2х городах, Владимире и Суздале

Предварительный просмотр:

Приложение

Кроссворд «Золотое кольцо России»

  1. 1.Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс )
  2. 2.Музей деревянного зодчества. (Суздаль )
  3. 3.В этом городе находится замечательный памятник старины - Золотые ворота. (Владимир )
  4. 4.Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич )
  5. 5.Главный, важный монастырь. (Лавра )
  6. 6.Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
  7. 7.Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов )

4.Составь слово из предложенных букв.

Кукушкина Е.Ю. 209-531-987

Предварительный просмотр:

План

1. название города

2. когда и кем основан (или в честь кого назван)

3.Описание герба

4.Интересный факт (расположение улиц, происхождение города и тд.)

5. Достопримечательности

(Пользуйтесь учебником и дополнительной литературой

Удачи!)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок окружающего мира в 3 классе по теме:

Что за чудо – красный дом!

Карта-схема городов, входящих в Золотое кольцо России

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Русский художник Исаак Ильич Левитан

Путешествие завершено

Предварительный просмотр:

Кострома

Кострома была основана в 1152г. Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар.

Из источников явствует, что «были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.

Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают, что в основе названия лежит финское слово «кострум» - «крепость». По другой версии название связывают с языческим обрядом. «Костромой» назывался в этих местах обряд, напоминающий масленицу.

Один из красивейших городов Золотого Кольца России богат памятниками и достопримечательностями .

Ключевым историческим памятником Костромы считается Ипатьевский монастырь. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря - монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница.

Также выдающимися памятниками архитектуры и истории в Костроме являются Богоявленско-Анастасьинский монастырь и комплекс Торговых рядов. Богоявленский монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Никитой.

На правом берегу реки Волги расположен еще один исторический памятник Костромы - Церковь Рождества Христова на Городище. Храм изначально он являлся посадской церковью деревни Городище. Отсюда и происходит название церкви.

Герб города Костромы представляет собой щит, на котором в лазоревом поле плывущая влево по таковым же, с серебряными гребнями, волнам золотая галера с убранными серебряными парусами и десятью золотыми гребцами

Предварительный просмотр:

Плёс

Город Плес расположен на правом берегу Волги, в устье речки Шохонки на северо-восточных границах Золотого кольца. Официально история Плёса ведёт начало с 1410 года , когда московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, спасаясь от татарского хана, повелел построить здесь укреплённую таможенно-сторожевую заставу. Волга здесь не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния. Однако еще задолго до этого времени здесь существовало древнее поселение, называемое Чувиль и населенное древнеугорским и славянским племенами меря и кривичей, жившими в IX-XIII веках. За свою долгую историю Плес пережил и набеги монголо-татар, и княжеские междоусобицы, и польско-шведскую интервенцию. Во времена Минина и Пожарского, а также войны с Наполеоном Плес был одним из центов формирования народного ополчения. Был Плес и крупным портом и торговым городом на Волге, однако после строительства в 1871 году железной дороги, обошедшей стороной этот город, Плес превратился в один из тихих провинциальных городов России, которые так любят художники и другие творческие натуры, для которых Плес - великолепный памятник русской природы - становится летней мастерской.

Плес не может похвастаться большим количеством исторических памятников. Зато навеки прославлен Плес певцом русской природы - художником Исааком Ильичем Левитаном, создавшим здесь около двухсот картин и этюдов, украшающих Третьяковскую галерею и Русский музей: «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой Плес», «Над вечным покоем» и другие.

Дата принятия герба Плеса: 29.03.1779 г.
В первой части щита часть герба Костромского: корма галерная с тремя фонарями и с опущенными лестницами, в голубом поле. Во второй части щита - в серебряном поле река с выходящим из нее плесом, означающее имя сего города.

Предварительный просмотр:

Углич

Углич - древнейший русский город на Волге. Местные летописи сообщают, что город основал в 937 году Ян Плескович, родственник княгини Ольги Киевской, посланный на Верхнюю Волгу «ради сбора дани».

Название получил , по всей вероятности, от того, что Волга здесь делает угол . Кроме того, существует две менее вероятных версии: от того, что в этом месте выжигали угли, и от того, что сюда был переселён народ «угличей» с реки Углы, притока Днепра.

В 1148 году город впервые упомянут в общерусских летописях под названием «Углече-поле». В XIII веке он становится столицей небольшого княжества, земли которого раскинулись по левому берегу Волги в сторону владений Твери и Великого Новгорода. В 1238 году город занят татарскими войсками. Около 1326 года Угличское княжество стало уделом Московского княжения.

В XV столетии город - один из значительных центров Русского государства. Здесь чеканили свою монету, вели летописание, переписывали и оформляли книги.

Среди основных достопримечательностей Углича:

Угличский кремль с церковью Дмитрия на Крови, Спасо-Преображенским собором, колокольней, палатами царевича Димитрия.

Герб городского поселения Углич представляет собой геральдический щит. В червлёном (красном) поле царевич Димитрий в золотой, с одной видимой дужкой под державой, короной, имеющей пурпуровую шапку, в пурпуровом платье, украшенном золотом и драгоценными камнями и в пурпурных сапожках, в правой руке царевича - серебряный нож, голову царевича обрамляет нимб золотого цвета. Графическое изображение герба всегда должно соответствовать геральдическому описанию герба с учётом геральдических норм».

Предварительный просмотр:

Ярославль

На высоком берегу реки Волги раскинулся Ярославль. Там, где река Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя. По другой версии, на месте основания города князь убил живого медведя. Но как бы то ни было, Ярослав основал крепость, назвав ее в свою честь Ярославлем. По повелению князя новый город был обнесен деревянной стеной с башнями. Спустя сто лет город стал столицей самостоятельного княжества.

Древнейшим сооружением Ярославля является Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. Спасский монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, являясь длительное время его духовным, культурным и экономическим центром.

Воистину жемчужиной древнерусской архитектуры среди достопримечательностей Ярославля можно назвать Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот легкий по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными вершинами. Стены, своды, откосы окон - всё свободное пространство заполнено росписями.

Стоит также выделить Церковь Иоанна Предтечи. Эта церковь - вершина ярославского зодчества XVII века.

Уникальнейший ансамбль Толгского монастыря (XVII-XIX вв.) расположен на левом берегу Волги в пределах городской черты. Толгский мужской монастырь - один из древнейших на Руси - был основан в начале XIV в. ростовским епископом Прохором по случаю «явления» ему иконы Пресвятой Богородицы. Сейчас это женский монастырь, в нём живёт более ста сестёр.

О гербе

«В кругу медведь чёрный, стоит на задних лапах, в правой кривой ноге передней держит протазан, а левую переднюю ногу протянул, под ним написан лес и трава.»

Протазан (от нем. Partisane) - колющее древковое холодное оружие, разновидность копья.