Во сколько ползают дети. Когда ребенок начинает ползать на четвереньках

  • Когда ползает и сидит
  • Сажать ли в ходунки
  • Когда в семье появляется малыш, родители с нетерпением ждут, когда он научится улыбаться, держать головку, затем переворачиваться, садиться и ползать. Следующим большим событием, безусловно, станут первые шаги. Каждое новое умение имеет огромное значение, а потому мамы и папы трепетно относятся к срокам появления тех или иных двигательных навыков. В этой статье мы расскажем о том, в какие сроки ребенок начинает сидеть и ползать и можно ли на эти умения повлиять.


    Физиология навыков

    На вопрос родителей, когда именно малыш должен освоить ползательные движения и сидение, ответить довольно сложно. Каждый карапуз – индивидуальность, личность, которая развивается по собственным законам и схемам. Поэтому все таблицы с нормативами существуют только для педиатров, поскольку на вашего малыша детский доктор смотрит как на одного из среднестатистических малышей. Но это только на первый взгляд.

    Вдумчивый специалист никогда не заявит о задержке физического развития на основании того, что малыш в 7 месяцев не сидит или в 8 месяцев не ползает, ведь на то у ребенка может быть много причин.



    Малыш начинает ползать и сидеть тогда, когда его костная, мышечная системы, а также связки и суставы, задействованные в этих процессах, достаточно созрели и окрепли. Для навыка ползания нужны развитые мышцы живота и шеи, рук и ног, для сидения нужны достаточно окрепшие мышцы спины, живота, шеи и рук. Естественно, ни один новорожденный не обладает такими мышцами, они растут и крепчают по мере роста ребенка. Если родители с первых дней уделяют достаточно внимания физическому развитию грудничка, делают массаж и проводят возрастную гимнастику, то шансы более раннего освоения новых навыков заметно повышаются.

    Согласно средним нормам, сидеть среднестатистические здоровые дети начинают после полугода, в 7 месяцев с поддержкой, а в 8 – уже без поддержки. К 10 месяцам малыши обычно прекрасно справляются со сложной задачей – сесть из положения лежа. С ползанием все обстоит несколько сложнее – некоторые дети вообще минуют этот этап, а некоторые именно с него и начинают. Средние нормы, существующие в педиатрии, гласят, что ребенок может научиться ползать с 5 месяцев на животе, с 7 месяцев до 9 месяцев – на четвереньках.

    Но нормы нормами, а у вашего ребенка, не исключено, есть собственные планы на дальнейшее развитие, тем более что на скорость освоения новых двигательных навыков влияют очень многие факторы.



    Что может оказать влияние?

    В первую очередь имеет значение самочувствие и состояние здоровья вашего малютки. Если кроха появился на свет недоношенным, он значительно позднее ровесников начнет постигать премудрости перемены положения тела в пространстве. Не потому, что он ленивее, слабее, а потому, что его костной и мышечной ткани требуется больше времени для подготовки к новому типу нагрузки. Ребенок себе не враг, он никогда и не подумает делать того, что он физические сделать неспособен.

    Болезненные, часто заболевающие карапузы, дети с врожденными заболеваниями тоже садятся и ползут позднее, чем здоровые малыши. Особенно долго могут «раскачиваться» дети с неврологическими нарушениями.

    Масса тела карапуза тоже имеет значение, причем самое непосредственное. Детки пухлые, с избыточным весом, испытывают вполне естественные трудности с удержанием собственного веса в новом положении, их позвоночник просто не предусматривает новой нагрузки в таком объеме, ему нужно чуть больше времени на подготовку. Они поползут и сядут, но позже.


    Характер и врожденный темперамент малыша диктуют его поведение и мотивацию. Сонливые, несколько медлительные и ленивые флегматики и меланхолики садятся, ползают и ходят позднее, чем подвижные, активные, любознательные представители сангвинического или холерического типа личности.

    Многое зависит и от того, какие условия для развития ребенка создали сами родители. И это, пожалуй, единственное, на что мама и папа, переживающие за развитие ребенка, могут оказать непосредственное влияние. Ребенок, которого во время бодрствования чаще держат в кроватке или манеже, вряд ли будет иметь достаточно мотивации для того, чтобы начать исследовать мир. До поры до времени ему будет вполне комфортно в ограниченном пространстве.

    Необходимости сидеть или ползать куда-то у крохи просто не будет, освоение навыка замедлится. Если же родители предусматривают для малыша определенную свободу перемещения в периоды бодрствования, развешивают игрушки на определенном расстоянии от него, то малышу очень понадобится до них добраться, а потому ему просто придется искать способы сделать это. Способов два – достать из положения сидя или доползти и взять. Естественно, определенная свобода малыша нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, чтобы кроха не травмировался.


    Мальчики или девочки – кто быстрее?

    На тематических форумах и в общении между собой мамы часто приписывают сыновьям и дочкам определенные способности. Говорят, что девочки быстрее осваивают новые умения, поскольку мальчики более ленивы. Другое мнение гласит, что девочек нужно присаживать позднее, чем мальчиков из-за возможных опасных последствий для репродуктивного здоровья.

    На самом деле научно объяснимой разницы между развитием физических умений у грудничков обоего пола не существует. Развиваются дети примерно с одинаковой скоростью при условии, что они здоровы, доношены, не имеют проблем с перееданием и лишним весом. По поводу присаживания девочек и мальчиков следует сказать, что и тех, и других не рекомендуется присаживать как минимум до полугода. Совсем. Никак.

    Последствия могут быть довольно печальными – могут травмироваться кости малого таза. У девочек в этом случае действительно могут возникнуть в будущем проблемы с вынашиванием собственных детей. Да и для мальчика такая травма крайне нежелательна.


    Можно ли обучать детей навыкам?

    Этот вопрос самый важный. Почему-то считается, что мама, которая просто ждет, пока ребенок сядет или поползет, безответственная и черствая. А вот мать-наседка, которая не может ждать и чуть ли не с 3 месяцев начинает готовить ребенка к сидению и ползанию, а лучше всего сразу к ходьбе, – молодец и пример для подражания. Формированию такого стереотипа в немалой степени способствуют женские форумы, после пяти минут присутствия на которых нормальная мама становится нервной женщиной с комплексом неполноценности и чувством вины.

    Нормально ли ничего не предпринимать? Да, это нормально. Многие педиатры, в том числе доктор Комаровский, профессиональным советам которого доверяют миллионы мам по всему миру, утверждает, что сформироваться навыки сидения и ползания должны совершенно естественным способом и в том возрасте, который для того предусмотрен природой в отношении конкретного ребенка.

    Чрезмерная активность родителей, «помогающих» ребенку, нередко вредит – динамическая гимнастика, неаккуратное выполнение упражнений, насильственные присаживания чреваты тяжелыми травмами. В первую очередь при ранней вертикализации страдает позвоночник малыша, который не готов к вертикальной нагрузке. Могут случиться компрессионные деформации позвонков, позднее могут появиться межпозвоночные грыжи. У многих детей, которых рано присаживали или ставили на четыре конечности для ползания, позднее проявляются сколиоз, кифоз, лордоз, нарушения походки, деформация конечностей. Особенно это касается детей, которые немало времени в раннем возрасте провисели в прыгунках, а потом протопали в ходунках.

    Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

    Когда ребенок начинает ползать

    В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

    — что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

    — когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

    — от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

    — в чем его значение ползания в развитии младенца.

    Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

    Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

    Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

    «Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

    В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

    Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

    Значение ползания для развития ребенка

    Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

    Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

    Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

    Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

    Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

    Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

    Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

    Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

    Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

    Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

    У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

    В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

    Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

    Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

    Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

    К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

    На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

    Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

    В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

    В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

    Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

    Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

    Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

    К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

    В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

    С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

    Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

    В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

    Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

    В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

    Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

    Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

    У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

    Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

    Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

    Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

    Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

    Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

    Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

    Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

    Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

    ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

    В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

    Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

    Какой должна быть поверхность для ползания

    Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

    Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

    Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

    Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

    1) они новые или явно привлекательные для малыша,

    2) игрушка должна быть устойчивой,

    3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

    На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

    а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

    б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

    Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

    Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

    После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

    Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

    — Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

    Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

    Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

    Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

    Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

    Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

    Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

    Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

    После этого сделайте небольшую паузу.

    Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

    Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

    Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

    Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

    Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

    Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

    — Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

    — Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

    — Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

    — Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

    — В случае повышенной утомляемости ребенка.

    В продолжении этой статьи:

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

    Каждый этап развития малыша приносит в его жизнь интересные навыки и открывает новые способности. Родители с нетерпением ждут момента, когда их дети начнут ползать на четвереньках.

    Новорожденные дети рождаются с рефлексом, суть которого в том, что малыш совершает ползающие движения, лежа на животе, и отталкивается пяточками от ладони взрослого. Разумеется, это нельзя назвать ползанием. Это всего лишь рефлекс, который угаснет через 4 месяца.

    Когда дети начинают ползать, на четвереньках или другим способом, зависит от их физической подготовленности. Начинается весь процесс примерно в 5 месяцев. Ребенок уже сам переворачивается на животик, с удовольствием озираясь вокруг.

    Когда начнет упираться ладошками и ногами, если придерживать его за подмышки, тогда можно уже выкладывать грудничка и на пол для ощущения им пространства (некоторые педиатры советуют начинать это делать и в 4 месяца). В 5-6 месяцев следует чаще выкладывать чадо на живот. Из этого положения он быстрее научится всем необходимым двигательным навыкам.

    Период Развитие ползания
    6 месяцев Происходит подползание - этап, подготавливающий ползание. Малыш уже встает и имеет опору на ручки. Приподнимая тело, он пытается подползти к интересующей игрушке.

    Важно помочь малышу, создав опору у его ножек: маме следует подставить ладони или подложить валик.

    6-7 месяцев Дети уже начинают ползать боком, задом или по кругу. Осваивают активные самостоятельные перевороты с живота на спину.
    7 месяцев Следует начать обучать малыша преодолению небольших возвышений. Для этих целей подойдет плоская подушка.

    Чтобы обучение проходило весело и интересно, родителям стоит подобрать подходящие игры и упражнения.

    8 месяцев Малыш активно ползает в любом направлении, легко доползает до игрушки, находящейся на расстоянии. Может заползти на возвышение - подушку или небольшую горку.

    Важно соблюдать правила:

    1. Проводить ежедневные упражнения, способствующие развитию ползания.
    2. Давать свободу малышу. Он должен длительное время находиться на полу, а не в манеже и кровати.
    3. Своевременно посещать ортопеда и невролога.

    Какой должна быть поверхность для ползания, меры безопасности

    Когда дети начинают ползать, важно подготовить для них твердую рабочую поверхность (кровать и диван для этих целей не подходят). Малыш, ползающий на четвереньках, может легко травмироваться, поэтому также необходимо подумать и о безопасности.

    Меры предосторожности:

    • Родителям необходимо следить за температурой в помещении. Она не должна превышать 23 градуса. По полу не должен дуть холодный воздух, однако следует помнить о систематическом проветривании и увлажнении (норма – не меньше 30%).
    • Одежда должна быть удобной. Важен комфорт и свобода движений. Не следует перегревать ребенка, надевать на него несколько кофт и ползунков.
    • В целях безопасности необходимо убрать с пола все провода, прикрыть розетки. С нижних полок следует убрать опасные предметы, а с верхних - неустойчивые, те, которые могут легко упасть, например, при ударе или пошатывании.
    • Требуется осуществлять постоянный контроль над тем, чтобы малыш не добрался до различных химических жидкостей, мисок животных, горячих кружек, косметики.
    • Нельзя оставлять маленького ребенка одного в комнате. Если взрослому необходимо отлучиться (пусть даже на минуту), следует поместить малыша в кроватку или манеж.
    • Родителям не следует панически бояться грязи и микробов с пола. Малышу важно привыкать к ним, вырабатывать иммунитет. Однако соблюдать правила элементарной чистоты, безусловно, необходимо. На ковре не должно быть крошек, пятен и шерсти животных.

    У некоторых детей просто нет возможности овладеть навыком ползания, потому что они все время находятся в кроватке, манеже или на руках. Такие дети чаще всего сразу встают на ноги. Специалисты в области ортопедии считают, что это неблагоприятно сказывается на опорно-двигательном аппарате.

    Способы и этапы ползания у мальчиков и девочек

    Овладение навыком ползания зависит от нескольких критериев – это и физическая подготовленность ребенка, и доношенность (недоношенные дети обычно начинают ползать примерно в 10 месяцев), а также степень развития нервной системы. Считается, что девочки начинают ползать немного раньше мальчиков.

    На самом же деле освоение навыка ползания происходит у всех постепенно и поэтапно:

    • В 3 месяца

    Ребенку становится интереснее лежать на животе. Он уверенно держит головку, смотрит на окружающее вокруг пространство.

    • В 4 месяца

    Кроха уже может с помощью рук приподняться, лежа на животе, поворачиваться во все стороны. Если взрослый поставит его на ножки, кроха, пусть и неуверенно, упрется ими в поверхность.

    • В 5 месяцев

    Малыш начинает освоение метода ползания по-пластунски, а также пытается пробовать садиться.

    • В 6-7 месяцев

    Малыш становится все более активным, хорошо освоил перевороты с животика на спинку, становится на четвереньки, продолжает освоение навыка ползания. Различают несколько видов ползания, и каждый ребенок выбирает тот, который ему наиболее удобен и интересен.

    Ползание на животе

    Ребенку легче всего начать учиться ползать именно с этого способа. Уже в возрасте 3-х месяцев многим становится интересно лежать на животике и смотреть на окружающий мир.

    Малыш делает непроизвольные ползающие движения, пытается двигаться к интересующим предметам. Однако в этом возрасте у него пока не получается приподняться, и он автоматически прижимается животом к полу. В такой манере ползания не получится передвигаться в быстром темпе, и чаще всего детки ползут не вперед, а назад.

    Способ очень полезен для укрепления мышц шеи и спины, для улучшения работы желудочно-кишечного тракта, учитывая, что трехмесячные иногда страдают от коликов. Ползание на животе – эффективный метод избавления от подобных неприятных ощущений.

    По-пластунски

    Ползание по-пластунски отличается движением ног. Ребенок лежит на животе с широко расставленными ногами. Затем он сгибает их в коленях, отталкивается от пола и, выпрямив ножки, продвигается вперед. Также он задействует руки, приподнимаясь на них и подтягивая туловище.

    Такой способ передвижения важен для развития, так как улучшает координацию движений крохи и является профилактикой заболеваний, связанных с тазобедренными суставами.

    На четвереньках

    Когда ребенок становится способен передвигаться на четвереньках, значит он уже умеет и сидеть, потому что именно из этого положения удобнее всего начинать ползание. Специалисты указывают, что данный способ является самым сложным, так как от малютки требуется удерживание своего туловища в приподнятом положении. Он должен уметь и держать равновесие, и координировать свои движения.

    На первых этапах освоения передвижения на четвереньках малыш будет просто стоять на месте, качаясь назад и вперед. Освоившись, он станет способен передвигаться очень шустро по комнате, быстро и осознанно достигать желаемый объект.

    Такое ползание полезно по следующим причинам:

    • Формирует изгибы позвоночника.
    • Учит малыша правильному распределению нагрузки на тело во время движения.
    • Учит ребенка управлению своим телом.

    Перекрестное ползание

    Когда дети еще только начинают ползать на четвереньках, они передвигаются с помощью одной руки и параллельной ей ноги. Со временем они достигают нового этапа в развитии ползания, который называется перекрестным.

    Такой вариант ползания является самым быстрым и технически сложным. Ребёнок уже умеет чередовать руки и ноги и ползет, используя противоположную руке ногу. В таком положении малыш может устойчиво стоять на коленке и руке, когда поднимает противоположные.

    Техника позволяет передвигаться максимально быстро по прямой линии и учит удерживать равновесие.

    Упражнения, помогающие освоить ползание

    Известный доктор Комаровский считает, что навык ползания придет сам и не нужно учить ребенка сидеть, ползать и ходить. Главное -выполнять гимнастику и закаливание.

    Не все специалисты с этим согласны, однако выполнять элементарные общеукрепляющие упражнения нужно всегда. Они минимально помогут развить навык ползания, чтобы в дальнейшем крохе было проще.

    Упражнения на фитболе

    Для развития двигательной активности малыша очень полезны упражнения на фитболе.

    Рассмотрим некоторые из них:

    1. Покачивание. Необходимо положить грудничка на животик и слегка покачать. Затем повторить то же самое на спинке. Важно, чтобы перед занятиями прошло около часа после приема пищи.
    1. Упор ручками. Малыш лежит на животике, взрослый придерживает его за ноги и толкает мяч вперед. Как только ручки ребенка приблизятся к полу, он произвольно разожмет кулачки и выставит их вперед. Это упражнение полезно тем, что развивает у крохи реакцию и опору на ладони, а это очень важно в ползании.
    1. Упор ногами. В этом упражнении малыш точно так же лежит на животике, а взрослый, придерживая его рукой, толкает назад. Необходимо, чтобы малыш коснулся пола всей ступней.

    Специалисты советуют поместить мяч в кроватку, где лежит малыш. Он сможет отталкиваться от него ступнями. Такой способ отлично стимулирует сгибание и разгибание ножек.

    Гимнастика для ручек

    Когда ребенок начинает ползать на четвереньках, важно, чтобы весь его организм был хорошо физически подготовлен. Именно поэтому необходимо заранее укреплять и ручки крохи, подготавливая их к ползанию.

    • Малыш лежит на твердой поверхности на спине. Мама вкладывает в ладошки крохе большой палец. Когда он крепко ухватится за него, нужно плавно поднимать и опускать его ручки.
    • Далее мама разводит руки крохи в стороны и скрещивает их на груди. Можно выполнять это упражнение как в комплексе с предыдущим, так и отдельно.
    • Интересное упражнение «Бокс». Маме необходимо вставить в ладошки малыша большой пальчик, и вытягивать попеременно его ручки вперед (как будто «боксирует»). Начинать стоит с медленных вытягиваний и постепенно переходить на быстрые.
    • Последнее общеукрепляющее упражнение - это полное приподнимание малыша за ручки. Делать это необходимо плавно, медленно. Затем точно так же спокойно опустить на место.

    Упражнения на перевороты

    Такое упражнение важно для тех малышей, которые еще не совсем освоили перевороты. Также оно полезно для укрепления всех мышц туловища.

    Мама крепко держит малыша за кисть, вложив свой палец в его ладонь. Правой рукой мама держит левую ножку ребенка и поворачивает его руку, помогая перевернуться. Для заинтересованности можно положить рядом любимую игрушку, к которой малыш будет стараться повернуться сначала с маминой помощью, а потом и самостоятельно.

    Упражнение «достань погремушку»

    Родители кладут ребенка на животик на твердую поверхность. Перед ним находится любимая погремушка, но положить ее следует так, чтобы он не смог сразу схватить ее. Если несколько попыток малыша безуспешны, родителям стоит подать ему погремушку и переключиться на другую деятельность. Через некоторое время стоит повторить упражнение снова.

    Врачи-педиатры отмечают, что именно яркие любимые игрушки являются отличным стимулом для развития навыка ползания у детей. Ведь так хочется достать заветную вещицу, но для этого приходится потрудиться и освоить навык ползания.

    Упражнение с валиком

    Для выполнения этого упражнения необходимо сформировать валик и подложить ребенку, лежащему на животике, под грудь. В этом положении голова и руки будут свисать с валика, а живот и ножки - лежать на твердой поверхности. Крохе будет интересно играть со своими игрушками из этого положения, поворачивать головкой во все стороны и общаться с родителями.

    Упражнение не только помогает освоить навык ползания, но и отлично укрепляет вестибулярный аппарат.

    Упражнение «лягушка»

    Ребенка необходимо положить на спину. Мама должна сгибать ножки малыша в позу «лягушка», затем разгибать.

    Важно следить за общим эмоциональным состоянием малыша. Не стоит выполнять упражнение, если он надрывается от плача.

    Следующий шаг: мама переворачивает ребенка на живот и делает опору для ножек из своих ладоней. Он отталкивается и проползает вперед.

    Перед ним стоит положить разные яркие игрушки, которые привлекут внимание и дадут стимул к желанию подползти к ним.

    Интерес крохи к упражнениям будет только расти, если подобрать подходящие стихотворения и эмоционально рассказывать их. Пение песен также может увлечь ребенка так, что он сам начнет издавать веселые звуки, пытаясь подпеть родителям.

    Наглядный пример

    Какие бы упражнения не придумывали родители, самым наилучшим способом для развития ползания является наглядный пример. И маме, и папе стоит наглядно показать малышу, что же это такое – «ползать». И крохе будет веселее на этом трудном этапе. Он станет активно играть с любимыми родителями, пытаясь повторять их движения.

    Родительский контроль также позволит избежать неприятностей, если малыш вдруг споткнется или захочет схватить опасный объект.

    Для деток постарше, которые уже немного умеют ползать, родители могут создавать различные препятствия в виде подушек, сложенных валиков, проходов под стульями. Как только папа весело проползет по таким препятствиям, сын или дочь незамедлительно захотят последовать за ним.

    Укрепляющий массаж

    В совокупности с различными упражнениями стоит обязательно делать общеукрепляющий массаж. Чтобы этот процесс не вызывал у малыша слез и истерик, маме нужно заранее найти разные стишки и, разминая определенную часть тела, проговаривать подходящие веселые слова.

    Начинать и заканчивать массаж следует с легких и плавных поглаживаний. Однако перед тем как начать проводить такие процедуры, следует проконсультироваться с врачом.

    Перед проведением массажа и упражнений должно пройти не меньше получаса после кормления.

    Многим детям педиатры назначают специальный, лечебный массаж. Придется ответственно пройти полностью весь курс. Зато после него даже пассивные и физически слаборазвитые дети начинают активно ползать.

    Когда пора вставать на ноги?

    Все дети разные, и возраст, когда ребенок самостоятельно встанет, может быть совершенно разным: от 8-ми месяцев до года. Специалисты утверждают, что не стоит слишком усердно проводить различные упражнения, способствующие тому, чтобы малыш начал ходить. Как только организм крохи будет готов, он сможет встать сам.

    Многие родители задаются вопросом, когда же их дети начнут ползать на четвереньках, волнуясь и ища различные способы для скорейшего достижения желаемой цели. Важно не переусердствовать и грамотно выполнять простейшие общеукрепляющие упражнения.


    Когда дети начинают ползать на четвереньках, можно начинать постепенно учить вставать на ноги

    Ползание – важный этап в развитии малыша. Это физическое укрепление, воспитание целеустремленности и настойчивости. Родителям нужно обязательно помогать, поощрять и способствовать развитию этого навыка.

    Видео: как научить ползать ребенка

    Как научить ребенка сидеть, ползать и переворачиваться:

    Упражнение которые научать ребенка ползать:

    Специалисты утверждают, что каждый ребенок уникален и нет жестких норм, когда он начинает переворачиваться, ходить или говорить. Но каждый родитель всё равно пытается узнать точные сроки, когда их малыш должен преодолеть очередной рубеж своего развития.

    Ответы, которые они слышат, зачастую только ещё больше сбивают с толку. Одни родители утверждают, что их малыш пополз чуть ли не в возрасте 3 месяцев, другие – что их мальчик вообще сразу пошел, правда, в возрасте 11 месяцев. У одних малыши начинают ползать по-пластунски в 6 месяцев, у других пятились назад, девочки третьих перемещались по полу сидя на попе даже после 10 месяцев. Можно ли всё это назвать ползанием, или только если ребенок перемещается на четвереньках? Как же правильно должен ползать малыш?

    Известный доктор Комаровский предлагает не беспокоиться по этому поводу, не учить принудительно, а дать ребенку возможность созреть самому для сидения, ползания, хождения. Другие специалисты подтверждают, что ребенок вполне может пропустить этап ползания, и это также не будет отклонением от нормы. Так может быть, оно и не нужно?

    Между тем интерес мам и пап к этому навыку малышей вполне оправдан. Умение ползать, пусть даже по-пластунски, резко увеличивает возможности ребенка. Время, когда он пассивно лежал в кроватке, уже не вернуть назад. Когда ребенок ползает, он открывает для себя целый мир. Возможности крохи в его познании резко расширяются, он впервые получает возможность достигать желаемого самому. Это влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие малыша, формирование целеустремленности и уверенности в своих силах.

    Ползание укрепляет мышцы и связки ребенка, учит координации движений. При этом такой способ двигательной активности не несет опасности детскому позвоночнику. Напротив, укрепляя мышечный корсет, ведет к формированию естественных изгибов и исправляет, если они были у ребенка, возможные отклонения тонуса.

    Желание родителей учить ребенка едва ли не с 3-4 месяцев правильно ползать понятно, но не стоит торопиться. Доктор Комаровский предупреждает, что надо прислушиваться к здравому смыслу и не спешить.

    Полезные упражнения

    Умение малыша ползать появляется только после того, как он научиться самостоятельно переворачиваться вперед и назад. Обычно хорошо кроха осваивает этот навык в 5 месяцев. После этого родителям рекомендуют обязательно выкладывать его на животе на полу или на другой ровной и твердой поверхности. На полу должен лежать коврик или одеяло, чтобы поверхность не была скользкой или чрезмерно мягкой. И то, и другое не будет давать крохе нужной опоры, когда он пытается поползти.

    Обычно к такому подготовительному этапу переходят в возрасте 5 месяцев, и если ребенок начинает ползать после 6 – 7 месяцев, это считается достаточно ранним навыком. Значительно чаще малыш начинает активно ползать в возрасте 9 месяцев, когда у него хорошо окрепнут мышцы рук и ног, кроха научится сидеть, так как из этой позы ему удобней всего начать двигаться на четвереньках.

    Доктор Комаровский предупреждает, что не нужно принуждать и подталкивать малышей к ползанию, а тем более хождению. Но помочь ребенку укрепить мышцы родители могут. Для этого можно делать с крохой гимнастику.

    1. Упражнения для ручек. Малыш лежит на спине, а мама держит его за ручки. Она плавно поднимает ручки вверх, а затем также медленно опускает. В следующем ручки разводятся в сторону, а затем скрещиваются на груди. Это укрепляет мышцы не только на руках, но и на спине. В ещё одном за ручки приподнимаем малыша, как бы в положение полусидя, и так же медленно опускаем в положение на спине.
    2. Упражнения для ног. Ребенок лежит на спине. Мама, взяв в руки его голени, сгибает и разгибает по очереди ножки в коленках. Малыш по-прежнему лежит на спине и мама плавно сгибает его ножки в позу лягушки. Затем помогаем малышу перевернуться из позиции на спине в лежание на животе. Ребенок лежит на животе, и мама дает оттолкнуться согнутыми ножками от своих ладоней. При этом ребенок продвигается вперед.

    Последнее упражнение, выполняемое на полу, может помочь малышу начать ползать.

    Когда дети начинают ползать и как их этому научить?

    Укрепляющий массаж

    Ещё одним способом укрепления ребенка становится массаж. Специальный лечебный массаж правильно может делать только по назначению врача специалист. Но маме можно сделать малышу обычный укрепляющий массаж, где главным приемом будет поглаживание ручек, ножек, спины вперед и назад. Делать его можно задолго до начала пользования, с 3 месяцев.

    Приступить к нему можно не раньше, чем за 30 минут до или после кормления. Кроху кладем на пеленальный столик и наносим на кожицу детский крем. Так же готовятся руки массажиста. Ногти у мамы должны быть короткими и на пальцах не должно быть колец, чтобы случайно не травмировать ребенка. Сколько его делать подскажет малыш. Если он куксится и хнычет, то прекращаем. Этот простой массаж сможет помочь укрепить мышцы малыша.

    Способы как учиться ползать

    Во сколько ребенок начнет ползать определяют разные причины. От его физической формы и наследственности, здоровья и эмоционального фона в семье, пола ребенка. Считается, что девочки начинают ползать раньше, мальчик позже, но всё это очень индивидуально. Если вы сделали всё, что должен сделать родитель: укрепили мышцы малыша массажем и упражнениями, обеспечили ему возможность безопасно двигаться на полу, вам остается только ждать результата.

    В классическом варианте освоение ползания проходит в несколько этапов. На первом малыш пытается ползти по-пластунски на животе. Часто это движение направлено в бок или назад. Некоторые ползут так назад очень быстро.

    Затем малыш пытается, стоя на четвереньках, и выставив руки вперед по одной подтягивать ножки. И только когда координация движений становится достаточно высокой, ребенок переходит к перекрестному ползанию. Перекрестное ползание может выполняться ребенком по-разному: на четвереньках и на выпрямленных ногах, вперед или назад, некоторые умудряются это делать на спине или на попе, но для него характерны четкое чередование движений рук и ног. И не важно, движется он вперед или назад, главное он хочет и может это делать.

    . Как научить ребенка ползать?

    Если мама хочет учить малыша ползанию, можно, прежде всего, стимулировать ребенка. На полу в пределах его видимости, но так чтобы он не мог дотянуться, выкладывают привлекательные для крохи игрушки. Это один из способов учить малыша ползать по-пластунски.

    Когда малыш освоил ползание по-пластунски, чтобы ускорить его переход к ползанию на четвереньках можно начать выкладывать на его пути простые препятствия в виде валика или невысоких подушек. Преодолеть их по-пластунски у него не получиться. Чтобы перебраться через них, малышу придется учить способ передвижения на четвереньках.

    Безопасность

    Как говорит Комаровский: «Ползание полезно, если безопасно». С момента, когда малыш начинает ползать, сколько у родителей появляется новых забот, и главная – безопасность ребенка.

    Для того, чтобы выявить опасные места доктор Комаровский рекомендует маме лечь на полу и внимательно посмотреть вперед и назад, чтобы увидеть дом с позиции малыша. Тогда можно будет самому почувствовать, не тянут ли по полу сквозняки, увидеть, нет ли в поле зрения ребенка проводов, розеток, шкафчиков с бытовой химией или лекарствами, мелких и острых предметов. Вы увидите, не свисает ли скатерть, дернув за которую, малыш опрокинет все со стола на себя. Увидев своими глазами, сколько опасностей в доме, сможете правильно их устранить.

    С момента, когда ребёнок начинает ползать, в жизни малыша и его родителей наступает новый этап. Дети по-новому воспринимают окружающий мир, который хочется познать и потрогать, а мамам с папами необходимо для этого обеспечить ему максимальную безопасность и своё постоянное присутствие.

    Этот период очень важен в жизни маленького ребёнка, так как умение ползать активно заставляет работать мозг малыша и активизирует мыслительную деятельность.

    Когда стоит ожидать первые попытки

    На самом деле, это очень сложно и тяжело для ребёнка. Но со временем, овладев таким способом передвижения, у него развивается не только мышление, но и моторика, активнее, стремительней развивается речь и, конечно же, укрепляются мышцы всего тела.

    Желательно, чтобы ребёнок не пропустил этап ползания (он может сразу пойти). Со стороны физиологии в этом случае можно говорить о неокрепших мышцах спины и большой нагрузке на неокрепший детский позвоночник. Родители должны стимулировать желание малютки к передвижению и правильно его к этому подготовить.

    На вопрос когда ребёнок должен уверенно ползать, можно ответить лишь приблизительно. Все дети проходят данный период индивидуально, но существует примерная таблица которую предлагают педиатры для ориентира. Возрастные периоды, когда начинают ползать карапузы, следующие: первые попытки возможны к 5 месяцам, а с 8–9 месяцев начинается активное ползание.

    Возможные причины задержки

    Стоит сразу сказать, что эти нормы условны, ведь большую роль играют физические возможности ребёнка. Не нужно забывать о том, что все малыши и по-разному воспринимают окружающий мир - именно он является важной целью в познании и стремлением доползти вон до той штуки.

    При большом весе малыш начинает ползать значительно позже своих сверстников. Проблема избыточного веса часто заключается в неправильном кормлении, генетической предрасположенности или обмене веществ. Если ребёнок родился недоношенным, то моторные навыки развиваются с некоторой задержкой, что также приводит к более позднему началу ползания.

    В любом случае всё должно проходить в определённых рамках норм развития. Именно поэтому для родителей существуют инструкции и советы, как помочь маленькому человечку научиться передвигаться на четвереньках при помощи привлечения его внимания. Первые попытки, как правило, будут начинаться, когда ребёнок увидит яркую недосягаемую игрушку и попытается к ней дотянуться, что заставит его ползти. Ему будет тяжело, но интерес, в конце, концов, заставит добраться до красочной цели. Здесь важно не отодвигать игрушку слишком далеко, чтобы малыш не потерял к ней интерес.

    Как только ребёнок начнёт переворачиваться и крутиться вокруг своей оси на кровати, маме и папе стоит помогать ему и правильно складывать ручки под грудью для опоры. Это делается для того, чтобы ребёнок знал как правильно ползать.

    Все дети, как правило, проходят определённые этапы овладения навыками ползания. Бывает так, что некоторые из них пропускают один из этапов и быстрее учатся, а некоторые длительно находятся на одной из стадий.

    Основные этапы ползания

    Первое, что делает младенец - это начинает держать голову, и тем самым укрепляет и развивает мышцы спины, подготавливая организм к новому периоду в развитии.

    1 этап - начало

    Новорождённый пытается двигаться на животе, подгибая под грудью ручки и выпрямляя при этом спину, ноги в данном процессе участвуют неактивно.

    Родителям стоит самостоятельно выставлять ручки малыша под грудью, показывая движения и обучая правильно на них опираться. При этом можно сгибать ему одновременно обе ноги и своими руками ставить опору для ступней, для этого достаточно поставить ровную ладонь ему под ноги. Это должно выглядеть, как будто лягушка делает прыжок.

    Родителям нельзя делать резких движений, прилагать усилия и толкать малыша своей ладонью. Новорождённый должен самостоятельно почувствовать, попробовать и закрепить движение. Мама и папа лишь помощники в этом деле.

    Если ребёнок ползает на животе, и видно, что он предпринимает попытки оттолкнуться ногами, не стоит ускорять процесс, необходимо терпеливо наблюдать и следить за его безопасностью.

    2 этап - закрепление навыков

    У многих детей на этом этапе происходит некое «зависание». Не стоит переживать, это очень даже неплохо. Важно понимать, что в данный период у ребёнка включена работа мозга и он закрепляет свои навыки. На этом этапе ребёнок должен начать стоять на четвереньках.

    Во сколько месяцев ребёнок начинает ползать на четвереньках сказать точно нельзя: у одних родителей в возрасте 5–6 месяцев, у других в 7–8 месяцев. Но грудничок к этому времени должен научиться поджимать под себя ножки и хорошо опираться на обе руки.

    Большинство из них, становясь на обе конечности, начинают длительно раскачиваться, словно готовясь к прыжку. В этот момент дети чувствуют свои возможности и стремятся сделать новый шаг в своих достижениях. Когда малыш раскачивается он тренирует мышцы спины, ног и рук. Эти действия только укрепляют его организм и, конечно же, - это верный знак того, что он готов активно ползать. На этом этапе ведущими остаются руки малыша: он сначала пытается переставлять по очереди ручки и после подвигает к ним ножки.

    Родителям стоит обеспечить не сильно твёрдую, но и не мягкую плоскость, по которой можно ползать, так как на кровати или в манеже, нет хорошей опоры для рук, соответственно уверенности в движениях будет меньше. В период раскачивания мама может аккуратно придерживать малыша за бока и немного направлять вперёд, как бы стимулируя к движению.

    Ещё одним важным моментом являются принципы достижения цели. Развивать их стоит с младенческого возраста. Для этого нужно раскладывать игрушки перед малышом так, чтобы он мог до них дотянуться, а значит достичь своей цели. Когда ребёнок начал ползать, то интересующие его вещи также ставят на таком расстоянии, чтобы он осилил к ним путь. Со временем расстояние увеличивают, тем самым заставляя его проявлять стремление в достижении цели.

    3 этап - активное движение

    На данном этапе ребёнок должен начать ползать. У кого-то этот период может наступить в возрасте 6–7 месяцев, но чаще всего он наступает к 8–10 месяцам. Он активно учится перекрёстно передвигать руками и ногами, движения становятся слаженными и более уверенными. Правильными движениями считаются те, когда вслед за левой рукой выдвигается правая нога. На изображении справа показана неправильная перестановка рук и ног.

    Ещё раз стоит напомнить, что не нужно сравнивать успехи своих детей, на каком месяце у них имеются те или иные достижения, с другими. У всех разные и сугубо индивидуальные внутренние процессы, которые ведут к физическому и психологическому развитию. Здесь стоит заострить внимание на том, что у детей до года физическое и психологическое развитие идёт неразрывно. Они ползают и познают окружающий мир, трогают предметы, получают новые эмоции. При этом у них закрепляются определённые знания.

    Знать закономерности в развитии своего чада просто необходимо для понимания его внутреннего мира и потребностей. Существует несколько рекомендаций, которые стоит выполнять в этот период жизни малыша.

    Как помочь малышу овладеть ползанием

    Безусловно, самым распространённым методом укрепления мышц и обучению ползанию является массаж. Выполнять его должен квалифицированный специалист, имеющий опыт в работе с грудными детьми и знающий программы массажа для укрепления разных мышц тела. Как только дети начинают двигаться и держать голову, педиатр уже может рекомендовать курс массажа.

    Это происходит примерно в возрасте 3 месяцев. При наличии тремора или тонуса мышц, специалист будет выполнять определённый курс массажа. Такой курс поможет укрепить организм и определённые мышечные группы, при недостаточном развитии которых будет задерживаться развитие ползания. Массаж делается, как правило, в первой половине дня. Мама при этом получает полезные рекомендации по проведению самостоятельной гимнастики с малышом.

    Вопрос во сколько месяцев начинают ползать дети, не должен быть решающим для родителей. Пусть именно ваш младенец сделает это чуть позже других, но он сделает это правильно и без сильных нагрузок для организма. В ближайшем будущем это сильно поможет его развитию.

    Стоит ещё сказать о вспомогательных методах по физическому развитию грудничков:

    1. Гимнастика на фитболе. Выполнять её лучше после того, как вам продемонстрирует движения массажист или педиатр. С детками этого возраста стоит обращаться очень аккуратно. Существует целый ряд различных упражнений для деток до года, по укреплению разных групп мышц. Для каждого периода нужно правильно подобрать упражнения на мяче.
    2. Плавание. Сейчас у многих мам есть возможность посещать грудничковое плавание. Это идеальный вариант для физического развития малышей, ведь вода является очень близкой средой для младенцев, они могут легко двигаться в ней, выполняя различные упражнения. Многие практикуют плавание в ванной при использовании специальных кругов, поддерживающих шейку грудничка.
    3. Игры на развитие моторики. Поглаживание ладошек и ступней ног помогут активизировать, стимулировать нервные окончания, способствующие психическому и физическому развитию. О том, какую роль играет развитие моторики знает каждый, поэтому при каждом утреннем проведении гигиенических процедур и принятии воздушных ванн, стоит взять за правило проводить весёлые увлекательные упражнения. От этого также зависит то, во сколько месяцев ребёнок начнёт свои уверенные попытки ползти.

    Как ребёнок начнёт активно ползать и перемещаться из одной комнаты в другую, в первую очередь, необходимо создать для него полную безопасность. Если где-то имеются провода, к примеру, от компьютера и другие электронные приборы, то стоит оградить к ним доступ. Для электрических розеток существуют специальные заглушки, для дверей - держатели и ограничители, которые обезопасят младенца при изучении окружающего пространства.

    Ещё раз повторим, что вопрос во сколько дети начинают ползать, должен быть весьма условным для родителей. Конечно, существуют определённые рамки, но торопить своё чадо не стоит, всему своё время. Главное, чтобы малыш заползал, потому что некоторые дети не ползают вообще, а сразу пытаются вставать на ножки.

    Может это желание подражать старшим братьям и сестрёнкам, или частое нахождение в вертикальном положении в кроватке, держась за бортики, в манеже, или амбиции взрослых. Но это не хорошо для правильного формирования позвоночника. Поэтому задача родителей - создать условия для развития навыка ползания: желательно, чтобы это был пол или большая кровать, в доступной близости должны находиться интересные предметы и отсутствовать опасные. Важно, чтобы ребёночек смог вдоволь наползаться, а родители не старались раньше времени поставить его на неокрепшие ножки.

    Ещё один важный момент, на который стоит обратить внимание: это техника ползания. Если родители начали замечать, что малыш ползёт не на четвереньках, а по-пластунски, то старайтесь, чтобы данный навык не закрепился у него. Для этого на пути малыша разложите небольшие предметы - препятствия, чтобы у него появилось желание поднимать своё тело переползая через них. Или положите ребёночка в пелёнку и учите его правильно ползти, чуть приподняв тело за пелёнку.

    Можно выкладывать малыша на живот, подложив под него валик и покачивать его назад и вперёд. Эти же движения можно выполнять на фитболе. Малыш рефлекторно будет переставлять руки, укреплять ножки, учиться держать тело.

    На этом всё. Теперь вы знаете в каком возрасте дети начинают ползать, почему нужно обязательно овладеть этим навыком перед ходьбой, и что делать, чтобы ребёнок стал ползать. Здоровья вашему чаду!