Во время кризиса трех лет ребенок учится жить в мире, в котором его воля ограничена волей других людей, а его желания и желания других людей не всегда совпадают. Важно, чтобы родители четко выстраивали свои границы в отношениях с ребенком, сохраняли иерар

Питание детей от 1 до 3 лет.

Интенсивный рост организма продолжается на 2-3 годах жизни. В это время увеличивается подвижность ребенка, в вязи с чем возрастают энергозатраты. Функциональная способность ЖКТ увеличивается. Ребенок начинает разжевывать пищу, дифференцировано относиться к ее качеству, приучается самостоятельно есть. Основные ингредиенты пищи в этот период должны поступать в соотношении 1:1:4. и составлять: белок – 4г. жир – 4 гр., углеводы – 16 гр. на кг. массы тела. 75 % белков должны быть белкового происхождения. До 1,5 лет ребенка полезно кормить 5, а начиная с конца 2-го года – 4 раза в сутки. Молоко остается важным пищевым продуктом, необходимый объем его 600-650 мл. в сутки. Детям 2-го и 3-го года жизни новые блюда вначале даются небольшими порциями. Важно, что бы внешний вид блюд привлекал внимание ребенка и возбуждал аппетит.

Питание детей в дошкольном и школьном возрасте уже несколько отличается как в количественном та и в качесвенном отношении. Общая двигательная активность детей несколько уменьшается, но увеличивается физическая нагрузка. ребенок начинает набирать массу тела. Недостаток пищевых веществ и значительные физические и умственные нагрузки могут приводить к заболеваниям и даже к отставанию в умственном развитии. В этом возрасте высока потребность в кальции (основной источник – молоко). Потребность в белках для данного возраста рассчитывается следующим образом:

4-(0,1*N), где N- количество лет. Потребность в жирах такая же что и в белках. Потребность в углеводах составляет 13-15гр\кг. массы тела. Важнейшее значение в рационе приобретают витамины.

Для детей дошкольного и школьного возраста рекомендуется 4-х разовое питание. Завтрак школьника должен быть примерно в 8.00-9.00, обед в 12.00-13.00, полдник 16.00-16.30, и ужин в 19.00-19.30.

Таки образом, рационально построенное питание способствует нормальному физиологическому развитию детей и является одним из важных звеньев профилактики различных заболеваний.

Семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.

Под социальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.



Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Выделение института семьи из других институтов общества (государства, бизнес, образование, религия и др.) не случайно. Именно семья признается всеми исследователями как основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием для социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям и получает основы образования и воспитания.

Наиболее полно функции семьи как социального института выделяет социолог: функция сексуального регулирования, репродуктивная, функция социализации, эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная функция, экономическая функция.

Из факторов социализации самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия,включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Семейная социализация не сводится к непосредственному “парному” взаимодействию ребенку с родителями. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе не выводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание.

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям.

В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным и жестким, чем мы это склонны признать.

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и “отменить” эффект прошлого опыта невозможно.

В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый и сложный взрослый мир.

Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он бал несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым. “Главная беда с родителями - то, что они знали нас, когда мы были маленькими”, - заметил 15 - летний мальчик. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Роль семьи в воспитании ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность определяется как связь между разными эта­пами или ступенями развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его эле­менты. То есть в новом всегда сохраняются элементы предшествующего этапа развития.

Таким образом, преемственность - это одна из объективных закономерностей развития любого явления, благодаря ей разви­тие непрерывно.

Существует преемственность и в развитии детей раннего, до­школьного и младшего школьного возраста, в частности, преем­ственность в развитии личности ребенка. Сущностный характери­стикой личности является развитие творческих способностей человека, творческости как качества личности.

Преемственность в развитии творческой сущности личности в разные возрастные периоды и на разных ступенях образователь­ной системы определяется необходимостью, которая обусловлена социальным заказом к системе образования (обществу необходи­мы творческие личности). В условиях художественной, изобрази­тельной деятельности в силу ее специфики, объективно творче­ского характера имеются большие возможности для развития творческой личности.

Однако преемственность, будучи и закономерностью, и необ­ходимостью развития творческой личности, может быть стихий­ной, фрагментарной, неполноценной, если специально не созда­вать условия преемственного развития.

То есть система обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, а затем в начальной школе должна обеспечить пре­емственность в развитии творческих основ личности. Таким обра­зом, преемственность в развитии личности обеспечивается преемственностью в системе образования. Эта преемственность проек­тируется и реализуется в целях, задачах, содержании, формах и методах работы с детьми.

На каждом возрастном этапе детства в пределах дошкольного должно происходить преобразование задач, содержания, методов и форм работы с дошкольниками с учетом и в связи со специфи­кой, своеобразием того или иного возрастного периода (доминирующих потребностей детей этого возраста, ведущего вида дея­тельности, магистральных линий развития, новообразований ка­ждого возрастного периода).

В предыдущих главах специфика творческого развития лично­сти дошкольника в условиях изобразительной деятельности рас- сматривалась нами в связи со всеми вышеназванными моментами. Доминирующая потребность детей раннего возраста (с года до трех лет) - освоение предметного мира и способов действия с ним. Предметная деятельность, в которой в основном и удовлетворяет­ся эта потребность, существенным образом влияет на характер изобразительной деятельности и возможности психического, лич­ностного развития ребенка в ней. Как следствие, это повлияло на конкретизацию задач, содержание, методы руководства этой дея­тельностью в раннем возрасте.

В дошкольном периоде, когда у детей развивается зародившая­ся раньше потребность освоения смысла деятельности взрослых, непосредственного участия в ней, ведущим видом деятельности становится игра. Возможность реализовать многие свои потреб­ности пока только в воображении, игровом плане существенно влияет на характер, своеобразие детской изобразительной дея­тельности (§ 3). Творческое воображение развивается наиболее интенсивно в этот стабильный период, поэтому задача развития творчества, продуктивного воображения является доминирующей в системе развивающего обучения на занятиях и в самостоятель­ной художественной деятельности дошкольников. Продолжают развиваться творческие умения. Приобретение знаний, умений и навыков подчиняется задаче развития творчества. Главное, чтобы ребенок мог выразить свои замыслы.

Именно поэтому в дошкольный период не только в условиях игры, но и в изобразительной деятельности целенаправленно раз­вивается фундаментальное психологическое новообразование дошкольного детства - творческое воображение. Значение твор­ческого воображения в дошкольном возрасте непреходяще. Оно крайне важно для его последующего развития в более зрелые го­ды и обусловливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.

Линия развития творческого воображения в условиях изобра­зительной деятельности как самостоятельная задача сохраняется и в начальной школе.

Однако в начальной школе у детей появляется новый способ креативного познания мира - теоретическое мышление, которое формируется в учебной деятельности. Уже к концу дошкольного возраста у детей появляется более критичное отношение к результатам своей изобразительной деятельности, осознание при­чин ее несовершенства. В процессе осознания детьми смысла художественной деятельности (самовыражение и воздействие на других людей) у старших дошкольников зарождается новая по­требность: овладения знаниями и более совершенными способа­ми деятельности (адекватными оценкам и уровню требований окружающих). Оформляющаяся учебная деятельность становит­ся ведущей в начальной школе.

Процесс обучения детей на уроках предполагает задачу форми­рования соответствующих знаний и умений в сфере изобразитель­ного искусства как одну из главных. Однако характер освоения этого материала может быть как механическим, чисто репродук­тивным, так и творческим, креативным, на уровне творческого мышления. В.В.Давыдов продуктивное воображение, доминирую­щее в развитии дошкольников, считает основой творческого мыш­ления младшего школьника. Он рассматривает эти способности как самоценные и равноценные составляющие единой линии творческого развития детей - это и есть, по его мнению, основание преемственно­сти между дошкольной и школьной ступенями образования.

Креативное, творческое мышление младшего школьника - это как бы новый качественный отрезок в единой линии развития творческих способностей человека. Дошкольник познает мир в форме особых образов, через воображение, а школьник в процес­се мышления - в форме абстрактных понятий.

Таким образом, в начальной школе задача освоения специфи­ческих знаний, умений сохраняется при наполнении ее более сложным содержанием (например, некоторые законы линейной и воздушной перспективы). При этом процесс освоения идет более совершенным способом креативного познания - творческим мышлением, позволяющим осознать принципы, закономерности создания художественного образа.

В плане преемственности получает дальнейшее развитие спо­собность ребенка самостоятельно ставить изобразительные зада­чи, организовывать и осуществлять для их решения адекватные действия (например, целенаправленное наблюдение, упражнение в рисовании с натуры), проявлять инициативу, осознанную гиб­кость в поиске адекватных замыслу способов изображения и т.п. То есть в начальной школе продолжается процесс освоения, дея­тельности на более высоком, более осознанном уровне.



В то же время вне уроков не должна потеряться самостоя­тельная художественная деятельность детей, возникающая по их инициативе. Главный смысл этой деятельности, как и у дошко­льников, - творческое самовыражение. Знания, умения и опыт творческой деятельности занимают в этом случае подчиненное положение. Доминирующим психическим процессом в такой деятельности является творческое воображение. Смысл этой деятельности - в создании ребенком оригинального образа, аде­кватно отражающего его чувства, мысли, устремления. Именно в такой свободной форме изобразительной деятельности наибо­лее ярко продолжается собственная линия развития творческого воображения детей-школьников как одной из сущностных ха­рактеристик творческой личности.

Развитие творческого воображения младших школьников мо­жет продолжаться в начальной школе и в рамках кружковой, сту­дийной работы, на некоторых уроках по изобразительной дея­тельности, где рисование идет на свободную тему.

Таким образом, преемственность в творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста может осуществ­ляться по двум линиям: во-первых, развитие творческого вообра­жения, доминирующего в дошкольный период и продолжающего развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изобразительной деятельности. Во-вторых, развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельно­сти, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уро­вень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни ребенка.

Один из подходов в решении задачи развития творческого во­ображения школьника в единстве с формированием специфиче­ских знаний, умений реализован в программе по изобразительно­му искусству Б.М. Неменского. Эта программа в большей степени отвечает идеям преемственности в развитии и художественном образовании детей. Существуют и другие программы, пытающие­ся решить задачи развития творческого воображения и формиро­вания изобразительных навыков и умений в единстве.

В школе В.В.Давыдова в настоящее время разрабатываются программы преемственности в развитии разных форм креативно­го познания: творческого воображения и мышления.

Анализ практики преемственности в художественном воспита­нии детей дошкольного и младшего школьного возраста показы­вает стихийность этого процесса и даже ошибки в решении этой проблемы. В дошкольных учреждениях это проявляется в форси­ровании темпов психического развития детей дошкольного воз­раста, стремлении ставить и решать задачи начальной школы в условиях дошкольного образования. Конкретным проявлением этого является перенос задач, форм, методов обучения из началь­ной школы в дошкольное учреждение; ущемление игры как веду­щего вида деятельности. Все это пагубно скажется на дальнейшем общем психическом и личностном развитии ребенка. Главная причина такого явления - непонимание специфики дошкольного периода детства, его самоценности, неповторимости, приоритет­ности определенных сторон психического и личностного развития детей в этом возрасте.

В начальной школе, к сожалению, не учитывается опыт творче­ского развития детей в дошкольном возрасте и не подвергается дальнейшему развитию. Нередко учитель, не зная образовательной программы дошкольного детства, полностью дублирует задачи, содержание изобразительной деятельности, реализуемые в детском саду; использует методы и приемы обучения, из которых дети «выросли». Соотношение репродуктивных и креативных способов освоения ребенком изобразительной деятельности далеко не всегда является проблемой, осознаваемой и решаемой школьным учите­лем. Поэтому преемственность в художественном воспитании детей нередко носит внешний характер. Очень важно достижения в худо­жественном развитии детей-дошкольников сохранять и развивать при последующем обучении их в начальной школе.

Это должно проявляться в первую очередь в развитии ребенка как субъекта изобразительной деятельности. То есть его развитие сопряжено с дальнейшим освоением им этой деятельности. В пер­вую очередь с развитием общественно направленных мотивов деятельности, желания выполнить работу, производящую впечат­ление на других людей (выразительную и своеобразную). Соот­ветственно должна быть преемственность и в усилении учебных мотивов, развитии потребности заниматься данным видом деятельности, осваивать ее на более высоком уровне. Преемствен­ность должна быть и в освоении деятельности в сочетании всех ее структурных компонентов и становлении ее на самодеятельном уровне. То есть у младшего школьника получает дальнейшее раз­витие способность ребенка самостоятельно ставить изобрази­тельные задачи (целеполагание). Осуществлять адекватные дейст­вия (более совершенное восприятие, замысливание образа, более высокий уровень изображения, контроля и оценки). Как следст­вие, преемственным должно быть достижение более творческого уровня деятельности. Процесс освоения деятельности, процесс субъектного развития ребенка органично включает в себя разви­тие всех сфер личности: когнитивной, эмоциональной, волевой.

В решении проблемы преемственности особо следует обратить внимание на развитие творчества ребенка, творческости как каче­ства личности. Это обусловлено двумя факторами:

Сущностной характеристикой личности является способность к творчеству;

Изобразительная деятельность по своей сути в ее высшем уровне развития в обществе - это сфера творчества.

Полагаем, что проблему развития личности младшего школь­ника в условиях изобразительной деятельности следует рассмат­ривать так же, как и дошкольника, а именно: в общей системе работы по развитию личности во всех сферах и видах деятельно­сти (не только учебной).

Гигиенические требования к режиму дня детей дошкольного и школьного возраста.

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

    режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

    время пребывания на воздухе в течение дня;

    продолжительность и кратность сна;

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый - адекватная физическая подвижность , обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему растущего организма ребенка. Так, избыточная физическая нагрузка, например, при переносе тяжестей, тормозит рост. Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна . Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.

Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.

В режиме дня младших (3-4 года) и средних (4-5 лет) групп детского сада предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем).

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

    в 7 – 10 лет – 11 – 10 ч;

    в 11 – 14 лет – 10 – 9 ч;

    в 15 – 17 лет – 9 – 8 ч.

У значительной части учащихся отмечается недосыпание. Оно связано с ранним началом занятий в первую смену (8.30 и даже в 8.00) и соответственно ранним подъемом детей, а также с поздним отходом ко сну. Более позднее засыпание обусловлено продолжительным приготовлением уроков и длительным просмотром телепередач, видеофильмов.

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания настроения, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна составлять не менее 5 – 6 ч в сутки. Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5 – 2 ч.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи воспитания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитания художественного вкуса. Дети приучаются к выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовой деятельности, большей самостоятельности в самообслуживании. В средней и старшей группах должна проводиться большая работа по подготовке детей к обучению.

Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3 – 4 лет, среднюю – 4 – 5 лет, старшую – 5 – 6 лет и подготовительную – 6 – 7 лет.

Программами воспитания и обучения в детском саду, согласованными с Управлением Роспотребнадзора, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня:

в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10 – 15 мин,

в средней – 10 занятий в неделю по 20 мин,

в старшей – 15 занятий в неделю по 20 – 25 мин;

в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25 – 30 мин

Продолжительность перерывов между занятиями 10 – 12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Сравнительно с более старшими группами малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3 – 4 ч, а летом – весь день.

В режиме детей средней группы длительность организованных занятий увеличивается, и характер их несколько усложняется. С детьми старшей группы ежедневно проводится 2 – 3 занятия. Все свободное время: до завтрака, на прогулках и, особенно во второй половине дня после дневного сна – отводится для игр, т.е. деятельности, присущей психофизиологической природе ребенка дошкольного возраста. В связи с этим и процесс воспитания в детском саду строится на основе игровой деятельности детей. В подготовительной группе обязательные занятия удлиняются и усложняются.

Для игровой деятельности отводится время утром (до завтрака), во время прогулок в первой и второй половине дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактические. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости.

Особое значение имеют игры и прогулки на воздухе. Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от климатических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе. В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в первой и второй половине дня, общая продолжительность пребывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.

При пребывании детей в детском саду круглосуточно вечерние игры и прогулка продолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинают и в 20 ч (в подготовительной группе в 20 ч 30 мин) ложатся спать. Летом, когда темнеет позже, укладывание во всех группах отодвигается до 20 ч 30 мин. Подъем детей при круглосуточном пребывании в детском саду осуществляется в 8 ч (летом в 7 ч 30 мин). Время от подъема до завтрака заполняется утренней гимнастикой, туалетом, играми. Для приходящих детей это дополняется обязательным ежедневным профилактическим осмотром.

При построении режима для учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8 – 12 ч и в 16 – 18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Основными компонентами их режима дня являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и достаточное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятия музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт и спортивные развлечения, общественная работа, самообслуживание, помощь семье).

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия – важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака.

Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5 – 2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно первую половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а вторую – провести в спокойных прогулках.

Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч, во 2-м классе – до 1,5 ч, в 3 – 4-х классах – до 2 ч, в 5 – 6-х классах – до 2,5 ч, в 7-м классе – до 3 ч, в 8 – 11-х классах – до 4 ч. Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, занятий спортом, сна.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35 – 45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3 – 3,5 ч, в среднем – 2,5 – 3 ч, в старшем – 2 – 2,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста – 1 - 1,5 ч, среднего и старшего – 1,5 – 2,5 ч в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

В режиме дня выходных дней и каникулярных периодов следует предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе. Большое внимание должно быть уделено подвижным играм и развлечениям, спортивным играм и спорту, экскурсиям и туристическим походам. Время для чтения книг, посещения театров и кинотеатров должно быть распределено равномерно. Ежедневно выделяется время для помощи семье или общественно полезного труда. При этом у детей должно оставаться достаточно времени для творческой деятельности. Продолжительность сна и время на самообслуживание должны соответствовать возрастным возможностям детей. Во время каникул целесообразно оздоровление детей в различных лагерях. дошкольного возраста в... детей », основа на программах эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста ...

  • Гигиеническая оценка проектов основных типов учреждений для детей и подростков

    Документ

    Производства продуктов детского питания для детей дошкольного и школьного возраста не используются следующие виды сырья... всего происходят при нарушении гигиенических требований : а) по соблюдению режима дня б) по организации физического воспитания...

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Зато северск 2010 г

    Образовательная программа

    ... Режимы дня (теплый и холодный период). Важным фактором в воспитании и развитии детей дошкольного возраста ... эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста », Москва, ... художественной литературы Соблюдает гигиенические требования к чтению (...

  • Примерное положение о дошкольном образовательном учреждении «центр развития ребенка детский сад с приоритетным осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников»

    Документ

    Воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста , их разностороннее развитие... -эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных... учреждение в режиме полного дня работает по...

  • Дошкольный период в жизни ребёнка - прекрасное время, когда есть желание и возможности для накопления умственных и физических сил. Для правильного воспитания детей необходимо знать и учитывать психологические и возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста. Ведь развитие находится в прямой зависимости с возможностями ребёнка-дошкольника.

    Дошкольный возраст - это жизненный период с трёх до семи лет. Этот период ознаменован стремительным ростом организма, активным развитием мозга и усложнением процессов в центральной нервной системе. Совершенствуется интеллектуальное поведение ребёнка. Это проявляется в развитии моральных понятий и обязанностей.

    Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Основная потребность и деятельность ребёнка в этом возрасте - игра. На основе игры формируется личностное развитие ребёнка. Игра развивает воображение и способствует появлению чувства коллективизма. Знакомство с миром, людьми, их местом и ролью в обществе происходит посредством игры.

    Социальные и нравственные нормы передаются также в игре. Поэтому необходимым условием этого периода является налаживание игрового процесса. Помимо потребности в игре, для этого времени характерна необходимость в самостоятельности, общении и уважении.

    Психологические особенности развития детей дошкольного возраста выражаются в следующем:

    • склонность к подражанию;
    • импульсивность;
    • неспособность к самоконтролю;
    • преобладание чувств над разумом;
    • безграничное стремление быть самостоятельным;
    • активное познание нового.

    Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста основаны на восприятии. Детские игры носят ролевой характер. Это время показательно:

    • Развитием воображения. Это происходит посредством замещения одного предмета другим.
    • Приобретением смысла. Детское сознание обретает смысловую структуру.
    • Выполнением мыслительных операций. Ребёнку доступно анализировать, синтезировать, обобщать и сравнивать.
    • Способностью к аналогичным действиям. Поэтапное объяснение ребёнку даёт ошеломляющий результат.
    • Чуткостью и вниманию к другим людям. Это выражается периодически.
    • Проявлением характера, упрямства и своеволия.
    • Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста основаны на потребности в общении и познавательной активности. Течение этого периода сопровождается сюжетно-ролевыми играми с преобладанием наглядно-образного мышления.

    Особенностями этого возраста считают:

    • Усложнение волевых проявлений.
    • Появление способности к рефлексиям. Это происходит посредством реакции другого ребёнка на свои поступки.
    • Усложнение сюжетно- ролевой игры.
    • Зарождается осознанность выполняемых действий.
    • Общение со сверстниками выходит на более высокий уровень. Появляется способность к сотрудничеству. В частности, выполняются правила очередности.
    • Способность сопереживать и заботиться о ближнем или животном.
    • Возрастные особенности старших дошкольников заключаются в острой необходимости общения, где воображение является ведущей функцией. Детям в этом возрасте присущи такие особенности:
    • Безоговорочное доверие взрослому человеку.
    • Особая чувствительность.
    • Преобладание наглядно-образного мышления.
    • Составление мнения о себе посредством окружающих, т.е. формирование самосознания.
    • Ожидание оценки своих действий от окружающих.
    • Осознание собственных переживаний.
    • Появление учебного мотива.

    Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников

    Младший школьный возраст - период, когда начинается целенаправленное обучение. Основным видом деятельности теперь является учеба. Игра по- прежнему, важна и нужна, но её роль заметно ослабевает. Дальнейшее формирование и развитие психических свойств и человеческих качеств основывается на учебе. Учебная деятельность имеет сложную структуру, поэтому путь её становления достаточно долог.

    Психологические особенности детей младшего школьного возраста сложно описать кратко. Изначально они обусловлены формированием первичного цельного мировоззрения. Также имеют место следующие изменения:

    • Возникновение этических норм.
    • Преобладание разума над чувствами. Обдуманные поступки преобладают в большинстве случаев.
    • Появление стремления контролировать собственные действия.
    • Формирование личного сознания, самооценки.
    • Развитие интеллекта в результате учебной деятельности.

    Возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста кратко можно определить активным развитием центральной нервной системы. Восприимчивость нервной системы в этот период гарантирует овладение сложными по координации движениями. Режим ребёнка должен быть наполнен обязательными физическими упражнениями. Регулярная физическая активность в это возрасте подвержена быстрому восстановлению.