Урок праздник-игра "моя родословная"

Зоя Максимова

Шежере - праздники родословной

НОВАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Мой край! На огненных конях
Скакал ты по холмам и по равнинам.
Историю писал ты на камнях -
Когда меня и не было в помине.

Воспитание во все времена было заботой всего общества. Оно опиралось на общественные идеалы, на народные духовные ценности.
Чтобы воспитать патриота своей страны, нужно хорошо знать свой край, род, язык, культуру и его историю.
В нашем районе сложилась целая система мер по возрождению истинной любви к своему народу: это изучение родного края, национальных традиций и обычаев, воспитание уважения к историческому прошлому.
Трудом и старанием многих калтасинцев создавалась славная история района. Это судьба наших дедов, отцов и нас, живущих на благодатной калтасинской земле.
Судьба нашего края неотделима от великих исторических событий, от жизни республики и страны.
Калтасинская земля помнит повстанцев Крестьянской войны 1773-1775 годов. Наши предки во время Отечественной войны 1812 года в составе русских войск дошли до Парижа.
В грозные годы Гражданской войны здесь тоже происходили крупные политические события. В честь героя Гражданской войны, красного командира, кавалера ордена Красного Знамени Шаптрая Кудаевича Кудаева установлен монумент на его родине в деревне Чилибеево, а прах, привезенный из Москвы, замурован в нем.
В веках будут жить имена Героев Советского Союза - уроженцев нашего района Тимиряя Кубакаевича Кубакаева, Дмитрия Ильича Лазарева, Василия Семеновича Васильева, Петра Ивановича Сюткина.
Их нет сегодня среди нас. Двоим - Васильеву и Кубакаеву - высокое и почетное звание присвоено посмертно. Одному - в боях за Советскую Литву, другому - в сражениях за станцию Красновку, что расположена в Ростовской области.
Жители района глубоко чтят память погибших на войне. Их имена увековечены на мемориальных досках, обелисках и в музеях.
В тяжелые военные и послевоенные годы люди с большим подъемом стремились построить новую жизнь и построили. Наши земляки принимали активное участие в строительстве московского метрополитена. Каждый пятый метростроевец был посланцем нашего района.
На территории района в 50-е годы прошлого столетия вырос поселок нефтяников Краснохолмский и позднее поселок Кутерем, которые на сегодняшний день переименованы в села.
Великий боевой и трудовой подвиг нашего народа неизмерим.
В этом году наша республика отмечает 450-летний юбилей вхождения Башкортостана в состав Российского государства.
В нашем Калтасинском районе осенью прошлого года открылась целая панорама праздничных мероприятий, посвященных этому славному юбилею.
Это фестиваль народного творчества «Узами братства», в котором принимают участие все трудовые коллективы и школы района. Состоялись смотры, конкурсы, КВНы «Мы едины», спортивные мероприятия.
Но особенно ярко проходят праздники «Шежере байрамы» в башкирских и татарских деревнях, «Шочмо тукым пайрем» - в марийских, «Чыжы выжыослэн празднизы» в удмуртских деревнях, праздники родословной «Здравствуйте, односельчане» в других населенных пунктах.
Инициатива проведения народного праздника «Шежере байрамы» принадлежит Правительству Республики Башкортостан. В рамках подготовки к знаменательной дате «450 лет в составе России», в целях привлечения населения Республики Башкортостан к изучению своей родословной, истории родного края Правительство РБ своим постановлением от 10 мая 2006 года рекомендовало администрациям муниципальных районов, городских округов и сельских поселений обеспечить ежегодное проведение народного праздника «Шежере байрамы» («Праздник родословной») в населенных пунктах.
Ведь, как известно, праздники и обряды всегда оказывали на людей огромное воспитательное воздействие, обогащая их духовно и нравственно.
25 ноября прошлого года в нашем районе впервые за всю историю его существования произошло знаменательное событие: состоялся народный праздник «Шежере байрамы». Проводился он в деревне Новый Аткуль, в доме семьи Саматовых.
К назначенному времени здесь собрались не только родственники семьи Саматовых, друзья и жители деревни Новый Аткуль, но и главы сельских поселений, работники культурно-просветительных учреждений, учителя и учащиеся Нижнекачмашевской школы.
Звучит башкирская мелодия. Хлебосольная группа встречает гостей. Глава семейства Саматовых - Риф Саматович приглашает гостей во двор, который украшен флагами, предметами выставок, где ждет своих посетителей также красочно украшенная башкирская юрта (тирмэ).
О своей родословной, об истории деревни Новый Аткуль и ее роли в судьбе Отечества рассказал Р.С. Саматов.
Риф Саматович Саматов, известный всему Калтасинскому району многоуважаемый человек, сделал не только своему роду, но и всему Калтасинскому району неоценимый подарок - создал шежере своих предков, когда ему уже исполнилось 70 лет.
«Мне интересно было знать свое происхождение, кем же считали себя мои предки в стародавние времена, - рассказывает Риф Саматович. - В какой-то мере найти ответ на интересующие меня вопросы помогли рассказы старожилов деревни, материалы республиканского архива и выпущенная литература о северо-западных башкирах. В хронологическом порядке я проследил историю образования и развития деревень Старый Аткуль и Новый Аткуль, жизнь и быт многих предков, начиная с 1729 года по настоящее время».
В результате неутомимого кропотливого труда родился такой ценный исторический документ, который достоин своего достойного завершения - публикации его отдельной книгой.
Нужно сказать, что исследования Р. Саматова содержат достоверные сведения жизни и быта не только деревни Новый Аткуль, но и других деревень Бирского уезда Уфимской губернии. Полученные сведения и исторические факты он стремился систематизировать таким образом, чтобы выходцы из Нового Аткуля знали свою малую родину, корни своих предков и гордились как прошлым, так и настоящим родного очага.
Как выяснил Р. Саматов по архивным данным, «деревня Аткуль образовалась еще до 1729 года. Предки новоаткульцев жили во владениях Гарейской волости в деревне Старый Аткуль. Ввиду недостатка земли для сельскохозяйственного пользования некоторые жители деревни решили переселиться и образовать новую деревню. В этих целях земская управа выделила землю на том самом месте, где в настоящее время расположена деревня Барсук, и здесь в 1834 году предки новоаткульцев основали деревню под названием Новый Аткуль с населением 30 башкир в 5 дворах. А по сведениям земства по Бирскому уезду за 1902 год в д. Новый Аткуль числилось башкир-вотчинников уже 236 человек мужского пола в 80 дворах. Земля у крестьян деревни Новый Аткуль была бедная, песчаная и не могла их прокормить. По их ходатайству жителям было разрешено переселиться на новое место, и им отвели земли, расположенные рядом с деревней Нижний Качмаш. В 1910 году вся деревня Новый Аткуль со своего первоначального места переселилась и обосновалась на теперешнем месте, сохранив свое прежнее название».
Неоценимой заслугой Рифа Саматовича является еще то, что он после долгих кропотливых изысканий сумел составить родословную таблицу рода Зангировых (по отцовской линии), куда относится он сам и его предки.
Зангировцы всегда были на высоте. Риф Саматов очень горд тем, что его предки, где бы они ни жили или ни трудились, всегда оставляли только добрый след. Они, как и весь башкирский народ, активно участвовали в защите своего Отечества. В архивах имеются сведения, что его предки принимали участие в военной кампании против французов на территории Польши и Пруссии в 1805-1807 годах, во время Отечественной войны 1812 года, на фронтах первой мировой войны, в Гражданской войне, финской кампании и на фронтах Великой Отечественной.
Вот интересный пример. Их родоначальник Муратхузя Зангиров, имея опыт боевых действий в 1807-1809 годах, не мог остаться в стороне, и в рядах «северных амуров» (башкирская конница) сражался в Отечественной войне 1812 года против войск Наполеона Бонапарта. За проявленную храбрость и воинскую доблесть зауряд-хорунжий Муратхузя сын Зангиров был награжден двумя серебряными медалями - «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812 года».
Ко всему этому надо добавить, что у Муратхузя Зангирова были сыновья: Багаутдин, Шарафутдин, Шаймардан, Кихазмет, Фархутдин, которые так же, как и их отец, служили Отечеству верой и правдой.
Образцы героизма, стойкости показали новоаткульцы и на фронтах Великой Отечественной войны. На фронт были призваны 100 мужчин, а погибли и не вернулись с поля боя 35 односельчан. Среди них есть и из рода Зангировых.
В своих исследованиях Риф Саматов подробно описывает культуру и быт своих земляков, о том, как они исполняли религиозные и другие обряды, как трудились в сельском хозяйстве, повышали свой образовательный уровень и так далее. Интересная деталь: на сегодня выходцев из Нового Аткуля с высшим образованием более 120 человек. Это несмотря на то, что даже в благоприятные годы в деревне было всего 84 двора. В деревне есть семьи, где по 5-6 детей имеют высшее образование.
Обо всем этом и о многих аспектах сельской жизни и быта, о его жителях, о роде Зангировых более подробно говорили и вспоминали на народном празднике «Шежере байрамы» в деревне Новый Аткуль. Праздник у всех его участников оставил добрый след. Так, например, одна из его участниц - женщина средних лет - громко заявила: «Ой, как жалко, зачем же такие праздники не проводили раньше. Почему же наши люди мало знают о своем родословии? Если бы все знали шежере своего рода, то меньше делали бы зла люди друг другу. Они постеснялись бы предать забвению заветы родовой солидарности, память отцов и дедов».
Да, в современных условиях, когда башкирский народ вновь обратился к собственным корням и своей богатейшей истории, народный праздник «Шежере байрамы» и в нашем Калтасинском районе может стать одним из тех праздников, которые послужат сохранению национальных традиций и преемственности поколений, воспитанию детей, молодежи в духе патриотизма.
В этом году праздники родословной продолжились. Они уже состоялись в начальной школе деревне Кокуш, в Калтасинских средних школах № 1 и № 2, Большекачаковском, Кельтеевском, Старояшевском, Тюльдинском, Бабаевском, Качкин-Тураевском, Кугарчинском, Верхне-Тыхтемском, Калмиябашевском сельских Домах культуры.
«Имя твое - в корнях твоих» - так назывался праздничный вечер «Шежере - байрамы», который состоялся на сцене сельского Дома культуры деревни Тюльди. Здесь родословную своих семей представили местные жители Георгий Ачибаев и Евгений Кабитов.
Древние люди хорошо знали свою родословную до седьмого колена. Одни сохраняли имена своих предков в памяти, а другие записывали их. Так появилось русское слово «родословная», башкирское - «шежере», марийское «родо тукым». Но значение этих слов остается одинаковым.
Вспоминая о своих предках, вспоминаешь и о тех краях, где они прожили свою жизнь. Это родное место - деревня Тюльди, название которой происходит от старинного мужского имени Толдыбай. Человек с этим именем и стал основателем этой деревни, жители которой в прошлом году отметили 375-летний юбилей.
«Корень дерева проходит сквозь землю, а корень людей - через весь мир тянется» - так говорят в народе. Вот и корни нынешних жителей деревни Тюльди тянутся к своему основателю.
Родословную своей семьи представил на празднике коренной житель деревни Георгий Ячибаев. Историю его рода составляет восемь поколений.
В своем выступлении Георгий Ачибаев отметил, что работа над родословной его семьи на этом не закончилась, ее обязательно продолжат его дети и последующие члены его семьи.
1840-е годы. Середина XIX-го века - примерно с этого времени ведет начало родословная семьи Кабитовых, то есть тех членов, которых удалось вспомнить на сегодняшний день. Более подробно Евгений Кабитов, который, кстати, является председателем совета ветеранов Тюльдинского сельсовета, остановился на более позднем поколении своего рода.
Не обошлось на празднике без танцев, музыки, а также выставки местных мастериц-рукодельниц.
В завершение директор сельского Дома культуры Люция Байрамова исполнила песню на марийском языке.
Праздник окончен, но всегда будет жить в сердцах его участников народная мудрость: «Богатым считается не тот, у кого скотина на дворе, живность, а тот, у кого есть сыновья и дочери».
На днях в Кельтеевском сельском Доме культуры состоялся праздник родословной (Родо-тукым), где были представлены родословные двух семей - Ислаевых и Байдемировых.
Началось мероприятие выступлением председателя женсовета деревни Б. Кельтей, заведующей местной библиотекой М.И. Ислаевой, которая рассказала собравшимся об истории дружбы других народов. Человек рождается на свет, и то место, где он родился и жил, становится для него самым родным. Родной стала деревня Кельтей для Саскавий Ислаевой, где прожила с мужем Михаилом более сорока лет. Прошлое - это не только перечень событий, но и судьбы, яркие страницы биографии реальных людей. О судьбе дедушки Михаила Ислаева рассказала его внучка Людмила Ислаева, ученица Кельтеевской СОШ. Глава семьи, Михаил Ислаевич, долгие годы работал бухгалтером колхоза «Родина», был участником Великой Отечественной войны. Вместе с женой Саскавий Ирбулатовной воспитали пятерых детей, все они стали достойными людьми. Сейчас у них уже 18 внуков и 16 правнуков.
Большой интерес вызвала у зрителей также судьба рода Байдемировых из деревни Графск. Заведующая сельским клубом Любовь Валикаева представила свою маму, Байдемирову Марию Ивановну, и рассказала историю своих родителей. Мария Ивановна и Николай Пайтуллович вырастили и воспитали троих детей, у них 12 внуков и 13 правнуков. Затем семья уехала в Казахстан. Николай Пайтуллович трудился механизатором, поднимал целину. Но им пришлось вернуться на родину.
Старейших членов семьи пришли поздравить дети, внуки, правнуки, близкие и просто знакомые. Зрителям и гостям были представлены стенды с фотографиями, письмами из семейного архива. Особым достоянием семьи стали сохранившиеся боевые и трудовые награды. Школьники в этот вечер читали стихи, пели песни, танцевали. Администрация сельского поселения вручила им памятные подарки и цветы.
Шежере байрамы - особенный праздник. Он не похож на традиционный тем, что не имеет своей красной даты на календаре. Фамильная гордость, интерес к своей родословной - все эти ветви генеалогического древа, имя которому патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства, невозможно изучать историю Родины в отрыве от родного края.
Праздники родословной прошли уже во многих деревнях Калтасинского района. На прошлой неделе эта своеобразная эстафета народного творчества дошла до деревни Калмиябаш.
Жители деревень не часто имеют возможность побывать на каких-либо праздниках. А то, что происходило тем вечером в Калмиябашевском Доме культуры, зал которого не мог вместить всех желающих, можно смело назвать праздником, воспитывающим самые лучшие человеческие качества - любовь к Родине, своему краю.
На этот раз были представлены родословные семей Ибатовых и Шакиртовых.
Родоначальники этих семей с давних пор жили на калмиябашевской земле, и из ныне живущих мало кто покинул родные места. Конечно, за многие годы количество родственников увеличилось, некоторые разъехались и проживают в других регионах, но непременно помнят о своей малой родине и по возможности приезжают сюда.
О родословной семьи Шакиртовых рассказал Роберт Шарапович, методист районного отдела образования. Имена и годы жизни членов этой семьи были вписаны в таблицу, по которой Роберт Шарапович подробно рассказал о каждом из родственников.
Кстати, при выступлении Роберта Шакиртова, как только он называл имена родственников, они появлялись в зале в прямом смысле этого слова. Услышав знакомые имена, зрители (дети и взрослые) говорили, что также относятся к той или иной ветви древа Шакиртовых. Роберт Шарапович непременно обещал вписать упущенное и дополнить родословную новыми именами.
Далее пошел разговор о семье Ибатовых. Родословная этой семьи также оказалась довольно обширной и богатой на достойные имена её представителей. Семьи Ибатовых и Шакиртовых являются родственными, поэтому одни и те же имена встречаются у обоих рассказчиков.
Перед началом праздника все с нетерпением ждали приезда капитана авиации в отставке Филимона Ибатова, который преподает военную подготовку в одном из лицеев города Нефтекамска, что находится неподалеку от Калтасинского района.
Его рассказ все слушали с интересом, и не раз в зрительном зале раздавался смех, когда седовласый капитан шутил. К тому же он еще пишет стихи, которые и читал зрителям. Не обошлось на празднике и без народного творчества, были исполнены марийские песни и частушки. Вообще все получилось на славу.
Эта встреча детей и родителей с замечательными людьми, безусловно, оставила в их душах добрый след.
«Изучаем свою родословную» - так звучала тема открытого урока в седьмом классе Калтасинской средней школы № 2. О родословной, или плане о шежере школьники впервые узнают на уроках по истории Башкортостана, но в учебниках об этом говорится немного. Поэтому Татьяна Шуматова, учитель истории Башкортостана, решила посвятить изучению родословной целый цикл уроков.
В начале урока Татьяна Шакиевна подробно рассказала ребятам о происхождении слова «шежере», о том, как звучит это слово на марийском и удмуртском языках.
Ребята к уроку подготовились очень основательно, принесли народные костюмы, утварь, предметы быта.
Один из учеников рассказал своим одноклассникам об особенностях быта древних башкир, о том, как они вели домашнее хозяйство.
Другие ребята приготовили родословную своей семьи, принесли фотографии и краткие биографические справки по каждому из членов рода, который у каждого из учеников оказался достаточно многочисленным и насчитывает немало достойных людей, которые прожили славную трудовую жизнь.
Завершила Татьяна Шакиевна открытый урок строками стихотворения народного поэта Равиля Бикбаева «Семь поколений рода моего»:
Случись, померкнет жизни красота
И жар души затопит пустота, -
Как семь джигитов, явят мне родство
Семь поколений рода моего.
Они придут, на помощь мне спеша, -
Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша -
Сквозь снег и свет, как семь богатырей, -
Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.

История рода человека очень тесно переплетается и с историей мест проживания.
Изначально родословные передавались из уст в уста в течение многих поколений, и их хранение доверялось уважаемым грамотным людям, которые никоим образом не могли утратить ценных сведений о племени или роде.
Сегодня люди крайне заинтересованы в том, чтобы их семьи знали свои истоки и своих предков. Поэтому они стараются по любым источникам восстановить генеалогическое древо своего рода.
У некоторых это получается довольно успешно.
«Наш род - род Зайниевых начинался от Шамыкая. Шамыкаев Зайний родился в 1857 году. С детства он воспитывался в труде. Его отец всегда требовал порядочности, дисциплинированности. Он для своего времени был грамотным. Он умел писать, читать», - так начал рассказ о своей родословной Султангареев Ю.Г. - председатель ветеранской организации СП Старояшевский сельсовет.
Долгожители в роду Зайния: дочь, которая прожила 102 года, сын Аклий - 94 года, сын Султангарей - 90 лет, сноха Евдокия - 92 года, внучка Аймалче - 82 года.
«Желаем всем, чтобы и дальше продолжалась успешно родовая традиция Зайния. Для этого надо прилагать все силы для воспитания подрастающего поколения рода Зайниевых, какую бы они фамилию в настоящее время ни носили», - сказал он на встрече с учащимися и земляками Старояшевского сельсовета.
Гизитдинова Фроня Хакимовна и Мензаиров Мензарип Мензаирович - жители деревни Качкин Турай встретились с учащимися и своими земляками в сельском клубе и рассказали о роде своем. Эта встреча носила воспитательный характер.
В деревне Бабаеве жители подробно познакомились с родом Ахмадиева Ивана Тимиршиновича, Тимирбаева Олега Тимофеевича. В деревне Большой Качак - с родами Байметовых и Галимзяновых.
При подготовке шежере школьники собирают сведения об известных личностях своего рода, копаются в семейных архивах, разыскивают предков, изучают их ремесла.
Самое приятное, что в эту большую и очень кропотливую работу постепенно втянулись и их родители. Все вместе они собирали по крупицам историю не только своих семей, но и деревень.
Все более популярным становится в Башкортостане праздник родословной «Шежере байрамы».
У горожан и сельчан возрождается интерес к истории своего рода, семьи, национальным традициям и обычаям.
Подготовка к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России заметно повлияла на этот интерес. Потому что шежере - один из важнейших источников истории народа, объединения башкирского, русского и всех других народов.
Праздник шежере - это праздник семьи, праздник, который по-новому заставляет посмотреть на свои семейные корни, по-новому оценить исторические события, которыми была богата наша земля.

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.

Ведущий: Дорогие наши мамы и папы, бабушки и дедушки, мальчики и девочки, уважаемые гости! Всех нас объединяет одно слово «семья». Сегодня мы с вами посвящаем этот праздник семье, своим корням - родословной.

Что такое «родословная»? Это перечень поколений одного рода. Род - ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок - это древний предшественник по роду.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки или прадедушки? Знаете ли вы, откуда они родом?

Никто из нас не свалился с луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе не уважают «Иванов, не помнящих родства».

У каждого человека по два родителя - мама и папа, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше - четверо, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше - восемь. И так далее. Вот сколько у нас предков. И именно сегодня мы увидим, как наши дети совместно с родителями составляли свою родословную - шежере.

Итак, начинаем! Праздник семьи - праздник родословной!

Ученики 3-го класса исполняют песню «День семьи». (Песня на мелодию «Ветер с моря дул».)

1. Ветер с моря шел, ветер с моря шел,
День семьи пришел, день семьи пришел.
И сказать не грех, и сказать не грех:
Он собрал нас всех, он собрал нас всех!

Припев:

Этот день семьи, этот день семьи
Будем отмечать, будем отмечать.
Мам и пап своих, мам и пап своих
Будем поздравлять, будем поздравлять!

2. Мы сейчас споем, мы сейчас споем,
Поздравление, поздравление.
Мы всех любим вас, мы всех любим вас,
Без сомнения, без сомнения.

Припев:

Мы желаем всем, мы желаем всем
Вам терпения, вам терпения.
Ведь мы - часть семьи, ведь мы - часть семьи,
Продолжение, продолжение.

Ведущий: Слово для защиты своих родословных предоставляется ученикам 4-го класса.

(Классными руководителями выбираются самые лучшие работы и защищают 2-3 ученика.)

Почитать родителей, значит: в детстве их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Бывает, по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Сейчас ученики 3-го класса расскажут стихотворения о семье.

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Там, где дружная семья,
От счастья кружится голова!
Там, где дружная семья,
Лица светятся улыбкой,
Словно звездочки горят.

Там, где дружная семья
Спорятся отлично все дела.
Там, где дружная семья,
Удач тропинка пролегла.

И в этот праздник счастья всех нас
Мы поздравляем прямо сейчас,
Пусть крепкой будет наша семья -
Иначе на свете жить нельзя!

Семья - поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Семья для всех - основа всех начал.

Ведущий: А сейчас, уважаемые члены нашей большой семьи, мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы о семье, о доме. Я говорю начало пословицы, а вы должны закончить пословицу.

Дома и стены… (помогают)

Не нужен клад, когда в семье… (лад)

Нет милее дружка, чем… (родная матушка)

Яблоко от яблони… (недалеко падает)

Живы родители - почитай,… (умерли - поминай)

В гостях хорошо, а… (дома лучше)

Ведущий: Молодцы! А сейчас для защиты своих родословных слово дается 3-му классу.

Выступают 3 ученика из 3-го класса. Песня на мелодию «Где-то на белом свете» (исполняет 2-й класс).

Где- то на белом свете
Наша семья живет.
Горя и бед не знает,
Дружною слывет.

Вместе читаем книжки,
Вместе в кино идем.
В праздник поем и пляшем,
В будни дела найдем.

Припев:

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Дружная у нас семья.

Ведущий: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово «ПОНИМАНИЕ».

А сейчас ученики 4-го класса покажут сценку «Мир в семье всего дороже».

Жили - были дед и баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И все ладно бы, да Курочка - невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое.
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще бесценно.
На семейный на совет
Собрал внучку с Бабкой Дед.

Дед:

Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?

Бабка:

Что ты, дед? Побойся бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмем телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.

Внучка:

Может, купим мне духи?
Удивятся женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!

Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не се, да то не так.

Дед: Ты балда!

Бабка: А ты дурак!

Начался такой скандал -
Свет такого не видал.
Только Курочка молчит.
Около стола стоит.

Курочка:

Ну никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.

Подошла она тихонько
И, крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила
Вдребезги его разбила!
Плачет внучка, плачет бабка…
Что наделала ты, Ряба?
Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.

Дед:

Нету денег, ну и что же?!
Мир в семье всего дороже!

Ведущий: А сейчас со своими родословными выступят ученики 2-го класса.

Глядя на свои родословные, понимаешь, что в родственниках разобраться нелегко. Но нужно, чтобы сохранять основу крепости каждого дома. Наш конкурс - «Родственные связи». Представьте, к вам пришли следующие гости. Кто они вам?

Брат жены. (Шурин.)

Брат мужа. (Деверь.)

Сестра мужа. (Золовка.)

Брат отца или матери. (Дядя.)

Сестра отца или матери. (Тетя.)

Муж дочери или сестры. (Зять.)

Представьте, что мы с вами семья. И чтобы в нашей семье, в нашем доме было хорошо, мы по бревнышку будем поднимать дом и крыть крышу.

На доске получается из «бревен» домик:

Тепло
Забота
Любовь
Доброта
Уважение
Понимание

Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони свое тепло. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом.

Ученик:

Я вам желаю от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтоб в дом не стучалась беда,
Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,
Желаю теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.

Ведущий: Пусть ваши лица устают только от улыбок! Пусть все дети будут послушными! Пусть ваш семейный очаг всегда светится счастьем и любовью!

А сейчас все вместе исполним песню «Пусть всегда будет солнце».

Использованная литература

1. Лободина Н. В., Савинова С.В., Агапова Н.Б., Жукова С.Б., Суханосова Н.А. Внеклассные мероприятия в начальной школе - Волгоград, 2006.
2. Варанкина Л.И. Моя родословная // Педсовет: Журнал. №3. 2004.
3. Колотова А.Н. Наша дружная семья // Педсовет: Журнал. №5. 2008.

Это мероприятие можно посвятить празднику День России.

Сценарий в начальной школе «Моя родословная»

(Звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).)

Учитель. Какое чувство вызвала у вас песня? О чем в ней говорится? Что объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране?

(Ответы детей.)

В песне говорится не только о большой Родине, но и о малой - о том месте, где человек родился, пошел в школу, где его друзья. Родина начинается с отчего дома.

(Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». У этих слов один корень. Учитель предлагает школьникам отыскать однокоренные слова к слову «Отечество».)

Как мы знаем, в древних летописях авторы описывали происходившие в то время события. Причем не только крупные и относящиеся к государству в целом, но и события из жизни русских князей. Так, в «Повести временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и др. Однако свою историю имеют не только княжеские семьи, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включает в себя общих предков семьи и их современных потомков. Каждый человек имеет фамилию, имя, отчество. А как на Руси возникали имена и фамилии?

(Ученики предполагают, как образованы имена и фамилии: от прозвищ, названий зверей, места рождения, названий рек, профессий, занятий.)

Фамилия переходит от старших к младшим. У каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная вашей семьи?

(Составление схемы родословной.)

Мы составили общую схему родословной любой семьи. Дома с помощью родителей вы постараетесь продолжить ее. А сейчас, имея эту схему, выполните несколько заданий.

1. Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.

2. Отметьте на схеме звездочкой тех родственников, фотографии которых хранятся у вас дома.

3. Напишите, с кем лично вы знакомы из этих людей.

(Дети выполняют задание.)

Родина и родословная тесно связаны между собой. В начале занятия мы говорили, что есть большая и малая Родина. Вспомните, что это значит?

(Высказывания детей.)

Малая родина - это место, где мы родились и выросли. Это могут быть и маленькое село с речкой, и многолюдный город. И в это понятие входят люди - те, кто жил здесь до нас и живет сейчас. Каждый край имеет свой климат, свой животный и растительный мир, города и села, леса, поля и реки. У каждого своя малая родина. Как называется наша с вами малая родина? Откуда произошло это название?

(Ответы детей.)

Составьте ряд предложений, характеризующих наш родной край. Все малые родины объединяются в одну большую, которая носит гордое название - Россия. Об этом хорошо сказано в песне.

(Звучит песня «Россия - родина моя!» (муз. В. Мурадели, сл. В. Харитонова).)

О России, о Родине не только написаны песни, но есть много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Родная сторона - мать, а чужая - мачеха», «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». А вы какие знаете пословицы и поговорки?

(Ответы детей.)

Давайте посмотрим на карту современной России.

(Учащиеся с учителем делают вывод о том, что Россия - очень большая страна, омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны. Вместе с учителем дети показывают границу России и называют государства, с которыми она граничит, моря, которые ее омывают.)

А теперь предлагаю вам разгадать кроссворд.

1. Добавление к личному имени, переходящее к нам от родителей. (Фамилия.)

2. Перечень поколений семьи, ее история. (Родословная.)

3. В Древней Руси: регулярная запись событий, происходивших в стране. (Летопись.)

4. Наука, изучающая прошлое с помощью предметов и документов, найденных при раскопках. (Археология.)

5. Место рождения, Отечество. (Родина.)

6. Наша страна. (Россия.)

7. Личное название человека, данное ему при рождении. (Имя.)

Молодцы! Как видим, в выделенных клетках получилось слово «история», это слово имеет отношение ко всему, о чем шла речь в кроссворде. А теперь игровое задание. Мы говорили с вами о фамилиях, о том, как они образуются. А теперь я пущу по рядам чистые листы. Каждый ученик должен вписать фамилию, которая образована от названия профессии. Повторяться нельзя. Какой ряд быстрее закончит, тот и выиграл. Начали! (Кузнецов, Садовников, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников и др.)

(Дети выполняют задание.)

А теперь перейдем от фамилий к именам. Кто больше напишет имен на букву «а»? (Андрей, Артур, Антон, Анастасия, Анна и др.)

(Итог мероприятия: подготовка детьми своих родословных с выставкой в классе.)

Цель: воспитание чувства любви, гордости, уважения семьи, желание узнать о своей семье больше.
Задачи:
- продолжить традицию семейного общения, семейных праздников,
- создать условия для рассказа о своих предках.
Начинаем с упражнения – игры «аллея любви»
Цели: создание доброжелательной атмосферы, хорошего настроения в группе; создание условий для повышения самооценки участников, возможности сделать приятное всем участникам занятия.

Процедура проведения.

Есть люди, которые видят в окружающем мире только плохое, но мир – разный, и часто от нас самих зависит, какой он будет. Человек, который умеет находить у окружающих его людей положительные качества, достоинства, более счастлив. И было бы здорово, если бы он говорил об этом вслух: «Как я рад тебя видеть! Какие красивые у тебя глаза! Ты такой умный, веселый, энергичный… Как здорово, что ты есть на свете!» Я предлагаю вам принять участие в упражнении, в котором мы поучимся находить у окружающих нас людей «хорошее». Настоящее внимание, сопереживание мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других. Упражнение также способствует улучшению общего самочувствия, настроения, повышению самооценки.
Инструкция.
Приходилось ли вам когда-нибудь гулять по аллее? Предлагаем вам сейчас это сделать. Но аллея будет необычная – аллея любви. Ощущения будут незабываемые, потому что вы окунетесь в море дружелюбия, внимания, уважения, любви. Рассчитайтесь на «первый-второй». «Первые» и «вторые» встают лицом друг к другу, образуя так называемую аллею. Один человек встает в начало аллеи, закрывает глаза и начинает медленно идти между участниками, а все ребята и родители в это время шепчут ему на ухо комплименты, оды восхваления, добрые слова поддержки (ты самый обаятельный, веселый, хороший друг и т.п.) Дойдя до конца аллеи, участник открывает глаза и встает в одну из колонн. Так, по очереди все участники проходят по аллее и купаются в море комплиментов. Хорошее настроение гарантировано.
Учитель: Комфортно ли нам вместе? Почему? (ответы детей)
Очень теплые слова всегда приятны человеку, так же, как слова «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «сестра», «брат», «семья». Очень давно отметил человек это свойство семьи – быть берегиней, оберегом, опорой.
Ученик: Любили тебя без особых причин…
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Давайте убедимся в этом на примере русских пословиц. У вас на столах лежат 3 карточки. Найдите карточку с пословицами. Познакомьтесь с ними и выберите те, которые вам особенно понравились. (дети читают и готовятся ответить)
Учитель: Прочитайте понравившиеся вам пословицы, а если знаете свои, добавьте (ответы детей)
- Вы составили родословные своих семей, они висят у нас на стене (обращает внимание на родословные) А что такое родословная? (предполагаемые ответы: перечень поколений, степень родства, происхождение).

Расскажите о своих родословных, сколько поколений вам удалось найти, где жили родственники, их профессии, интересные истории, которые часто вспоминают в семье. (2 человека рассказывают)

Учитель: Хорошо, когда память генетическая бережно хранится в семье, передается в поколениях. Как это происходит? (дети: в фотографиях, рассказах). Есть ли в ваших семьях какие-то былички о предках, которые в семье часто рассказывают? (2 человека рассказывают)

Учитель: А сейчас послушайте легенду о манкурте из романа Ч. Айтматова « И дольше века длится день»
Ученик рассказывает легенду о манкурте
Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? (ответы детей)

Учитель: Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя возникло у человека не случайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Ученик:
- Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Знаете ли вы, что обозначают имена ваши и ваших родственников, одноклассников? (возможны ответы)
- Среди карточек, лежащих на ваших столах, найдите вторую, соедините стрелками имя и его значение. (Правильность выполнения проверяют 4 помощника учителя)
- Почему вас так назвали? Знаете ли вы, как и почему выбрали вам имя? Расскажите (1-2 чел.)
Ученик:
- Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий.
Из рода в род прокладывает жизнь мосты,
Но без корня саду не цвести…
Поэтому обязательно надо беречь родовые корни. И кто же считается хранителем рода? (ответы детей)
Ученик:
Старики говорят, что дом и всё, что в нем есть, - и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой. А самой главной в доме была печь, потому что хлеб пекла. А хлеб – это жизнь. Главной хранительницей всего этого была мать. Недаром её называли святой. Семьи тогда были очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – бабушки. Они и сейчас хранят историю своих родов. (рассказ бабушки).

Давайте вспомним, какими вещами и как пользовались люди раньше. У вас на столах найдите карточки № 3. Соедините стрелками старинные предметы и их назначение.
(Для проверки используется презентация, где дано изображение предмета или способ применения).
Ученик:
Жаль, что сейчас наши семьи стали маленькими. А хранительницей рода стала мама. Наши родители очень многое умеют делать своими руками. (Подходит к выставке вещей, сделанных родителями, и говорит о них).
Ученик:
А теперь давайте вспомним, на каком месте у славян не принято ставить дома?
(на перекрёстках дорог, на окраинах, болотах. Считалось, что эти места облюбованы нечистой силой). Хорошо ставить дом на возвышенности и на берегу чистого водоема. Нежелательно ставить дом воротами и окнами на север.
Ученик:
Какие реальные существа – обязательные атрибуты «чистого дома»? (кошка, петух)
Ученик:
Кто оберегал жилище древних славян?
(дух дома – домовой, во дворе хозяин – дворовой, в овине – овинник, а в бане – банник).
Ученик:
Назовите предмет, по которому нельзя стучать. (стол)Почему?
Ученик:
Русский издатель Новиков писал: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными».
Учитель:
Закончить наш разговор о семье хотелось бы стихами
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья это важно!
Семья – это сложно!
Ведь счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!»

Приложения

Карточка №1
3.
В хорошей семье… на то в старости обопрешься
Своя семья -… на ней крыша одна
Семейный горшок… хорошие дети растут
Что в детстве воспитаешь… самые верные друзья
Семья сильна когда… веселей кипит
2.
Сын да дочь -… с детьми хлопотливо
Согласную семью… ясно солнце, светел месяц
Самая большая рана… и горе не берет
Без детей тоскливо… уход любят
Дети, что цветы… от своего дитяти

1.
Где любовь и совет… когда в семье лад
Полна хата детей (людей)… там и горя нет
Родной и за ошибку похвалит… так и счастливо в ней
На что и клад… правый глаз отца
Толковый сын… а чужой и за правду оборвет

4.
Земля без воды мертва,… сам заплачет
Дом согревает не печь, а… человек без земли - пустоцвет
Дома и… любовь и согласие
Кто боится, что ребенок будет плакать… стены помогают

Карточка № 2


Егор мудрость
Валерий высокий
Данил твердый
Юлия мужественный, защитник
Константин Бог – моя клятва
Елизавета кудрявая

Александр земледелец
Сергей счастливая

Олег защитник
Владимир более славный
Алексей святой
Михаил бог изобилия
Вячеслав владеющий миром
Андрей герой
Николай как бог, равный Яхве
Игорь мужественный, добрый
Марина побеждающий народ
Родион морская

Карточка №3




Скалка для вышивания


Ухват для глажения белья

Приложения
Карточка № 2

Софья здоровый, крепкий, добрый
Егор мудрость
Валерий высокий
Данил твердый
Юлия мужественный, защитник
Константин Бог – моя клятва
Елизавета кудрявая
Ульяна судья, справедливый человек
Александр земледелец
Сергей счастливая

Олег защитник
Владимир более славный
Алексей святой
Михаил бог изобилия
Вячеслав владеющий миром
Андрей герой
Николай как бог, равный Яхве
Игорь мужественный, добрый
Марина побеждающий народ
Родион морская

Карточка №3

Кочерга для раскатывания теста
Прялка для перемешивания топлива в печи
Пяльцы для получения шерстяной нити
Скалка для вышивания
Рубель и валик для вынимания посуды из печи
Валёк для хранения и перевозки продуктов
Ухват для глажения белья
Короб для выколачивания белья при полоскании


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дюртюлинская детская художественная школа
Праздник родословной «Шежере байрам»
План-конспект мероприятия
Петрова Т.М.
Преподаватель детской художественной школы
Дюртюли – 2016
Около центральной стены зала стоят вырезанное из картона большое дерево, юрта и два дерева с изображением родословных двух детей. Недалеко располагается - макет соцветия курая.
Ведущий:
Славься земля серединная,
Золотая, роскошная, дивная.
Так природа сама захотела,
Чтоб земля здесь о радости пела,
Над волнами чтоб чайки носились,
А в лесах чтобы звери водились,
Чтобы недра богатыми были,
Чтобы здесь все мы счастливо жили...
Назову эту землю торжественно,
Она гордо звучит и естественно,
Средь созвездия блестящих стран,
Имя это – Башкортостан!
(Под музыку в зал входят дети, встают полукругом)
Дети:
1. У матери России
Есть много дочерей
Но нет средь них красивей
Башкирии моей.
2. Здесь гордо горы высятся
Леса простор степной
Озёра, реки ширятся
Хрустальною волной.
3. Щедра земля Урала
Богатств её не счесть
Есть в недрах нефть и уголь
Есть золото и медь.
4. Как не любить твои просторы
Как не любить твои луга
Урала яркие узоры
Долины, горы и поля.
5. О Башкирии поём
Как мы славно здесь живём
Вся она цветущий сад
Говорим мы ей –
Все хором: РЭХМЭТ!Песня на выбор (желательно о Родине)
Дети:
1. Расцветай, Республика,
Мой Башкортостан,
Нет тебя прекраснее
Средь далеких стран.
2. Гордый, независимый
Мой прекрасный край,
Жемчужина России,
А вернее – рай.
3. Юная, но сильная,
Родина моя,
Пусть всегда обильными
Будут закрома.
4. На Урале сказочном
Пусть цветут сады,
Всем желаем радости,
Никому – беды.
Танец на выбор (современные движения с элем. баш. нар. танца)
Ведущий:
Кем был твой прадед, кем твой дед?
О чём они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызвало бы дружный смех?
И как они женились?
Какие испытанья им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошёл
В башкирском том полку?
И, если всё узнаешь ты,
Изучишь древний род, -
Полюбишь Родину свою,
Полюбишь свой народ!
Тихо звучит аудиозапись мелодии, исполняемой на курае.
Входит дедушка Хамит (ученик в национальном башкирском костюме) и начинает «сажать» в центре зала родословное дерево (сухую ветку, на котором закреплены листочки (из бумаги) с именами). К нему подходит ученик(1).
Уч.1.: Здравствуй, дедушка Хамит, тебе помочь?
Дедушка Хамит: Помоги, внучок, помоги.
Уч.1.: Дедушка, какое дерево у тебя интересное, необычное.
Дедушка Хамит: Это моё шежере.
Уч.1.: А что это такое?
Дедушка Хамит: Шежере – это моя родословная. Раньше люди очень хорошо знали свою родословную, до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной – шежере. Я «сажаю» это дерево, чтобы мои внуки и внуки внуков помнили свои корни. А вы, ребята, знаете своё шежере?
Дети: Да!
(К дедушке подходит другой ученик(2).Уч.2.: Меня зовут … … … . Я хочу познакомить вас с моим шежере.
(Затем к дедушке подходит ученик (3).Уч.3.: Меня зовут … … … . Познакомьтесь с моей родословной.
Вед.: Дедушка Хамит, другие ребята тоже приготовили свои шежере.
(Он обращает внимание на стены, где оформлены – шежере других детей).
Дедушка Хамит (восхищённо). Да, ребята, чем больше у вас родственников, братишек да сестрёнок, тем больше крона у деревьев.
Вед.: Спасибо тебе, дедушка Хамит, за добрые слова.
Дедушка Хамит, наши дети очень любят гостей и всегда к их приходу очень готовятся. Вот посмотри, что они для тебя приготовили.
Песня на выбор
Дедушка Хамит: Время-то как быстро идёт! Пора мне домой за хозяйством присмотреть – оно у меня большое.
Вед.: Подожди, дедушка Хамит, может ты нам поможешь своим советом. Посмотри на наш «курай», он стоит грустным? А ведь на празднике всё должно быть ярким, весёлым.
Дедушка Хамит: Наверное, он хочет увидеть какие вы дружные, веселые, заботливые. У меня как раз для вас есть сундучок, а в нём – задания. Справитесь с ними – расцветёт ваш курай, оживёт, запоёт.
(Отдает сундучок ведущему, прощается и уходит)
(Вед. достаёт из сундучка записку с 1-ым заданием.)
Дети вспоминают пословицы о семье.
- Дом отца соломенный, да дворцом кажется.
- Возле солнца – тепло, возле матери – благостно.
- Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир тянется.
- Шестерых братьев, что объединятся, даже волки боятся.
- Родич без родича не проживёт.
- Глядя на старшего брата, младший силу обретает; глядя на старшую сестру, младшая подрастает.
- Отец для ребёнка – колчан золотой, мать – золотые стрелы.
Вед.: Дорогие родители, как вы понимаете смысл этих пословиц?
(Родители объясняют смысл нескольких пословиц.)
(Вед. достаёт из сундучка 1-ый кружок из яркой цветной бумаги, один из детей прикрепляет его к макету соцветия курая.
Затем Вед. достаёт записку со 2-ым заданием объявляет, что с ним справятся только наши родители: «Седьмое колено». Вед. задает вопросы, а родители, должны вспомнить и правильно ответить.)
Вопросы:
Брат жены (Шурин)
Брат мужа (Деверь)
Сестра мужа (Золовка)
Сестра жены (Свояченица)
Мать жены (Теща)
Отец жены (Тесть)
Отец мужа (Свекор)
Мать мужа (Свекровь)
Дочь брата или сестры (Племянница)
Брат отца или матери (Дядя)
Жены двух братьев (между собой) (Свояченицы)
Мужья двух сестер (Свояки)
Матери жены и мужа (Сватьи)
(Вед. вручает одному из детей 2-ой кружок из цветной бумаги.
Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.
Вед. достаёт из сундучка записку с третьим заданием.
Вед. (читает записку): Что-то пляска не видна?
Нет, не правда, вот она!
Ученик: Ну-ка музыку давайте
Веселее начинайте
Праздник в школе ведь у нас
Мы попляшем вам сейчас.
Татарский танец (или любой)
(По окончании Вед. вручает одному из детей 3-ий кружок из цветной бумаги.
Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед.: (Достаёт из сундучка записку с четвертым заданием). У меня и для гостей есть задание. Я знаю, что все любят танцевать. Исполните-ка, дорогие родители, необычный танец.
Взрослые исполняют танец (свободный танец)
Вед.: Молодцы, гости, не подвели! Вот ещё с одним заданием справились.
(Вручает ребенку 4-ый кружок из цветной бумаги.Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед.: Пятое задание: Я вижу, что все мы – одна большая, дружная семья. Споём вместе хорошую песню.
Дети вместе с родителями исполняют любую песню (подготовить)
(Вед. вручает 5 кружок из цветной бумаги.
Ребенок прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед.: Шестое задание: из поколения в поколение мужчины были защитниками Родины, опорой семьи.
(Вбегает батыр (юноша) с плёткой, приплясывает)
Батыр: Есть у вас смелый джигит?
Уч.1.: Есть!
Мне не надо, мне не надо
Ни подарка, ни награды.
Мне бы только стать джигитом,
Настоящим, знаменитым.
Батыр: Эй, джигиты, запрягайте лошадей.
Танец «Джигиты» (Исполняют мальчики)
Вед. (к родителям): Хороши ваши джигиты!
(Вед. вручает одному из мальчиков 6-ой кружок из цветной бумаги.
Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед.: Седьмое задание: да и девочки-красавицы наши тоже хороши! Женщина издавна считалась хранительницей домашнего очага. У хорошей хозяйки всё ладится, и гостеприимна она, и доброжелательна.
Проводится игра «Гостеприимная хозяйка» (накрыть на стол)
Вед.: А ещё наши девочки такие рукодельницы. Сами посмотрите. (Работы по ДПИ учениц)
Вед. вручает одной из девочек 7-ой кружок из цветной бумаги.
Та прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед. (обращает внимание детей на соцветие курая): Посмотрите, ребята, наш цветок курая расцвёл, стал нарядным.
Уч.2.: Когда я слушаю курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Вед.: Большое создаётся малым:
Из жёлудя поднялся дуб,
С бревна начался крепкий сруб,
А родничок – реки начало,
С одной сосны начался бор,
С кирпичика пошёл дворец,
С ворсистой ниточки – ковёр.
Вот так придумал наш Творец!
Дом к дому – улица,
Из улиц растут селенья, города.
Всё это ты, Башкирия родная,
Мой край, любимый навсегда!
Уч.1.: Ну-ка шире, шире круг,
Выходи смелее, друг!
Хоровод мы поведем
Всех друзей своих зовём
Дети водят хоровод «Дружба»
(«Башкортостан – венец Урала» У.Идельбаева).
Вед.: Дорогие ребята, дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей родины и своего рода, нам не страшны никакие невзгоды.
Звучит песня «Родительский дом». Дети выходят из зала.
Конец!