Воображение 5 6 лет. Развитие фантазии и воображения у ребенка. Тренинг. Кто кем будет? что чем будет

   Воображение - это способность создавать новые образы на основе пережитого, используя воспоминания о разных ощущениях и чувствах. Оно тесно связано с восприятием мира , эмоциями и памятью, поэтому развитие воображения имеет очень важное значение для правильного развития ребёнка в целом.

   Ребёнок начинает ориентироваться в мире благодаря своим ощущениям (изначально зрению и осязанию). В памяти малыша сохраняются разные образы, которые сочетаются с определёнными ощущениями и эмоциями, - сначала расплывчатые (ощущение спокойствия и тепла рядом с мамой или боль и страх при неожиданном падении).

   После эти воспоминания возникают у крохи в различной комбинации, поначалу неосознанно, но постепенно малыш научится произвольно их сочетать, чтобы вызвать те или иные ощущения, или использует их как символы.

   Приблизительно к возрасту 2-х лет воображение у детей начинает активно развиваться. Прежде всего становится более сложной игра ребёнка: кроха уже не просто носит с собой мягкую собачку, а укладывает её спать, кормит - то есть воспроизводит знакомые действия, в которых каждый день сам принимает участие, но уже представляя себя на месте взрослого - того, кто кормит и укладывает.

   Примерно до возраста 3-х лет воображение ребёнка будет ограничиваться знакомыми ему ситуациями.

   После трёхлетнего возраста, хотя игровые ситуации могут вполне напоминать бытовые, ребёнок начинает замещать игровые предметы. Крохе уже не нужна настоящая ложечка, чтобы покормить любимую игрушку - достаточно будет и палочки, которую ребёнок нашёл.

   В играх начинают появляться фантазированные сюжеты, которые не имеют никакой прямой связи с опытом ребёнка плавание на корабле, полёты на другую планету и прочее).

   В возрасте 3-5-ти лет ребёнок не проводит грани между фантазией и реальностью, он по-настоящему летает к другим планетам, сражается с неизведанными противниками. Довольно часто ребёнок настолько погружается в мир собственного воображения, что оно начинает влиять на реальность. Родители ничего не потеряют, если поддержат эту игру.

   Чем больше ребёнок приобретает опыта, тем сложнее и разнообразнее становятся сюжеты игр, рассказов и рисунков. Кроха использует знакомые элементы в различных вариантах, придумывает новых героев для своих приключений. В таком возрасте ребёнок всё ещё проговаривает вслух все свои мысли или разыгрывает их.

   В возрасте около 5-6-ти лет фантазии ребёнка постепенно уходят вовнутрь, ребёнок способен уже очень многое вообразить "про себя". И это является очень важным этапом на пути подготовки малыша к обучению в школе, ведь в школе нужно будет произвольно использовать воображение.

   Со временем детское воображение начнёт работать более конструктивно, мечты ребёнка станут более реальными.

   С возрастом ребёнок с хорошо развитым воображением имеет все шансы стать человеком, который умеет:

    1) Гибко и неординарно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны.

    2) Находить несколько решений для одной задачи.

    3) Ставить цели, визуализировать их, планировать пути к их достижению.

    4) Предполагать возможный исход событий, видеть несколько вариантов их развития и возможные риски.

    5) Быстро ориентироваться в сложной ситуации, найти необходимое решение, проявить смекалку.

Как развить воображение у ребёнка?

   Для того чтобы стимулировать развитие воображения у ребёнка , необходимо следующее:

    1. Получать впечатления:

    - разнообразить тактильные ощущения (выбирать игрушки из разлнообразных материалов, играть в игры, которые способствуют развитиютактильных ощущений);

    - пробовать новые вкусы и ароматы;

    - путешествовать;

    - ходить на концерты, спектакли, в музеи;

    - разглядывать лес, небо, водяную гладь, угадывать, на что похожи те или иные предметы;

    - играть на подручных музыкальных инструментах - кастрюлях, ложках, разделочных досках;

    2) Рисовать.

   Когда ребёнок рисует, то он строит свой собственный мир, он может рассказать о персонажах целую историю, которую обдумывал сам, пока водил карандашом по листу бумаги.

   Для рисования стоит использовать не только фломастеры (они не дают возможности передавать оттенки), но и карандаши, различные виды красок, мелки.

   Слушая чтение взрослого, а также уже читая самостоятельно, ребёнок быстро представляет себе все сюжеты и переживает за книжных героев.

   Книжки с картинками помогают малышу быстрее настроиться на восприятие речи. Очень важным является не только сюжет, но и образы. Именно поэтому многие детишки постарше любят книжки в жанре фентези.

    4) Рассказывать сказки.

    5) Отгадывать загадки.

    6) Сочинять различные интересные истории.

   Родителям на заметку

    1. Детям просто необходимо время, когда они могут просто погулять по скверу, послушать музыку, поваляться с книжкой на кровати или без неё, когда родители их не контролируют.

    2. Настоящий порыв фантазии возможен только в том случае, если малыш чувствует себя в полной безопасности, уверен в том, что его не будут осуждать или над ним смеяться.

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация - выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе.

То есть воображение - это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих описанию. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение. Воображение можно рассматривать как психический процесс, в определенном смысле противоположный мышлению: если мышление «сжимает» действительность, выделял в ней только существенное, и отбрасывая второстепенное, то воображение, наоборот, «расширяет», так как ставит перед человеком задачу: отталкиваясь от какого-нибудь элемента реальности, создать новый образ.

Особенности развития воображения в раннем возрасте:

Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;

Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;

Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

В 3 года воображение начинает развиваться, и прежде всего в игре. Первые его проявления связаны с обыгрыванием предметов. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместо мыла, стул - это машина, на которой дети путешествуют, и т.д. При этом воображение 3-летнего ребенка приковано к тому предмету, который он видит и может обыграть. Если на его пути встречается дерево, то начинается «путешествие», если в руки попала прямая палочка, то может начаться игра в «лошадку».


К 4 годам проявления воображения ребенка можно наблюдать не только в игре, но и на занятиях. В этом возрасте большинство детей осваивают первое творческое действие - «опредмечивание», которое состоит в том, что малыш превращает заданный элемент действительности в какой-либо предмет. Так, например, ребята младшей группы с удовольствием участвуют в игре «Какая игрушка?».

Игра состоит из набора карточек, на каждой из которых нарисована фигурка, представляющая собой схематическое изображение нескольких игрушек или предметов. Детям предлагается ответить на вопрос: на что похожа каждая картинка. В 4 года дошкольники обычно могут придумать предметы ко всем или к большинству картинок, причем многие называют несколько предметов, подходящих к одной картинке. Четырехлетнего малыша можно также попросить продолжить незаконченную сказку, обычно ребята дополняют ее несколькими предложениями.

К 5 годам действие опредмечивания продолжает оставаться основным при выполнении ребенком заданий, требующих от него проявления воображения. Однако в этом возрасте заданный элемент действительности не просто превращается в некоторый предмет, но и наполняется деталями. В частности, это проявляется при выполнении заданий на дорисовывание незаконченных изображений. Ребенку предлагается несколько карточек, каждая из которых содержит незавершенное схематическое изображение предмета или геометрическую фигуру. Изображение расположено так, что остается место для дорисовывания.

Детей просят дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась интересная картинка. В 5 лет ребята могут дорисовать большинство или даже все картинки, при этом полученные изображения представляют собой не просто схему предмета, а рисунок, наполненный деталями. Однако следует отметить, что выполнение данного задания в большой степени зависит от навыков рисования. В 5 лет дети могут сочинить сказку или историю на заданную тему, т.е. выполнить самостоятельное творческое задание, однако нельзя требовать этого от всех детей данного возраста. Придуманные сказки в основном небольшие по объему и не очень оригинальные - часто они представляют собой вариации знакомых сказок.

В 6-7 лет большинству детей доступно сочинение сказок и историй, которые становятся более последовательными, оригинальными, чем в младшем возрасте, часто имеют законченный сюжет. Выполняя творческие задания, дети могут использовать новый способ - «включение», - который заключается в следующем заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции, а не центральным элементом, как при способе «опредмечивание». Так, например, если старшему дошкольнику предложить дорисовать кружок, он может не только нарисовать солнышко или яблоко (так сделал бы малыш), а создать композицию - футболист бьет по мячу, т.е. заданный элемент - кружок - превращается в мяч, не являющийся смысловым центром картины.

Следует отметить, что недостаточно высокий уровень развития воображения не является показателем низкого уровня общего психического развития детей. Однако такие дети требуют особого внимания педагога, желательно проведение с ними дополнительных игр и упражнений, направленных на повышение их творческого потенциала. Тревожно, когда у детей, особенно старшего дошкольного возраста, воображение начинает подменять собой реальный мир и ребенок предпочитает удовлетворять свои потребности (например, во внимании окружающих) в воображаемом мире, «уходя» от решения реальных проблем.

Итак, в 3 года - ребенокв игре использует предмет, причем один и тот же предмет может быть использован для замещения различных объектов (палочка может быть ложкой, градусником, карандашом и т.п.); в 4 года - может дать несколько ответов на вопрос: «На что похожа фигурка? дополняет незаконченную сказку 2- 3 предложениями; в 5 лет - может дорисовать начатое воспитателем изображение, дополнив его деталями; способен самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю на заданную тему; в 6-7 лет - может использовать незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции; сочиняет сказку или историю на заданную тему, сравнительно оригинальную и наполненную деталями.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С. Выготский).

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво.

Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольный. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.

Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Рост критического отношения к образам воображения связан с расширением опыта детей. Они начинают понимать, что в сказке не все возможно.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга - маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. Нередко и дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалистических событиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, подарили котенка, отпустили одних в магазин и пр. Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. Поэтому их появление - серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

В создании таких фантазий участвует развивающая защитная функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3-4 лет, а часто и в более старшем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. Наиболее распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.

Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например, ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

Ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;

Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Воображение – один из путей познания этого мира, именно оно дало возможность человечеству изобрести автомобиль, космический корабль, придумать теории появления Вселенной. Воображение или фантазия очень важны для человека. Развитие активно происходит до 15 лет, так что не упустите драгоценное время.

Малыши с хорошо развитым воображением вырастают разносторонними личностями, легче приспосабливаются к этому миру. У новорожденных это качество отсутствует вовсе, оно формируется по мере взросления ребенка, когда он познает что-то новое, а затем использует полученную информацию в своих фантазиях. Задача родителей – поощрять любознательность ребенка, оказывать помощь в развитии. Каким образом? – давайте разберемся.

Инструменты для развития

1. Сказки и истории. Во многих семьях есть традиция: читать ребенку на ночь любимую сказку, но ведь можно заодно развивать воображение. Дочитайте книгу до определенного момента, предложите малышу подумать, чем закончится история. Сначала это будут просто догадки, потом перерастут в новые сказки, в которых появятся собственные герои, несуществующие страны, удивительные приключения. Преимущество игры «придумай историю» в том, что вы можете играть в нее не только дома перед сном, но и в очереди, в маршрутке или по дороге в садик. Придумывать сказку можно не только с настоящими героями, это могут быть неживые предметы, говорящие животные, вымышленные персонажи – чем больше креатива, тем лучше.

2. Наблюдения за людьми. Такая игра как «придумай жизнь» тоже прекрасно развивает фантазию.

К примеру, вы увидели на улице мальчика с собакой: предложите ребенку подумать, какое имя подходит ребенку, есть ли у него семья, любимые занятия. Можно использовать для этих целей карточки и фотографии людей, которых ребенок не знает. Даже обычные предметы можно использовать не по назначению: к примеру, обычная палка. Попросите ребенка придумать, что можно сделать с ее помощью? – мы уверены, вы получите несколько неожиданных ответов вроде «играть в рыцарей» или «мерить лужи».

3. Игры по ролям. Что может быть проще чем готовое моделирование реальных ситуаций? К примеру, у врача. Если ваш ребенок хоть раз был в больнице, он уже знает, что делает доктор. Предложите поиграть во врача и больного, сначала пациентом будете вы, а кроха будет вас осматривать и ставить диагноз, потом поменяйтесь. Вариантов ситуаций для игры много: собираемся в путешествие, что ты с собой возьмешь? – ребенок будет перечислять предметы и называть для чего они ему. Играйте с ребенком только в случае, если вы и он хочет этого. Усталость и невнимательность крохи – не лучшие спутники игры, а если мама или папа постоянно отвлекается на свои дела, ребенку это вряд ли понравится. Игра есть игра, время для нее надо находить всегда, тем более, что это путь познания мира.

4. Устройте кукольный театр. Привлекайте родственников и друзей, совместными усилиями организовывайте хотя бы раз в пару недель кукольный театр. Пальчиковые куклы можно купить или сшить из подручных материалов, импровизированную «сцену» организовать из покрывала. Сначала показывайте коротенькие народные сказки, добавляя неожиданные элементы: оригинальные концовки или вовсе неизвестных персонажей. Постепенно усложняйте задачу, вместе с ребенком придумывайте свои истории, позволяйте ему выбрать понравившегося персонажа.

5. Воображаемый друг. Многие психологи практикуют подобные методики: люди, у которых были в детстве воображаемые друзья, более стрессоустойчивые, коммуникабельные. Ребенку воображаемый друг тоже может помочь: справиться с одиночеством, страхами, стрессами. Скажите ребенку, что когда мамы нет рядом, можно будет с другом советоваться перед принятием решений. Придумайте возраст, внешность друга, это будет увлекательная игра и полезное упражнение одновременно.

6. Тяга к прекрасному. С малых лет приобщайте ребенка к прекрасному: картины, раскраски, рисунки – все это развивает воображение. Поощряйте тяготение ребенка: если он лепит из пластилина или что-то рисует, расспросите, кого или что он лепит, как назовет своего героя. Попросите чадо нарисовать любимого сказочного героя или необычное существо, рассказать о нем. Хвалите ребенка, но в то же время иногда говорите, что он может лучше: если малыш будет думать, что он достиг совершенства, его развитие затормозится. Сочинять стихи, музыку, рассказы можно вместе с малышом: это одинаково полезно и взрослым, и крохе.

7. Подручные материалы. Мозаики, пазлы, конструкторы, кубики тоже развивают фантазию. Предложите ребенку собрать игрушку не по инструкции, а самостоятельно, довериться своим инстинктам. С помощью мозаики вместе выложите оригинальный узор, а из кубиков с животными создайте настоящий зоопарк. Интересная игра – «дорисуй рисунок». Можно сделать набросок, контур, или вовсе закорючку на листе бумаги, предложите ребенку самому дорисовать что-то необычное. Покажите на своем примере, как из простого крючка можно нарисовать гриб, машину или бабочку. Можно дорисовывать линии по очереди, описывать получившееся существо или растение – вариантов много.

8. Природные материалы. По сути, чем больше информации об окружающем мире вы дадите ребенку – тем быстрее у него будет развиваться воображение. Покажите ему, как лепить фигуры из песка, катать снежки или строить крепость, надувать мыльные пузыри, следить за формой облаков. Водите ребенка на экскурсии, обсуждайте, что ему понравилось, больше всего запомнилось. А вот «общение» с телевизором или компьютером лучше ограничивать. Можно сыграть в игру «представь себе». Вариантов ребенку можно предложить немало: представь, если бы пошел дождь из конфет, у людей было 4 ноги, медведи жили на деревьях, круглый год лежал снег. Сами тоже активно включайтесь в игру, ведь фантазировать вместе куда интереснее!

Воображение — фантазия, психическая деятельность человека, — важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Основная задача воображения — представление ожидаемого результата до его реального осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Различают два вида воображения:воссоздающее и творческое .

Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т. д.).

Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.

Воображение развивается в процессе творческой деятельности. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по- новому их осмысливает и оценивает. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать способы этой передачи. Возможности выбора таких способов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. В этом возрасте ребенок уже может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Творчество развивает и эстетические чувства. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках, викторинах и т. д. Ведь творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

При помощи творчества и воображения ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Дети в возрасте от 6 лет активно играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, парикмахерская, семья, детский сад и пр.

Следует учить ребенка искать решение, по возможности учитывая все возможные последствия.

Стимулируйте детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Космическое путешествие

◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый острой

◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

◈ Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

◈ У меня со старшей дочерью такой опыт — она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.

◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Сказки

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.

◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Кино

Необходимый инвентарь: видеокамера.

◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.

Воображение — неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра.

Наблюдения психологов

Воображение детей старшего дошкольного возраста реализуется в различных видах деятельности: рисование, конструирование, строительство, лепка, сюжетно-ролевые игры и т. д. В этот период появляется целенаправленность действий, игра становится менее спонтанной и более запланированной (согласно продуманному сценарию).

Игры, развивающие воображение у детей

«Несуществующая рыба» . Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

«Представь себя...» . В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

«Любимое животное». В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях. Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь). Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж. Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Наскальная живопись». Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи». Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать), загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

«Рассмеши меня» . В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные — слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

«Слепой художник». Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

Гусеница из камней

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький — хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!